классный час "Дружный класс - без агрессии" для учащихся 7-8 классов
классный час (7 класс) на тему

Федорова Ирина Анатольевна социальный педагог

Классный час, в котором есть и теория, и групповая игра, и тренинг, и самое главное, - осмысленный ребятами итог. Предложенный вариант - результ совместной работы ребят и классного руководителя. Для проведения этого классного часа  необходима предварительная работа - анкетирование учащихся, анализ ответов, подбор информации - этот этап самый интересный.  Он включает ребят в процесс обсуждения, и они сами  отвечают на вопрос "Что (кто) может сделать любой классный коллектив дружным?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_druzhnyy_klass_bez_agressii.rar21.48 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАССНЫЙ ЧАС: «Дружный класс. Без агрессии»

        Подготовительный этап:

1.Анкетирование учащихся класса (анкета в приложении №1);

2.Информация по теме классного часа из разных источников (статьи в журналах, из словарей, энциклопедий и т.д.);

3.Материал в виде таблицы «Как отличить игру от агрессивного поведения» для работы в группах;

4.Заготовки для итогового плаката «Правила поведения в нашем классе» (приложение №3);

5.На доске: тема классного часа и информация по видам агрессии;

6.Дла проведения игрового тренинга «Найди себе подобного» надо: булавки, заготовки из цветной бумаги в виде «ромашек», «божьих коровок», «яблочек» по несколько штук, а также  «тучки» и «елочки» по одной штуке для отдельных ребят;

7.Пропущенные слова из стихотворения, которые раздаются ребятам при работе с ним (приложение № 2);

        ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

1.Педагог зачитывает ситуации (можно распределить между ребятами);

Разбор ситуаций с помощью наводящих вопросов;

2.Анализ анкет (проводят подготовленные ребята);

3.Информация по теме (определения, виды агрессии и т.д.);

4.Игровой тренинг «Найди себе подобного»;

5.Педагог зачитывает стихотворение, ребята должны предложить слова в конце фразы (слова на листках заготовлены и раздаются заранее);

6.Предлагается ребятам, работая в группах, заполнить табличку «Как отличить игру от агрессивного поведения»;  а также проводится анализ пословиц;

7.Выработка правил поведения в нашем классе (на плакат, расположенный на доске, крепятся правила, что можно и что нельзя в нашем классе).

Ситуации для размышления

1.»В одной школе мальчишки из 6 класса обзывают и бьют одноклассника, который не умеет и не любит драться. Его фамилия им кажется смешной -  они коверкают ее, придумывая обидные прозвища. Мальчишкам нравится чувствовать себя «сильными». Они думают, что драки и насмешки – это просто игра; жестокими и агрессивными они себя не считают».

2.»Ученицы 7 класса не общаются с одной из девочек класса. Им не нравится, что она носит немодную одежду; ее прическа им кажется смешной. Иногда они ее обзывают, но обычно просто не замечают, а если и обращаются к ней, то только по фамилии. Когда, набравшись смелости, девочка все же предпринимает попытки присоединится к разговору или  игре, одноклассницы отворачиваются или уходят, после чего хихикают и сплетничают».

3.»В одной школе два ученика 8 класса стали запугивать малышей начальной школы и отбирать у них деньги. Ученики 3 класса платили эту «дань» ежедневно. Хулиганы угрозами заставляли молчать малышей. Многие ученики этой школы были свидетелями того, как старшие обижают младших, но никто из них не обратился за помощью к родителям или педагогам. Некоторым было даже интересно наблюдать за действиями хулиганов».

4.»Когда Маша пришла в новую школу, Вика – классная заводила и командирша – решила сразу показать ей, кто здесь «хозяин». Она подговорила одноклассников не принимать новенькую в игры и не разговаривать с ней. Некоторым ребятам не нравилось, что девочку обижают только за то, что она новенькая. Но все же, они боялись открыто говорить о своем мнении, ведь Вика может и против них подговорить ребят…»

- Являются ли описанные ситуации типичными для нашего класса? (не все)

- Случались ли отдельные моменты из приведенных историй в нашем классе? Приведите пример.

- Как вы думаете, можно ли назвать класс дружным, если хотя бы одному ученику живется в нем плохо?

        Подтверждением этому служат ваши ответы на вопросы анкеты, которую мы проводили накануне. Наша рабочая группа проанализировала ответы, и сейчас познакомит вас с результатами:

        Из 24 учащихся нашего класса с анкетой работали 21. Необходимо отметить, что не все откликнулись на призыв классного руководителя серьезно подойти к ответам на вопросы анкеты. Некоторые ребята оставили без ответа по 3 и более вопроса. Некоторые отписались ответами вроде «не знаю», «наверное», хотя им предлагались варианты ответов. Все это говорит о том, что ребята либо боятся откровенных ответов, либо эти ребята очень равнодушные.  

        Анкета показала, что 12 ребят видят в классе тех, кого обижают. Но в тоже время 7 – считают, что таких нет. Чаще всего мы обижаем друг друга за то, что нам не нравится чья-то фамилия (8 ответов) и мы ее коверкаем. Столько же ребят отметили, что дразнят за внешность. По 6 учащихся указали, что дразнить могут за личные качества и за что-то другое. Причем, двое ребят в анкетах указали все возможные варианты «дразнилок», т.е. они считают, что в нашем классе могут обидеть за что угодно: и за внешность, и за личные качества,  и фамилию исковеркать.

        На вопрос «Обижали ли тебя когда-нибудь одноклассники?» положительно ответили 9 ребят, а 11 – никогда не попадали в эту группу. С одной стороны хорошо, что большая часть ребят нашего класса не знает, что такое слезы обиды. Однако количество тех, кто хотя бы раз испытывал обиду от одноклассников велико! Мы считаем – так быть не должно. В анкетах мы нашли такое признание: «Я не понимал, за что меня обижают!»  

        Мы также узнали, что на защиту того, кого обижают смогу встать 8 ребят. Причем, они это сделают без всяких условий. А вот 10 ребят, прежде чем защитить жертву, будут устраивать «разбор полетов», и возможно примут сторону обидчика. Это очень грустно, т.к. говорит о нашей незрелости и «невзрослости». Защищать своего товарища надо, а если он не прав? Достанет ли у каждого из нас смелости  сказать ему об этом прямо в глаза?

                                                                   

                                                                 

Один отметил, что обязательно примет сторону обидчика, двое будут стоять в стороне и наблюдать.

        Выяснилось также, что ни молчание жертвы, ни ее слезы, ни попытки ответить не помогают остановить обидчиков. Из чего можно сделать вывод, что причина агрессивного поведения не в наличии «ученика-лоха», а в нас самих.

        Хотели бы помочь ребятам, попавшим в трудную ситуацию 11 человек, т.е почти половина. Однако четверо – не помогут, а пятеро будут помогать только тем, кто из их компании, другим одноклассникам помощи от них не ждать. Нашелся и такой, кто высказал следующее мнение: «Обижают…, значит, есть за что!» А вы с этим согласны?

        На последний вопрос анкеты «Как вы думаете, что надо сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?» большинство ребят писали о необходимости учиться дружить и общаться, а также находить компромиссные решения.

        Сейчас мы попытаемся это сделать!

*Ученик зачитывает информацию по теме (определения).      

         

 

ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ – взаимодействие, в ходе которого одним человеком (агрессором) умышленно наносится вред другому человеку (жертве).

АГРЕССОР – тот, кто умышленно наносит вред другому: насмехается, дерется, портит вещи и т.д.

ЖЕРТВА – человек, который подвергается нападкам со стороны агрессора.

ЗРИТЕЛИ – группа людей, свидетелей агрессивного поведения, которые сами не являются инициаторами агрессивного поведения, но наблюдая за действиями агрессора, не встают на сторону жертвы, а иногда прямо или косвенно даже помогают агрессору.

        Различают прямую и непрямую агрессию:

ПРЯМАЯ АГРЕССИЯ – выражается открытым наступлением на жертву и бывает:

1.словесная, когда насмешничают, иронизируют, обзывают, ругаются матом и т.д.

2.физическая, когда дерутся, толкаются, дергают за волосы, колют острыми предметами и т.д.

3. материальная, когда вымогают деньги или другие вещи, воруют, портят личное имущество и т.д.

НЕПРЯМАЯ (косвенная)  АГРЕССИЯ – частичное игнорирование, когда не принимают в некоторые виды деятельности; бойкот; другие виды психологического давления (заставляют выполнять домашние задания за кого-то, принуждают к каким-то действиям, берут на «слабо» и др.)

             

                                                 

  • ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ «НАЙДИ СЕБЕ ПОДОБНОГО»

        Педагог просит всех ребят встать в круг, лицом к залу. Педагог – в круге, прикрепляет на спины ребят, заготовленные из цветной бумаги, символы («ромашки», «яблочки», «божьи коровки», «тучку», «елочку»). Задание: не разговаривая друг с другом, найти себе подобного. Можно объяснятся, но без слов. Через некоторое время должны образоваться 3 группы и 2 участника – останутся вне групп («тучка» и «елочка»).

- Трудно ли было выполнять это задание?

- Как вы думаете почему?

- Что чувствует «тучка»? «елочка»?

- С кем можно сравнить «тучку» и «елочку»? (одиночество, неприятно, «лох», и т.д.)

- Какая из групп готова принять к себе «тучку», «елочку»?

*СТИХОТВОРЕНИЕ с пропущенными словами (в приложении): можно раздать напечатанные слова, можно устно прочитать стихотворение С.С. Нефедовой «Быть человеком…»

        Чтобы закрепить знания о причинах агрессивного поведения, целесообразно предложить ребятам заполнить табличку «как отличить игру от агрессии?»:

Игра, шутка

Агрессия

1.никому не обидно, весело всем

1.

2.принимают участие все

2.

3.все участники соблюдают правила игры

3.

4.все участники соблюдают права других

4.

Приложение № 1

Анкета для учащихся

Ребята! Просим вас ответить на следующие вопросы:

  1. Есть ли в вашем классе ребята, которых обижают (дразнят, игнорируют и т.д.) одноклассники или ученики других классов? …………………….
  2. За что чаще всего дразнят, обижают?

А). внешность …………….

Б). «смешная фамилия» …..

В). Личные качества ………

Г). Что-то еще……………….

      3. Обижали ли тебя когда-нибудь одноклассники ?

      4.         Что ты чувствовал(а) при этом?.................................................................

…………………………………………………………………………………….

      5. Когда твои одноклассники обижают кого-либо в твоем присутствии, что ты делаешь:

        А).стоишь в стороне и наблюдаешь за происходящим ……

        Б).встаешь на сторону обидчиков ……….

        В).защищаешь жертву ………………….

        Г).что-то еще …………………………..

       6.Что чаще всего делает тот, кого обижают? ……………………………………………………………………………………

        7. Помогает ли это остановить обидчиков?..............................................

        8. Кто, по твоему, виновен:

             А).те, кто обижает и дразнит…………..

              Б). тот, кого обижают и дразнят………

               В). Кто-то еще…………………………

         9. Хотел бы ты помочь тем ребятам, которых обижают и дразнят?.........

……………………………………………………………………………………..

        10. Можете ли вы (ты сам и твои одноклассники) остановить обидчиков без посторонней помощи?.......................................................................................

………………………………………………………………………………………

        11. Как ты думаешь, что можно сделать, чтобы улучшить взаимоотношения в классе?....................................................................................

………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………

Приложение № 2

С.С. Нефедова                                                                  

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ – ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

ПРОСТО ЖАЛЕТЬ, ЕСЛИ РЯДОМ (плачут),

БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ ВО ВСЕХ ДЕЯНЬЯХ,

БЛИЖНЕГО РАЗДЕЛЯТЬ (страданья).

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ДОБРЫМ,

К ЛЮДЯМ ВНИМАТЕЛЬНЫМ БЫТЬ И  (скромным) .

БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ – ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЫШЕ,

В СЛОВЕ – ВЕРНЕЕ, В ПОМЫСЛАХ – (чище).

БЫТЬ ПОСКРОМНЕЕ В СВОИХ ЖЕЛАНЬЯХ,

ПОМНИТЬ ХОРОШЕЕ В РАССТАВАНЬЯХ.

ЛЮДЯМ ДАРИ УВАЖЕНИЕ, ЛАСКУ,

А НЕ ИСТЕРИКИ, ШОК И (встряску).

НЕ ПРЕСМЫКАЙСЯ ПЕРЕД СИЛЬНЕЙШИМ,
НЕ РАБОЛЕПСТВУЙ ПЕРЕД (умнейшим).

МАЛЕНЬКИЙ ТЫ ИЛИ С ЧИНАМИ –

ВСЕ ПЕРЕД БОГОМ РАВНЫ МЫ С (вами).

ЗЛУ ЖЕ НА СВЕТЕ НЕТ ОПРАВДАНЬЯ:

СКОЛЬКО ОНО ПРИНОСИТ  (страданья)!

ЗЛОМ ЧЕОВЕК ОСКВЕРНЯЕТ ДУШУ –

ЛЮДЯМ ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК  (не нужен)!

ЧТОБЫ НЕ СТАЛ ТЫ ТАКИМ УРОДОМ,

БЕДНЫМ, БОЛЬНЫМ ПОМОГАЙ, (сиротам) .

СЛАБЫХ НЕ ОБИЖАЙ СТАРИКОВ:

САМ ВЕДЬ БУДЕШЬ КОГДА-ТО  (таков).

БЛИЖНИХ СВОИХ НЕ СЪЕДАЙ РЕЧАМИ –

КАК ЖЕ В ЭТОМ ГРЕШНЫ МЫ С ВАМИ!

ЗАПОВЕДИ ДАНЫ ЧЕЛОВЕКУ,

ЧТОБ ВЫПОЛНЯТЬ ИХ (от века до века).

Приложение № 3

Для итога:

В нашем классе можно:

«ДРУЖИТЬ,  ОБЩАТЬСЯ  СО  ВСЕМИ  РЕБЯТАМИ»;

«ПОМОГАТЬ  ДРУГ  ДРУГУ»;

«ГОВОРИТЬ  ПРАВДУ»;

«ПРИНИМАТЬ  АКТИВНОЕ  УЧАСТИЕ  ВО ВСЕХ  ДЕЛАХ  КЛАССА»

В нашем классе нельзя:

«НАСТРАИВАТЬ  РЕБЯТ ДРУГ  ПРОТИВ  ДРУГА»;

«ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ»;

«ОБЗЫВАТЬСЯ, ПРИМЕНЯТЬ ПЛОХИЕ СЛОВА»;

«ИГНОРИРОВАТЬ  РЕШЕНИЯ,  ПРИНЯТЫЕ  ОБЩИМ  СОБРАНИЕМ  КЛАССА»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Моя семья"для учащихся 5-7 классов

Классный час ко Дню семьи. Значимость семьи, взаимоотношений взрослых и детей....

Разговор о письме. Занятие-практикум в системе классных часов по нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов.

У современных людей слово "письмо" вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже мы берём в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная поч...

Классный час "Вред пива" для учащихся 7-9 классов

Классный час «Вред пива» для учащихся 7-9 классовКлассный руководительМАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94» города ПермиКутузова Наталья Ивановна    Цель классного  часа:...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА физического воспитания учащихся 1-11 классов физического воспитания учащихся 1-11 классов

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича (М.: Просвещение, 201...

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

КТП 7 класс ФГОС 2019-2020,КТП 7 класс ФГОС 2021-2022, РП 6 класс ФГОС 2020-2021,РП 7 класс ФГОС 2021-2022

Учебник алгебра 7 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова.Учебник геометрия 7-9 классы. Автор: А.В Погорелов...