Обобщение опыта по теме :"Формы и методы проведения классного часа"
методическая разработка (9 класс) по теме

Патрина Елена Геннадьевна

В данной работе кратко описаны , что собой представляет воспитание человека и как через работу на класных часах  можно просвещать, направлять и ориентировать обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_metody_prov_kl_chasa.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия города Волжского

Обобщение опыта по теме :

« Формы  и методы проведения классного часа»

Составитель: классный руководитель, учитель физики

 Патрина Е.Г.

Волжский

Начало.  

Подготовить цветные  фигурки, для участников и на столы. Участники рассаживаются согласно выбранному цвету . Звучит музыка

Приветствие. Как учителю физики ,мне понятно с чего начинается познание, с удивления. А вот с чего начинается воспитание?

А воспитание начинается с незаметного, казалось бы , на первый взгляд,  участия в жизни ребенка и дальнейшего формирования его как личности.  

Новорожденные везде плачут одинаково. Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки. Это - результат воспитания.

 Сюнь-цзы

Воспитание имеет целью сделать человека самостоятельным существом, то есть существом со свободной волей. - Г. Гегель

У всякого человека бывает два воспитания: одно, которое ему дают другие, и другое, более важное, которое он дает себе сам. - Э. Гиббон

Сказать, что сегодня я буду воспитывать, а  завтра- нет, это значит ни сделать ничего.

Воспитание человека – это организация взаимодействия с окружающим миром с целью развития в человеке всех его потенциальных возможностей, которые  и позволяют быть человеком думающим, нравственным и созидающим.

Но можно выделить время, когда предметом разговора будет именно воспитание. Время когда, посеев зернышко, развития  или формирования тех или иных качеств, даст в дальнейшем хороший результат .

А специально отведенным временем для  решения поставленных задач  является классный час.

Классный час.

И сегодня мы с вами поговорим о формах и методах проведения классного часа( Тема обобщения опыта)

Я вас познакомлю  или напомню еще раз

  1. Что понимается под формой воспитательной работы, как классный час
  2. Какие  функции выполняет  классный  час
  3. Как подготовиться к классному часу
  4. Каковы структура  проведения  классного часа
  5. Что определяет форму классного часа
  6. Формы  проведения  классного часа
  7. Методы проведения классного часа
  8. Как я использую различные формы и методы проведения  классных часов, т.е  своими наработками( Цель)

1.Необходимо выяснить, прежде всего, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой ВР, как классный час. Возьмём и обратимся к высказываниям известных учёных:

О нем говорят:

«Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками»

В.П.Сазонов

«Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя»

Л.И.Маленкова

это форма воспитательной работы классного руководителя в классе, при которой ученики принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Исходя из названных определений классного часа, можно выделить определённые черту: Это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия  или форма организации воспитательной работы с учащимися.

.2.Какие же  функции выполняет классный час?

По мнению Н. Е. Щурковой и Н. С. Финданцевич,  классный час выполняет следующие воспитательные функции:

просветительную, ориентирующую и направляющую.

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, и другим наукам.. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.

Ориентирующая функция состоит в формировании у обучающихся определенного отношения к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая — его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики обучащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни детей их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию..

Чаще всего классный час одновременно выполняет все три указанные функции: он и просвещает, и ориентирует, и направляет учащихся.

3.Как подготовиться к классному часу

Подготовка классного руководителя к классному часу предполагает следующие действия:

  1. определение темы классного часа, формулировка его цели исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
  2. тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа (актуальность, связь с жизнью, опыт учащихся, соответствие возрастным особенностям, образность и эмоциональность, логичность и последовательность);
  3. составление плана подготовки и проведения классного часа; следует предусмотреть привлечение обучающихся к активной деятельности( подготовка презентации по теме, сообщения, )

  1. подбор наглядных пособий и музыкального оформления (если они уместны для данного классного часа),

  1. подготовка помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;
  2. определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения воспитательного часа;
  3. использование разнообразных методов и приемов, воздействующих на сознание, чувства и поведение молодых людей, повышающих интерес и внимание к обсуждаемой проблеме;
  4. рефлексия

4 .Какова структура проведения классного часа? Его основные части

В структурном отношении классный час состоит из трех частей: вступительной, основной и заключительной.

Назначение вступительной части: активизировать внимание учеников, мотивация, целеполагание

Цели основной части определяются воспитательными задачами классного часа. Предоставление необходимой информации, интерактивное упражнение

. Во время заключительной части важно стимулировать потребность обучающихся в самовоспитании, их желание внести изменения в работу класса., подведение итогов, рефлексия, анонс следующего занятия

5.Что  определяет  ту или иную форму проведения классного часа?

Конечно же, воспитательные цели,  которые  мы ставим перед собой и обучающимися и формулируются они  согласно программе Щурковой. Н. С., в которой  каждый временной период развития ребенка включает  5 основных компонентов( таблица)

  • Ключевые ценности
  • Ключевые понятия
  • Задача- доминанта
  • Задача педагога
  • Конечный результат

6.Часы классного руководителя очень разнообразны по содержанию использованию методов и приемов

В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения.

Пассивные: где учащиеся выступают в роли “объекта” обучения, которые должны усвоить и воспроизвести материал, который передается им учителем- источником знаний. Основные методы -  методы репродуктивного обучения  лекция, семинар, рассказ, беседа

Активные: где обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это -Методы репродуктивного обучения:

Упражнения, Практикум, Проблемное изложение, Частично-поисковый (эвристический, или сократический)

Интерактивные: От англ. (inter - “между”; act – “действие”) таким образом дословный перевод обозначает интерактивные методы – позволяющие учится взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога.  Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся.

Использование тех или иных методов зависит от разных причин: цели занятия, опытности участников и преподавателя, их вкуса. Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одно и тоже название используется для обозначения различного содержания, и наоборот одни и те же методы встречаются под разными именами. На классном часе можно интегрировать методы.

Я не буду акцентировать внимание на интерактивных методах , поскольку в соей работе я применяю различные методы обучения.

Основные интерактивные методы

1. Творческие задания.

2. Работа в малых группах.

3. Обучающие игры.

3.1. Ролевые.

3.2. Деловые.

3.3. Образовательные.

4. Использование общественных ресурсов.

4.1. Приглашение специалиста.

4.2. Экскурсии.

4.3  Интервью

5. Социальные проекты.

5.1. Соревнования.

5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

    Социальные проекты

     Радио и газеты

     Фильмы, спектакли, выставки, представления, сказки

Немного расскажу о тех классных часах, которые я проводила и какие методы при этом применяла

№1    Интегрированный классный час среди учащихся 9 и 10 классов. Проводился вместе с Кузиной Т.Ю.

Классный час : «Мы выбираем, нас выбирают.»

Цель: Выяснить, каковы критерии привлекательности юношей и девушек. Что важно: красота, порядочность, материальные блага? Привлекателен ли ты для себя…?

 Подготовка: Написать объявление о  знакомстве. Каждый должен был написать о себе.

Были такие: 16/165/48 Я вредная, капризная, добрая, щедрая. Человек настроения с чувством юмора, серьезная, экспрессивная, впечатлительная, слишком сентиментальная. Я не люблю, когда ко мне относятся потребительски люди, которые мне близки, воспринимаю все близко к сердцу. Чужие проблемы принимаю, как свои, слишком ответственна.

Умный, красивый,  спортивного телосложения, добрый, люблю детей,  без вредных привычек,  оптимизм, жизнерадостный,  романтик, хорошо зарабатываю, жильем обеспечен

Метод:   Ролевая игра с элементами эксперимента

Прием: Фрагмент из фильма в начале классного часа

Суть: Нужно было выбрать сообща не более 7 привлекательных, на ваш взгляд, объявлений. После девушки зачитывали объявления, а юноши отмечали на листочке ,что важно для девушек,  и озвучивали, а затем юноши зачитывали, а девушки -отмечали, что важно для юношей и озвучивали.

 Но ,в этих объявлениях был подвох, часть объявлений была написана о реальных людях. А часть об идеальных с точки зрения того, кто писал. Они помечены сзади нулем . Посчитайте, сколько у вас таковых?

Презентация: Проанализировав объявления девушек и юношей, мы составили рейтинг  параметров, которые по   мнению молодых людей ( девушек и юношей) привлекательны для  противоположного пола?

Вывод: 

  • невозможно четко выделить единые для всего человечества критерии привлекательности полов
  • .  Каждый человек привлекателен по-своему. Главное, наверное, чтобы человек, верил в себя, самосовершенствовался, был интересен сам себе, тогда он непременно будет интересен для окружающих.

№2     Классный час : Курить или жить

Цель:  Создание плаката для конкурса «  Волжский- территория здоровья»

Формирования здорового образа жизни

Подготовка:

Подготовка сообщений по вопросам

Какое влияние курение оказывает на здоровье

Какое влияние курение и  наркотики оказывают на судьбу человека

Какова статистика курящих юношей и девушек за 2008 год

Работа в малых группах по вопросам:

Перечислить причины, которые толкают подростка на употребление алкоголя, табака и курения

Перечислить профилактические меры, необходимые для  снижения процента курящих девушек и юношей.

Создание эскиза к плакату « Волжский-территория здоровья»

Результат: Создание плаката на конкурс

№3    Классный час : « Российская  армия. Мой взгляд. Мой выбор»

Цель: : Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина- патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное время.

  1. Познакомить обучающихся  со статьей  59 Конституции РФ
  2. Познакомить обучающихся с законом  о Воинской обязанности и военной службе
  3. Познакомить с видами войск РФ
  4. Рассмотреть ряд вопросов, связанных со службой в Вооруженных силах
  5. Узнать мнение обучающихся  на предмет воинской службы

Подготовка  : встреча с начальником первого отделения Микульчина  Игоря Васильевича  Волжского военкомата .Видеосъемка и интервью вместе с детьми.

Подготовка ведущих классного часа( девочки-2)

Применяла метод  обсуждение сложных вопросов по проблеме( дискуссия)

Формулировка мысли или позиции: Служить в армии обязан каждый юноша

Класс делился на 2 группы.

1 группа- перечисляет аргументы, разделяющее данную позицию

2 группа- перечисляет аргументы, не поддерживающие данную позицию

Решение :  Закон о Воинской обязанности и военной службе

Гражданин мужского пола от 18 до 27 лет, состоящий на воинском учете, не имеющий право на освобождение или отсрочку от призыва подлежит призыву на воинскую службу

 Метод – использование общественных ресурсов

Приглашение специалиста. Но поскольку  у специалистов не всегда получается к нам придти, то к ним пошли мы и взяли интервью у начальника 1 отделения .

 

Мы( вместе с детьми)  составили список вопросов совместно с детьми, а на классном часу  каждый желающий мог озвучить интересующий его вопрос и получить ответ
( Ответы были заранее подготовлены)

Список вопросов

1  Есть ли у ребят возможность подготовиться к воинской службе?    

2  Как же решаются проблемы с дедовщиной?

3  Дайте краткую характеристику идеального призывника, т. е. какими физическими и психологическими особенностями должен обладать призывник  

 4  Есть ли право выбора у призывника рода войск для прохождения службы в вооруженных силах Российской армии?

5  В какие воинские части, как правило, распределяют призывников нашего города? Учитываются ли физические  и физиологические данные призывника?

6  Дают ли отсрочку для поступления в институт, если  тебе 18 лет

7  По каким причинам в армию не призывают?

8  В  каких высших учебных заведениях  города Волжского или Волгограда  есть военная кафедра?

9 Как осуществляется призыв на воинскую службу?

10 Когда проводится подготовка в учебных заведениях « Росто»?

11  Граждане ,какой категории имеют право на отсрочку от службы в армии?

12  Требования , предъявляемые призывнику для службы в ВДВ, ракетные войска?

№4   Классный час:« Мы этой памяти верны», посвященный ВОВ»

Цель Воспитание  чувства ответственности и уважения перед, героями, победителями  в Великой  Отечественной Войне, формирование чувства патриотизма

Подготовка: Подбор музыкального сопровождения. Почему? Музыка может передать те эмоции, которые словами невозможно передать

Подготовка презентации по теме: История праздника 9 мая ( ученик)

Вступительная часть классного часа  прошла в форме беседы

Вопросы для обсуждения

  1. Были ли в вашей семье родственники, участвовавшие в великой отечественной войне.
  2. Почему необходимо помнить Великую отечественную войну и участников этой войны.

  1. Почему в нашей стране день Победы отмечают 9 мая, а в США – 8 мая?   (8. 09- день, когда в 22.43 по центральноевропейскому времени была подписана безоговорочная капитуляции нацистской Германии, а по московскому времени- 0.43 минуты)
  2. В каком году в Советском союзе день Победы стал впервые нерабочим днем? ( 1965 году)
  3. Приняв, капитуляцию Советский союз не подписал мир с Германией, т.е. остался с Германией в состоянии войны. В каком году война с Германией была окончена? (21 января 1955г)

В Заключительной части

Детям были предложены отрывки  песен военных лет и нужно было назвать фильм, в котором эта песня впервые прозвучала

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: « Технология подготовки и проведения классного часа»

Доклад по теме:« Технология подготовки и проведения классного часа»...

Формы и виды проведения классного часа (Презентация)

Кратко охарактеризованы основные формы и виды проведения классного часа...

Обобщение опыта по теме "Использование игровых методов на уроках английского языка как средство стимулирования познавательной активности подростков"

Обобщение личного педагогического опыта учителя первой категории Логиновой Людмилы Ивановны по преподаванию дисциплины английский язык на базе МОУ "Головинская СОШ" Белгородского района Белгородской о...

Обобщение опыта по теме: «Формы учебной деятельности в условиях личностно-ориентированной педагогической системы».

Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития, формирования. Чтобы овладеть педагогическим мастерством, надо много знать и уметь. Нужно в совершенстве владеть но...