Легко ли быть белой вороной
классный час (7 класс) на тему

Глазырина Галина Михайловна

Классный час по телерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Легко ли быть белой вороной?»

Цели и задачи: подвести учащихся к развитию способности осмысления позиций белой вороны; показать необходимость научиться терпимости, внимательности по отношению друг к другу; воспитание умения работать в микрогруппе.

  1. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Галина Михайловна. Я работаю в Тюбукской средней школе. Сегодня мы вместе будем обсуждать одну из проблем, существующую в мире людей. Для начала давайте внимательно посмотрим небольшой видеоряд.

(видео ряд под музыку – в сравнении обычные животные и альбиносы)

Скажите, пожалуйста, появилось ли у вас какое либо представление о теме нашего  разговора, что вы увидели на слайдах?

(ответы учащихся).

Действительно, мы увидели животных, которые отличаются от своих сородичей. А как их называют в народе? Назовите словосочетание.

(Альбиносы, белая ворона).

Вы уже, наверное, знаете, что альбиносы это аномальные особи, лишенные пигмента – меланина в коже, шерсти, когтях и т.д. Им достаточно сложно живется среди своих, птицы могут просто заклевать белых ворон. В мире людей тоже есть Белые вороны. И мы поговорим о том, как им живется среди нас.  (СЛАЙД)

Тема нашей встречи «Легко ли быть белой вороной?».

  1. Сразу возникает вопрос: а почему именно белой?

(ответы учащихся)

Согласитесь ли вы с высказыванием, что быть белой вороной легко? Выберите один ответ: «да», «нет», «может быть», «не определился»

(в зависимости от выбранного ответа участники часа общения объединяются в четыре группы) А сейчас я прошу вас сесть согласно вашим ответам вместе и попытаться изложить аргументы в пользу вашей точки зрения.

Вот некоторые аргументы групп:

1 группа «да»

  • «белая ворона» является сама собой
  • Привыкаешь быть «не таким»
  • Есть особенное мнение
  • Тебя выслушают
  • Ты с рождения такой
  • Общество не влияет на «белых ворон»

             2 группа «нет»

  • «белых ворон» не понимают
  • Часто «непохожих» людей презирают, обижают, смеются над ними
  • Окружающие люди часто пытаются подавить индивидуальность «белых ворон»
  • «белые вороны» либо одиноки, либо находят друзей среди себе подобных
  • К «белым воронам» не прислушиваются, их мнение ничего не значит для большинства.

3 группа «»Может быть»

  • Окружающие не воспринимают «белых ворон», но это им не мешает, т.к. они любят одиночество
  • «белые вороны» шокируют окружающих своих внешним видом и вызывающим поведением, за которым скрывается ранимая душа, неуверенность в себе
  • Есть свое мнение, и мнение окружающих не играет никакой роли
  • Быть другим – особенность «белых ворон» и их нельзя измерить привычными мерками и загнать в общепринятые рамки
  • Возможно «непохожесть» «белых ворон» помогает им добиться многого в жизни

4 группа «не определился»

Фиксируют ответы групп, выбирают самые веские аргументы и по окончании диалога отвечают на вопросы:

  • Каково было ваше мнение до диалога?
  • Изменилось ли оно по окончании диалога?
  • К какой точке зрения вы склоняетесь теперь и почему?
  1. Быть белой вороной и достойно, и трудно. В фигуральном значении «белая ворона» - это сильный человек, способный сохранить свою жизненную позицию даже под сильным прессом общественного мнения.

Сейчас я предлагаю рассмотреть некоторые факты из жизни. Каждая группа попытается объяснить действия «белой вороны», выбрав одну из ситуаций. Ничего страшного не будет, если вы выберете одинаковые ситуации (раздать листочки с ситуациями). Можете предложить и свою ситуацию.

- Все просят взять «белую ворону» пирожки, которые напекла бабушка, угостить всех. Но сейчас бабушки нет, а белая ворона без разрешения никогда ничего не берет…

- Любители погулять по солнышку приглашают «белую ворону» уйти с уроков, приводят самые убедительные доводы…

- «Белую ворону» уговаривают закурить. Указывая на ряд фактов взрослой жизни…

- «Белой вороне», отвергающей алкоголь, предлагают рюмку вина…

- Человек увлекается классической музыкой. «Как ты можешь слушать такое?»- удивляются одноклассники…

- Одноклассники просят списать у «белой вороны», а она не дает…

-«Белая ворона много времени уделяет учебе и мало общается с одноклассниками…

(обсуждение. Вторая ситуация – «Чучело»)

  1. А какие мы с вами? Чем мы отличаемся друг от друга? Может, и мы немножко являемся «белыми воронами»? Каждый из нас является уникальной личностью, каждый неповторим. Если мы будем ценить собственную индивидуальность, нам легче будет принимать инакость другого человека.

Представьте себе, что наступит время, когда все люди на Земле станут одинаковыми. Все будут одного роста, цвета волос и глаз, ходить будут в одинаковой одежде, все будут иметь одинаковые знания.

- Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

- Хорошо или плохо, что мы все разные?

- Как жить в мире, где столько разных людей?

Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

  1. Посмотрите, пожалуйста, на слова (СЛАЙД) и попробуйте закончить мысль.

(НЕ ОЦЕНИВАЙТЕ ЛЮДЕЙ, - после обсуждения открыть А ЦЕНИТЕ!)

  1. В последнее время появилось много новых слов. И одно из них – ТОЛЕРАНТНОСТЬ (СЛАЙД). Обратимся к истории.

На рубеже 18 – 19 веков во Франции жил некто ТАЙЛЕРАН ПЕРИГОР, князь БЕНЕВЕНТСКИЙ. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека связано понятие «толерантность»

Давайте, определим, что значит  – ТОЛЕРАНТНОСТЬ

  • Терпимость к другим людям, мнениям, поступкам
  • Стремление к полноценной реализации своих способностей
  • Умение понимать и познавать других людей

Перед вами дерево, но без листьев. Сейчас мы попробуем создать дерево толерантности. Работая в своей группе, на бумаге в виде листьев напишите те качества или умения, которые помогут жить людям в мире друг с другом, те, которые, на ваш взгляд, помогут чувствовать себя хорошо и «белым воронам» в нашем обществе.

(вывешиваются)

Я тоже приготовила несколько листочков на наше дерево.

Чтобы наша жизнь была интересной, полной и без огорчений нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями. Потому что все мы разные – у нас разное воспитание, интеллект, потребности, характер, вкусы. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть.

Вы молодцы, ребята! Вы сегодня отвечали на сложные вопросы, и если вам показалось, что порой неправильно, не огорчайтесь – я уверена, что вы  будете достойными людьми ведь у вас есть время учиться.

А закончить наше общение я хочу «Сказочкой о счастье»

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело.

Вскричал король: «Нельзя так жить!» -

И с трона спрыгнул смело.

Да вмиг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета быстро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

- О, всемогущий мой король,

Подать хоть грошик мне изволь.

- Эй, попрошайка, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил.

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчится наугад

Бог весть в какую сторону.

Вдруг на пути стоит солдат,

Израненный, оборванный.

- О, мой король, - вскричал солдат, -

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение.

- А ну, служивый, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Карета мчит во весь опор,

Конь скачет, что есть духу.

Вдруг на дорогу вышла с гор

Сутулая старуха.

- Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь, за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

- А ну, старуха, пропусти

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути,

Ведь я за счастьем еду! –

Сказал король и укатил,

А в синем небе месяц стыл…

Вот лето кончилось. Жара

Сменяется ненастьем.

Король торопит:

- В путь пора,

Еще немного – и ура!

Свое настигну счастье!

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету.

Да старец с белой бородой

Остановил карету.

Перекрестившись, не спеша,

Торжественно и строго

Сказал: «Заблудшая душа,

Король, побойся Бога!

Ты ищешь счастье для себя,

Ты странствуешь по свету.

Но, только ближнего любя,

Найдешь ты счастье это.

Скорей послушайся меня:

Обратно разверни коня,

Дитя согрей и накорми,

Солдата в сторожа найми,

Все это сделай, но сперва

Старушке ты поможешь:

Из дома довезешь дрова,

Распилишь и уложишь…»

Тут вышла полная луна.

И осветила путь она.

Нелегкий путь, обратный путь.

Путь к счастью, не куда-нибудь.

Король поныне во дворце

Всем людям помогает.

И счастье на его лице,

Как ясный день, сияет!

Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

Будем надеяться, что все люди смогут найти счастье в понимании, внимании  и помощи другим.

Спасибо за наше сотрудничество.

1 группа «да»

  • «белая ворона» является сама собой
  • Привыкаешь быть «не таким»
  • Есть особенное мнение
  • Тебя выслушают
  • Ты с рождения такой
  • Общество не влияет на «белых ворон»

             2 группа «нет»

  • «белых ворон» не понимают
  • Часто «непохожих» людей презирают, обижают, смеются над ними
  • Окружающие люди часто пытаются подавить индивидуальность «белых ворон»
  • «белые вороны» либо одиноки, либо находят друзей среди себе подобных
  • К «белым воронам» не прислушиваются, их мнение ничего не значит для большинства.

3 группа «»Может быть»

  • Окружающие не воспринимают «белых ворон», но это им не мешает, т.к. они любят одиночество
  • «белые вороны» шокируют окружающих своих внешним видом и вызывающим поведением, за которым скрывается ранимая душа, неуверенность в себе
  • Есть свое мнение, и мнение окружающих не играет никакой роли
  • Быть другим – особенность «белых ворон» и их нельзя измерить привычными мерками и загнать в общепринятые рамки
  • Возможно «непохожесть» «белых ворон» помогает им добиться многого в жизни

4 группа «не определился»

Фиксируют ответы групп, выбирают самые веские аргументы и по окончании диалога отвечают на вопросы:

  • Каково было ваше мнение до диалога?
  • Изменилось ли оно по окончании диалога?
  • К какой точке зрения вы склоняетесь теперь и почему?

- Все просят взять «белую ворону» пирожки, которые напекла бабушка, угостить всех. Но сейчас бабушки нет, а белая ворона без разрешения никогда ничего не берет…

- Любители погулять по солнышку приглашают «белую ворону» уйти с уроков, приводят самые убедительные доводы…

- «Белую ворону» уговаривают закурить. Указывая на ряд фактов взрослой жизни…

- «Белой вороне», отвергающей алкоголь, предлагают рюмку вина…

- Человек увлекается классической музыкой. «Как ты можешь слушать такое?»- удивляются одноклассники…

- Одноклассники просят списать у «белой вороны», а она не дает…

-«Белая ворона много времени уделяет учебе и мало общается с одноклассниками…

- Все просят взять «белую ворону» пирожки, которые напекла бабушка, угостить всех. Но сейчас бабушки нет, а белая ворона без разрешения никогда ничего не берет…

- Любители погулять по солнышку приглашают «белую ворону» уйти с уроков, приводят самые убедительные доводы…

- «Белую ворону» уговаривают закурить. Указывая на ряд фактов взрослой жизни…

- «Белой вороне», отвергающей алкоголь, предлагают рюмку вина…

- Человек увлекается классической музыкой. «Как ты можешь слушать такое?»- удивляются одноклассники…

- Одноклассники просят списать у «белой вороны», а она не дает…

-«Белая ворона много времени уделяет учебе и мало общается с одноклассниками…

- Все просят взять «белую ворону» пирожки, которые напекла бабушка, угостить всех. Но сейчас бабушки нет, а белая ворона без разрешения никогда ничего не берет…

- Любители погулять по солнышку приглашают «белую ворону» уйти с уроков, приводят самые убедительные доводы…

- «Белую ворону» уговаривают закурить. Указывая на ряд фактов взрослой жизни…

- «Белой вороне», отвергающей алкоголь, предлагают рюмку вина…

- Человек увлекается классической музыкой. «Как ты можешь слушать такое?»- удивляются одноклассники…

- Одноклассники просят списать у «белой вороны», а она не дает…

-«Белая ворона много времени уделяет учебе и мало общается с одноклассниками…

- Все просят взять «белую ворону» пирожки, которые напекла бабушка, угостить всех. Но сейчас бабушки нет, а белая ворона без разрешения никогда ничего не берет…

- Любители погулять по солнышку приглашают «белую ворону» уйти с уроков, приводят самые убедительные доводы…

- «Белую ворону» уговаривают закурить. Указывая на ряд фактов взрослой жизни…

- «Белой вороне», отвергающей алкоголь, предлагают рюмку вина…

- Человек увлекается классической музыкой. «Как ты можешь слушать такое?»- удивляются одноклассники…

- Одноклассники просят списать у «белой вороны», а она не дает…

-«Белая ворона много времени уделяет учебе и мало общается с одноклассниками…

- Все просят взять «белую ворону» пирожки, которые напекла бабушка, угостить всех. Но сейчас бабушки нет, а белая ворона без разрешения никогда ничего не берет…

- Любители погулять по солнышку приглашают «белую ворону» уйти с уроков, приводят самые убедительные доводы…

- «Белую ворону» уговаривают закурить. Указывая на ряд фактов взрослой жизни…

- «Белой вороне», отвергающей алкоголь, предлагают рюмку вина…

- Человек увлекается классической музыкой. «Как ты можешь слушать такое?»- удивляются одноклассники…

- Одноклассники просят списать у «белой вороны», а она не дает…

-«Белая ворона много времени уделяет учебе и мало общается с одноклассниками…

- Все просят взять «белую ворону» пирожки, которые напекла бабушка, угостить всех. Но сейчас бабушки нет, а белая ворона без разрешения никогда ничего не берет…

- Любители погулять по солнышку приглашают «белую ворону» уйти с уроков, приводят самые убедительные доводы…

- «Белую ворону» уговаривают закурить. Указывая на ряд фактов взрослой жизни…

- «Белой вороне», отвергающей алкоголь, предлагают рюмку вина…

- Человек увлекается классической музыкой. «Как ты можешь слушать такое?»- удивляются одноклассники…

- Одноклассники просят списать у «белой вороны», а она не дает…

-«Белая ворона много времени уделяет учебе и мало общается с одноклассниками…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час “Быть белой вороной легко?”

Классный час “Быть белой вороной легко?” посвящен уникальным, “необычным” людям. Проведение такого часа общения с гимназистами шестого-седьмого классов мне кажется необходимым, потому что,...

Классный час «Быть белой вороной легко?..»

Классный час «Быть белой вороной легко?..»...

Внеклассное мероприятие для 6 класса "Легко ли быть белой вороной"

Внеклассное мероприятие для 6 класса "Легко ли быть белой вороной"...

Беседа. Простой другой. Легко ли быть «белой вороной»?

Представлено мероприятие, которое поможет развить у учащихся терпимость и внимание к окружающим как нравственных ценностных установок; научить принимать людей такими, какие они есть; помочь учащимся в...

Белой вороной быть легко!

Материал полезен в качестве воспитания толерантного отношения в подростковой среде....