Классный час " 900 дней мужества"
классный час (10 класс) на тему

Классный час посвящен дню воинской славы. 27 января - День снятия блокады Ленинграда. Классный час знакомит детей с героической страницей нашей Родины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 900_dney_muzhestva.docx33.45 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «900 дней мужества».

Классный час  посвящен дню воинской славы.  27 января – ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА.

Цели:  

  1. Ознакомить детей с героической страницей истории России.
  2. Способствовать формированию положительной нравственной оценки подвига во имя Родины.
  3. Рассказать о там, как сражались наши  соотечественники с врагом.
  4. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: на доске   - тема классного часа, плакат-газета  «Комсомольская правда» от 20 января 1943 года, плакат «Строительство оборонных сооружений», компьютер, мультимедийный проектор.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово.

Классный руководитель. У каждого народа есть славные воинские победы, память о которых передается из поколения поколению. На таких победах воспитывается дух нации, гордость за великие победы исторических предков. Русский народ с благодарностью хранит память об этих воинских победах. В честь этих военных побед установлены дни воинской славы. Государственная дума РФ 10 февраля 1995 года приняла закон «О днях воинской славы (победных днях) России». Установлено 15 таких дней. Каждая дата – это выдающиеся победы русских воинов, русского оружия.

  27 января – День снятия блокады Ленинграда. Сегодня наш классный час посвящен одной из страшных страниц ВОВ – блокаде Ленинграда.

Опять война,

Опять блокада.

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

« Не надо,

Не надо раны бередить».

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне,

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне.

И может показаться:

 Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

  1. Основная часть классного часа.

1 уч. Ленинград! – Один из красивейших городов мира. Произведения архитектуры, живописи, скульптуры, чудесные памятники, прекрасные сады, парки и музеи города являются гордостью нашей страны.

Захвату этого крупнейшего индустриального центра и морского порта Советского Союза гитлеровское командование придавало исключительное значение .Овладев городом на Неве давало фашисткой армии ряд преимуществ в политическом, экономическом и моральном отношениях.

2 уч. Быстрый захват Ленинграда позволил бы Гитлеру высвободить действующие там германские войска и направить на Москву. Нам пришлось бы создавать новый фронт для обороны Москвы с севера. Кроме того, мы неизбежно потеряли бы мощный Балтийский флот.

  Чтобы овладеть Прибалтикой и Ленинградом, гитлеровское командование бросило в наступление крупную массу своих войск – группу армии «Север». Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград.

1уч. На защиту своего города поднялись все жители: около 500 тыс. Ленинградцев строили оборонительные сооружения. 300 тыс. ушли воевать. В самом городе остались только рабочие военных заводов, врачи госпиталей и работники транспорта.

3уч. И снова идут ленинградцы,

Как двадцать два года назад,

В смертельном сраженье сражаться

За свой боевой Ленинград.

Их жены, подруги и сестры

В полдневный, в полуночный час

Киркой и лопатой острой

В окопную землю стучат.

Так пусть от истока до устья

Невы пронесется как гром:

«Умрем, но врага не пропустим

В наш город, в родимый наш дом!»    (Николай Тихонов).

Кл. рук. В ходе июльско-августовских боев 1941 года на Северо-Западном направлении противнику удалось овладеть значительной частью Ленинградской области.

8 сентября вражеские войска прорвались с юга через поселок Мга к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург. Ленинград оказался блокированным с суши. Сообщение с Большой землей могло осуществляться только через Ладожское озеро и по воздуху под прикрытием нашей авиации. Не сумев овладеть городом сходу, враг перешел к длительной осаде.

5уч.  900 дней и ночей продолжалась блокада и варварские бомбардировки города. Бомбы рушились на жилые дома, госпитали, школы, многочисленные музеи. Гибли тысячи людей. 30000 самолета - вылетов совершили ленинградские летчики. 31 из них -  таранными ударами.  Фашисты сбросили на город 102520 зажигательных бомб и 4653 фугасных, более 150 000 артиллерийских снарядов. В блокадном городе. Хотя эвакуация и продолжалась, осталось 2м. 887 тыс. жителей , из них 400 тыс. детей.

 Запасы продовольствия и топлива были крайне ограничены (1-2 месяца). Но город жил и работал. За осень 1941 года на предприятиях города было изготовлено 318 самолетов, 713 танков, 480 бронемашин, 6 бронепоездов, свыше 3 тыс. артиллерийских орудий, 10 тыс. минометов, свыше 3 мил. снарядов и мин.

6 уч. Голосом блокадного Ленинграда, его духовным символом стала Ольга Федоровна Берггольц:

Я говорю с тобой  под свист снарядов,

 Багряным заревом озарена,

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печаль моя.

В своих стихах и радиопередачах она рассказывает о жизни в городе, где поединок между жизнью и смертью заполнил все пространство внешнего и внутреннего мира, ее голос стал живой легендой, воздухом мужества и уверенности, мостом перекинутым через мертвую зону окружения, он помогал соединять пространство и души.

7уч. Во время бомбардировок  сгорели многие продовольственные склады города. Ленинградцы голодали. Рабочие получали 250 гр. Хлеба, иждивенцы и дети 125 гр. Были такие дни, когда нечего было выдавать ленинградцам. Замерз водопровод, и пекарни прекратили выпечку хлеба. Многие умерли от истощения. В декабре 1941 года 53 тыс. человек, за январь и февраль 1942 года погибло от голода 200 тыс. человек. Многие похоронены на  Пискаревском кладбище.

Что чувствовали и переживали дети блокадного Ленинграда? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой.

«Женя умерла 28 декабря,  в 12 часов 30 минут утра 1941г.Бабушка умерла 25 января. В 3 часа 1942г. Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942г. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 час ночи 1942г. Мама- 13 мая, в 7 часов 30 мин 1092г.   Савичевы умерли. Умерли все. Осталось одна Таня.

Фашисты пытали Ленинград и ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детей, а солдат жалостью к угасающим матерям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город.

Гитлер так объяснял немцам и миру непредвиденную задержку у Ленинграда «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград сожрёт себя сам»

8 уч.

 Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлебку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движения.

И если падал -  у станка, как падает солдат в сраженье.

Блокадный хлеб. Блокадная вода.

Блокадный путь под вьюгой ледяною.

Какой бессмертье куплено ценою-

Мой город не забудет никогда…

Кл.рук.

22 ноября стала действовать ледовая трасса, Дорога жизни: по ней в Ленинград было доставлено 1615тыч. тонн груза, эвакуировано 1375000 человек. В одной из своих передач Ольга Берггольц рассказала о подвигах водителей, возивших по Дороге жизни хлеб для жителей города.

9уч.

О да! Иначе не могли ни те бойцы, ни те шоферы,

Когда грузовики везли по озеру в голодный город…

И было так: на всем ходу машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду.-

Ну, так и есть – мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк. Поломка – это не угроза,

Да рук не разогнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогреешь – опять сведет. Стоять?

А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасет шестнадцать тысяч ленинградцев.

..И вот – в бензине руки он смочил, поджог их от мотора,

И быстро двинулся ремонт в пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри, примерзли к варежкам ладони…

Но он доставит хлеб, пригонит к хлебопекарне до зари. Шестнадцать тысяч матерей пайки получат на заре –

Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам.

10 уч. не смотря на все тяготы блокады Ленинград жил. Летом 1942 года на стадионе имени Кирова даже состоялся футбольный матч. Ход матча транслировался не только для ленинградцев, но для немецких солдат на их родном языке. Это был удар по сильнее бомбежки! Фашистская  пропаганда вбивала в головы своих солдат, что Ленинград вымирает, что его гибель неизбежна, а тут футбол и тысячи зрителей смотрели этот матч!

Кл. рук. Еще одним свидетельством непоколебимой стойкости ленинградцев для всего мира стала прямая трансляция по радио симфонического концерта из Ленинградской филармонии. В 1942 году оркестр под руководством дирижера Карла Ильича Элиасберга впервые исполнил в блокадном городе героическую Седьмую симфонию Дмитрия Шестаковича.

Когда немцы услышали музыку, они получили приказ, открыть огонь по району филармонии. Незадолго до антракта началось настоящее артиллерийское сражение. В ответ на огонь гитлеровцев наши войска и корабли Балтийского флота и Кронштадта ударили по врагу. В зал доносился гул артиллерийской канонады. Фашистские батареи были вскоре подавлены, а симфонический концерт продолжался и был закончен под бурю оваций.

  1. Прорыв блокады.

Для прорыва блокады была разработана операция «Искра» и началась она 12 января 1943 года .  Всего 7 дней потребовалось войскам, чтобы прорвать вражескую оборону. 18 января передовые отряды Волховского Ленинградского фронтов встретились недалеко от Синявина. Южнее Ладожского озера был создан коридор шириною 8-11 километров. Прорыв был очень сложный. Местность южнее Ладожского озера сильно заболочена. Болота не замерзали даже зимой. Нашим солдатам предстояло преодолеть высокий обледенелый левый берег Невы. А дальше повсюду на возвышенных местах были разбросаны укрепленные пункты и огневые точки врага. И все же эти преграды были пройдены, блокада прорвана…

  1. Наши земляки, воевавшие на Ленинградском фронте.
  •  Кадушкин Степан Александрович.
  • Борзенко Прокопий Николаевич.
  • Ракитских Михаил Никитич.
  • Першин Василий Семенович.
  • Гусев Калистрат Петрович.
  • Александров Николай Андреевич.
  • Москалев Константин Прокопьевич.
  • Сидоров Павел Григорьевич.

Кадушкин  Степан Александрович  родился 11 августа 1923 года в селе Частоозерье.  Призван в Красную Армию в январе 1942 года. Ефрейтор, сапер-подрывник. Воевал с января 1942 года в составе 598-го отдельного стрелкового Батальона на Ленинградском фронте. Орден Славы III степени получил за бои под Нарвой.

Из воспоминаний Степана Александровича « Служил я в отдельном саперном батальоне. Основной задачей нашего батальона было возводить оборонительные сооружения, да обеспечивать разведчикам, уходящим в разведку, безопасную дорогу. Все вместе мы выполняли задачу не допустить гибель людей, находящихся в городе. Нелегкое это и опасное дело разминировать и снова минировать здания и дороги. Сапер ошибается только один раз и, наверное, все-таки счастье и удача для нас простых солдат, когда твоя жизнь  доверена умному, опытному командиру. Счастье, когда рядом друзья, на которых можно положиться, как на самого себя, счастье, когда приходишь живым после выполненного задания, радуешься сам, радуются за твою удачу товарищи по оружию».

Борзенко Прокопий Николаевич родился 5 февраля 1921 года в с. Новотроицкое Петуховского района. В 1940 году был призван в Красную Армию. Служил в Ленинграде, где его и застала война. В блокаду Ленинграда возил через Ладожское озеро продукты и боеприпасы. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Из его воспоминаний: «Еды  не хватало, варили сапоги и ремни из кожи».  Участвовал в битве под Курско-Орловской дугой. Возил командира с документами. Из его воспоминаний: «Ехал я как-то раз на мотоцикле, вез пакет с секретными документами. Вдруг из-под грейдера выскочил немецкий солдат с автоматом. Я резко развернулся и поехал  обратно. А сзади раздалась автоматная очередь. Я решил уничтожить документ, чтобы он не достался врагам. Я его съел.  Но от немцев я оторвался, и мне пришлось вернуться обратно».

Сидоров Павел Григорьевич родился 13 ноября 1914 года в деревне Казанцево. Воевал в составе 10-ой отдельной танковой бригады на Калининском и Ленинградском фронтах. Награжден орденами Славы III степени, Красной Звезды, Отечественной войны II степени.

Из воспоминаний фронтовика: «В начале 1941 года меня как механизатора мобилизовали на стройку Беломоро-Балтийского канала. Дело непростое – после колхозной пашни переключиться на строительные работы на том же тракторе. Только начал привыкать, а тут война. Перебросили нас на строительство оборонительных сооружений под Ленинград. Под станцией Нарва принял боевое крещение. Бой был жаркий, жестокий. Наш взвод обеспечил выполнение боевой задачи. Я был награжден за это медалью «За отвагу».

В памяти бой и за станцию-разъезд Мавля. Мы танковым взводом вырвались тогда вперед. А немцы отсекли пехоту огнем и попробовали уничтожить танки с тылу. Им удалось снарядом попасть в башню танка. Погиб командир, заклинило пушку, а я набрался смелости, развернул танк и давай кромсать гитлеровцев гусеницами. Чудом, но уцелел и в этом бою. Был награжден орденом Славы».

9 мая во всех православных храмах проходит День поминовения вождей и воинов, погибших на полях сражений Великой Отечественной войны. Священники будут читать записки с именами воинов, павших на полях брани. Давайте ребята мы с вами составим и соберем  такие записки и отнесем их 9 мая в храм.

  1. Наши земляки, погибшие под Ленинградом.

(ребята по очереди читают записки)

Баландин Алексей Степанович 1908г. Рождения,  д. Долгие. Погиб в апреле 1942г, похоронен в д. Жирки Ленинградской области.

Блюзников Павел Илларионович, 1910года рождения, д. Шестаково, рядовой 98 саперный полк, 10 стрелковая дивизия. Был в последнем бою в марте 1942г. На Ленинградском фронте.

Важенин  Иосиф Артамонович 1916 года рождения, д. Волчье, лейтенант 447 стрелковый полк, 397 стрелковой дивизии. Погиб в сентябре 1942 г. У д. Великое  Село Лужского района Ленинградской области.

Васильев Николай Степанович погиб в бою в мае 1943 года в Ленинградской области.

 Верещагин Федор Тимофеевич, 10\907 года рождения, с. Беляковское, рядовой 24 зенитного полка, 281 стрелковой дивизии. Погиб в марте 1942 года у станции Погостье Ленинградской области.

Верюгин Григорий Егорович, 1910 года рождения, с. Бутырино, рядовой , конный взвод .Погиб в бою в декабре 1941 года. Похоронен в Ленинградской области, Выборский район, д. Антоньевская, могила №27.

Волков Иван Дмитриевич, 1905 года рождения, с.Лиханово, рядовой, умер в госпитале 15 ноября 1942 года. Похоронен в Ленинграде на Пискаревском кладбище.

Волохов Иван Дементьевич, 1918 года рождения, с. Новотроицкое. Погиб в бою в сентябре 1942 года. Похоронен у д. Синявино Ленинградской области.

Жданов Петр Михаилович, 1919 года рождения, с. Сивково.Погиб в бою в октябре 1941 года. Похоронен у деревни Ларионов Остров Ленинградской области.

Жуковский Никита Осипович 1914 года рождения, с. Частоозерье. Погиб в 1941 году у поселка Синявино, ленинградской области.

Комольцев Федор Алексеевич 1891 года рождения, с. Частоозерье, рядовой стрелок 320 стрелкового полка, 11 стрелковой дивизии. Погиб в 1943 году. Похоронен в Ленинграде.

Лаптев Василий Ермалаевич 1908 года рождения, д. Окуневка. Умер в госпитале. Похоронен в деревне Просеково Ленинградской области.

Позняков Петр Калинович 1917 года рождения, д. Дроновка, рядовой стрелок 320 стрелкового полка, 11 стрелковой дивизии. Погиб в январе 1943 года. Похоронен в Ленинградской области Кировский район.

Заключительное слово.

К.рук.

Ленинградская  битва закончилась победой. 27 января 1944 года в честь победы был  над городом праздничный салют. Нам нельзя забывать, что за нашу сегодняшнюю жизнь была заплачена огромная цена. Мы должны помнить своих героев. Ибо народ, который забыл свое прошлое. Не имеет будущего. Предлагаю почтить память погибших за свободу нашей Родины минутой молчания.

(дети встают)

Прошу садиться.

Один философ  абсолютно точно научился предсказывать войны. Он говорил, что новая война начинается тогда, когда вырастает поколение, забывшее войну предыдущую.

Мы в сердце вечными словами

Погибшим пишем имена.

У нас, до этих дней доживших, О прошлом память не умрет:

Пока мы чтим за Русь погибших, Дотоль бессмертен наш народ.

Сохранить мир на Земле – это наша с вами задача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

900 дней мужества, стойкости, отваги...

Внеклассное мероприятие по истории о подвиге жителей Ленинграда. Материал урока способствует   формированию у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и под...

сценарий литературно-музыкальной композиции "900 дней мужества"

данный урок посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда и содержит хронологию  событий, стихотворения поэтов о блокаде. урок сопровождается презентацией и отрывками из симфонии "Ленинградской" Д....

900 дней мужества (к 70-летию снятия блокады Ленинграда)

Буклет к 70-летию снятия блокады Ленинграда...

"900 дней мужества"(посв. снятию блокады Ленинграда)

Мероприятие посвещено снятию блокады Ленинграда. Актёрами выступают учащиеся 7 класса. Постановка способствует воспитанию патриотизма....

Классный час "900 дней мужества"

материал про блокаду Ленинграда...

"900 дней мужества" внеклассное мероприятие

Внеклассное мероприятие в рамках месячника военно-патриотического воспитания...

900 дней мужества

Материал- разработка классного часа к годовщине снятия блокады....