Воспитание гражданственности
статья по теме

Москотельникова Наталья Владимировна

Выступление на ШМО кл. руководителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_np_shmo.docx24.6 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на ШМО классных руководителей по теме:

«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ»

26 марта 2012г.

Заместитель директора по УВР Москотельникова Н.В.

        В Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: «Система образования призвана обеспечить... воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью...». В Законе РФ «Об образовании» говорится, что одним из принципов государственной политики в области образования является воспитание гражданственности в духе уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье.

           К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности подрастающего поколения возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа [2, с. 112].

         Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал сознательную ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду. 

         Патриотизм – качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

          Настоящим (идеальным) патриотом можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью,

почитающего своих предков, растящего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, содержащего в надлежащем состоянии свое жилище (квартиру, подъезд, дом, двор) и постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях или организациях патриотической ориентации, т.е. направлены на объединение сограждан в целях достижения патриотических целей и совместного выполнения патриотических задач той или иной степени сложности и важности по обустройству и развитию своей Родины, по оздоровлению, умножению числа своих просвещенных соотечественников.

           Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

            Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм.

             Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами

член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные

интересы.

            Гражданственность предполагает освоение и реализацию своих прав и обязанностей по отношению к себе как личности, своей семье, обществу, Отечеству, планете в целом. Критериями гражданской культуры выступают уровень знаний и степень их реализации в соблюдении и выполнении гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека. Формирование гражданской культуры основывается на процессе постижения, освоения и присвоения учащимся нравственных ценностей: достоинства, честности, свободы. Содержание гражданской культуры направлено на формирование сообщества детей и взрослых, опирающегося на права человека и поощряющего достоинство и достижения каждого как условие развития правового государства.

           Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Становление гражданственности как качества личности определяется как субъективными усилиями педагогов, родителей, общественных организаций, так и объективными условиями функционирования общества - особенностями государственного устройства, уровнем правовой, политической, нравственной культуры общества.

Частные цели гражданского воспитания можно классифицировать (по признаку воздействия на сферы личности) на три группы: цели формирования гражданского сознания личности – представлений, взглядов, убеждений, идеалов; цели формирования эмоциональной сферы – чувств, переживаний, отношений; цели формирования поведения и участия в деятельности.

1) Цели формирования гражданского сознания личности – это философско-мировоззренческое самоопределение человека, убежденность в справедливости демократического устройства, истинности демократических и гуманистических ценностей; готовность к социальному и профессиональному самоопределению, национальное самосознание; осознание необходимости заботы об окружающей среде, сохранения и приумножения национальных культурно-исторических ценностей. Это развитие свободомыслия, сочетающегося с убеждением в необходимости личной ответственности и дисциплины, торжества закона и порядка, самостоятельность и независимость мышления.

2) Цели формирования эмоциональной сферы гражданина: развитое чувство верности и преданности Родине, дому, семье, уверенности в государстве как гаранте соблюдения демократических прав и свобод, чувства ответственности перед государством, долга, достоинства, гражданской чести, социального оптимизма; формирование эстетической оценки прекрасного и безобразного в жизни людей, общества.

3) Цели формирования гражданского поведения – это направленность на здоровый образ жизни, культуру досуга, достижение жизненного успеха, законопослушное поведение, сопротивление злу, подавление асоциальных инстинктов, национализма, жестокости и вандализма, формирование социальной активности, деловых качеств, предприимчивости, навыков общения, социальной мобильности, трудолюбия, готовности к службе в армии.

            В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и    гражданский долг. Гражданская ответственность «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков… Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом».            

              Гражданский долг - признание и принятие ответственности перед обществом, гражданином которого являешься, это совокупность юридических и нравственных обязанностей личности перед государством. В этом понятии отражаются не единичные поступки и действия, а общественное поведение человека в целом.

           Человека делает хорошим гражданином то, насколько качественно он выполняет возложенные на него функции, и каков его вклад в благополучие государства. Хорошему гражданину свойственны патриотизм и конституционализм: любовь к стране, уважение к закону и стремление к совершенству в рамках закона. Человек не станет хорошим гражданином до тех пор, пока не поймёт. Что это означает и зачем ему это нужно. Гражданственность – это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства.

          В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что ещѐ раз подчѐркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм [8, с.21].

          Социальный заказ для школы – подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения.

            В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [8, с.14].

          В этом же документе рассматриваются ступени формирования гражданина:

1-я ступень: Развитие и воспитание гражданина России начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека [8, с.19-20].

2-я ступень: Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду, образование и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

3-я ступень: Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации [8, С.20].

             Главная цель ОУ в объединении усилий семьи через постоянное творческое взаимодействие, сотрудничество и сотворчество; социума через партнѐрские связи с центрами дополнительного образования, другими внешкольными учреждениями и организациями, совместные дела. Только при этом условии возможен высокий результат деятельности образовательного учреждения.

        В условиях школы гражданственность и патриотизм традиционно формируются в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.

          Ведущее место в процессе становления гражданского, патриотического интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России. Содержание каждого школьного предмета наполнено возможностями формирования гражданственности. Следует отметить, что особую роль играют предметы «Обществознание», «Историческое краеведение», новый предмет в 4-5 классах «Основы религиозных культур и светской этики». Оптимальный результат достигается при деятельностном подходе организации усвоения учебного материала.

          Одно из ведущих мест отводится внеурочной деятельности по предмету, в ходе которой расширяются и углубляются знания, формируются универсальные учебные действия и гражданская позиция обучающихся, а так же внеурочная воспитательная деятельность в рамках школьной воспитательной программы и системы дополнительного образования.

           Гражданско-патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность образовательной системы школы по формированию у учащихся свойств, присущих характеристике гражданина, патриота своей страны:

- умение жить в условиях рынка, обеспечивая себе экономическую самостоятельность;

- способность интегрироваться в сложившуюся систему общественных отношений;

- умение устанавливать контакты с другими людьми;

- готовность к объединению для решения лично и общественно значимых проблем, к сотрудничеству и согласию;

- неприятие агрессии, жесткости, насилия над личностью;

- умение любить свою Родину.

В заключение, определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:

- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;

- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;

- надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;

- гражданственность созидательна, а значит, формировать еѐ надо через деятельность;

- нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.

         Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Воспитание гражданственности на уроках литературы в 10 классе при изучении Ф.И. Тютчева

В 1821 году Тютчев досрочно окончил словесное отделение Московского университета со степенью кандидата и более двадцати лет проработал в Германии и Италии на дипломатической службе. Но слава наш...

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

«Воспитание гражданственности на уроках истории на примере исторической личности»

В концепции модернизации Российского образования сказано, что важнейшей задачей воспитания является формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативн...

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ, ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К ПРАВАМ, СВОБОДАМ И ОБЯЗАННОСТЯМ ЧЕЛОВЕКА В МОУ «ЯЛГИНСКАЯ СОШ»

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, у...

Воспитание гражданственности на уроках истории

Статья рассказывает о разнообразных формах и приемах, используемых учителем для воспитания гражданственности на уроках истории. Особое место уделяется информационно-коммуникативным технологиям, благод...