Программа воспитательной работы с обучающимися 10-11 класса
рабочая программа (11 класс) на тему

Щербинова Наталья Николаевна

Программа воспитательной работы с обучающимися 10-11 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_vospitatelnoy_na_2010-11_god_.docx76.19 КБ

Предварительный просмотр:

Система

воспитательной работы

с обучающимися

  11 А класса.

                      функции кл. руководителя   возложены

                                           на  Щербинову Наталью Николаевну

2010-2011 учебный год

Цель воспитательной работы

в классе:

создание условий для сознательного выбора подростками своего жизненного пути  на основе общечеловеческих культурных ценностей.

Задачи:

  • Создание благоприятной среды для разностороннего развития личности школьника;
  • Пробуждение интереса ребенка к себе, формирование адекватной самооценки и чувства самоуважения;
  • Формирование и развитие навыков самопознания, самосовершенствования, саморефлексии.

Принципы деятельности:

  • Познай себя – это интересно!
  • Сотвори себя – это необходимо!
  • Утверди себя – это возможно!
  • Прояви себя – это реально!

         Система воспитательной работы имеет социальную  ориентацию,  приоритет которой - коллективная творческая деятельность. За основу содержания воспитательной работы  беру формирование у детей базовой культуры личности. Это касается следующих направлений:

  • Культура жизненного самоопределения (формирование правильного отношения детей к себе, своему здоровью, образу жизни, целостного мировоззрения, умения отстаивать свои позиции);
  • Культура семейных отношений (формирование уважительного отношения к семье, своим предкам);
  • Экологическая, художественная, физическая культура (привитие любви и бережного отношения к природе, искусству, стремление к физическому совершенству);
  • Интеллектуальная, нравственная культура и культура общения.

Для реализации этого использую в своей работе разнообразные формы деятельности: праздники, классные часы, КТД, трудовые и экологические акции, соревнования, уроки и другое.

На становление жизненных позиций школьника особое внимание оказывает детское самоуправление – совместная деятельность учеников, их равноправные отношения и управление своим поведением и собственной деятельностью.

Главное – постараться привлечь каждого школьника к участию в общественной работе, поэтому за основу классного самоуправления  берется инициатива каждого и желание принять участие.  

Цели:

  • Создать условия для развития индивидуальности каждого учащегося.
  • Воспитывать гражданина-патриота, человека, личность
  • Воспитательную работу проводить исходя из того, что доброта - путь к человеку, красота - путь к гармонии, правда - путь в истине
  • Воспитательные задачи
  • Воспитание честности и порядочности в общественной и личной жизни.
  • Воспитание исполнительности и ответственности в классном коллективе.
  • Воспитывать нравственные качества учащихся.
  • Проводить просветительскую работу по диагностированию знаний о вреде наркотических средств.
  • Приблизить понятия учащихся о социальной жизни и развитии общества к современной действительной стороне жизни.
  • Внедрить мероприятия, способствующие сплочению коллектива, вовлечению изолированных и непринятых учащихся в общее дело, а также способствующих раскрытию индивидуальных качеств и талантов.
  • Максимально использовать работу по взаимодействию родителей, их детей и школы.
  • Внедрять здорововьесберегающие технологии в учебный процесс.
  • Привлекать учащихся к всенародному движению по охране и благоустройству природы, истории и культуры.
  • Обеспечить участие школьников в жизни класса и школы.
  • Развитие интереса и стремления к художественному творчеству.
  • Развитие интереса и стремления к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
  • Добиться повышения качества знаний всех учащихся класса.
  • Бороться за сознательную дисциплину учащихся, за добросовестное отношение к учению и труду.
  • Развивать самостоятельность и инициативу учащихся в организации их деятельности.
  • Помочь каждому школьнику познавать и улучшать окружающий мир, вырасти достойным гражданином своего Отечества.
  • Направлять деятельность ребят на выполнение программ сотрудничества - возрождение народных традиций.
  • Воспитывать ответственное отношение к выполнению общественных поручений.
  • В условиях работы в группах стремится к воспитанию у ребят чувства заботливого хозяина земли, дома, воспитанию дисциплины труда.
  • Развитие творческой личности в каждом ребенке через более тесные контакты с семьей.
  • Приучать детей творить добрые дела, воспитывая в них милосердие, чуткость, доброту, бескорыстие.
  • Помочь адаптироваться в окружающем мире.
  • Сформировать потребность к познанию себя.
  • Научить общаться и строить отношения.
  • Использовать воспитательные возможности народных праздников и обрядов для приобщения учащихся к ценностям национальной культуры.
  • Обеспечить участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе.
  • Формировать коммуникативную культуру учащихся через общение и развития.
  • Осуществлять непосредственное наблюдение за индивидуальным развитием ребенка, подростка, юноши, девушки, создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей ученика и их развитию совместно с семьей.
  • Изучение склонностей, интересов, сфер дарований ребенка с целью подбора для него определенного вида деятельности, где его может ожидать успех.
  • Организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная пропаганда здорового образа жизни.
  • Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.

Система воспитательной  работы предполагает реализацию идеи сотрудничества и формирования благоприятного морально-психологического климата в коллективе. Это способствует достижению в классе положительных результатов в учебно-воспитательном процессе и гарантирует:

  •  Высокий уровень успеваемости и стабильное качество;
  •  Высокий уровень школьного патриотизма;
  •  Восприятие учениками своего класса как семьи;
  •  Высокий уровень развития у детей таких качеств, как уважение к старшим, готовность прийти на помощь, толерантность, активность и так далее;
  •  Высокую степень удовлетворенности своей деятельностью в классе и школе, заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.

     В воспитательной системе значимое место отвожу работе с родителями. В каждом отдельном случае старюсь использовать наиболее эффективную форму, будь то общешкольное собрание или соревнование детей и взрослых, помощь в организации праздника и т.д.

 Главное, чтобы родители участвовали в жизни класса, интересовались происходящим в школе, победами и трудностями, проблемами и успехами своих детей, не оставались равнодушными, не ставили барьеров между семьей и школой.

КОНЦЕПЦИЯ  ПРОГРАММЫ "Подросток".

Ведущие критерии:

  • Социальная активность личности;
  • Сознательное соблюдение этических норм;
  • Стремление к самосовершенствованию
  • Главные нравственные ориентиры:
  • Ответственность перед обществом, государством, семьей;
  • Патриотизм;
  • Ответственное отношение к деятельности;
  • Высокие нравственные качества;
  • Чувство собственного достоинства;
  • Уважительное отношение к людям;
  • Умение принимать верное решение;
  • Способность осуществлять неслучайный выбор.

Программа учит корректировать отношения между педагогами, учителями, родителями и учениками, помогает ученикам в обретении культуры общения, культуры поведения, учит милосердию, состраданию.  В учебной деятельности это происходит через предметы общественно - гуманитарного цикла, во внеклассной работе: в  вечерах, " встречах с интересными людьми, акциях милосердия, благотворительных концертах …Учащиеся постигают общечеловеческие ценности (жизнь, мама, Родина, семья, природа). Индивидуальная работа с учащимися на основе личностно ориентированного подхода ведется по следующим аспектам:

  • Изучение их взаимоотношений, проблемы общения;
  • Изучение стилей взаимоотношений родителей с детьми, положение молодого человека (девушки) в семье;
  • Создание условий для самоутверждения учащегося в школе;

Основной целью программы является  -  скорректировать отношения между учителями, родителями и учениками,  помочь обрести культуру общения, милосердие, сострадание, воспитание молодежи гражданами своей Родины, людей знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.  Учитывая  здоровьесберегающие технологии, формированию  у детей готовность  самостоятельного  выбора  здорового образа жизни; гармонизацию взаимоотношений ребенка с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.

Программа охватывает период обучения школьников  с 10 по 11 классы.

Она является общепедагогической, подразумевает активное включение в воспитательный процесс учителей школы, работающих в классе; школьников и родителей. Программа построена с учетом психологических особенностей и потребностей детей различных возрастов.

Основные направления работы:

  • реализация здоровьесберегающих технологий;
  • духовно-нравственное;
  • патриотическое;
  • развитие самоуправления в классном коллективе.

Обеспечение жизни и здоровья учащихся.

Задачи  и принципы работы:

  • Обеспечение безопасности учащихся во время организации воспитательно-образовательного процесса.
  • Проведение инструктажа учащихся по соблюдению техники безопасности.
  • Изучение медицинских показателей здоровья учащихся и учет  их в организации учебно-воспитательного процесса в классе.
  • Организация и контроль  питания учащихся.
  • Организация просветительской деятельности среди учащихся  с целью соблюдения режимных моментов в школе и дома.
  • Организация учебной помощи часто болеющим детям.
  • Профилактика школьных стрессов.

Использование следующих основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий.

  1. Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера  в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха для познавательного и нормального психофизиологического состояния.
  2. Творческий характер образовательного процесса. Использование на занятиях активных форм и методов обучения.
  3. Обеспечение мотивации образовательной деятельности. Эмоциональное  вовлечение  в процесс социализации.
  4. Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.  Переход  от совместных действий к самостоятельным от действия по материализованной программе к речевому и умственному выполнению действий, переход от поэтапных действий к автоматизированным.
  5. Предпочтение значимого осмысленного содержания при освоении нового материала, обучение  «по единицам, а не по элементам», принцип целостности.
  6. Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности. Похвалить за старание в определенный период времени.
  7. Рациональная организация двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания.
  8. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, произвольной и эмоциональной активации для предотвращения переутомления.
  9. Обеспечение прочного запоминания. Научно обоснованная система повторения – необходимое условие здоровьесберегающих технологий.
  10.  Комплексная система закаливания детей.

  Деятельность классного руководителя  по сохранению здоровья и формированию здорового образа жизни.

Изучить особенности развития детей;

выяснить наследственные и хронические заболевания ребёнка;

провести тестирование на выявление психического состояния ребёнка, особенности характера и темперамента;

вести работу по профилактике заболеваний,  проводить «физкультминутки»;

организовывать беседы о личной гигиене человека;

организовывать беседы по половому воспитанию;

проводить профилактическую работу о вреде курения, алкоголизма, наркомании;

проводить профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев;

провести инструктаж по противопожарной безопасности;

провести инструктаж по технике безопасности во время внеурочных мероприятий;

изучить правила дорожного движения;

проводить спортивные и туристские соревнования, вечера, праздники, походы, викторины.

Деятельность классного руководителя по подготовке учащихся к продолжению образования, трудовой  деятельности, к жизни в семье и  обществе.

Проводить работу по профессиональной и профильной подготовке учащихся на третьей ступени обучения.

В результате социологического исследования выявить социальный образовательный заказ.

Проводить диагностику социализации выпускников.

Проводить анализ продолжения образования выпускниками  11-х классов.

Проводить анализ результатов трудоустройства выпускников.

Провести исследование мотивов самоопределения.

Проводить работу по формированию и развитию общеучебных умений и навыков, основ научной организации труда.

Организовать общественно полезный и производительный труд.

Организовать профориентационную работу.

Осуществлять экономическое воспитание.

Включать учащихся в общественную деятельность.

Основные  мероприятия по  реализации  программы «Подросток».

10 класс.

Помощь активу в организации социально значимых дел.  Помощь ученическому сбору (собранию) в решении вопросов коллективной жизни. Создание атмосферы сотрудничества, взаимного доверия и уважения. Ведение коллектива от близких перспектив к дальним. Применение метода параллельного действия. Коррекция положения учащихся в коллективе.

 Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

В области обучения:

помощь в общении и учении,

эмоциональное развитие школьников, их речи, интеллекта;

формирование потребности в знаниях, интереса к определенной области человеческой культуры и готовности изучать ее углубленно, культура информационного взаимодействия с миром.

В области воспитания:

введение уроки общения и развития для формирования коммуникативной культуры учащихся;

создание условий защиты прав ребенка, свободного развития его духовных и физических сил;

воспитание у школьников чувство гордости за своё Отечество;

формирование и развитие коллектива класса;

создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления;

формирование здорового образа жизни;

формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

В области  психического развития:

создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности;

способствовать  самоутверждению каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей.

В области социализации:

создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления;

способствование повышению роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классе;

организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса.

Ожидаемые результаты:

появление отношения творческого сотрудничества;

активизация общественного мнения;

укрепление традиций, законов;

бурное развитие самоуправления;

самостоятельное составление плана работы коллектива;

появление отношения творческого сотрудничества;

активизация общественного мнения;

укрепление традиций, законов;

бурное развитие самоуправления;

самостоятельное составление плана работы коллектива;

цели коллектива – цели мотивов  деятельности каждого его члена;

формирование  гуманистических отношений внутри коллектива и к окружающим;

гармоничное подчинение и руководство членов коллектива;

формирование  чувства защищенности личности в коллективе;

преобладание  дружелюбного тона, внимания друг к другу, готовность откликнуться на нужды других;

создание  условия для успешной самореализации личности.

Ученик 10 класса:

Должен знать:

положение о правах и обязанностях учащихся;

правила    внутреннего распорядка школы;

правила поведения в массовых местах.

Должен уметь:

составлять план дел актива

анализировать ситуации

управлять эмоциями и поведением.

11 класс

Глубокое изучение каждой отдельной личности. Корректировка положения личности в коллективе. Личностный подход к каждому члену коллектива.

 Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

В области обучения:

помощь в общении и учении;

эмоциональное развитие школьников, их речи, интеллекта;

формирование потребности в знаниях, интерес к определенной области человеческой культуры и готовности изучать ее углубленно, культура информационного взаимодействия с миром.

В области воспитания:

способствование формированию уважительного отношения к человечеству, представителям других национальностей, к культуре своего народа, языку, традициям и обычаям;

воспитание у детей позитивного восприятия  окружающего мира;

развитие устойчивого интереса к изучению естественных наук;

формирование здорового образа жизни;

реализация стратегии государственной молодёжной политики;

воспитание толерантного сознания в детской среде с учётом этнического состава и региональных особенностей;

формирование уважения человеческого достоинства, прав других;

формирование валеологической культуры;

формирование здорового образа жизни;

развитие творческой личности в процессе культурно-досуговой деятельности;

обеспечение эффективности профилактики асоциального поведения детей и подростков за счет организации максимальной занятости в работе детских объединений;

формирование у учащихся гражданско-патриотического сознания, правовой культуры, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества;

вовлечение учащихся в созидательную деятельность, воспитание доброты и милосердия;

формирование навыков критического отношения к информации, и, в том числе, аудиовизуальной.

В области  психического развития:

создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности;

способствовать  самоутверждению каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;

укрепление здоровья на основе вовлечения учащихся в физкультурную  оздоровительную деятельность.

В области социализации:

развитие умения поступать в интересах коллектива, согласовывать свои желания с желаниями  других,  мириться с чужим мнением;

расширение круга общения детей;

выявление и раскрытие духовных, творческих и организаторских потенциалов личности;

поиск наиболее эффективных путей совершенствования, способствующих социально-творческому развитию личности;

поддержка социально-творческой активности подростков для реализации их интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии;

удовлетворение потребности ребят в общении, в совместной деятельности для реализации возрастных интересов;

создание условий для дальнейшего развития органов детского самоуправления.

Ожидаемые результаты:

Самостоятельная деятельность классного коллектива (только педагогическое руководство).

Создание здорового микроклимата в детском коллективе.

Сформированность  положительных межличностных отношений.

Самостоятельная деятельность органов ученического самоуправления.

Выполнение поручений каждым учеником.

Активное участие в работе совета старшеклассников.

Развитие навыков общения.

Самостоятельное проведение классных часов.

Организация внеклассных мероприятий.

Привитие санитарно - гигиенических навыков и навыков бережного отношения к собственному здоровью.

Должен знать:

Конвенцию о правах ребенка;

положение о правах и обязанностях учащихся;

правила    внутреннего распорядка школы;

правила поведения в  общественных местах.

Должен уметь:

Соблюдать  санитарные нормы прикрепленного кабинета.

Организовывать помощь в учебе часто болеющим учащимся.

Организовывать дела для интеллектуального развития учащихся, их способностей и достижений, познавательных интересов и кругозора (познавательные КТД, конкурсы, смотры, экскурсии, выставки, поездки и т.д.); отвечать перед коллективом за порученное дело, помогать в выполнении дела; члены совета класса осуществлять контроль над  исполнением поручений, дел.

Организовать просвещение одноклассников о вреде вредных привычек.

Принять активное в проведении часов общения, информационных часов и тематических классных часов (с самостоятельным подбором необходимых материалов).

Анализировать,  давать объективную оценку проводимым делам.

Быть членом команды в подготовке общешкольных коллективных творческих дел.

Обеспечение позитивных межличностных отношений.

Задачи и принципы работы:

  • Изучение интересов и увлечений учащихся, создание условий для их развития.
  • Целенаправленная работа по формированию нравственных качеств личности.
  • Поддержка инициативы учащихся, их стремления к саморазвитию.
  • Изучение  уровня воспитанности учащихся и создание программ коррекции воспитанности учащихся.
  • Изучение микроклимата в детском коллективе, межличностных отношений учащихся.
  • Изучение лидерских качеств учащихся.
  • Изучение социума ребенка, его ближайшего окружения.
  • Создание социального паспорта класса.
  • Организация и привлечение учащихся к активному участию в общешкольных мероприятиях.
     Содействие освоению школьниками программ общего и дополнительного образования.

Задачи и  принципы воспитательной работы:

  • Изучение интересов и увлечений учащихся, создание условий для их развития.
  • Индивидуальная работа с проблемными учащимися.
  • Поддержка инициативы учащихся, их стремления к саморазвитию.
  • Контроль посещаемости учащимися учебных занятий, кружков и других форм учебной деятельности.
  • Контроль успеваемости учащихся класса.
  • Проверка и контроль дневников.

Деятельность классного руководителя по взаимодействию  с учреждениями дополнительного образования.

Центр детского творчества (ЦДТ), Детско-юношеская спортивная школа (ДЮСШ), Центр детско-юношеского туризма (ЦДЮТ), станция юных натуралистов (СЮН), музыкальная школа, художественная школа, школа искусств, Дом культуры и др.

Изучить воспитательные возможности учреждений дополнительного образования;

изучить методические возможности  учреждений дополнительного образования;

определить виды и формы совместной работы (оказание методической помощи в воспитательной работе, работе с детским активом, детскими объединениями; проведение учёбы детского актива; совместные мероприятия; участие в мероприятиях; участие в соревнованиях и т.д.);

ориентировать учащихся в выборе коллективов учреждений дополнительного образования с учётом их интересов и склонностей;

выявить индивидуальные интересы ребят, помочь им в решении их проблем, в выборе кружков, секций;

расширить познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение театра, выставок и т.д.;

перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил  дорожного движения и расписаться в журнале инструктажа.

Осуществление патриотического, гражданско-правового воспитания, формирование социальной компетентности учащихся.

Особенности воспитания патриотических чувств, формирования опыта гражданско-правого поведения, развития социальной компетентности учащихся.

Задачи и принципы работы.

  • Формирование опыта гражданско-правового поведения.
  • Развитие социальной и правовой компетентности учащихся.
  • Воспитание патриотических чувств.
  • Воспитание у учащихся чувства долга т ответственности перед своим Отечеством.
  • Формирование у школьников чувство сопричастности к истории и ответственности за будущее.
  • Привитие учащимся любви к родному краю.

Профилактическая работа в классе.

Задачи  работы:

  • Изучение индивидуальных особенностей учащихся.
  • Организация консультации психолога для родителей и учащихся.
  • Участие психолога в родительских собраниях.
  • Привлечение  социального педагога к проведению мероприятий по профилактике и предупреждению правонарушений вредных привычек учащихся.
  • Создание социального паспорта.
  • Индивидуальная работа с проблемными учащимися.
  • Индивидуальная работа с родителями.

Деятельность классного руководителя по реализации прав детей, закрепленных Уставом школы:

  • знакомить учащихся с правами человека и возможностями осуществления этих прав;
  • знакомить с Уставом школы, правами и обязанностями учащихся; контроль над  соблюдением  прав учащихся;
  • отслеживание выполнения ими обязанностями (через органы самоуправления управления, сборы, классные часы и т.д.),
  • несет ответственность за жизнь и здоровье учащихся во время внеклассных мероприятий.

Список учащихся, находящихся в трудной жизненной  ситуации:

Фамилия ученика

причина

мероприятия

Индивидуальная работа, беседы, работа с родителями.

Индивидуальная работа, беседы, работа с родителями.

Индивидуальная работа, беседы, работа с родителями.

                         Педагогическая поддержка классного руководителя

Социальный

педагог

психолог

Родительский

комитет

Администрация

школы

беседа

беседа

беседа

планерка

Педагогический консилиум

Малый педагогический совет

Педагогический совет школы

Деятельность классного руководителя по организационно-педагогической деятельности.  Психолого-педагогические исследования учащихся.

Организация органов  самоуправления, родительского комитета.

Провести педагогическую  диагностику по теме «Подростковый возраст».

Подобрать серию анкет по теме «Здоровая семья», «Образ жизни», «Профессия» и другие.

Определить с учителями-предметниками меры по развитию устойчивого интереса к знаниям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда.

Посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся.

Создать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний.

Проводить педагогические консилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей; уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;

Вовлекать учащихся в предметные кружки, клубы и т.д.

Совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышение культуры учебного труда.

Взаимодействие  классного руководителя с работниками школы и родителями

Задачи

Формы работы

1.

 учителями-предметниками:

совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей школы;

представление интересов своих учеников в педагогическом совете;

привлечение учителей к работе с родителями;

установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;

определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

включение школьников своего класса в систему внеклассной работы по предметам:

разнообразные предметные кружки, факультативы,

выпуск предметных газет, совместная организация и участие в предметных неделях, тематических вечерах и других мероприятиях;

организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

контроль   успеваемости  каждого обучающегося;

контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

2.

психологом

изучение индивидуальности школьников, процесс их адаптации и интеграции в микро - и макросоциум;

координация связи педагога-психолога с родителями, их консультативную, терапевтическую поддержку;

анализ развития коллектива класса, определение познавательных, творческих способностей и возможностей учеников;

помощь ребенку определиться в выборе будущей профессии;

координация выбора форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности всех  участников воспитательного процесса.

регулирование межличностных отношений между обучающимися;

содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;

оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

Диагностика   индивидуального развития школьников

изучение рейтинга собраний среди родителей.

Проведение совместных тренингов родительского взаимодействия в системе ученик-родитель.

Диагностика результативности работы с родительским коллективом учащихся класса (по мере необходимости).

3.

педагогами дополнительного образования

расширение познавательных, творческих способностей своих учеников, стимулирование их самоопределения, саморазвития и самовоспитания, желание расширить зону общения;

поддержка допрофессиональной подготовки учащихся.

включение школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования детей.

стимулирование и учет разнообразной деятельности ребят, в том числе в системе дополнительного образования детей;

ведение портфолио учеников и класса

4.

заместителем директора по воспитательной работе

привлечение к работе с классом представителей культуры, спорта, общественность и др.

организация внеучебной, внешкольной работы классного коллектива, досуговых и каникулярных мероприятий

5.

социальным педагогом

посредник между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов школьников;

организация социально значимой деятельности школьников

мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

6.

заместителем зам.  по ВР

информирование школьников о действующих детских объединениях в школе;

работе органов самоуправления.

разнообразные детские объединения, способствующие включению детей и подростков в новые социальные отношения; их самореализации, проявлению и развитию гражданской и нравственной позиции, социализации личности

7.

библиотекарем

Изучения отношения учащихся к чтению;

способствование формированию культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.

сотрудничество с семьей, учителями-предметниками, изучение отношения самого ученика к чтению, консультирование и помощь в выборе книг).

Расширение круга чтения учеников

8.

медицинским работником

забота о здоровье

изучение особенности развития детей;

выяснение наследственных и хронических заболеваний детей;

ведение работы по профилактике заболеваний;

проведение  бесед о личной гигиене человека; по половому воспитанию; о вреде курения, алкоголизма, наркомании.

9.

родителями

обеспечение связи школы с семьей;

изучение семейной ситуации и условий воспитания ребенка в семье.

сотрудничество с семьей в интересах ребенка;

формирование общих подходов к воспитанию;

организация работы по повышению педагогической и психологической культуры родителей;

 совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей;

 выработка близких по сути требований;

 организация помощи в обучении, физическом и духовном развитии;

 создание благоприятного климата в семье;

психологический и эмоциональный комфорт ребенка в школе и за ее пределами.

Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть);

 Работа родительского комитета;

совместные мероприятия;

изучение информации о наклонностях учеников, о

материально-бытовых условиях, о

психологическом климате в семье,

о требованиях родителей к обучению и воспитанию в школе и дома, их видение перспектив развития ребенка.

оказание  помощи   в   воспитании;

индивидуальная и групповая работа с родителями, тематическое консультирование.

привлечение родителей класса к ремонту школьных помещений и к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности.

Защита интересов и прав ребенка в общественных организациях и государственных судебных органах.

 Основные направления деятельности  классного руководителя со своими коллегами, учащимися и их родителями по моделированию и построению воспитательной системы работы класса.

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

1.Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.

2.Определить уровень сформированности классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений.

3.Выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.

4.Определить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

1.Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем, привлекательный для членов классного сообщества.

2.Определить место и роль класса в воспитательной системе школы. 3.Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1.Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2.Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

Положение о Совете класса

1. Общие положения.

1.1.  Совет класса – орган ученического самоуправления.

1.2. Совет создается для организации деятельности, направленной на совершенствование жизни класса.

2. Состав совета.

2.1.   В  Совет входят:

  • Лидер класса, который возглавляет совет.
  • Члены учебного сектора.
  • Члены культурно-массового сектора.
  • Члены редколлегии.
  • Члены сектора правопорядка
  • Члены спортивного сектора.
  • Члены трудового сектора.  

2.2.   В работе Совета участвует классный руководитель.

2.3  Члены Совета могут совмещать различные обязанности.

3. Руководство Советом.

3.1.  Советом руководит лидер класса. При  его отсутствии руководит заместитель лидера.

3.2. Педагогическим куратором Совета является классный руководитель.

4. Функции Совета.

4.1. Планирует деятельность коллектива класса в течение учебного года.

4.2. Руководит подготовкой к основным мероприятиям.

4.3. Помогает  в учебе товарищам по классу.

4.4. Организует дежурство по классу и школе.

4.5. Обеспечивает:

  • Наличие классного журнала на уроках на уроках,
  • Выпуск газет.
  • Участие в общешкольных мероприятиях.

4.6. Контролирует:

  • Наличие дневников и учебных принадлежностей у учащихся.
  • Наличие спортивной формы на уроках физкультуры.

4.7. Отчитывается на  общих собраниях класса о проделанной работе.

4.8. При необходимости создает временные Советы для подготовки конкретного мероприятия.

5. Координация деятельности Совета.

5.1. Педагогическим куратором Совета является классный руководитель.

5.2. Координировать деятельность Совета могут учителя-предметники, социальный педагог, заместитель директора по УР, заместитель директора во ВР, директор школы.

Деятельность классного руководителя по развитию классного коллектива.

Самоуправление в классном коллективе – это представление учащимся реальной возможности участвовать в управлении классом, школой (прогнозировать, планировать, организовывать, исполнять и анализировать учебно-воспитательный процесс) через активную работу органов ученического самоуправления.

Работа с органами детского самоуправления в классе;

  • работа с лидерами и неформальными лидерами (положительными и отрицательными);
  • создание "Совета дела", проведение сборов, собраний (один раз в четверть);
  • работа с микроколлективами;
  • работа по выполнению школьных поручений и заданий;
  • контроль за выполнением классных поручений через органы самоуправления;

Программно-методическое и информационное обеспечение  программы «Подросток».

Формы работы по данной программе определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в классе, традиционного опыта воспитания; степени педагогического воздействия - уровнем развития личностей учеников, сформированность  классного коллектива как группы, в которой происходят развитие и самоопределение.

Это:  

индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);

  • групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
  • коллективные (коллективно - творческие дела, игры, спектакли, концерты, слеты, дискуссии, состязания, соревнования, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и др.).

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ программы «ПОДРОСТОК».

  • Материально-техническое обеспечение.
  • Комплектование кабинета научно-методической литературой, литературой по воспитательной работе, психолого-педагогической литературой в связи с реализацией данной программы;
  • Использование в работе материальной базы, оборудования школы;
  • Оснащение кабинета необходимыми  ТСО.
  • Выполнение ремонтных работ.
  • Социальная защита учеников.
  • Участие в региональных программах по социальной защите школьников.
  • Реализация прав детей, закрепленных Уставом школы.
  • Взаимодействие с заинтересованными организациями и ведомствами по вопросам работы с детьми, которые находятся   в трудной жизненной  ситуации.
  • Взаимодействие в социуме. Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бондаревская Е.В.  Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования. Методист. Научно-методический журнал. М.,2003. №2

2.

Буйлова Л.Н. Современные педагогические технологии в дополнительном образовании детей. - М., 2000 г.

3.

Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии. / Под ред. Н.Е. Щурковой - М., 1992 г.

4.

Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации. / Под ред. Е.Н.Степанова. - М., 2000 г.

5.

Ведомственная целевая программа "Развитие образования  Ханты-мансийского автономного округа".

6.

Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы".

7.

Гольдберг В.А. Гуманистическая воспитательная система школы: становление и развитие. - М., 2001 г.

8.

Закон РФ "Об образовании". - М., 1996 г.

9.

Конвенция ООН о правах ребенка.

10.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

11.

Концепция модернизации дополнительного образования детей РФ до 2010 года.

12.

Киммел Т., Клайн Ф., Бенуа С. Воспитание с любовью и логикой. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995

13.

Минимальный социальный стандарт РФ "Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования".

14.

Национальная доктрина образования в Российской Федерации.

15.

Национальный проект "Образование". Нормативно-правовые документы.

16.

Права ребенка в РФ относительно конвенции ООН  о правах ребенка.

17.

Программа развития системы непрерывного педагогического образования России на 2001 - 2010 годы.

18.

Программа развития воспитания детей и молодежи  г. Нижневартовска.

19.

Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе: Практическое пособие. - М., 2002 г.

20.

Сергеева В.П. Управление образовательными системами: Программно-методическое пособие. - М., 2000

21.

Формирование толерантной личности в полиэтнической образовательной среде. Учебное пособие / В.Н.Гуров, Б.З.Вульфов, В.Н. Галяпина и др. - М., 2004.

22.

Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 2001.

24.

Журналы: "Классный руководитель", "Воспитание школьников", "Справочник классного руководителя", "Воспитательная работа в школе", "Классный руководитель".

КРИТЕРИИ   И СПОСОБЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

 ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ  В КЛАССЕ.

 Для   изучения результативности  воспитательной работы в  классе будут использованы следующие методики:

методика М.И. Шиловой «Изучение воспитанности учащихся, методики других авторов;

методика О.М. Михалюка и А.Ю.Шалыто по изучению социально-психологического климата;

адаптированный подростковый опросник Шмишека и  другие.

Критерии оценки осуществления функций классного руководителя:

эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.

критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их гражданской зрелости).

критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций классного руководителя -  в организации воспитательной работы с обучающимися; во  взаимодействии  с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном классе, и другими участниками образовательного процесса, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения, родителями (иными законными представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию обучающихся.

   Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образования в соответствии с Законом РФ «Об образовании»  (п.4ст.50). В Концепции модернизации российского образования  определены важность и значение самоуправления для развития государственно-общественной системы управления образовательным  учреждением, социализации и профессионального самоопределения учащейся молодежи.

Развитие самоуправления – одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания и образования.

Основные задачи ученического самоуправления:

  • Защищать гражданские права и интересы обучающихся.
  • Привлекать учащихся к решению насущных проблем общеобразовательного учреждения.
  • Формировать четкую и осознанную гражданскую позицию и ценностное отношение учащихся к себе и другим.
  • Развивать социальные навыки поведения и установок учащихся на самостоятельное принятие решений в социальных проблемных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах ученического коллектива.

Организационные условия развития ученического самоуправления состоят в том, чтобы оно функционировало на всех четырех уровнях (индивидуальный, первичный коллектив, коллектив школы и общешкольные органы).

1 четверть

Сентябрь

  • Оформление личных дел учащихся.
  • Оформление классного журнала.
  • Оформление документации по питанию.
  • Календарно-тематическое планирование воспитательной работы
  • Инструктаж учащихся класса по ТБ, ОБЖ.
  • Оформление сведений по дополнительному образованию учащихся.
  • Правила для учащихся. Устав работы школы (обсуждение с учащимися и родителями).
  • Родительское собрание «Перспективы работы на учебный год».
  • Оформление дневников учащихся.
  • День здоровья.
  • Планирование работы на четверть.
  • Планирование работы по занятиям на элективных курсах.
  • Классные часы:

-  Мои способности и достижения.

- Родители – друзья или…

- Права и обязанности гражданина и человека.

-  Друг познается в радости.

  •  День здоровья
  • Ярмарка  «Золотая осень».

Октябрь

День учителя.

Осенний бал.

Субботник

Ученическая конференция.

Проверка и анализ дневников.

Индивидуальные консультации с родителями.

Анализ посещения учащимися кружков, клубов, секций.

Отчет успеваемости по итогам первой четверти.

Планирование работы на вторую четверть.

Школьные олимпиады по  учебным предметам.

Анализ работы за первую четверть.

Задача четверти:

 Создание условий  для адаптации учащимся в связи с формированием нового состава класса.

Педагогическое сопровождение образовательно-профессионального самоопределения школьников в меняющихся социокультурных и профессионально-производственных условиях.

Помощь в становлении личности обучающегося.

Организация  и развитие коллектива, формирование атмосферы партнерства и сотрудничества.

     Вся воспитательная работа в первой четверти была направлена на создание благоприятных условий для реализации потенциальных возможностей ребят и развития их способностей.   В классе на начало года было …  человек.  Учитывая реальный уровень подготовленности класса, интересы, индивидуальные и возрастные способности каждого учащегося, необходимость сдачи ЕГЭ  была проведена работа по  записи на элективные курсы.  На родительском собрании была обсуждена и спланирована работа с классом с учетом того, что класс выпускной.  Процесс взаимодействия классного руководителя и родителей направлен на активное включение детей в учебно-воспитательный процесс.

  Проблема нравственного воспитания решалась через проведение индивидуальных бесед и классный час: «Родители – мои друзья или …». Главное внимание во внеклассной работе уделялось формированию у учащихся самостоятельности, умения коллективно трудиться, выполнять простейшие поручения, умения общаться. (Осенний бал, субботник, День здоровья). В классе есть лидеры,  которые оказывают помощь классному руководителю. Проблемы: пропуски занятий...  Класс принял активное участие в общешкольных мероприятиях:    в ярмарке «Золотая осень»,в осеннем бале, в первом туре Всероссийских олимпиад по школьным предметам, в акции «Милосердие», в выборах самоуправления школы, в праздновании Дня Учителя. Выпущены плакаты, посвященные Дню   Учителя, презентации класса. В этой четверти активное участие в общественной жизни класса приняли родители, оказали помощь в подготовке ярмарки «Золотая осень» и проведении осеннего бала, озеленении класса,  более 50%  учащихся занимаются в кружках дополнительного образования. В классе происходит изменение учебных мотивов, на первое место выступают мотивы участия в тех или иных видах деятельности. На низком уровне потребности заниматься самовоспитанием. Задача второй четверти – развитие данных мотивов. Происходят изменения в социокультурном  развитии учащихся – имеет место развитие культуры самоопределения. Наиболее ярко проявляются индивидуальные способности учащихся при проведении  культурно-массовых мероприятий.

Много внимания уделялось работе учащихся группы риска, выяснялись ведущие мотивы поступков, происходила коррекция поведения учащихся.  Не всегда данная работа имеет положительный результат. Произошли заметные изменения в отношениях ребят: стали более внимательные друг к другу, оказывают учебную помощь,   помогают друг другу при подготовке внеклассных мероприятий. Это объясняется профилактической работой, которую провожу совместно с родителями.

2 четверть

  • Информационная работа.
  •  Проверка и анализ дневников учащихся.
  •  Индивидуальные консультации для родителей.
  •  Родительское собрание по результатам первой  четверти.
  •  Анализ посещения учащимися элективных курсов.
  •  Участие в городской акции «Абитуриент-2010».
  •  Участие в тестировании «Определение  профессиональных склонностей».
  •  Выпуск стенной газеты, посвященной Новому году.
  •  Участие в акции «Звездный дождь»
  • Оформление кабинета «Скоро Новый  год».
  •  Участие в  городских акциях.
  • Участие во втором туре Всероссийской олимпиады  школьников.
  •  Участие в городских олимпиадах по учебным  предметам.
  •  О ЕГЭ  и не только.

3   четверть

  • Работа с активом класса.
  • Участие в жизни школы (мероприятия, Совет школы, т.д.)
  • Проверка и анализ дневников учащихся.
  • Родительское собрание по  результатам второй четверти.
  • Анализ посещения учащимися элективных курсов, кружков, секций.
  • Подготовка и проведение праздников:

День Защитников Отечества,

Международный женский день,

День защиты Земли.

  • Участие в подготовке и проведении  декады естественных наук.
  • Подготовка и проведение информационных мероприятий, посвященных окончанию учебного года (ЕГЭ).

4 ЧЕТВЕРТЬ

  • Подготовка к  сдачи  ЕГЭ  по  предметам
  • Классный час  «9 Мая – День Победы»
  • Выставка   «День космонавтики»
  • 1 Мая -  День Весны и труда
  • Родительское собрание  «Итоги года. Экзамены»
  • Праздник «Последний звонок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися 16-18 лет (Коррекционная школа I вида)

Данная программа разработана на основе:·        Программы по литературе для общеобразовательных учреждений 5 – 11 кл. под редакцией Г.И. Беленького, 9 класс. М., «Мн...

Рабочая программа воспитательной работы с обучающимися воспитанниками 9 класса

Данная программа разработана на основе:Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционная) школе-интернате, детском доме: Пособия для воспитателей и учителей (допущено Минис...

Программа воспитательной работы с обучающимися 5-9 классов"Я расту и я - личность"

Организовывать воспитательную деятельность нужно таким образом, чтобы она повышала активность ребят, их ответственность за порученное дело. Классный руководитель в процессе работы может вносить коррек...

Программа воспитательной работы с обучающимися 6 «А» класса

Задача классного руководителя - создать условия для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации учащегося в обществе.Содержание воспитательной работы должно быть направлено на развитие...

Программа воспитательной работы с обучающимися 8 класса

Задачи деятельности классных руководителей в воспитательной работе: усилить мотивацию педагогов на освоение инновационных педагогических технологий в обучении и воспитании;способствовать формиров...

Программа воспитательной работы для обучающихся 5-9 класса «Я – личность и я расту»

Цель программы : создание благополучной образовательной среды, способствующей  формированию сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской п...