Урок обществознания , 6 класс ФГОС. Гражданин России.
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

ХОРОШЕВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА

 Способствовать  формированию представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grazhdanin_rossii6_klass_fgos.doc152 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА УРОКА

Гражданин России (1 урок)

ТИП УРОКА

урок "открытия нового знания"

ПРЕДМЕТ

Обществознание

КЛАСС

6

ЦЕЛЬ УРОКА

Способствовать  формированию представлений о гражданине, его социальном статусе, конституционных правах и обязанностях.

ЗАДАЧИ

1. Организовать деятельность учащихся, направленную на формулирование понятия "гражданин" и выявление их существенных признаков.                                                                                                                  2. Развивать умение учащихся работать с различными источниками информации, применять знания в новой учебной ситуации, отрабатывать навыки самостоятельной работы.                                                                                                               3. Развивать коммуникативные навыки учащихся посредством организации работы в парах и групповой работы.                

4. Развивать  у учащихся способности изложения собственного отношения к государственной и общественной сферам,  давать оценку событиям, происходящим в обществе,  государстве и стране.                                                                

  5. Развивать творческие способности учащихся.  

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

1.  Учащиеся понимают, что приобретение гражданства и совершение гражданских поступков не связаны с возрастом человека, и что они уже сейчас являются гражданами своей страны.                                                          

2. Учащиеся приводят примеры проявления гражданственности нашими современниками, могут объяснить, кого можно считать достойными гражданами своей страны.                                                                                                                              3. Учащиеся понимают, что они имеют право выразить свое отношение к возможности и важности своего участия в жизни семьи, родного края, страны; и что они могут действовать как настоящие граждане России.                                                                                                                           Метапредметные:  

1.  Учащиеся могут сравнивать, обобщать факты и понятия, самостоятельно работать с различными источниками.                                                                                                                                                                       2. Учащиеся умеют работать в парах, в группе, с наглядным материалом при формулировке понятий.                                

3. Учащиеся могут самостоятельно искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках.                                                                                                                                                                                       4.Учащиеся умеют формулировать и высказывать собственную точку зрения и собственное отношение к явлениям современной жизни.                                                                                                                                                             Предметные: 

 1. Учащиеся умеют работать с различными источниками  информации,  знают понятия: гражданин.

2. Учащиеся могут определять главные права и обязанности гражданина, а также связь между словами "гражданин" и "патриот".      

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

анализ, абстрагирование, аналогия, сравнение.

ФОРМЫ  РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

групповая, индивидуальная, работа в парах, работа с учебником, работа с карточками-иллюстрациями, работа со словарями и дополнительной литературой.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ

Средства наглядности: блок – схемы, дидактические карточки с заданием

Источники информации: Конституция РФ, школьные толковые словари, учебники

ТСО: Компьютер, Мультимедийный проектор. 

ИКТ: Презентация Мicrosoft Office Power Pont 2007.

ЦОР: http://www.russia-today.ru;

http://danur-w.narod.ru

Этапы урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

6

7

І. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Эмоциональный и  психологический  настрой учащихся

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность

 - Проверьте ваше рабочее место. Тихо, удобно сядьте. Попрошу вас на уроке быть внимательными, помогать друг другу в «открытии» новых знаний.

В течение урока заполняйте лист «Лестница успеха», анализируя свою деятельность на каждом этапе урока.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Личностные: 

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные:

осуществляют самоконтроль.

самоконтроль

ІІ. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Демонстрация презентации

Мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Широка страна моя родная.

Много в ней  лесов, полей и рек

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

От Москвы до самых  до окраин,

С южных гор до северных морей

Человек проходит как хозяин

Необъятной Родины своей.

(Слайды 1,2,3,4)

 - Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт Михаил Исаковский.

- Ребята, как называется страна, в которой мы живём?

(Слайд 5)

- Что вы можете сказать о стране, в которой мы с вами живём?

Учитель обобщает мнения  детей и подводит учащихся к выводу, что нашу страну мы называем  Отечеством, Отчизной и все мы являемся гражданами этой страны.

- Что значит быть патриотом?

- Как человек может служить Отечеству?

-Как вы думаете, какого человека можно назвать достойным сыном своего Отечества?

 

Учащиеся аргументиро-

ванно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают

друг друга, строят

Устные ответы

III.  ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ УРОКА,ПОСТАНОВКА

ЗАДАЧ УРОКА

Беседа

 1.Послушайте стихотворение Романа Сефа «Необычный пешеход».

Кто по улице идет?

Hеобычный пешеход.

У него пятьсот имен:

Hа заводе - слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

(Слайд 6)

- Какие  здесь ключевые слова?

-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня на уроке говорить?

2. Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.      (Слайд 7)

-Скажите, что мы должны узнать на уроке?

- А положение в обществе определяется правами и обязанностями.

 -На уроке, мы узнаем, какими правами и обязанностями наделены граждане России.

Учащиеся аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Познавательные:

- самостоятельно выделение и формулирование познавательной цели,

- анализ объектов с целью выявления признаков,

- выдвижение гипотез.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями общения

- владение монологической и диалогической формами речи

Устные ответы

                                 ІV.«ОТКРЫТИЕ»  УЧАЩИМИСЯ  НОВОГО ЗНАНИЯ

Работа с терминами

Работа с источниками информации

1.Откройте тетради, запишите тему урока «Гражданин  России».

2.Работая с разными источниками, сформулируем понятия «гражданин».              (Слайд 8)

3Индивидуальная работа, работа  с дополнительными  источниками. Древнегреческий философ Декарт сказал: «Определяйте значения слов, и вы избавите свет от половины заблуждений».(Слайд 9)

4.Сейчас, вы и определите значение слова «гражданин» используя разные источники информации.

Вы должны будете из нескольких определений выбрать то понятие, которое больше подходит нашему уроку с вашей точки зрения и обосновать свой выбор. Можете обсудить со своим товарищем по парте, выписать в тетрадь и представить классу.

5.  В разные исторические периоды  (гражданин  происходит от русских слов городской житель, горожанин, в  19 веке звание почётного гражданина за особые заслуги).

присваивалось купцам, военным и гражданским чиновникам). Такое звание сохранилось и в наше время.

(Слайд 10)

города Курска стал капитан погибшей в 2001 году подводной лодки « Курск», Герой России Г.П. Лячин.  В нашем селе тоже есть почётный гражданин Киренского района  – Швецова Галина Николаевна (учитель школы)

Работа в группах. Использование источников информации (толковые словари, справочники, учебник)

Обсуждают со своим товарищем по парте, выписывают  в тетрадь и представляют классу.

Познавательные:

овладеют способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств её осуществления; освоят способы решения проблем творческого и поискового характера.

Метапредметные:

самостоятельно искать и извлекать нужную информацию по заданной теме в адаптированных источниках.                                                                                                                                                                                       

Устные ответы

Работа с материалами учебника

Работа с источниками информации, заполнение схем.

Например, почётным гражданином города Курска стал капитан погибшей в 2001 году подводной лодки « Курск», Герой России

Г.П. Лячин.  В нашем селе тоже есть почётный гражданин Киренского района  – Швецова Галина Николаевна (ветеран пед.труда).

6.-Запишите слово «гражданин» и слова ассоциации к нему.

7. -  Ребята, а вы впервые слышите понятие «гражданин» или нет?

 - Вспомните, где вы познакомились с этим понятием?

- Давайте попутешествуем в прошлое.

8. - Можно ли в России участвовать в решении государственных дел таким же способом, как в Древних Афинах? Почему?

- Вспомните, где прописаны права и обязанности гражданина РФ.

- А что такое Конституция?

9.Как вы понимаете слово «право», «обязанность»?

10.Используя Конституцию РФ, заполните схемы «Права и обязанности гражданина».    (Слайды 11,12)

Работа с учебником  стр.107, рубрика «Путешествие в прошлое»

Работа с документом

(Конституция РФ), заполнение блок - схем

Личностные: определяют свою личностную позицию; осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества.

Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения,  ориентируются на позицию партнёра в общении и

взаимодействии.

Устные ответы

Работа со схемами

V.ФИЗМИНУТКА

Мы сидеть уже устали,

На зарядку дружно встали.

Руки в боки, смотрим вправо.

Поворот налево плавный.           

Поднимаем мы колени,

Занимаемся без лени.

Поднимаем их повыше.

Может быть, коснёмся крыши?      

Наклоняемся до пола.

Прогибаемся поглубже.

Вправо-влево три наклона.

Повторяем снова дружно.              

От души мы потянулись.                 

И за парты вновь вернулись.

Повороты корпуса в стороны.

По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях

Наклоны вперёд-назад, вправо-влево

Потягивания – руки вверх и в стороны.

Регулятивные:

осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной (самооценка ученика  предшествует учительской) оценки

само-

контроль

VІ. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Работа с учебными задачами

1. Необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.

а) Буратино, схватив крысу за хвост, нарушил её право на (Личную неприкосновенность).

 б) Полицейские из сказки А. Толстого Золотой ключик, силой ворвались в коморку папы Карло, нарушив его право на (Неприкосновенность жилища).

в) Балда из сказки А.Пушкина Сказка о попе и его работнике Балде, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на (Труд).

 г) Царевич Иван из сказки Иван-царевич и серый волк, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на (Владение имуществом).

 

2.Посмотрите внимательно на схемы, почему мы не в полной мере пользуемся правами и обязанностями?

Слушают предложенные учителем  учебные задачи,

анализируют, высказывают собственные суждения.

Познавательные:

соотносить информацию, представленную в разных формах; устанавливать закономерности, строить рассуждения; анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Коммуникативные:

с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала; принимать и сохранять учебную задачу; отличать верно выполненное задание от неверного;

осуществлять самоконтроль.

само

контроль

VІІ.САМОАНАЛИЗ И САМОКОНТРОЛЬ

Обобщение
полученных
на уроке сведений

1.-Ребята, быть настоящим гражданином, достойным своей страны – это значит любить, гордиться Родиной, уважать и соблюдать законы государства, выполнять конституционные обязанности.

 -А вы достойные граждане своей страны? Что вы делаете для своей Родины, как школьники, как граждане? Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов предков. Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

2.Заполните лист «Лестница успеха». Проанализируйте свою деятельность на уроке, поставьте себе оценку.

                           

Нижняя ступенька – у меня ничего не получилось;  средняя ступенька– у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Отвечают на вопрос.

Оценивают

себя.

Познавательные:

систематизировать, обобщить изученное;

анализировать, синтезировать и сравнивать информацию.

Личностные: понимают значение знаний
для человека.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; оценивать коллективную работу и свой вклад.

Устные ответы

Само-

оценка

VІІІ. РЕФЛЕКСИЯ.

Обобщение
полученных
на уроке сведений

- Заканчивая наш урок, я хочу предложить вам высказать свое мнение о уроке. Возьмите из раздаточного материала карточку и продолжите фразу.

Для меня было открытием то,что…

На мой взгляд сегодня на уроке мне удалось….

Я  должен  учесть на будущее…

Я почувствовал, что…

Теперь я могу….

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось….

Я понял,что…

        (Слайд 13)

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке.

Познавательные :

систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

Коммуникативные:

строить монологическое высказывание;

оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

соотносить цели урока с результатом работы и со способами ее достижения;

соотносить цели и результаты собственной деятельности;

анализировать и осмысливать свои достижения, выявлять перспективы развития;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что   нужно усвоить;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Оценивание учащихся
за работу на уроке

ІX. ИТОГ.

Инструктаж домашнего задания.

Индивидуальная работа.

Подведение итогов урока.

  • Учебник, §13., стр.111, рубрика «В классе и дома», вопр.3 (устно)
  •  Написать мини-сочинение (рассказ) «Каким гражданином я хочу стать» (используя памятку «Учимся быть достойными на гражданами», стр.111);

ИЛИ

  • Кого из известных граждан России или предков ты считаешь настоящими гражданами, расскажи о них.

(Слайды 14,15)

Запись домашнего задания в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОВЧ в 7 классе "Я-гражданин России"

Возраст детей:13-14  лет (7 бкласс)Воспитательский час  «Я – гражданин России» способствует формированию гражданской позиции школьника, а также созданию условий для его самопознания и с...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...

Урок развития речи « Я – гражданин России»

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Всякое дерево   имеет корни.   Наши корни  – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто лет, тысячу лет назад....

рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс)  Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...

Воспитательная программа для учащихся 8-9 классов «Я – гражданин России»

Название воспитательной программы «Я – гражданин России» не случайно. Считаю, что в настоящее время необходимо воспитывать в молодежи такие...

самоанализ педагогической деятельности учителя истории и обществознания " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы"

Тему самообразования " Формирование идентичности гражданина России на основе краеведческой работы " выбрала не случайно.Гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семей...

План-конспект открытого урока в 5 "А" классе "Я - гражданин России"

Урок в 5 классе по теме создание и редактирование графических объектов (в среде ЛогоМиры) "Я - гражданин России". Обучающиеся учатся рисовать в программе ПервоЛого нашу страну....