Классный час в 8 классе «Поговорим о сквернословии»
методическая разработка (8 класс) на тему

Цель: формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие языкового вкуса, воспитание культуры речевого общения.
Оформление: презентация, содержащая высказывания писателей о языке.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_8_klasse.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час в 8 классе

«Поговорим о сквернословии»

Цель: формирование негативного отношения к ненормативной лексике, развитие языкового вкуса, воспитание культуры речевого общения.

Оформление: презентация, содержащая высказывания писателей о языке.

Слайд 1.

Язык - душа нации. Язык - это есть живая плоть идеи, чувства, мысли. (А. Н. Толстой)

Слайд 2.

Что русский язык - один из богатейших языков мира, в этом нет никакого сомнения. (В. Г. Белинский).

Слайд 3.  

Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. (А. И. Куприн).

Слайд 4.

Нет таких звуков, красок, образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. (К. Г. Паустовский).

Слайд 5.

Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. (М. Горький).

Слайд 6.

Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли. (В. Г. Короленко).

Учитель: Стыд - одно из самых тонких, деликатных и вместе с тем жизненно необходимых качеств. Человек должен стыдиться, и много стыдиться, если он человек. Сегодня мы поговорим о стыде перед словом. Чем больше этого стыда, тем лучше речь.

Ученик 1.  Язык народа и богат, и точен,

Но есть, увы, и бранные слова.

Они растут, как сорная трава,

У плохо перепаханных обочин.

Ведущий 1. Стыд перед словом… в языке есть слова, которых нужно стыдиться. О таких словах и пойдет речь.

Ученик 2. - Что самое плохое, объясни?

- Дурные мысли, губящие душу…

Ты на замок тяжелый их замкни

И ни за что не выпускай наружу.

- А хуже что? Скорее говори!

- Слова дурные: заглуши их песней!

Мелодии с зари и до зари

Пускай звучат - что может быть прелестней!.. так говорил Расул Гамзатов.

Ведущий 2. Что такое сквернословие: порок или болезнь? Вопрос этот поставлен не совсем правильно. Сначала, когда еще можно остановиться, не сказать, не произнести, сквернословие, безусловно, порок. Но постепенно оно становиться болезнью. Человек уже не может построить элементарное предложение, не употребив плохих слов.

Ведущий 1.  Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, бедой искаженного сознания. Часто такой человек, попадая в «приличное общество», старается больше молчать, чтобы ненароком не сказать грубого слова. В медицине известен синдром Туретта, когда человек утрачивает речь, но сохраняет способность сквернословить. Нам всем следует понимать опасность тотального распространения сквернословия, которое в последнее время принимает угрожающие черты и  формы.

Ведущий 2. Сквернословие захватило людей всех возрастов. В детском саду не знают подчас, что делать с мальчиком, живущим в рабочем общежитии. Он учит «родному языку» всю группу. Играя в хоккей, подростки 14 - 16 лет, общаются друг с другом, часто используя ругательства. Сквернословие охватило все ипостаси речи: его можно услышать, не только от пьяного, не только, как пишет А. И. Солженицын, «при посадке на загородный автобус», но и при задушевной беседе.

Ученик 2. Слова - дрова,

Но греет речь,

Нас мыслей обжигает пламя.

Душа пытливая, как печь,

Все время топится словами.

И сырость слов,

И сырость дров

Один и тот же грех имеют:

Трещат,

Дымят,

Но мало греют

И душу в непогодь

И кров.

Слова бывают

И скверны,

И дым от них

Такого рода,

Как будто у живой души

Забиты сажей дымоходы. (В. Федоров).

Учитель: Ругательства стали выполнять роль заменителей пауз. Когда - то не очень грамотные люди насыщали свою речь бесконечными вот, значит, так сказать. Теперь их место занимают грязные, постыдные слова или их эквиваленты. Сквернословие охватило многие профессии.

Ведущий 1: сквернословие стало печальным знаком речи. Приезжая на учебу и попадая в студенческие общежития, иностранцы на первых же занятиях спрашивают у преподавателей, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что подобные слова могут так спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи будущих врачей, инженеров, студентов высшей школы.

Ведущий 2: не следует заменять ругательства начальными буквами, давно себя скомпрометировавшими. Нет принципиальной разницы, произнесли ли вы слово целиком, или ограничились его знаком - начальной буквой. Все равно это сквернословие, ведь ваш сигнал интерпретирован, развернуто, полностью.

Ведущий 1: Как избавиться от сквернословия? Как сберечь чистоту русского языка? Надежных рецептов нет, но есть несколько положений, с которыми, если их принять, легче преодолеть эту беду.

Ученик: Совет первый - не говорить плохих слов самому. Вспомним слова А.И. Солженицына, сказанные им по другому поводу, но вполне уместные в данной ситуации: «Пусть это проходит в мир и даже царит в мире, - но не через меня». Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Не нужно бояться казаться белой вороной. Пусть все говорят, а я не буду. Конечно, для этого требуется мужество.

Ученик 2: Позиция «Я - исключение!» трудна и притягательна для личности. Трудна потому, что дружеские отношения не всегда бывают со знаком «плюс». Над тобою будут смеяться, подтрунивать, шутить, если ты в чем-то превосходишь своих друзей. Ах, ты не пьешь? Ты до сих пор не куришь? Не ругаешься? Так если ты мне друг, я заставлю тебя выпить, куплю тебе сигарет, я не позволю тебе быть чище, чем я.

Ведущий 1: Позиция «Я - исключение!» притягательна, потому что позволяет личности проявить свою индивидуальность. Древнейшее требование «Познай самого себя» означает: «Задай себе высоту, соверши, попробуй, сотвори свой образ!».

Ведущий 2: Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным. Есть такое понятие - целомудрие. Нравственная ценность целомудрия огромна. Точно так же можно беречь и целомудрие собственной речи. Если кто-нибудь однажды услышит от вас постыдное слово, незримую планку вашего авторитета на прежнюю планку уже вы не поднимете.

Ученик 1: Совет второй: желание достойной среды несовместимо с недостойной речью. Нужно осознавать и ценить меру своего авторитета, свой рейтинг.

Ученик 2: Совет третий: мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы можно.

Учитель: Как же быть с теми, кто сквернословит? Бессмысленно стоять на улице и хватать за руку всех бранящихся прохожих. Даже в самой негативной среде есть люди, к которым грязь как бы не пристает, есть на кого опереться, с кем вместе противостоять злу.

Ученик 3: Совет четвертый: в речевом поведении следует установить приоритет настоящего времени. Я провозглашаю следующий тезис: «Сегодняшний день - мой главный день. Сегодняшнее слово - мое лучшее слово». Нельзя рассуждать так: «Пусть плохо сегодня, завтра будет лучше». Такая мораль оправдывает и грязь в быту, и недобрые взаимоотношения, и сквернословие.

Ведущий 1: элементы несогласия, спора, ссоры, гнева, обиды в жизни неизбежны. Ни разу не высказать своего огорчения, не поругать самого любимого человека, ни выплеснуть обиду - возможно ли это? Безусловно, нет. Так давайте научимся просить прощения, если с языка что- то сорвалось, пусть это будет следующим советом.

Ведущий 2: Подводя итог, повторим как своеобразное кредо: «Я - исключение. Моя речь - мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль - контроль изнутри».

Ведущий 1: любить русский язык, бережно относиться к нему учат нас многие известные писатели, композиторы, художники, ученые, общественные деятели. Так давайте прислушаемся к советам мудрых, к тому, о чем они говорили и говорят.

Слайд 7

Язык - это орудие мышления… обращаться с языком кое-как - значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.  (А. Н. Толстой)

Слайд 8

Язык многих людей выдает развязность их хозяев. (У. Шекспир)

Слайд 9

Брань всегда служила признаком дефектного мышления. (Л. Леонов)

Слайд 10

Ругательство - доводы тех, кто не прав. (Ж.Ж. Руссо)

Слайд 11

Брань во время споров должна запрещаться и караться, как другие словесные преступления. Какого только вреда не причиняет и не нагромождает она, неизменно порождаемая злобным раздражением. (М. Монтень)

Слайд 12

Язык - самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем рана от слова. (П. Кальдерон)

Слайд 13

Какое слово скажешь, такое и услышишь. (Гомер)

Учитель: Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. Этими словами И. С. Тургенева мы закончим разговор о сквернословии. Надеюсь, у вас появиться повод подумать об услышанном сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Говорите правильно" или "Вирус сквернословия"

Классный час для 5 класса о том как мы говорим. Наша речь - показатель культуры. Ребятам предлагается оценить свою речь и речь окружающих и сделать выводы о культуре говорения....

Классный час - веб-квест "Прививка от сквернословия"

«Если мы не восстановим базовые ценности, то никакие экономические меры не принесут результата», - утверждает  В.В. Путин. Концепция  воспитания детей Иркутской области определяет...

Классный час в 11 классе "Поговорим о толерантности"

Формирование понятия толерантности,компромисса....

Классный час в 7 классе «Поговорим о воспитанности»

Цели: способствовать воспитанию культуры поведения у учащихся; формировать умения отличать проявление воспитанности от невоспитанности; познакомить с книгой Д. С. Лихачёва «Письма о добром».Оборудован...

Классный час в 6 классе"Поговорим об этикете"

Цели:  усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми,      овладеть навыками культурного поведения....

Классный час в 8 классе «Поговорим о сквернословии»

Выбранная тема: “Наше условие: долой сквернословие!” является актуальной, особенно в нынешней жизни, т.к., в XXI век мы вошли с несколькими нерешенными проблемами и одной из них - проблемо...

Классный час в 5 классе "Поговорим о дружбе"

Цель занятия: формирование морально-нравственных качеств личности, раскрыть понятие "дружба", используется групповая форма работа....