Беседа для старшеклассников "Семья как субъект взаимодействия и развития личности ребенка."
классный час (11 класс) по теме

Орлова Надежда Викторовна

Семья является органической частью общества, её ячейкой, и выполняет ряд функций. Семья является сложным организмом, имеющим как  внутренние связи между членами данной группы, так и внешние связи с окружающим ее обществом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа для родителей.

Семья как субъект взаимодействия и развития личности ребёнка.

   Семья является сложным организмом, имеющим как внутренние связи между членами данной группы людей, так и внешние связи с окружающим её обществом. Семья – это система межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане, с одной стороны, защитить человека от манипулятивных воздействий общества, а с другой – приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального развития и функционирования.

Семья является органической частью общества, её ячейкой, и выполняет ряд функций. Важнейшие из них являются:

  • функция воспроизводства общества и продолжения рода (в биологическом и духовно-нравственном смысле): рождение и воспитание детей;
  • функция общения (она возникает еще до образования семьи);
  • функция организации быта и ведения совместного хозяйства;
  • функция поддержания физических и духовных сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи;
  • функция психологической защиты и эмоциональной поддержки каждого члена семьи;
  • функция создания условий для профессиональной деятельности, творческой работоспособности субъектов индивидуально-трудовой деятельности;
  • функция организации досуга;
  • функция создания гармонии интимных отношений супругов.

     Для семьи характерна определённая организационная структура, некоторая стройная система отношений. Тип отношений в семье определяется палитрой ролей, которыми являются роли мужа и жены, невестки и зятя, а впоследствии, матери и отца, бабушки и дедушки. При этом роли обусловлены нормами, традицией и культурой, с одной стороны, общества, а с другой – родительской семьи. Таким образом, психологи характеризуют семью как малую первичную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.
   Семья является сложной системой, состоящей из индивидов, однако сама она может быть частью более крупных систем – расширенной семьи, группы, общества в целом. Взаимодействие с этими более крупными системами создаёт значительную часть проблем и задач семьи, в том числе и систему поддержки. Кроме того, в семье существуют дифференцированные подсистемы. Такую подсистему представляет собой каждый член семьи или пара людей, например муж и жена, мать и ребенок. Более обширные подгруппы образуют новые поколения (дети), половые группы (дед, отец и сын) или функциональные группы (родительская подсистема). В рамках семейной системы особое значение, помимо индивида, имеют три подсистемы: супружеская, родительская и детская.
    Как и все живые организмы, семейная система имеет тенденцию как к самоподдержанию, так и к эволюции. Потребность в переменах может активизировать механизмы, противостоящие отклонениям, однако в целом система развивается в направлении возрастающей сложности.
    В семье складываются определённые нормы поведения, правила, регулирующие отношения между её членами, формируется стиль воспитания. На семейные отношения в значительной степени оказывают влияние стереотипы и традиции, перенесённые из родительских семей. В свою очередь, стили семейных взаимоотношений усваиваются детьми и в дальнейшим копируются ими во взрослой жизни.
    Существующие стили семейных взаимоотношений принято условно делить на три основные группы: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.
    Попустительский стиль обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, полное безразличие к делам и чувствам другого.
   Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную полярную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.
    Психологам удалось установить ряд стилей семейного воспитания, которые впоследствии становятся причинами различных психологических проблем ребенка. Следует отметить, что сам по себе тот или иной стиль воспитания не является абсолютно непригодным, он только препятствует нормальному психическому развитию ребенка. Так, например, гипоопека не травмирует психику, она лишь затрудняет развитие волевой сферы ребенка, что впоследствии приводит к проблемам во взаимодействии с другими людьми.
И.А.Фурманов, А.А.Аладьин, Н.В.Фурманова рассматривают следующие неблагоприятные стили семейного воспитания [29].
               
Потворствующая гиперпротекция. В такой семье ребенок находится в центре внимания. Все стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. При гиперопеке очень часто с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от трудностей жизни.
Из школьников, лишенных «бойцовских» качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Они склонны к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье – именно в ней истоки данного социально-психологического «уродства».
Этот тип воспитания содействует развитию таких черт характера у ребенка, которые проявляются в постоянно приподнятом настроении, повышенной психической активности с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца.
                 
Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У сверхактивных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые душевные волнения, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. При тревожных типах отклонений характера ребенка доминирующая гиперпротекция усиливает нервно-психическую слабость, проявляющуюся в повышенной утомляемости.
               
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки», которое проявляется в явном или скрытом эмоциональном отторжении. Ребенка демонстративно не любят. Поэтому на счет родительской любви у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему... Всего не перечесть.
Этот стиль формирует и усиливает склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезную педантичность. Кроме того, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с повышенной впечатлительностью.
             
Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие высокой тревожности, мнительности, нерешительности, склонности к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденций к образованию различных навязчивых идей и ритуальных действий.
           
Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях характера ребенка.
Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения также часто приводит и гиперопека, и иные виды неправильного воспитания – тут прямых пропорций между типом воспитания и видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гиперопека, завтра гипоопека, послезавтра еще что-то.
В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя у них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур — добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами.
Достаточно распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянет, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома). Что делать бедному ребенку? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания.
В процессе семейного взаимодействия с детьми родители могут выступать в трех видах ролей: «начальника», «руководителя и наставника» и «товарища». В ряде случаев такого разделения ролей не существует, и вообще роль родителя не выражена.
Анализ детско-родительские отношения можно сделать по трём основным составляющим:

  • реальное взаимодействие родителя с ребенком;
  • отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;
  • отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя.

           Основными свойствами благоприятной родительской позиции являются адекватность, динамичность, оптимистическая прогностичность. При этом родительское отношение рассматривается как подвижное образование, которое может меняться под воздействием различных факторов.
Н.Ю.Синягина выделяет группы семей по типу родительского отношения к ребёнку: «благоприятные» и «неблагоприятные», составляет их типичные профили:

Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка

Группа
семей

Подгруппа

Характеристика профиля родительского отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благоприятные

 

 

 

Понимающие

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях

 

Покровительствующие

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной

 

 

 

Безразличные

Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе

 

 

 

 

 

Неблагоприятные

 

 

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер

 

 

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью

 

Отстранённые

Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему

 

 

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживании ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны

 

Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. В ряде случаев, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и тенденцией пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию [26].
Процесс деформации семейных отношений может происходить постепенно. Признаками формирования семейного неблагополучия являются психологический микроклимат в семье, ролевое поведение членов семьи, наличие и выполнение норм и правил и др.
Психологическими критериями формирования неблагополучия семьи могут быть следующие показатели:

  • закрытие границы семьи с окружающим миром (члены семьи мало контактирую с соседями, родственниками, педагогами и др.);
  • низкий уровень эмоциональной поддержки членов семьи (нет взаимопонимания, взаимопомощи и психологической поддержки друг друга в семье);
  • низкий уровень автономии членов семьи (наличие симбиотических связей у членов семьи, преобладания понятия «МЫ» над «Я»);
  • ригидность норм и правил семьи, стереотипность поведения.

На функционирование семьи негативное влияние оказывают различные факторы социального риска. Таким образом, можно выделить пять факторов.
1. Социально-экономические факторы:
- низкий материальный уровень жизни семьи;
- плохие жилищные условия;
- отсутствие регулярных доходов;
2. Медико-социальные факторы:
- неблагоприятные экологические условия;
- инвалидность, хронические заболевания родителей, членов семьи;
- пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
- вредные условия работы.
3. Социально-демографические факторы:
- неполная семья;
- многодетная семья;
- семьи с повторным браком и сводными детьми.
4. Социально-психолого-педагогические факторы:
- семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей;
- педагогическая несостоятельность родителей;
- низкий общеобразовательный уровень и деформированные ценностные ориентации родителей.
5. Криминальные факторы:
- алкоголизм;
- наркомания;
- паразитический образ жизни;
- проявление насилия и садизма;
- наличие судимых членов семьи (принимающих нормы и традиции преступной субкультуры).
Негативное влияние социально-экономических факторов усиливается, когда низкий прожиточный уровень сочетается с низким общекультурным уровнем родителей.
Важным фактором, определяющим успешность семейной педагогики, является степень включенности ребенка во внутри семейное общение, совместный домашний труд, отдых, совместные заботы о распределении семейного бюджета и т.д.
Таким образом, коррекционно-реабилитационная работа с неблагополучными семьями строится, прежде всего, с учетом факторов социального риска,  которыми характеризуется каждая конкретная семья, и носит межведомственный характер и дифференцируется и координируется в зависимости от характеристики  семьи.

 


HTML код:
Ваш психолог. Работа психолога в школе
Код для форумов:
[URL=http:/vashpsixolog.ru]Ваш психолог. Работа психолога в школе[/URL].

Copyright © 2009 - 2014 Ваш психолог. Работа психолога в школе..



Уважаемы



Предварительный просмотр:

Беседа для родителей.

Семья как субъект взаимодействия и развития личности ребёнка.

   Семья является сложным организмом, имеющим как внутренние связи между членами данной группы людей, так и внешние связи с окружающим её обществом. Семья – это система межличностных взаимодействий, призванных в самом общем плане, с одной стороны, защитить человека от манипулятивных воздействий общества, а с другой – приспособить его к жизни в этом обществе, дать средства для нормального развития и функционирования.

Семья является органической частью общества, её ячейкой, и выполняет ряд функций. Важнейшие из них являются:

  • функция воспроизводства общества и продолжения рода (в биологическом и духовно-нравственном смысле): рождение и воспитание детей;
  • функция общения (она возникает еще до образования семьи);
  • функция организации быта и ведения совместного хозяйства;
  • функция поддержания физических и духовных сил, создание условий для полноценного развития каждого члена семьи;
  • функция психологической защиты и эмоциональной поддержки каждого члена семьи;
  • функция создания условий для профессиональной деятельности, творческой работоспособности субъектов индивидуально-трудовой деятельности;
  • функция организации досуга;
  • функция создания гармонии интимных отношений супругов.

     Для семьи характерна определённая организационная структура, некоторая стройная система отношений. Тип отношений в семье определяется палитрой ролей, которыми являются роли мужа и жены, невестки и зятя, а впоследствии, матери и отца, бабушки и дедушки. При этом роли обусловлены нормами, традицией и культурой, с одной стороны, общества, а с другой – родительской семьи. Таким образом, психологи характеризуют семью как малую первичную группу, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении.
   Семья является сложной системой, состоящей из индивидов, однако сама она может быть частью более крупных систем – расширенной семьи, группы, общества в целом. Взаимодействие с этими более крупными системами создаёт значительную часть проблем и задач семьи, в том числе и систему поддержки. Кроме того, в семье существуют дифференцированные подсистемы. Такую подсистему представляет собой каждый член семьи или пара людей, например муж и жена, мать и ребенок. Более обширные подгруппы образуют новые поколения (дети), половые группы (дед, отец и сын) или функциональные группы (родительская подсистема). В рамках семейной системы особое значение, помимо индивида, имеют три подсистемы: супружеская, родительская и детская.
    Как и все живые организмы, семейная система имеет тенденцию как к самоподдержанию, так и к эволюции. Потребность в переменах может активизировать механизмы, противостоящие отклонениям, однако в целом система развивается в направлении возрастающей сложности.
    В семье складываются определённые нормы поведения, правила, регулирующие отношения между её членами, формируется стиль воспитания. На семейные отношения в значительной степени оказывают влияние стереотипы и традиции, перенесённые из родительских семей. В свою очередь, стили семейных взаимоотношений усваиваются детьми и в дальнейшим копируются ими во взрослой жизни.
    Существующие стили семейных взаимоотношений принято условно делить на три основные группы: попустительский (либеральный), авторитарный и демократический.
    Попустительский стиль обычно проявляется в семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, полное безразличие к делам и чувствам другого.
   Два других – авторитарный и демократический – образуют своеобразную полярную шкалу. На одном полюсе шкалы царит жесткая авторитарность: безапелляционное и бесцеремонное отношение членов семьи, их жестокость, агрессия, диктат, черствость и холодность по отношению друг к другу, а на другом – коллегиальная демократия, предполагающая сотрудничество, взаимопомощь, развитую культуру чувств и эмоций, а также подлинное и полное равноправие всех участников семейного союза.
    Психологам удалось установить ряд стилей семейного воспитания, которые впоследствии становятся причинами различных психологических проблем ребенка. Следует отметить, что сам по себе тот или иной стиль воспитания не является абсолютно непригодным, он только препятствует нормальному психическому развитию ребенка. Так, например, гипоопека не травмирует психику, она лишь затрудняет развитие волевой сферы ребенка, что впоследствии приводит к проблемам во взаимодействии с другими людьми.
И.А.Фурманов, А.А.Аладьин, Н.В.Фурманова рассматривают следующие неблагоприятные стили семейного воспитания [29].
               
Потворствующая гиперпротекция. В такой семье ребенок находится в центре внимания. Все стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. При гиперопеке очень часто с ребенка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить элементарную самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители норовят внести свой вклад в изоляцию ребенка от трудностей жизни.
Из школьников, лишенных «бойцовских» качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфантильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Ученые называют таких людей конформными. Они склонны к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно заметно это у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье – именно в ней истоки данного социально-психологического «уродства».
Этот тип воспитания содействует развитию таких черт характера у ребенка, которые проявляются в постоянно приподнятом настроении, повышенной психической активности с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводя дело до конца.
                 
Доминирующая гиперпротекция. Ребенок также в центре внимания родителей, которые отдают ему много сил и времени, однако в то же время лишают его самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. У сверхактивных подростков такое воспитание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые душевные волнения, сопровождаемые резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. При тревожных типах отклонений характера ребенка доминирующая гиперпротекция усиливает нервно-психическую слабость, проявляющуюся в повышенной утомляемости.
               
Эмоциональное отвержение. В крайнем варианте — это воспитание по типу «Золушки», которое проявляется в явном или скрытом эмоциональном отторжении. Ребенка демонстративно не любят. Поэтому на счет родительской любви у него нет никаких иллюзий. Ребенок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учебой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему... Всего не перечесть.
Этот стиль формирует и усиливает склонность к злобно-тоскливому настроению с накапливающейся агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезную педантичность. Кроме того, ведет к декомпенсации и формированию невротических расстройств у подростков с повышенной впечатлительностью.
             
Повышенная моральная ответственность. Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к ребенку с пониженным вниманием к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует развитие высокой тревожности, мнительности, нерешительности, склонности к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждательству, тенденций к образованию различных навязчивых идей и ритуальных действий.
           
Гипопротекция (гипоопека). Ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им и не контролируют его. Приводит она к безнадзорности, замедлению формирования социальных навыков, к хулиганству и безделью. Такое воспитание особенно неблагоприятно при акцентуациях характера ребенка.
Однако нельзя забывать, что к этим формам нарушенного поведения также часто приводит и гиперопека, и иные виды неправильного воспитания – тут прямых пропорций между типом воспитания и видом нарушенного поведения нет. Да и виды воспитания тоже могут меняться: сегодня гиперопека, завтра гипоопека, послезавтра еще что-то.
В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя у них повышенную моральную ответственность. Все хорошо в меру, а когда все чересчур — добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами.
Достаточно распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянет, требуя от ребенка взаимоисключающих форм поведения (да еще и в школе нередко ему внушают совсем не то, что дома). Что делать бедному ребенку? Неврозами и другими нарушениями психики нередко расплачивается он за несогласованность и противоречивость воспитания.
В процессе семейного взаимодействия с детьми родители могут выступать в трех видах ролей: «начальника», «руководителя и наставника» и «товарища». В ряде случаев такого разделения ролей не существует, и вообще роль родителя не выражена.
Анализ детско-родительские отношения можно сделать по трём основным составляющим:

  • реальное взаимодействие родителя с ребенком;
  • отрефлексированное родителем отношение к ребенку и взаимодействие с ним;
  • отношение родителя к ребенку, подчиненное влиянию неосознанной мотивации родителя.

           Основными свойствами благоприятной родительской позиции являются адекватность, динамичность, оптимистическая прогностичность. При этом родительское отношение рассматривается как подвижное образование, которое может меняться под воздействием различных факторов.
Н.Ю.Синягина выделяет группы семей по типу родительского отношения к ребёнку: «благоприятные» и «неблагоприятные», составляет их типичные профили:

Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка

Группа
семей

Подгруппа

Характеристика профиля родительского отношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Благоприятные

 

 

 

Понимающие

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно и гибко реагируют на различные ситуации, способны встать на позицию ребенка, принять его точку зрения, диалогичны, понимают и принимают ребенка, каков он есть. Сензитивны, часто говорят о ребенке, переживают вместе с ним, способны защищать его в любых ситуациях

 

Покровительствующие

Хорошо знают своего ребенка, реально оценивают его и его поступки, адекватно реагируют на них. Однако в общении с ребенком занимают позицию старшего, не принимают диалог, считают свою точку зрения единственно правильной

 

 

 

Безразличные

Мало знают своего ребенка и не стремятся узнать больше, чаще заботятся о внешних результатах и фактах, нежели о причинах и переживаниях. Эмоциональное отношение к ребенку у них выражено слабо, часто такие родители заняты решением своих проблем. Однако их дети хорошо одеты, ухожены и научены поведению, требуемому в обществе

 

 

 

 

 

Неблагоприятные

 

 

Подавляющие

Отличаются наибольшей степенью эмоционального отвержения ребенка, большим количеством запретов, приказов. Родители уверены, что хорошо знают ребенка, но обычно не могут предсказать его поведение в различных ситуациях. Отношения отличаются напряженностью и носят синусоидальный характер

 

 

Тревожные

Родители этой группы отличаются повышенной тревожностью, неуверенностью, в реальности они неплохо знают своих детей, сензитивны по отношению к ним, но не уверены в правильности своего поведения и поэтому порой жестоки к ребенку. Отношения характеризуются неустойчивостью, амбивалентностью

 

Отстранённые

Родительская позиция крайне ригидна, полное отсутствие диалогичности в отношениях с ребенком, повышенные ожидания и требования на фоне значительной ориентации на ребенка и большой привязанности к нему

 

 

Отвергающие

Родители этой группы отстранены от ребенка, не желают вникать в его проблемы, уделять ему внимание, замечать изменения. Эмоциональное отношение выражено не ярко, преобладает элемент отвержения. Сфера чувств и переживании ребенка закрыты для них, они плохо знают своих детей, при этом их представления о ребенке достаточно адекватны

 

Качество детско-родительских отношений зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости. В ряде случаев, современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и тенденцией пренебрежением родительскими обязанностями и проявлением жестокости, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребенка, его благополучию [26].
Процесс деформации семейных отношений может происходить постепенно. Признаками формирования семейного неблагополучия являются психологический микроклимат в семье, ролевое поведение членов семьи, наличие и выполнение норм и правил и др.
Психологическими критериями формирования неблагополучия семьи могут быть следующие показатели:

  • закрытие границы семьи с окружающим миром (члены семьи мало контактирую с соседями, родственниками, педагогами и др.);
  • низкий уровень эмоциональной поддержки членов семьи (нет взаимопонимания, взаимопомощи и психологической поддержки друг друга в семье);
  • низкий уровень автономии членов семьи (наличие симбиотических связей у членов семьи, преобладания понятия «МЫ» над «Я»);
  • ригидность норм и правил семьи, стереотипность поведения.

На функционирование семьи негативное влияние оказывают различные факторы социального риска. Таким образом, можно выделить пять факторов.
1. Социально-экономические факторы:
- низкий материальный уровень жизни семьи;
- плохие жилищные условия;
- отсутствие регулярных доходов;
2. Медико-социальные факторы:
- неблагоприятные экологические условия;
- инвалидность, хронические заболевания родителей, членов семьи;
- пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами;
- вредные условия работы.
3. Социально-демографические факторы:
- неполная семья;
- многодетная семья;
- семьи с повторным браком и сводными детьми.
4. Социально-психолого-педагогические факторы:
- семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей;
- педагогическая несостоятельность родителей;
- низкий общеобразовательный уровень и деформированные ценностные ориентации родителей.
5. Криминальные факторы:
- алкоголизм;
- наркомания;
- паразитический образ жизни;
- проявление насилия и садизма;
- наличие судимых членов семьи (принимающих нормы и традиции преступной субкультуры).
Негативное влияние социально-экономических факторов усиливается, когда низкий прожиточный уровень сочетается с низким общекультурным уровнем родителей.
Важным фактором, определяющим успешность семейной педагогики, является степень включенности ребенка во внутри семейное общение, совместный домашний труд, отдых, совместные заботы о распределении семейного бюджета и т.д.
Таким образом, коррекционно-реабилитационная работа с неблагополучными семьями строится, прежде всего, с учетом факторов социального риска,  которыми характеризуется каждая конкретная семья, и носит межведомственный характер и дифференцируется и координируется в зависимости от характеристики  семьи.

 


HTML код:
Ваш психолог. Работа психолога в школе
Код для форумов:
[URL=http:/vashpsixolog.ru]Ваш психолог. Работа психолога в школе[/URL].

Copyright © 2009 - 2014 Ваш психолог. Работа психолога в школе..



Уважаемы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А.«Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка»(духовно-патриотическое воспитание)

Доклад классного руководителя Сопиной Л.А. «Взаимодействие семьи и школы в интересах развития личности ребенка» (духовно-патриотическое воспитание)   Патриотизм, патриотические чувства у дете...

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи.

Доклад на педагогическом совете школы "Создание оптимальных условий для развития личности ребенка посредством взаимодействия школы и семьи"....

Создание культурно – образовательной среды для развития личности ребенка на основе применения кейсово – сетевого метода взаимодействия в северном сетевом образовательном округе муниципального района «Агинский район»

Современный мир характеризуется своей динамичностью развития, неожиданными, а иногда непредсказуемыми жизненными ситуациями. Говорят «если бы знал, где упаду, то соломку бы постелил». Дать все  р...

Взаимодействие школы и семьи по развитию личности ребенка.

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным.Функции взаимодействия школы и...

Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка

Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным....

Методическая разработка "Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка"

Данная методическая разработка "Родительское собрание  как  средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка" может помочь в методике проведения родительских собра...

Стратегия взаимодействия ОДОД с семьей в процессе воспитания и развитие личности ребенка

Работа ОДОД образовательного учреждения с семьями обучающихся...