Разработки классных часов СТРАДАНИЯ ОТ КИБЕРМАНИИ СТАВИМ УСЛОВИЕ: ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ ЖИВИ БЕЗ ПИВА!
план-конспект занятия (7 класс)

Ершова Людмила Николаевна

                        Разработки классных часов

 

                               СТРАДАНИЯ ОТ КИБЕРМАНИИ

                     СТАВИМ УСЛОВИЕ: ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ

 

                                       ЖИВИ БЕЗ ПИВА!

Скачать:


Предварительный просмотр:

                        Разработки классных часов

                               СТРАДАНИЯ ОТ КИБЕРМАНИИ

                     СТАВИМ УСЛОВИЕ: ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ

                                       ЖИВИ БЕЗ ПИВА!

СТРАДАНИЯ ОТ КИБЕРМАНИИ

 

Круглый стол, посвященный проблеме компьютерной зависимости

 

Компьютеры - это такие машины, которые предназначены для решения проблем, которых бы у вас не было, если бы вы не имели компьютера.

Форма проведения классного часа - круглый стол - позволяет детям высказаться, развивает навыки дискуссии. Очень важно, чтобы учитель-ведущий сумел организовать обсуждение. Дискуссия за круглым столом состоит из 3 блоков: 1 информационный (информация по проблеме компьютерной зависимости) и 2 блока обсуждения («Кто виноват» и «Что делать?»). Действия ведущего в каждом блоке: сначала дать слово «гостям», потом - остальным детям. При этом в информационном блоке нельзя допускать обсуждения. После сообщений «гостей» детям предлагается дополнить их выступления новыми фактами. В блоках обсуждения они уже могут высказывать свои мнения.

Желательно, чтобы учитель постоянно подчеркивал, что в результате дискуссии должно быть выработано общее мнение, которое учитывает мнения большинства. Поэтому очень важно в конце каждого блока подвести итог, сформулировать общую мысль.

Все реплики подробно выписаны в сценарии, но это не значит, что их нужно раздать всем детям. Это превратит круглый стол в отрепетированный утренник, который будет неинтересным для девятиклассников. Для них важно именно высказаться и быть услышанными. Тем более тема близка и понятна каждому. Тексты можно раздать только «гостям», предупредив их, что они даны не для зубрежки, а для ориентира (по времени и содержанию).

 

Цели: ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, дать представление об Интернет-зависимости; формировать положительное отношение к таким качествам характера, как

самостоятельность, любознательность; развивать навыки участия в дискуссии; побуждать детей к расширению своего кругозора, к участию в спортивных секциях, к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.

 

Форма проведения: круглый стол.

Подготовительная работа: распределить роли среди детей: мамы (2), врачи (2), программисты (2), обеспечить всех текстами. Всех детей посадить за парты, а «гостей» - лицом к классу у доски.

Оформление: написать на доске тему, эпиграф.

План классного часа:

1. Мотивационная беседа.

  1. Круглый стол «Страдания от кибермании».
  2. Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы».
  3. Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»
  4. Третий блок дискуссии. «Что делать?»
  5. Заключительное слово.
  6. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

I. Мотивационная беседа

Классный руководитель. Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков.

Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в компьютерные игры?

Было такое, что вы пропускали уроки, чтобы поиграть в игровом зале?

Говорите ли вы с друзьями о компьютерных играх, кодах, уровнях и т. д.?

Испытываете ли вы удовольствие от работы за компьютером?

Злитесь ли вы на тех, кто отвлекает вас от компьютера?

Приходилось ли вам обманывать близких, говоря, что вы писали реферат или искали информацию, в то время когда вы просто играли или общались?

Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером?

Откладываете ли вы важные дела ради компьютера?

Любите ли вы поиграть за компьютером в минуты грусти, подавленности?

Ругают ли вас родители за то, что вы слишком много денег тратите на игры и Интернет?

(Ответы детей.)

Примерно такие вопросы задают психологи, когда хотят убедиться, страдает ли человек компьютерной зависимостью. Я задала эти

вопросы, чтобы вы трезво посмотрели на себя со стороны, критически оценили свое отношение к компьютеру. Положительный ответ на все эти вопросы должен заставить вас насторожиться.

II. Круглый стол «Страдания от кибермании»

Первый блок дискуссии. «Три грани проблемы»

Классный руководитель. Зависимость от компьютера - новая болезнь нашего времени или выдуманная угроза? На Западе утверждают, что каждый пятый пользователь Интернета в той или иной мере страдает компьютерной зависимостью. И в России уже многие подвержены этой мании. Люди теряют чувство реальности, уходят в виртуальный мир. Самыми незащищенными, как всегда, оказались дети и подростки. Появился даже такой термин - «компьютерный синдром». Кто в этом виноват и что делать? Сегодня мы будем обсуждать эти вопросы в ходе круглого стола, который мы назвали «Страдания от кибермании».

Представляю наших гостей. Точку зрения родителей озвучат (имена, фамилии).Точку зрения врачей изложат (имена, фамилии). Мнение компьютерных специалистов выскажут [имена, фамилии). Начинаем обсуждение. Первое слово - родителям.

Мама 1. Многие родители просто не понимают, какую страшную разрушительную силу представляет компьютер. Одного 14-летнего школьника из Румынии увезла из Интернет-кафе «Скорая помощь». Мальчик просидел в этом кафе 9 дней подряд и дошел до полного физического и умственного истощения. Его мать рассказала, что мальчик был просто одержим компьютерной игрой «Counter Strike». Он не отходил от компьютера, перестал ходить в школу. Он лгал, воровал из дома вещи, чтобы продать их и потратить деньги на Интернет. Он перестал мыться и похудел на 10 кг.

Мама 2. Еще один страшный факт: 12-летний подросток из Екатеринбурга погиб от инсульта после 12-часовой игры на компьютере. Врачи детской больницы, куда был доставлен мальчик, говорят, что каждую неделю к ним поступает минимум по одному подростку, попавшему в зависимость от компьютерных игр. Дети сутками без еды и отдыха могут находиться перед компьютером дома или в игровых клубах.

Мама 1. А вот и криминальные факты: 13-летний подросток ограбил родных бабушку с дедушкой, чтобы добыть денег для Интернет- кафе. Старшеклассник, наигравшись в DOOM, жестоко избил соседских малышей. Таких историй достаточно в каждом отделении милиции. Десятки тысяч мальчишек и девчонок ради виртуального мира бросают учебу, теряют друзей, конфликтуют с родителями.

Мама 2. От компьютеров страдают не только дети, но и взрослые! В последнее время в мире появились компьютерные вдовы. Это женщины, чьи мужья кибералкоголики. Так называют людей, одержимых компьютероманией. Они до 18 часов в день проводят за компьютером, перестают следить за своей внешностью, неделями не бреются и не моются, ходят по дому в грязной одежде, а вылазки на улицу и вообще сводят к минимуму. Бедные женщины действительно чувствуют себя соломенными вдовами - вроде муж и рядом, но совершенно в другом измерении.

Классный руководитель. Что могут добавить к этому наши участники? Только факты! Можете ли вы привести подобные факты? Чувствуете ли вы, что вас тоже затягивает в компьютерную трясину? Видите ли вы, как ваши друзья все больше и больше уходят от вас в виртуальный мир? Можете ли вы привести противоположные факты, когда активисты компьютерных игр не попадали ни в какую зависимость? [Дети высказываются.)

Итак, люди бьют тревогу, видя, как их близкие уходят в виртуальный мир. Что скажут врачи?

Врач 1. Западные медики однозначно утверждают, что компьютерная и Интернет-зависимость существует. Появился даже такой диагноз: «кибермания» или «патологическое использование компьютера» (игры, Интернет). Пока, правда, компьютеромания не является официальным диагнозом, но некоторые ученые предполагают, что со временем кибермания будет признана заболеванием номер один в мире. На Западе уже есть клиники, где лечат разные компьютерные расстройства. В Финляндии даже были случаи, когда призывники получали отсрочку от армии для лечения компьютерной зависимости. В России пока мало людей обращаются за медицинской помощью, родители боятся вести ребенка к психиатру, не хотят, чтобы их чадо лежало в одной палате с наркоманами и алкоголиками.

Врач 2. В чем проявляется кибермания? Прежде всего в том, что люди предпочитают больше времени проводить не в реальной жизни, а в компьютерных играх и Интернете - до 18 часов в день!

Подростки начинают прогуливать занятия, лгут, слишком быстро делают домашнее задание, чтобы побыстрее сесть за компьютер. В виртуальной реальности они забывают о времени, бешено радуются своим виртуальным победам, и бурно переживают неудачи. Даже Е поесть нормально они уже не могут, предпочитая жевать что-нибудь перед монитором. А при общении в чатах они выдумывают себе виртуальный образ, который постепенно вытесняет их реальное «я».

Врач 1. В чем опасность кибермании? Прежде всего, опасны многие компьютерные игры. В них главное действие - это убийство,

причем красочное, изощренное. А ведь игра для ребенка - это репетиция жизни. Так и складывается к 14-15 годам мнение, что насилие, убийство - это увлекательное и полезное занятие.

Врач 2. Вторая опасность игр в том, что победить в них гораздо легче, чем в реальной жизни. Ведь жизнь - это постоянная борьба, самоутверждение, победы и неудачи. Все это нельзя заменить виртуальными успехами. Человек просто теряет себя, свою личность, становится приставкой к компьютеру.

Врач 1. Еще одна опасность подстерегает любителей чатов. Многие, прикрываясь анонимностью, могут говорить в чатах что угодно, считая, что такое общение раскрепощает их, дает свободу. Но виртуальное общение не может заменить живой связи между людьми. Человек, погрузившийся в вымышленный мир под чужой маской, постепенно теряет свое лицо, теряет и реальных друзей, обрекая себя на одиночество.

Врач 2. Но самая страшная опасность в том, что компьютеро- мания может перейти в другой вид зависимости - от алкоголя, наркотиков.

Классный руководитель. Даю слово нашим участникам.

Согласны ли они с выводами врачей? Считаете ли вы, что компьютерные игры повышают агрессивность?

Уменьшилось ли количество ваших друзей от того, что вы увлеклись компьютерными играми?

Предпочитаете ли вы есть за компьютером?

Какие победы вы одержали в реальной жизни за последний год?

Приходилось ли вам общаться в чатах? Вы выступали под своим реальным именем или под вымышленным? Чувствовали себя при этом свободными, раскрепощенными?

Какие дети, по-вашему, сильнее всего подвержены компьютерной зависимости? (Дети высказываются.)

Пришло время высказаться компьютерным специалистам. Действительно ли так опасен компьютер? Может ли быть общение в чатах анонимным? Все ли игры построены на насилии? Даю слово программистам.

Программист 1. Компьютер может быть опасен. Ведь это источник электромагнитного излучения и неионизирующей радиации. А это негативно воздействует на человека. Но если соблюдать санитарные правила, он может быть безвредным. Во всех организациях правила работы на компьютере должны находиться прямо на рабочем месте. Но у нас, к сожалению, эти правила мало кто знает и выполняет.

Например, согласно этим правилам, взрослому человеку можно сидеть за компьютером не более 4 часов в день, а ребенку не более

10-20 минут, в зависимости от возраста. Компьютер обязательно нужно «заземлить», нельзя работать за компьютером беременным и кормящим женщинам. В развитых странах эти правила очень строго соблюдаются. А у нас предпочитают расплачиваться своим здоровьем.

Программист 2. Есть ли вред от компьютерных игр? Не все игры построены на агрессии. Есть логические игры, игры для изучения школьных предметов. Есть тренажеры, с помощью которых можно получить важные и полезные навыки. Есть игровые тесты, которые помогут проверить свои знания. Что касается Интернета, то кроме чатов там есть форумы, где обсуждаются серьезные вопросы и где можно высказать свою точку зрения. Во Всемирной паутине каждый может создать свой сайт, сделать его популярным, стать звездой Интернета. Так что Интернет не обязательно приводит к потере своего «я». Он дает очень большие возможности для самоутверждения, самовыражения.

Программист 1. Что же касается анонимности в Интернете, то она мнимая. Каждый компьютер имеет свой уникальный цифровой адрес, по которому его узнают другие компьютеры сети. Как только ты зашел на какой-либо сайт, твой адрес мгновенно фиксируется и можно легко вычислить, кто ты такой и где живешь. Вот почему хакеров почти всегда находят. Поэтому, оказавшись в чате и придумав себе какой-то ник, не теряйте самоконтроля - как бы потом за это не пришлось отвечать.

Программист 2. Например, в 2006 г. за антирусские высказывания в Интернете был привлечен к суду 37-летний пользователь из Новосибирска. Ему пришлось заплатить штраф в 130 тысяч рублей. На суде он пытался уйти от ответственности, но провайдеры доказали, что существующие технические средства позволяют со стопроцентной гарантией определить, какой именно пользователь сети выходил в Интернет и был на этом конкретном сайте. Кстати, эти же технические средства могут отследить, какие сайты чаще всего посещаются с этого компьютера.

Классный руководитель. Как видим, ни в самом компьютере, ни в Интернете нет ничего такого, что вызывало бы зависимость. Что могут добавить к этому наши участники?

Может быть, кто-то хочет сказать слово в защиту компьютерных игр?

У кого есть свой сайт? На каких форумах и чатах вы бываете? Какую информацию ищете в сети?

Знаете ли вы о санитарных правилах пользования компьютером?

Не боитесь ли вы, что кто-то может узнать о ваших путешествиях в Интернете?

Что интересного для себя вы открыли в Интернете?

К чему же мы пришли на этом этапе дискуссии: есть компьютерная зависимость или это все выдумки врачей и родителей? [Да, есть.)

Второй блок дискуссии. «Кто виноват?»

Классный руководитель. Мы познакомились с разными точками зрения на проблему компьютерной зависимости. Начинаем второй блок нашей дискуссии. Кто виноват, что все больше и больше подростков становятся пациентами наркологических больниц и получают диагноз «кибермания»?

Сначала слушаем мнения специалистов.

Варианты мнений:

Мамы:

-    Хозяева Интернет-клубов, а также провайдеры, которые наживаются на здоровье наших детей.

-    Местные власти, которые получают взятки от этих структур.

-    Санитарные станции, которые не контролируют работу этих клубов.

-   Учителя, которые не проводят беседы об охране жизни и здоровья детей.

Врачи:

-    Виноваты родители в том, что дают детям деньги, не спрашивая, как они их потратят.

-    Виноваты дети, которые ищут только удовольствий и развлечений, не желая трудиться.

-    Виноваты власти, которые не создали детям условий для занятий спортом, для развития способностей и талантов.

-    Виноваты учителя, которые не могут увлечь детей каким-то интересным делом.

Программисты:

-    Виноваты производители компьютеров. Они выпускают все новые и новые игры и программы, которые требуют все более и более мощных компьютеров. Поэтому люди вынуждены постоянно обновлять свои машины. А любопытные дети все хотят попробовать и попадают в зависимость.

-    Виноваты родители, которые не следят за детьми, не знают, чем они занимаются.

-    Родители виноваты. Если бы они сами освоили компьютер, они бы могли понять, что можно, а чего нельзя ребенку. А так им кажется, что раз они купили детям компьютер, то об их развитии можно не заботиться. Тогда об этом позаботятся дяди и тети из Интернета и игровых клубов.

-    Врачи тоже виноваты. Нужно было ставить эти вопросы перед правительством, привлекать к обсуждению прессу, телевидение.

-    Виновато правительство. Оно могло принять законы, которые бы запрещали детям ночью сидеть в игровых клубах, могло бы вообще закрыть эти клубы или вывести их за черту города.

Классный руководитель. Что скажут наши участники? Кого винить в том, что дети попадают в компьютерную зависимость?

Примерные ответы:

-    Виноваты сами дети.

-    Родители виноваты. Они не хотят понимать детей, только ругают, поучают. Вот дети и убегают в виртуальную реальность.

-    Виновата школа. В ней такая серость и скука, а в виртуальной реальности ты герой, победитель, от тебя зависят судьбы миров и цивилизаций.

Классный руководитель. Прошу сделать вывод: «кто виноват в том, что ребенок становится зависимым от компьютера? (В формировании компьютерной зависимости у детей виноваты родители, врачи, школа, милиция, местные власти, сами дети и т. п.)

Третий блок дискуссии. «Что делать?»

Классный руководитель. Итак, проблема компьютерной зависимости. Мы выслушали различные точки зрения, определили виновных. Приступаем к заключительному этапу дискуссии. Попробуем ответить на вопрос: что делать, чтобы люди не попадали в плен кибермании? Слово нашим гостям.

Примерные варианты мнений:

Мамы:

-    Закрыть все игровые клубы.

-    Разрешить детям доступ в Интернет только в «сопровождении» взрослых.

-    Уволить начальника санитарной станции, директора школы, переизбрать мэра и т. п.

-    Запретить учителям требовать от детей рефераты, чтобы они не скачивали их из Интернета.

-    Обучать детей работе с полезными программами и играми, в которые можно играть вместе с родителями.

Врачи:

-    Ввести цензуру на игры. Запрещать использование в клубах агрессивных игр.

-    Ввести наказание для родителей, чьи дети стали интерент- зависимыми. Заставить их общаться со своим детьми по 4 часа каждый день.

-                       Каждый ребенок должен заняться спортом или найти себе какое-нибудь хобби. Тогда и друзья появятся, и скучать будет некогда.

-                       Нужно принять законы, которые запрещают пропаганду насилия в играх, и сурово карать за нарушение этих законов.

Программисты:

-                       Нужно каждому стать грамотным пользователем, а не чайником.

-                       Критически относиться к игровым новинкам, не покупать все подряд. Ограничить использование агрессивных игр.

-                       Хорошо бы всем школьникам заняться программированием. Это будет и занятие, и развитие, и общение с интересными людьми.

-                       Детям нужно вообще поменьше играть. Пусть каждый попробует создать свой сайт, тогда понадобится что-то рассказать о себе, показать, в чем твоя уникальность. А это подтолкнет к саморазвитию.

Классный руководитель. Слушаем предложения наших участников. Может быть, кому-то из них удастся найти компромиссный вариант решения проблемы компьютерной зависимости? {Дети высказываются, повторяя и перефразируя мнения гостей, добавляют свои оригинальные предложения.)

И как итог этого этапа обсуждения формулируем вывод: что мы можем сделать, чтобы не попасть в компьютерную зависимость? (Нужно стать грамотным пользователем, осваивать полезные программы, нужно поменьше играться, а заняться спортом, общаться с друзьями, читать книги и т. п.)

И как можно сформулировать общий итог нашей дискуссии?

(Можно задать наводящие вопросы: Существует ли компьютерная зависимость? Кто виноват в ее появлении? Как бороться с этим злом?)

Примерный результат дискуссии:

-               Компьютерная зависимость существует.

-                       Это результат распущенности детей, безответственности родителей, беспечности властей, жадности представителей игорного бизнеса.

-                       Выход - в повышении компьютерной грамотности, во введении цензуры, в принятии законов, которые повышали бы ответственность родителей и представителей бизнеса.

Классный руководитель. Наше обсуждение подошло к концу. И завершить его я хотела бы словами одного писателя. Он обсуждал в Интернете проблему компьютерной зависимости и в заклю  

чение написал: «Я пишу эти размышления на компьютере, отправляю их электронной почтой через мировую сеть, черпаю информацию из Интернета. Все эти факты свидетельствуют о том, что я ни в коей мере не являюсь компьютерофобом. Более того, я очень люблю этот маленький ящик, который помогает мне жить. Но моя любовь закончится в тот момент, когда, или если, я пойму, что не я владею им, а он мной*.

. Заключительное слово

Классный руководитель. Сегодня мы говорили о компьютерной зависимости. Проблема эта неоднозначна и пока далека от решения. Но мы и не стремились решить ее во что бы то ни стало. Обсуждая эту проблему, мы учились вести дискуссию, учились слушать и слышать друг друга. В ходе живого обсуждения мы учились живому общению - именно тому, чего никакой, даже самый мощный компьютер дать не в силах. Посмотрите на эпиграф к сегодняшнему классному часу (читает). Желаю вам, чтобы ваш компьютер создавал для вас как можно меньше проблем.

. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель. Касается ли вас то, о чем мы говорили сегодня? Появился ли повод задуматься о себе и изменить свое поведение? Что дал вам сегодняшний классный час? (Ответы детей.)

СТАВИМ УСЛОВИЕ: ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ

Час общения, посвященный проблеме сквернословия

 

Нет ничего заразнее слова.

Восточная мудрость

От гнилого сердца и гнилые слова.

Русская пословица

Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о значении слова в жизни людей, о вредных последствиях сквернословия. Основная задача учителя не напугать детей фактами, а убедить в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни. Методические приемы: беседа, игра, дискуссия, творческие задания (составление памятки, лозунгов, антирекламы).

Цели: расширить знания школьников о вредных привычках; познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность; формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам; побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию.

форма проведение: час общения.

Подготовительная работа: назначить ведущих информационного блока (2 ученика); обеспечить детей текстами (достаточно одной ксерокопии информационного блока).

Оформление:

-                  написать на доске:

-                а)        тему, эпиграфы;

б)     слова: Отчизна, мать, правда, добро, любовь, верность, надежда, дружба, ненависть, измена, ложь, прикольно, супер, облом, трус, предатель;

в)     рифмы для антирекламы: мат - ад, брат, богат, девчат, дрожат, ушат, небогат, глуповат, слабоват, концентрат; материться - добиться, злиться, больница, лечиться;

-                 оставить место для памятки.

-                   План классного часа

-               Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы».

-                Игра «Эстафета добрых слов».

-                  Информационный блок «Заразные слова».

-                  Дискуссия по теме «Нужен ли нам мат?».

-                Творческие задания.

. Памятка «Как избавиться от сквернословия?».

. Антиреклама сквернословия.

-                   Заключительное слово.

-                    Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа по теме «Слово с большой буквы»

Классный руководитель. Сегодня мы будем говорить о здоровье. Приходилось ли вам слышать о такой болезни - «копро- лалия»? (Дети отвечают.)

Это тяжелое психическое заболевание, встречается достаточно редко. Но в последнее время совершенно здоровые люди сознательно или бессознательно копируют симптомы этого заболевания. Но об этом попозже. Сначала послушайте стихи (читает).

Ржавеет золото, и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти все готово.

Всего прочнее на земле - печаль И долговечней - царственное слово.

А. Ахматова

Царственное слово - самое долговечное на земле. Как вы думаете, что имеет в виду Ахматова: какое-то конкретное слово или слово как Божий Дар? {Дети высказываются.)

Обожествление слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.

(Можно предложить детям прокомментировать эти слова, поделиться своей информацией.)

Россия - страна православной традиции. Православная церковь всегда учила бережно относиться к слову. И народная мораль осуждала многословие. Празднословие, пустословие, суесловие, болтовня - вот сколько слов, в которых содержится осуждении пустопорожних разговоров. Много на эту тему и пословиц: «Слово - серебро, а молчание - золото», «Словом оправдаешься, словом и осудишься», «Не торопись языком, торопись делом», «Слово не воробей: вылетит, так не поймаешь», «От доброго слова язык не усохнет», «Кроткое слово гнев побеждает», «Ласково слово, что вешний день». Все русские святые благоговейно относились к Слову, некоторые подвижники годами не произносили ни одного слова. Была даже заповедь: «Скажешь не более 7 слов в день - спасешься». Как вы думаете, почему считалось, что многословие ведет ко греху?

Примерные ответы детей:

-               В словах люди красуются друг перед другом - это грех.

-               Многословие рождает споры, раздоры.

-                       Празднословие и пустословие, как правило, это осуждение и обсуждение, сплетни.

-                       Пустые разговоры ведутся вокруг примитивных, низких тем, человеку некогда задуматься о Боге, о смысле жизни.

Классный руководитель. Мы, жители современной России, наследники этой традиции. Хорошо ли мы распорядились этим наследством? Послушайте еще одно стихотворение А. Ахматовой.

Мужество

Мы знаем, что ныне лежит на весах И что совершается ныне. Час мужества пробил на наших часах, И мужество нас не покинет. Не страшно под пулями мертвыми лечь, Не горько остаться без крова, -

И мы сохраним тебя, русская речь, Великое русское слово. Свободным и чистым тебя пронесем, И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!

Эти строки родились в годы Великой Отечественной войны, когда нашей армии ценой колоссальных потерь удалось отбросить фашистов от Москвы. Тогда миллионы русских поняли, что они отстоят свою землю любой ценой. Солдаты воевали за Родину, за свой дом, за березку под окном, мало кто думал о том, как сохранить русскую речь. Но для Ахматовой сохранить великое русское слово означало сохранить родной язык, а значит сохранить великий русский народ. В этих словах - и завещание потомкам: хранить родное слово чистым, свободным, не давать его на поругание. Только так можно сохранить свой народ, свою историю и культуру. С тех пор прошло почти 80 лет. Можем ли мы сказать, что сохранили русское слово свободным, чистым, что не стыдно его передать следующим поколениям?

Примерные ответы детей:

-                Много слов иностранных, английских.

-               Много исковерканных слов.

-               Слова пересыпаны матом, ругательствами.

-               Молодежь употребляет всего 30-40 слов, ничего не читает.

-               Очень много сквернословия.

Классный руководитель. Да, судя по тому, как говорят наши ученики, мы не выполнили этого завета.

Еще одна цитата. Стихотворение Вадима Шефнера «Слова».

Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Слово можно в разящий свинец перелить.

На доске я записала несколько слов. Какие из этих слов могут быть иллюстрацией к строкам стихотворения? Какими словами можно убить, какими - спасти, какими - вдохновить? (Читает слова, записанные на доске.)

II. Игра «Эстафета добрых слов»

Классный руководитель. Большой знаток слова, автор знаменитого словаря, Владимир Даль писал: «С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека - это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом». Еще в древности люди заметили, что слово благое, молитва, обладает целительной силой. Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, в первые же минуты приходят на помощь психологи, которые словом лечат

душевные раны. Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: «добро», «вера», «надежда», «любовь», «счастье», «красота». Давайте проверим это утверждение. Предлагаю игру «Эстафета добрых слов». Начиная с меня, каждый по цепочке должен передать соседу какое-нибудь доброе слово, не забыв при этом назвать соседа по имени. Ведь имя человека - это тоже очень хорошее и доброе слово.

(Дети выполняют задание.)

Классный руководитель. Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!

III. Информационный блок «Заразные слова»

Классный руководитель. Но, к сожалению, чаще мы слышим совсем другие слова... Вернемся к началу классного часа. Современная медицина утверждает, что осторожное, бережное обращение со словом - необходимый признак здорового образа жизни. В противном случае возникают болезни. Я говорила о редком психическом заболевании, симптомы которого сейчас встречаются у многих здоровых людей. Эта болезнь называется «копролалия». Название происходит от греческого копрос; - кал, грязь и лалия - речь. Так в медицине называют болезненное, иногда непреодолимое влечение к циничной и нецензурной брани безо всякого повода. И вот такое влечение мы наблюдем в последние годы у многих наших соотечественников. Наши ребята {имена, фамилии) подготовили небольшой информационный блок о сквернословии. Приглашаю их к доске.

Ведущий 1. Скверные слова присутствуют в лексике большинства народов. Но везде и всегда их употребление было ограничено или запрещено.

Современные ученые, используя новейшее оборудование, пытались доказать вредное воздействие мата. Проводились, например, опыты на растениях: на одни растения направляли слова добрые, ласковые, молитвы, классическую музыку; на другие - матерщину. В результате несчастные «обруганные» растения хуже развивались, больше болели и давали меньший урожай. Подобные опыты ученые проводили и с водой. Вода, «заряженная» молитвой, становилась целебной, святой. Вода, на которую лилась матерная брань, становилась просто ядовитой. Некоторые ученые утверждают, что мат опасен и для человека. Он влияет на наследственность, ведет к гормональным нарушениям (например, у женщин грубеет голос, появляются мужские признаки). С результатами этих опытов соглашаются не все ученые. Кто-то

считает, что мат помогает выпускать пар, гасит желание «бить морду» Но и они признают, что мат - это обоюдоострое оружие, как меч без рукоятки: другого поразишь, но и сам руки обрежешь. Слово - это связь между телом и духом. На эту связь указывает и русская пословица; «Гнилые слова - от гнилого сердца» Гнилые слова заглушают доброе начало, огрубляют сердце, делают человека жестоким, самолюбивым, гордым, способствуют быстрому развитию дурных наклонностей.

Ведущий 2. Все признают, что нецензурная брань в современной России приобрела характер эпидемии. Психологи замечают, что употребление мата формирует зависимость, сходную с алкогольной, никотиновой, наркотической. В этом процессе наблюдаются такие 3 стадии:

первая стадия, когда человек впервые слышит нецензурное слово, он испытывает стыд, отвращение, брезгливость;

вторая стадия, когда человек впервые употребляет такое скверное слово - за компанию, для разрядки или ради напускной удали;

третья стадия человек привыкает к этому слову, ему уже не стыдно употреблять его. В дальнейшем человек уже использует эти слова, не замечая этого. Еще позже - он уже не может вообще изъясняться без мата, забывает другие слова.

Мат, нецензурная брань, грязные, оскорбительные слова - раньше их употребляли только в низших слоях общества, сейчас все это мы слышим на улицах, во дворах, на детских площадках, в кинотеатрах, в телепередачах, из уст политических деятелей и артистов. Невольно вспоминаешь восточную пословицу: «Нет ничего заразнее слова». IV. Дискуссия «Нужен ли нам мат?»

Классный руководитель. Итак, вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.

-               Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время? (Низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, желание быть «крутым», модным, боязнь прослыть «белой вороной» и т. п.)

-               Сейчас в моде здоровый образ жизни. Люди занимаются физкультурой, следят за своим весом, выполняют режим дня. Как вы считаете, совместимы ли сквернословие и здоровый образ жизни?

-               Сквернословие - это вредная привычка. Какие еще вредные привычки вам известны? Почему их называют вредными? (Наркомания, курение, токсикомания, наркомания, телемания, игромания, компьютеромания и т. п. Они разрушают организм человека, ведут к болезням, смерти.)

-               Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?

-                        Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?

' - Считаете ли вы что мат, курение, алкоголь, наркотики помогают расслабиться? Или для этого можно найти другие способы (туризм, спорт, коллекционирование, музыка, другие увлечения)?

V. Творческие задания

Составление памятки «Как избавиться от сквернословия?»

Классный руководитель. Есть такая точка зрения, что мат ведет к развращению, отуплению, вымиранию народа. И нынешняя эпидемия мата - это угроза национальной безопасности России.

Представьте себе, что президент России поручил нам составить памятку для молодежи «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? [Дети высказываются.)

У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно четырех:

-                        перестать ругаться самому, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;

-                        избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;

-               читать русскую классическую литературу;

-               запоминать стихотворения, афоризмы.

Некоторые предлагают использовать вместо нецензурных слов заменители («елки-палки», «блин», «фиг» и т. п.). Но этого делать не стоит. Это все равно, что вырвать сорняк, а корень его оставить в земле. Хотя в некоторых странах с помощью слов-заменителей людей отучили ругаться. Например, в Швеции всем членам общества по борьбе с нецензурными выражениями советовали вместо скверных слов говорить: «Ро-до-ден-дрон» (цветок такой). И кому-то это помогало*.

Составление антирекламы сквернословия

Классный руководитель. Доказано, что мат отрицательно влияет и на окружающих, на всех, кто слушает нецензурную брань. Сейчас во многих городах России проводятся акции по борьбе с матом. Самая решительная борьба развернулась в Белгороде. Всех, кто ругается в общественных местах, ждет штраф - от 500 до 1500 рублей. Уже собрали штрафов на 0,5 миллиона рублей. Треть этой суммы пойдет на премии милиционерам, которые задержали нарушителей. Активисты акции - студенты, журналисты - придумали остроумные лозунги против сквернословия. Это своеобразная антиреклама мата. Например (читает):

АН. Некоторые проблемы современного русского языка; 

-                Чтобы в жизни состояться, матом лучше не ругаться!

-                Матюгайся почаще, и будет тебе несчастье!

-                Наше условие - долой сквернословие!

Смогли бы и вы придумать такие лозунги? В качестве подсказки можете использовать рифмы, написанные на доске.

(Дети выполняют задание, читают свои лозунги.)

Примерные варианты лозунгов:

-                Кто использует мат, тот умишком небогат (тот немного глуповат)!

-                Мат - это помоев ушат.

-                Мат-дорога в ад.

-                Мат уродует девчат.

-    Хочешь успеха в жизни добиться - книжки читай, прекращай материться!

-                Сколько будешь материться, столько будешь и лечиться.

-                Мат - это ядов концентрат!

-                В классе мы найдем управу на словесную отраву!

-                Мат, ребята, не забава, а словесная отрава!

-       Заключительное слово

Классный руководитель. Сейчас в России много трудностей и проблем. Наша страна богата природными ресурсами, народ наш талантлив и образован, но все-таки живем мы хуже других стран. Стремительно растет наркомания, токсикомания, алкоголизм и курение. И это сопровождается повальной эпидемией сквернословия. Так, может быть, нужно прислушаться к древней библейской мудрости, которая гласит: «Если тебя преследуют неудачи, наведи порядок в своей голове». Порядок в мыслях приведет к порядку в словах, а доброе слово очистит и тело от болезней и вредных привычек. А здоровые люди - это здоровый народ, процветающая страна.

-         Подведение итогов

Классный руководитель. Изменилось ли ваше отношении к сквернословию? Трудно ли будет отказаться от этой вредной привычки? [Ответы детей.)

Серьезный разговор о вредных привычках

Цели: расширить представление детей о вредном воздействии алкоголя; формировать негативное отношение к алкогольным напиткам, алкоголизму; побуждать детей к активному сопротивлению вредным привычкам, к самопознанию, саморазвитию; развивать коммуникативные навыки и умения.

форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить роли: врачи (3 ученика), провокатор (1). Обеспечить их текстами.

Оформление: написать на доске тему, эпиграфы, цифры.

План классного часа:

. Вступительное слово.

. Информационный блок «Алкогольный яд».

. Творческие задания по теме «"Дорогие"алкоголики».

. Дебаты по теме «Муравьиный урок».

. Упражнение «Умей сказать "нет"».

. Заключительное слово.

. Подведение итогов.

Ход классного часа

. Вступительное слово

Классный руководитель. Тема сегодняшнего классного часа - алкоголизм. Алкогольные напитки сейчас льются рекой, пьют их даже дети. От пьянства в стране ежегодно гибнет 40 тысяч граждан России - это в 3 раза больше наших потерь за всю афганскую войну.

Знаете ли вы об этих цифрах? Считаете ли вы, что эти цифры имеют к вам отношение? Считаете ли вы, что нужно проводить борьбу с алкоголизмом? Совместим ли алкоголизм со здоровым образом жизни? (Совместим при культурном употреблении, при соблюдении чувства меры.)

. Информационный блок «Алкогольный яд»

Классный руководитель. Что же такое алкоголь и в чем его коварные свойства? Точку зрения медицины изложат (имена, фамилии).

Врач 1. В справочнике по токсическим веществам (токсическим - значит ядовитым) говорится, что алкоголь - это винный спирт. По действию на организм он относится к наркотикам. И обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении - привыкание и потребность в нем. Винный спирт - яд, который поражает все органы, но особо пагубное влияние он оказывает на сердце, печень, центральную нервную систему. А еще алкоголь поражает мозг, лишает человека ума. Недаром еще Пифагор говорил, что «пьянство есть упражнение в безумстве». В 1975 г. Всемирная организация здравоохранения признала: «Алкоголь - наркотический яд». Но в России алкоголь пока не признан наркотиком, и этот яд круглосуточно и свободно продается даже в гастрономических магазинах, в киосках и ларьках. К алкогольным изделиям относятся: пиво, вино, водка, спирт, самогон, чача, брага и другие напитки, имеющие крепость от 1,5 и более градусов в своем составе.

Врач 2. Чем больше алкоголя поступит в организм, тем больше отравляется мозг. В зависимости от уровня отравления мозга различают 6 степеней опьянения.

Первая степень - слабое опьянение. Признаки его - дурашливость, подвижность, болтливость, развязность, бахвальство, шумливость, самонадеянность.

Вторая степень - буйность. Для нее характерны повышенная раздражительность, вспыльчивость, озлобленность, склонность к скандалам и дракам.

Третья степень - параличность - нарушается координация движений, иногда пьяный не может самостоятельно передвигаться.

Четвертая степень - безумность, безумно пьяный не соображает, что делает и говорит, способность думать нарушена, в крайнем случае полностью утрачивается.

Пятая степень - усыпленность - алкогольный сон. Пьяный не утрачивает чувствительность, поэтому его можно тем или иным способом разбудить и даже заставить встать на ноги.

Шестая степень - наркозность - алкогольный наркоз. Пьяный полностью утрачивает чувствительность и защитные рефлексы, поэтому может утонуть в ванне и в луже, сгореть в огне, вызванном выпавшей изо рта сигаретой.

Врач 3. Как происходит привыкание к алкоголю? Алкоголизм - тяжелая хроническая болезнь. Она развивается, если человек долго и регулярно принимал алкогольные напитки. Признаки алкоголизма: неудержимое влечение к спиртному, изменение степени его переносимости и деградация личности. Привыкание к яду происходит постепенно. Первая проба, как правило, сопровождается защитной реакцией: рвота, тошнота - так организм борется с отравой. Постепенно увеличивается доза, организм привыкает, появляется влечение к алкоголю. Различают три стадии алкоголизма. На последней, третьей стадии, происходит распад личности, человек полностью теряет контроль над собой, пьет суррогаты алкоголя, технические жидкости, одеколон, у него могут возникнуть белая горячка, другие алкогольные психозы. Особенно быстро алкоголизм развивается у женщин. В народе говорят: «Муж пьет - полдома горит, жена пьет - весь дом горит». Женщина-алкоголик теряет все женские черты, в ней погибает даже материнский инстинкт - она престает заботиться о своих детях. Дети и подростки в 3-4 раза быстрее привыкают к алкоголю. Их организм еще слаб, и они быстрее пьянеют от меньшего количества алкоголя.

III. Творческие задания по теме «Дорогие» алкоголики

Классный руководитель. Крупнейшие умы мира отмечали, что беды, причиняемые потреблением алкоголя, превышают те беды, что несут человечеству чума, голод и война вместе взятые. Алкоголь очень дорого обходится обществу. Чем же он опасен? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Представьте себе, что вам нужно убедить разные слои населения отказаться от алкоголя, показать, как дорого за него приходится платить.

Первая группа покажет, чем опасен алкоголь на транспорте.

Вторая группа покажет опасность алкоголя на производстве.

Третья группа раскроет опасность алкоголя для семьи, детей.

Четвертая группа покажет связь алкоголя с преступностью.

Подберите примеры и сделайте вывод, почему опасно употребление алкоголя именно в этой области?

(В течение 5-7 минут дети готовятся.)

Примерные ответы детей:

Первая группа:

-    Пьяный водитель или пешеход могут стать причиной аварии на дороге.

-    Пьяный пассажир может получить травму, может травмировать других (например, в метро упасть с эскалатора).

-    Пьяные водители теряют контроль над собой, устраивают гонки на дорогах.

-    Пьяный водитель может уснуть за рулем, и машина станет неуправляемой.

-    На дороге обстановка меняется очень быстро. Нужно обладать хорошей реакцией, трезво оценивать ситуацию. У пьяного человека реакция заторможена, он невольно может стать виновником несчастья. Потом придется ремонтировать машины, оплачивать лечение пострадавших. Алкоголизм дорого обходится на транспорте.

-     Вторая группа:

-    Пьяный строитель может упасть с верхнего этажа, может плохо выполнить работу, что приведет к разрушению здания, к аварии.

-    Пьяный рабочий, который делает самолеты, корабли, машины, сделает что-то не так, от этого пострадают люди.

-    Пьяный на заводе может получить травму, может повредить станки, оборудование, это влетит заводу в копеечку.

-    А если пьяница окажется работником атомной станции - даже страшно представить, что может произойти!

-    Современное производство насыщено сложной техникой, пьющий человек может заснуть на рабочем месте, может потерять сознание, по его вине пропадет труд многих людей. Алкоголизм на производстве - это большие затраты.

Третья группа:

-                        Алкоголики в семье - это настоящее бедствие. Они не занимаются воспитание своих детей, подают им плохой пример. Алкоголиков часто лишают родительских прав, а детей отдают в интернаты.

-                        Не повезло тем, у кого соседи алкоголики. Это постоянные пьянки, скандалы, ссоры. Люди из-за них не могут отдохнуть, даже в своем собственном доме не чувствуют себя в безопасности.

-                        Иногда дети алкоголиков идут по стопам родителей, попадают за решетку, или сами становятся алкоголиками.

-                        Алкоголики могут устроить пожар в доме, взрыв газа или другую аварию.

-                        Жить в одном доме с алкоголиком - несладко. Семье приходится постоянно терпеть лишения, отказывать себе в самом необходимом ради дорогой слабости своего близкого.

Четвертая группа:

-               Алкоголики с легкостью идут на воровство, грабеж.

-                        В пьяном угаре люди затевают жестокие драки, во время которых не контролируют агрессию. Такие драки часто заканчиваются убийствами.

-                        По пьянке люди делают много глупостей, просто так, чтобы развлечься, потом эти глупости квалифицируются как преступления.

-                        Многие преступники не знают законов и думают, что алкоголь будет для них оправданием, но это не так: алкогольное опьянение усугубляет вину.

-                        Алкоголь пробуждает в человеке чувство эйфории, ложной уверенности в себе, желания рисковать. Это толкает людей на преступления, за которые приходится платить: деньгами, свободой, кому-то - собственной жизнью.

IV. Дебаты по теме «Муравьиный урок»

Классный руководитель. Очень хорошей иллюстрацией убийственного действия алкоголя может служить пример из мира животных. Он взят из книги знаменитого зоолога Г. Шовена «От пчелы до гориллы». Оказывается, муравьи тоже могут стать алкоголиками, если в их муравейнике поселятся жучки-ломехузы. Муравьи их кормят и даже позволяют поедать собственный расплод. И все почему? Личинки этих жуков выделяют жидкость, которая для муравьев является наркотиком. Муравьи жадно слизывают эту жидкость, постепенно привыкая к яду. Через некоторое время они уже перестают выполнять свои трудовые обязанности и даже теряют способность передвигаться, а из их личинок выходят муравьи-уроды. Вскоре гнездо вырождается и исчезает, а жучки-ломехузы отправляются искать себе новую кормушку. Можно ли считать эту историю иллюстрацией к проблемам нашего общества? Прошу отвечать «да» или «нет». (Ответы детей.)

Кто не определился? (Дети поднимают руки.)

Итак, мнения разделились. У нас есть группа «Да» и группа «Нет». Предлагаю провести дебаты. Дебаты - это обсуждение вопроса с двух противоположных позиций. Побеждает в дебатах тот, кто более убедительно, доказательно отстаивал свою точку зрения. Оценивать результаты дебатов будут те, кто еще не определился. Приглашаю к доске группу экспертов (называет имена 5-6 учеников).

(Эксперты выходят к доске.)

Напоминаю вопрос. Можно ли считать историю из мира животных иллюстрацией к проблеме алкоголизма? Постарайтесь в течение 5 минут выдвинуть по 3 аргумента в защиту своей позиции. (Дети обсуждают.)

Обсуждение закончилось. Слушаем аргументы группы «Да». (Дети приводят аргументы.)

Теперь слушаем, что скажет группа «Нет». (Дети приводят аргументы.)

Даю еще 5 минут на то, чтобы найти контраргументы, которые могут опровергнуть точку зрения соперников. (Дети обсуждают.)

Обсуждение закончилось. Свои контраргументы выдвигает группа «Нет». Только не все сразу, а по одному. (Дети высказываются.)

Что скажет в ответ группа «Да»?

(Учитель предоставляет слово группам, следя за тем, чтобы от каждой [ группы выступил только один ученик.)

И в заключение - слово представителям групп: изменилась ли их позиция под влиянием аргументов соперников?

Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»

 

- Да, только в качестве жучков выступают алкогольные напитки или те, кто их производит.

- Но человек может не обращать на них внимания, у него для этого есть разум.

 

- Да, алкоголики тоже перестают заботиться о своем потомстве.

- Алкоголик может излечиться, в нем может проснуться совесть.

 

- Да, у алкоголиков тоже рождаются неполноценные дети, которые не могут работать на благо общества.

- Но могут родиться и совершенно нормальные дети, они могут попасть в детдом, а потом еще и о своих непутевых родителях позаботятся!

 

Примерные аргументы группы «Нет»

Примерные контраргументы группы «Да»

 

- Нет, человек более сложное существо, он может сознательно прекратить употребление алкоголя.

- Это случается очень редко.

 

- Люди столетиями пьют, и общество не развалилось, как муравейник.

- Но оно движется к этому, просто по муравьиному времени развал произошел быстрее.

- Нет, человек может регулировать потребление алкоголя, соблюдать меру.

- Соблюдение меры только немножко отдалит развязку, все равно происходит отравление алкоголем.

Примерные аргументы группы «Да»

Примерные контраргументы группы «Нет»

- Пример с муравейником показателен для человеческого общества, но, действительно, у человека есть разум, и он может вовремя остановиться.

- У человека действительно силен разум, но не всегда он им руководствуется. Поэтому пример из жизни животных нужно принимать во внимание.

Дебаты закончились. Что скажет группа экспертов? Мнение какой группы было более убедительным? (Эксперты высказываются.)

V. Упражнение «Умей сказать "нет"»

Классный руководител ь. Дебаты-это хорошая тренировка в умении отстаивать свою позицию, защищать свою точку зрения. Это умение очень пригодится, когда нужно будет удержать себя от алкоголя. Большинство людей начали употреблять алкогольные напитки под влиянием других. Им не хотелось пробовать, и ощущения были малоприятные, но все-таки они поддавались на уговоры и принимали алкоголь. Почему же они так себя вели? Да потому, что боялись показаться слабыми, отсталыми, несовременными, боялись, что их будут считать дураками. На этой слабости и играют те, кто предлагает зелье. Значит, нужно показать им, что ты не боишься, что ты умнее и сильнее их. Нужно просто сказать: «Да, я боюсь за свое здоровье, да, я маменькин сынок, да, я еще маленький, да, я дурак». Или же повторять одну и ту же фразу: «Спасибо, нет». И это выбьет из рук манипуляторов их оружие. Они поймут, что вас не запугать, и вы действительно самостоятельный, сильный человек. Сейчас мы потренируемся в умении говорить «нет». (Имя, фамилия) будет играть роль провокатора и предлагать вам выпивку. Кто хочет испытать себя и отказать провокатору?

(Дети поднимают руки, выходят к доске.)

Помните, что нужно говорить? Покажите, что вы не боитесь.

(Провокатор со стаканом подходит к детям, предлагает выпить, дети отвечают отказом.)

Фразы для провокации:

-                Ну что, слабо? Боишься выпить?

-               Пей! Или ты у нас маменькин сынок?

-               Выпей! Ты уже не маленький!

-                Не будешь пить? Значит, ты просто тормоз!

(Упражнение можно повторить с другой группой детей.)

Классный руководитель. Но самый лучший способ избежать таких провокаций - не ходить туда, где предлагают выпить.

-       Заключительное слово

Классный руководитель. «Хмельное всегда протягивает нам руку, когда мы терпим неудачу, когда мы слабеем, когда мы утомлены, и указывает чрезвычайно легкий выход из создавшегося положения. Но обещания эти ложны: обманчив душевный подъем, физическая сила, которую оно обещает, призрачна; под влиянием хмельного мы теряем истинное представление о ценности вещей». Так писал об алкоголе американский писатель Джек Лондон. У людей всегда имеются проблемы, но алкоголь и другие наркотики их не разрешают, а скорее порождают новые. Не наркотики разрешают проблемы, а люди! Я от всей души желаю вам научиться самим решать свои проблемы и не искать легких путей.

-         Подведение итогов

Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? Изменилось ли ваше отношение к алкоголю? Сможете ли вы устоять, когда будут предлагать выпивку? (Ответы детей.)

 

ЖИВИ БЕЗ ПИВА!

Час общения, посвященный алкогольной зависимости, в частности, пивному алкоголизму среди подростков

 

Человечество могло бы достигнуть невероятных успехов, если бы оно было более трезвым.

И. Гете

Медики утверждают, что за последние годы в стране, благодаря «пьяной рекламе», возник новый, алкогольный - образ жизни. Пиво и слабоалкогольные напитки стали частью молодежной субкультуры, неотъемлемым атрибутом отдыха. В настоящее время средний возраст начала потребления пива составляет 12-13 лет. Несколько лет тому назад - 16-18 лет. Алкоголизм, алкогольные психозы - все это стало привычным для подростков 15-17 лет. Несколько тысяч детей до 14 лет попали в разряд «хронических алкоголиков». 90% особо тяжких преступлений, совершаемых подростками, происходят в состоянии алкогольного опьянения.

Цели расширить представление детей о вредном воздействии алкоголя, дать представление об опасности пивного алкоголизма; формировать негативное отношение к алкогольным напиткам, алкоголизму; побуждать детей к активному сопротивлению вредным привычкам, к соблюдению здорового образа жизни; развивать коммуникативные навыки и умения.

форма проведения: час общения.

Подготовительная работа: распределить роли: врачи (3), любители пива (3), знатоки (3).

Оборудование: приготовить карточки с заданиями для 5-ти групп (сюжеты рекламных роликов). Можно сделать ксерокопию данной страницы, разрезать сюжеты на полоски.

Сюжет № 1

Лежит человек на пляже, любуется девушкой на водных лыжах. Пить ему хочется. В мыслях представляет себе бутылку пива и выдает фразу: «Лучше пиво в руке, чем девица вдалеке!».

Сюжет № 2

Трем молодым людям нужно встречаться настолько часто, что уже не остается времени на работу...

Сюжет № 3

Джентльмен все собирается сказать какие-то особенные и важные слова своей даме, принял для храбрости пивка, и у него в голове возникли прекрасные образы, заиграла фантазия...

Сюжет № 4

Дед Мороз прибывает в намеченный коллектив вместо Нового Года к 8 Марта. На вопрос, где был, отвечает: «Пиво пил!».

Сюжет № 5

Толстяк, увлекшись пивом, настолько забывает о ходе времени, что его машина врастает в асфальт и покрывается мхом.

Оформление:

-                 написать на доске тему, эпиграфы;

-                 написать рифмы для поговорок: почет, флот, высот, ждет, бережет, живет, невпроворот, сбережет, пойдет, патриот, повезет, удерет, переживет, подает, дойдет, попадет;

-                 начертить таблицу:

Как становятся пивными алкоголиками?

№ этапа

Содержание этапа

1

Бутылка для расслабления

2

бутылка каждый день

3

Увеличение дозы

4

Пиво по утрам

5

Провалы в памяти

6

Отравление всего организма

7

Пивной алкоголизм

 

План классного часа:

-       Интерактивная беседа. И. Информация для размышления.

. Блиц-опрос по теме «Почему люди пьют и почему не пьют?»

. Информационный блок «Диалоги о пиве».

. Игровой блок «Как не попасть на пивной крючок?»

. «Взломай» рекламу (Работа в микрогруппах).

. Заверши пословицу (Работа в микрогруппах).

. Вопросы «на засыпку».

. Заключительное слово.

. Подведение итогов.

Ход классного часа

Интерактивная беседа

Классный руководитель. Ребята, поднимите руку, кто уже знает вкус пива? А кто употребляет его постоянно?

Можете ли вы объяснить значение таких слов: «алкоголизм», «трезвость», «маскулинизация женщин», «феминизация мужчин»? (Дети дают свои толкования.)

Классный руководитель (читает). Алкоголизм - тяжелое хроническое заболевание, вызываемое злоупотреблением спиртными напитками.

Трезвость - нормальная, неотравляемая алкогольными изделиями жизнь отдельного человека, группы людей, общества или народа.

Маскулинизация женщин - ослабление женских и развитие мужских признаков.

Феминизация мужчин - ослабление мужских и развитие женских признаков.

Может ли кто-нибудь из вас объяснить, какое отношение имеют эти слова к пиву? (Дети предлагают свои варианты ответов.)

-     Информация для размышления

Классный руководитель. Давайте послушаем, как на этот же вопрос ответят специалисты. Точку зрения медицины озвучат (имена, фамилии).

Врач 1. Алкоголизм и пиво. Современные исследователи утверждают, что пиво, как и любой алкоголь, вызывает зависимость.

Появилось даже такое понятие, как «пивной алкоголизм». Причем среди пивных алкоголиков уже есть дети 6-9 лет! Потому что алкоголь особенно быстро и разрушительно действует на детский организм.

Врач 2. Маскулинизация, феминизация и пиво. Между этими понятиями есть прямая связь. Пиво вредно влияет на гормоны человека: у мужчин под влиянием пива усиленно вырабатываются женские половые гормоны, а у женщин, наоборот, мужские. Это отражается на внешности: у мужчин шире становятся бедра, разрастаются грудные железы, голос становится тоньше. А у женщин голос становится грубее и появляются так называемые «пивные усы». Вот вам и феминизация и маскулинизация. Но кроме этого, пиво нарушает работу сердца. Есть даже термин такой - «пивное сердце».

Врач 1. Пиво и трезвость. Посмотрите на таблицу. Как становятся пивными алкоголиками (читает).

Хочешь быть трезвым - откажись от пива. Вот как связаны эти 2 понятия.

-      Блиц-опрос по теме «Почему люди пьют и почему

не пьют?»

Классный руководитель. Большинство людей знает о вредных последствиях алкоголя. Зачем же они его употребляют? (Для кайфа, для общения, для веселья, для смелости, от горя, чтобы забыться, чтобы казаться взрослее и круче, чтобы расслабиться, из любопытства, уйти от боли, за компанию.)

Классный руководитель. А теперь немного необычный вопрос. В России гораздо больше людей непьющих, в том числе абсолютных трезвенников. Почему они не употребляют алкоголь? (Боятся за свою жизнь, здоровье, боятся родителей и милиции, не имеют денег, у них есть трезвенные принципы и убеждения.)

Классный руководитель. Какими бы ни были причины, но все-таки большинство людей воздерживается от алкоголя. Может быть, после сегодняшнего разговора вы лучше поймете мотивы этих людей.

-      Информационный блок «Диалоги о пиве»

Классный руководитель. Ну, а пока послушаем диалоги. Любители пива беседуют со знатоками этого «волшебного» напитка.

(К доске выходят ученики, исполняющие роли любителей и знатоков.)

Любитель 1.Пиво - это не алкоголь, а пищевой продукт.

Знаток 1. Что такое алкоголь? Это винный спирт. Его формула С2Н5ОН. Водка - это 40% раствор винного спирта, а пиво - просто более слабый раствор алкоголя - от 0 до 10 и более процентов.

При употреблении бутылки водки или 8 бутылок пива в организм попадает равное количество алкоголя. Во всех развитых странах пиво

относится к алкогольным напиткам. К слабоалкогольным его относят, если содержание алкоголя в нем не превышает 1,2% (страны ЕС) или 2% (Швеции и Финляндии). Если содержание алкоголя выше, пиво считается алкогольным напитком, и на него распространяются все правила торговли алкоголем: запрет на продажу несовершеннолетним, ограничения часов, дней и мест продажи, акцизные налоги.

Любитель 2. Все равно, от пива алкоголиком не станешь. Оно не вызывает зависимости.

Знаток 2. По действию на организм винный спирт относится к наркотикам. И это признала Всемирная организация здравоохранения в 1 975 г. Алкоголь обладает всеми признаками наркотика: оказывает болеутоляющее, снотворное и наркотическое действие, вызывает при малых дозах возбуждение, а при частом употреблении - привыкание и потребность в нем. Но в России алкоголь пока не признан наркотиком. Хотя для всех очевидно, что он вызывает наркотическую зависимость, приводит к алкоголизму - тяжелой болезни.

Любитель З.А по телевизору говорили, что «живое пиво» даже полезно. Я всегда покупаю только живое пиво.

Знаток 3. Некоторые любители «клюют» на рекламу и предпочитают покупать «живое» пиво, считая, что это очень полезно. Но посмотрите на срок хранения. Скорее всего, вас просто обманывают.

«Живое пиво» - это напиток, насыщенный пивными дрожжами. Но у такого ценного напитка срок хранения - максимум 3 суток, да еще и при температуре не выше 4°. Иначе пиво превратится в яд. Если же на бутылке указан срок хранения месяц в прохладном месте, то это пиво уже «неживое», правда, пока без консервантов. А если срок хранения несколько месяцев, да еще и при любой температуре, то это уже просто «мертвое» пиво, в нем с помощью химии убиты все микроорганизмы и ферменты.

Любитель 1. А может, мне нравится пить именно пиво! У него такой неповторимый вкус!

Знаток 1. Американские исследователи провели тесты, смогут ли люди определить на вкус свою любимую марку пива. Оказалось, что большинство из них не справилось с заданием. Ученые пришли к выводу, что не вкус, а этикетка и цена определяют выбор марки пива. Этот факт умело скрывает реклама пива, обманывая тех потребителей, которые хотят быть обманутыми.

Любитель 2. А вообще, пиво - это молодежный напиток. Его можно пить без закуски, на ходу, прямо из бутылки.

Знаток 2. Медицинские исследования показывают: у подростков, употребляющих алкоголь, память хуже, чем у их непьющих

сверстников. В подростковом возрасте интенсивно развивается головной мозг, и употребление алкоголя может повредить определенные структуры мозга, отвечающие, прежде всего, за функции памяти. Да и пивной алкоголизм развивается у детей и подростков в 3-4 раза быстрее, чем у взрослых. Так что именно молодежи пиво противопоказано!

Любитель 3. Мы с ребятами пьем культурно, собираемся дома, с родителями, только по праздникам. Пьем пиво или легкое вино, как в книжках советуют.

Знаток 3. Медициной доказано, что после первой, самой малой дозы алкоголя, в коре головного мозга парализуются те отделы, в которых заложены элементы культуры, нравственности. Именно то, что отличает человека от животного. В результате теряется контроль разума за действиями человека. На первый план выходят эмоции, чаще всего - отрицательные. Появляется агрессивность, грубость, озлобленность и прочее. Получается, что алкоголь как раз убивает культуру. Не может быть культурного употребления алкоголя, как не может быть культурного воровства, взяточничества, хулиганства.

Любитель 1. Ну, ладно, я, в конце концов, патриот, хочу поддержать российскую промышленность. Пусть развиваются пивзаводы, платят налоги в казну.

Знаток 1. Большинство пивзаводов - иностранные. «Холстен» - это Германия, «Невское» - это Дания, «Миллер» - это Америка, «Старый Мельник» - это Турция, «Толстяк» - это Бельгия, «Бочкарев» - это Исландия, «Золотая Бочка» - это Южная Африка. Хмель из Чехии, солод из Франции. А что из России? Рубли. Ваши рубли. И ваше здоровье.

Любитель 2. Во всех цивилизованных странах народ пьет много пива, и никто из этого не делает трагедии.

Знаток 2. Сейчас как раз тенденция обратная. Потребление пива в развитых странах неуклонно снижается. Больше стали пить пива только в Греции и Ирландии, двух наименее развитых странах Евросоюза. А в Исландии пиво было запрещено с 1912 г. до 1989 г. В течение многих лет пиво считалось в этой стране более опасным, чем водка.

Любитель 3. Пиво пьют и спортсмены, пивные компании выступают спонсорами спортивных соревнований.

Знаток 3. Многочисленные эксперименты показали, что даже малые дозы пива снижают спортивные показатели. Поэтому все спортсмены выходят на старт абсолютно трезвыми. Выдающиеся тренеры, например Анатолий Тарасов, всегда жестко боролись с потреблением пива. За рубежом спортсмены считают для себя вопросом чести отказаться от рекламы пива, не допустить ее на стадионы. Например, капитан нор

вежской сборной по футболу, кстати, убежденный трезвенник, отказался выступать на Чемпионате мира, пока не уберут плакаты, на которых фотография команды была использована для рекламы пива. Когда он же был капитаном немецкой сборной, он потребовал убрать с футболок команды эмблемы пивной компании. «Мы являемся примером для детей и молодежи. Поэтому связывать себя с пивом - это катастрофа», - заявил этот знаменитый футболист. На Чемпионате мира по футболу 1998 г. во Франции тоже разгорелся скандал с пивной рекламой. Во Франции с 1991 г. строго запрещена реклама алкоголя на телевидении, в молодежных журналах и в спортивных сооружениях. Знаменитая американская пивная кампания решила стать одним из 12 главных спонсоров Чемпионата мира. Но французское правительство ответило отказом. Министр здравоохранения сказал: «Молодежь особенно подвержена рекламе, связанной со спортом. Совершенно недопустимо, чтобы стадион или телевидение служили рекламе марки алкоголя».

Любитель 1. А что страшного в этот рекламе? Она просто прикольная!

Знаток 1. Пивная реклама носит имиджевый характер, т. е. внушает, каким крутым и современным ты можешь стать, если будешь пить пиво. Причем в качестве образцов предлагаются карикатурные герои и дурацкие поступки. И если эти образцы каждый день показывать по телевизору, люди отвыкают от их ненормальности, они им кажутся социально приемлемым и желательными. Такая реклама опасна для общества.

V. Игровой блок «Как не попасть на пивной крючок?»

«Взломай» рекламу

Классный руководитель. Как показали опросы, молодежь стала пить больше пива под воздействием телевизионной рекламы. По сути, это наживка, которую бросают с экрана опытные ловцы покупателей. И эту наживку готовят профессиональные манипуляторы. Они знают, на какие кнопочки нажимать, чтобы сделать свой продукт привлекательным для молодежи. Но это не значит, что вы должны бездумно заглатывать наживку - можно очень легко попасться на пивной крючок. Как же сопротивляться пивной рекламе? Специалисты дают такие советы.

-                        Прежде всего, постарайтесь осознать, что вами манипулируют (а в рекламе пива - обязательно манипулируют).

-                        Затем попытайтесь увидеть другое содержание в рекламном ролике, противоположное тому, которое вам хотят внушить.

Приведу пример. Итальянская обувная компания запустила на российском телевидении рекламный ролик с такими словами: «Мы

обуем всю Россию!» Каждый россиянин понял, что это обман - ведь по- русски «обуть» - значит «обмануть». А обмана тогда в России было предостаточно. И никто этой обуви не покупал. Сейчас мы тоже попробуем «взломать» некоторые рекламные ролики. Найти в них противоположный смысл. Каждая группа получает сюжет рекламного ролика.

(Учитель читает задания для групп, раздает карточки. В течение 5 минут дети обсуждают ответы.)

Примерные ответы детей:

-                       Типичный пример феминизации: кто пьет пиво, тем уже и девушки не нужны.

-                       Начальники делают вывод: тех, кто любит пиво, с работы надо гнать.

-                Пиво - это наркотик, он может вызвать галлюцинации.

-                Пиво отшибает память - типичное воздействие алкоголя.

-                       Тем, кто любит пиво, ничего нельзя поручить, это ненадежные, необязательные люди.

Классный руководитель. На человека оказывает давление не только реклама, но и сверстники, друзья. Чтобы сопротивляться давлению, нужно развивать в себе способность к критическому мышлению.

Заверши пословицу

Классный руководитель. Для проведения акции «Антипиво» нужно составить пословицы, которые начинались бы словами: «Кто не курит и не пьет...» Эти пословицы мы напишем на бумаге и повесим в вестибюле школы (с указанием авторов). Пусть каждая группа сочинит хотя бы по 1-2 пословицы, и наш класс сможет достойно принять участие в акции. На доске подсказка - рифмы для поговорок.

(В течение 5 мин дети обсуждают варианты пословиц. После выступления представителей групп учитель может прочитать варианты пословиц из данной книги.)

Варианты пословиц: .. .тот пойдет служить на флот. .. .того ждет везде почет. .. .тот здоровье бережет. .. .очень весело живет. ...радость людям он несет. .. .счастье в жизни обретет. .. .много денег сбережет. ...тот России патриот. ...в жизни далеко пойдет. .. .тому в жизни повезет. .. .от бандитов удерет. ...алкашей переживет.

.. .до больших чинов дойдет.

...тот достигнет всех высот.

...в президенты попадет.

Вопросы «на засыпку»

Классный руководитель. А теперь общее задание для всего класса. Вопросы «на засыпку».

(Учитель читает вопросы, дети отвечают.)

. Пивоварам невыгодно выпускать пиво крепче 8,5% - налоги возрастают многократно, а все-таки его выпускают все больше и больше. Как это объяснить? (Хотят сформировать у потребителя пристрастие к алкоголю).

3. Во многих странах Евросоюза становится немодным пить пиво, а производство его увеличивается. Куда же они девают свою продукцию? (Лишнее пиво сливают в развивающиеся страны, типа России.)

. «Пиво - это лекарство для алкоголиков», - так сказал один высокопоставленный чиновник, который сам является трезвенником. Но он и сам не заметил, какая у него получилась двусмысленная фраза. (Пиво покупают только алкоголики. Им уже ничем не поможешь, пивом они опохмеляются, на их языке - «лечатся».)

. Заключительное слово

Классный руководитель. Пиво называют «чумой XXI века». С этим трудно не согласиться, когда видишь, как стремительно заражаются этой чумой мальчишки и девчонки, как падает моральный уровень людей, как вымирает народ. Сегодняшний разговор о пиве - это разговор о самосохранении, о вашей личной безопасности, о выживании. Ведь пиво еще называют «оружием массового поражения». И надежным щитом от него может быть только здоровый образ жизни.

. Подведение итогов

Классный руководитель. Лучше ли вы стали понимать людей, которые решили полностью отказаться от алкоголя? Считаете ли вы, что проблема пивного алкоголизма может коснуться и вас?

                        Разработки классных часов

                                       ЖИВИ БЕЗ ПИВА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"

Час общения, посвященный проблеме сквернословия. В наше время нецензурная речь приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Задача учителя не н...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА КЛАССНОГО ЧАСА «Трудовая дисциплина как условие профессионального успеха»

Федеральное государственное образовательное учреждениесреднего профессионального образования«Омский колледж торговли, экономики и сервиса»         МЕТОДИЧЕ...

Методическая разработка открытого мероприятия «НАШЕ УСЛОВИЕ - ДОЛОЙ СКВЕРНОСЛОВИЕ»

Пояснительная записка.Актуальность выбранной нами темы определяется тем, что ненормативная лексика все больше загрязняет язык, он становится примитивным, в дальнейшем человек уже начинает мыслить на м...

Классный час "Ставим условие: долой сквернословие!"

Классный часСтавим условие: долой сквернословие!Час общения, посвящённый проблеме сквернословия. От гнилого сердца и гнилые словаРусская пословица. Основная задача: убедить детей в том, что ...

Методическая разработка классного часа «Природа – это дом, в котором мы живем!»

Экологическая культура составляет ядро нового мышления людей и материализуется не только в процессе взаимоотношений с природой, но и сообществом людей, с отдельным человеком – ребенком, взрослым...

Классный час на тему: «Ставим условие: долой сквернословие!»

Сейчас эта вредная привычка приобрела характер эпидемии. Для многих детей употребление нецензурных слов стало будничным явлением. Предлагаемый сценарий содержит материал для беседы о силе слова, о зна...