Программа взаимодействия школы и семьи
методическая разработка по теме

Кобелева Елена Александровна

Воспитательная программа класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия школы и семьи

Подобная модель может быть внедрена на уровне каждого класса. С ее помощью каждый классный руководитель более компетентно исполняет свои функциональные обязанности в отношении семьи каждого учащегося класса.

Цель программы:

  • Создать условия  для конструктивного взаимодействия педагогов, обучающихся и родителей школы.
  • Обеспечить деятельность, направленную на решение воспитательно-оздоровительных задач.
  • Выявить с целью социальной адаптации детей из неблагополучных семей.
  • Создать условий для развития детей, формирования полноценной личности, обладающей системой ключевых компетенций.

Задачи программы:

  • Изучить образ жизни семьи.
  • Выяснить особенности семейного воспитания.
  • Выявить ожидания от взаимоотношения семьи и школы.
  • Выявить положение детей в системе внутрисемейных отношений.
  • Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
  • Найти путь оптимизации педагогического взаимодействия школы и семьи.
  • Учитывать и предупреждать асоциально-аморальное поведение обучающихся.
  • Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.
  • Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни
  • Включать семьи и общественность в  воспитательный процесс.

Направления деятельности:

  • Диагностика семьи.
  • Работа с нестандартными семьями (многодетными, неполными, неблагополучными) через администрацию школы, школьного инспектора ПДН, психологическую, социальную службы школы.
  • Организация полезного досуга.
  • Регулярное проведение родительских собраний и консультаций.  
  • Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности школы (соревнования, классные часы, праздники, экскурсии и т.д.).
  • Организация взаимного творчества.
  • Поощрение родителей, активно участвующих в жизни класса, школы.

В нашем обществе достаточно долгое время бытовало мнение о том, что ребенка должны воспитывать детские учреждения и что это является их прямой и непосредственной обязанностью. Причем в данной ситуации именно семья первой предъявляла обвинения в том случае, если результаты воспитания были плачевными. И по сегодняшний день мы сталкиваемся с такой ситуацией, когда школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения.

Такой подход к оценке деятельности школы и к оценке роли семьи в воспитании детей привел к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.

Задача школы - сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы. Это возможно лишь в том случае, если школа направит свои усилия не на порицание семейного воспитания, а на разъяснение родителям причин отклонений от нормы и создание возможных условий для коренного изменения самой сложной житейской ситуации.

Проблема целенаправленного, логично выстроенного воспитания учащихся, стоит перед школой также остро, как и перед родителями учеников. Однако пути решения этой проблемы в школе существенно отличаются от решения данной проблемы в семье. Задача школы - заложить в ребенке понимание того, что школа - это определенная социальная ступень, которую совершенно не нужно отождествлять с отчим домом. Воспитание детей в школе не должно подменять родительское воспитание. Оно должно продолжать его, а это возможно лишь в том случае, если семья доверяет школе, а школа оправдывает доверие семьи и помогает семье в становлении и взрослении ребенка.

Перед школой, которая занимается вопросами образования и воспитания учащихся стоит большая цель: она должна вооружить ребенка знаниями по основам наук, образовательный опыт поколений и помочь самоопределиться. Таким образом, отсюда естественно вытекают вопросы воспитательной сферы. Все воспитательные средства урока и внеурочной деятельности должны быть направлены на формирование механизмов самооценки и самовоспитания. Возможно ли самовоспитание ученика, формирование его самооценки без нравственного воспитания? Конечно же, нет. Нравственное воспитание учащихся в должно сопровождать весь процесс обучения, оно должно быть системным и продуманным и без участия в нем родителей учеников обойтись нельзя. С помощью школы родители должны видеть положительные примеры воспитания детей в семье, учиться видеть свои ошибки и предупреждать их, прогнозировать результаты своего воспитания на будущее. Родители должны видеть в педагогах людей, запрограммированных не на разрушение, а на созидание как личности самого ребенка, так и семьи своего ученика.

Именно в подростковом возрасте родители приходят к учителям и говорят о том, что ребенок, с которым еще совсем недавно были теплые и откровенные отношения, совершенно изменил свое отношение к семье.

В первую очередь родители обвиняют самого ребенка, не понимая того, что то, что раньше ему казалось смешным, понятным, повернулось совершенно иной стороной. Родительская любовь становится незначимой, «незаметной», повседневной, из общения между членами семьи исчезают доверие и искренность. Отец и мать не подозревают, что «проглядели» душевное становление своего ребенка.

Но не всегда родители бывают настолько педагогически слепыми. Немало таких отцов и матерей, которые «чувствуют» критическую ситуацию и умеют найти выход из нее. В задачу педагога входит не только определение, но и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи. Его особенности таковы:

  • жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семьи;
  • культурный и образовательный уровень родителей;
  • морально-психологический климат в семье;
  • традиции и обычаи семьи;
  • система ценностей и требований, предъявляемых в семье;
  • авторитет родителей в глазах детей;
  • степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.

Зная воспитательный потенциал семьи, педагог может и должен максимально помочь родителям в преодолении трудностей взросления их собственного ребенка. Для этого необходимо:

  • Помочь, родителям осознать необходимость решения проблемы.
  • Доказательно убедить родителей в ошибочности и несостоятельности их точки зрения на проблему.
  • Дать конкретные рекомендации по решению возникшей проблемы.        
  • Продумать и организовать наблюдение за решением возникшей проблемы.
  • Поддержать родителей и ребенка, помочь им поверить в возможность выхода из проблемной ситуации.
  • Свести к минимуму отрицательное влияние семьи на ребенка и максимально продемонстрировать положительное влияние семьи на ребенка.

Огромная работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей ученика. Классный руководитель должен направить свои усилия на разъяснение нравственных основ воспитания ребенка в семье, которые являются истоком формирования личности человека. Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.

Организуя работу по нравственному воспитанию с семьей, школа должна уделить самое серьезное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи. К ним относятся следующие законы, на основе которых в каждой семье зарождаются, формируются и укрепляются традиции и обычаи семьи.

Когда родители вовлечены в соуправление, они принимают на себя ответственность за результаты взаимодействия с общеобразовательным учреждением, в котором обучаются их дети.

В реальной практике взаимодействие семьи и школы может быть успешным, если представляет собой четко выстроенную систему на основе целевой комплексной программы.

Основные этапы построения системы взаимодействия семьи и школы.

Полноценные отношения между школой и родителями – отношения, которые удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В построении системы взаимодействия можно выделить пять этапов.

Первый этап – знакомство, на котором определяются общие цели, общие ценности и ресурсная база сторон. Наличие общих целей – важный фактор для построения взаимодействия. Помимо того, следует актуализировать и эксклюзивную полезность педагогического коллектива для детей и родителей. Очень важно, чтобы родители знали о том, что в школе, например, работают уникальные специалисты, что школа участвует в интересных проектах, или что именно в этой школе не забывают выпускников и т.д.

В этой связи на первом этапе необходимо провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит».

Было проведено анкетирование родителей.

Результаты анкетирования родителей:

  • интеллектуальные знания;
  • развитие способностей и творческого потенциала детей
  • помощь по вопросам воспитания и обучения
  • формирование общепринятой системы ценностей и норм поведения

Результаты анкетирования со стороны педагога-воспитателя:

  • сплочение школьного коллектива
  • всесторонние развитие личности
  • научить учиться для саморазвития и самосовершенствования
  • поддержка авторитета школы и учителя в глазах детей  

Основным итогом первого этапа должно стать желание родителей к осуществлению совместной с учреждением деятельности.

Второй этап – планирование и осуществление взаимодействия.

На этом этапе составляется план воспитательной работы (на уровне класса), определяется ресурсный потенциал участников взаимодействия. Большое значение имеет определение взаимной полезности участников – т.е., изучение возможностей (ресурсов) друг друга, позволяющее распределить усилия сторон  для достижения желаемого эффекта в совместной работе. В число родительских ресурсов могут входить не только материальные или технические ресурсы, но и временные, кадровые, социальные, а также мотивационные, т.е. готовность родителей включиться в жизнь школы, их потенциальная активность.

Так, например:

– оказывается помощь в предоставлении средств передвижения для организации экскурсий, посещения культурно-досуговых центров (Верютина Н.А.);

– происходит знакомство с разными видами профессиональной деятельности (Канунникова Г.И. помогла организовать экскурсию в музей железнодорожного депо г.Курска (она работает диспетчером))

– кадровая помощь оказывается Брежневой И.В., Канунниковой Г.И., они сопровождают детей во всех экскурсионных поездках.

Есть родители, которые охотно помогают в осуществлении всех задумок (Косиновы, Овсянниковы, Бабкины, Канунниковы, Сасина О.В., Абрамова Н.А, Шашкины, Каменева Т.П. и др.)

Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не 10—11 классах, а в 5-6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении.

Взросление по-разному протекает у подростков, но если при этом вся его предшествующая жизнь в семье была полноценной в моральном плане, если его отношения со сверстниками не вызывали трудностей, то, как правило, серьезных осложнений переход во взрослую жизнь больших затруднений не вызовет ни у самого подростка, ни у людей, его окружающих. Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья? Как она может помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для самих родителей?

В первую очередь, это всемерная эмоциональная поддержка своего ребенка. Какие бы метания не терзали ребенка, какими бы нелепыми эти метания не были с точки зрения взрослого, родители должны сопереживать, понимать, принимать и поддерживать свое дитя уже только потому, что они его родители.

Многие родители совершают ошибку в том, что обвиняют своего ребенка в наступившем взрослении. «Раз ты такой взрослый, значит, и разговаривать я буду с тобой по-взрослому", - говорят они. Попытка руководить ребенком, стремление родителей «раз и навсегда» поставить все на свои места зачастую приводит к краху детско-родительских отношений.

К большому сожалению, многие взрослые, педагоги и родители, забывают о том, что от первых проб и ошибок не застрахован ни один подросток - слишком велик соблазн неизведанного, слишком просты способы достижения многих соблазнов, слишком трудно противопоставить себя своим сверстникам. Общая цель семьи и школы - воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам.

Педагогические погрешности родителей могут быть связаны с определенными причинами, среди которых главными являются следующие:

  • неполная семья;
  • конфликтная атмосфера в семье;
  •  наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка;

—авторитарные методы воспитания;

  • излишняя порочная родительская любовь или отсутствие любви как таковой;
  • потеря авторитета родителей в глазах собственных детей в связи с определенной ситуацией и т. д.

В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка.

Мною проводился пед.лекторий для родителей по теме: «Проблемы подросткового возраста (взаимоотношения в семье)»

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Необходимо регулярно изучать мнение родителей о качестве процесса и результатах этой деятельности.

Основным итогом этого этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их определенная компетентность,  основанная на доверии к учреждению. Доверие, в свою очередь,  порождает  и  желание продолжать сотрудничество в тех формах, которые приемлемы для конкретной семьи.

Третий этап – непосредственно взаимодействие (реализация плана воспитательной работы).

Направление деятельности

Реализация плана воспитательной работы

Интеллектуально-познавательная

Осенний сбор актива на базе о/ц В. Терешковой

Посещение к/р «Родина»

Классный час «Борьба с вредными привычками» с представителем из КПЕ

Классный час «Сквернословие» с представителем из КПЕ

Военно-патриотическая

Подготовка и участие в смотре строя и песни

Празднование победы в ВОв

Трудовая

Труддесант «Школьный дворик»

Изготовление кормушек для птиц и участие в акции «Покормите птиц»

Спортивно-оздоровительная

Посещение ледового дворца «Арена» (катание на коньках)

Организация и участие в лыжной прогулке

Участие в областных соревнованиях по туризму в закрытых помещениях (шк 53) – Шашкин Д. II место

Участие в областных соревнованиях по траверсу (шк.53) Шашкин Д. III место; Андреева М. – IV место

Участие в областных соревнованиях по туризму в связках  (участие принимали 8 человек). Соревнования проходили в Курчатовском районе Дроняевской школе.

Совместный пеший поход в о/ц У.Громовой

Художественно-эстетическая

Совместная творческая деятельность детей и родителей в подготовке работ на конкурс «Осень золотая»

Участие в конкурсе «Сказочный лес»

Участие в благотворительной акции «Рождественский свет» (изготовление открыток)

Участие в фотовыставке «Моя Родина» (фотоработы родителей и детей)

Участие в фотоконкурсе «Город глазами юных курян»

Духовно-нравственная

Экскурсия в Коренную пустынь

экскурсия в г.Губкин и посещение мужского пещерного монастыря в Холках

участие в концерте «День мамы»

участие в концерте «Мои года – моё богатство»

экскурсия в Сергиево-Казанский Собор

КТД «День святого Валентина» (история знакомства моих родителей)

Проводы Масленицы (изготовление чучела, обеспечение материально-техническими ресурсами – 2 самовара)

Экологическая

Сбор макулатуры

Участие в фотоконкурсе «День птиц»

Досуговая

Организация занятости во внеурочное время, вовлечение детей в кружки «туризм» и «танцы»

Организация новогоднего огонька

Катание с горки на проводы масленицы

Организация поездки в боулинг

Четвертый этап – оценка промежуточных результатов (анкетирование, соц.опросы и последующая корректировка планов) будет производиться  в конце учебного года. 

 Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Вторым условием эффективного взаимодействия семьи и школы является долговременность отношений, т.е. нацеленность его участников на продолжительный и неоднократный характер взаимодействия. Третий признак эффективных отношений – взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности. Очень важно понимать, что не всегда родительская ответственность появляется сразу: она воспитывается так же, как и любое качество личности. Школе  необходимо четко определить, какой уровень ответственности может нести та или иная семья, и распределять свое внимание и поддержку семьям дифференцированно. Именно поэтому так велика роль обратной связи на всех этапах построения взаимодействия семьи и школы.

Структура такой модели взаимодействия семьи и общеобразовательного учреждения может представлять собой сочетание пяти направлений:

  • диагностика и изучение семьи;
  • просветительская работа, обучение родителей;
  • деятельность родительского актива;
  • включение родителей в воспитательный процесс;
  • подготовка учащихся к семейной жизни.

Очень важным направлением работы по реализации данной модели является психолого-педагогическая диагностика как инструментарий для выявления объективной оценки развития личности учащегося, наличии или отсутствия у педагогов, учащихся и их родителей чувства удовлетворенности жизнедеятельностью учреждения общего среднего образования и результатами процесса воспитания.

С целью изучения запросов родительской общественности  по организации образовательного процесса, психологического микроклимата семьи, мнения родителей об учреждении могут быть использованы следующие методики:

  • методика выявления мнения родителей об оказании образовательных услуг, оказании педагогической поддержки и необходимого педагогического просвещения;
  • анкетирование обучающихся с целью выявления уровня комфортности ребенка в семье;
  • методика исследования удовлетворенности  родителей работой школы.

Используя диагностический инструментарий, школа  имеет возможность объективно оценить профессионализм и компетентность педагогического коллектива  в сфере сотрудничества с семьей; запросы родителей по психолого-педагогическому просвещению и оказанию образовательных услуг; взаимоотношения взрослых и детей, семьи и учреждения. Результаты диагностики определяют стратегию по оптимизации взаимодействия семьи и школы в течение всего периода обучения ребенка в учреждения общего среднего образования.

Пятый этап - результат

Результативность данной работы может проявляться в различных аспектах: в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании; в том, какое место занимает ребенок в жизни родителей, чувствует ли он себя в ней защищенным и находится ли в безопасности; в осознании родителем значимости своей роли родителя.

Разностороннее развитие личности учащегося требует единства, согласованности действий семьи и школы в процессе его воспитания. Актуальная задача нашей деятельности  в современных условиях – обеспечить союз семьи и школы, в центре внимания которого должны находиться интересы личности ребенка.

Результат реализации данной модели будет выявлен в конце обучения (9, 11 класс)

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....

Педагогический совет "Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребёнка"

Разработка педсовета по улучшению совместной работы школы и семьи...

Взаимодействие школы и семьи - условие успешности ребенка.

«Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец», - писал В.А.Сухомлинский.Таким образом, необходимость и важн...

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка

Формы взаимодействия школы и семьи, их роль в воспитании ребенка...

Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"

Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы  и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...

Семья и школа.Взаимодействие школы и семьи в интересах личности ребенка.

    В период этапа развития Новой школы – школы XXI века в центре внимания, как и прежде, стоит ребёнок. Но без совместной работы семьи и школы невозможно воспитать личность, им...