Статья "Жизнь и творчество классного руководителя"
статья по теме

Демидова Светлана Петровна

Жизнь и творчество классного руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья29.29 КБ

Предварительный просмотр:

Жизнь и творчество классного руководителя.

В "школе радости" педагог создает  коллектив учащихся

на основе сердечности, задушевности,

отзывчивости и взаимопомощи,

коллектив, объединенный   одной   целью,  

 близкой  и  понятной  каждому.

В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям.

        Классный руководитель – это звучит гордо! Современная школа предоставляет классному руководителю самостоятельно, опираясь на  Концепцию развития образовательного учреждения, общеобразовательные программы, возрастные особенности учащихся, специфику личностно-индивидуального становления класса, взаимодействия социума родителей и остальных участников образовательного процесса,- выбирать и созидать СВОЮ систему деятельности.  

         Педагогическая культура, грамотность классного руководителя заключается в  необходимом открытии «окна диалога», которое проецирует необходимость равноправных и равноценных отношений между учителем и учащимися. Ведь именно диалог и сотрудничество рассматриваются в концепции становления правильно ориентированной в современном обществе личности с позиции успешного и  самобытного потенциала  индивидуума.

На заметку: если в арсенале влияния у Вас только громкий голос, значит, у Вас проблема, потому что очень часто громкость голоса обратно пропорциональна интеллекту.

С. Ребрик. «Презентация»

           Современному классному руководителю нужны не только профессиональные знания, умения и навыки, коммуникативная культура, владение конструктивным деловым взаимодействием со всеми звеньями ОУ, но и грамотное владение всем разнообразием творческих технологий генерирования идей, чтобы в рамках образовательного и личностного общения максимально использовать ресурсы каждого участника данного процесса и добиться качественного эффекта, при этом решая следующие задачи: с одной стороны – создание сплоченного, эмоционально-адаптированного коллектива учащихся, с другой стороны – анализ продукта деятельности и решение критических ситуаций и проблем силами данного коллектива учащихся.

         Безусловно, без всестороннего, целенаправленного, творческого, технологического сочетания в работе с классным руководителем всех участников образовательного процесса, без единодушного вектора в реализации актуальных эстетических, культурно-просветительских, исследовательских, гражданско-правовых, гуманистических составляющих для достижения эффективности решений воспитательных задач, не возможна должная деятельность и состоятельность, как классного руководителя, так и учителя-предметника.

       Многое, конечно, зависти и от личности самого классного руководителя. Первый взгляд, первые слова,- трудно и интересно! А какую мы сможем построить школу, школу нашего класса, ведь именно наш кирпичик станет связующим в становлении, расширении и развитии новой школы.

        Классный руководитель может вести работу с учащимися с различных жизненных позиций, потребностей и актуальности. Планомерно разрабатывать и внедрять в образовательный процесс свои методические наработки, основываясь на общую стратегию развития класса. Одним из направлений Воспитательной программы может быть цикл, серия систематизированных по основным направлениям духовно-нравственного развития и воспитания учащихся средней школы – это программа «Культурно-патриотические ценности гражданина Санкт-Петербурга», где основными целями и задачами будут являться:

 - создание  оптимально-благоприятного,  морально-психологического климата в классе;

 - организация и укрепление самоуправления в классе;

 - планомерная и целенаправленная работа деятельности по сотрудничеству со   всеми участниками образовательного процесса класса;

- поддержка нравственных составляющих жизни, таких как семья, любовь, уважение, трудолюбие, толерантность, ответственность;

- диалоговое сотрудничество с семьей;

 - формирование у учащихся нравственно-личностных качеств;

 - формирование позиции гражданина Санкт-Петербурга;

 - развитие культурно-этнические, искусствоведческих знаний;

 - сохранение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-просветительском образовании.

           Данная Воспитательная программа может быть объективным отражением субъективного переложения информационно-познавательного и методического материала, заложенного в просветительском издании «Этнокалендарь Санкт-Петербурга 2010,2011». Исследуя Концепцию «Этнокалендаря Санкт-Петербурга 2010,2011» было найдено удивительное по своим методическим параметрам программа, с материалом которой, можно работать и творить не один год. Методическое приложение органично укладывается в применении программы во внеурочной, познавательной, образовательной, исследовательской и проектной деятельности  по созданию «культурного поля» в образовательном пространстве учебного класса.                  

         Воспитательная Программа затрагивает все сферы культурных традиций жителей Санкт-Петербурга с апробацией на возрастные данные учащихся, психологическую карту класса, интеллектуальную составляющую личности  класса, заинтересованность и социально-учебную принадлежность, и необходимость используемого материала в достижении поставленных целей и задач, которые решают приоритетную и заглавную позицию Программы, - воспитание культурно-патриотических ценностей гражданина Санкт-Петербурга.

            Индивидуальное, авторское переложение информационно-справочного материала «Этнокалендаря Санкт-Петербурга 2010, 2011»  с применением  личностных познаний, особенностей и специфики учителя - классного руководителя выводит данную Программу на особую ступень гуманизации образовательного процесса с сохранением основных принципов, методов педагогической деятельности учителя – классного руководителя, что позволяет утверждать о  доминирующей  воспитательной составляющей данной Воспитательной Программы «Культурно – патриотические ценности гражданина Санкт-Петербурга» с применением в данном образовательном учреждении, классе и возрастной группе.

              Программа представляет собой Календарь событий, разбит по месяцам и все представленные события объединены в «Месячник», который в своем названии отражает представленные события, даты, мероприятия по связующей их цели. Данные занятия проводятся в обозначенные даты (с погрешностью 1-2 дня) и занимают временное пространство не более 15-20 мин. Занятия могут быть обозначены как классные часы, тематика родительских собраний, информационно-просветительские, учебные, межпредметные  занятия и проектная, научно-исследовательская, экспериментальная деятельность. Перспективное развитие Программы составляет годичный цикл занятий. Все занятия подкреплены ИКТ (компьютерная презентация). Материал по различным занятиям (в зависимости от сложности) могут быть подобраны и представлены самими учащимися, родителями. Завершающей, успешной и позитивно оправданной с достигнутыми целями, решенными задачами Воспитательная программа будет действовать, если на различной стадии выполнения Программы будет классным руководителем проведена рефлексия (ассоциативные стикеры, диагностические карты, конкурсы, игры, концерты, презентации и т.д.). Положительное и эмоциональное отображение действительности сообщит о динамике развития «культурного поля» учащихся класса.

Все методические зарисовки сопровождаются ИКТ.

                 Пример занятия по данной программе.

Календарь

культурно – просветительских  мероприятий.

СЕНТЯБРЬ.

Месячник «Весь мир в моем городе…»

          Цель: - показать учащимся различные религиозные традиции и обычаи, отмечаемые жителями Санкт – Петербурга и присущий нашему городу многонациональный и многоконфессиональный характер, а также научить ребенка существовать в современном многонациональном сообществе.

ДАТЫ:

  1. 03.09.11 – День солидарности в борьбе с терроризмом. День памяти жертв бесланской трагедии.
  2. 12.09.11 – ЧХУСОК (корейский праздник урожая).
  3. 21.09.11 – Международный день мира.
  4. 28-30.09.11 – Рош Ашана (еврейский Новый год).

Методические зарисовки.

Занятие №3.    21.09.11 - Международный день мира.

                                Это мероприятие можно провести всей школой вместе. Методически и с усилением ноты творческого развития личности будет вернее, чтобы подбор материала делали учащиеся. Данное занятие лучше интегрировать с художественным трудом (составление коллажа на листе ватмана из составленных фигурок голубя  с помощью техники оригами). Данное задание лучше выполнить в конце занятия и оформить полученным полотном кабинет. На каждом выполненном голубе, учащийся пишет послание Миру.      Для некоторых из нас мир — это повседневная реальность. На наших улицах спокойно, наши дети ходят в школу. Там, где устои общества прочны, бесценный дар мира может никем особенно и не замечаться. Однако, для слишком многих людей в современном мире этот дар — не более чем сказочная мечта. Они живут в оковах, в атмосфере нестабильности и страха.  Для них-то в основном и существует этот день.  В 1982 году в своей резолюции Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Международный день мира (International Day of Peace) как день всеобщего прекращения огня и отказа от насилия. С тех пор праздник вовлек миллионы людей, охватив многие страны и регионы.

                                 В июне 1954 года Организации Объединенных Наций Японией был преподнесен «Колокол мира». Он отлит из монет, собранных детьми из 60 стран мира, и укреплен под сводом типично японского сооружения из кипарисового дерева, напоминающего синтоистский храм. В колокол, находящийся в центральном учреждении ООН, принято звонить два раза в год: в первый день весны - день весеннего равноденствия, и 21 сентября, в Международный день мира. Надпись на колоколе гласит: «Да здравствует всеобщий мир во всем мире». Ежегодно в Международный день мира люди во всем мире собираются для того, чтобы вновь подтвердить эту мысль, помянуть жертв конфликтов и заявить о своей готовности посвятить себя построению более безопасного и более справедливого мира.  В одном из своих посланий, посвященном Международному дню мира, Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил: «Двадцать четыре часа - это немного времени, но достаточно для того, чтобы руководители стран мира начали прислушиваться к голосам своих народов. Некоторые из этих народов хотят положить конец репрессиям и нетерпимости, и они открыто заявили бы об этом, если бы они могли пользоваться своими основными правами и свободами. Другие хотят избавиться от нищеты и отчаяния, и они тоже еще громче заявили бы об этом, если бы они не были столь обременены ежедневной борьбой за добывание пищи и обеспечение крова для своих семей. Руководители должны в первую очередь осознавать значение Международного дня мира. Пусть его идеи находят все более широкий отклик».

            Каждому ученику раздается лист бумаги, где им предлагается подумать, а затем написать, какие личные качества могут помочь в решении конфликтных ситуаций, установлению мира. Выписать на доске основные понятия, предложенные учащимися. Обсудить получившийся список и попросить учащихся оценить себя по 10-балльной шкале по предлагаемым параметрам:

  • Расположенность к другим
  • Снисходительность
  • Терпение
  • Чувство юмора
  • Чуткость
  • Доверие
  • Альтруизм
  • Умение слушать
  • Умение прощать
  • Умение просить прощение

                         

     Вывод.

        Одинокое дерево ветер легче валит.

                                                 (даргинская пословица)

Мир невозможно удержать силой.

Его можно достичь лишь пониманием.  

А. Эйнштейн 

Список использованной литературы:

  1. http://lib.ru/KIDS/SUHOMLINSKIJ/serdce.txt
  2. http://aphorism-list.com
  3. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя, изд-во «Каро», Санкт-Петербург, 2003
  4. Панфилова А.П. Мозговые штурмы в коллективном принятии решений, СПбИВЭСЭП, 2005
  5. Щуркова Н.Е. Профессиональное мастерство классного руководителя, изд-во «Айрис-пресс», Москва, 2007
  6. Этнокалендарь Санкт-Петербурга 2011, ЗАО «Фрегат», 2010
  7. Методические рекомендации по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2011», для учителей 5-8 классов, Изд-во «Фрегат», Санкт-Петербург, 2010

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"

тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...

Творчество классных руководителей и воспитателей: отказ от шаблонов и стереотипов

Применение разнообразных форм воспитательной работы в проффессиональной деятельности...

Творчество классного руководителя: как добиться успеха в воспитательной деятельности

Статья-обоснование творческой деятельности классного руководителя...

Творчество классного руководителя отказ от шаблонов и стереотипов или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя

Творчество классного руководителя , отказ от шаблонов и стереотипов или кака добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя. Сообщение на педагогическом совете....

Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».

Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....