Программа воспитательной системы класса
методическая разработка на тему

Мокрушина Олеся Геннадьевна

Программа воспитательной системы класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ " СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

 № 102 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ " Г. ПЕРМИ

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

7 Б  КЛАССА

Классный руководитель: Мокрушина Олеся Геннадьевна

Пермь

2014-2015  учебный год

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Введение……………………………………………………………………

  1. Характеристика учащихся  КВС  

 (обоснование воспитательной системы)………………………………

II. Концептуальная часть

2.1 Модель воспитательной системы  ………………………..

2.2 Совместная деятельность………………………………………………

2.3 Основные направления деятельности классного  руководителя ……

2.4 Взаимодействие с внешней средой……………………………………

III. Практическая часть

3.1 Этапы развития КВС ……………………………

3.2 Реализация концептуальной модели…………………………………..

3.3 Ожидаемые результаты…………………………………………………

Заключение…………………………………………………………………..

Литература……………………………………………………………………

ВВЕДЕНИЕ

В  современном российском обществе актуальность приобретают такие задачи, как формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, создание нового  воспитательного потенциала системы образования, основанного на государственных стандартах нового образца.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания являются формирование у учащихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В основе всего этого лежит умение делать осознанный выбор, определение собственных приоритетов в согласовании с интересами общества.

 Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические сотрудники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю.

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе нормативных документов, Устава общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности,  позитивных  и  негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач развития.

Исходя из поставленных задач  и закрепленных функций, мы осознали, что должны обеспечить комфортные условия для максимально всестороннего развития личности каждого ребенка.

Данная мысль продолжена в Национальном проекте «Образование», где определены стратегическое ориентиры, в том числе развитие ключевых компетенций (информационная, коммуникативная, самостоятельное решение проблем). Эти материалы и являются основой для разработки КВС 6 Б класса.

                 

I. ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

1.1. Социальный паспорт класса.

Всего в 7 классе 28 учащихся.

Воспитываются в семьях: - полных – 22; - неполных – 5.

Из них: - многодетных – 2; - малоимущих -1; -; - матерей - одиночек – 4; отцов-одиночек – 1; детей-инвалидов 1, опекаемых-1.

Социальный состав семей благополучный.

1.2. Состав класса по половой принадлежности. В классе - 17 мальчиков и 11 девочек.

1.3. Состояние здоровья учащихся. Основная физкультурная группа. 7 человек – пониженное зрение. Астма  - 4 человека.

1.4. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.

Спортивные секции – 15 человек.

Музыкальная школа  - 2 человека.

Творческие коллективы – 11 человек.

Не записаны ни в какие секции – 4 человека.

Вывод: 85% учащихся класса посещают кружки и секции, 15 % учащихся в свободное от занятий время предоставлены сами себе. 

1.5.Традиции в классе. Из года в год в классе проводятся определенные мероприятия, которые стали уже традицией. Эти мероприятия предложены самими учащимися, классным руководителем.

  • Дежурство в классе, по школе.
  • День рождения класса.
  • Праздник Нового года.
  • День защитника Отечества.
  • День 8 Марта.
  • День окончания учебного года.
  • Поздравление именинников..

1.6.Состав родительского комитета.

Киракосян С.М., Верзилина И. А., Молашвили Н.В .

II. КОНЦЕПТУАЛЬНЯ ЧАСТЬ

2.1. Модель воспитательной системы  

Основная идея: создание открытой воспитательной системы, основанной на сотрудничестве, содружестве, сотворчестве всех субъектов воспитательного процесса с целью воспитания современного компетентного человека.

Данная идея основана на научных взглядах: С.Т. Шацкого- «открытая школа»; идея «открытой школы», как центра воспитания ребенка в социальной среде.

 В.А. Сухомлинского - гуманное коллективное воспитание; коллектив – это содружество единомышленников, содружество гражданское, идейное, творческое, трудовое. Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина- возрастные особенности  детей, Л.И. Новиковой – воспитательная система, Е.Н. Степанова – личностно-ориентированный подход и др.

Воспитательная система класса - сложное социально-педагогическое образование,  самоорганизующее, саморегулируемое и управляемое. Система открытая, т.к. взаимодействует с ближним и дальним социумом, осваивая его, кроме того, сама становится мощным средством социализации учащихся.  Открытая классная воспитательная система ориентирована на работу с учащимися, имеющими различные убеждения, на диалог, на развитие межличностного и межгруппового общения.

Самое главное - в процессе создания открытой классной воспитательной системы формируется воспитывающая среда, которая предполагает совместную деятельность и общение взрослых (классных руководителей, учителей предметников, родителей) и детей. Именно совместная деятельность и общение позволяют осуществить сотрудничество и позволяют создать необходимые условия для личностного развития ребенка.

 Модель воспитательной системы разработана в соответствии с положением  Закона «Об образовании», Концепции модернизации образования, Конвенции о правах ребенка [1, 2 ,3], ФГОС ООО имеет следующие составляющие: цель, ценности, традиции, совместная деятельность, самоуправление, взаимодействие со школьным сообществом и взаимодействие с внешней средой.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ С КЛАССОМ

Воспитание ответственного отношения к учебной деятельности , умения делать осознанный выбор, воспитание  личности с активной жизненной позицией.

ЗАДАЧИ:

1.Систематизировать работу по личностному, социальному и профессиональному самоопределению учащихся.

2.Формировать сознательное отношение  к учению и потребности к самообразованию.

3.Создавать условия для самореализации учащихся в творческом, интеллектуальном, физическом направлениях.

4. Проводить работу по профилактике правонарушений и преступлений.

Таким образом, концепция воспитательной системы класса может быть представлена в следующем виде: (схема 1)

В ходе педагогической работы и изучения литературы, определены формы, методы и приемы, который классный руководитель может использовать в деятельности по реализации воспитательной системы класса. (табл.2)

Основные направления деятельности

Задачи деятельности

Средства реализации задач

Проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

1. Сформировать образ класса и жизнедеятельности в нем.

2. Определить место и роль класса в воспитательной системе школы.

3. Выявить способы и условия использования возможностей окружающей среды в развитии личности и формировании классного коллектива.

1. Организационно-деятельностные игры.

Деятельность по сплочению и развитию классного коллектива, созданию развивающей среды личности ребенка.

1. Содействовать формированию благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

2. Апробировать моделируемые элементы воспитательной системы класса в жизнедеятельности классного сообщества.

1. Праздник именинников, вылазки на природу, экскурсии, поездки на базы отдыха.

2. “Разговор при свечах”, “Волшебный стул”, Любые формы коллективной деятельности.


2.2 Совместная деятельность.

Методологической  основой совместной деятельности  является личностно-ориентированный подход.

Основными принципами совместной деятельности  являются:

- принцип индивидуальности - создание условий для формирования индивидуальности личности учащегося и содействие дальнейшему развитию индивидуальных способностей;

- принцип субъектности -  оказание помощи учащемуся по обогащению его субъектного (личного) опыта;

-принцип выбора – предоставление возможности развития индивидуальности и субъектности на возможности выбора цели, содержания, форм и способов организации деятельности;

- принцип творчества и успеха - организация индивидуальной и коллективной творческой деятельности, способствующей развитию творческих способностей детей и уникальности классного коллектива;

- принцип доверия и поддержки - вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремления к самопознанию.

                   

2.3 Основные направления деятельности классного  руководителя

Интеллект

Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.

Задачи: 

  1. определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
  2. создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
  3. формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность

Формы реализации: 

  1. Предметные олимпиады.
  2. Тематические недели.
  3. Экскурсии познавательного характера.
  4. Конференции.
  5. Интеллектуальные игры.

Общение

Цель: передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей.

Задачи:

  • формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок»;
  • создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса;
  • учить учащихся приемам преодоления проблем в общении.

Формы реализации:

Изучение способности к общению каждого ученика в классном коллективе:

  • социометрия;
  • диагностика «10 моих Я»;

Направление «Здоровье»

Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека; воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.

Задачи: 

  • формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
  • знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

Формы реализации:

  1. Спортивные праздники и соревнования.
  2. Дни здоровья.
  3. Походы выходного дня.

Актуальность обучения учащихся основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Задача педагога - систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых и экстремальных условиях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе. Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов деятельности, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Направление «Нравственность»

Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.

Задачи: 

  • формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
  • формировать у учащихся осознание значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем;
  • воспитание доброго отношения к родителям, к окружающим людям, сверстникам;
  • воспитание добросовестного отношения к своим обязанностям, к самому себе, к общественным поручениям

Формы реализации:

Меропрятия к праздникам:

1. День Матери.

2. День защитника Отечества.

3. День Победы.

4. Познавательные экскурсии по краеведению.

Направление «Образ жизни»

Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.

Задачи: 

  • создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
  • использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
  • развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи.

Формы реализации: 

  1. Культпоходы в театр, на концерты, кино.
  2. Посещение кружков, секций, студий.
  3. Классные собрания:
      создание законов;
      распределение поручений
  4. Участие в делах школы.
  5. Новогодний праздник.
  6. Праздники 23 февраля и 8 марта.
  7. Участие во внешкольных акциях.

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Этапы развития воспитательной системы                    

- первый этап – проектирование системы (2013 г.). Изучение интересов, потребностей и других личностных характеристик членов объединения; проектирование желаемого образа КВС; определение перспектив жизнедеятельности;

-  второй этап - становление классной воспитательной системы (2013-2015г.). Укрепление межличностных отношений; формирование чувства ответственности за свой выбор, умения принимать общегрупповые решения

- третий этап – этап стабильного функционирования системы (2015-2017 г.). Классная воспитательная система начинает соответствовать проектному замыслу. Жизнь класса строится на основе традиций, системообразующей деятельности, которые способствуют формированию индивидуальности созданного коллектива, его «лица», развитию самоуправления;

- четвертый этап - рефлексия созданной системы, подведение итогов жизнедеятельности класса.

3.2. Реализация концептуальной модели

Происходит через основные направления воспитательной деятельности, сформулированные в следующих  модулях:

Направления воспитательной работы:

1.        Нравственно- правовое воспитание.

2.        Гражданско-патриотическое воспитание.

3.        Экологическое воспитание.

4.        Эстетическое воспитание.

5.        Спортивно-оздоровительное воспитание.

6.        Формирование культуры семейных отношений.

  1. Ожидаемый результат:
  • воспитанность учащихся;
  • защищенность и комфортность ребенка в классе;
  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе;
  • сформированность классного коллектива;
  • репутация класса;
  • проявление индивидуальности («лица») класса;
  • умение строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, творить прекрасное в досуговой деятельности, поведении, общении с окружающими;
  • потребность в самостоятельном добывании новых знаний;
  • адекватная оценка учащимися своих возможностей;
  • стремление к физическому совершенствованию, здоровому образу жизни.

                                                          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество требует изменений в подходах к воспитанию детей, формах и методах для достижения цели воспитания современного, образованного, компетентного молодого человека, способного к успешной социализации и адаптации на рынке труда. Осуществляет и направляет процесс воспитания классный руководитель, педагог – профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком. Классный руководитель является организатором системы отношений через разнообразные виды деятельности, создателем развивающей среды и морально – психологического климата «Гуманитариум», а также координатором усилий педагогов, семьи и социума. Классный руководитель, организует и направляет деятельность учащихся   «Гуманитариум», предъявляют и к себе требования как к современному компетентному человеку, ориентируются не только на то, «что» нужно делать, но и «как» это нужно делать. Продолжая развивать ключевые компетенции, классный руководитель постоянно совершенствует в целом психолого – педагогическую компетентность педагога – воспитателя.


                                               ЛИТЕРАТУРА

1. Закон   РФ « Об образовании» девятое издание, Москва, издательство «Ось 89» 2005 г. - 64 с.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Официальные документы в образовании. №4 2002 г.

3. Конвенция ООН о правах ребенка – Москва, издательство «Рудомино» 2001 г. - 44 с.

4. Личностно – ориентированный подход в работе педагога: Разработка и использование. Под редакцией Степанова Е. Н. Москва: 2003 г.

5. Моделирование воспитательной системы: Теория – практики / под редакцией Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой. Москва: 1995 г.

6. М. Н. Недвецкая Классному руководителю об организации взаимодействия школы и семьи: методическое пособие – Москва: АПК и ПРО, 2006 г. – 84 с.

7. Г. К. Селевко. Социально - воспитательные технологии. Москва: НИИ школьных технологий, 2005 г. – 176 с. (серия «Энциклопедия образовательных технологий»)

8. Е. Н. Степанов. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: учебно – методическое пособие. Москва: ТЦ «Сфера», 2004 г.

9. В. А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Киев: 1978 г.

10. Теория и практика воспитательных систем. Под редакцией Л. И. Новиковой. Москва: 1993 г.

11. С. Т. Шацкий. Работа для будущего. Москва: 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной системы класса

Опыт прошлых лет показывает, что ни одна программа не приносит желаемых результатов, если не используется системный подход в воспитательной деятельности. Именно система позволяет создать условия для п...

Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса

Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...

Программа воспитательной системы класса

Программа воспитательной системы разработана мной для работы с учащимися 6 класса...

Воспитательная система класса. Программа "Мы молодые - будущее своей семьи и российского государства"

Формирование ценностных ориентиров у учащихся в системе социального партнерства семьи и школы....

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...

Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы

Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...

Программа воспитательной системы класса «Шкобра (школьное братство)»

Программа воспитательной системы класса«Шкобра (школьное братство)»...