Вопросы воспитания
статья на тему

Вера Николаевна Конарева

В статье освещены важные вопросы воспитания детей: воспитание здорового образа жизни, роль семьи, классного коллектива, а также учебных предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voprosy_vospitaniya_konareva.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Конарева Вера Николаевна,

учитель английского языка,

МБОУ «СОШ № 30»

Ни для кого не секрет, что современное российское общество претерпевает так называемую нравственную деградацию. Среди подростков процветает наркомания, алкоголизм, курение различных смесей, и как результат, утрата смысла  жизни. Поэтому так необходимо возрождение духовно-нравственной культуры. Но ценности человека очень трудно  передать от воспитателя воспитанникам.

Многолетний опыт преподавания английского языка показал, что иностранный язык является одним из приоритетных направлений в этом деле. Приобщение школьников с помощью иностранного языка к иной культуре позволяет ему осознать себя как личность, воспитывает в нем уважение и терпимость к другому образу жизни. Предмет «иностранный язык»  знакомит с культурой стран изучаемого языка и позволяет увидеть особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».

На уроках английского языка и во внеурочное время учащиеся нашей школы не только получают знания об истории, культуре, географии стран изучаемого языка и родной страны, но и нашего региона. Именно  материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой родины существенно дополняет содержательную сторону предмета. Ребята вовлечены в увлекательные проекты, исследовательскую деятельность, интернет общение с целью познания себя, своего окружения, быта, культуры, истории, значимости, проблем народа, живущего в Сибири.

Но,  к сожалению, ни один школьный предмет не позволяет ребенку познать себя — узнать свои возможности, психические особенности, определиться в планах на будущее, найти свое место в обществе. Ни один учебник не дает навыков общения с людьми, социального и гражданского поведения. Эти задачи по-прежнему решаются только в общей жизни школьного класса. И здесь на помощь приходит классный руководитель.

Я знаю, что от уровня сплоченности коллектива, его эмоционального настроя зависит успех каждого ребенка и его удовлетворенность жизнью. В дружном коллективе и мне работать легко. Именно в коллективе сверстников у детей и подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки ролевого поведения, разнообразные коммуникативные навыки.

В педагогической литературе описано немало средств и методов работы в классе. Но я понимаю, что современное общество ставит передо мной новые задачи. Кроме традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга, для меня, как классного руководителя, важным становится владение определенными формами работы, которые создают условия для развития мировоззренческих навыков и способов поведения. Именно классный руководитель может и должен учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации.

В деле воспитания подрастающего поколения немаловажную роль играет здоровье детей. И это стало общепринятым фактом. Ни медицина, ни образование не успевают адекватно реагировать на эти изменения. Поэтому особую актуальность приобретают любые профилактические мероприятия, которые могли бы способствовать улучшению здоровья учащихся. Важнейшим профилактическим направлением нашей работы является формирование здорового образа жизни, а система образования остается пока единственным доступным каналом, через который можно воздействовать не только на каждого ребенка, но и на его окружение.

В нашей школе есть ряд учебных дисциплин, на которых ребенок получает определенные знания о здоровом образе жизни, приобретает необходимые жизненные навыки и умения. Учитель поучает, а ученик получает знания о том, как быть здоровым. Но эти знания мало применяются самим ребенком. Знать – еще не значит использовать. Чтобы создать условия для принятия детьми здорового образа жизни, мы должны стать партнерами ребенка, сотрудничать с ним, признавать  право на  его личный опыт, его взгляды на самого себя, право на здоровье и ответственность за него.

Вряд ли среди педагогов и воспитателей найдутся те, кто не понимает жизненной необходимости помогать детям в том, чтобы их образ жизни стал более здоровым. У меня, как и, наверно, у всех классных руководителей, существует  система работы по воспитанию здорового образа жизни учащихся. Это различные беседы по профилактике заболеваний с привлечением медицинских сотрудников, обучающие видеоролики, классные часы и лектории, направленные также и на профилактику вредных привычек.

Нельзя, говоря о воспитании, не сказать о роли семьи. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Ведь в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка. Не зря в народе существует поговорка: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Семья должна быть равноправным участником образовательного процесса. К сожалению, зачастую воспитание перекладывается на школу. Родители ищут виноватого, говорят, что школа неправильно учит. Педагоги считают, что родители неправильно воспитывают. Но в формировании личности ребенка должны участвовать обе стороны, должны понимать и помогать друг другу. Мы хотим, чтобы ребенок умел приспосабливаться к окружающей действительности, был самостоятельным, ответственным, уважительно относился не только к себе, но и другим окружающим его людям, вел здоровый образ жизни, нашел свое достойное место в жизни.

Компания сверстников – это еще один воспитатель наших детей. Подростки тянуться к общению. Они чувствуют себя взрослыми и им необходимо освободиться от опеки взрослых. Общение со сверстниками приобретает для них главное значение. Друг может стать идеалом, которому он всеми силами стремится подражать, соответствовать. Авторитет сверстников становится выше авторитета родителей. Хорошо, если друг обладает положительными качествами и беда, если ребенок попал в «дурную» компанию. Как правило, это происходит, если у подростка не развит интерес и стремление к чему-либо.

В условиях модернизации образования, перехода на новый государственный стандарт образования эта проблема решаема. Вовлечение ребенка во внеурочную деятельность помогает и родителям и педагогам направить энергию ребенка в нужное русло.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".

Разработка системы работы по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития и социальной адаптации учащихся ОУ в форме создания "Клуба свободного общения".Практичес...

Взаимодействие семьи и школы в вопросах воспитания и обучения.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали,...

Основные вопросы воспитания школьника в семье

В данной статье даются ответы на многие вопросы, возникающие при воспитании ребёнка в семье...

Вопросы воспитания в картинках

Данные психологические упражнения помогут при решении проблем воспитания детей....

Вопросы воспитания в картинках

Данные психологические упражнения помогут при решении проблем воспитания детей....

Система работы социального педагога в ГКСУВУ СОШ № 1 /закрытого типа/ по вопросам воспитания, развития и социальной адаптации

Описание содержания деятельности социального педагога специального учебно-воспитательного учреждения /закрытого типа/...

памятка родителям по вопросам воспитания ребенка

Данная памятка содержит рекомендации - советы родителям по вопросам воспитания ребенка с учетом его индивидуальных особенностей...