Программа по патриотическому воспитанию "Я - гражданин России"
методическая разработка (7 класс) по теме

Людмила Петровна Мидакова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа патриотического воспитания

«Я -  гражданин России»

в МБОУ «Кукшумская ООШ»

Разработала классный руководитель 7 класса Мидакова Л.П.

«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине,
а человеческое достоинство – силою его патриотизма».

Н.Г. Чернышевский

Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Так через народный фольклор, живопись, искусство ребята знакомятся с историей родного края. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, беседы. Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.

Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, обществознания, в процессе внеклассной работы, во время проведения праздников, связанных с государственными символами Отечества.

Традиционно важное место в данной программе занимает деятельность краеведческого кружка «Следопыт»  и школьный музей боевой и трудовой славы. Школьный музей это не только музейные выставки в стенах школы, но и многообразные формы деятельности школьников, включающие в себя поиск и сбор материалов, работу в походах, встречи с людьми, запись их воспоминаний, организацию экспозиций и выставок, праздников и встреч.

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка учащейся молодёжи к службе в армии.  Наряду с досуговыми мероприятиями ведётся работа по оказанию помощи и поддержки одиноким пожилым людям.  Проводятся акции «Милосердие», «Поздравь ветерана» и т.д.  

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие у обучающихся социально значимых ценностей – гражданственности и патриотизма; воспитание у молодежи таких качеств личности, как трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, семье.

Цели программы:

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

 Срок реализации программы:  2011 – 2015 г.г.

В качестве основных задач выступают:

1. Повышение качества патриотического воспитания в школе.

2. Реализация программы мероприятий патриотического направления с последующей оценкой качества результативности.

3. Обновление содержания патриотического воспитания, расширение спектра активных форм и методов работы по данному направлению.

4. Усиление взаимодействия с муниципальными учреждениями дополнительного образования детей, муниципальными образовательными учреждениями и учреждениями культуры по вопросам патриотического воспитания.

5. Усиление роли семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Разработана на основе традиций воспитательной системы школы, основными составляющими которой являются:

  • Изучение школьниками истории Отечества и своей малой родины;
  • Работа по сохранению и укреплению здоровья участников образовательного процесса;
  • Эстетическое развитие школьников;
  • Экологическая деятельность.

Предполагаемые результаты реализации программы:

  • Развитие у учащихся любви к Родине, родному краю, школе;
  • Формирование у школьников готовности к защите Родины;
  • Повышение интереса у учащихся к военно-патриотическим видам спорта, развитие физических волевых качеств;
  • Воспитание у школьников уважения к подвигу отцов;
  • Активизация творческого потенциала учащихся;
  • Развитие у школьников интереса к углубленному изучению истории своего края и Отечества;
  • Активизация поисковой ученической работы в школе;
  • Сохранение и укрепление физического и духовного здоровья учащихся, повышение эффективности деятельности по охране здоровья учащихся;
  • Привлечение широкой общественности к участию в работе по патриотическому воспитанию школьников;
  • Активизация потенциала ветеранов в воспитании подрастающего поколения.

Направления деятельности:

1.Работа с семьей

Работа направлена на тесное сотрудничество с семьей, проведение совместных праздников. Воспитание уважения к родным.

2. Духовно-нравственное воспитание

В ходе проведения дел в рамках реализации этого направления программы школьники изучают летопись Великой Отечественной войны, участвуют в читательских конференциях, устных журналах, интеллектуальных играх. Они оказывают шефскую помощь ветеранам войны, ухаживают за памятником павшим воинам.

        3.Историко-краеведческое направление

Это направление предполагает:

  • Изучение истории своего края,  в ходе поисково-исследовательской работы, написания рефератов, выступления на научных ученических конференциях;
  • Проведение экскурсий, походов, встреч с ветеранами войны и труда, интересными людьми;
  • Проведение мероприятий, посвященных памятным датам истории;
  • Поддержание культурных традиций школы в ходе участия традиционных праздников школы, краеведческих викторинах, конкурсах, выставках.

4.Гражданско-патриотическое воспитание

Подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах РФ, ориентация учащихся на военные профессии - таково основное содержание этого направления программы патриотического воспитания. Оно предполагает проведения уроков мужества.  Пропаганда воинской доблести и славы предусматривает встречи школьников с военнослужащими, ветеранами войны, конкурсы рисунков и сочинений «История боевой награды», конкурсы чтецов «О доблести, о подвигах, о славе», акцию «Письмо солдату», мероприятия по изучению военной истории Отечества.

5. Спортивно-патриотическое воспитание

Приобщение всех учащихся к различным формам физической культуры путем привлечения их в спортивные секции, оздоровительные группы, спортивные состязания  -  цель данного направления программы. Кроме того, оно предусматривает организацию интересного и плодотворного досуга во внеурочное время и каникулярное время путем проведения различных спортивно – массовых мероприятий.

В рамках этого направления осуществляется мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и антинаркотической пропаганде.

6.Экология и мы

Направление «Экология и мы» предусматривает изучение экологического состояния своего поселения и его окрестностей: лесов, полей, водоемов; выявление различных экологических нарушений и проведение мероприятий по их ликвидации. В ходе этой работы прокладываются экологические тропы и экологические маршруты, на которых проводится экскурсионная работа, учебно-познавательная и учебно-исследовательская деятельность.

     Проводят работу по благоустройству здания и территории школы, территории  

    своего поселения  путем проведения субботников и трудовых десантов;

      Осуществляются мероприятия по пропаганде бережного отношения к  

    окружающей среде, среди которых – экологические праздники, викторины,  

    конкурсы в рамках Дней защиты от экологической опасности.

7. Юные таланты.

 Данное направление предусматривает приобщение всех учащихся к творческой деятельности через системы урочной и внеурочной деятельности. Оно предполагает проведение смотров, творческих отчетов, фестивалей, конкурсов и праздников.

8. Забота

Это направление предполагает оказание посильной помощи ветеранам войны и труда, престарелым людям и инвалидам путем проведения тимуровской работы и акций под девизом «Спешите делать добро».

План реализации программы

Направление деятельности по патриотическому воспитанию

1. Работа с семьей

1

Классные мероприятия совместно с родителями: День знаний, «Новый год»,

 День матери,    День пожилых,

День Защитников Отечества, 8 марта

Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к истории своего города. Формирование у школьников нравственных качеств и эстетического вкуса. Развитие коллективной деятельности и увлекательного досуга. Развитие трудовых навыков

2

«Папа, мама, я – спортивная семья»

2.Духовно-нравственное воспитание

1

2

Вечер отдыха «браво, юноши!»

Популяризация воинской службы. Повышение уровня спортивного мастерства школьников, развитие их творческих способностей. Развитие коллективной деятельности.

Воспитание молодежи в духе боевых традиций старших поколений

3

Конкурс «Добры молодцы»

4

Конкурс «Вперед, мальчишки!»

5

Акция «Письмо ветерану

6

«Время выбрало нас». Встреча с ветеранами афганской войны и контртеррористической операции в Чеченской Республики

7

Встреча с офицерами и солдатами воинской части

8

Читательская конференция «Есть такая профессия - Родину защищать»

9

Конкурс сочинений «История боевой награды»

10

Конкурс чтецов «О доблести, о подвигах, о славе»

4.Гражданско-патриотическое воспитание

1

Акция «Письмо ветерану»

Формирование потребности в заботе о старшем поколении

2

Выставка детского творчества «Наследники великой Победы»

Воспитание патриотизма средствами культуры и искусства. Развитие творческих способностей учащихся

3

Конкурс инсценировок «Песня в солдатской шинели»

4

Уроки мужества «В жизни всегда есть место подвигу». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла

Приобщение молодежи к боевым традициям старших поколений, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Осознание необходимости увековечения памяти павших за Родину

5

Поздравление ветеранов  Великой Отечественной войны с Днем Победы на дому

6

Праздник, посвященный Дню Победы «Салют, Победа!»

7

Возложение венков к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

8

День Памяти

увековечения памяти павших за Родину

9

Смотр строя и песни «Статен, строен – уважения достоин»

Празднование Дня Победы в Великой Отечественной войне

1

Музыкально – литературная композиция, посвященная освобождения страны

Повышение интереса к истории своего края, к истории Отечества.

Активизация работы по патриотическому воспитанию

Развитие творческих способностей учащихся. Повышение интереса к истории Кукшум, своего края. Формирование нравственных качеств и эстетического вкуса учащихся. Развитие коллективной деятельности

2

«Как это было». Встреча с ветеранами

3

Конкурс рисунков «Годы, опаленные войной»

4

Брейн – ринг «Дорогами войны»

5

Однодневный поход по местам родного края,

6

Встречи с интересными людьми «Человек славен трудом»

4. Спортивно – патриотическое воспитание

1

Организация секций волейбола, баскетбола, тенниса и футбола

Формирование потребности в здоровом образе жизни. Актуализация внутренних потенциалов учащихся. Укрепление здоровья. Развитие физических и моральных качеств личности. Проявление положительных эмоций и укрепление психологического здоровья.

Актуализация потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании. Развитие коллективной деятельности. Повышение интереса к военно – прикладным видам спорта

2

День здоровья.  Спортивно  - туристическая игра

3

Кросс «Золотая осень»

4

Кросс наций

5

Кросс  на приз газеты «Знамя труда»

6

Веселые старты

7

Соревнования по шахматам, шашкам

8

Соревнования «Меткий стрелок»

9

Соревнования по волейболу

10

Малые олимпийские игры

11

Соревнования  «Веселые старты», чемпионат по мини – футболу, кросс весенний

12

Тематические классные часы по профилактике табакокурния, алкоголизма, наркомании

13

Лекторий «Мир без наркотиков»

14

День борьбы со СПИДОМ

15

Конкурс рисунков, плакатов «Нет наркотикам, табакокурению, алкоголизму!»

16

Соревнования по военно – прикладным видам спорта

5.Экология и мы

1

Выставка рисунков и плакатов «экология, природа , человек»

Совершенствование экологического воспитания. Привлечение внимания к проблемам охраны окружающей среды. Внесение посильного вклада школы в сохранение природы и социальной среды. Развитие коллективной деятельности.

2

Экологический десант по благоустройству школьной территории  и памятника

3

Экологический десант по выявлению и ликвидации свалок «Чистота спасет мир»

4

Экологический десант по очистке родников

5

Праздник, посвященный Дню защиты Земли

6

Беседы на классных часах, уроках «Здоровый мир – здоровый человек»

7

Классные сасы «Край родной, навек любимый»

8

Проведение тематических праздников в рамках Дня защиты от экологической опасности

6. Юные таланты

1

Работа объединений художественно – эстетического направления

Формирование нравственно – эстетических качеств учащихся, расширение кругозора, развитие творческих способностей. Создание психологически комфортного культурно – образовательного пространства для успешного самоопределения и самореализации детей. Активизация работы по патриотическому воспитанию. Приобщение к школьным традициям.

2

Праздник первого и последнего звонка

3

День Учителя

4

Осенний бал

5

День пожилых людей

6

День матери

7

День России

8

Новогодний праздник

9

День святого Валентина

10

Масленица

11

Конкурсы «А ну-ка, девочки!» , «Мисс школы»

12

Смотр художественной самодеятельности «Улыбки весны»

13

Выставка детского творчества «мир моих увлечений»

7. Забота

1

Тимуровская работа

Формирование потребности в заботе о старшем поколении

2

Сбор гуманитарной помощи для малоимущих «Спешите делать добро»

Воспитание потребности в социально ответственном поведении

3

Акция «Подарок солдату»

Формирование потребности в заботе о старшем поколении

В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся “Стань гражданином” у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • способность к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированная программа воспитания школьников «Я – гражданин России»

МОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа  Личностно-ориентированная программа воспитания школьников«Я – гражданин  России»   Н а п р а в л е н и я :...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Программа содержит пояснительную записку к курсу и тематическое планирование на 34 часа...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин России"

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социал...

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России" 5-9 классы

Актуальность данной программы объясняется формированием социальной самоидентификации и личностных качеств, необходимых для конструктивного и достойного поведения человека в коллективе, обществе; профе...

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" 5-9 кл.

Программа воспитательной работы "Я гражданин России" для учащихся кадетского класса...

Рабочая программа Детского объединения "Я -гражданин России"

Рабочая программа Детсго объединения "Я-гражданин России"...