Мастер - класс: "Сумей сказать НЕТ!"
классный час (6 класс) по теме

Поперекова Екатерина Ивановна

Мастер - класс по технологии ролевой игры, направленной на формирование у у чащихся навыка аргументированного отказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

                                                          «Сумей сказать – нет!»

ВСТУПЛЕНИЕ
В настоящее время употребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, наркотиков) стало одной из наиболее серьезных молодежных проблем. Причем это явление «молодеет» с каждым годом: приобщение к регулярному потреблению алкоголя, табака, наркотиков начинается все раньше и сейчас сместилось к возрастной границе 11 – 12 лет.
Для предотвращения потребления молодыми людьми алкоголя, табака, наркотиков используются различные подходы профилактической работы, направленной на приобретение не только фактических знаний, но и навыков, способствующих личному и эмоциональному развитию молодых людей. Эти основные навыки включают в себя: принятие решений, решение проблем, творческое и критическое мышление, эффективное общение, навыки личных взаимоотношений, самосознание, сопереживание и умение управлять эмоциями и справляться со стрессом. Подростки и молодые люди могут применять навыки, приобретенные благодаря этим знаниям, во многих различных жизненных ситуациях.

Тренинг представляет собой организационную деятельность, включающую в себя одновременно несколько
функций: 
- коммуникативную
-информационную
-обучающую
-интерактивную
-релаксационную
Тренинг позволяет одновременно использовать
три канала передачи информации:
-аудиальный
-визуальный
-кинестетический
Таким образом, информация оптимально воспринимается всеми участниками тренинга.
Форма тренинг активного обучения позволяет отработать умения и навыки эффективного поведения.
- помогает изменить поведение молодежи;
- позволяет подросткам увидеть последствия их воздействия на других;
- обеспечивает возможность для участников увидеть, как другие могли чувствовать, действовать в данной ситуации;
- позволяет исследовать альтернативные подходы, связанные с ситуацией;
- cспособствует обучению бесконфликтного взаимодействия в группе: развивает умение договариваться, находить компромиссы, ощущать себя частью целого;
- разрушает психологические барьеры, способствует самореализации, самораскрытию;
- способствует принятию другого человека таким, каков он есть.
Преимущества данной техники:
- стимул и веселье;
- отражает реальную жизнь;
- исполняется за короткое время.

Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определённой последовательности:
- упражнения - активизаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологических барьеров в общении.
- обсуждения происходящего в промежуток между занятиями, направленное на анализ изменений в поведении подростков.
- разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.
- упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
- упражнения, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их решения.
- упражнения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их достижению.
- групповые дискуссии и мозговые штурмы как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.
- информационная часть, направленная на усвоение знаний.
- рефлексия- подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренером.
В данном мероприятии используются интерактивные формы, способствующие, приобретению навыков принятия ответственных и безопасных решений в жизни и включает:
- методику проведения ролевой игры;
- ролевая игра «Сумей сказать «НЕТ»;
Цель:
Демонстрация участникам мастер-класса технологии ролевой игры направленной на формирование у обучающихся навыков аргументированного отказа.
Мастер-класс, в рамках своего содержания, решает следующие задачи:
- продемонстрировать модель работы с подростками, которая могла бы помочь им уберечься от нежелательных форм поведения;
- показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях

Тип занятия: тренинг
Форма работы: ролевая игра
Методы работы педагога на занятии: эвристический, информационно - рецептивный, проблемный.
Формы организации деятельности: групповая, фронтальная,индивидульная..
Структура занятия:
1. Организация занятия.
2. Введение в тему занятия.
3. Тренинг.
4. Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РОЛЕВОЙ ИГРЫ.

Ролевые игры - это небольшие сценки спланированного или произвольного характера, отражающие модели жизненных ситуаций. Это хорошая наработка вариантов поведения в тех ситуациях, в которых могут оказаться подростки. Игра позволит приобрести навыки принятия ответственных и безопасных решений в жизни.
В ролевых играх участникам предоставляется возможность:
- показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях;
- разработать и использовать новые стратегии поведения;
- отработать, пережить, свои внутренние опасения и проблемы.
Исполнение роли – относится к способам активизации участников. Данную технику можно провести двумя способами:
1) 4 – 8 участников исполняют роли, а остальные наблюдают за их поведением;
2) участники делятся на несколько групп, состоящих из 4 – 5 человек, которые исполняют роли одновременно.
В ролевой игре участник исполняет роль какого-либо персонажа, а не свою собственную. Это помогает человеку свободно экспериментировать и не бояться, что его поведение будет глупым. Используя данную технику, участники без подготовки, спонтанно, исполняют роли, которые предложены им (ведущим, членами группы) или взяты по собственной инициативе. Распределение ролей не должно вызывать агрессию у подростков. Нельзя принуждать подростков к исполнению той или иной роли. Одновременно, неправильный подбор лиц может вызвать агрессию или обиды (неоднократно можно слышать вопрос: «Почему я получил эту роль, действительно ли я такой?»).
Этапы ролевой игры

Перед началом игры
- ведущий подготавливает зал к проведению игры;
- ведущий определяет ситуацию и события, в которых персонажи будут действовать;
- ведущий внимательно расписывает роли: определяет, какими они будут, подготавливает описание ролей и инструкций, определяет время для подготовки роли;
- продумывает вопросы для анализа.
Во время ролевой игры
- ведущий побуждает участников принять участие в игре, объяснив ход игры и роль участников в ней;
- ведущий вводит «актеров» и наблюдателей в ситуацию, дает инструкции, определяет время для подготовки роли, а потом дает сигнал для начала игры;
- ведущий останавливает ролевую игру в нужный момент или тогда, когда значительную часть ее сыграли, или если ситуация выходит из-под контроля.
После окончания ролевой игры
- ведущий вместе с участниками подводит итог;
- ведущий благодарит актеров и спрашивает их, как они себя чувствовали во время игры (обмен чувствами и переживаниями);
- ведущий дает исполнителям ролей время выйти из роли (например, просит назвать их собственные имена);
- все участники игры делятся впечатлениями и наблюдениями;
- ведущий записывает все ответы и затем анализирует их вместе с участниками. Ведущий должен обратить внимание всех участников на цели упражнения, а не на конкретные слова, высказанные актерами;
- ведущий спрашивает участников, как ситуация связана с их собственной жизнью.
Условия проведении ролевой игры:
1) ролевая игра должна быть значима для участников;
2) важно выбрать тех лиц, на которых ориентируется группа;
3) неуверенных лучше оставить в покое - они включатся в игру на примере других;
4) в первые игры лучше включать людей более уверенных;
5) необходимо брать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках игры;
Ролевая игра завершается высказыванием участников по следующему кругу вопросов:
1. Какая роль тебе досталась?
2. Было ли тебе комфортно играть роль взрослого (подростка)?
3. Знакомы ли тебе проигрываемые ситуации? Сталкивался ли ты с ними или твои друзья?
4. Что было легким в проблемной ситуации?
5. Что было самым трудным в проблемной ситуации?
6. Что ты вынес для себя из этой ролевой игры?
7. Что можно добавить в игру?

Имитационная игра : «Сумей сказать «НЕТ».
Цель: Демонстрация участникам мастер-класса технологии ролевой игры направленной на формирование у обучающихся навыков аргументированного отказа Добрый день! Меня зовут Екатерина Ивановна!
Мне бы хотелось также с вами познакомиться.
Разминка «Знакомство» назови своё имя и своё увлечение, хобби.
Ведущий: Всё в мире с чего-то начинается, любые наши привычки
Зависимость от табака начинается с 1-й сигареты.
У каждого человека есть выбор курить или отказаться от курения.
Проблему выбора можно решить для себя раз и навсегда, но чаще всего это не удаётся, и человек сталкивается с данной проблемой неоднократно…
Известно, что даже те ребята, которые хорошо знают о вреде курения и не хотят начинать курить, все-таки закуривают вместе со своими друзьями. И сейчас я предлагаю ответить на следующие вопросы:
1. Почему подростки начинают курить?
(Варианты ответов: из любопытства, потому что это модно, из подражания взрослым, за компанию)
2. Кому труднее всего отказать, если будет предложено закурить: взрослому, компании курящих сверстников или близкому другу?
(Обсуждаются все высказанные варианты).
Ведущий: А сейчас я предлагаю проиграть ситуацию, при которой один участник предлагает закурить другому. Задача второго участника - отказаться. Все остальные участники внимательно следят за диалогом. Суть этой игры заключается в отработке очень важного психологического навыка - отказа. Этот навык может пригодиться не только в конкретном случае, когда вас принуждают курить, но и в любой жизненной ситуации, если вам предлагают сделать то, чего вы не хотите, например: пойти в незнакомое место, съесть то, что вы не любите, и т.д.
( По желанию участников двое ведут диалог, предложенный ведущим, а остальные внимательно следят за их разговором).
Ведущий: Вы все внимательно следили за диалогом, и сейчас я попрошу высказать свое мнение о том, кто был убедительнее, кто победил в споре и похоже ли это на реальную ситуацию.
(Идет обсуждение).
Примечание: примеры диалогов.
Обозначим участников как А и Б.

А -Давай закурим!
Б -Мне нельзя.
А -Почему?
Б -Меня родители увидят.
А -А мы отойдем за угол.
Б -Мне нельзя, я недавно болел, мне курить вредно.
А -Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.
Б -А я наши сигареты не курю.
А -У меня иностранные.
Б -А я от спичек не прикуриваю.
А -А у меня зажигалка.
Б -Меня родители увидят.
А -Мы пойдем в подвал.
Б -В замешательстве и не знает, что ответить.
Участники считают, что победил А.
Комментарий ведущего: По-моему ни разу не был использован очень существенный аргумент: «Я не хочу». Ведь если ваш друг, которого вы боитесь обидеть отказом, не учитывает такой аргумент, значит, он рискует обидеть вас - он не уважает ваших желаний. Далее, аргументы Б сумбурны и случайны. Когда человек обосновывает свой отказ таким образом, возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самый весомый с вашей точки зрения аргумент и настаивайте на нем.

Пример другого диалога. Назовем участников В и Г.
В -У меня есть сигареты, давай покурим.
Г -Ой, что ты, я не могу!
В -А почему?
Г -От меня будет пахнуть табаком.
В -Ну и что?
Г -Родители узнают.
В -А ты к ним не подходи.
Г -Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала? «Ты что, курила?»
В -А ты воспользуйся туалетной водой.
Г -Тогда родители учуят.
В -Не знает, что еще предложить.
По мнению участников победила Г.
Комментарий ведущего: В этом случае Г придерживалась пусть довольно фантастической и причудливой, но вполне определенной версии. Если бы В продолжала настаивать на своем, она бы тем самым высказала неуважение к семейному укладу и родителям Г, поэтому диалог прекратился.

Третий пример. Участники Е и Ж.
Е -На, кури.
Ж -Я не буду.
Е -А что тогда сюда пришел?
Ж -Просто так.
Е -Ну, тогда иди отсюда.
Комментарий ведущего: Считается, что эта ситуация вполне типична. При таком жестком прессинге, когда подросток поставлен перед выбором - курить или лишиться расположения группы, - возможен уклончивый ответ типа «Я уже бросил», «Что-то сейчас не хочется». Такая ситуация затруднительна и связана с высоким риском начала курения.
В тоже время необходимо помнить: чем ниже ваш статус в группе, тем жестче давление группы на вас. И на предложение «На, кури», ответить «Отстань» или «Кури сам, если хочешь», может ответить человек, обществом которого группа дорожит. И поэтому, необходимо знать, что грубое давление - вовсе не признак внимания и заботы со стороны группы, а проявление неуважения к личности.
Ведущий: Сейчас я предлагаю вам посмотреть видеоролик.
Просмотр видеоролика.
Рефлексия.
8. Какая роль тебе досталась?
9. Было ли тебе комфортно играть роль взрослого (подростка)?
10. Знакомы ли тебе проигрываемые ситуации? Сталкивался ли ты с ними или твои друзья?
11. Что было легким в проблемной ситуации?
12. Что было самым трудным в проблемной ситуации?
13. Что ты вынес для себя из этой ролевой игры?
14. Что можно добавить в игру?

Самоанализ:
Тема - курения школьников - достаточно актуальна на сегодняшний день. В основе данного мастер-класса были заложены следующие принципы: «Позиция»- на собственном примере демонстрировать, что не курящий человек получит от жизни гораздо больше. "Защита" - уметь защищаться и научить окружающих защищаться от курящих людей. "Помощь" - если у сверстника начинают возникать проблемы, связанные с курением, уметь оказать возможную и необходимую помощь.

Мастер-класс, в рамках своего содержания, решает следующие цели и задачи .
Цели: 1.Формирование навыков аргументированного отказа и расширение знаний учеников о пагубном влиянии курения на организм человека
2. Создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение курящих в подростковой среде.
Задачи: 1. Предоставить информацию о влиянии курения на организм человека;
2. Продемонстрировать подросткам необходимость выработки специальных навыков, которые могли бы помочь им уберечься от нежелательных форм поведения;
3. Сформулировать умение противостоять давлению сверстников;
В основе данного мастер – класса лежит открытая позиция педагога, в соответствии с которой он не настаивает на правильном ответе ученика, не требует от него обязательного положительного выбора. Главное в другом дать каждому ученику максимально полную информацию о последствиях курения, научит его делать свой собственный выбор и принимать на себя ответственность за его последствия.
Данный мастер – класс является практико – ориентированным, так как его основное содержание непосредственно связано с жизнью, потребностями и интересами самих учащихся.
В структуре мастер - класса можно выделить следующие этапы:
Первый этап - учебная мотивация. Основная задача этого этапа – включение учащихся в проблему курения школьников, которую сформулировал сам педагог.
Второй эта - актуализация темы. Педагог на этом этапе показывает, что важной частью обучения навыкам здорового образа жизни является выработка навыков общения, помогающих разрешать конфликты, отстаивать свои права, отказываться от нежелательных или опасных форм поведения.
Третий этап - тренинг – на этом этапе ученики сознательно сделали выбор в конкретной ситуации, взвесили все «за» и «против»
Четвертый этап - рефлексия - Участники мастер – класса ответили на вопросы педагога: Достигли ли мы поставленной цели? Было ли результативным наше сотрудничество?
При проведении мастер – класса были использованные формы работы : групповая, индивидуальна – коллективная, а так же воспитательные приемы, смысловой видеоролик.
Педагог на занятиях принимал методы эвристический, информационно –рецептивный, проблемный. На раскрытие мастер - класса также работали: эмоциональное состояние педагога. Грамотная, выразительная речь, организаторские умения. Достаточная степень профессиональной подготовки педагога к мероприятию ( глубокое знание и понимание проблемы, умение найти оптимальное ее решение). Чёткое распределение обязанностей между участниками мастер - класса. Общение на протяжение всего тренинга было свободным и непринужденным. Мероприятие призвано развивать у учащихся самостоятельность суждений, иметь своё мнение на каждую проблему, искать выход из затруднительных ситуаций.
Результативность мастер - класса: педагог добился поставленной цели, выполнил задачи, участники ушли с чувством удовлетворенности. Позитивный аспект мероприятия очевиден, так как сама тема заставляет задуматься о своей реальности. Особо негативного в данном мероприятии я не могу отметить, потому что только то, что у детей есть возможность вслух говорить о важном в их жизни и быть уверенным, что их выслушают, поймут и поддержат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для 5,6,7 классов по сказам П.П.Бажова «Любимые сказы Бажова».

Цели мероприятия:познакомить с жизнью и творчеством знаменитого уральского сказочника П.П.Бажова;перечитать любимые сказы;выяснить, какова основная мысль этих произведений и в чем заключается их...

"Каменный цветок" Драматическая сказка в двух действиях, по мотивам сказов П. П. Бажова «Каменный цветок», «Горный мастер».

Действующие лица Прокопыч– горный мастер.Данило– ученик Прокопыча.Катя– невеста Данила.Медной горы Хозяйка.Приказчик.Вихориха– бабка-знахарка.Автор....

«Сказы- самоцветы» ( Итоговый урок по сказам П.П. Бажова. 5 класс.)

Итоговый урок по сказам П. Бажова поможет учащимся в игровой форме  не только систематизировать и повторить материал по теме, но и пробудит интерес к творчеству уральского писателя,  б...

: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Через текст художественного произведения проследить, как зарождается чувство любви у героев,как оно развивается и крепнет, как борются герои засвою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути...

Урок по сказу П. П. Бажова "К заветным сокровищам души..." (О главных героях сказа П. П. Бажова "Медной горы Хозяйка")

Урок литературы  в 5 классе в рамках поточно-группового обучения. Напрвление "Литература и творчество"...

Мастер-класс Доска Городецкий сказ

Мастер-класс Доска Городецкий сказ...