Классный час "Роль Кузьмы Минина в судьбе России".
классный час (6 класс) на тему

Зайцева Татьяна Владимиривна

Классный час ко Дню народного единства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx400.99 КБ
Файл kl_chas.pptx2.34 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

На тему:

Роль Кузьмы Минина в судьбе России.

6 класс.

2011 г.

Цель:

  • дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г.;
  • воспитывать интерес к изучению истории своей страны.

Ход классного часа.

Вступительное слово классного руководителя:

 Ребята! Еще совсем недавно вы читали стихи и пели песни, прощаясь с начальной школой. Сегодня вы – пятиклассники! И не просто пятиклассники – ученики средней школы. Вы многое уже умеете, многому научились в начальной школе.

международной темы года Кузьмы Минина в Нижегородской области. «Роль Кузьмы Минина в истории России ничуть не уступает по масштабам и значению роли Жанны д`Арк в истории Франции. Мы стремимся, чтобы подвиг нашего земляка, который спас страну в начале 17 века, стал осознанным фактом мировой истории»,

Четвёртого ноября в нашей стране отмечается праздник - День народного единства. Знаете ли вы, в память о каких событиях установлен этот праздник? Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных интервентов. Русские люди всегда любили свою Родину. Во имя её они не щадили своих жизней, во имя её они совершали подвиги, проявляли доблесть и героизм. Ей посвящали песни, слагали былины, сочиняли стихи.

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"? К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а ещё - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Посмотрите на эту картину. Знаете ли вы, что за памятник изображён на ней? На постаменте его начертаны слова: "Гражданину Минину и Пожарскому благодарная Россия". За что же Россия оказала уважение этим людям?

Вернёмся в начало 17 века. В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия "прирожденных государей". После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождал их от налогов. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, стараясь удержать рост цен. Но это не помогло. Цена на хлеб увеличилась в сто раз.

Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.

13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.

В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем. В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение. Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Д. М. Пожарского. Скоро к нижегородцам примкнули и другие города. В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе.

Духовным знаменьем ополченцев стала икона Божьей Матери «Казанская», сопровождающая их из Нижнего Новгорода и, по преданию, присланная туда казанцами.

 В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Заслуга Минина в том, что он сумел начать дело, организовать его, воодушевить им народ и довести до конца

 Князь Пожарский, став во главе ополчения, принял всю власть над русской землей, но остался скромен и прост в обращении. Он никогда не стремился к исключительному влиянию на людей и события.

После победы в Москве собрался Земский собор, выбравший на престол Михаила Романова.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. Среди злобы, корыстолюбия и отчаяния, охвативших народ, они напомнили о том, что нет больше подвига, как отдать жизнь за брата свого. Выходец из народа Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский! Все их помыслы, вся воля были устремлены к спасению Родины и веры отцовской. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну. День освобождения Москвы от захватчиков празднуют как День народного единства. Этот праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям - единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

Роса состоит из росинок,

 Из капелек пара - туман,

 Песок - из мельчайших песчинок

 Россия - из россиян.

 Мы вместе: волжане, уральцы,

 Поморы и степняки -

 Похожи на крепкие пальцы

 Большой работящей руки.

 Мы вместе: калмыки, чуваши,

 Буряты, якуты, мордва

 Опорой единственной нашей

 Всегда остается Москва.

 Земля и вода - неразрывны,

 Как берег или река,

 Неразделимы ливни,

 И ветер, и облака.

 У радуги - нет половинок

 И если волна- то волна,

 И нету полуросинок

 Вот так и Россия одна!

(В. Крючков)

Какое ещё название имеет этот праздник? День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речовку:

Главное - вместе!

 Главное - дружно!

 Главное - с сердцем горящим в груди!

 Нам равнодушие не нужно!

 Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Кузьма Минин Дмитрий Пожарский

Слайд 3

Почему это время назвали «смутным»?

Слайд 5

Борис Годунов

Слайд 6

Сигизмунд II Август

Слайд 7

Казанская икона Божьей Матери


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "К. Минин - патриот Земли русской"

Данный материал содержит подробный ход классного часа и презентацию к нему....

Методическая разработка внеклассного мероприятия по истории. Интерактивная экскурсия «Повседневная жизнь русского народа во времена Кузьмы Минина»

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 7-х классов. Интерактивная экскурсия "Повседневная жизнь россиян во времена Кузьмы Минина"...

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Данная презентация поможет ученикам 5-6 класса в изучении личности в истории России. Можно использовать на классном часу....

Судьба потомков Пушкина в судьбе России

В исследовательской работе подробно рассматривается материал, связанный с детьми А.С.Пушкина, их жизнью. Значительное место в работе занимает информация о потомках А.С.Пушкина, известных и проживающих...

Презентация к работе "Судьба потомков Пушкина в судьбе России"

Презентация содержит иллюстративный материал (рисунки, портерты, фотодиаграммы)...

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЕДИНСТВО. КУЗЬМА МИНИН И КНЯЗЬ ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ

Цель урока:Познакомить учащихся с гражданским подвигом Кузьмы Ми­нина, Дмитрия Пожарского, патриарха Гермогена и русского на­рода.Задачи:Развивать  у детей умение анализировать, сравнивать и обоб...

Презентация к классному часу по теме " Кузьма Минин"

Кузьма Минин -патриот земли русской и наш земляк, один из руководителей второго народного ополчения 1611-1612 годов....