Учет возрастных особенностей учащихся при использовании методов и приемов стимулирования мотивации учебной деятельности на уроках
материал по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Жирнова Марианна Александровна

Материал для проведения педагогического совета по вопросам стимулирования мотивации обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stimulirovanie_motivatsii_uchashchihsya.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

Учет возрастных особенностей учащихся при использовании методов и приемов стимулирования мотивации учебной деятельности на уроках

(материал для педагогического совета)

        «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах,

если у ученика нет желания учиться».

                                

                  В.А.Сухомлинский

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности – одна из стержневых в психологии и педагогике. Неудивительно, что мотивации и мотивам посвящено большое количество монографий, как отечественных, так и зарубежных авторов.

Отдельные исследования посвящены изучению учебной мотивации.

Мотив (лат. приводить в движение, толкать) – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

Мотивация – побуждение, вызывающее активность организма и определяющее его направленность; совокупность побуждений к деятельности.

Учебная мотивация  это направленность ученика на учебную деятельность, отражающая в сознании личностный смысл учения.

        Рассмотрим составляющие учебной мотивации

Учебная мотивация базируется на трех составляющих:

1. Ощущение самостоятельности процесса поиска знаний

Пожалуй, главным источником учебной мотивации является ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результат. Этому способствуют проблемное изложение материала, коллективный мозговой штурм и исследовательская деятельность детей. Они дают ребенку возможность принять активное участие в процессе «добывания» знаний, а не быть их пассивным потребителем.

2. Ощущение свободы выбора

Потребность чувствовать себя свободным, самостоятельно определяющим ход своей жизни – базовая психологическая потребность, и никому не нравятся отсутствие выбора и навязанные решения. Инициатива ребенка быстро гаснет, если он чувствует «заданность», а не «выбранность» своей жизни.

Необходимое ощущение свободы на уроках может быть достигнуто разными средствами. Учитель, стремящийся к повышению учебной мотивации класса, должен хорошо понимать, что чем меньше будет с его стороны фраз: «Вы должны, вам следует, вы обязаны...» и больше «Вы можете, у вас есть такие-то варианты, да, вы это верно подметили», – тем больше будет интерес детей к учебному процессу и тем выше их собственная инициатива и активность. То есть чем меньше контроля, принуждения и больше свободы и самостоятельности – тем лучше.

3. Ощущение компетентности: «у меня это получается, я понял, я умею!»

Третий важный источник желания учиться – ощущение себя компетентным. Ребенок хочет что-то делать, если верит, что он может это делать. Для того чтобы учиться, ребенок должен верить, что он может учиться.

Учебная мотивация (желание учиться) запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением своей успешности. Такого рода информация регулярно поступает от учителя, комментирующего процесс и результат деятельности ребенка, а также его способности. С этой целью следует применять позитивную обратную связь.        

        Мотивационная сфера, как и личность ребенка в целом, изменяется в процессе роста и развития. Каковы же особенности мотивации учения в разных возрастах.

        

Особенности мотивационной сферы учащихся 5-7 классов.

  • В подростковом возрасте укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям.
  • Возникает интерес к способам приобретения знаний.
  • Развиваются мотивы самообразования.
  • Школьник становится гражданином (В.А.Сухомлинский). Он стремится занять позицию «взрослого человека» в отношениях с окружающими, желает понять другого человека и быть понятым, ищет контакты с другими людьми.
  • В этом возрасте ребенок вплотную подходит к осознанию своих мотивов учения и поведения.        

Особенности мотивационной сферы учащихся 8-11 классов.

  • У старших школьников отмечается большая избирательность познавательных мотивов, которая продиктована выбором профессии. Происходит рождение новых мотивов –  профессиональных.
  • Усиливается интерес к выбору способа действий с учебным предметом, к методам теоретического и творческого мышления.
  • Существенно развиваются мотивы самообразования.
  • Доминируют мотивы отношений со сверстниками и учителями: старшеклассники болезненно реагируют на неприятие себя в коллективе, стабилизируются отношения с учителями. Вместе с тем возрастает требовательность и критичность к учителю и его оценке.
  • В целом в этом возрасте наблюдается общее положительное отношение к учению.

Отдельно можно выделить факторы, препятствующие и способствующие мотивации учения. Рассмотрим их более подробно.

Факторы, препятствующие мотивации учения (5-7 классы)

Подросток:

  • не принимает на веру мнение и оценки учителя;  
  • проявляет негативизм в оценках;
  • демонстрирует внешнее безразличие к оценке и мнению учителя;
  • выражает отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы;
  • не понимает связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем;
  • проявляет избирательный интерес к учебным предметам;
  • отмечается поверхностность и разбросанность интересов;
  • характерна неустойчивость интересов.        

Факторы, препятствующие мотивации учения (8-11 классы)

Школьник:

  • демонстрирует устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим;
  • проявляет неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности;
  • выражает отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя;
  • характерно сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;
  • отмечается недостаточная устойчивость социальных мотивов долга при столкновении с препятствиями на пути их реализации.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения (5-7 классы)

На что необходимо опираться, стимулируя мотивацию:

  • потребность во взрослости;
  • общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми;
  • стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении;
  • стремление к самостоятельности;
  • увеличение широты и разнообразия интересов, их дифференцированность;
  • возрастная устойчивость интересов;
  • развитие специальных способностей.

Факторы, благоприятствующие мотивации учения (8-11 классы)

В работе со старшими школьниками необходимо обратить внимание на:

  • потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего;
  • становление социальных мотивов гражданского долга;
  • тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения;
  • потребность в осознании себя как целостной личности, оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции;
  • необходимость самоограничения;
  • становление целеполагания;
  • интерес ко всем формам самообразования;
  • избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии;
  • устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих.

Исходя из вышесказанного наиболее эффективными приемами и методами стимулирования мотивации можно считать:

Для учащихся 5-7 классов

Эмоциональные:

  • учебно-познавательная игра
  • создание ситуации успеха
  • стимулирующее оценивание

Познавательные:

  • развивающая кооперация

Волевые:

  • самооценка деятельности и коррекция

Социальные:

  • создание ситуации взаимопомощи
  • заинтересованность в результатах коллективной работы

Для учащихся 8-11 класс

Эмоциональные:

  • удовлетворение желания быть значимой личностью

Познавательные:

  • создание проблемной ситуации
  • выполнение творческих заданий
  • «мозговой штурм»

Волевые:

  • рефлексия поведения
  • прогнозирование будущей деятельности

Социальные:

  • поиск контактов и сотрудничества
  • взаимопроверка
  • рецензирование

В целом, при использовании различных приемов и методов стимулирования мотивации учебной деятельности в любом возрасте желательно:

  • опираться на достижения предыдущего возраста (работая с подростками, следует исходить из того, что широкие познавательные и социальные мотивы у них уже должны быть сформированы; в ходе работы определить, что из позитивных особенностей предыдущего возраста еще не сформировано, и учесть это при планировании индивидуальной работы) (широкие познавательные – проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями, социальные – проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником долга и ответственности);
  • установить, «развиты» ли школьники по своему возрасту или отстают от своего возраста (если у учащихся отсутствуют те особенности мотивации и учебной деятельности, которые присущи данному возрасту, то нужно запланировать специальную работу (виды заданий, упражнения), чтобы мобилизовать эти возрастные возможности, сообразуясь с индивидуальными особенностями и прошлым опытом каждого учащегося);
  • стремиться мобилизовать возможности данного возраста;
  • ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов и учебной деятельности (т.е. в ходе работы с каждым возрастом учителю важно также подготавливать «почву» и для последующего возраста).

Работа учителя, прямонаправленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

  • актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать;
  • создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости, осознанности, действенности и др.)
  • изменение внутреннего отношения ребенка, как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.

Таким образом, умение управлять мотивацией учащихся обеспечит эффективность педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учет возрастных особенностей учащихся в работе классного руководителя

Методические рекомендации по использованию таблицыТаблица компактно содержит сведения, необходимые для планирования работы классного руководителя с учащимися. Представленные методические рекомендации ...

"Комплекс развивающих упражнений с учетом возрастных особенностей". "Инновационные формы и методы работы учителя физической культуры с учетом современных требований в образовании: при проведение третьего развивающего час".

Современные формы проведения уроков физической культуры. В условиях модернизации образования возникла необходимость поиска новых форм и подходов к организации проведения уроков физической культуры. По...

Особенности организации практико-ориентированного обучения как средства повышения мотивации учебной деятельности при изучении математики

Проблема организации практико-ориентированного обучения не является абсолютно новой, но тем не менее и сегодня является актуальной, так как современное образование должно ориентировать учащегося к реш...

Мастер-класс «Эффективные приемы мотивации учебной деятельности на уроках математики»

Сценарий мастер-класса «Эффективные приемы мотивации учебной деятельности на уроках математики»....

Практические приемы формирования мотивации учебной деятельности на уроках естественно-научного цикла.

Почему многие ребята не имеют интереса к учебе?Одной из причин потери интереса к школьному процессу является повышение информированности ученика. Вспомните, раньше источниками знаний о природе, общест...