Воспитательная программа "Я гражданин"
материал на тему

Врспитательная программа класса с 6 по 8 класс по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma.doc394 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Аналитическая справка о воспитательной работе …………………………3

2. Паспорт программы «Я – гражданин»………………………………………7

3. Пояснительная записка……………………………………………………….8

3. 1. Цель и задачи программы…………………………………………………10

3. 2. Ожидаемые результаты……………………………………………………10

3. 3. Концептуальные основы…………………………………………………..10

3. 4. Нормативно-правовая база программы…………………………………..12

4. Содержание – деятельности и механизм реализации программы………....13

4. 1. Функции органов соуправления…………………………………………..18

4. 2. Оформление классной комнаты…………………………………………...19

4. 3. Рейтинг личностного роста ……………………………………………….20

4. 4. План  мероприятий по реализации программы «Я – гражданин»………21

5. Ресурсное обеспечение……………………………………………………….26

5. 1. Кадровое обеспечение……………………………………………………..26

5. 2. Материально – техническая база………………………………………….27

6. Система внешних контактов класса………………………………………....28

7. Система контроля и оценки результативности……………………………..28

8. Возможные риски программы……………………………………………….29

9. Психологическое сопровождение пребывания детей в школе…………….30

10.Организация питания………………………………………………………...31

11. Литература…………………………………………………………………...32

12. Приложение………………………………………………………………….34

1. Аналитическая справка о воспитательной работе

за 2008 -2009 учебный год

В классе обучаются 25 человек: 13 девочек и 12 мальчиков. Из них 2 человека обучаются на дому.

Состав коллектива изменился (на 1 сентября 2009 года), в класс переведены Мамедов Вугар, Репин Илья, Малова Елена, Вязовский Максим, Абдиев Малик; а Крюков Дмитрий выбыл в МОУ СОШ №1.

По итогам успеваемости за 5 класс - 9 хорошистов(43%) и 1 отличница (5%).

У детей развит познавательный интерес, они любопытны, любознательны, но не всегда организованы и аккуратны в учебе, об этом свидетельствуют результаты диагностики мотиваций проведенной школьным педагогом – психологом Корноуховой Е. М. (Приложение №1). Обучающиеся посещают разнообразные детские объединения дополнительного образования: хоккей – 1 человек, футбол – 2 человека, волейбол – 2, художественную школу – 1, музыкальную школу – 3, пятиборье – 1, бассейн – 2, баскетбол – 3, карате до – 1, бокс – 1. Всего занято в системе дополнительного образования 68 % обучающихся.

Часть обучающихся всегда с легкостью берутся за общее дело, и не жалеют для этого сил и времени, другая часть всегда  найдет отговорки. Поэтому  одной из задач стоящих перед классным руководителем является активизация всех детей.

У учеников есть проблемы с самодисциплиной. Большинство класса стремятся к преодолению возникающих трудностей, при необходимости обращаться за помощью к одноклассникам, классному руководителю, учителям - предметникам.

О степени трудолюбия можно судить по трудовой практике и дежурству, так есть дети способные активно трудиться (Фомичева О., Пасечнюк О., Гудкова М., Сивенькова О., Репин И., Жиряков С.), другие работают только под присмотром (Хуторская К., Тюльпин Р., Ермолаева А.), а третьи вовсе не приучены к труду (Гуринов Н., Курбакова Л.).

Анализируя культуру и благородство поведения (методика диагностики личностного роста учащихся П. В. Степанова, Д. В. Григорьева, И. В. Кулешова) в школе и вне ее, можно сделать следующий вывод, что учащиеся класса не проявляют должного отношения к некоторым одноклассникам и другим ученикам школы (Приложение № 2). Поэтому классный руководитель должен обратить внимание на данную проблему.

В 2008-2009 учебном году целью воспитательной работы в классе было: формирование и развитие классного коллектива, в котором каждый обучающийся является личностью. Анализируя проведенную работу можно сделать вывод, что коллектив стал сплочёние, так как дети очень дружны между собой, объединены общей целью и деятельностью, и, несмотря на разногласия, возникающие внутри группы, они с легкостью готовы помочь друг другу. Все мероприятия посещаются классом почти 100%, за исключением детей имеющих уважительные причины. О сформированности коллектива так же говорит результат диагностики межличностных отношений: есть один лидер (Пасечнюк О.), 12 человек относятся к разряду предпочитаемых, 11 человек – принимаемых и только один изолированный (Абдиев М.) (Приложение №3).

Анализируя задачи, поставленные на 2008-2009 учебный год можно сказать следующее: задача, направленная на повышения качества знаний была частично решена, т. к. число обучающихся в классе на «4» и «5» к концу года увеличилось по сравнению с 1 четвертью ( с 43% до 48%).

Дети воспитываются как в полных, так и в неполных семьях (Приложение №4), поэтому другая задача - работать в постоянном контакте с родителями учащихся, осуществляя обратную связь, реализовывалась через регулярные беседы с родителями, родительские собрания, при посещении семей детей и  совместные внеклассные мероприятия. Родители совместно с классным руководителем пытались корректировать применение методов и приемов воспитания с целью достижения общего результата.

  Третья задача - повысить уровень дисциплинированности класса в ходе воспитательного процесса была выполнена не в полной мере, и в этом году планируется дальнейшая работа в этом направлении.

Четвертая задача - продолжить воспитание активной и социально-развитой личности была выполнена, а судить о выполнении можно по анализу участия детей в общеклассной и общешкольной жизни. Следует отметить детей, которые активнее всех показали себя – Пасечнюк О., Фомичева О., Сивенькова О., Асонова М., Куликов С., Тюльпин Р., Гуринов Н., Ермолаева А. и другие. (Приложение №5)

Патриотическое, эстетическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни реализовывались в ходе классных часов и общешкольных мероприятиях.

Воспитательная робота классного руководителя была направлена на формирование у детей самодисциплины, взаимопомощи, умения своевременно выполнять всевозможные действия.

В процессе воспитания использовались формы работы: классные часы     различной тематики, игры, экскурсии, посещение ФОКа «Олимп».

На классных часах и во внеурочное время использовались такие приемы как личный пример, соревнования (внутри класса и между классами), поручения, инструктирования, обмен функциями.

В 2008-2009 учебном году  в классе были дети, стоящие на ВШУ (Лебедев А., Крюков Д.). С этими обучающимися велась работа по особому плану.

С детьми, не проявившими заинтересованности к учебе, также проводились беседы, им оказывали помощь хорошисты класса.

Педагогический коллектив, работающий в классе, регулярно доводил до сведения классного руководителя успеваемость и дисциплину учащихся. На основе полученной информации классный руководитель корректировал свою работу и проводил беседы с обучающимися и их родителями, искал пути решения возникающих проблем.

Для изучения взаимоотношений в семье учащихся была проведена диагностика уровня детско–родительских отношений методом незаконченных предложений. Результаты показали, что 8 семей (32%)класса имеют низкий уровень детско-родительских отношений, 14 семей (56%)– средний, 3семьи (12 %) - высокий. Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что у детей необходимо воспитывать более уважительное отношение не только к одноклассникам, но и к членам своей семьи (Приложение №6).  

        С целью изучения личностного роста каждого учащегося была проведена соответствующая диагностика (сентябрь 2009 года) (П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова). У мальчиков наблюдается преобладание ситуативно - негативного отношения к Земле, к Отечеству, человеку как иному и к своему душевному я. А у девочек – к культуре, к Отечеству и человеку как иному (Приложение №2). Данные результаты послужили основой для разработки воспитательной программы класса «Я - гражданин».

        

2. Паспорт программы «Я - гражданин»

Полное название программы

«Я – гражданин», направленная на гражданское становление личности и воспитание патриотизма

Автор – составитель

Чубарова А. А.  – классный руководитель, учитель биологии и химии

Руководитель программы

Блинова И. А. – директор школы

Территория, представляющая программу

г. Лысково, Нижегородской области

Название проводящего органа

МОУ СОШ №3

Адрес организации

Нижегородская область, г. Лысково ул. Чехова, д.21.

Телефон

8(83149)5-87-74

Форма проведения

Беседы, интеллектуальные игры, дискуссии, познавательно – развлекательные мероприятия и др.  

Специализация программы

Формирование гражданственности личности

Сроки реализации

2009 – 2010, 2010 – 2011, 2012 - 2013 учебные года

Официальный язык программы

Русский

Общее количество участников

25

География участников

Учащиеся 6 «б» (7, 8) класса, МОУ СОШ №3

Краткое содержание программы

Данная  программа рассчитана для учащихся 6 – 8 класса. Основной вид деятельности – внеклассная работа.

Условия достижения целей и задач программы

Взаимодействие      и      сотрудничество      педагогического, родительского коллективов и управленческого персонала МОУ СОШ №3. Наличие специалистов для каждого из заявленных направлений работы.

Исполнители основных мероприятий программы

Педагоги МОУ СОШ №3, родители, общественные организации (фок, библиотеки, музей и т.д.)

Источники финансирования

Родительские средства.

Ожидаемые результаты

- воспитание граждан - патриотов России; формирование сознательного отношения к ценностям Отечества: его прошлому, настоящему, будущему;

-духовно-нравственное становление личности;

-воспитание культуры семейных отношений, основанных на взаимопонимании, взаимоуважении, толерантности;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- формирование уверенности в необходимости повышения интеллектуального уровня;

- воспитание экологической культуры.

Система контроля

Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на классных часах каждую неделю, анализ результатов деятельности класса в целом.

3. Пояснительная записка

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, коллективу,  к родной школе,  своей семье,  к родному краю, городу, Отечеству.     

  Под ГРАЖДАНСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ понимается целостная система формирования духовно-нравственной, правовой и политической культуры обучающихся, что дает основу для развития социальной активности личности, наделенной гражданским самосознанием, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой отстаивать и защищать их.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Именно поэтому разработка данной  воспитательной программы «Я – гражданин » стала наиболее актуальна в настоящее время.

Данная программа представляет собой современное понимание значимости гражданского воспитания как одного из приоритетных направлений системы образования в целом, так в Национальной доктрине образования в Российской Федерации в качестве приоритетной выдвинута задача воспитания гражданина: “Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…”. Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009 – 2013 гг.  определяет систему взглядов, исходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в сфере регулирования вопросов, отражающих процесс гражданского становления личности*.

Данная Программа воспитания реализуется в рамках экспериментального сетевого проекта «Проектирование условий и механизмов  гражданского становления личности и духовно-нравственного воспитания в системе общего среднего образования» (НИРО).

Программа рассчитана на 3 года. Она включает в себя 6 блоков, связанных между собой логикой формирования гражданина России от воспитания собственного «Я»  до «Я - Гражданин России».

__________________________________________________________________

* «Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009 – 2013 гг». -  Н. Новгород: НИРО, 2007.  

3.1. Цель и задачи программы

Исходя из всего вышеизложенного, сформулированы цели и задачи программы «Я – гражданин ».

Цель: воспитание Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.

           Цель определила следующие задачи:

  • формирование у детей гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству, планете Земля;
  • создание оптимальных условий для развития каждого школьника, на основе знания его индивидуальных способностей и потребностей;
  • приобщение школьников к знаниям о жизни, соответствующим общепринятым нормам и ценностям;
  • формирование потребности в здоровом, активном образе жизни; умения адаптироваться в окружающей обстановке.
  • изучение истории и культуры Отечества и родного края;
  • пробудить интерес ребенка к самому себе, помочь в формировании адекватной самооценки и чувства самоуважения.

3. 2. Ожидаемые результаты

-воспитание граждан - патриотов России; формирование сознательного отношения к ценностям Отечества: его прошлому, настоящему, будущему;

-духовно-нравственное становление личности;

-воспитание культуры семейных отношений, основанных на взаимопонимании, взаимоуважении, толерантности;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

-формирование уверенности в необходимости повышения интеллектуального уровня;

- воспитание экологической культуры.

3.3. Концептуальные основы

       В современных условиях гражданское образование представляет собой системную, целенаправленную деятельность образовательного учреждения в его взаимодействии с социальным окружением и не может сегодня отождествляться с реализацией отдельной учебной дисциплины.

       Являясь целостной системой, охватывающей все сферы деятельности образовательного учреждения, как учебную, так и внеучебную, система гражданского образования предполагает использование в первую очередь практико-ориентированных и интерактивных методов обучения.

        При выборе форм и методов работы педагог принимает во внимание следующие принципы:

  • принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей молодого гражданина-россиянина;
  • принцип воспитания на традициях: культурных, боевых, трудовых;
  • принцип личностно-ориентированного подхода, предполагающий использование особых (активных и интерактивных) форм и методов работы с учетом психологических особенностей каждой возрастной, социальной группы обучающихся;
  • принцип историзма, который отражает становление исторического самосознания нации, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственно социально-активной личности, умеющей осуществлять социальный прогноз исходя из понимания реалий настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего, осознавать историческую ответственность за свою деятельность;
  • принцип информационной защищенности, утверждающий признание прав человека на обеспечение его защиты от тех видов информации, которые представляют опасность для его физического, нравственного, психологического и духовного здоровья;
  • принцип динамичности (частая смена деятельности);
  • принцип единства тематического содержания.

Главными критериями успешности программы являются следующие показатели:

  • самочувствие детей (состояние здоровья, психологический комфорт);
  • разнообразие предполагаемых форм деятельности (беседы, спортивные игры, экскурсии, конкурсы, игры, дискуссии);
  • наличие положительных результатов взаимодействия детей и взрослых при выполнении различных заданий.

3.4. Нормативно – правовая база программы

- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989);

- Конституция Российской Федерации, принятая на Всенародном референдуме 12 декабря 1993 года;

- Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 "Об образовании";

- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 №751);

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ  от 29.12.2001 №1756-р);

- Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, одобрены на заседании Правительства РФ 09.12.2004, протокол №47, разд.1;

- Областная целевая программа "Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области" на 2009-2010 годы, утверждена Постановлением Правительства Нижегородской области от 05.06.2009 № 369;

- Письмо Минобразования РФ  от 15 января 2003 года № 13-51-08/13 «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации»;

- Устав МОУ средней общеобразовательной школы №3, 2008 год;

- Программа развития  ОУ МОУ СОШ №3 «Школа социального развития обучающегося» на 2008-2012 гг., 2008 г.

4. Содержание деятельности и механизм реализации программы

«Я – гражданин»

Программа «Я – гражданин» рассчитана на 3 года. Она включает следующие блоки, которые реализуются по определенному плану:

  • 6 класс – «Я и я», «Я и школа», «Я и семья»;
  • 7 класс – «Я и моя малая Родина»;
  • 8 класс – «Я и мое Отечество», «Я и планета Земля».

При реализации блока «Я и я» учитель должен сформировать в ребенке гражданскую  ответственность, правосознание, потребность к самообразованию, воспитать у него понимание сущности сознательной самодисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.

При  реализации блока «Я и школа» у учащихся формируется осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Воспитывается сознательное отношение к учебе, развивается познавательная активность, вырабатывается потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний.

При реализации блока «Я и семья» у ребенка формируется уважение к членам семьи и понимание сущности основных социальных ролей.

Блок «Я и моя малая Родина» включает в себя изучение прошлого и настоящего родного города, района и области, определение своего места в обществе. Этот блок направлен на формирование у детей уважительного отношения к своей малой Родины, воспитания активной позиции.

«Я и мое Отечество» - это блок, который направлен на развитие общественной активности учащихся, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости, а также формирование политической культуры, ответственности и гордости за свою семью.

При реализации блока «Я и планета» воспитывается понимание взаимосвязей между человеком, обществом и природой. Формируется эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Блоки программы «Я – гражданин»

Блоки программы

Содержание и формы работы

Сроки

Ответственный

 1. «Я и Я»

«Познай себя», анкетирование

9.09.09

Кл. руководитель, педагог- психолог

«Гражданин – кто ОН?», дискуссия

7.10.09

Кл. руководитель

«Курить или жить?», беседа с элементами игры

14.10.09

Кл. руководитель, совет класса

«СПИД – реальная угроза нашему обществу», беседа

1.12.09

Кл. руководитель, медсестра

«Суд над наркоманией»,  ролевая игра

13.01.10

Кл. руководитель, совет класса

« О чем имя говорит?», беседа с элементами игры

20.01.10

Кл. руководитель, совет класса

«О дружбе и друзьях», беседа

27.01.10

Кл. руководитель, совет класса

«Как повысить культуру речи?», беседа

10.02.10

Кл. руководитель

«Масленица», день здоровья

Февраль-март 2010-2012

Ст. вожатые, кл. руководитель, родители

«Я – дома, я – в школе, я – среди друзей», игра

17.02.10

Кл. руководитель, совет класса

«Поговорим о нравственности», беседа

14.04.10

Кл. руководитель

 «Культура поведения», беседа

21.04.10

Кл. руководитель, педагог-психолог

«Мои права и обязанности», беседа

12.05.10

Кл. руководитель

«Где я провел лето?», беседа

Сентябрь 2010

Кл. руководитель

«Правила поведения в общественных местах», беседа

Сентябрь 2010

Кл. руководитель, совет класса

«Мне 14 –мои права и обязанности», беседа

Февраль 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Мы будущие рыцари нашей страны», игра

Февраль 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Наркотики – болезнь 21 века», беседа

Апрель 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Роскошь человеческого общения», беседа

Май 2011

Кл. руководитель

«Имею право», игра

Октябрь  2011

Кл. руководитель, совет класса

«Зачем люди занимаются спортом? Россияне - олимпийцы», беседа

Октябрь 2011

Кл. руководитель, учитель физкультуры, совет класса

«Я и мои вредные привычки», беседа

Январь 2012

Кл. руководитель, совет класса

«Культурный человек: какой он?»

 Февраль 2012

Кл. руководитель

«Мои режим дня», беседа

Апрель 2012

Кл. руководитель

2. «Я и школа»

Выборы 2009, 2010, 2011: мы выбираем актив класса

Сентябрь 2009, 2010,2011

Кл. руководитель, совет класса

«Урок милосердия и доброты», беседа

19.05.10

Кл. руководитель

«Наши классные обязанности», беседа

23. 09. 09

Кл. руководитель

Подготовка классного уголка

Сентябрь 2009, 2010,2011

Совет класса

«Мои одноклассники», этическая беседа

30.09.09

Кл. руководитель

«А ну – ка парни!», спортивная игра

13.10.09

Учитель физкультуры

«Мисс спортивная королева», спортивная игра

20.10.09

Учитель физкультуры

«Правила поведения в школе», беседа

21.10.09

Кл. руководитель

«Как мы учимся?», беседа

9.12.09

Кл. руководитель

«О, счастливчик!», игра

16.12.09

Кл. руководитель, совет класса

«А – шки против Б - шек », спортивная игра

22.02.10

Учитель физкультуры

Концерт День 8 марта

Март 2010,2011,

2012

Ст. вожатые

Классный огонек «23 + 8»

Март 2010

Кл. руководитель, совет класса, родители

«Я в классе», игра «кораблекрушение

28.04.10

Кл. руководитель, совет класса

Однодневный поход

30.05.10

Кл. руководитель, родители

Классный огонек «Женский день – 8 марта»

Март 2011

Совет класса, родители

Новогодний бал

Декабрь 2011

Ст. вожатые

«Мисс 8 Б», игра

Март 2012

Совет класса

3. «Я и семья»

«Обычаи и традиции моей семьи», беседа

18.11.09

Кл. руководитель, родители

«Мое родословное древо», беседа

11.11.09

Кл. руководитель

«День матери России», классный час с мамами

23.11.09

Кл. руководитель, родители

«Новый год в моей семье», беседа с элементами игры

23.12.09

Кл. руководитель

Новогодний огонек

27.12.09

Совет класса

«Моя семья в истории страны», конкурс

Январь 2010

Кл. руководитель, совет класса

«Милые любимые родители», этическая беседа

3.02.10

Кл. руководитель

«Мои бабушка и дедушка в годы войны», беседа

3.03.10

Кл. руководитель

4. «Я и моя малая Родина»

Посещение музея – заповедника «Болдино»

25.09.09

Кл. руководитель, родители, совет класса

Посещение краеведческого музея

Октябрь 2010

Кл. руководитель, совет класса

Экскурсия по городу

Октябрь 2010

Кл. руководитель

«Что я знаю о своем городе?», викторина

Октябрь 2010

Совет класса

«День народного единства», беседа

Ноябрь 2010

Кл. руководитель, совет класса

«История улицы, где я живу», урок - презентация

Ноябрь 2010

Кл. руководитель, совет класса

«Знаменитые лысковчане», беседа с элементами игры

Январь 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Знаменитые нижегородцы», беседа с элементами игры

Январь 2011

Кл. руководитель, совет класса

«История одного города», урок - презентация

Январь 2011

Кл. руководитель, совет класса

Поездка в Нижний Новгород «Экскурсия по городу»

Февраль 2011

Кл. руководитель, родители

«Мой город», конкурс рисунков

Март 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Проблемы города», беседа

Апрель 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Город в годы Великой Отечественной Войны», беседа

Май 2011

Кл. руководитель, учитель истории

«Будущее нашего города, какое оно?», дискуссия

Май 2011

Кл. руководитель

5. «Я и Отечество»

«Александр Невский – лицо нации», беседа

1.09.09

Кл. руководитель

«Славная армия России», беседа с элементами игры

22.02.10

Кл. руководитель, совет класса

Месячник оборонно-массовой работы

Февраль 2010,2011,

2012

Педагог – организатор, учитель физкультуры

«Великой Победе – 65», встреча с ветеранами

8.05.10

Кл. руководитель

Участие в митинге у Вечного огня

9 мая 2010,2011, 2012

Кл. руководитель

Военно–патриотическая игра «Зарница»

Февраль 2011,2012

Педагог – организатор, учитель физкультуры

«Овеянные славой флаг наш и герб», беседа

Сентябрь 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Права несовершеннолетних», беседа

Сентябрь 2011

Кл. руководитель

«Памяти жертв политических репрессий посвещается…», конкурс презентаций

Октябрь 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Моя Родина», конкурс презентаций и рисунков

Декабрь 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Преступления и наказания», беседа

Декабрь 2011

Кл. руководитель

«История моей страны», игра

Декабрь 2011

Кл. руководитель, совет класса

«Урок Мужества», встреча с военными

Ноябрь 2011

Кл. руководитель

Посещение кинотеатра (просмотр фильма на военно – патриотическую тему)

Ноябрь 2011

Кл. руководитель

«Человек свободного общества», беседа

Январь 2012

Кл. руководитель

«Сынами славиться Россия», беседа

Февраль 2012

Кл. руководитель, совет класса

6. «Я и планета»

«Я – житель планеты Земли», дискуссия

Январь 2012

Кл. руководитель, совет класса

«Мир вокруг нас», игра

Февраль 2012

Кл. руководитель, совет класса

«Мы за мир во всем мире», выпуск стенгазеты

Февраль 2012

Кл. руководитель, совет класса

«Мы в  ответе за тех кого приручили», беседа

Февраль 2012

Кл. руководитель

«Проблемы нашей планеты», дискуссия

Март 2012

Кл. руководитель

«День птиц!», игра

Апрель 2012

Совет класса

«День Земли», игра

Апрель 2012

Кл. руководитель, совет класса

Общешкольный субботник

Апрель 2012

Кл. руководитель

«Горячие точки планеты», дискуссия

Май 2012

Кл. руководитель, совет класса

«Береги природу – наш ДОМ!», беседа

Май 2012

Кл. руководитель, совет класса

4. 1. Функции органов соуправления

Школьное соуправление — это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности. Смысл ученического соуправления заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.

Согласно данной программы, органы соуправления представлены следующим образом:

  • педагогический коллектив;
  • президент и премьер-министр класса;
  • министерства различной направленности.

Педагогический коллектив школы решает вопросы педагогического руководства, определяет направления и приоритеты педагогической работы, осуществляет планирование и анализ деятельности.

Президент и премьер – министр выбираются путем закрытого голосования один раз в год. Они являются связующим звеном между обучающимися класса, педагогическим и родительским коллективами.

Совет министров является временной структурой (избирается каждую четверть).

Все обучающиеся разбиты, согласно их интересам (по результатам анкеты), на министерства, которые занимаются подготовкой различных мероприятий. Каждое подразделение возглавляет министр.

Схема соуправления класса

 

4. 2. Оформление классной комнаты

Классный уголок:

  • список класса;
  • представительство министерств;
  • классные часы и мероприятия;
  • рубрика «поздравляем»;
  • расписание звонков и уроков;
  • мониторинг участия в мероприятиях;
  • успехи класса;
  • план классных и общешкольных мероприятий.

Стенды:

  • уголок «Я – гражданин»;
  • уголок безопасности.

4. 3. Рейтинг личностного роста

Рейтинг личностного роста – форма индивидуального соревнования, сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и ее вклада в дела класса. По итогам участия детей в мероприятиях различной направленности определяется активность детей, что отмечается в таблице мониторинга (классный уголок) с помощью медалей разного достоинства.

«Кандидат» - ребенок, который когда – нибудь в чем-либо поучаствовал.

«Депутат»  - участник, какой – либо совместной деятельности.

«Министр» - участник всех мероприятий, проводимых в классе, в школе, способен организовать других для проведения классного дела.

Схема «Рейтинг личностного роста».

Ученик                   Кандидат                   Депутат                  Министр  

Активность каждого обучающегося определяется по их  участию в жизни класса и школы, что отражается в экране мониторинга с помощью смайликов разного цвета.

 Значение цветовой гаммы смайликов:

       - участие в районных конкурсах;

       - участие  в спортивных мероприятиях;

       - участие в школьных мероприятиях;

 

        - участие в классных делах.

4. 4. План мероприятий по реализации программы

 «Я – гражданин»

6 класс (2009-2010 учебный год)

Дата

Мероприятие

Статус

1.09

«Александр Невский – лицо нации», беседа

классное

9. 09

«Познай себя», анкетирование

классное

16.09

Выборы 2009: мы выбираем актив класса

классное

23. 09

«Наши классные обязанности», беседа

классное

25.09

Посещение музея – заповедника «Болдино»

классное

сентябрь

Подготовка классного уголка

классное

30.09

«Мои одноклассники», этическая беседа

классное

2.10

Конкурс осенних букетов, КТД

общешкольное

2.10

Конкурс стенгазет «Открытка учителю»

общешкольное

7. 10

«Гражданин – кто ОН?», дискуссия

классное

13.10

«А ну – ка парни!», спортивная игра

общешкольное

14.10

«Курить или жить?», беседа с элементами игры

классное

20.10

«Мисс спортивная королева», спортивная игра

общешкольное

21.10

«Правила поведения в школе», беседа

классное

28.10

Подведение итогов 1 четверти

классное

11.11

«Мое родословное древо», исследование

классное

18.11

«Обычаи и традиции моей семьи», беседа

классное

23.11

«День матери России», классный час с мамами

классное

ноябрь

Новогодний серпантин, конкурс

общешкольное

ноябрь

Районный конкурс презентаций «Окно в мир»

общешкольное

1. 12

«СПИД – реальная угроза нашему обществу», беседа

классное

9. 12

«Как мы учимся?», беседа

классное

16. 12

«О, счастливчик!», игра

классное

23. 12

«Елочка – зеленая иголочка», КТД

 

классное

27. 12

Новогодний огонек

классное

27.12

Новогодняя елка

общешкольное

28. 12

Подведение итогов 2 четверти

классное

декабрь

«Дети. Творчество. Родина», конкурс

общешкольное

декабрь

«Здравствуй, зимушка – зима!», конкурс новогодних открыток

общешкольное

13. 01

«Суд над наркоманией»,  ролевая игра

классное

20. 01

« О чем имя говорит?», беседа с элементами игры

классное

27. 01

«О дружбе и друзьях», беседа

классное

январь

«Вышитые картины», конкурс

общешкольное

январь

«Детство без границ», фестиваль

общешкольное

январь

«Моя семья в истории страны», конкурс

общешкольное

3. 02

«Милые любимые родители», этическая беседа

классное

10. 02

«Как повысить культуру речи?», беседа

классное

13.02

«Масленица», день здоровья

общешкольное

17. 02

«Я – дома, я – в школе, я – среди друзей», игра

классное

22. 02

«Славная армия России», беседа с элементами игры

классное

февраль

Месячник оборонно-массовой работы

общешкольное

22.02

«А – шки против Б - шек », спортивная игра

5 – 6 классы

3. 03

«Мои бабушка и дедушка в годы войны», беседа

классное

10. 03

«В чем красота человека?», игра

классное

17. 03

Подведение итогов 3 четверти

классное

март

Концерт День 8 марта

общешкольное

март

Классный огонек «23 + 8»

классное

март

«Победе – 65», социальный проект «Подвиг»

классное

1. 04

«Первоапрельская шутка, или как не обидеть друга», беседа

классное

7. 04

«Смеходар», конкурс

5 – 7 классы

14. 04

«Поговорим  о нравственности», беседа

классное

21. 04

 «Культура поведения», беседа

классное

22. 04

Общешкольный субботник

общешкольное

28. 04

«Я в классе», игра «кораблекрушение

классное

8. 05

«Великой Победе – 65», встреча с ветеранами

общешкольное

9. 05

Участие в митинге у Вечного огня

общешкольное

12. 05

«Мои права и обязанности», беседа

классное

19. 05

«Урок милосердия и доброты», беседа

классное

28. 05

Подведение итогов года

классное

30. 05

Однодневный поход

Классное

7 класс (2010-2011 учебный год)

Дата

Мероприятие

Статус

1.09

20 лет присоединения РФ к Конвенции ООН по правам ребенка

классное

8.09

«Где я провел лето?», беседа

классное

13.09

Правила дорожного движения

классное

22.09

Выборы 2010: мы выбираем актив класса

классное

29.09

Подготовка классного уголка

классное

1. 10

Конкурс стенгазет «Открытка учителю»

общешкольное

1.10

Конкурс осенних букетов

общешкольное

6.10

Посещение краеведческого музея

классное

13.10

Экскурсия по городу

классное

20.10

«Что я знаю о своем городе?», викторина

классное

27.10

Подведение итогов 1 четверти

классное

10.11

«День народного единства», беседа

классное

17.11

«История улицы, где я живу», урок - презентация

классное

23.11

«День матери России», концерт для мам

классное

Ноябрь

Новогодний серпантин, конкурс

общешкольное

Ноябрь

Районный конкурс презентаций «Окно в мир»

общешкольное

1.12

«СПИД – реальная угроза нашему обществу», беседа

классное

8.12

«Моя семья в истории города, района, области», классный час с родителями

классное

15.12

«Я за здоровый образ жизни», игра

классное

22.12

Подведение итогов 2 четверти

классное

29.12

Новогодняя елка

общешкольное

29.12

Новогодний огонек

классное

Декабрь

«Дети. Творчество. Родина», конкурс

общешкольное

Декабрь

«Здравствуй, зимушка – зима!», конкурс новогодних открыток

общешкольное

12.01

«Знаменитые лысковчане», беседа с элементами игры

классное

19.01

«Знаменитые нижегородцы», беседа с элементами игры

классное

26.01

«История одного города», урок - презентация

классное

Январь

«Вышитые картины», конкурс

общешкольное

Январь

«Детство без границ», фестиваль

общешкольное

Январь

«Моя семья в истории страны», конкурс

общешкольное

2.02

Поездка в Нижний Новгород «Экскурсия по городу»

классное

9.02

«Мне 14 –мои права и обязанности», беседа

классное

16.02

«Мы будущие рыцари нашей страны», игра

классное

22.02

Славная армия России, единый классный час

классное

Февраль

Месячник оборонно-массовой работы

общешкольное

февраль

Военно – патриотическая игра «Зарница»

общешкольное

2.03

«Суд над табаком!», ролевая игра

классное

9.03

Классный огонек «Женский день – 8 марта»

классное

Март

«Мой город», конкурс рисунков

классное

16.03

Подведение итогов 3 четверти

классное

7.03

Концерт День 8 марта

общешкольное

март

«Масленица», день здоровья

общешкольное

6.04

«Проблемы города», беседа

классное

11.04

Юрий Гагарин – первый космонавт

классное

20.04

«Наркотики – болезнь 21 века», беседа

классное

23.04

Общешкольный субботник

общешкольное

27.04

«Роскошь человеческого общения», беседа

классное

4.05

«Город в годы Великой Отечественной Войны», беседа

классное

6.05

Великая Победа

классное

9.05

Митинг у Вечного огня

общешкольное

11.05

«Будущее нашего города, какое оно?», дискуссия

классное

18.05

Подведение итогов года

классное

28.05

Однодневный поход

классное

8 класс (2011-2012 учебный год)

Дата

Мероприятие

Статус

1.09

Единый классный час «Кузьма Минин – патриот России»

классное

5.09

«Безопасность дорожного движения»

классное

12.09

Выборы 2011: мы выбираем актив класса

классное

19.09

«Овеянные славой флаг наш и герб», беседа

классное

сентябрь

Подготовка классного уголка

классное

26.09

«Права несовершеннолетних», беседа

классное

сентябрь

Сбор-старт

общешкольное

сентябрь

Конкурс стенгазет «Открытка учителю»

общешкольное

октябрь

Конкурс осенних букетов

общешкольное

3.10

«Имею право», игра

классное

10.10

«Зачем люди занимаются спортом? Россияне - олимпийцы», беседа

классное

17.10

«Памяти жертв политических репрессий посвящается…», конкурс презентаций

классное

24.10

Подведение итогов 1 четверти

классное

29.10

«Жизнь прекрасна, пока безопасна» (детская безопасность в каникулы)

классное

октябрь

Осенний бал

общешкольное

14.11

День народного единства

классное

21.11

«Мир начинается с уважения» (посвящен Международному дню толерантности)

классное

28.11

«День матери России», беседа

классное

ноябрь

Конкурс классных уголков

общешкольное

5. 12

«Всемирный день борьбы со СПИДом»

классное

12.12

«Конституция РФ – основной закон»

классное

19.12

«Преступления и наказания», беседа

классное

26.12

«История моей страны», игра

классное

30.12

Подведение итогов 2 четверти

классное

30.12

«Жизнь прекрасна, пока безопасна» (детская безопасность в каникулы)

классное

декабрь

Познавательно-развлекательная игра «Своя игра»

общешкольное

декабрь

Конкурс презентаций «Мы за ЗОЖ»

общешкольное

декабрь

Зимний бал

общешкольное

декабрь

«Здравствуй, зимушка – зима!», конкурс новогодних открыток

общешкольное

16.01

«Я – житель планеты Земли», дискуссия

классное

23.01

«Человек свободного общества», беседа

классное

30.01

«Мой режим дня», беседа

классное

6.02

«Мир вокруг нас», игра

классное

13.02

«Культурный человек, какой он?»

классное

20.02

«Славная армия России», беседа

классное

27.02

«Мы в  ответе за тех, кого приручили», беседа

классное

февраль

Месячник оборонно-массовой работы

общешкольное

февраль

Конкурс стенгазет «День Защитника Отечества»

общешкольное

5.03

«Мисс 8 Б», игра

классное

12.03

«Проблемы нашей планеты», дискуссия

классное

19.03

«Жизнь без вредных привычек»

классное

24.03

«Жизнь прекрасна, пока безопасна» (детская безопасность в каникулы)

классное

март

Концерт День 8 марта

общешкольное

март

«Госпожа широкая масленица», день здоровья

общешкольное

9.04

«Космос-территория будущего»

классное

16.04

«Права несовершеннолетних», беседа

классное

23.04

«День Земли», игра

классное

30.05

«Кем я буду через…» , беседа

классное

апрель

Общешкольный субботник

общешкольное

7.05

«Великая победа»

классное

9.05

Митинг у Вечного огня

общешкольное

14.05

«Горячие точки планеты», дискуссия

классное

21.05

«Береги природу – наш ДОМ!», беседа

классное

28.05

Подведение итогов года

классное

30.05

«Жизнь прекрасна, пока безопасна» (детская безопасность в каникулы)

классное

май

Общешкольный турслет

общешкольное

5. Ресурсное обеспечение реализации

программы «Я – гражданин»

5. 1. Кадровое обеспечение

Организует деятельность детей классный руководитель и учителя предметники (русского языка и литературы, математики, истории, географии, музыки, физкультуры, ОБЖ, иностранного языка, информатики).

Образование преподавателей:

Высшее имеют 11 человек(78%).

Средне – специальное – 3 (22%).

Квалификационная категория преподавателей:

Высшая – 3 человека (21 %).

Первая – 9 человек (64%).

Вторая – 2 человека (15%).

Средний стаж преподавателей- 20 лет.

Анализ кадров показывает, что:

  • образовательный статус позволяет педагогическому коллективу решать основные задачи данной программы;
  • идет развитие творческого потенциала участников программы через решение проблем развития духовно-нравственной культуры и гражданского становления личности.

5. 2. Материально – техническое обеспечение

В распоряжении участников программы «Я – гражданин» находится ряд средств, необходимых для осуществления  программы. Они представлены в таблице.

Ресурс

Примечание

Источник финансирования

Ответственный

Кабинет №18

Классная комната (кабинет биологии), где проходят внеклассные мероприятия и уроки биологии

Материальная база школы. Родительские средства .

Классный руководитель

Учебные кабинеты

Уроки предметного цикла

Материальная база школы

Учителя предметники

Спортивный зал

Занятия спортом, спортивные игры

Материальная база школы

Учитель физкультуры, классный руководитель

Спортивная площадка

Занятия спортом, спортивные игры

Материальная база школы

Учитель физкультуры, классный руководитель

Актовый зал

Праздничные мероприятия и концерты

Материальная база школы

Классный руководитель, учитель музыки, старшая вожатая

Школьная библиотека

Библиотечные уроки, подготовка к урокам и мероприятиям

Материальная база школы

Библиотекарь

Школьная столовая

Обед

Материальная база школы

Заведующая пищеблоком

Комнаты гигиены

Туалеты, места для мытья рук

Материальная база школы

Классный руководитель, технический персонал

Кабинет педагога - психолога

Консультации педагога- психолога

Материальная база школы

Педагог- психолог

6. Система внешних контактов

В период учебного года основными партнерами в организации воспитательной работы являются:

7. Система контроля и оценки результативности программы

«Я – гражданин»

Контроль деятельности участников программы последовательно отслеживается на классных часах каждую неделю, при анализе результатов деятельности класса в целом, что отражается в экране мониторинга. За активное участие в различных мероприятиях дети награждаются грамотами и небольшими сувенирами.

В конце четверти дети отвечают на вопросы анкеты. Результаты которой показывают отношение обучающихся к воспитательным мероприятиям, проводимым в классе.

Анкета.

1. Какое мероприятие вам запомнилось больше всего?

2. В каких мероприятиях вы принимали участие?

3. Какое мероприятие вам не понравилось? Что бы вы изменили?

        В конце учебного года дети пишут отзыв обо всех мероприятиях проводимых в классе и предлагают мероприятия на следующий год.

        Родители на собрании в конце года также пишут отзывы о воспитательных мероприятиях, проводимых в классе. И отвечают на вопросы анкеты Е. Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения».

        В конце 8 класса проводится диагностика личностного роста учащихся

(П. В. Степанов, Д. В. Григорьев, И. В. Кулешова), которая позволяет сделать выводы по результативности реализации воспитательной программы.

        Прогностический аспект воспитательной программы связан с представлением нормативной модели в виде уровневой структуры новообразований личности обучающегося на конец 8 класса.

        Прогнозируя преобразования  личности обучающегося, которые возникнут в ходе реализации программы можно ожидать следующее:

  • увеличится объем знаний о малой Родине;
  • формируется гражданская позиция;
  • повышается уровень самостоятельности;
  • у детей появляется представление о взаимоотношении «личность – общество».

8. Возможные риски программы

При реализации воспитательной программы класса возможны следующие риски и негативные последствия:

  • неизбежные трудности освоения новых способов деятельности при существующих стереотипах;
  • отсутствие 100% данных психологических диагностик (т. к. все результаты имеют определенную долю погрешности).

Компенсационные меры по предупреждению и преодолению рисков.

  • подготовка участников воспитательной деятельности к работе в изменившихся условиях, изменение;
  • программно-целевой характер воспитательной деятельности.

9. Психологическое сопровождение пребывания детей в школе

Психологическая служба в школе работает по принципу психологического сопровождения ребёнка, которое осуществляется психологами и педагогами школы. Основная цель психологического сопровождения - создание максимально комфортных условий пребывания ребёнка в школе, позволяющих в полной мере реализоваться способностям и устремлениям ребёнка, сформировать успешность, адекватную самооценку и стремление к достижениям. Кроме того, психологическое сопровождение предполагает своевременное выявление сложностей в развитии ребёнка и определение условий для их коррекции и профилактики.

Педагог – психолог школы регулярно проводит диагностические исследования детей. Целью этих исследований является выработка рекомендаций по оптимизации взаимодействия с ребёнком. Поскольку жизнь ребёнка в школе протекает в сложноорганизованной среде, где, помимо учёбы, важную роль играют отношения со сверстниками, педагогами, родителями, задача психологической службы - сделать эту среду как можно более комфортной и адекватной для ребёнка. Поэтому психолог школы проводит наблюдения в классах с целью коррекции развития групповых отношений, выработки рекомендаций педагогам и воспитателям, контроля качества психологического сопровождения детей.

Основные направления работы психологической службы:

  • психологическая диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • оказание консультативной помощи учащимся, их родителям, педагогам;
  • психологическое просвещение;
  • активное социально-психологическое обучение;
  • научно-методическая работа.

Психологическая служба сопровождает ребёнка с первых дней пребывания в школе, содействуя гармоничному развитию личности ребенка в процессе обучения и воспитания.

10. Организация питания

В школе организованно горячее питание и продажа выпечки. Прием пищи происходит в школьной столовой. Половина детей питается организованно, остальные питаются самостоятельно. Повара имеют большой стаж работы. Предлагаемое меню соответствует  всем требованиям.  

Литература

  1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. - М.: «Просвещение»,1997.
  2. Аралова М. А. Классный час играючи. Выпуск 1. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  3. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 224 с.
  4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методическое пособие/ Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  5. Дереклеева Н. И., Савченко М. Ю. Справочник классного руководителя:5 – 9 классы. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007.
  6. Ковылева, М. В. Методика активного обучения и воспитания: современный подход к гражданскому образованию и воспитанию / М. В. Ковылева. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.
  7. Кузьмин М. Н. Переход от традиционного общества к гражданскому. Изменение человека. — М., 1997.
  8. Журнал «Классный руководитель», 2006. - № 3.
  9. Журнал «Классный руководитель», 2007. - №3, №7.
  10. Журнал «Классный руководитель», 2009. - №5.
  11. Классные часы: 6 класс/Авт. – сост. Л. А. Егорова. – М.: ВАКО,2008.
  12. Криворотова Т. А. Ценностные ориентиры гражданственности и патриотизма в воспитательном процессе современной школы. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2005.
  13.  Крючков В. К., Крайникова М. Н., Котина И. А. Методические рекомендации по исследованию ценностных ориентаций учащихся в процессе формирования пространства дуовно-нравственной кудьтуры (ДНК) и гражданского становления личности (ГСЛ) в образовательном учреждении. – Н. Новгород: НИРО, 2009.
  14.  Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие/ Под ред. Е. Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
  15.  Проект «Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009 – 2013 гг». -  Н. Новгород: НИРО, 2007.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Воспитательная программа "Я гражданин России"

Программа расчитана на 7  лет работы с детьми с 5 по 11 класс....

Воспитательная программа для 7 класса "Я - ребенок, личность, гражданин!"

«Я - ребенок, личность, гражданин». Любить детей — это и курица умеет.А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующееталанта и широкого знания жизни.М. Го...

"Я – гражданин России" - воспитательная программа

"Я – гражданин России" - программа гражданско-патриотического воспитания учащихся 5-б класса МБОУ "Лицей №1 городского округа г. Волгореченск" на период 2012-2017 г.г. ...

Воспитательная программа для учащихся 8-9 классов «Я – гражданин России»

Название воспитательной программы «Я – гражданин России» не случайно. Считаю, что в настоящее время необходимо воспитывать в молодежи такие...

воспитательная программа " Я гражданин России "

Программа разработана для учащихся 5 -9 классов....