"Страницы, написанные кровью" (литературно-музыкальная композиция о блокаде Ленинграда)
классный час (9 класс) на тему

Ваймер Светлана Викторовна

Цель классного часа -  формирование у  учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;  создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет;  воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;  развитие творческих способностей учащихся ;  повышение интереса к военной истории и литературе.  Рассказ о боевых и трудовых подвигах наших соотечественников чередуется со стихами и песнями о войне. Презентация представлена частично, так как превышает максимально допустимый для загрузки объем.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Классный час «Страницы, написанные кровью» (литературно-музыкальная композиция о блокаде Ленинграда)

                                                   Основные цели:

  • формирование у  учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, ее Вооруженных Сил;
  • изучение роли  операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
  • создание условий для более глубокого ознакомления детей и подростков с событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
  • воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
  • развитие творческих способностей учащихся ;
  • повышение интереса к военной истории и литературе.

Ход мероприятия

Оформление: маскировочная сетка, костер, ружья, сложенные конусом, солдатская каска с красной гвоздикой внутри.

Звучит мелодия. На импровизированной танцплощадке танцуют пары. Вдруг мелодия внезапно обрывается и за сценой раздается голос диктора (запись сообщения Левитана об объявлении войны):

- 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны гитлеровская Германия вероломно нарушила границы Союза Советских Социалистических Республик.

1 ведущий. Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье – все опалил огонь жестокой кровопролитной войны.  Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны, 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России.

На сцене проводы новобранцев, уходящих на фронт (на фоне песни «Священная война»).

Ученица читает стихотворение «Ах, война, что ты сделала, подлая…»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

На пороге едва помаячили

И ушли за солдатом солдат...

До свидания, мальчики!

Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад!

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат.

И себя не щадите...

Но все-таки

Постарайтесь вернуться назад!

Ах, война, что ж ты, подлая, сделала:

Вместо свадеб разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги - ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон...

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад...

До свидания, девочки!

Девочки,

Постарайтесь вернуться назад.

2 ведущий. Враг шел на восток. Наши войска несли тяжелые потери…В сентябре 1941 года враг подошел к столице. Весь город встал  на ее защиту. Битва под Москвой занимает особое место в нашей истории. Она стала поворотным событием в тяжёлой кровопролитной войне. Немецкое командование придавало огромное значение захвату столицы. Лозунг Гитлера был ясен и прост: «Москва взята - война выиграна». Московская битва продолжалась более 6 месяцев: с сентября 1941 по апрель 1942 года, в ней участвовало с обеих сторон около 2млн. человек, 2,5 тысячи танков, 1,5 тысячи самолетов. Лучшие сыны России ценою великих жертв, ценою тысяч жизней отстояли Москву, отбросили фашистские полчища от любимого города. В таком напряжении сил, на священной подмосковной земле, где «октябрьский снег замешан был землей, золой и свежей кровью», начиналась Победа.  Но до нее было еще много дней, много смертей…

Но, несмотря ни на что, люди верили в Победу.  

Ученик читает стихотворение  «Испытало нас время свинцом и огнем…»

Испытало нас время свинцом и огнем,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край.

После долгих напастей недружной весны

Ждет и нас ослепительный май.

2 ведущий. Стихотворение написано в 1942 году, но к этому победному маю народ шел трудной дорогой нечеловеческих усилий, испытаний, горя и слез.

Звучит песня «Москвичи».

Во время рассказа о блокаде Ленинграда идет показ слайдов (презентация составлена из нескольких, взятых в интернете).

1 ведущий. Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда.   8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав город Ленинград от страны. В мире нет другого такого города, который отдал бы столько жизней за победу. В начале июля 1941 года, противник, имея численное превосходство, вторгся в пределы Ленинградской области. Сотни тысяч ленинградцев вышли на строительство оборонительных рубежей. В кровопролитных боях, преодолевая упорное сопротивление, враг медленно продвигался к городу.

Ученик читает стихотворение   «Враги ломились в город наш свободный»…

Враги ломились в  город наш  свободный, крошились камни городских ворот...

Но вышел на проспект Международный вооруженный трудовой народ.

Он шел с бессмертным  возгласом в груди:

— Умрем, но Красный Питер  не сдадим!..

Красногвардейцы, вспомнив о былом, формировали новые отряды,

и собирал бутылки каждый дом и собственную строил баррикаду.

И вот за это долгими ночами пытал нас враг железом и огнем...

— Ты сдашься, струсишь,— бомбы нам  кричали,— забьешься в землю, упадешь ничком.

Дрожа, запросят плена, как пощады, не только люди — камни Ленинграда!

Но мы стояли на высоких крышах с закинутою к небу головой,

не покидали хрупких наших вышек, лопату сжав немеющей рукой.

1 ведущий.  У стен города шли кровопролитные сражения,  продвижение врага было остановлено. Не сумев взять Северную столицу с ходу, гитлеровцы решили уморить её голодом. 23 августа 1941 года. Горькая дата - день, когда сомкнулось кольцо вокруг Ленинграда, начались суровые 900 дней блокады. Враг считал, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды возненавидят друг друга, перестанут работать. Но город выстоял. Город жестоко голодал, весь город без исключения. Доставка продовольствия резко сократилась, продукты стали выдаваться по карточкам.

2 ведущий. В ноябре погас свет, электростанции были в руках у врага. Отопление не работало, морозы стояли лютые. Постепенно перестала поступать вода. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Зима и весна 1942 года оказались самыми тяжелыми: была установлена самая маленькая норма хлеба. В музее истории города хранится черствый, потемневший не от времени, темный с самого своего появления на свет сухой ломоть хлеба. В хлебе этом мало муки, много примесей. Он  состоял из муки ржаной дефектной 50%, соли - 10%, жмыха - 10%, целлюлозы - 15%, соевой муки, мучной пыли, древесных опилок - 5%.  «125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам...» - такой был скудный паек. 250 граммов  выдавали рабочим. Ленинградская блокадная карточка. На каждой надпечатка: «При утере карточка не возобновляется». Она была единственным источником получения продуктов, она была дороже денег - ибо цена её - сама жизнь.

Ученица читает стихотворение,  несколько ребят инсценируют его

В булочной очередь

У прилавка.

Люди, как тени,

Нет шума и давки.

Хлеб отпускает

Им продавщица

И не должна

Ни на грамм ошибиться.

Кладет на весы

драгоценные крошки.

До нормы ещё

не хватает немножко.

Весы показали -

Сто двадцать пять:

«Ну вот, а теперь

можете забирать».

Сама продавщица

Похожа на тень.

Шатаясь от голода,

Вновь целый день

Хлеб отпускать -

Есть ли пытка страшней,

Но в слабых руках её

Жизни людей.

И снова режет хлеб

Продавщица,

Боясь каждый раз

Хоть на грамм ошибиться.

(Показать учащимся кусок черного хлеба весом в 125 г)

1 ведущий. Связь с городом поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро.  По озеру в город доставляли продукты, топливо, военных для обороны, из города эвакуировали больных, в первую очередь пытались спасти детей. Блокадное детство нельзя представить, это надо пережить. По этой  дороге  отправлялись в отчаянной смелости рейсы баржи и сухогрузы, часто попадали под бомбежки и не доходили до места. Когда Ладога замерзла, на лед  вышли сначала конные обозы, а потом и машины. Проложенную  трассу называли «Дорогой жизни».  Каждый рейс по этой дороге мог стать последним, но люди не думали о себе, спасая от голода жителей Ленинграда.  Во время ночного рейса машина Филиппа Сапожникова стала посреди озера – заглох мотор. Мороз около 30 градусов. Филипп работал без рукавиц, устраняя неисправность в моторе. Рукавицы мешали. Побелели пальцы. Чтобы подогреть коллектор, Филипп облил бензином свои рукавицы и поджёг их. Пламя жгло обмороженные кисти, но он работал, а потом голыми руками крутил рукоятку. К месту назначения Сапожников привёл машину, управляя локтями.

          

2 ведущий.   Потомок, знай! В суровые года,

                               Верны народу, долгу и Отчизне,

                               Через торосы ладожского льда

                               Отсюда мы вели Дорогу жизни,

                               Чтоб жизнь не умирала никогда!

 Кольцо блокады  сжималось, к городу пробиться становилось все труднее день ото дня.   За 5 месяцев существования этой трассы по ней было перевезено 361109 тонн грузов. Из Ленинграда было эвакуировано свыше полумиллиона человек. За зиму фашисты потеряли в небе над Ладожским озером 50 самолетов, но воспрепятствовать перевозкам не могли. Благодаря Дороге жизни норма выдачи хлеба начала медленно расти. Появилась надежда, что скоро все наладится. Однако впереди было ещё много испытаний и нечеловеческих усилий. Только 27 января 1944 года блокада была снята полностью.

Ученица читает стихотворение 

На Ладожском озере

Прямо по льду Сплошной вереницей

Машины идут.

Под грохот бомбежек,

Разрывы снарядов

Пробиться колонна

Должна к Ленинграду.

Вокруг полыньи,

И чернеет вода.

Чуть-чуть ошибешься -

Случится беда,

И за секунды

Тут же под лёд

С водителем вместе

Машина уйдёт.

Но надо прорваться

И надо успеть

Остановить

Голодную смерть,

Что встала вплотную

У стен Ленинграда.

Набатом звучало слово

«Блокада»!

Звучит песня «Темная ночь».

1 ведущий.  Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается.   Жила в г. Ленинграде  пионерка Таня Савичева.  Ей было одиннадцать лет, почти столько же, как и вам. Жила в большой дружной семье. Старшая сестра, Женя, работала конструктором на заводе. Брат Лёня, дома его звали Лёкой, работал на другом заводе. Братья Таниного отца, дядя Вася и дядя Лёша, работали в книжном магазине. Танина мама и старая бабушка варили обед большой семье, стирали одежду, а в воскресенье пекли вкусные пирожки. Когда началась блокада, пирожки печь стало не из чего. А потом наступил голод. Есть хотелось весь день, а по ночам снились пирожки. Таня вела дневник. Вот страницы из этого дневника.  

(Девочка изображает Таню, замерзшую, закутанную в шаль, и читает строки из ее дневника).

«Женя умерла 28 дек. В 12-30 час. утра 1941 г. Бабушка умерла 25 янв. В 3 час. дня 1942 г. Лёка умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г. Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г. Дядя Лёша умер 10 мая в 4. дня 1942 г. Мама 13 мая в 7-30 час. утра 1942 г. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

1 ведущий. Умирающую Таню удалось увезти из блокадного города, но спасти её было нельзя. Ее похоронили в Горьковской области,   в рабочем поселке Шатки,   на ее  могиле    воздвигли  памятник.  Имя Тани Савичевой стало бессмертным. Её дневник был обнаружен в пустой, полностью вымершей квартире. Он хранится в музее Пискаревского кладбища, до сих пор волнует людей и известен всему миру. Я назову только одну цифру, но её нужно помнить: от голода в результате блокады в городе умерло 641803 человека.

Ученица читает стихотворение 

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж  юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта.
И в этом нет беды. Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг стало страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда.

2 ведущий. О жизни в осажденном городе можно узнать из писем ленинградцев, вот некоторые  строки из них:

":Жизнь в Ленинграде с каждым днем ухудшается. Люди начинают пухнуть, так как едят горчицу, из нее делают лепешки. Мучной пыли, которой раньше клеили обои, уже нигде не достанешь".

":В Ленинграде жуткий голод. Ездим по полям и свалкам и собираем всякие коренья и грязные листья от кормовой свеклы и серой капусты, да и тех-то нет".

"…Я был свидетелем сцены, когда на улице у извозчика упала от истощения лошадь, люди прибежали с топорами и ножами, начали резать лошадь на куски и таскать домой. Это ужасно. Люди имели вид палачей".

«Сегодня ела лишь студень из столярного клея… С хлебом перебои. Нет воды на хлебозаводе. По той же причине весь день и вечер горит, как факел, дом на Ивановской улице – нечем тушить. Горит, и уже не один день, Гостиный двор. Ноги еле ходят. Хоть бы скорей весна!»

«Получишь 250 грамм хлеба, и притронуться боишься. Начнёшь его – и съешь весь… А впереди смена. И дома ждут мама и три сестрёнки. Галю, самую младшую, три годика ей было, схоронили. Немного нас осталось, блокадниц…»  

    Звучит песня «Журавли».

1 ведущий. Удивительные люди ленинградцы! Получая в день эти граммы хлеба (и какого хлеба!) они ежедневно, без всяких опозданий, являлись на работу, работали столько, сколько это было нужно, как правило, по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость, дежурили после работы по ночам на заводе, а свободные от дежурства возвращались домой. Трамваи и автобусы совершенно не ходили, и весь путь от дома до завода и обратно приходилось совершать пешком. Некоторые вынуждены были проходить по 20 километров. Рабочие выходили за много часов до начала работы, шли с трудом, иногда по колено в снегу, но приходили вовремя.

2 ведущий. Невозможно переоценить трудовую доблесть рабочего класса Ленинграда. Люди недосыпали, недоедали, но с энтузиазмом выполняли поставленные перед ними задачи. Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Заводы бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и шли прямо на фронт. Какая сила поднимала людей на столь опасную и изнурительную работу? Вера в правоту нашей борьбы, понимание своей роли в развернувшихся событиях.

Ученик читает стихотворение 

Покуда небо сумрачное меркнет, мой дальний друг, прислушайся, поверь.

Клянусь тебе, клянусь, что мы бессмертны, мы, смертью попирающие смерть.

Мы защищаем город наш любимый, все испытанья поровну деля.

Клянусь тебе, что мы неистребимы, за нами — наша русская земля.

Она могучая, она у нас большая. Припомни-ка простор ее сплошной.

Клянусь тебе, мы подвиг совершаем во имя всей земли своей родной.

Мы, ленинградцы, ныне держим знамя, мы — Родины передовой отряд.

Весь шар земной сейчас следит за нами, пароль и отзыв мира: «Ленинград».

Клянусь тебе, у нас не будет трусов. Мы закричим бегущему вослед:

— Ты предал нас фашистам. Ты не русский.— И не оставим труса на земле.

Клянусь тебе, мы страшно будем биться, клянусь тебе — мы скоро победим,

и даже смерть отступит, устрашится и рухнет наземь остовом своим.    

2 ведущий. Многое было пережито, но сердца людей не превратились в камень. Огонь жил в них, и души не очерствели. Люди стремились к добрым делам, спасали друг друга, помогали больным и детям, раненым и инвалидам. Люди жили и в тяжелейшее время могли еще творить. В городе работали театры, ставились новые спектакли, проводились новогодние праздники для детей, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих это было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет.

1 ведущий (на фоне симфонии). 9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя 9 августа 1942 года в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал.

2 ведущий (на фоне симфонии).  Чтобы обеспечить концерт, артиллеристы, оборонявшие город, исполнили в тот день собственную симфонию - обстрел позиций противника был непрерывным, и ни один самолет в тот день не проник в воздушное пространство Ленинграда.  Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, признались: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть".

1 ведущий. К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.  Поставленные в наистрашнейшие условия люди, до последней капли крови служили своему Отечеству, защищали город Ленинград. Они отстояли его, победили! Это незабываемо!  27 января 1944 года в 8 часов вечера над заостренным шпилем Адмиралтейства, над гигантским куполом Исаакиевского собора, над выжившим Ленинградом грянул гром, вспыхнули снопы золотых стрел - салют из 324 орудий, знаменующий собой освобождение Ленинграда, конец блокады!

Ученик читает стихотворение 

"За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика, но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют, и лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе - салют!
Сегодня ленинградцы плачут"

1 ведущий. Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности. Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

2 ведущий.  С какой надеждой ждали окончания войны: ждали солдаты на фронте, ждали дети отцов, ждали люди в тылу, все ждали. И она пришла долгожданная! Майский день 1945 года. Знакомые и незнакомые люди обнимали друг друга, дарили цветы, пели и танцевали прямо на улицах. Это был общий всенародный праздник. И  мы каждый год отмечаем очередную годовщину Победы - новый майский рассвет, который подарили нам ваши прадеды. «Это радость со слезами на глазах» как - сказал о дне Победы поэт.

(В это время на сцене -  встреча солдат с войны. Все радуются, смеются, в руках цветы. Один из солдат пишет мелом на стене: «Мы победили! Домой!»)

1 ведущий. И действительно в этот день радость и скорбь идут рядом. Не было в России семьи, которую война обошла бы стороной. В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений и тех, кто после войны налаживал мирную жизнь. Вот уже 66 лет минуло с той войны. История не знала более чудовищных преступлений, чем те, которые совершили захватчики: десятки тысяч городов и деревень превратились в руины, 27 млн. человек унесла эта война. Фашисты убивали и истязали людей, не щадя женщин, стариков, детей. Отгремели тяжелые бои. Время летит как ветер! Годы текут как реки, но память хранит былое. Навсегда останется в народной памяти 22 июня 1941 года.  Как сказал поэт: «Прошла война, но мы взываем к людям: давайте люди, никогда об этом не забудем».

Звучит песня «День  Победы»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)

Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

литературная композиция "Снятие блокады Ленинграда"

Сценарий литературной композиции посвящен 65-летию со дня снятия блокады Ленинграда. Включены исторические материалы, стихотворения, отрывки из писем и дневников защитников и жителей Ленинграда....

литературно-музыкальная композиция, посвященная снятию блокады Ленинграда

В композицию входят стихотворения, песни, музыка Шостаковича...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Я познакомился с тобой война" посвященный прорыву Блокады Ленинграда

Одной из важных направлений в нашей школе является военно-патриотическое напралвение. И ежегодно, на протяжении многих лет,  наша школа открывает двери для ветеренов ВОВ. В памятный день 27 январ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории

Блокада Ленинграда - трагичная и великая страница российской истории...