"Коррупция" Разработка классного часа
классный час (7 класс) на тему

Смирнова Оксана Владимировна

Классный час для 7 класса  "Коррупция"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyj_chas_v_7_kl_korrupcija.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                Классный час    

                    «Коррупция»

        

                                                                                                                                     

                                           Разработала классный руководитель 7В класса ГБОУ школа№335

                                           Смирнова О.В.

        2015 год.

                                                 

                                 

                               Пояснительная записка

     Данный классный час рассчитан на учащихся 7 класса,  которые  уже могут рассуждать о серьёзных вещах/

    Тема «Коррупция» актуальна сегодня как никогда. Об этом говорят средства массовой информации, разговоры людей из  окружения учащихся о взятках и взяточниках, о решении каких- то  вопросов  с  помощью взятки. Сама жизнь  погружает детей  в негатив проблемы, показывает, что к ней может быть причастен любой гражданин нашего общества.

    Главная задача этого классного часа обозначить эту проблему, заставить учеников задуматься о том, что в обществе могут быть большие проблемы, постараться вызвать негативное отношение к  коррупции как  к явлению, формировать у учащихся правовое самосознание,  способствовать осознанию  важности  соблюдения закона.

   Тема классного часа раскрывается в беседе с учащимися с использованием разных источников информации (литературное произведение, проза, энциклопедический словарь, статьи УК РФ и материалы Интернета). Продолжится работа в группах  методом « мозговой штурм».

   Автор считает нецелесообразным расширять границы сведений о коррумпированности общества, исходя из возраста учащихся. Главная задача- обозначение проблемы и осознание своей причастности к её решению.

                                                           

Задачи:          1. Привлечь внимание учащихся к проблеме коррупции;

2. Способствовать профилактике асоциального поведения, осознанию важности      таких понятий как соблюдение закона, незапятнанная репутация и необходимость борьбы с коррупцией, наносящей вред государственным устоям и растлевающей человеческую личность.

Подготовительная работа:

  1. Инсценировка отрывка из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»  ( учащиеся)
  2. Изготовление плаката с изображением спрута.
  3. Выучить наизусть стихотворение Л. Бергера «Закон» (один из учеников)

                        4.   Подготовить материалы на слайдах

Время:  45 минут

        Ход классного часа

Сцена из  комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

 (Инсценируют учащиеся)

                          Действие  четвёртое

                                    Явление 1

Артемий Филлипович. Воля ваша, Аммос Фёдорович, нам нужно бы кое- что предпринять.

Аммос Фёдорович. А что именно?

Артемий Филлипович. Ну известно что.

Аммос Фёдорович. Подсунуть ?

Артемий Филиппович. Ну да, хоть и подсунуть.

Аммос Фёдорович. Опасно, чёрт возьми, раскричится: государственный человек. А разве в виде приношения со стороны дворянства на какой- нибудь памятник?

Почтмейстер. Или же: « Вот, мол, пришли по почте деньги, неизвестно кому принадлежащие».

Артемий Филиппович. Смотрите, чтоб он вас по почте не отправил куда- нибудь подальше…

                                                Явление 111

Хлестаков. Прошу садиться. Так вы здесь судья?

Аммос Фёдорович. С восемьсот шестнадцатого был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

Хлестаков. А выгодно однако же быть судьёю?

Аммос Фёдорович.  За три трёхлетия представлен к Владимиру четвёртой степени с одобрения со стороны начальства. (В сторону) А деньги в кулаке, да кулак- то весь в огне.

Хлестаков. А мне нравится Владимир. Вот Анна третьей степени уж не так.

Аммос Фёдорович  (высовывая понемногу вперёд сжатый кулак. В сторону).  Господи боже! Не знаю, где сижу. Точно горячие угли под тобою.

Хлестаков. Что это у вас в руке?

Аммос Фёдорович ( потерявшись и роняя на пол ассигнации). Ничего-с.

Хлестаков. Как ничего? Я вижу, деньги упали.

Аммос Фёдорович (дрожа всем телом). Никак нет-с! ( В сторону) О боже! Вот уж я и под судом! И тележку подвезли схватить меня!

Хлестаков (подымая). Да это деньги.

                                                            3

Аммос Фёдорович (в сторону). Ну, всё кончено - пропал! пропал!                                                                  

Хлестаков. Знаете ли что? дайте их мне взаймы.

Аммос Фёдорович ( поспешно). Как же-с, как же-с… с большим удовольствием.                ( в сторону.) Ну смелее, смелее! Вывози, пресвятая матерь!

Хлестаков. Я, знаете,  в дороге издержался: то да сё… Впрочем, я вам из деревни  сейчас их пришлю.

Аммос Фёдорович.  Помилуйте! как можно!  И без того,  это такая честь… Конечно, слабыми моими силами, рвением и усердием к начальству… постараюсь заслужить…         ( Приподымается со стула, вытянувшись ми руки по швам.) Не смею больше беспокоить своим присутствием. Не будет ли какого приказания?

Хлестаков. Какого приказания?

Аммос Фёдорович. Я разумею, не дадите ли какого приказания здешнему уездному суду?

Хлестаков. Зачем же? Ведь мне никакой  нет  теперь в нём  надобности. Покорнейше  благодарю.

Аммос Фёдорович (раскланиваясь  и уходя, в сторону). Ну, город наш!

Хлестаков (по уходе его). Судья - хороший человек!

Вопрос учащимся. О чём говорится в сцене из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

( Учащиеся без труда определяют, что разговор идёт о взятке, которую нерадивые чиновники города  дают мнимому ревизору за то, чтобы он «не заметил» явных упущений в их работе, с тем, чтобы их не лишили должности и т.д.)

Вопрос: Как называются деньги, которые чиновники дают Хлестакову?

( Учащиеся не затрудняются с ответом, что эти деньги- взятка)

Вопрос: Как называется человек, берущий взятку?

               ( Взяточник)

Вопрос: Что же такое взяточничество?

              (Учащиеся предлагают свои варианты ответа)

Учитель предлагает найти ответ на вопрос в  энциклопедическом словаре.

      Взяточничество- получение должностным лицом любым путём и в любой форме материальных ценностей или предоставление ему  материальных благ за совершение (или не совершение)  в интересах взяткодателя действий, входящих в компетенцию данного должностного лица.

      Уголовное законодательство устанавливает ответственность за получение и дачу взятки, посредничество по взяточничеству.

Учитель. Взяточничество- это одна из составляющих ещё более обширного явления в обществе, которое называется коррупция.

Вопросы  учащимся. Приходилось ли вам слышать это слово? Что оно обозначает?

( Ученики говорят о том, что это слово они услышали в новостях,  видели в газетах, но  затрудняются в объяснении)

Учитель предлагает вновь заглянуть в энциклопедический словарь и дать определение.

Коррупция (от лат.corruptio-подкуп), процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного

                                                              4

обогащения (подкуп чиновников и общественно- политических деятелей, дача взяток и т.д.)

Учитель. Если посмотреть вокруг, нет ли  в нашей жизни этого негативного явления?                                                                                                                                                     Приведите известные вам примеры. Имён называть не надо, ведь мы обсуждаем  явление в обществе.

( Учащиеся, оказывается, в какой- то мере осведомлены о явлении, говорят известные им факты, о которых слышали от взрослых, это дача взятки при поступлении в учебное заведение, приём на престижное рабочее место, в больнице, и т. п.)

 

Учитель. Как мы в обиходе называем всё сказанное?

                 Ответ: Блат. По блату.

Вопрос:  Что предполагает блат?

Ответ: дачу взятки. Иными словами необходимо отблагодарить человека,   оказавшего услугу.

Вопрос: Что представляет собой взятка?

                Ответы: конверт с деньгами, ценная вещь, взаимная услуга (Ты - мне, я - тебе)

Вопрос: Кто такой посредник?

               Ответ: Человек, через которого осуществляется взятка.

Учитель. А теперь давайте обсудим проблему в группах.

                Первая группа отвечает на вопрос: почему люди дают взятки?

                Вторая группа отвечает на вопрос: почему люди берут взятки?

Выступают представители от групп.

Учёные попытались обобщить знания о коррупции. Вот что у них получилось

Внимание учащихся к экрану, куда проецируются материалы слайдов

Учитель кратко знакомит учащихся с видами коррупции по слайду

Критерии типологии коррупции

Виды коррупции

Кто злоупотребляет служебным положением

Государственная (коррупция госчиновников)
Коммерческая (коррупция менеджеров фирм)
Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто выступает инициатором коррупционных отношений

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе руководящего лица.
Подкуп по инициативе просителя

Кто является взяткодателем

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы)
Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

Денежные взятки
Обмен услугами (патронаж, непотизм)

Цели коррупции с точки зрения взяткодателя

Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)
Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности)
Взятка «за доброе отношение» (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

Степень централизации коррупционных отношений

Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе)
Централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими)
Централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным)

Уровень распространения коррупционных отношений

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти)
Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков)
Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

Степень регулярности коррупционных связей

Эпизодическая коррупция
Систематическая (институциональная) коррупция
Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)

Подытоживая выступления учащихся, учитель говорит, что для общества коррупция стала одной из острейших проблем. Ежедневно в СМИ мы слышим о коррупции, взяточничестве. Это негативное явление пронизало всё общество. Практически каждый житель нашей страны так или иначе столкнулся с этим явлением.

               12 апреля 2004г. опрошен 501 человек в пяти городахРоссии.[По факту частоты столкновений граждан  с коррупцией. Респондентам задавался вопрос «Насколько часто вам приходится сталкиваться с поборами со стороны чиновников и представителей силовых структур?».

 Получены результаты:

51,7% населения никогда не сталкивается с поборами. (либо не знает, что это такое)
17,9% сталкивается с ними очень часто
17,2% периодически платят взятки
13,2% делают это редко.

 Описание: Насколько часто вам приходиться сталкиваться с поборами со стороны чиновников и представителей силовых структур

Из данных видно, что более половины граждан не считает себя участниками коррупционных процессов. Однако остальные признали, что, так или иначе, сталкиваются с поборами.   Высокая доля «не сталкивающихся» подчеркивает, что значительная часть населения не считает стандартную взятку типа стольника гаишнику или бутылки шампанского паспортистке побором. Коррупция  становится нормой, население приспособилась к подаркам и штрафам без квитанций.

В одной лишь системе российского образования ежегодно имеют место взятки на 1 млрд. долларов – эти деньги идут на успешное поступление и сдачу экзаменов, неспособные студенты в зависимости от репутации учебного заведения платят за поступление в университет от 500 до 20 тыс. долларов. Большинство из них продолжают давать взятки, чтобы сдать госэкзамены и получить диплом. 

Учитель: Как по - вашему, ребята, надо ли бороться с коррупцией?

(Учащиеся дают положительный ответ)

        В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. Петр I определял наказание дающим взятку наравне с получившим взятку "…чинить велено смертную казнь, без всякой пощады". Такой подход отмечается и за рубежом, например, в современной Японии.

         

Подготовленный ученик читает стихотворение Л. Бергера «Закон»

Толпой огромной в Храм Фемиды

Ворвался разорённый люд.

Нет, не со зла, а от обиды,-

Их разорил богатый плут.

Он результат трудов тяжёлых

Себе присвоить вдруг решил:

Без правды он оставил «голых»,

И их последнего лишил.

Перед  лицом суда и чести

«Я не виновен!»- говорил,

И рассыпался в грубой лести,

Чтоб суд его не очернил.

Но справедливость существует…

Судом был плут приговорён…

Так справедливость торжествует,-

«Закон суров, но он - Закон!»

Учитель :

Иногда чиновники вымогают взятку. Это так и называется: «вымогательство», и за это судят. Но в школьной среде тоже иногда случаются факты вымогательства  отдельными учениками денег у своих сверстников или у школьников, младших по возрасту. Это тоже наказывается.

Учитель. Не надо думать, что борьба с коррупцией, взяточничеством идёт где- то далеко, в нашем обществе. Общество- это мы. Давайте поможем нашему правительству, подскажем  меры борьбы со взяточничеством.

Представьте, что коррупция- это гигантский спрут, обвивший своими щупальцами все сферы человеческой  жизни и деятельности. Вот на этом плакате изображён спрут. Что мы должны противопоставить этому чудовищу? Предлагайте,  и с  каждым вашим предложением  будет отрываться  одно щупальце.

Учащиеся предлагают способы борьбы с коррупцией и взяточничеством

Скоро вы станете взрослыми,  вам придётся решать многие вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Постарайтесь найти верное решение в любой ситуации, не обходя  закон.

Спасибо за общение!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа (музейного часа) «Бородинский бой»

Пояснительная записка (для педагога)Автор материала (ФИО)Майгорова  Дарига СанзасбаевнаДолжность (с указанием преподаваемого предмета)Учитель-дефектологОбразовательное учреждениеГосударственное Б...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

Разработка классного часа "Противодействие коррупции"

Классный час для обучающихся 9-11 классов по противодействию коррупции...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...

Методическая разработка классного часа в рамках районного конкурса "Самый классный классный" для учащихся 5-9 класса на тему "Прикоснёмся к памяти душой"

РазработкаКлассного часа в форме устного журналана тему « Прикоснёмся к памяти душой»Цели:— развитие у учащихся чувства патриотизма, духовности, гордости за свой народ, отстояв...