Материалы к конкурсу "Самый классный классный"
методическая разработка по теме

Дарханова Наталья Жамбаловна

Материалы к конкурсы "Самый классный классный"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………….

Аналитическое обоснование…………………………………………………………..

Концепция ВСК…………………………………………………………………………..

Модель воспитательной системы…………………………………………………...

Цели и задачи ВСК……………………………………………………………………..

Этапы реализации………………………………………………………………………

Механизм реализации………………………………………………………………….

План действий по реализации воспитательной системы……....................

Управление и мониторинг……………………………………………………………

Ожидаемые результаты……………………………………………………………..

Список литературы…………………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………………                                                                                                                                 

ВВЕДЕНИЕ

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни?

Какую роль должна играть школа, и какой должна быть воспитательная система образовательного учреждения в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?        

Учебно-воспитательная среда должна иметь такую организацию, чтобы все участники системы имели взаимодействие во всех ее областях. Такое взаимодействие возможно при соблюдении следующих условий:

- вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, применение приобретенных знаний на практике и четкого осознания, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены;

- совместная работа в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, когда требуется проявлять соответствующие коммуникативные умения;

- постоянное испытание  интеллектуальных, физических, нравственных сил для определения возникающих проблем действительности и умения их решать совместными усилиями, выполняя подчас разные социальные роли.

Создание таких условий обеспечивает использование традиционных технологий воспитания: педагогика сотрудничества, гуманно – личностная технология Ш.А.Амоношвили, технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, технология гуманного коллективного воспитания В.А.Сухомлинского, так и новых педагогических технологий, в частности проектной технологии и технологии портфолио, получивших приоритетные позиции в воспитательном процессе класса.

Данные технологии легко вписываются в учебно-воспитательный процесс, хорошо сочетаются с профильно-ориентированными системами, обеспечивают интеллектуальное и нравственное развитие учащихся, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу, коммуникативность, желание помочь другим.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность – индивидуальную, групповую. Эта технология предусматривает умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества, что актуально в наше время. Поэтому воспитательная система класса в качестве системообразующего фактора использует проектную деятельность (см. Приложение 1).

Достижению цели по формированию у учащихся способности к объективной самооценке – рефлексии способствует технология портфолио (см. Приложение 2).

Всем хорошо известно, что завышенная самооценка, равно как и заниженная, часто приводит к драматическим последствиям в жизни человека. Важно, чтобы ученик был в состоянии адекватно оценить свои знания, поступки, возможности. Этому умению надо

учить так же, как мы стремимся вооружить детей знаниями, умениями, навыками, научить самостоятельно мыслить.

Портфолио – это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии собственной деятельности. Это комплект документов, самостоятельных работ ученика (творческих, исследовательских). Портфолио помогает решить важные педагогические задачи: поддержать высокую учебную мотивацию школьников, поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения, отслеживать развитие характера ребенка, становление его нравственных качеств. И как результат – способствовать повышению качества образования в целом.

Итак, цель деятельности воспитательной системы класса вытекает из стратегической цели учебно-воспитательной системы школы:

- создание в классном коллективе всех необходимых условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.

Развитие воспитательной системы рассчитано на 5 лет (5-9 классы), ее реализация может стать условием для формирования образа выпускника школы, отвечающего требованиям современного общества. Выпускник должен обладать такими качествами как свобода, гуманность, духовность, творчество, практичность.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Проектирование как метод включения учащихся в различные виды деятельности используется на всех этапах воспитательной работы. Результатами проектной деятельности можно считать следующие приобретения:

- умение приобретать знания самостоятельно;

- развитие коммуникативных качеств;

- активность человеческих контактов.

Так, в 5-6-х классах проектная деятельность касалась написания работ по различным темам. Наиболее интересными оказались проекты по созданию рождественских открыток, проект «Моя родословная», проект «Компьютер и здоровье», проект «Добро делаем вместе» и т.д. Класс принимал активное участие во всех общешкольных делах и мероприятиях, при подготовке к которым дети проявляли творческий подход. Характерными качествами слаживающегося коллектива детей уже можно считать сплоченность, доброжелательность взаимоотношений.

В 2009 г. началась работа в должности классного руководителя  5 «Б» класса, в котором учатся дети, пришедшие в школу с 1-го года обучения. Из 15 человек – 9 мальчиков и  6 девочек.

Успеваемость по итогам 4-го класса средняя: 1 чел. – отличник, 6 – хорошисты, 8 чел. имеют оценки «3» и «4».

По данным соцпаспорта, 11 учащихся  проживают в полной семье, 9 – в неполной, 6 учащихся -  из многодетной семьи.

Образовательный уровень родителей средний:

- высшее образование имеют 2 чел.,

- средне -специальное – 9 чел.,

- среднее –20 чел.

Результаты социометрии показывают, что в коллективе присутствует благоприятная, психологически комфортная атмосфера. Есть явные лидеры – Кукузиева Ж., Богатых К., Намжилова А., Козулин А. Скрытые лидеры: Терентьев Ю., Зверькова К., Васильева К.. Отмечается большое число взаимных выборов (коэффициент сплоченности 0,24 балла).

 Сформированность нравственного потенциала личности высокая.

Постоянное наблюдение выявило положительное отношение учащихся к Родине, семье, школе. Учащиеся стремятся участвовать во многих творческих конкурсах («Героями славится Отечество»; викторина «Что? Где? Когда?»; районный конкурс «Добро делаем вместе»).        

        Анкетирование педагогов, работающих в 7-м классе, показало среднюю степень удовлетворенности сформированностью учебных навыков и умений, уровнем знаний учащихся.

        Данная диагностика проводилась с целью выявления негативных тенденций, связанных с потерей мотивации учебной деятельности в период адаптации учащихся в среднее звене.

        Итак, сегодняшний уровень сформированности различных качеств учащихся, результатов воспитательной работы, начатой в начальной школе, ставит вопрос сохранения достигнутого, акцентирует соблюдение преемственности как условия эффективности воспитательного процесса, позитивного личностного развития.

        Но, как известно, идеальных детей и коллективов не бывает. Остаются проблемы, требующие внимания, как со стороны классного руководителя, так и со стороны родителей. Это проблемы различного характера:

        - межличностные отношения, взаимоотношения мальчиков и девочек, связанные с возрастными особенностями;

        - проблемы психологического характера, влияющие на поведение детей (есть и учащиеся гиперактивные, недисциплинированные, требуют повышенного контроля со стороны педагогов и родителей);

        - состояние здоровья детей (часть учащихся имеет хронические заболевания);

        - правовое воспитание детей (неумение учащихся разделять понятия «права» и «обязанности», невысокий уровень развития толерантности);

        - проблемы семейного воспитания (обеспокоенность родителей будущим детей, стремление вырастить ребенка, способного стать хорошим семьянином).

        Следовательно, воспитательная система класса должна помочь в решении существующих и возникающих проблем разного характера.

МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Времена меняются, и мы

меняемся вместе с ними.

Гораций

Сегодня наше время – это век стремительно меняющихся условий жизни, век инновационных технологий во всех областях жизнедеятельности.

Как сделать процесс развития личности успешным, как вырастить человека, который будет востребован обществом? Как не отстать от всего нового, что дает нам время, несущееся неумолимо вперед, словно современный сверхскоростной лайнер или локомотив?

Воспитательная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Большую роль в построении и функционировании воспитательной системы играет классный руководитель. Ценностные ориентации классного руководителя, его позиция являются одним из системообразующих факторов.

Важной составляющей в воспитательной системе являются, несомненно, учащиеся класса. Они, с одной стороны, полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы. С другой стороны, учащиеся - это объекты влияния совместной деятельности, общения и отношений. Образно говоря, это не просто пассивные участники движения, «пассажиры», а полноправные члены воспитательной системы, вступающие во взаимодействие с другими участниками, определяющие направление собственного развития.

Семья – это тот фундамент, та направляющая сила, которая закладывает начальные знания ребенка и определенные личностные качества. Родители также не являются пассивными наблюдателями воспитательного процесса, они сотрудничают со школой в решении задач воспитания. Ни один важный вопрос классной жизни, ни одно мероприятие не обходится без участия родителей (См. приложение 1).

В воспитательном пространстве класса важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения играют определенные ценности, которые влияют на выбор целевых ориентиров участников воспитательного процесса, на выбор направлений реализации воспитательной системы. Направления воспитательной работы связаны с задачами современной школы: развитие потенциала каждого ученика, воспитание гражданина, здоровой, гармоничной личности, способной выдержать конкуренцию в современном обществе. Создание условий для решения этих задач обеспечивает технология проектирования. Поэтому воспитательная система класса базируется на проектной деятельности по развитию интеллектуальных, нравственных, познавательных способностей учащихся, по формированию потребности в здоровом образе жизни, стремления к самопознанию и активной жизненной позиции.

Ключевая идея замысла воспитательной системы выражается в ее цели и определяет выбор ее названия – «В ногу со временем».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ:

Цель:

 - создание в классном коллективе всех необходимых условий для формирования творческой, социально ориентированной личности, способной к саморазвитию и самореализации.

Для реализации поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  • - способствовать интеллектуальному развитию учащихся, развивать интерес к получению  знаний;
  • - формировать нравственный опыт воспитанников;
  • - содействовать развитию потребности в самосовершенствовании, самопознании;
  • - воспитывать осознанное отношение к здоровью как ценности;
  • - создать условия для взаимодействия учащихся, родителей, педагогов.

Ключевыми качествами, характеризующими сущность воспитательной системы класса, являются самостоятельность, активность, творчество, ответственность, доброжелательность, сотрудничество, развитие.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Функционирование воспитательной системы становится более эффективным, если учитываются возрастные особенности учащихся, проблемы преемственности в каждом периоде обучения. Это становится объективной необходимостью для приобретения знаний и формирования образа выпускника школы, отличительными качествами которого являются свобода, гуманность, духовность, творчество, практичность. Хочется процитировать слова Л.Н.Толстого «И воспитание, и образование не разделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

Реализация воспитательной системы класса рассчитана на 5 лет, что позволяет обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка, позитивного личностного роста.

Образно воспитательную систему класса можно представить в виде ступеней лестницы. Каждый этап – это преодоление очередной ступени, очередного отрезка пути. И, конечно же, каждый этап имеет свои задачи.

I этап «Игра-путешествие» - подготовительный (проектирование совместной деятельности) –

5 класс (2009-2010 уч.г.)

На данном этапе возникает тесное сотрудничество с учителем – классным руководителем начальной школы, со школьным психологом и родителями (выборы родительского комитета, привлечение родителей к участию в жизнедеятельности класса, реализации проектов). Проводится изучение интересов, потребностей, разнообразных личностных качеств учеников, диагностика межличностных отношений. Мероприятия направлены на сохранение традиций, зародившихся в начальной школе, на устранение проблем адаптации пятиклассников.

При проектировании совместной деятельности важными являются следующие моменты:

- разработка системы работы по формированию портфолио в основной школе;

- формирование классного самоуправления, создание условий для активного участия всех учащихся класса в коллективной деятельности.

В классе проводятся избирательные кампании по выбору актива класса, объединение детей в различные функциональные группы, распределение обязанностей и поручений. Так, наш городок называется «Дружба». Староста класса выбирается на учебную четверть. Но, несмотря на четкую структуру самоуправления в классе, существуют временные творческие группы, состав которых меняется в различных видах деятельности, в зависимости от интересов детей. В городке различаются: центр «Знайка», центр «Планета друзей», центр «Труд», центр «Олимпик», «Пресс-центр». В каждом центре распределены обязанности для каждого, и есть человек - ответственный за исполнение работы.

II этап «Страна знаний» – обучающий (становление системы) –

6 класс – 7 класс (2010-2011уч.г., 2011-2012 уч.г.)

На данном этапе утверждается системообразующая деятельность – проектная, определяющие приоритетные направления функционирования системы.

Идет работа по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся, формируется умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность, осуществляются различные проекты (исследовательские, ролевые, практические и др.).

В классе развивается самоуправление, самостоятельность учащихся. Продолжается работа по сохранению традиций классного коллектива.

Проводится педагогическая диагностика готовности к переходу на профильное обучение, идет работа с родителями в плане консультирования по возникающим вопросам, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс класса.

На данной ступени продолжается формирование потребности развития познавательных, интеллектуальных, творческих способностей. Ребята участвуют в состязаниях различного уровня, пробуя свои силы в различных интеллектуальных областях. Проектные технологии служат повышению интереса к обучению, включению родителей во внеурочную деятельность.

III этап «Вокруг меня – мир» – обобщающе-заключительный –

8 класс (2012 - 2013 уч. г.)

Это начальная ступень самоопределения, активной предпрофильной подготовки.

  В начале этапа важными являются следующие моменты:

- диагностика интересов, потребностей, склонностей учащихся;

- накопление документов и творческих материалов, подтверждающих уровень достижений ребенка в различных видах деятельности, обработка результатов, накопленных за пройденный период;

- индивидуальное консультирование учащихся и родителей по итогам работы.

Также появляется способность самостоятельного поиска творческого дела, организации мероприятий и самостоятельного грамотного анализа совместной деятельности.

     Основная задача этапа – помощь подросткам в осознании себя частью большого мира, проверка правильности выбранного профиля.

IV этап  «В поисках своего Я» – обновление системы – 9 класс (2013-2014 уч. г.).

Для этого этапа характерны следующие моменты:

- рост стремления учащихся к самостоятельности и развитие чувства ответственности, саморазвитие членов коллектива;

- анализ результативности работы по накоплению портфолио;

- формирование приоритетных ориентиров, жизненной позиции;

- обновление существующих способов и форм жизнедеятельности класса;

- продолжение взаимодействия с родителями, решение вопросов, связанных с дальнейшей судьбой учащихся.

Этот этап – серьезный шаг на пути социализации личности.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе класса является проектная деятельность (коллективная – совместная и индивидуальная).

Выбор направлений воспитательной работы в классе осуществляется в соответствии с результатами диагностики, определения уровня развития и интересов учащихся, выявления проблем в личностном развитии и межличностных отношениях.

Наиболее значимые направления:

 - интеллект

 - здоровье

 - нравственность

 - семья

 - психическое развитие

 - право

- детское самоуправление

Выбор форм работы обусловлен возрастными особенностями.

1. Интеллект

Цель: содействовать умственному развитию учащихся и формированию их интеллектуальной, познавательной активности.

Ожидаемый результат: установление реальных учебных возможностей каждого ученика.

Задачи:

- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;

- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;

- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.

Формы реализации:

Интеллектуальные игры внутри класса, школы; предметные недели; олимпиады по предметам; познавательные экскурсии; выпуски стенгазет; работа с портфолио.

2. Здоровье

Цель: формирование у учащихся осознанного серьёзного отношения к здоровью.

Ожидаемый результат: сформированная устойчивая потребность

соблюдения правил личной гигиены, в ЗОЖ.

Задачи:

- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья нации;

- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

 Формы реализации:

Спортивные праздники, соревнования; походы выходного дня; дни здоровья; тематические классные часы по спортивной тематике; беседы, дискуссии о ЗОЖ («Курить – здоровью вредить», «Внешний вид», «Твоя личная гигиена», «Осторожно, наркотик!», «Соблюдай режим дня»).

3. Нравственность

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Ожидаемый результат: формирование нравственных ценностей, высокий уровень воспитанности, активная жизненная позиция.

Задачи:

- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;

- формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нем.

Формы реализации:

Тематические классные часы; тренинги нравственного самосовершенствования; экскурсии; конкурсы рисунков; участие в творческих конкурсах; работа с портфолио.

4. Семья

Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.

Ожидаемый результат: сотрудничество педагогов и семей, формирование положительного отношения к ценностям семейного воспитания.

Задачи:

- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;

- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;

- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».

Формы реализации:

Тематические классные часы «Моя семья», Беседы: «Моя помощь по дому», «История моего села, школы», «Народные праздники».

совместные походы, экскурсии, праздники, беседы с детьми и родителями, родительские собрания и консультации.

5. Психическое развитие

Цель: развитие качеств личности учащихся.

Ожидаемый результат: формирование умения регулировать своё состояние и управлять своими поступками.

Задачи:

- формирование способности к самоанализу и самооцениванию у учащихся;

- создание условий для реализации личностных качеств.

Формы реализации:

анкетирование; тестирование; беседы; диагностика, работа с портфолио, тематические классные часы («Красота истинная и искусственная»; «Объективная самооценка»; диспут: «Что такое дружба?»), психологические игры.

6. Право

Цель: формирование понимания прав и обязанностей школьника, мировоззрения.

Ожидаемый результат: профилактика правонарушений, формирование

культуры толерантности.

Задачи:

- создать условия для развития социальной активности;

-  сформировать правовую культуру учащихся.

Формы реализации:

Часы общения, правовые беседы, конкурсы плакатов, социальной рекламы, диспуты.

7. Детское самоуправление

Цель: формирование самостоятельности, организаторских способностей.

Ожидаемый результат: развитое самоуправление

Задачи:

 - создать условия для развития самоуправления;

- способствовать развитию потребности в самостоятельной организации жизнедеятельности классного коллектива.

Формы реализации:

Часы общения, избирательные кампании, обсуждения (беседы «Все работы хороши, выбирай на вкус», «Мир моих увлечений»);  Приобщение к организации дежурства по школе и в классе. Уборка территории школы.

УПРАВЛЕНИЕ И МОНИТОРИНГ

Критерии эффективности воспитательной системы класса следующие:

-сформированность нравственного, познавательного потенциала личности школьника;

-развитие способности у учащихся к самоанализу;

-сформированность классного коллектива.

Для наблюдения используются традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.

Направление

Объект контроля

Методы отслеживания

Интеллект

Уровень развития интеллектуальных умений и обученности учащихся.

Отношение школьников к отдельным предметам.

Интеллектуальная и познавательная активность.

Анализ участия в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, НОУ, педагогическое наблюдение.

Здоровье

Состояние здоровья учащихся.

Отношение учащихся к здоровому образу жизни.

Потребность соблюдения правил личной гигиены.

Групповые обсуждения, анкетирование, индивидуальные беседы.

Анкетирование, индивидуальные беседы.

Семья

Удовлетворенность родителей жизнедеятельностью образ. учреждения.

Чувство уважения к семье.

Анкетирование, групповые обсуждения.

Нравственность

Сформированность личностных качеств учащихся.

Методика изучения уровня воспитанности В.Н.Капустина, анкетирование, работа с портфолио.

Психическое развитие

Развитие качеств личности учащихся. Управление психическими процессами.

Диагностика развития качеств личности, составление психологического профиля.

Право

Уровень социальной активности.

Знание своих прав и обязанностей.

Педагогическое наблюдение, анкетирование.

Детское самоуправление

Развитие самостоятельности в организации жизнедеятельности коллектива, активная позиция

Методика для изучения социолизированности личности.

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащегося и коллектива в целом.

Также совместно с детьми была разработана собственная технология отслеживания личностного развития под названием «Не думай о секундах свысока…». В конце четверти на классном собрании подводятся итоги работы, и по результатам анализа учащиеся получают в лист достижений, оформленный в виде циферблата, «стрелки-секунды» разного цвета, которые означают:

 - красная стрелка – успехи в учебе;

- синяя стрелка – проявленная активность;

- зеленая стрелка – сотворчество (участие в совместной деятельности);

- желтая стрелка – душевные качества

- оранжевая стрелка – шаги к себе (самопознание, самооценка, саморазвитие);

- фиолетовая стрелка – интерес к своей семье, к здоровью.

По итогам четверти, года каждый ребенок сам определяет, над чем ему нужно работать дальше, какие цели ставить, к чему стремиться. Классный руководитель, актив класса, родительский комитет обязательно отмечает тех, кто сумел наиболее полно реализовать и проявить себя, кто действительно идет «в ногу со временем»,  подарками и грамотами.

Необходимо отметить такую сторону воспитательной системы класса, как самоуправление. При организации классного самоуправления используется метод чередования организационных поручений с целью обучения всех участников коллективной деятельности организаторскому мастерству.

Высшим органом самоуправления является классное собрание, на котором происходит выбор актива класса, создание законов класса, распределение поручений (администраторы, информаторы, организаторы досуга, учебная группа). Один раз в четверть актив отчитывается о проделанной работе.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- высокий уровень развития интеллектуального потенциала личности, устойчивый интерес к получению знаний;

 - сформированность нравственных ценностей, высокий уровень воспитанности, формирование культуры толерантности;

- мение регулировать своё состояние и управлять своими поступками, потребность в самосовершенствовании и саморазвитии, активная жизненная позиция;

 - устойчивая потребность соблюдения правил личной гигиены, в ЗОЖ;

- развитие системы коллективных дел и проектов, направленных на взаимодействие учеников, педагогов и родителей;

- осознание  ценностей семейного воспитания.

Названные качества человека отвечают требованиям времени, социальному заказу общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Проект «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
  3. Закон РФ «Об образовании».
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2001.
  5. Внеклассные мероприятия по гуманитарно-правовому воспитанию. 5-10 классы.  Н.Ф.Ромашина. – М., 2008.
  6. Классному руководителю о воспитательной системе класса. Под ред. Е.Н.Степанова. – М., 2000.
  7. Классные часы. Е.В.Савченко, О.Е.Жиренко. – М., 2006.
  8. Портфолио ученика средней школы. И.Г.Юдина. – Волгоград, 2008.
  9. Патриотическое воспитание. И.А.Пашкович. – Волгоград, 2006.
  10. Познай себя. Г.К.Селевко. – М., 2006.
  11. Родительские собрания. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева. – М., 2005.
  12. Социально-педагогический мониторинг уровня воспитанности. О.В.Белоусова. – М., 2008.
  13. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. Н.И.Дереклеева.– М., 2002.
  14. Формирование коллектива класса. М.Ю.Савченко, Л.А.Обухова. – М.. 2006.

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

МОДЕЛЬ ВОСПИТЕТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ



Предварительный просмотр:

Приложение 5                              

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «КУРУМКАНСКИЙ РАЙОН»

МБОУ «КУРУМКАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»                                          671640  Республика Бурятия с. Курумкан ул. Ленина,37 Тел. 8 (30149) 41-5-26,  факс 8 (30149) 41-5-26

Заявка на участие

в республиканском конкурсе методических разработок по проблемам формирования межэтнической толерантности

Направление конкурса

 

Методические разработки классных часов, внеклассных мероприятий

Название

Разработка внеклассного мероприятия

Школа №

МБОУ «Курумканская  средняя общеобразовательная школа №2»

Город / район /село / поселок

671640 Республика Бурятия, Курумканский район, с. Курумкан,

ул. Ленина, 37

Заявитель

Галсанова Алена Александровна, учитель бурятского языка

Дарханова Наталья Жамбаловна, учитель английского языка

Контактные телефоны

Раб. тел 83014941169

Сот. тел 89246544424 – Галсанова А.А.

Сот. тел. 89246594104 – Дарханова Н.Ж.

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №2»

Разработка внеклассного мероприятия

Тема: «Толерантность путь к успеху»

Класс: 7б

Разработали:

Галсанова Алена Александровна,

Дарханова Наталья Жамбаловна

с. Курумкан, 2011

ОБОСНОВАНИЕ

Сегодня, когда речь идёт о сохранении целостности Российского государства, поиске идеи, объединяющей всех россиян, особый интерес представляют та составляющая межэтнических отношений и тот фактор, влияющий на них, которые позволят делать взаимодействие эффективным. Именно эффективное межэтническое взаимодействие способствует успешной этнокультурной адаптации человека, которая предполагает достижение социальной и психологической интеграции с ещё одной культурой без потери богатств собственной.

По предложению ЮНЕСКО первое десятилетие нового века было объявлено Десятилетием мира и ненасилия в интересах детей планеты. Правительство Российской Федерации утвердило Федеральную целевую программу «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма». Эта проблема актуальна для современной России, так как участившиеся в последние годы акты насилия, терроризма и нетерпимости обострили межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты, и возникла насущная потребность научиться находить, взаимоприемлемы решения, предотвращать назревающие и преодолевать существующие конфликты.

Сформировать качества толерантного человека  может и должна школа, сфера образования, важнейшая задача которого в данном случае содействовать воспитанию социально активной творческой личности с опорой на духовные, национальные истоки культуры нашего региона;  формировать у учащихся толерантность, уважение к своим правам и правам других людей, учить детей и подростков отстаивать свои права, добиваться высокого уровня правовой культуры.

Согласно Льву Выготскому, национальная окраска человеческого поведения представляет собой, как и все культурные обретения, величайшую ценность, однако только тогда, когда не становится футляром, который замыкает в себе человека, как улитку в раковину, и отгораживает его от внешних влияний.

В своём занятии  мы определили приоритетные задачи следующим образом:

• сформировать у учащихся представление о толерантности;

• развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;

• воспитывать терпимость к чужому мнению;

•создавать условия для возможности живого общения, формирования коммуникативных связей в общеобразовательном учреждении, в семье, в социуме.

В нашей школе учатся дети более шести  национальностей, мы постарались создать для них такую культурную образовательную среду, которая будет способствовать становлению социально активной творческой личности, опираясь на культурные, духовные, национальные традиции народов, представители которых учатся в нашей школе.

Воспитание толерантности невозможно в условиях  авторитарного стиля общения «учитель — ученик». Поэтому одним из условий реализаций нашего мероприятия  стало освоение учителем определённых демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем.  Путь к толерантности — это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, прежде всего учителя, ибо он возможен только на основе изменения себя, своих стереотипов, своего сознания.

В работе  мы  используем интерактивные методы обучения — модель открытого обсуждения, развивающую в детях умение спорить, дискутировать и решать конфликты мирным путем, метод проекта «модель толерантного поведения», ролевая игра.

Развиваются  эмпатические способности у  детей; воспитывать терпимость к инакомыслию; развивать коммуникативные способности как основной признак личности, обладающей толерантным сознанием; воспитывать у детей среднего школьного возраста неприятие к жестокости, насилию к природе, людям, ко всему окружающему миру.

В процессе урока  постарались  создать условия для полноценного общения, смоделировать такие ситуации, в которых

 • снимается страх перед самостоятельным высказыванием;

 • проявляется готовность принять и оказать помощь в нужной

ситуации;

 • развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать своё отношение к миру;

 • формируется умение ценить свою и чужую работу;

 • закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

Занятие  строим в игровой форме. Дети становятся жителями острова.  В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Структура тренинга «информация — взаимодействие — восприятие» позволяет последовательно выработать у каждого участника общения умение находить своё место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые мотивы их поведения.

Занятия  такого типа помогают снизить агрессивность и конфликтность в классных коллективах, уменьшить проявления межличностных, этнических, религиозных, политических и других разногласий, достигать гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ», под которым подразумевается школьное братство, причастность ко всем россиянам.

Такое занятие  дает нашим учащимся правильное представление о социальном мире — таком, каков он в действительности, т.е. о хрупком, нестабильном, требующем внимательного, деликатного, терпимого к себе отношения.

В процессе мероприятия  мы используем такие приёмы:

  • диалог «учитель - класс», когда учащиеся усваивают такие понятия, как толерантность,  интолерантность,  своя вещь – чужая вещь, свой человек – чужой человек,  племя,  межгрупповые конфликты;
  • организована   работа в группах, игра «островитяне»;
  • использование сигнальных карточек для достижения рефлексии;

Разработка внеклассного мероприятия.

Игра «Я в мире толерантности»

Цель:  формирование толерантного сознания учащихся.

Задачи:

- повысить уровень коммуникативной культуры учащихся;

-способствовать выработке активного неприятия любых форм дискриминации;

-развить навыки социального поведения;

-выработать принципы толерантного поведения.

 Участники: учащиеся 7б класса, учителя.

Оформление, оборудование, инвентарь: листы ватмана, листы А4, фломастеры, цветные карандаши, маркер, сигнальные картинки, печатный материал (истории жителей племен, «Принятие правил»), таблицы, карточки, трафареты футболок,  доска с магнитами.

Оформление доски:

Подготовительный этап:

Готовится помещение для игры: парты и стулья ставятся таким образом, чтобы все участники игры оказались сидящими за тремя столами (по 5-6 человек), Столы расположены таким образом, чтобы  при необходимости все ученики могли видеть друг друга. У доски остается свободное пространство. На столы раскладывается раздаточный материал. Классный руководитель делит детей на три группы.

Ход проведения:

 Вступление.

Учитель:  Ребята, давайте вспомним значение слова толерантность (обращается к доске): Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

-Сегодня мы с вами выясним, что значит быть толерантными, насколько мы толерантны в общении друг с другом и зачем необходимо быть толерантным человеку.

-Итак, мы объявляем начало нашей большой интересной игры «Я в мире толерантности».

Мобилизующее начало.

- Дорогие ребята, сегодня нашу работу будут оценивать наше компетентное жюри: Макое Е.Ф. – учитель английского языка, Гаврилова Ю. –студентка 1 курса БГУ.

-Сейчас повторяем за мной правила игры: (правила игры распечатаны для групп участников)

1. Не нужно оценивать друг друга;

2.Надо относиться  друг к другу с уважением, доброжелательно;

3.Нельзя рассказывать за стенами класса о том, что говорили о себе и как проявляли себя одноклассники;

4. Нельзя проявлять агрессию.

5.Необходимо слушать друг друга. Вот такие простые правила мы будем сегодня соблюдать.

-А сейчас обсудите между собой название команды и выберите капитана. (Название команд: «Вундеркинды», «Позитив», «Смайлики»)

Игра.

1.Расширение понятия «толерантность»

-Итак, начинаем 1 этап нашей игры. Ребята, я предлагаю вам  назвать ассоциации со словом толерантность по очереди, слова не должны повторяться. (по ходу высказываний записываю их ярким маркером на листе ватмана, прикрепленном к доске)

- Посмотрите ребята, сколько значений вмещается в понятие «толерантность»,

- Хорошо ребята работают? Активно?

- Молодцы! Итак, объявляем 2 этап.

2. Фиксирование понятия «толерантность» и введение понятия «интолерантность».

Дорогие ребята, ваше следующее задание - заполнить таблицу качеств, присущих толерантной и интолерантной личностям. Дается 3 минуты на обсуждение и запись.

Толерантная личность

Интолерантная личность

Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-то делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость и любознательность

Снисходительность

Доверие

Прощение

Умение владеть собой

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Пренебрежение

Нетерпимость

Агрессивность

-Итак, заканчиваем работу, просим капитанов выйти к доске. Затем подводятся итоги, классный руководитель подбадривает ребят и объявляет 3 этап.

3. Самоанализ и рефлексия.

- Дорогие ребята, перед вами лежат сигнальные карточки  с изображением солнца, облака и тучи.

-Солнце – толерантная личность, всегда проявляющая записанные в таблице качества;

Облако – человек, сочетающий в себе  качества и толерантности и интолерантности;

Туча – человек в большей степени интолерантный, часто проявляющий качества интолерантной личности.

- Сейчас вам нужно оценить себя с позиции толерантности и показать свою самооценку, подняв соответствующую на ваш взгляд карточку  вверх. При этом вы должны быть максимально честными с  самими собой.

- (Вывод) Мы не в полной мере являемся толерантными и нельзя в одночасье сделаться таковыми, невозможно  в одно мгновение изменить свое поведение и поведение других людей, и не надо себя корить за это. Однако надо учиться  быть терпимыми, уважительными и милосердными по отношению к другим людям. Это очень важно в современном мире.

-И сейчас  мы можем сделать первый шаг в этом направлении, при помощи одной удивительной игры.

-Итак, объявляю 4 этап.

4. Фиксирование установки на развитие черт толерантности и моделирование толерантного поведения.

Сценарий игры

- Сейчас давайте проведем игру «Большой костер».

  1. "Чужие" и "свои": работа с понятиями.

-  Сейчас мы поговорим о людях, которые нас окружают, и о нашем отношении к ним. Среди тех, кто живет рядом с нами, есть люди нам более близкие и те, с кем мы почти не общаемся, кого не замечаем, или если замечаем, то не понимаем. В общем, есть люди свои и люди чужие. Давайте разберемся, что это значит? Дайте, пожалуйста, определение понятиям «своя вещь» и «чужая вещь». На обсуждение дается 5 минут.

(Каждая команда дает значение каждому понятию)

- Хорошо! Молодцы!

- Переходим к следующему заданию. Теперь дайте  определение понятиям «свой человек» и «чужой человек». (На работу дается 5 минут).

- Спасибо за работу! Давайте подытожим ваши ответы и сформулируем определение этим понятиям. (записывается на доску)

- Так чем же отличается своя вещь от чужой?

-  Чем чужой человек отличается от своего?

- Могут ли все люди вокруг быть своими?

В ходе обсуждения ведущий обобщает точки зрения участников.

-  Вокруг нас всегда есть люди, которых мы считаем своими и те, кого мы считаем (или они на самом деле таковыми являются) чужими. Это нормально. И сейчас мы поговорим о том, как нужно себя вести с теми, кого мы считаем непохожими на нас, чужими нам. И поговорим мы об этом не просто так, а в ситуации совершенно особенной.

- Где-то в теплом океане лежит чудесный остров. И там живут три племени. Островитяне ловят рыбу, собирают вкусные тропические плоды, охотятся. И мы на время превратимся в жителей этого острова в теплом океане.

- Итак, начинается наша история... Она касается всех жителей ваших племен, каждого из вас, но есть в ней и главный персонаж. Назовем его Рыбак с большой буквы. Прежде чем вы узнаете, что же приключилось, познакомьтесь с этим Рыбаком и с тем, какие у него были отношения с другими жителями вашего племени. Сейчас каждая группа получит свой небольшой текст. Тексты отличаются друг от друга: иначе быть не может, у вас же разные племена, разная жизнь. Познакомьтесь со своим текстом, пожалуйста.

Варианты историй (раздаточный материал)

 Начало первой истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем… Рыбак слыл самым веселым и общительным. С ним было интересно, он все время что-нибудь придумывал: новые истории, новые песни. Рыбак знал, что его любят и ценят соплеменники...

Начало второй истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим большим и дружным племенем... Все его считали своим и относились К нему очень тепло. Многое ему прощали. Но Рыбак всегда чувствовал, что он не такой, как другие: ему хотелось уплыть далеко-далеко. Он тайком разговаривал с Океаном. Рыбак чувствовал себя чужим в своем племени...

Начало третьей истории.

Жил-был на острове Рыбак. Жил он там не один, а со своим племенем... Рыбак очень хотел дружить с другими членами племени, быть равным им во всем. Но его сторонились, старались с ним не общаться. Рыбак казался соплеменникам каким-то не таким...

-  Наверное, вам любопытно, какие истории достались другим группам. Давайте познакомим с ними друг друга. Только сделаем мы это необычным способом - с помощью немой сценки, без слов.  На подготовку дается 5-10 минут.

- Каждая команда должна очень внимательно смотреть сценки друг друга, подмечать особенности отношений между Рыбаком и остальными участниками.  И вы должны выразить свои предположения относительно того, где к Рыбаку относились как к чужому, а где как к своему, и почему вы  так думаете?

После того как все желающие выскажутся, мы просим капитанов команд  вслух прочитать свои тексты. Важно обратить внимание на следующее.

- В чем проявлялось отношение к Рыбаку как к чужому?

- Почему иногда Рыбак сам понимал, что он чужой, и знал, как к нему относятся окружающие, а иногда ему казалось, что он такой же, как все?

- Поблагодарим участников, и давайте послушаем , что же случилось дальше?

- На самой высокой горе острова всегда горел костер. Давным-давно вожди всех четырех племен зажгли его от огня своих племенных костров. Островитяне очень берегли его. Они верили, что пока горит огонь Большого костра, между племенами не будет войн, в океане не переведется рыба, все будут здоровы и счастливы. Пламя Большого костра островитяне берегли как зеницу ока. Знаете, как? Они установили круглосуточное дежурство. Каждый взрослый житель острова обязан был раз в несколько месяцев дежурить у Большого костра, поддерживая огонь.

И вот наступило дежурство нашего Рыбака. Он шел на него спокойно: не в первый раз. "И не в последний",- думал он про себя. Увы...

Во время своего дежурства Рыбак любил лежать у Большого костра и смотреть в ночное звездное небо. Звезд было так много, и они были такими яркими и красивыми... Так было и в этот раз.

Вдруг он увидел, что одна из звезд стала падать, падать и скрылась в океане. За ней другая, третья...

Начался настоящий звездный дождь. Рыбак вскочил на ноги и стал завороженно смотреть на падающие звезды. Зрелище было таким красивым, что невозможно было отвести взгляд. Рыбак забыл обо всем... А когда спохватился, было уже поздно. Большой костер погас.

Очень быстро весть разнеслась по всему острову. Прибежали к Большому костру жители всех племен. Смотрят на Рыбака. Да и не только смотрят. А что они ему говорят? Как реагируют на происшедшее? Как с Рыбаком обращаются?

-Расскажите, пожалуйста, как  вы повели бы себя с Рыбаком учитывая все то, что вы уже знаете  про характер этого Рыбака и его отношения с вами.

- Дорогие ребята, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

-Как относятся к тому, кого считают чужим?

- Что может чувствовать человек, которого считают чужим?

- Хотел бы каждый из вас пережить такие чувства, такое отношение к себе?

- Могут ли быть вокруг только свои? Подумайте и над другим вопросом,  если вокруг нас есть свои и чужие, значит ли это, что чужих обязательно обижают, унижают и т.д.?

- Понравилась ли ребятам  игра?

- Спасибо за активное участие.

- Объявляем последний этап игры – 5.

5. Моделирование толерантного поведения «Я в мире людей»

- Предлагаем подвести выводы и зафиксировать их, создав модели толерантного поведения «Я в мире людей». Для этого нам нужно заполнить трафареты футболок, разделенных на половинки. Вы должны написать то, что вы поняли о толерантности.

Получившиеся половинки футболок приклеиваются затем на лист ватмана, соединяясь, чтобы получилась целая футболка. Получившийся коллаж закрепляется на доске.

                                 Я в мире людей      

Уважай чужое мнение! Принимай людей такими, какие они есть!

Умей дать совет Выслушай совет другого!

Уважай права другого человека! Научись прощать!

Умей поддержать в трудную минуту! Будь доброжелательным!

Будь терпимым! Я за толерантность!

Защищай слабых! Старайся стать лучше!

                               

6. Подведение итогов игры.

Классный руководитель: У вас получились прекрасные модели толерантной личности, и вы сделали большой шаг к тому, чтобы стать добрее, терпимее, уважительнее к окружающим вас людям. Бернард Шоу однажды сказал (обращается к эпиграфу на доске):  «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди». Я думаю, мы научимся так жить, правда?   На этом мы заканчиваем нашу игру. Покажите жестом, понравилась ли вам она.  

- А теперь сделайте то же самое и улыбнитесь друг другу.  

- Для подведения итогов приглашаем Макое Е.Ф.            

Участники апплодируют.

 Классный руководитель просит присутствующих поблагодарить друг друга. Затем все прощаются.  

Примечания: игра должна проводиться, когда ребята уже знакомы с понятием толерантность, например, после тематического классного часа.

Ожидаемые результаты:

  1. Формирование навыков и привычек нравственного поведения путем организации практической деятельности;
  2. Обогащение эмоционального мира школьников, содействие появлению у них нравственных чувств: сопереживания, терпимости, корректности, доброты, милосердия;
  3. Формирование у детей ответственности за отношение к одноклассникам и другим окружающим людям;
  4. Укрепить знания о толерантности, правах и обязанностях;
  5. Снижение агрессивности в поведении школьников.

Используемая литература:

Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе: психологические игры и упражнения. -М.: Генезис, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль классного руководителя в организации антинаркотической профилактики в школе". Материалы к семинару классных руководителей.

Материал может быть использован для проведения семинара как для классных руководителей, так и для заместителей директоров по воспитательной работе школ. Цель: воспитание психологического иммунитета у ...

Материалы к конкурсу "Самый классный классный"

Представляет из себя работу, использованную для участие в муниципальном этапе конкурса. Проблемная тема:     « Роль классного руководителя в современной системе воспитания через ли...

Материалы к конкурсу "Самый классный классный"

Представляет из себя работу, использованную для участие в муниципальном этапе конкурса. Проблемная тема:     « Роль классного руководителя в современной системе воспитания через ли...

Материалы к конкурсу "Самый классный классный"

Представляет из себя работу, использованную для участие в муниципальном этапе конкурса. Проблемная тема:     « Роль классного руководителя в современной системе воспитания через ли...

Материалы на конкурс "Классный классный"

два года подрят участвовала в региональном конкурсе 2Классный классный" Оба раза представляла сочинения эссе. В 2013 году стала победителем конкурса...

Материалы на конкурс "Самый классный классный"

Самопрезентация на конкурс "Самый классный классный"...

Конкурсные материалы участника конкурса «Самый классный классный – 2019г.»

Классическая педагогика прошлого утверждала – ”Смертельный грех учителя – быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, ...