Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"
классный час (7 класс) по теме

Рузанова Ирина Михайловна

Классный час

Ставим условие: долой сквернословие!

Час общения, посвящённый проблеме сквернословия.

 

От гнилого сердца и гнилые слова

Русская пословица.

 

Основная задача: убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы, КТД)

Цели: расширить знания школьников о вредных привычках, познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами.

Оформление:

написать на доске:

а) тему, эпиграфы;

б) слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, трус, предатель;

в) рифмы для антирекламы/: мат-ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться - добиться, злиться, больница, лечиться;

оставить место для памятки.

План классного часа:

 

1.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы».

2.Игра «Эстафета добрых слов».

3.Информационный блок «Заразные слова».

4.Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».

5.Творческие задания:

а) памятка «Как избавиться от сквернословия?».

б) антиреклама сквернословия.

6) КТД «Дерево добрых слов»

7.Заключительное слово.

8.Подведение итогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_doloy_skvernoslovie.docx28.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ставим условие: долой сквернословие!

Час общения, посвящённый проблеме сквернословия.

От гнилого сердца и гнилые слова

Русская пословица.

Основная задача: убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.

Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы, КТД)

Цели: расширить знания школьников о вредных привычках, познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами.

Оформление:

написать на доске:

а) тему, эпиграфы;

б) слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, трус, предатель;

в) рифмы для антирекламы/: мат-ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться - добиться, злиться, больница, лечиться;

оставить место для памятки.

План классного часа:

 

1.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы».

2.Игра «Эстафета добрых слов».

3.Информационный блок «Заразные слова».

4.Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».

5.Творческие задания:

а) памятка «Как избавиться от сквернословия?».

б) антиреклама сквернословия.

6) КТД «Дерево добрых слов»

7.Заключительное слово.

8.Подведение итогов.

Ход классного часа:

1.Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

классный руководитель: Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни «капролалия»? ( Дети отвечают)

Это тяжёлое психическое заболевание встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом позже. Сначала послушайте стихи:

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле - печаль

И долглвечней-царственное слово.

А. Ахматова

Царственное слово - самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? (дети высказываются).

Обожествление слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

Россия - страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня – вот, сколько слов, в которых содержится осуждение пустопорожних разговоров. Много на эту тему и пословиц: «Слово-серебро, а молчание – золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое слово гнев побеждает». Все русские святые благоговейно относились к Слову, некоторые подвижники годами не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день - спасёшься» Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведёт ко греху? (Ответы детей)

Классный руководитель: Мы, жители современной России, наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством. Послушайте ещё одно стихотворение А. Ахматовой.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за берёзку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах - и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям? ( Ответы детей)

Классный руководитель. Да, судя по тому, как горят наши ученики, мы не выполнили этого завета.

Ещё одна цитата. Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

На доске я записала несколько слов. Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами можно убить, какими - спасти, какими -вдохновить? (читает слова, записанные на доске)

2.Игра «Эстафета добрых слов»

Классный руководитель: большой знаток слова, автор знаменитого словаря , Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Ещё в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово. ( Дети выполняют задание)

Классный руководитель. Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

3Информационный блок « Заразные слова»

Классный руководитель. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова... Вернёмся к началу классного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом – необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос - кал, грязь и лалия - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдаем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их к доске.

Ведущий 1.  Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные учёные, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие - матерщину. В результате несчастные « обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты учёные проводили и с водой. Вода, « заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые учёные утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведёт к гормональным нарушениям. С результатами этих опытов соглашаются не все учёные. Кто-то считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание « бить морду». Но и они признают, что мат - обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово – это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица: «Гнилые слова – от гнилого сердца». Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Ведущий 2Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или напускной удали;

третья стадия-человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человеку же использует эти слова, не замечая этого. Ещё позже- он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова- раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас всё это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова».

  1. Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Классный руководитель. Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты

  • Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?(низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)
  • Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?
  • Сквернословие - это вредная привычка. Какие ещё вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными?
  • Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
  • Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
  • Считаете ли вы, что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

5.Творческие задания

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Классный руководитель. Есть такая точка зрения, что мат ведёт к развращению, отупению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата- это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодёжи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? ( дети высказываются).

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырёх:

  • перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:
  • избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:
  • читать русскую классическую литературу;
  • запоминать стихотворения, афоризмы.
  • Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители ( ёлки-палки, блин, фиг..). Но этого делать не следует. Это всё равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: ро-до-ден-дрон (цветок такой ). И кому-то это помогало.

 

Составление антирекламы сквернословия.

Классный руководитель. Доказано, что мат отрицательно влияет на всех окружающих, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с татом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждёт штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдёт на премии милиционерам, которые задержали нарушителей. Активисты акции - студенты, журналисты-придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например,

-Чтобы в жизни состояться матом лучше не ругаться!

-Наше условие-долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? Давайте попробуем! (дети выполняют задание, читают свои лозунги)

 

Примерные варианты лозунгов:

-Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

-Мат - помоев ушат!

-Мат-дорога в ад.

-Мат уродует девчат.

-Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

-Мат-это ядов концентрат!

-В классе мы найдём управу на словесную отраву!

6. КТД - «Дерево добрых слов».

7.Заключительное слово.

Классный руководитель. Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но всё-таки живём мы хуже других стран. Стремительно растёт наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведёт к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди – это здоровый народ, процветающая страна.

 8.Подведение итогов

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношение к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? (ответы учащихся)

 

9) Рефлексия.

А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить

предложения:

- Я сегодня задумался о….

- Мне сегодня понравилось…

- Я изменил мнение о …

- Нужно обсудить на следующем классном часе вопрос…(какой)

Учитель: Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!! И помните:

Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться! Ведь сквернословить - это то же самое,

что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"

Час общения, посвященный проблеме сквернословия. В наше время нецензурная речь приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Задача учителя не н...

Внеклассное мероприятие "Наше условие- долой сквернословие"

Цель занятия: Формирование потребности культурно выражать свои мысли и эмоции, позитивно относится к культуре изложения мыслей и выражения эмоций подростков 13-16 лет (с опорой на цивилизо...

"Ставим условие:Долой сквернословие"

На сегодняшний день очень остро стоитпроблема  сохранения русского литературного языка. На протяжении многих веков наши предки, несмотря на все трудности,  старались передать потомкам эту гл...

Ставим условие: долой сквернословие!

Сценарий  часа общения, посвященного профилактике вредных привычек для учащихся 5-9 классов....

Классный час на тему: «Ставим условие: долой сквернословие!»

Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о зна...