Технология Личностно-ориентированного образования
презентация к уроку по теме

Здоровенко Людмила Васильевна

Технология Личностно-ориентированного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologii_l-o_obrazovaniya.pptx275.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологии личностно-ориентированного образования

Слайд 2

ПЛАН: 1. Основные концептуальные идеи. 2. Технологии поддержки учащихся. 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций.

Слайд 3

1. Основные концептуальные идеи Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.

Слайд 4

1. Основные концептуальные идеи В центре внимания педагога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей ( самоактуализации ), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Слайд 5

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина— Библера , где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. М.М. Бахтин В.С. Библер

Слайд 6

1. Основные концептуальные идеи Фундаментальная идея: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от социального контроля — к развитию, от управления — к самоуправлению. В основе личностно – ориентированной технологии лежит понимание и взаимопонимание

Слайд 7

1. Основные концептуальные идеи Основная установка педагога — не на познание «предмета», а на общение, взаимопонимание с учениками, на их «освобождение» для творчества (К.Н. Вентцель ). Для того, чтобы самостоятельно справиться с творческими задачами обучения и жизненными проблемами. Ребенку нужны педагогическая помощь и поддержка.

Слайд 8

1. Основные концептуальные идеи

Слайд 9

Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили Дари себя детям! Ш. Амонашвили Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни».

Слайд 10

Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили Целевые ориентации технологии Ш. Амонашвили состоят в следующем: способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; облагораживание души и сердца ребенка; развитие и становление познавательных сил ребенка; обеспечение условий для расширенного и углубленного усвоения знаний и умений; идеал воспитания — самовоспитание.

Слайд 11

2. Технология поддержки учащихся К. Роджерс Наиболее полно технологии индивидуальной поддержки разработаны в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии. К. Роджерс считает основной задачей педагога помощь ребенку в его личностном росте.

Слайд 12

2. Технология поддержки учащихся Положения Л-О школы Учитель должен: 1 . демонстрировать детям свое полное доверие к ним; 2помогать учащимся в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед классом в целом, так и перед каждым учащимся в отдельности; 3. исходить из того-, что у детей есть внутренняя мотивация к учению; 4. быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью; 5. важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого учащегося;

Слайд 13

2. Технология поддержки учащихся 6. развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его; 7. быть активным участником группового взаимодействия; 8. открыто выражать в классе свои чувства; 9. стремиться к достижению эмпатии , позволяющей понимать чувства и переживания каждого школьника; 10. хорошо знать самого себя и свои возможности.

Слайд 14

2. Технология поддержки учащихся Е.В. Бондаревская выделяет ряд существенных требований к технологиям личностно-ориентированного образования: диалогичность, деятельностно-творческий характер, поддержка индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов обучения и поведения.

Слайд 15

2. Технология поддержки учащихся По мнению Е.В. Бондаревской , учитель, должен удовлетворять следующие требования: имеет ценностное отношение к ребенку, культуре, творчеству; проявляет гуманную педагогическую позицию ; заботится об экологии детства , сохранении духовного и физического здоровья детей; умеет создавать и постоянно обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду ;

Слайд 16

2. Технология поддержки учащихся работает с содержанием обучения, придавая ему личностно-смысловую направленность; владеет разнообразными педагогическими технологиями, направляя их в личностно-развивающее русло; проявляет заботу о развитии и поддержке индивидуальности каждого ребенка.

Слайд 17

2. Технология поддержки учащихся Первая группа обеспечивает общую педагогическую поддержку всех учащихся и создает необходимый для этого тон доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обученности , воспитанности, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. Средства поддержки ребенка в обучении делят на 2 группы:

Слайд 18

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Новое направление в технологии образовательного процесса – витагенное с голографическим подходом – было теоретически разработано о обосновано в последней четверти 20 века академиком А.С. Белкиным.

Слайд 19

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Витагенное обучение (« vita » - по-латински «жизнь» ) - обучение, основанное на актуализации (востребовании) жизненного опыта личности, ее интеллектуально-психологического потенциала в образовательных целях . Голографический подход – объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества.

Слайд 20

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Опыт жизни - витагенная информация, не «прожитая» человеком, связанная лишь с его осведомленностью о тех или иных сторонах жизни и деятельности, но не имеющая для него достаточной ценности. Жизненный опыт - витагенная информация, ставшая достоянием личности, отложенная в резервах долговременной памяти и находящаяся в состоянии постоянной готовности к актуализации (востребованию) в адекватных ситуациях. Она связана с памятью разума, памятью чувств, памятью поведения. Выдающийся теоретик витагенной педагогики А.С. Белкин различает 2 понятия: опыт жизни и жизненный опыт. Задача учителя - перевести опыт жизни в жизненный опыт.

Слайд 21

3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Основой витагенной педагогики является сотрудничество , оно предусматривает 3 обязательных компонента:

Слайд 22

Условия, способствующие превращению витагенной информации в педагогический инструментарий: 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

Слайд 23

Голография – рассмотрение объекта в многомерном пространстве не менее чем в трех проекциях 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Голографический метод проекции в обучении – процесс объемного раскрытия содержания изучаемого знания, состояний, сочетающих в себе как минимум три проекции с централизованными векторами Витагенная проекция– витагенная информация, востребованная учителем в процессе обучения для подготовки к изложению нового знания

Слайд 24

Стереопроекция – информация, идущая от учителя, использующего витагенную информацию учащихся 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций Голографическая проекция – информация, идущая от любого дополнительного источника: витагенный опыт других, книга, СМИ, научные данные, встречи со специалистами различный отраслей науки, произведения искусства и др.

Слайд 25

Голографический подход включает использование совокупности приёмов, которые обеспечивают реализацию образовательных задач. − приём ретроспективного анализа жизненного опыта с раскрытием связей его в образовательном процессе. Применяется, когда необходимо использовать аналитические способности и умения учащихся, умения соотносить ценностную образовательную информацию с запасом витагенной и делать необходимые выводы; − приём стартовой актуализации жизненного ( витагенного ) опыта учащихся – используется до изучения нового материала и позволяет определить уровень информированности учащегося по тому или иному вопросу, откорректировать содержание нового материала и процедуру его изучения; 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

Слайд 26

− приём опережающей проекции преподавания – формула данного приёма: «В следующий раз я расскажу вам о том-то, а вы постарайтесь представить себе, что вы слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни»; − приём ретроспективного сослагательного наклонения – с помощью данного приёма учащиеся синтезируют собственное воображение, жизненные наблюдения и научные знания. Его формула: «Что было бы , если …» − приём дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели – особенно эффективен, когда необходимо актуализовать не столько витагенные знания, сколько творческий потенциал личности, её потребность в самореализации; − приём витагенной аналогии в образовательных проекциях – имеет формулу: «В жизни нет ничего такого , чего бы ещё не было»; 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

Слайд 27

− приём временной, пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций – состоит в том, что дидактический материал излагается с раскрытием временных, пространственных, содержательных связей между фактами, событиями, явлениями, процессами. Витагенный опыт здесь проявляется в объёмном характере восприятия образовательного предмета; − приём витагенного одухотворения объектов живой и неживой природы – смысл данного приёма заключается в том, чтобы одухотворить, очеловечить объекты живой природы, приписывая им человеческие качества ; − приём творческого синтеза образовательных проекций – главная цель данного приёма – формирование у учащихся образа эпохи; 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

Слайд 28

− приём творческого моделирования идеальных образовательных проектов – смысл заключается в том , чтобы построить идеальную модель, материалом для которой послужил бы, прежде всего витагенный опыт учащихся . Учащимся даётся задание разработать модель, смысл которой сформулирован так: « Все насекомые улетели на другую планету…» или «Как люди срубили дерево…»; − приём «Жизненные перекрёстки» - данному приёму принадлежит важная роль в процессе формирования личности на основе определения смысла жизни. Реализация приёма возможна посредством сочинений , диспутов, собраний, встреч с интересными людьми, обсуждений книг, кинофильмов. Большую роль могут сыграть беседы на тему: «Учились бы, на старших глядя…» 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

Слайд 29

Заключение: 1. Теория витагенного обучения (Белкин А.С.) признает ведущую роль витагенного опыта ученика в реализации образовательных задач, причем за основу берется не весь жизненный опыт, а витагенный , т.е. та часть опыта, которая наиболее значима для индивида, часто актуализируется в адекватных ситуациях. 2. Витагенное обучение коренным образом видоизменяет образовательный процесс и позволяет осмысливать жизненный опыт личности в качестве самостоятельного источника нового знания. 3. Главной целью образования здесь является самоактуализация интеллектуально-психологического потенциала личности . 3. Витагенное обучение с голографическим методом проекций

Слайд 30

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по технологии личностно-ориентированного образования

Технологии личностно-ориентированного образования Личностно - ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфлик...

Технология личностно ориентированного обучения как средство повышения качества образования

В помощь проведения педагогического педсовета.“Школа – это тот социальный институт,             где каждый ребёнок должен раскрыться как уникальн...

Из опыта работы "Использование технологии личностно-ориентированного физкультурного образования в учебном процессе"

Современный урок физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса личностно-ориентированного обучения. Важнейшее требование к уроку физической культуры - обеспечение...

Дискуссия,как метод технологии личностно-ориентированного образования на уроках истории и обществознания

Статья о  дискуссии,как методе технологии личностно0ориентированного образования на уроках истории.Дискуссионный метод, как технология личностно-ориентированного обучения, позволяет решать образо...

"Числовая последовательность и способы ее задания" в технологии личностно- ориентированного образования

Проетирование учебного занятия по алгебре и началам анализа 10 класс по теме "Числовая последовательность и способы ее задания" в технологии личностно- ориентированного образования...

«Инновационная технология личностно-ориентированного физкультурного образования школьников»

       В  связи  с  проблемой  здоровья,  физического  развития  и  физической  подготовленности  современного  подрас...