Воспитательная программа для учащихся 8-9 классов «Я – гражданин России»
рабочая программа (9 класс) на тему

 

          Название воспитательной программы «Я – гражданин России» не случайно. Считаю, что в настоящее время необходимо воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к человеку, любовь к Родине, к семье, к родному дому, что является одним из главных принципов государственной политики в области образования, записанных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.

         На мой взгляд, воспитание гражданина начинается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, дедушке, бабушке, ближайшим и дальним родственникам. Это первый шаг. Второй шаг идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Третий шаг – это воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования гражданских качеств и патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал. Эта идея высказана в народной, христианской, сравнительной педагогике. Академик Д.С. Лихачев считал, что «любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к  своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8-9.docx40.74 КБ

Предварительный просмотр:

 

Рассмотрено на заседании

МО классных руководителей

Протокол № 1 от «  » сентября 2011 г.

«Утверждаю»

Директор школы:_________

Л.В. Иноземцева

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

(Тюменская область)

Администрация Нижневартовского района

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Чехломеевская общеобразовательная основная  школа»

Воспитательная

программа

для учащихся 8-9 классов

 «Я – гражданин России»

Автор программы: Борщева Н.А.

Чехломей

2011 г.

 

Паспорт программы.

Полное название программы.

Программа воспитательной деятельности классного руководителя 8 класса

 МОУ «Чехломеевская ООШ»

«Я – гражданин России»

Автор программы

Борщева Наталья Александровна

Учредитель программы

Администрация МБОУ «Чехломеевская ООШ».

Формы проведения

Урочная и внеурочная воспитательная деятельность

Цель

 Создание необходимых условий по формированию гражданственности как значимого личностного качества у учащихся, гражданской компетентности как условия формирования гражданственности.

Сроки проведения

2011-2012 , 2012-2013 учебные года.

Общее число участников

5 человек

Возраст участников

15-16, 16-17 лет.

Условия участия в программе

Учащиеся 8, 9 классов

 МОУ «Чехломеевская ООШ».

Условия размещения

Территория здания  МОУ «Чехломеевская ООШ», территория деревни

Краткое содержание программы

Направления:

Я сам

Моя семья

Мои друзья

Моя школа

Моя деревня

Моя Россия

Моя будущая профессия

Пояснительная записка.

          Название воспитательной программы «Я – гражданин России» не случайно. Считаю, что в настоящее время необходимо воспитывать в молодежи такие качества, как гражданственность, трудолюбие, уважение к человеку, любовь к Родине, к семье, к родному дому, что является одним из главных принципов государственной политики в области образования, записанных в Законе «Об образовании» Российской Федерации.

         На мой взгляд, воспитание гражданина начинается с формирования родственных чувств к своей семье: маме, папе, дедушке, бабушке, ближайшим и дальним родственникам. Это первый шаг. Второй шаг идет через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Третий шаг – это воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования гражданских качеств и патриотизма в семье, любовь к Родине – его финал. Эта идея высказана в народной, христианской, сравнительной педагогике. Академик Д.С. Лихачев считал, что «любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к  своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу

Обоснование программы.

Цель: 

 - создание необходимых условий по формированию гражданственности как значимого личностного качества у учащихся, гражданской компетентности как условия формирования гражданственности.

Задачи:

  1. Воспитание любви к школе, родному краю, Отечеству.
  2. Стремление сохранить лучшие традиции семьи, уважение и любовь к родителям.
  3. Развитие способностей к взаимопониманию и сотрудничеству в классном коллективе.
  4. Развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для  профессионального самоопределения
  5. Пополнение знаний о ЗОЖ, формирование потребности вести здоровый образ жизни, культуры совершенствования собственного здоровья;
  6. Дальнейшее формирование и развитие нравственных качеств (милосердия, доброжелательности, сочувствия, искренности и т.д.).

Педагогические принципы:

  1.  Принцип признания самобытности, уникальности, индивидуальности личности каждого ребёнка. Каждый помнит: природа ребёнка такая же, как и природа взрослого человека;
  2. Принцип предпочтения ориентации на внутреннюю мотивацию учения, а не на внешнюю;
  3. Принцип всеобщего сотрудничества и товарищеской взаимопомощи;
  4. Принцип завершенности в обучении и воспитании;
  5. Принцип системности, обеспечивающий единство подходов в решении всех образовательных задач;
  6. Принцип включения родителей в педагогический процесс.

Ожидаемые результаты:

  1. Любовь к школе, родному краю, Отечеству, умение  уважительно относиться к культурным ценностям своей  Родины, воспринимать накопленный положительный опыт.
  2. Стремление сохранить лучшие традиции семьи, уважение и любовь к родителям.
  3. Способности к взаимопониманию и сотрудничеству в классном коллективе, уважительное отношение  к себе и ко всем окружающим людям.
  4. Сформированность профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для  профессионального самоопределения.
  5. Потребность вести здоровый образ жизни, культура совершенствования собственного здоровья;
  6. Сформированность нравственных качеств (милосердия, доброжелательности, сочувствия, искренности и т.д.), умение понимать окружающих, быть гуманным ко всему живому, вести достойный образ жизни, готовность к деятельному состраданию и сочувствию к страданиям других.

Механизм реализации программы

Программа рассчитана на 2 года.

Программа реализуется во взаимодействии всех её участников в 3 этапа:

  1. Организационно-диагностический, продолжительностью 1 месяц (сентябрь), планирование работы с классным коллективом, выборы актива класса.
  2. Информационно-творческий, продолжительностью 7 месяцев (октябрь-апрель), период деятельности классного коллектива, развитие творческих способностей, навыков общения, формирование ЗОЖ.
  3. Аналитический, продолжительностью 1 месяц (май), сбор  и анализ результатов деятельности, уровень воспитанности.

Характеристика класса:

В 8 классе МОУ «Чехломеевская ООШ» обучаются 5 учеников: 1 девочка и 4 мальчика. Возрастной состав класса 14-15 лет, так как в классе обучается ученик, который дублировал курс обучения.

Возможности учебной деятельности учащихся 8 класса на среднем уровне, нет ни «отличников», ни «хорошистов».

Коллектив ученической группы 8 класса сформирован. В конце 2010-2011 учебного года класс разделился на 2 микрогруппы. В 1 микрогруппу входит Камин Николай, во вторую - Артюшенко   Дмитрий, Васильева Татяна, Камин Олег, Масленников Александр. Причина  этого деления на микрогруппы – разница в возрасте на 1 год (Николай- с 1996 года, все остальные ученики- с 1997 года).  В общении друг с другом ребята порой доброжелательны, коммуникабельны, а иногда проявляют вспыльчивость, агрессию.

Навыки культурного общения - на среднем уровне. Каждый ученик имеет своё мнение, личностную позицию, которую при необходимости отстаивает. Каждый  из учащихся 8 класса имеет общественное поручение.

Все ребята посещают кружки во внеурочное время, принимают активное участие в жизни школы, а также в мероприятиях  сельского дома  культуры. Проявляют творческие способности, как в художественной самодеятельности, так и в спортивных мероприятиях школы, участвуют во всех предметных неделях.

Учебные занятия посещают регулярно, без опозданий.

Наши поручения.

                                     Фамилия, имя.

Поручения в классе.

                      Примечания.

1

Артюшенко   Дмитрий.

Физорг

2

Васильева Татьяна

Цветовод

3

Камин олег

Учебный сектор

4

Камин Николай

Трудовой сектор

5

Масленников Александр

Староста

 «Я – гражданин России».

Направления

Цель и  задачи

Основное содержание

Основные формы

Я сам

-Выявление и развитие у учащихся способностей, стремлений к самореализации;

-воспитание ответственности и гражданской позиции;

-приобщение к духовным ценностям.

Приобщение учащихся к творчеству;

-развитие спортивных способностей;

-развитие интеллектуальных способностей.

-беседы;

-деловая игра;

-классные часы;

-кружки;

-секции;

-конкурсы.

Моя семья

-Осознание важности семьи в жизни;

Воспитание любви и чуткости к родителям;

-осознание обязанностей в семье.

-сохранение лучших традиций  в семье;

-изучение родословной.

-экскурсии;

-праздники;

-походы;

-встречи с интересными людьми;

-родительские собрания.

Мои друзья

-Воспитание уважения к ближним;

-осознание себя в коллективе;

-развитие инициативы и активности.

-Выявление актива класса;

-привлечение всех к общественным мероприятиям;

-работа по сплочению коллектива.

-Классные часы;

-праздники;

-диспуты;

-беседы.

Моя школа

-Воспитание любви к школе;

-воспитание и развитие духовных ценностей на примере выпускников школы.

-Работа по благоустройству школы;

-соблюдение традиций школы;

-изучение истории школы;

-участие в школьных мероприятиях.

-различные школьные мероприятия;

-субботники, трудовые десанты.

Моя деревня

-Приобщение детей к насущным заботам деревни,  к её экологическим проблемам;

-воспитание гордости и любви к родной деревне, уважение к её истории и жителям.

-Знакомство с историей деревни;

-изучение военной и трудовой истории деревни

-работа по благоустройству и озеленению деревни

-встречи с интересными людьми деревни;

- экскурсии по деревне;

-классные часы;

-субботники.

Моя Россия

-Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания учащихся, способствующей осознанию школьниками их принадлежности к судьбе Отечества, ответственности за себя и окружающую действительность, готовности и способности строить жизнь, достойную человека

-Знакомство с историей России, ее культурой;

-изучение культуры других национальностей, населяющих Россию;

-участие во Всероссийских конкурсах.

Классные часы;

-экскурсии;

-праздники;

-встречи с интересными людьми

Моя будущая профессия

Развитие у школьников профессиональных интересов, склонностей и качеств, важных для профессионального самоопределения;

 содействие самопознанию учащихся, учёту индивидуально-личностных особенностей при их профессиональном  самоопределении.

-Знакомство с профессиями родителей;

-информирование учащихся о приёме в учебные заведения, о правилах и сроках приёма

-диагностика личностных особенностей, ценностных ориентаций и мотивации учебной деятельности

-Групповые занятия;

-классные часы;

-игры;

-тренинги;

-диагностика

-беседы

Основные  мероприятия по реализации  воспитательной программы

 «Я сам».

Вид мероприятий

Название

Цели

Сроки

Выполнение

1

Классный час

«Как поступить»

«Мои увлечения»

«Что для меня ценно?»

«Мои права и обязанности»

Отношение к честности и принципиальности на основе школьных ситуаций.

Отслеживание кружковой деятельности учащихся.

Анкета-перспектива планирования воспитательной работы.

Воспитание правовой культуры

8 кл.

8 кл.

9 кл.

9 кл.

2

Беседа

«Кто я?»

«Золотое правило»

Анкетирование с целью выявления интересов в свободное время.

Отношение подростков к классному коллективу.

8 кл.

9 кл.

3

Деловая игра

«Я – лидер»

«Этикет для меня»

«Ох уж этот переходный возраст»

Развитие интеллектуальных и нравственных способностей самоанализа.

Привитие навыков общения и поведения в социуме.

Разрешение психологических проблем путем моделирования конфликтных ситуаций.

8 кл.

9 кл.

8 кл.

4

Конкурс творческих работ

«Человек будущего»

Выявление индивидуальных представлений учащихся о своей роли в обществе.

8 кл.

«Моя семья»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

Выполнение

1

Классный час

«Я и моя семья»

«Мои обязанности дома»

Анкетирование с целью выяснения отношения в семье.

Привитие навыков труда, бережное отношение к родителям.

8 кл.

9 кл.

2

Конкурс сочинений

«Мой самый счастливый день с семьей»

Сохранение и приумножение семейных традиций.

8 кл.

3

Праздник

Конкурс на лучший сценарий

«Пусть всегда будет мама»

«Путешествие в детство наших бабушек»

«Наши родители – выпускники нашей школы»

Чествование матерей, бережное к ним отношение.

Знание истории семьи, семейных традиций.

Связь семьи со школой, сохранение семейных традиций.

8-9 кл.

9 кл.

9 кл.

4

Выставка

Конкурс сценарий на выставку

«Семейный альбом»

«Мой папа – солдат»

«Моя родословная»

«Делаем и мастерим с семьей»

Воспитание любви к родителям, гордости за семью.

Воспитание гражданского долга.

Знание семейной истории, связь поколений.

Совместное творчество детей и родителей.

8 кл.

9 кл.

8 кл.

8-9 кл.

5

Поход

«Ура! Каникулы!»

«Роща золотая»

«В зимнем царстве»

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю, экологическое воспитание.

8-9кл.

6

Родительское собрание

«На чашку чая»

«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Сплочение ученического коллектива и родителей.

Подведение итогов года.

8кл.

8-9 кл.

«Мои друзья»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

Выполнение

1

Классный час

«Я+ТЫ= МЫ»

«Этот дружный класс»

«Мальчик с девочкой дружил»

«Мои друзья»

Распределение поручений с учетом характера и склонностей учащихся.

Воспитание качеств товарищества, взаимопомощи.

Формирование этических и нравственных представлений о взаимоотношениях юношей и девушек.

Отношения в классе между одноклассниками.

8кл.

9 кл.

8 кл.

8-9 кл.

2

Праздники

Конкурс на лучший сценарий

 «Мои друзья со мной»

Чествование именинников, воспитание коллективизма и сплоченности.

1 раз в четверть.

3

Выставка

«Мой лучший друг»

Воспитывать гуманистическое начало.

8 кл.

4

Диспут

«Друг и враг»

«Ты знаешь – я рядом»

«Экзамен на зрелость»

Представление о нравственных понятиях добра и справедливости.

Умение быть в хороших отношениях со всеми.

Оценка личной общественной активности выпускников.

8 кл.

8 кл.

9 кл.

5

Игра

«Законы класса»

Определение системы ценностей подростков и соответствия их представлений нравственным нормам.

9 кл.

«Моя школа»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

Выполнение

1

Классный час

«Школьные кружки»

«Они сражались за Родину»

Привлечение учащихся в кружки, секции по интересам.

Воспитание патриотических чувств.

8 кл.

9 кл.

2

Конкурс сочинений

«Рассказ ветерана»

Навыки поисковой деятельности, умение преподнести материал.

8 кл.

3

Беседа

«Школьные традиции»

Ознакомление со школьными традициями, связь поколений.

8 кл.

4

Экскурсия

«Открыты двери школьного музея»

Ознакомление с историей школы.

8 кл.

5

Конкурс «Интервью с интересным человеком»

«И я был молодым…»

Сохранение школьных традиций, воспитание уважения к старшему поколению.

8-9 кл.

6

Субботник

«Добрая память»

Любовь к труду, бережное отношение к школьному имуществу.

8-9 кл.

«Моя деревня»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

Выполнение

1

Классный час

«О людях, прославивших наш край»

«Почему так названа улица?»

Воспитание патриотических чувств, гражданской позиции.

Навыки поисковой деятельности, ознакомление с историей деревни

8 кл.

9 кл.

2

Лекторий

«Город Н-Вартовск»

Чтение и обсуждение стихов о г. Н.-Вартовске

8кл.

3

Экскурсия

Конкурс творческих работ «Моя деревня»

«Лучшие места родной деревни»

«Посещение музея»

Воспитание патриотических чувств и любви к родному краю.

Пополнение знаний о  истории деревни Чехломей.

8-9 кл.

8 кл.

4

Субботник

«Посади дерево во дворе»

«Экология моей деревни»

Воспитание любви и бережного отношения к природе и труду.

Экологическое воспитание.

9 кл.

9 кл.

 «Моя Россия»

Вид мероприятия

Название

Цели

Сроки

Выполнение

1

Классный час

Конкурс стихов о Родине

«Что ты знаешь об истории земли русской?»

«Они прославили Родину»

«Суровые годы войны»

«Я люблю тебя, Родина!»

Воспитывать патриотические чувства, нравственные качества на примере героического прошлого.

На примере деятелей культуры разных народов России воспитывать эстетические качества.

Воспитывать чувство долга, патриотизма на примере ветеранов войны.

Сбор информации об экологических проблемах России.

8 кл.

9 кл.

8 кл.

9 кл.

2

Конкурс сочинений

Эссе

«Народы России».

«Родная Россия»

Знакомство с прошлым  народов разных национальностей.

Воспитывать гражданственность и патриотизм.

8 кл.

9 кл.

3

Диспут

«Читайте, завидуйте - я гражданин…»

Воспитание активной гражданской позиции, умение отстаивать свою точку зрения.

9 кл.

Моя будущая профессия

1

Групповые занятия для учащихся

« Я и моя будущая профессия»

Ознакомление учащихся с психологическими особенностями личности, с миром профессий, содержанием профессиональной деятельности в различных сферах

8 кл.

2

Творческий проект

«История возникновения профессии»

Ознакомление учащихся с историей возникновения профессий, с содержанием профессиональной деятельности в различных сферах.

8 кл.

3

Диагностическая игра

«Аукцион профессий»

Содействие самопознанию учащихся, учёту индивидуально-личностных особенностей

при их профессиональном

9 кл

4

Устный журнал по профориентации

«И каждой профессии - слава и честь»

Содействие самопознанию учащихся

9 кл.

5

Диагностика

«Скорая помощь в выборе профессии»

(автор: Г.В. Резапкина, психолог муниципального образовательного учреждения «Лицей», г. Балашиха Московской области

Сбор первичной информации, касающейся вопросов профессионального и личностного самоопределения подростка

8 кл.

6

Диспут

«Все работы хороши»

Расширение представлений учащихся о мире профессий.

8 кл.

7

Групповая консультация для родителей учащихся

«Профориентация - важнейшее условие успешной социализации ученика»

Оказание помощи в правильном выборе профессии.

9 кл.

8

Классное родительское собрание.

«Роль семьи в профессиональном самоопределении учащихся»

Обучение родителей формам и методам содействия профессиональному самоопределению учащихся

9 кл.

9

Домашние посиделки

«Профессия моих родителей»

Развивать творческие способности, интерес к различным профессиям.

8 кл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОВЧ в 7 классе "Я-гражданин России"

Возраст детей:13-14  лет (7 бкласс)Воспитательский час  «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и с...

рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс)  Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...

Образовательная программа для учащихся 1-11 классов «Молодой гражданин России»

Цель воспитания и обучения в нашей школе: социально-компетентная личность с выраженной гражданской идентичностью (рассматриваемой как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан Росс...

Перспективное планирование по гражданско-патриотическому воспитанию 1-4 классы «Я гражданин России »

Формирование у учащихся гражданственности и патриотизма, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей...

Рабочая программа по социализации в 1-4 классе «Я – гражданин России»

     Цель программы: -создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивам...

Проекты учащихся к классному часу "Я- гражданин России!"

Образ родного места отчеканивается в душах людей навеки. И чтобы этот образ был светлым и прекрасным, каждый человек должен преобразовать свой дом, улицу, село, город. Не оставаться главное равнодушны...

Урок обществознания , 6 класс ФГОС. Гражданин России.

Способствовать  формированию представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях....