сценарий литературно-музыкальной композиции "900 дней мужества"
план-конспект урока (литература, 5 класс) по теме

данный урок посвящен 70-летию снятия блокады Ленинграда и содержит хронологию  событий, стихотворения поэтов о блокаде. урок сопровождается презентацией и отрывками из симфонии "Ленинградской" Д. Шостаковича.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_muzhestva_70_let.docx26.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока мужества, посвященного 70-летнему юбилею

освобождения  блокадного Ленинграда

Цели и задачи урока:

  1. наглядно образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады, показать на конкретных фактах, как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
  2. продолжить формирование у школьников представления, что война – это смерть и страдания реальных людей, и тем самым раскрыть антигуманную сторону войны;
  3. воспитать у учащихся чувство уважения к старшему поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и восстановивших страну в послевоенный период.

Ведущий 1:      Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга).

Ведущий 2: Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наше выступление.

Ведущий 1: Утром 22 июня 1941 года в 3 часа 30 мин. Германия напала на Советский Союз. Для нашего народа началась Великая Отечественная война.

(звучит первый куплет и припев песни «Священная война», музыка  А.В. Александрова, автор слов В.И. Лебедев-Кумач).

1-й ученик:

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Ведущий 2: В соответствии с планом «Барбаросса», вермахт наносил одновременные удары в северном и южном направлениях. В августе германские войска начали мощное наступление на Ленинград.

Ведущий 1: Из дневника генерала Фридриха Гальдера 8 июля 1941 года: «После рассмотрения у Гитлера плана осаждения Москвы стало ясно непоколебимое решение фюрера сровнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавится от населения  этих городов, которое в противном случае мы будем вынуждены кормить в течение зимы. Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки. Это будет «народное бедствие», которое лишит центров не только большевизм, но и московитов (русских) вообще».

Ведущий 2: Гитлер заявлял: «Ленинград теперь сам поднимет руки: он неминуемо падет, раньше или позже. Никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши линии. Ленинграду суждено умереть голодной смертью». В сентябре 1941 года город оказался в «клещах» окружения. 

Ведущий 1: Вспомним хронологию этих трагических событий.

1941 год

4 сентября – Начало артиллерийского обстрела Ленинграда.

8 октября – Сокращение норм довольствия войскам.

20 ноября – Начало движения транспорта по ледовой дороге через озеро.

9 декабря – Разгром немецкой группировки под Тихвином. Освобождение Тихвина от захватчиков.

Ведущий 2: 1942 год

1 января – Открытие сквозного железнодорожного движения Войбокало – Жихарево.

22 декабря – Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждена медаль «За оборону Ленинграда».

Ведущий 1: 1943 год

18 января – Прорыв блокады. Соединение Ленинградского и Волховского фронтов.

Ведущий 2: 1944 год

14-27 января – Полное освобождение Ленинграда от вражеской блокады.

2-й ученик: Из воззвания рабочих Кировского завода к воинам-защитникам Ленинграда. 1941 г.: «Воины Красной Армии, знайте, что ни бомбы, ни снаряды, никакие воинские испытания и трудности не поколеблют нашей решимости сопротивляться, отвечать ударом на удар, не заставят нас забыть клятвенное обещание: истребить врага до последнего… Пусть каждый из нас высоко несет свое почетное звание советского воина, твердо и нерушимо выполняет свою священную обязанность – защищать Родину с оружием в руках. Ляжем костьми, но преградим дорогу врагу. Мы никогда не были рабами и рабами никогда не будем. Умрем, но Ленинград не сдадим!» 

3-й ученик:

Вместо супа -
Бурда из столярного клея,
Вместо чая -
Заварка сосновой хвои,
Это было б ничего,
Только руки немеют,
Только ноги
Становятся вдруг не свои.
Только сердце
Внезапно сожмётся как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце!
Надо стучать, если даже не можешь
Ведь на наших сердцах -
Ленинград!
Бей сердце!
Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь:
Город клянётся, что враг не пройдёт!
... Сотый день догорает
Как потом оказалось -
Впереди ещё 800 !

Ведущий 1: Дни шли, и в городе настал ГОЛОД… В колхозах и совхозах блокадного кольца с полей и огородов собирали все, что могло пригодиться в пищу. Однако все эти меры не могли спасти от голода. 20 ноября – в пятый раз населению и в третий раз войскам – пришлось сократить нормы выдачи хлеба. Воины на передовой стали получать 500 граммов в сутки, рабочие – 250 граммов, служащие, иждивенцы и воины, не находящиеся на передовой, – 125 граммов. И кроме хлеба, почти ничего. В блокированном Ленинграде начался голод.

Ведущий 2: Раиса Яковлевна Артемова, ветеран труда, жительница блокадного Ленинграда, вспоминает: «Я просила порезать кусочек хлеба на более мелкие части, чтоб было «много», а потом плакала, когда они, усохнув, становились маленькими».

Ведущий 1: Хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы (в разное время от 20 до 50 %)

4-й ученик: 

Я только раз видала рукопашный,

Раз наяву. И тысячу – во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ведущий 2: Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

Ведущий 1: В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких записей.

5-й ученик: 

 «Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра 1941 года»

 «Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года»

 «Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»

 «Дядя Вася умер в 2 часа ночи 14 апреля 1942 года»

 «Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»

 «Мама умерла 13 мая в 7.30 утра 1942 года»

 «Савичевы умерли»

 «Умерли все»

 «Осталась одна Таня»

Ведущий 2: При первой возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был поставлен памятник.

6-й ученик: 

Все это называется – блокада.

И детский плач в разломанном гнезде...

Детей не надо в городе, не надо,

Ведь родина согреет их везде.

Детей не надо в городе военном,

Боец не должен сберегать паек,

Нести домой. Не смеет неизменно

Его преследовать ребячий голосок.

И в свисте пуль, и в завыванье бомбы

Нельзя нам слышать детских ножек бег.

Бомбоубежищ катакомбы

Не детям бы запоминать навек.

Они вернутся в дом. Их страх не нужен.

Мы защитим, мы сбережем их дом.

Мать будет матерью. И муж вернется мужем.

И дети будут здесь. Но не сейчас. Потом.

Ведущий 1: За 900 блокадных дней и ночей по городу было выпущено около 150 тыс. снарядов, сброшено свыше 100 тыс. зажигательных и около 5 тыс. фугасных бомб, от которых, только по официальным данным, погибли 16 467 человек. Еще около миллиона погибло от голода, ставшего самым страшным испытанием осажденных. К весне 1943 года в Ленинграде исчезли все кошки, собаки, птицы и даже крысы. Люди умирали даже на улицах, где и оставались лежать – их не успевали хоронить. На 1 января 1944 г. в Ленинграде насчитывалось всего 560 тыс. жителей – одна часть его довоенного населения.

Из воспоминаний Дмитрия Сергеевича Лихачева: « Писать о блокаде мельком невозможно.

Ведущий 2: Предпринимались  все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, названная “дорогой жизни”. Она позволила подвозить боеприпасы, продукты, вывозить больных из блокадного города. За 102 дня работы ледовой трассы по ней было доставлено в Ленинград более 200 т грузов. Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 г в сутки.

Ведущий 1: По дну озера был проложен энергетический кабель, а также трубопровод, снабжавший Ленинград горючим. Хлеб доставляли теперь не только по воздуху, но и по ледовой дороге через Ладожское озеро. Грузовики шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому этот путь прозвали “Дорогой смерти”.

7-й ученик: 

Страшный путь!
На тридцатой, последней версте
Ничего не сулит хорошего...
Под моими ногами устало хрустеть
Ледяное ломкое крошево.

Страшный путь!
Ты на пятой своей версте
Потерял для меня конец,
И ветер устал над тобой свистеть,
И устал грохотать свинец...
Почему не проходит над Ладогой мост?!

Нам подошвы невмочь ото льда отрывать.
Сумасшедшие мысли буравят мозг:
Почему на льду не растет трава?!

8-й ученик: 

Самый страшный путь из моих путей!
На двадцатой версте как я мог идти!
Шли навстречу из города  сотни детей...
Сотни детей!
Замерзали в пути...

Одинокие дети на взорванном льду, -
Эту теплую смерть распознать не могли они сами, -
И смотрели на падающую звезду
Непонимающими глазами.

Мне в атаках не надобно слова "вперед",
Под каким бы нам ни бывать огнем  - 
У меня в зрачках черный ладожский лед
Ленинградские дети лежат на нем.

Ведущий 1: В памяти поколений остались тысячи ленинградцев, сумевших ценой своей жизни сохранить город и приблизить победу. Навсегда остался в истории безвестный голодный почтальон, несший по адресу присланный кому-то шоколад, вручивший его – и умерший на пороге квартиры.  Остался ученый В. Л. Комарович, умиравший от голода, считавший дни – и работавший над своей докторской диссертацией.

Ведущий 2: Художник Чупятов и его  жена умерли от голода. Умирая, он рисовал, писал картины. Когда не хватило холста, он писал на фанере и на картоне.

Ведущий 1: Все 900 дней блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства оберегали уникальную коллекцию семян, собранную со всего света академиком Н.И. Вавиловым. Бомбежки и обстрелы, голод и холод, казалось, испытывали людей на прочность. Особенно мучителен был голод. А рядом стояли коробки с пшеницей, рисом, фасолью, гречихой. Протяни руку – возьми, брось в котелок, вари и ешь. Но измученная голодом, доведенная до дистрофии горстка ученых не съела тогда ни единого зернышка. Бесценная коллекция была сохранена.

Ведущий 2: В осажденном Ленинграде работал над своей 7-й симфонией композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Симфония впервые была исполнена 5 марта 1942 г. в Куйбышеве, а 9 августа 1942 г. в Ленинграде. 7-я симфония Шостаковича стала музыкальным памятником блокаде и войне.

Звучит фрагмент 7-й симфонии Д.Д. Шостаковича.

 

9-й ученик: 

Я помню блеск немеркнущих свечей
И тонкие, белей, чем изваянья,
Торжественные лица скрипачей,
Чуть согнутые плечи дирижера,
Взмах палочки - и вот уже поют
Все инструменты о тебе, мой город,
Все рупора Симфонию твою... (Из поэмы Л. Поповой "Седьмая симфония")

Ведущий 1: В начале 1944 г. войска Ленинградского, Волховского, 2-го Прибалтийского фронтов и силы Балтийского флота приступили к  проведению Ленинградско-Новгородской наступательной операции. Она продолжалась 48 суток. 27 января город был освобожден от блокады.

4-й ученик: 

Сзади Нарвские были ворота,

Впереди была только смерть…

Так советская шла пехота

Прямо в желтые жерла «Берт».

Вот о вас и напишут книжки:

«Жизнь свою за други своя»

Незатейливые парнишки –

Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки,

Внуки, братики, сыновья!

(А. Ахматова. «Победителям». 1944г.)

Ведущий 1: Девятисотдневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и геройства, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Ленинградцы до конца остались верными Родине. Город-герой – вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду советский народ.

Ведущий 2: Среди нас с Вами живут или жили воины, которые ничего не боялись, шли к Победе. Это наши деды, прадеды… Вечная им память.

1-й ученик:

Помните!

Через века,

через года, –

помните!

О тех,

кто уже не придет

никогда, –

помните!

Не плачьте!

В горле

сдержите стоны,

горькие стоны.

2-й ученик: 

Памяти

павших

будьте

достойны!

Вечно достойны!

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью

просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

  

3-й ученик: 

Люди!

Покуда сердца

стучатся, –

помните!

Какою

ценою

завоевано счастье,

пожалуйста, –

помните!

Р. Рождественский.

Ведущий 1: Почтить память погибших от голода и холода в блокадном Ленинграде, воинов павших и умерших от ран, защищавших и прорывавших кольцо блокады Ленинграда, прошу всех встать. Объявляется минута молчания.

(Звучит метроном)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературно-музыкальная композиция к уроку мужества

Над мирным городом встает солнце, и сюда на Мамаев курган нескончаемым потоком идут люди. Волгоград, бывший Царицын, бывший Сталинград. Город с четырех вековой историей. 70 лет назад в сорок втором зд...

Литературно-музыкальная композиция "1418 дней"

1418 днейДанная разработка готова для подготовки и проведения внешкольного мероприятия, посвященного Дню Победы. Рассчитана на учащихся 9-11 классов....

Литературно-музыкальная композиция "900 дней и ночей"

            Представленная литературно-музыкальная композиция «900 дней и ночей» рассказывает о тяжелейших испытаниях, выпавших на долю жителей блокадн...