классный час "Конфликты полезные и бесполезные" для учащихся 6-8 классов.
классный час (6 класс) на тему

Федорова Ирина Анатольевна социальный педагог

              Классный час «Конфликты полезные и бесполезные» разработан на основе пособия «Утверждай себя», автор Г.К.Селевко, которое, в свою очередь, является составной частью курса «Самосовершенствование личности». Автором разработки данный классный час использовался в системе, т.е. учащиеся имели некоторые познания по обозначенной теме.

              Мы живем в эпоху взрослых и детских драм и страданий, одиночества и беззащитности. Это время, когда нравственные ценности становятся менее значимыми, часто вызывают насмешку и иронию. Чтобы такая ситуация не стала нормой нашей жизни, необходимо построить воспитательную работу так, чтобы она предупреждала описанные выше явления. Предлагаемая разработка классного часа может оказать действенную помощь в решении выше обозначенных проблем.

При разработке данного классного часа ставились следующие задачи:

  1. познакомить учащихся с двумя видами конфликтов;
  2. научить преобразовывать бесполезные конфликты в полезные;
  3. научить умению проявления эмпатии, создания положительной эмоциональной атмосферы общения, проявлению рефлексивных умений во взаимодействии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konflikty_poleznye_i_bespoleznye.rar 155.74 КБ

Предварительный просмотр:

«КОНФЛИКТЫ ПОЛЕЗНЫЕ И БЕСПОЛЕЗНЫЕ»

классный час для обучающихся 6-8 классов

«побеждает тот, кто борется за хорошее,

а не тот, кто борется против плохого».

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ ЧТО…

* на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний (работа не ладится, все валится из рук, не в своей тарелке и т.д.)

* в любом конфликте страдает сердечно-сосудистая система обоих конфликтующих, возникает риск инфаркта.

Конфликт полезный

(+)

Конфликт бесполезный

(-)

1.открывает для всех важную проблему, необходимость ее решения.

2.вызывает реальное общение.

3.дает выход скопившимся эмоциям, тревогам, стрессу.

4.помогает самоутверждению, укреплению единства.

5.помогает личности совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

1.уводит в сторону от более важных проблем и дел.

2.вызывает отрицательные эмоции, укрепляет низкую самооценку.

3.разрушает психическое состояние.

4.разделяет класс на группы, способствует противостоянию групп.

5.вызывает агрессивное поведение (вплоть до физической расправы).

ЦЕЛЬ:

1.Познакомить обучающихся с понятием «конфликт», «конфликтная ситуация», «жертва», «агрессор», «наблюдатели», со способами предупреждения конфликтных ситуаций, правилами выхода из конфликтной ситуации.

2.Способствовать формированию позитивного отношения к окружающим, желанию овладеть навыками общения и социального взаимопонимания.

3.Побуждать ребят к сотрудничеству и взаимопониманию.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

  1. Необходимо провести анкетирование ребят класса (анкета «настоящий ли ты друг?» в приложении), и с несколькими ребятами проанализировать результаты.
  2. Заранее проводиться письменный мини-опрос, в котором ребята формулируют с их точки зрения самую конфликтную ситуацию в классе. Затем педагог с группой ребят формирует ответы и подготавливает их к классному часу.
  3. Одному ребенку поручается подготовить краткий материал о том, что такое конфликт, виды конфликтов.
  4. Заготовить листы «коллективный прогноз» (количество экземпляров зависит от количества групп детей – дано в приложении).
  5. Подготовить детей с мини-сценками, в которых демонстрируется конфликтная ситуация и предлагается выход из нее необычным способом, а с помощью юмора, мягкого противодействия, конструктивного предложения (примеры в приложении).
  6. Необходимо оборудование для просмотра м/ф «Просто так!», союзмультфильм.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

1.классный час начинается с того, что педагог зачитывает эпиграф и просит ребят прокомментировать его. Далее с помощью двух ребят прочитать стихотворение (выделенные слова читают ребята):

«Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая, :

«Я с этим человеком не знаком,

Что про него хорошего я знаю?»

«Вот человек, что скажешь ты о нем?»

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком,

Что я могу сказать о нем плохого?»

Какие качества в человеке видит первый герой, говоря - «что про него хорошего я знаю?»

Какие качества в человеке видит второй герой, говоря - «что я могу сказать о нем плохого?»

Одинаковы ли ответы? Анализ и переход к результатам анкетирования «Настоящий ли ты друг?»                            

РЕЗУЛЬТАТ АНКЕТИРОВАНИЯ:

Было опрошено 23 ученика.

Для 13 ребят тест-анкета дает такое определение: «Вы самый хороший друг, внимательный, верный, великодушный, на вас можно положиться, вы всегда можете прийти на помощь».

Для 9 ребят – «Вы иногда хороший друг, часто проявляете эгоизм, иногда не умеете разделить точку зрения друга. Если вы хотите быть настоящим другом, то надо научиться жертвовать чем-либо ради окружающих».

Двух ребят тест-анкета предупреждает: «Вы считаете себя самым лучшим из возможных друзей, но на самом деле таковым не являетесь».

Радует то, что половина ребят класса – это хорошие друзья. Однако почти стольким же ребятам еще надо научиться быть хорошим другом. В этом нам поможет сегодняшний классный час.

ДОПОЛНЕНИЕ  К  АНКЕТЕ:

        Из ваших ответов, ребята, сложился образ идеального друга: - надежный, - всегда помогает,  - поддерживает в любой ситуации, - умеет слушать, -  правдивый.

        Вот он какой, настоящий друг! Однако большая половина ребят не видит в одноклассниках друзей! (прокомментировать ответы на вопрос «Считаете ли вы своих одноклассников друзьями?») Почему же? Ответ на этот вопрос мы получили из описанных вами конфликтных ситуаций, имеющих место быть в классном коллективе.

        

Вот что получилось:

  1. 11 ребят указывают на такую проблему: «Плохое поведение некоторых ребят на уроках (смеются, толкаются, переговариваются, чем очень мешают остальным и учителю, есть такие, которые «достают» соседа по парте до слез);

  1. 12 ребят указывают на употребление некрасивых слов, бранных слов, обидных прозвищ, иногда даже в адрес педагога;

  1. Шестеро ребят отметили, что некоторые ребята не умеют вести себя в общественных местах (особенно в столовой, не только девочкам стул не уступят, но даже про учителя не вспомнят);

  1. Трех ребят беспокоит проблема «липовой дружбы» (дружба на день или на урок, когда списать надо);

  1. Трое ребят написали о проблеме списывания. Отметили, что им очень неприятно общаться с этими людьми.

  1. Два ученика переживают, что про них в классе думают плохо. Один из-за прошлогоднего конфликта, а один  из-за приклеенного к нему ярлыка «хвастунишки»;

      7.Один ученик очень переживает из-за ссоры с учителем,       считает, что учитель несправедливо придирается к нему.

Скажите ребята, сможем ли мы сейчас определить, к какому виду конфликта относятся только что прочитанные примеры?

- «Нет,  мало знаний».

А какие у вас возникают ассоциации со словом «конфликт»? Педагог фиксирует на доске несколько примеров…. Ссора, раздор, разногласие, столкновение…

Ученик зачитывает подготовленный материал (определения конфликта, виды).

*Ученые-конфликтологи утверждают, что все конфликты бывают двух видов:

ПОЛЕЗНЫЕ и БЕСПОЛЕЗНЫЕ

Две ученицы зачитывают характеристики каждого конфликта. Можно предложить ребятам похлопать в ладоши, если характеристика понятна.

После прочтения характеристики бесполезного конфликта обратить внимание на правую часть доски: «На каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний».

Т.о. в любом конфликте имеется жертва, агрессор, наблюдатели. Если это происходит в классном коллективе, то сразу происходит распределение ролей.

РАЗБОР  КОНФЛИКТНЫХ  СИТУАЦИЙ

Педагог комментирует ситуации с помощью характеристик конфликта и отправляет их в соответствующий «кармашек» плаката конфликта: (+) или (-).

В результате получается, что большинство конфликтов в классе - »бесполезные». Что делать?

РАБОТА В ГРУППАХ

«КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОГНОЗ»

Распределение ролей в группе, один ученик отвечает на один вопрос;

Учитель задает вопросы, дети – отвечают. Например, «употребление ребятами некрасивых слов, бранных слов, обидных прозвищ, иногда, даже в адрес педагога». Предлагается рассмотреть данную ситуацию во времени: что же будет, если ее не решать?

*Что будет сейчас, если не решать конфликтную ситуацию?

        У всех ребят – отрицательные эмоции, которые мешают учебе, «осадок в душе» от такого общения, класс начинает делиться на группы – те, которые употребляют бранные слова и те, которые не приемлют их……

*Что будет через неделю, если…

        Отрицательные эмоции накапливаются , разрушение продолжается. На кого-то, возможно, напишут докладную – вызовут родителей в школу….

Невеселая перспектива… Попробуем превратить бесполезный конфликт в полезный?

*Что будет через месяц, если не решать проблему?

        Употребляющих нецензурные слова ребят поставят на учет в школе, могут рассмотреть персональное дело на комиссии по делам несовершеннолетних и наложить на родителей данного ребенка штраф. Углубляется пропасть между ребятами класса, портятся отношения, обстановка в классе становится не комфортной…..

*Что будет через год, если данную проблему не решать или просто оставлять без внимания?

        Кто-то из ребят захочет уйти из класса, чтобы не слышать «грязного» общения, может возникнуть конфликт между ребятами с физической расправой…..

        

ПРИЕМЫ ПРЕВРАЩЕНИЯ

  1. ЮМОР
  2. МЯГКОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ
  3. КОНСТРУКТИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Примеры – это разыгранные ребятами сценки.

  1. Мальчик обзывает девочку: «Светка! Ну, ты вредина, жадина, задавака…» Реакция девочки: «Ты к кому сейчас обращался? Ты сейчас перечислил качества совсем другой девочки! У меня таких черт нет!» - юмор.
  2. Два мальчика. Один все время обзывает другого: «Димка очень был голодный, проглотил утюг  холодный!»

- «статья 130, уголовного кодекса. Штраф от 2 тысяч рублей».

- «Какая статья? Какой штраф?»

- «будешь дальше обзываться – узнаешь!» - противодействие.

3. Света все время списывает у соседки по парте:

- «Я, конечно очень рада, что ты так высоко ценишь мой интеллектуальный труд. Ты уже третий урок подряд списываешь с моей тетради!»

- «Я ничего не понимаю в этой математике! Тебе, что жалко?!

- «Нет. Но, может, ты попробуешь посещать консультации по математике? Я могу тебе помочь!» - конструктивное предложение.

приложение

Пословицы для обсуждения:

  1. Перед свиньями бисер не мечут.
  2. Семь раз подумай, один раз скажи.
  3. В чужом глазу соломинку видно, а в своем – бревна не видать.
  4. Худой мир лучше доброй ссоры.
  5. Кто старое помянет – тому глаз вон.
  6. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  7. Смолоду прорешка – под старость дыра.
  8. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
  9. Согласного стада и волк не берет.
  10. Час в добре пробудешь – всё горе забудешь.
  11. Кто живет в добре – то ходит в серебре.
  12. Лихо помнится, а добро – век не забудется.
  13. Бедного обижать – себе добра не желать.
  14. Худо тому, кто добра не делает никому.

«Коллективный прогноз»

1.Первый называет проблему.

2.Второй предупреждает о том, что будет сейчас, если не решить проблему.

3.Третий предупреждает о том, что будет через неделю, если не решить проблему.

4.Четвертый предупреждает о том, что будет через месяц, если не решить проблему.

      5. Пятый предупреждает о том, что будет через год, если не решить проблему.

АНКЕТА «Настоящий ли ты друг?»

1. Вспомните вашего лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?

А). надежность – он никогда вас не подведет; Б). солидарность – он всегда будет только на вашей стороне; В). чуткость – он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете; Г), верность – он всегда с вами, что бы вы не сделали; Д), совместимость – вам хорошо в его компании.

2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?

А). угостите чаем и успокоите; Б). не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома; В). сделаете вид будто вам нужно уходить; Г), пригласите его войти, но укажите, что вам надо рано утром вставать; Д). извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.

3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы будете делать?

А). предложите первому другу присоединиться к беседе; Б). объясните первому другу, что вас ждут в ином месте; В). объясните второму другу, что заняты проблемами первого; Г). оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга; Д). начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.

4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?

А). ни одного; Б). один; В). два; Г). трое; Д). четверо и более.

5. Сколько ваших друзей знакомы  друг с другом?

А). все; Б). почти все; В). не все; Г).немногие; Д). двое или никто.

6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы его успели хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?

А). согласитесь без всяких сомнений;  Б). согласитесь, но неохотно;  В). согласитесь, но только если просит человек, которому вы очень доверяете; Г). скажите, что сами хотели его надеть.

7.Если один друг попросит вас солгать ради него другому, то вы:

А). наотрез откажитесь;  Б). откажитесь брать на себя такое обязательство, пока не узнаете всех обстоятельств; В). откажитесь и сообщите второму другу о просьбе первого; Г). предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду; Д). согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.

8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:

А). панда; Б). кошка; В). собака;  Г). обезьяна;  Д). слон.

9. Ваши друзья:

А). люди примерно одного типа, но отличаются от вас;  В). все похожи друг на друга; В). разные и по-разному к вам относятся.

10. Считаете ли вы своих одноклассников:

А). настоящими друзьями; Б). друзьями на время, пока вы в школе; В). может друзьями, а может нет,  все зависит от конкретной личности;  Г). вы редко заводите дружбу с одноклассниками; Д). вы никогда не заводите дружбу с ними.  

11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом?

А). внимательно выслушивать жалобы на ваши беды; Б).избавлять от одиночества; В). доставлять удовольствие от общения; Г).всегда быть на вашей стороне; Д). оказывать вам практическую помощь иногда или всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.

12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:

 А).оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она не была; Б).изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность; В).изъявлять желание дать совет, когда об этом просят; Г).следить за тем, чтобы никогда не давать советов; Д).всегд быть готовым выслушать друга .

Баллы для подсчета результатов:

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

А

10

20

15

0

15

20

15

5

0

0

10

15

Б

5

0

10

5

20

10

10

0

5

10

15

0

В

15

5

10

10

10

10

0

10

10

20

20

5

Г

0

15

15

15

5

0

5

20

0

15

0

10

Д

0

15

15

15

5

0

5

20

0

15

0

10

РЕЗУЛЬТАТЫ:

От 0 до 70 баллов.

Вы уверены в  своей способности быть наилучшим другом – вот только надо убедить в этом других. В глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.

От 75 до 125 баллов.

Ваши друзья не так уж плохи, но вы проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Вам надо почаще представлять себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.

От 130 до 185 баллов.

Вы самый лучший из возможных друзей – великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.

От 190 до 220 баллов.

Вероятно, вы хотели бы считать себя лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.  

 

C:\Users\Даниил\Desktop\разработки\Photo-0448.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Моя семья"для учащихся 5-7 классов

Классный час ко Дню семьи. Значимость семьи, взаимоотношений взрослых и детей....

Разговор о письме. Занятие-практикум в системе классных часов по нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов.

У современных людей слово "письмо" вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже мы берём в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная поч...

Классный час "Вред пива" для учащихся 7-9 классов

Классный час «Вред пива» для учащихся 7-9 классовКлассный руководительМАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94» города ПермиКутузова Наталья Ивановна    Цель классного  часа:...

Миниатюра « Здравствуйте» (урок 3) из сборника авторских миниатюр в помощь классному руководителю «Уроки вежливости» (для учащихся 5-7 классов)

Урок 3.   «Здравствуйте»Цель:  воспитание и развитие эмоциональной сферы и творческого потенциала обучающихся и  способности оценивать окружающий мир по законам вежливости и...

Классный час по профориентации для учащихся 9-го класса

Каждый день миллионы людей спешат на работу. Чем они занимаются? Любят ли свою работу? Как выбирали они род занятий, повторили бы вновь свой профессиональный путь или предпочли бы иной вид деятельност...

Классный час "День матери" (для учащихся 7-8 классов)

Предлагаю презентацию кураторского часа "День матери"для учащихся  7-8 классов....

Классный час Блокада Ленинграда (для учащихся 6 – х классов)

Классный часБлокада Ленинграда (для учащихся 6 – х классов)...