Кл. час на тему:"Будь осторожен со словами"
классный час (9 класс) на тему

Горшенина Татьяна Васильевна

Кл. час по нравственному воспитанию учащихся. О добром, вежливом отношении к своим близким, одноклассникам, друзьям и окружающим нас людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas_na_sayt.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 9-б классе.  Классный руководитель Горшенина Т.В.

Тема: «Будь осторожен со словами»

Цель: нравственное воспитание обучающихся.

Участники: обучающиеся класса, классный руководитель.

Оборудование: символическое дерево добра и вежливости ( дерево нарисовано на ватмане)

Эпиграф классного часа: (написан на доске)

Словом можно убить, словом можно спасти.

Словом можно полки за собой повести.

Словом можно продать, и предать, и купить.

Словом можно в разящий свинец перелить…

                                             В. Шефнер

                       Ход классного часа

Учитель начинает классный час со стихотворения В.Солоухина «Слово о словах».

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

 Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит, иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя

Будь слову своему хозяин.

Далее ребятам предлагается прослушать притчу о древнегреческом баснописце. Мудром Эзопе, который попал в рабство.

Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости, кто-то из них сказал хозяину: «Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб, пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное , что есть на свете». Хозяин позвал Эзопа: « Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете». Эзоп ушел и вернулся с подносом, покрытым салфеткой. Когда подняли салфетку, увидели, что на подносе лежит язык!

-Эзоп, ты же принес язык!

-А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода». Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:

- пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.

И вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Возмущению хозяина и гостей не было предела: Эзоп, ты же опять принес язык!».

«А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово раб».

Учитель задает ребятам вопросы:

 1.В чем смысл притчи?

2.Почему Эзоп называет язык самым прекрасным и самым ужасным на свете?

 Обобщив ответы ребят, учитель спрашивает их: часто ли мы задумываемся о том, что и как произносим, как используем силу слова. Ведь слово оказывает огромное воздействие на человека.

Очень хорошо это выразил М. Матусовский в своих стихах:

Есть слова пострашнее, чем порох

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Мир устроен на этой основе,

И достаточно, в общем, серьезно:

О любом опрометчивом слове

Пожалеете рано иль поздно

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков
Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

Учитель:  Слово- это нить от человека к человеку, орудие мышления и воздействия на психику.

Выдающийся русский писатель В.Г.Короленко писал: «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины или вдохновения, которыми он обладает, - другим людям…»

Многие из вас даже не задумываются над тем, как их речь «пестрит» всякого рода жаргонными словами. У писательницы  Виктории Токаревой есть рассказ, который называется «Самый счастливы день».Главная героиня размышляет: « Машка Гвоздева безусловно попадет в интеллигенцию, потому, что от ее мозгов гораздо больше пользы, чем от ее рук. А у меня ни рук. Ни мозгов – один словарный запас. Это даже не литературные способности, просто я знаю много слов, потому,  что много читаю. Это у меня от папы. Но знать много слов совершенно не обязательно. Мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: точняк, нормалек, спакуха, зацепи, отвали .А Ленка Коновалова любую беседу поддерживает двумя предложениями: « Ну да, в общем – то» и « Ну, в общем- то, конечно».

Ребята, а у нас в классе нет таких девочек, как Маша Гвоздева и Лена Коновалова? А лексический запас наших мальчиков такой же, как у героев этой книги или больше? Мы не будем называть сейчас имена, но я предлагаю каждому из вас  подумать о том, какие слова вы используете в своей речи, общаясь друг с другом.

Но самое ужасное, ребята,  это когда дети и взрослые сквернословят, ругаются матом. Сегодня «матом» разговаривают школьники, молодые люди, взрослые мужчины и женщины. Мат льется отовсюду: с экранов телевизоров, сквернословят герои популярных фильмов. Словесная распущенность стала нормой жизни.

Но так ли уж безобидна эта вредная привычка? Неужели так беден наш «великий и могучий» русский язык, что без бранных слов не обойтись?

Далее происходит обмен мнениями по следующим вопросам: 

Как вы относитесь к тому, что сквернословить стало не стыдно?

Знаете ли вы, что существует юридическая ответственность за употребление нецензурных слов в общественных местах?

Учитель: Группа ученых под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных мыслеобразов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека. Подумайте о том, что же произойдет с человеком через какое – то время?

И в заключении нашего классного часа я предлагаю ответить еще на один вопрос: почему классный час называется: «Будь осторожен со словами?»

Выслушав ответы детей, классный  руководитель предлагает «посадить» символическое дерево добра и вежливости. На заранее приготовленных листочках дети пишут доброе, вежливое слово и прикрепляют его на ветки дерева.

Учитель предлагает детям вспомнить мудрые пословицы о словах. Ребята называют, учитель добавляет.

Слово не воробей: вылетит не поймаешь.

Лишнее говорить – себе вредить.

За худые слова слетит и голова.

От приветливых слов язык не отсохнет.

Доброе слово лучше мягкого пирога.

Пустая мельница и без ветра мелет.

От одного слова – да на век ссора.

Умей вовремя сказать, вовремя смолчать.

Завершая наш классный час я хочу пожелать вам быть внимательными,  добрыми и вежливыми со своими одноклассниками, друзьями ,родителями и со всеми окружающими вас людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Будь осторожен с огнем!

Презентация на английском языке для внеклассной работы, для проведения недели английского языка в школе....

конспект занятия "Будь осторожен с огнем"

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности для детей с ограниченными возможностями 3 уровня разития. Может быть использован при проведении занятий по ознакомлению с правилами пожарной ...

Воспитательское занятие на тему: "Будь с огнем осторожен всегда"

Познакомить детей с причинами возникновения пожаров...

Классный час по ПДД "Будь осторожен на дорогах!" (4 класс)

С помощью разоичных ситуаций учащиеся учатся правильно переходить дорогу, решать дорожные ситуации....

Памятка "Будь осторожен и внимателен"

Правила поведения при угрозе терроризма....

Викторина «Зима! Будь осторожен!»

Любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине.Разработанный материал поможет учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня, вожатым и...