Игра "Счастливый случай", посвященная 60-летию образования Белгородской области
методическая разработка по теме

Кононыхина Любовь Антоновна

«Счастливый случай»

(урок-игра)

 

Цель: создание условий для комплексного повторения

            краеведческого материала по истории своей малой родины;

            контроль знаний учащихся по основным разделам

            изученного;

            развитие ценностных отношений к миру, людям, к себе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belg.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Должанская основная общеобразовательная школа»

   

( Игра, посвященная 60 - летию образования Белгородской области)

                                   Подготовила и провела

                        учитель истории

                                Кононыхина Любовь

              Антоновна

2014

«Счастливый случай»

(урок-игра)

Цель: создание условий для комплексного повторения

            краеведческого материала по истории своей малой родины;

            контроль знаний учащихся по основным разделам

            изученного;

            развитие ценностных отношений к миру, людям, к себе.

Оборудование: карта, плакаты, выставка книг, раздаточный

                             материал.

Ход занятия:

I. Введение в тему урока:

Хмельные ветры рожь колышут,

Короча стиснута в садах,

Встают у Яковлево вышки,

Дробится в Губкине руда,

Гремит состав за дальней рощей.

Руду,

цемент,

зерно давай!

                     Мой край –

                                          Родная Белгородчина –

                                                      Железорудный, хлебный край!

 В.Михалев.

О нашем крае можно говорить часами. И сделаем мы это в ходе игры «Счастливый случай».

Встречаются сегодня две команды – «Знатоки» и «Любознательные». В каждой команде назначается арбитр, который по окончанию игры выставит оценки каждому участнику своей команды, аргументировано обосновав ту или иную оценку. В течение игры он заполняет банк активности.

II. Ход игры:

1 гейм «Разминка»

На первый гейм, вот шутка,

Дана одна минутка.

Поспеши-ка, не зевай,

Правильный ответ давай!

Вопросы команде «Знатоки»

  1. Укажите причины, по которым Белгород получил столь красивое  название. ( Название обусловлено не только цветом местности (Белая гора), но также тем, что деревянные стены города в целях предотвращения гниения и для пожарной безопасности белились известью или мелом).
  2. В каком году была образована Белгородская губерния и какие известные города вошли в ее состав?( Белгородская губерния образована по указу императрицы ЕкатериныI 1(12) марта 1727 года и насчитывала 35 городов с уездами. Наиболее известные  из них: Курск, Брянск, Орел, Обоянь, Валуйки, Старый Оскол).
  3. Назовите основное занятие местных жителей в период позднего палеолита. ( Основным занятием местных жителей, живших сплоченным родовым коллективом, была облавная охота; занимались собирательством, а в конце палеолита освоили рыболовство).
  4. На сколько провинций делилась Белгородская губерния? ( На три: Белгородскую, Севскую, Орловскую).
  5. Когда был утвержден первый герб губернии и как он выглядел? (Герб утвержден в 1730 г. Изображение на гербе выглядело следующим образом: золотой лев, лежащий на зеленом поле, над ним на фоне синего неба – взлетающий черный орел).
  6. Какие отрасли промышленности имела наша область в прошлом? (Маслобойное, винокуренное, сахароварение).
  7. Какие продукты вывозили в прошлом из нашего края? (Сало, масло, мед, зерно, овощи, фрукты).

Вопросы команде «Любознательные»

  1. В каком году образован г. Белгород? Какой государь царь и великий князь посылал на поле на Донец … смотреть, где государю городы поставить…? (1596г.; Федор Иванович).
  2. Назовите первого белгородского губернатора. (Первым белгородским губернатором стал князь Юрий Юрьевич Трубецкой, оставивший о себе хорошую память у населения губернии).
  3. Территории каких современных областей входили в состав Белгородской губернии? ( Территории современных Белгородской, Курской, Орловской и части Брянской областей РФ, части Харьковской и Сумской областей Украины).
  4. Когда была упразднена Белгородская губерния? (23 мая 1779г. Белгородская губерния была упразднена).
  5. Назовите самую известную культуру периода палеолита. (Самой известной культурой этого периода была Костенковская культура.
  6. Где костенковцы создали настоящие мастерские? (В долине реки Оскол, богатой выходами качественного кремния, пригодного  для изготовления орудий труда, у сел Хохлово, Углово, Солоти, Знаменка костенковцы создали настоящие мастерские.
  7. Какими видами промыслов занимались в прошлом в нашем крае?( Кожевенное, пивоваренное, салотопное, канатное, маслобойное).

2 гейм  «Историческая карта»

Всем известно и не ново:

Карта – важная основа.

Битвы, действия и страны

Вам укажет неустанно.

Если есть у вас желание,

Приступаем. Всем внимание!

1 задание команде «Знатоки» - показать по карте географическое положение Валуйского района, с указанием  соседних районов.(Соседние районы: Волоконовский, Алексеевский, Вейделевский, Красногвардейский).

1 задание команде «Любознательные» - показать по карте географическое положение Белгородской области, с указанием соседних областей. (Курская, Воронежская, Харьковская, Луганская и Сумская области).

Общие вопросы:

  • На какой возвышенности расположена Белгородская область? (На Среднерусской возвышенности).
  • В состав какого центра России входит Белгородская область? (Центрально-Черноземный).
  • Где расположена наша область? (Юго-Западе России).
  • Какова площадь Белгородской области? ( 27,1 тыс.кв.км).
  • Какова общая длина границ области? (1150 км).
  • Как называется главный административный центр области? (г.Белгород).
  • Как называется главный административный центр нашего района? (г.Валуйки).
  • Какова протяженность области с севера на юг и с запада на восток? ( С севера на юг – около 190 км, а с запада на восток – около 270 км.).
  • Назовите и покажите города Белгородской области. (Белгород, Алексеевка, Валуйки, Грайворон, Губкин, Шебекино, Короча, Новый Оскол, Старый Оскол, Строитель, Бирюч).
  • Какие природные богатства области способствуют экономическому развитию края? (Железная руда,

стройматериалы).

3 гейм «Ты – мне, я – тебе»

Ты и я, ты и я –

Мы веселые друзья.

По вопросу зададим,

Посмеемся! Победим!

(Каждая команда задает по одному вопросу своим соперникам. Вопросы подготовлены заранее)

Вопрос команды «Знатоки»

Почему реку Ворскла так называют? ( Петр I обронил линзу из подзорной трубы и не найдя ее, дал название реке «Вор  скла»).

Вопрос команды «Любознательные»

Кто назвал нашу область за обилие садов «вторым Крымом»? (И.В.Мичурин).

4 гейм « Историческое прошлое Белгородского края».

…Прошлое – оно осталось с нами,

И вовеки, знаю, не умрет…

(Команды по очереди отвечают на вопросы).

  1. Какие племена славян жили на территории нашего края? (Северяне).
  2. Как называлось государство, в состав которого входила наша земля? (Киевская Русь).
  3. С какими кочевниками приходилось бороться славянам в VIII- XI вв.?  (Хазары, печенеги, половцы).
  4. В каком  произведении древнерусской литературы упоминаются наши земли? («Слово о полку Игореве»).
  5. Как назывались дороги, по которым татары шли из Крыма на Москву через наши земли? (Муравский шлях, Изюмский шлях, Кальмиусская дорога).
  6. Как называлась укрепленная линия, построенная в XVI веке от набегов татар? (Засечная черта – Белгородская черта).
  7. В каком году были заложены первые крепости в нашем крае?

         (1593,1596, 1599гг.)

     8. Какие первые  крепости были построены для защиты от татар?

          (Белгородская, Валуйская, Старооскольская).

     9. Как называли переселенцев-украинцев, бежавших из-под  

          гнета королевской  Польши и селившихся на землях

           Белгородчины?  (Черкасы).

     10. Какой полк участвовал в Полтавской битве 1709 г.?      

            (Белгородский полк).

      11. Был ли Петр I на нашей земле? (Да. В двух походах на Азов

            он был в Валуйках).

     

 12. Какие города принимали участие в восстаниях

       И.Болотникова? (г.Белгород, Старый Оскол, Валуйки).

 13. Жители каких городов нашего края принимали участие в

        восстании Ст.Разина? (г. Ст.Оскол, Новый Оскол, Валуйки,

         Белгород).

 14. Жители каких городов принимали участие в выступлениях

        Е.Пугачева? (Белгород, Короча, Валуйки, Ракитное, Красная

         Яруга, Алексеевка).

5 гейм «Литературная страничка»

   

    Чтение стихотворных строк, посвященных родной Белгородчине.

6 гейм «Заморочки из бочки»

Приложите вы старанья

Для последнего заданья!

(Побеждает команда, первой давшая ответ).

  1. Почему г.Белгород является городом – первого салюта?
  2. Опишите герб Белгородской области.
  3. Опишите герб Валуйского района.
  4. Назовите талантливого русского композитора, нашего земляка, который долгое время был крепостным, получил свободу лишь за 10 дней до своей смерти. (С.Дегтярев).
  5. Какой великий русский артист был крепостным, был нашим земляком? (М.С.Щепкин).
  6. Кто из детских писателей жил в нашем крае, в Ивне?      (А.П.Гайдар).
  7. Какие произведения были написаны А.Гайдаром в Ивне? («Синяя чашка», «Тимур и его команда»).
  8. Где родился художник А.И.Игнатьев. народный художник Киргизии? ( В Валуйках).
  9. Назовите летчика, совершившего беспримерный подвиг в годы Великой Отечественной войны в небе Белгородчины. (А.Горовец, сбивший 9 самолетов).
  10. Кто из будущих космонавтов воевал в небе Белгородчины? (Г.Береговой).
  11. Кто из летчиков, ставших неоднократным Героем, начинал свой путь в небе Белгородчины, вылетая из Уразовского аэродрома? (И.Кожедуб).
  12. Назовите выдающегося полководца, родившегося на нашей земле. (Н.Ф.Ватутин).
  13. Как называлась ж/д ветка, построенная в годы войны за 32 дня? (Старый скол – Ржава).

7 гейм «Хронологический»

Хоть немножечко устали,

Силу знаний показали.

И еще один шажок –

В цифры прошлого прыжок.

(Команды получают одинаковое задание: сопоставить события и даты. Побеждает та команда, которая первой дает правильный ответ).

События.                                                             Даты.

1. Образование Белгородской области.         А). 5 августа 1943 г.

2. Сформирован Белгородский полк.             Б).6 января 1954 г.

3. Освобожден г. Белгород.                             В). 1658 г.

4. Утвержден герб г. Белгорода                      Г). 1779 г.

5. Упразднена Белгородская губерния.         Д). 1730 г.

III. Окончание игры, подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный нестандартный урок-игра, посвященный 65-летию образования Сахалинской области. КВН на тему:"Сахалин-моя малая Родина"

Формировать у учащихся целостное представление о географии своего края через интеграцию предметных знаний,полученных на уроках....

Урок – игра «Счастливый случай», посвященная 60 - летию образования Белгородской области

Данный материал может использоваться как краеведческий материал по истории Белгородчины, при разработке классных часов, для учащихся основной и старшей ступени обучения, массовых мероприятий к 60-лети...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны и 400 – летию Дома Романовых

сценарий выступления в интеллектуальной игре обучающихся «Во славу Отечества», посвященной 70 – летию освобождения Калужской области от немецко – фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной во...

Методическая разработка квеста, посвященного 80-летию образования Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа

В целях актуализации знаний учащихся  по истории родного края разработан квест для средних классов. Квест состоит из 4 этапов, за прохождение которых команда набирает определенное количество балл...

Историческая Игра «Счастливый случай», посвященной 1155-летию Российской государственности 6 класс.

Историческая игра "Счастливый случай" посвященная 1155-летию Российской государственности. Была использованна на " Неделе Истории" в 6 классе. Игровая технология позволяет учащимся...