Учет возрастных особенностей учащихся в работе классного руководителя
методическая разработка на тему

Савиных Ольга Сергеевна (Светлакова)

Методические рекомендации по использованию таблицы

Таблица компактно содержит сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя с учащимися. Представленные методические рекомендации по её использованию помогут классному руководителю ставить цели и задачи развития и воспитания класса в соответствии с возрастными периодами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования администрации муниципального района «Троицко-Печорский»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1»

 Учет возрастных особенностей воспитанников

в работе классного руководителя

 

Методические рекомендации по использованию таблицы 

Составила Савиных Ольга Сергеевна,

педагог-психолог МОУ «СОШ № 1»

Номинация: Инновации в воспитании

Троицко – Печорск

2010 г.

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателей и воспитанников, направленный на достижение цели. Такое определение воспитания дано в Минимальном социальном стандарте РФ. (Минимальный объем социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования, 2003 г.)

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Модернизация системы общего образования нацелена на формирование нового образовательного пространства, которое должно опираться на основные периоды возрастного развития.

В Положении о классном руководителе заложена аналитико-прогностическая  функция, которая предполагает выполнение классным руководителем должностных обязанностей в части определения состояния и перспектив развития классного коллектива;  определения стратегии, цели и задач развития классного коллектива, составления программы воспитания и развития класса и плана воспитательной деятельности на учебный год; оказания помощи ученику в решении его острых проблем. Думающий классный руководитель должен уметь видеть и формулировать свои воспитательные цели; анализировать и прогнозировать собственную деятельность и ее результаты.

В структуре системы воспитания класса заложены такие шаги, как анализ жизнедеятельности и развития класса за предыдущий год, выделение проблем, подлежащих решению в следующем году, концептуальные основы программы  воспитания (ценности, принципы, основные направления и т.д.), цели, задачи, ожидаемый результат с учетом особенностей возрастного периода коллектива класса. Формы, приемы, методика воспитания пятиклассника резко отличаются от системы воспитания младшего школьника. Методика работы, пригодная в условиях пятого класса, не оправдывает себя при работе со старшими подростками ни в шестом, ни тем более в седьмом классе.

Таким образом, выполнение аналитико-прогностической функции и целеполагание классного руководителя невозможно без психолого-педагогических знаний, а в практике особенную ценность имеет реальная работа, опирающаяся как на закономерности собственно психического развития ребенка, так и на его развитие в рамках определенного социально-педагогического пространства.

Представленная автором таблица «Учет возрастных особенностей воспитанников в работе классного руководителя» компактно содержит все основные сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя. Методические рекомендации по её использованию помогут классному руководителю ставить цели и задачи развития и воспитания класса в соответствии с возрастными периодами. Имеются определения некоторых используемых в работе понятий.

Предлагаемая таблица является уникальной авторской работой, опробована в 2006 – 2009 годах в МОУ СОШ пст. Комсомольск-на-Печоре Троицко-Печорского района Республики Коми и дополнена в 2010 году.

Таблица будет полезна не только классному руководителю, но и учителям-предметникам, администрации школы, родителям, всем, кто занимается воспитанием детей и подростков в возрасте от 6 до 17 лет.

Описание таблицы

Таблица «Учет возрастных особенностей воспитанников в работе классного руководителя» разработана и уточнена автором на основе периодизации психического развития по-Эльконину, этапов возрастного развития психики и задач школьного психолога (автор Марина Битянова, кандидат психологических наук), иерархической структуры осей образа себя и самопонимания (в онтогенезе).

В таблице выделено пять возрастных периодов: 6–7 лет, 7–10 лет (младший школьный возраст), 10–12 лет (младший подростковый возраст), 12-13 лет и 13-15 лет (старший подростковый возраст), 15-17 лет (ранняя юность). В некоторых авторитетных источниках по психологии возраст 15-17 лет также называют старшим подростковым возрастом (прим. автора). Каждый из них специфичен с точки зрения содержания работы классного руководителя и психолого-педагогического сопровождения коллектива класса и отдельных учащихся. При этом немаловажное значение имеет работа с социально-педагогической ситуацией, в которой находится ребенок в разные возрастные периоды. Меняющаяся социально-педагогическая ситуация свидетельствует о смене системы требований к ребенку (подростку) со стороны взрослых, общества, что позволяет классному руководителю заранее выделить период для адаптации учащихся и планировать свою работу по безопасному переходу воспитанника в новый для него период. Стабильная социально-педагогическая ситуация означает, что система требований и отношений к воспитаннику на протяжении всего периода существенно не изменяются.

В таблице выделены два возрастных периода: кризис (перелом) и стабильное психическое развитие, а также два вида социально-педагогической ситуации: меняющаяся и стабильная. Кризис (перелом) означают скачкообразные изменения личности в психическом и социальном развитии, стабильное психическое развитие свидетельствует о постепенных изменениях в детской психике.

Классный руководитель строит свою работу исходя из возрастных особенностей воспитанников, уровня их развития; учитывает, что учебная деятельность, общение и учебно-профессиональная деятельность есть основные виды деятельности ребенка в «школьном онтогенезе» и отличаются друг от друга.

Особую роль играет работа классного руководителя по формированию гармоничного и положительного отношения воспитанника к себе. Определится, какой именно образ себя формируется в данном возрасте, поможет строка «Образ себя и самопонимания».

Графа «Физиологические особенности возраста» позволяет объяснить некоторые психологические особенности и проявления воспитанников.

В графе «Психологические особенности возраста» дана краткая характеристика возрастных особенностей воспитанников, которые необходимо учитывать при построении эффективной деятельности классного руководителя.

В графе «Сензитивный (наиболее чувствительный) период» сформулированы оптимальные сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов в указанный возрастной период. Каждая стадия процесса становления личности (по концепции Э. Эриксона) выдвигает свои задачи развития, требует формирования определенных способностей, продвижения в определенном направлении. Преждевременное или запаздывающее условие и воспитательное воздействие по отношению к сензитивному периоду может оказаться  недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики личности обучающегося.

В графе «Основные задачи развития» сформулированы актуальные задачи воспитания и развития личности воспитанников в данный период и требующие незамедлительного решения.

Наряду с основными задачами классный руководитель выстраивает пропедевтическую работу с классом, чтобы безболезненно подвести воспитанников к переходу в следующий возрастной период. Облегчить эту работу поможет графа «Перспективные задачи развития». Зная задачи развития для данного возраста и последующих этапов, педагог создает соответствующие условия для эффективного развития ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Строка «Новообразования возраста» поможет классному руководителю сформулировать ожидаемый результат воспитательной деятельности к концу данного возрастного периода.

В графе «Проблемы» отмечается, что в зависимости от того, в какой ситуации находится ребенок (благополучной или нет), возможны три линии дальнейшего движения: вперед, назад (регресс), в сторону (отклонения). Ещё возможна ситуация, когда ребенок как бы «застывает», останавливается в своём развитии, это рассматривается как частный случай регресса. Надо иметь в виду, что указанные в таблице проблемы возникают при неправильно организованном воспитательном пространстве в семье и школе, а также в связи с индивидуальными особенностями и реакциями ребенка (подростка) на воспитательные воздействия.

В рамках работы классного руководителя с классом и отдельным воспитанником существуют два направления – работа непосредственно с детьми (подростками) и работа с той социально-педагогической средой, в которую помещен субъект развития (ребенок). А так как социально-педагогическую ситуацию формируют педагоги и родители, то второе направление связано именно с ними. В связи с этим в таблице имеются графы «Работа с ребенком» и «Работа с социально-педагогической ситуацией». 

Строка «Основные методы, формы и приемы работы классного руководителя» поможет классному руководителю в соответствии с психологическими особенностями возраста выбрать позицию, формы, приемы, методы организации жизнедеятельности класса, увидеть их отличия в зависимости от возрастного этапа.

Строка «Взаимодействие с психологом» поможет классному руководителю определить основные формы совместной работы.

Как работать с таблицей?

Прежде всего, классному руководителю необходимо ознакомиться с содержанием столбца, соответствующего возрастному периоду воспитанников. Отметить для себя известные и новые сведения.

Подробно изучить или повторить возрастные особенности школьников данного периода. Провести диагностическую работу по выявлению особенностей класса, каждого воспитанника.

Сформулировать основные задачи данного возрастного периода в соответствии с таблицей, выделяя, если это необходимо, адаптационный период.

Спланировать свою работу в соответствии со строками «Сензитивный период», «Работа с ребенком», «Работа с социально-педагогической ситуацией». В соответствии с психологическими особенностями возраста выбрать формы, приемы, методы организации жизнедеятельности класса.

В зависимости от проблем, характерных для данного возраста и конкретного класса, спланировать профилактическую работу, взаимодействие с родителями, психологом, социальным педагогом и другими структурами, занимающимися воспитанием школьников.

Учитывая непрерывность развития личности и новообразования возраста, классному руководителю необходимо  вести пропедевтическую воспитательную работу, а для этого спланировать перспективные задачи развития, которые в свою очередь в начале следующего возрастного периода становятся основными.

Предложенная таблица может стать основой для построения программы воспитания класса, началом вдумчивого и творческого отношения к своим воспитанникам.

Пример:

В соответствии с разработанной автором таблицей, учитель, готовящийся встретить первоклассников, должен учитывать, что с поступлением в школу вокруг дошкольников коренным образом меняется социально-педагогическая ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая становится для него ведущей, хотя большое значение все еще имеет игровая деятельность, прежде всего, игры с правилами, игры-драматизации. Формируется образ себя и самопонимания «Я - школьник, я - товарищ», поэтому классному руководителю необходимо строить работу с каждым учащимся и классом в целом таким образом, чтобы формировалась положительная самооценка и отношение к себе. Эффективным средством воспитания является коллективная творческая деятельность, которая учит детей совместной работе, способам разрешения конфликтов, развитию разнообразных познавательных процессов, подготавливает к обучению в условиях многопредметности. В связи с меняющейся ситуацией развития особенно сложным для первоклассников является период адаптации, который в норме составляет от 4 до 7 недель и требует от педагога особого плана работы с детьми и их семьями.

Ожидаемым результатом воспитания к концу 1 класса является принятие ребенком роли школьника, системы новых социально-психологических требований, сформированность внутренней позиции школьника.

Особое внимание необходимо направить на развитие интеллектуальных способностей и познавательной сферы (произвольного внимания, памяти, мышления), т.к. к 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, а активное развитие мышления по результатам многолетних исследований психологов завершается к 11 годам. В этот период наиболее легко формируется, развивается и укрепляется эмоционально-волевая сфера и произвольность поведения, сопереживание к людям, приоритет «должен» над «хочу», прилежность, дисциплинированность. Воспитанники чувствительны к развитию самоконтроля, саморегуляции, рефлексии, положительной самооценки, умения доводить начатое дело до конца, положительного отношения к школе, поэтому деятельность классного руководителя должна быть направлена на формирование данных качеств.

Перспективными задачами развития являются развитие интеллектуальных возможностей и произвольности обучающихся и воспитанников, формирование чувства полноценности.  Это означает, что классный руководитель, работая над реализацией перечисленных задач, прогнозирует отдаленный результат (к концу обучения в начальной школе).


Таблица

«Учет возрастных особенностей воспитанников в работе классного руководителя»

Возраст

Класс

6 – 7 лет

1 класс

7 – 10 лет

2 – 4 класс

10 – 12 лет

5 – 6 класс

Особенности возрастного периода

Кризис (перелом)

Стабильное психическое развитие

Ведущий вид деятельности

Учебный

Учебный

Общение

Образ себя и самопонимания

Я – школьник, Я – товарищ

Я – член определенной группы

Возрастной период

М л а д ш и е       ш к о л ь н и к и

М л а д ш и е    п о д р о с т к и

Социально-педагогическая ситуация

Меняющаяся

Стабильная

Меняющаяся

Физиологические особенности возраста

Активное анатомо-физиологическое созревание организма. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких. Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носит относительный характер, поэтому отмечается высокая утомляемость. Неразвитость произвольных процессов. Работоспособность сохраняется 25-30 мин.

К 7 годам завершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создает возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий.

Перестройка организма.

Усиливается обмен веществ в организме, рост тела в длину, отстает развитие сердечно-сосудистой системы, что приводит к снижению давления, «малокровию мозга», вялости и повышенной утомляемости. Увеличивается потребность в питании, щадящем режиме.

Психологические особенности возраста

Отсутствие социального опыта в новых условиях и как следствие обостренное чувство незащищенности. Дети эмоциональны, подвижны, впечатлительны, любознательны. Произвольность Эмоциональное самочувствие ребенка целиком зависит от учителя, который становится центром его жизни. Большое место занимает игровая деятельность.

Внутренняя уравновешенность, постоянное стремление к активной практической деятельности, преобладающая жизнерадостность. Дружелюбие, открытость и контактность со сверстниками и взрослыми. Стремление к совместной деятельности, легкость выполнения поручений, имеющих социальную значимость. Резкая потеря к деятельности в случае неуспеха, большой эмоциональный подъем в случае успеха. Ценят смелость, верность другу, физическую силу. Любят тайны, приключения, поиск, новое, яркое, незнакомое. Ориентированы на ближайшие цели. Воспринимают конкретное содержание беседы. Особое значение начинает приобретать мнение сверстников.

Отсутствие социального опыта в новых условиях и как следствие обостренное чувство незащищенности. Не могут полноценно анализировать свои поступки, склонны переоценивать свои возможности, остро переживают чувство неуверенности. Неумение рассчитать свои физиологические потребности. Импульсивность. Бурное проявление симпатии к противоположному полу. К 12 годам резко возрастает значение коллектива, его мнения, отношений с товарищами, оценки поступков и действий. Стремление к самостоятельности и независимости, завоевать авторитет, занять достойное место в коллективе, растет автономия от семьи.

Новообразования

Принятие роли школьника, системы новых социально-психологических требований. Сформированность внутренней позиции школьника.

Сформированность основных компонентов учебной деятельности. Произвольность психических процессов, развитие внутреннего плана действий, способность к саморегуляции, рефлексии. Формирование чувства социальной и психологической компетентности (или при неблагоприятном развитии -неполноценности), чувство дифференцированности своих возможностей. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

Формируется устойчивая система отношений к окружающим и самому себе, стремление разобраться в своих качествах и поступках.

Сензитивный

(наиболее чувствительный) период

  • К развитию интеллектуальных способностей и познавательной сферы;
  • К воспитанию и укреплению эмоционально-волевой сферы и произвольности поведения;
  • К развитию сопереживания к людям, приоритета «должен» над «хочу», прилежности, дисципли-нированности;
  • К развитию самоконтроля, са-морегуляции, рефлексии, положи-тельной самооценки, умения до-водить начатое дело до конца, по-ложительного отношения к школе
  • К развитию интеллектуальных спо-собностей и познавательной сферы (до 11 лет, далее – накопление зна-ний);
  • К воспитанию и укреплению эмо-ционально-волевой сферы и произ-вольности поведения;
  • К развитию сопереживания к лю-дям, приоритета «должен» над «хо-чу», прилежности, дисциплиниро-ванности;
  • К развитию самоконтроля, саморе-гуляции, рефлексии, положительной самооценки, умения доводить нача-тое дело до конца, положительного отношения к школе
  • К самовоспитанию, воспитанию характера

Основные задачи развития

Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития (принятие роли школьника)

  • Развитие образного и логического мышления;
  • Формирование социальной пози-ции школьника;
  • Формирование чувства полно-ценности и умелости у каждого ребенка;
  • Овладение навыками конструк-тивного общения со сверстниками

Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития (переход к обучению в среднем звене)

Перспективные задачи развития

  • Развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического мышления, освоение культурного опыта;
  • Формирование чувства полно-ценности – умелости, прежде всего в учении и общении со значимыми взрослыми;
  • Развитие произвольности, спо-собности ориентироваться на сложную систему социальных требований новой среды (воспри-нимают ребенка серьезно, более значимо).
  • Развитие мыслительной гибкости, способности приспосабливаться к различным системам требований;
  • Формирование контроля и само-контроля учебной деятельности;
  • Достижение соответствующего уровня социальной и личностной зрелости для успешного перехода к новой ситуации  развития в среднем звене.
  • Нравственное развитие: пере-ход от догматической пра-вильности к развитию кри-тической оценки и выработка индивидуальных норм поведения;
  • Поощрение способности занять ответственную позицию в отно-шении взрослых и сверстников;
  • Переориентация учебного и воспитательного процесса с передачи знаний на развитие мышления учащихся.

Проблемы

  • Возможны нарушения в мо-тивационно-личностной сфере, свя-занные с возникновением и закреп-лением чувства неполноценности (неумелости), агрессивно-конку-рентной установкой в общении, раз-решением познавательной мотива-ции, ориентацией на реальный мир, а на мир фантазии;
  • Фиксация на семье и других значимых взрослых (демонстрация сверхзависимого поведения);
  • Школьная дезадаптация, сниже-ние способности к произвольному контролю.
  • Хроническая школьная неус-пешность: снижение учебной мо-тивации и самооценки, неэффек-тивная учебная деятельность, нарушения поведения;
  • Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения.
  • При хронической неуспешности возможен регресс на дошкольную стадию развития, школьная дезадаптация, как в 1 классе.
  • Проблемы, связанные с труд-ностями адаптации в среднем звене: недостаточная ориентация на новую систему требований взрослых и сверстников;
  • Разрушение учебной мотива-ции, снижение интереса к учебе, школе, потеря положительного статуса в группе сверстников;
  • Возможен возврат к более инфантильным эмоциональным реакциям и формам общения со сверстниками и взрослыми – по принципу «не хочу быть взрослым».

Работа с ребенком

  • Выявление индивидуальных осо-бенностей, контроль эмоциональ-ного состояния детей;
  • Проведение работы с детьми, на-правленной на осознание ими инди-видуальных особенностей собст-венной учебной деятельности, фор-мирование индивидуального стиля деятельности;
  • Развитие навыков конструктивно-го общения, совместного решения проблем;
  • Расширение социального опыта детей;
  • Развитие логического мышления, умения оперировать информацией.
  • Выявление индивидуальных осо-бенностей познавательной деятель-ности;
  • Контроль за эмоциональным со-стоянием каждого ребенка, инди-видуальная и групповая работа  на развитие или компенсацию слабо развитых психических функций;
  • Психологическая поддержка ребенка;
  • Работа по осознанию детьми ин-дивидуальных особенностей собст-венной учебной деятельности, фор-мирование индивидуального стиля деятельности;
  • Развитие навыков конструктивного общения, совместного решения проблем;
  • Расширение социального опыта детей,
  • Развитие логического мышления, умения оперировать информацией.
  • Построение системы отноше-ний детей друг с другом;
  • Развитие навыков конструк-тивного общения со взрослыми и сверстниками;
  • Формирование сплоченного детского коллектива, создание общих ценностей и норм;
  • Обучение навыкам ответст-венного поведения.

Работа с социально-педагогической ситуацией

  • Создание фона успешной адаптации, постоянная поддержи-вающе-профилактическая работа;
  • Создание ситуации успеха в учебной деятельности для каждого ребенка;
  • Щадящий учебный режим;
  • Эмоциональная поддержка каждого ребенка и его родителей,
  • Просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей их детей, организации домашних занятий и контроля в процессе их выполнения;
  • Создание условий для форми-рования положительной само-оценки и уверенности в себе у детей и их родителей.
  • Построение учебного процесса с учетом индивидуальных осо-бенностей познавательной дея-тельности учащихся,
  • Создание ситуаций успеха для каждого ребенка, поддержка чувства полноценности в учебной дея-тельности, создание возможностей для развития логического мышления, самостоятельности;
  • Создание ситуации нравственных выборов, сотрудничества детей друг с другом и более старшими учащи-мися;
  • Разработка системы мер для ус-пешной адаптации в среднем звене;
  • Анализ и корректировка программ с точки зрения перегрузки и т.п.;
  • Сопровождение родителей в воспитании ребенка.
  • Разработка единой системы требований и её предъявления учащимся;
  • Открытое обсуждение всех возникающих конфликтов;
  • Создание временного периода для опеки учащихся взрослыми (5 класс);
  • Просвещение родителей и педагогов по вопросам общения с младшими подростками;
  • Обучение в первую смену, создание щадящего учебного режима (5 класс) с учетом эмоциональных и волевых возможностей ребенка;
  • Поддержка самостоятельности в учебной деятельности и общественной жизни.

Взаимодействие с психологом

  • В период адаптации учителю лучше быть «наедине» с классом, обращаясь к психологу «в крайних случаях». Психолог оказывает консультативную помощь родителям, педагогу в понимании причин проблем адаптации, поиске приемов и способов воспитательной деятельности, которые помогли бы ребенку лучше и быстрее приспособиться к школьным условиям.
  • Консультативная помощь родителям, педагогу, детям.
  • Специально организованная работа в период адаптации.

Основные методы, формы и приемы работы классного руководителя

  • Создание комфортной, уютной, защищенной атмосферы.
  • Позиция «классная мама»
  • Помощь в осознании роли ученика: беседы, игры с правилами, изучение правил поведения в школе, экскурсия по школе.
  • Игры, праздники, соревнования, путешествия.
  • Организация самообслуживания, общественно-полезного труда в виде игры.
  • Коллективная творческая деятельность в микрогруппах.
  • Позиция «классная мама»
  • Игры, праздники, соревнования, путешествия как продолжение обучения.
  • Создание ситуаций упражнения в смелости, готовности преодолевать трудности, проявить благородство, сочувствие, заботу, оказать помощь слабым, младшим, пожилым.
  • Обучение самоорганизации.
  • Привнесение в деятельность элементов тайны, приключений, поиска нового, незнакомого.
  • Проектная деятельность
  • Экскурсии на выставки, в музеи.
  • Занятия в кружках и секциях.
  • Соревнования, эстафеты, однодневные походы в лес.
  • Создание атмосферы комфорта, защищенности, поддержки и заботы, особенно тем, кто в этом нуждается. Постоянное отслеживание состояния здоровья, настроения.
  • Позиция «классная мама»
  • Создание условий для самостоятельного формирования законов жизни класса, принятия правил.
  • Диагностика особенностей личности подростка, его индивидуальных особенностей и проблем.
  • Координация деятельности с педагогами, беседа с ними о проблемах детей и особенностях взаимодействия с ними.
  • Привлечение учащихся к взаимопомощи одноклассникам.
  • Проведение вечеров, устных журналов, спектаклей и т.п.
  • Встречи с молодыми, сильными, красивыми и успешными людьми.
  • Эмоциональный, яркий характер трудовой деятельности, привлекательная мотивация.
  • Коллективное планирование и анализ проведенных дел.
  • Пропаганда ЗОЖ для совершения подвигов, преодоления трудностей.

(Продолжение таблицы)

Возраст

Класс

12 – 13 лет

7 класс

13 – 15 лет

8 – 9 класс

15 – 17 лет

10 – 11 класс

Возрастной период

Старший подростковый возраст

Ранняя юность

Особенности возрастного периода

Начало перелома

Возрастной кризис и посткризисный период

Стабильное психическое развитие

Ведущий вид деятельности

Общение

Учебно-профессиональный

Образ себя и самопонимания

Кем я буду?

Я - партнер

Социально-педагогическая ситуация

Стабильная

Канун резкого изменения

Физиологические особенности возраста

Половое созревание.

  • Резкие физические и физиологические изменения.
  • Развитие сердца и сосудов выравнивается, исчезает проблема «малокровия мозга». Отмечается малая утомляемость. Возникает потребность в энергетической разрядке, быстром темпе, в том числе урока, классного часа, занятия.

Период возмужания.

Рост и вес стабильны, увеличивается работоспособность грудной клетки, завершается окостенение скелета, устанавливается ритмичная работа сердца и желез внутренней секреции. Теряется детская округлость лица, приобретается индивидуальное его выражение. Половое развитие неоднородно: акселеранты и  ретарданты.

Психологические особенности возраста

  • Организованное внимание. Вдумчивое осмысление.
  • Не переносит состояния ожидаемости.
  • Резкие физические и физиологические изменения приводят к неустойчивости своего «Я»: неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, резкая смена физического состояния и самочувствия, ранимость, неадекватность реакций, повышенная конфликтность, необузданность желаний, чувство противоречия, ложное чувство единения с группой.
  • Постепенное разрушение психологического барьера между мальчиками и девочками. Сдерживание проявления чувств и эмоций, более спокойное, скрытое проявление симпатий к противоположному полу.
  • Формирование собственной точки зрения, отказ принимать все на веру. Потеря авторитета учителя.
  • Повышенное чувство взрослости. Формирование собственной системы ценностей, требований, моральных установок, которые определяют характер взаимоотношений с окружающими людьми, самим собой.
  • Активный поиск идеала для подражания.
  • Отсутствие социального опыта в новых условиях и как следствие обостренное чувство незащищенности.
  • Основная потребность учащихся: поиск понимания в общении, готовность к контактам.
  • Изменение приоритетов, актуально общение с противоположным полом, создание разнополовых микрогрупп.
  • Отдаление учащихся от активного участия в жизни класса и школы в результате подготовки к поступлению в ВУЗ.
  • Возрастная избирательность внимания в связи с множеством интересов. Умеют пользоваться всеми мыслительными операциями.

Сензитивный

(наиболее чувствительный) период

  • К организации самопознания, самоконтроля, самовоспитания;
  • К ориентации в мире профессий
  • К организации самопознания своих психо-физиологических особенностей, самоконтроля, самовоспитания;
  • К ориентации в мире профессий, к самоопределению.
  • К поиску смысла жизни и своего предназначения.

Основные задачи развития

  • Самоидентификация, т.е. нахождение Себя  в Мире;
  • Развитие чувства самоуважения и самопринятия;
  • Развитие способности к целеполаганию в учебной и других видах собственной деятельности, развитие мыслительных способностей до уровня формальных операций.
  • Обучение навыкам самопознания и саморегуляции в любой деятельности, навыкам самораскрытия и принятия других людей, основам бесконфликтного поведения и формам выхода из конфликта;
  • Развитие интереса к анализу своей деятельности и поиску наиболее оптимальных форм ее организации, развитие самостоятельности в вопросах целеполагания и планирования своей деятельности
  • Достижение стадии формальных операций в интеллектуальной сфере;
  • Профессиональное и личностное самоопределение;
  • Психологическая готовность к принятию новой социальной роли и позиции (взрослого).

Перспективные задачи развития

  • Начало профессионального самоопределения (информационно-просветительная работа);
  • Определение места своего Я в системе социальных связей и отношений.
  • Определение места своего Я в более широкой системе социальных связей и отношений;
  • Начало профессионального самоопределения.
  • Становление личности и гражданской позиции;
  • Формирование чувства значимо-сти, способности к самообразованию и психическому саморазвитию;
  • Готовность к ответственным социальным отношениям.

Проблемы

  • Весь спектр эмоционально-личностных нарушений, связанных с потерей чувства идентичности (кто я?), депривацией (недостатком) потребности в признании, принятии, интимно-личностном общении;
  • Чувство неудовлетворенности собой, неуверенности в результате противоречия системы требований, предъявляемой к себе и возможностями ей соответствовать.
  • Потеря интереса к учебной деятельности;
  • Фиксация на психосексуальных проблемах;
  • Регресс к предыдущим стадииям развития.
  • Все проблемы предыдущего этапа
  • Страх перед окончанием школы, экзаменами, необходимостью совершить самостоятельный выбор;
  • Потеря временной перспективы (ориентация на прошлое и будущее)
  • Эмоциональная неустойчивость, стремление к социальным экспери-ментам.

Работа с ребенком

  • Обеспечить условия и учить занимать достойное положение в классе (через изучение интересов, участие  различных делах);
  • Поощрять попытки претворить мечту в явь, подсказывать пути достижения;
  • Учить достигать поставленные перед собой цели в учебной и других видах деятельности;
  • Учить приемам самоконтроля, саморазвития, самовоспитания, самопознания;
  • Учить навыкам конструктивного общения со взрослыми и сверстниками.
  • Обучение поиску информации о конкретной профессии и путях её получения;
  • Диагностика интересов и склонностей, индивидуальных особенностей, профконсультации;
  • Обучение формам самоконт-роля, саморазвития, реагирования в сложных ситуациях, в общении;
  • Обучение формам самораскры-тия
  • Расширение социального опыта;
  • Развитие интереса к собствен-ной интеллектуальной деятель-ности и способам её организации;
  • Диагностика развития логического мышления.
  • Интимные отношения между по-лами, подготовка к семейной жизни;
  • Взаимоотношения с родителями, как основа для выработки уклада будущей семьи;
  • Сочетание ближних и дальних перспектив, их реальность и способы достижения;
  • Изучение индивидуальных особен-ностей в связи с выбором профессии, индивидуальные профконсультации, знакомства с путями приобретения профессии, умение ориентироваться на рынке труда в сложившейся ситуации (связь с ЦЗН);
  • Снятие страхов перед экзаменами и будущим, обучение навыкам само-регуляции.

Работа с социально-педагогической ситуацией

  • Создание условий для занятия каждым ребенком благополучного статуса в коллективе класса;
  • Обеспечение просвещения родителей и учащихся по психосексуальным проблемам, возрастным особенностям учащихся;
  • Изучение интересов и склонностей учащихся;
  • Создание учебной среды, способствующей развитию логического мышления.
  • Создание условий для измене-ния социального статуса старше-классников в школе: делегирова-ние ответственности, наделение определенными правами;
  • Создание социально-педагоги-ческих условий для полноценного общения в школе и вне её;
  • Создание условий учебной сре-ды, способствующих развитию мышления, становлению фор-мальных операций;
  • Построение учебного процесса, способствующего развитию инте-реса к исследовательской деятель-ности, логической переработке информации.
  • Создание условий для проявления максимальной самостоятельности в учебной и общественной деятельности;
  • Расширение прав и ответственности;
  • Эмоциональная поддержка со стороны взрослых;
  • Роль родителей в профессиональном самоопределении;
  • Предоставление возможности для принятия ответственности за себя и других людей, серьезных жизненных выборов;

Создание психологически безопасных условий для «примерки» и про-живания новых социальных ролей и позиций.

Взаимодействие с психологом

  • Сугубо добровольное общение подростков с психологом.
  • Консультативная помощь родителям, педагогам и подросткам.

Групповая психологическая работа. Психологические игры, тренинги.

  • Уроки психологии.
  • Групповая психологическая работа. Психологические игры, тренинги.
  • Профконсультации.

Основные методы, формы и приемы работы классного руководителя

  • Изменение личностно-профессиональной позиции классного руководителя. Позиция «помощник, защитник интересов детей».
  • Индивидуальные и групповые беседы с детьми, тренинги общения.
  • Развитие самопознания, занятия по этикету.
  • Привлечение способных и увлеченных детей к научно-исследовательской деятельности, организация участия детей в предметных конференциях, олимпиадах, конкурсах.
  • Встречи с интересными людьми, людьми разных профессий.
  • Диагностика способностей, интересов и склонностей, организация работы по их развитию. Обучение самодиагностике.
  • Развитие культуры общения через турпоходы, экскурсии, вечера, посиделки и т.п.
  • Социальное проектирование, участие в социально значимой деятельности в школе, поселке.
  • Классные часы и индивидуальные беседы по выбору дальнейшего пути обучения и профессиональной деятельности.
  • Позиция классного руководителя «советчик и старший товарищ».
  • Выполнение диспетчерской функции: привлечение для работы с классом и индивидуально специалистов, занимающихся профориентацией школьников: психолога, работников ЦЗН, ВУЗов, организаций и т.п.
  • Поддержка школьников при их участии в научно-исследовательской и проектной деятельности, олимпиадах, конференциях, конкурсах.
  • Координация деятельности по организации вечеров, выездов на природу.
  • Оказание помощи в разрешении межличностных конфликтов, конфликтов с родителями и педагогами.
  • Взаимодействие с родителями и педагогами по основным вопросам жизнедеятельности воспитанников, сдачи экзаменов и выбору профессии, межличностных взаимоотношений.

Тезаурус

Адаптация (от лат. adapto – приспособляю) – прспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды.

Адаптация социальная (от лат. socialis – общественный) -  1) постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; 2) результат этого процесса. Соотношение этих компонентов, определяющее характер поведения, зависит от целей и ценностных ориентаций индивида, возможностей их достижения в социальной среде. Адаптацию обычно связывают с периодами кардинальной смены деятельности индивида и его социального окружения.

Акселерация (от. лат. аcceleration - ускорение) – отмечаемое за последние 100-150 лет ускорение соматического (конституционального) развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, в более ранних сроках полового созревания. Акселеранты – раносозревающие подростки. Ретарданты – поздносозревающие подростки.

Возрастные особенности (в психологии) – специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий развития. Особое значение имеет учет возрастных особенностей в процессе обучения и воспитания. Развивающий эффект обучения прямо зависит от степени его соответствия психологическим особенностям учащихся. 

Онтогенез – (с греч.) – процесс развития индивидуального организма. В психологии – формирование основных структур психики индивида в течение его детства.

Регрессия поведения – форма психологической защиты, состоящая в возвращении к ранним, связанным с детством типам поведения, переходе на предшествующие уровни развития и актуализации успешных в прошлом способов реагирования. 

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Является важным регулятором поведения. От самооценки зависят взаимоотношения личности с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тесно связана с уровнем притязаний, т.е. степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой. Формирование и преобразование самооценки достигается путем воспитательных воздействий.

Социальная ситуация развития – специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. С.с.р. обусловливает образ жизни ребенка, в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования, появляющиеся к концу возрастного периода и приводящих к изменениям системы его отношений к миру, другим людям, к самому себе.


Литература:

  1. Битянова М. Статья «Школьный психолог», 1999 г., № 36.
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения.- М.: АПН, 1958.
  3. Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005 – 224 с.
  4. Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка.- М.: Просвещение, 1986.-80 с., ил.- (Психологическая наука – школе).
  5. Кон И.С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1979.-175 с.
  6. Краковский А.П.. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М., «Педагогика», 1970)
  7. Психология. Словарь/Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского.- 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  8. Рабочая книга школьного психолога/ И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной.-М.: Просвещение, 1991
  9. Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М. Прохоров.- 4-е изд.- М.: Сов. Энциклопедия, 1986 г.- 1600 с., ил.



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа»

пст. Комсомольск – на – Печоре

Троицко – Печорский район, Республика Коми

Составила:                                                                      Проверила:

классный руководитель                                                заместитель директора

Савиных О. С.                                                                 по учебно – воспитательной

                                                                                         работе

«____» __________ 2008 г.                                            __________(Максимова Н.П.)

                                                                            «____» ____________ 2008 г

«Развитие самоуправления учащихся

 на основе создания ситуаций выбора»

Классный руководитель 6 класса

Савиных Ольга Сергеевна

Пст. Комсомольск – на – Печоре, 2008 г.

Концептуальные основы программы

В связи с модернизацией образования воспитание понимается как процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии классного руководителя и воспитанников, направленный на достижение цели. Воспитание организуется в соответствии с Минимальным социальным стандартом РФ, Минимальным объемом социальных услуг по воспитанию в ОУ общего образования, 2003 г.

Методическая тема школы: Гуманизация образования и воспитания через применение современных активных технологий и развитие толерантности участников образовательного процесса.

Цель: Формирование познавательной активности учащихся и установок толерантного поведения и сознания.

Системообразующая деятельность класса – коллективная творческая и театральная деятельность.

Проблемы, подлежащие решению в текущем году:

  • создание сплоченного творческого коллектива
  • формирование активной гражданской позиции на основе выбора, ответственности учащихся за свое поведение и выбор решения
  • воспитание толерантной личности
  • формирование навыков правовой культуры и самосознания, развитие навыков самоуправления собой, произвольности внимания и поведения
  • развитие качеств личности: ответственность за порученное дело, ответственное отношение к учебе, дисциплинированность, исполнительность, требовательность к себе, коммуникабельность, стремление оказать помощь и поддержку другим, терпимость к мнению других.

Принципы взаимодействия воспитанников и классного руководителя:

  • Коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективное дело, коллективный анализ
  • «Я» – высказывание
  • Сотрудничество
  • Сопереживание
  • Взаимоуважение
  • Возможность выбора при наличии аргументации в рамках второго этапа развития самоуправления в классе согласно авторскому проекту «Этапы развития самоуправления учащихся на основе создания ситуации выбора»

Законы жизни класса:

  • Дружить, не обзываться и не драться!
  • Учимся слушать друг друга.
  • Спорим, но конструктивно.
  • Учимся приходить к согласию и вырабатывать совместные решения.
  • Уступаем друг другу, когда это необходимо и полезно для совместного дела.
  • Оказываем помощь в учебе и подготовке домашних заданий.
  • Заступаемся друг за друга.
  • Каждый несет ответственность за себя и свой класс

Цели: 

  • Повышение познавательной и гражданской активности учащихся через изучение и применение в учебной и внеклассной деятельности современных технологий, участие в коллективных творческих делах
  • Создание сплоченного творческого коллектива

Задачи:

Классного руководителя:

  • Обеспечить реализацию настоящего плана воспитательной работы
  • Организовать курс «Формирование общих учебных умений и навыков» (или «Учись учиться»). Научить  детей основам проектной деятельности, презентации, написанию рефератов; формировать умения и навыки к планированию, организации и анализу собственной деятельности
  • Создать условия для развития самоуправления в классе, толерантности и творчества воспитанников, вовлечь в коллективную деятельность всех учащихся класса
  • Осуществлять воспитание учащихся согласно теории «Я» – высказывания
  • Быть помощником воспитанникам в решении их проблем и проблем класса
  • Формировать навыки правовой культуры и самосознания, ответственность учащихся за себя и свой выбор
  • Развивать умение учащихся общаться и терпимо относиться друг к другу, работать в команде
  • Помочь реализовать творческий потенциал учащихся через театральную деятельность

Учащихся класса:

  • Активно участвовать в жизни класса и школы
  • Заняться самовоспитанием, развивать навыки самоуправления самим собой, развивать произвольное внимание
  • Развивать качества личности: ответственность за порученное дело, успеваемость, поведение; дисциплинированность, исполнительность, инициативность, требовательность к себе, коммуникабельность, стремление оказать помощь и поддержку другим, терпимость к мнению других.

В основе воспитательной системы класса лежит проект «Этапы развития самоуправления учащихся на основе создания ситуаций выбора». Авторы Савиных О.С., Куляба Л.Н.

6 класс - 2 этап «Совместная деятельность классного руководителя и учащихся»

Задачи этапа:

  • Формирование настроя на совместную творческую работу
  • Развитие взаимопонимания, толерантности и взаимопомощи учащихся и педагога
  • Формирование умения коллективного планирования

Содержание деятельности

  • Выбор коллективного творческого дела
  • Коллективное планирование (апробация, корректировка, проверка замыслов)
  • Выбор позиции в целеполагании, планируемой работе, контрольно – оценочной деятельности
  • Выбор творческих объединений

Механизм реализации содержания 1 этапа

  • Конкурс на лучшее предложение в план, создание «банка идей»
  • Работа творческих групп
  • Самостоятельное чтение и коллективное обсуждение литературы в поиске необходимого замысла, идеи
  • Разведка полезных дел (для нас самих, для сплочения коллектива, для младших, на пользу окружающим людям, для школы, совместных дел с родителями)

Исполнители и их функции

Роль педагога – партнер, помощник. Педагог – рядовой участник поиска идей. Организаторские функции выполняет актив класса

Ожидаемый результат:

  • Повышение творчества участников образовательного процесса. Увеличение по сравнению с прошлым учебным годом (5 классом) призовых мест в учебно – познавательных и творческих конкурсах на школьном уровне
  • Улучшение психологического климата в классе
  • Увеличение числа «хорошистов» (Савиных С., Лубова А., Шабаров В.), отсутствие неуспевающих
  • Увеличение количества дел социальной направленности, подготовленных учащимися самостоятельно, улучшение их качества
  •    Повышение активности участников образовательного процесса, проведение совместных дел с родителями
  • Повышение уровня воспитанности
  •   Развитые навыки самоуправления у половины учащихся класса
  •   Проявление желания большинства учащихся инициировать свою деятельность
  • Сформированность у 50 % детей умений и навыков к планированию, организации и анализу собственной деятельности

Механизм отслеживания результатов (способы изучения эффективности системы воспитания класса, методы диагностики, критерии оценки уровня достижения результатов, выполнения задач):

  • Мониторинг развития личности (по-Степанову)
  • Карта активности учащихся
  • Наличие призовых мест в конкурсах школьного уровня
  • Диагностика «Психологический климат»
  • Анкетирование учащихся и их родителей по вопросам удовлетворенности образовательным процессом в целом и жизнедеятельностью классного коллектива
  • Подведение итогов успеваемости за каждую четверть и год.

Название класса «Фортуна»

Девиз: «Крутись, фортуны колесо, преодолеем в жизни всё!»

Структура (система должностей):

Командир экипажа (смена каждый месяц):

сентябрь – Керосиров Павел

октябрь –   Кузнецова Татьяна

ноябрь –    Лубова Анна

декабрь –  Лукошевич Кристина

январь –    по желанию

февраль – Носова Ксения

март –       Савиных Светлана

апрель –    Терентьев Иван

май –         Шабаров Виктор

Основные направления работы:

  • «Общество, я и моя малая родина»

Нравственная культура. Гражданское, патриотическое, правовое воспитание школьников. Профилактика правонарушений и преступлений. Экологическое и трудовое воспитание учащихся

  • «Учимся управлять»

Развитие самоуправления на первом и втором уровнях (индивидуальное, в классе)

  • «Здоровый образ жизни»

(Спортивно-оздоровительная работа, основы гигиены, профилактика употребления алкоголя)

  • «Творите, вы талантливы!»

(Участие во внеурочной предметной деятельности, системе дополнительного образования, коллективных творческих делах)

  • Управление воспитательным процессом и его результативностью:

(Взаимодействие с родителями, сельским домом культуры, врачебной амбулаторией. Мониторинг результативности воспитательного процесса)

Механизм управления:

  1. Промежуточные итоги жизнедеятельности классного коллектива подводятся на совместном собрании учащихся и их родителей (концерт детей, выставка работ и т.п.) Конец 1 полугодия (декабрь)
  2. Итоги деятельности класса за год подводятся на классном собрании «Коллективный анализ деятельности класса» апрель 2008 г.
  3. Знакомство родителей с итогами жизнедеятельности класса. Форма: презентации «Мы и наш класс», «Я и моя семья», вечер с родителями, выставки творческих работ учащихся. Срок: май, в День семьи.

Исполнители и их функции:

  • классный руководитель инициирует идеи, проводит экспертизу идей воспитанников, планирует и организует ситуации выбора и коллективное обсуждение, поддерживает безоценочное общение, выступает в роли помощника, консультанта при проведении дел внутри класса; руководителя, контролера при выполнении общешкольных КТД.
  • командир экипажа ведет экран активности класса, организует, следит за очередностью и качеством дежурства по классу  и школе.
  • Учащиеся выдвигают свои идеи, проводят коллективное обсуждение и отбор оптимальных вариантов, аргументируют свою точку зрения, самостоятельно организуют, проводят и анализируют КТД в классе,  участвуют под руководством классного руководителя в общешкольных и поселковых мероприятиях.
  • Родители включаются в деятельность класса на правах партнеров и помощников учащихся и  участников КТД.

Зоны самостоятельности детей: выбор и организация творческих дел социальной направленности, форм проведения традиционных школьных КТД, организация досуга внутри класса.

Работа с социально-педагогической ситуацией

Нравственное развитие: переход от догматической правильности к развитию критической оценки и выработка индивидуальных норм поведения;

  • поощрение способности занять ответственную позицию в отношении взрослых и сверстников;
  • переориентация учебного и воспитательного процесса с передачи знаний на развитие мышления учащихся.

Построение системы отношений детей друг с другом:

  • развитие навыков конструктивного общения с взрослыми и сверстниками;
  • формирование сплоченного детского коллектива, создание общих ценностей и норм;
  • обучение навыкам ответственного поведения.

Разработка единой системы требований и её предъявления учащимся:

  • открытое обсуждение всех возникающих конфликтов;
  • просвещение родителей и педагогов по вопросам общения с младшими подростками;
  • поддержка самостоятельности в учебной деятельности и общественной жизни.

Циклограмма общешкольных коллективных творческих дел.

Сентябрь: 1 - День знаний. День рождения «Галактики» (посвящение в первоклассники, пятиклассники, 10-классники).

Октябрь: 1 - День пожилых людей. Первое воскресенье - День учителя. Осенний бал.

Ноябрь:  4 – День примирения (Кл. час: развитие толерантности). 10 – День отца. Месячник правовых знаний. 24 - День матери (конкурс рисунков к Дню матери, совместные мероприятия с мамами)

Декабрь: 1 - Всемирный день борьбы со СПИДом. 1 – 10 – декада Конституционных знаний 29 - Новогодний бал.

Январь: Месячник борьбы с вредными привычками (Кл.час: здоровый образ жизни, антинаркомания, антиалкоголь, конкурсы плакатов). Смотр художественной самодеятельности «Зажги свою звезду!».

Февраль: Военно-патриотический месячник, смотр строя и песни, Кл. час на патриотическую тему. Конкурс творческих работ «Зеркало природы». Отчет по экологическому образованию

Март: Женский день 8 марта. Конкурс бальных танцев: школьный и районный тур. Конкурс рисунков «Огонь и дети»

Апрель: Экологический месячник, Кл. час на экологическую тему. 26 – Всемирный день интеллекта (вечер в честь хорошо и отлично успевающих учащихся). Диагностика воспитанности.  Кл. собрание «Коллективный анализ» (до 1 мая). Творческая мастерская «Планируем на следующий год» (до 1 июня). Выборы актива класса, планирование ключевых дел.

Май: Вахта памяти. 7 – День семьи. 9 - День Победы, конкурс инсценированной песни, кл. час на патриотическую тему.  15 - Подведение итогов конкурсов «Ученик года», «Активист года», «Спортсмен года». Общешкольное ученическое собрание: отчеты классов, выбор в Совет «Галактики», в Совет школы. 25 – Линейка последнего звонка для 9, 11 классов. Туристические классные походы.

Классные часы: самопознание и самовоспитание,  милосердие, толерантность, гигиена, взаимоотношения девочек и мальчиков, воспитание женщины, мужчины.


Содержание деятельности (план и события на 34 учебных недели):

Мероприятия

Сроки: месяц

Ответственные

8

9

10

11

12

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Модель работы с "трудными учащимися"" раздел - работа классного руководителя

Презентация содержит весь материал при работе с детьми из неблагополучных детей....

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Статья "Оптимальность используемых форм и методов, с учетом возрастных особенностей, в профориентационной работе с детьми"

Профессиональная ориентация — это система подготовки школьников к свободному самостоятельному выбору профессии. При выборе профессии подростки ориентируются на свои интересы и тенденции рынка труда, о...

Диагностика воспитанности учащихся в работе классного руководителя

Приложения по определению уровня воспитанности учащихся...

Рейтинг как средство повышения качества обучения и активности учащихся в работе классного руководителя

    Обучение может быть результативным только тогда, когда учебная и воспитательная работа систематически и глубоко контролируется, когда сами учащиеся постоянно видят результат своей...

Учет возрастных особенностей учащихся при использовании методов и приемов стимулирования мотивации учебной деятельности на уроках

Материал для проведения педагогического совета по вопросам стимулирования мотивации обучения...