Устный журнал " Сама природа помогла победить"
методическая разработка (9 класс) на тему

Копылова Екатерина Сергеевна

В этом материале расссказывается как сама природа -грибы, растения, животные помогали в годы ВОВ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal.rar2.83 МБ

Предварительный просмотр:

« Сама природа помогла победить…»

Классный руководитель 9б класса МКОУ СОШ №258

Копылова Е.С

Форма проведения: устный журнал.

Класс : 7, 9.

Цель: Формирование устойчивого интереса к истории России, уважение  к подвигу народа в  Великой отечественной войне 1941-1945 годов; воспитание патриотических чувств..

Задачи:

- пополнить знания о тех моментах, когда природа - грибы, растения, животные помогали людям  выживать  и побеждать в годы Великой Отечественной войны.

-формирование представлений о мужестве, отваге и самоотверженности наших  солдат, врачей, животных в годы Великой Отечественной войны.

Учитель:(  Фон « Стук сердца»)

22 июня 1941 пошел отсчет 4 годам нечеловеческих усилий, в течение , которых будущее каждого из нас висело на волоске.    И нам не забыть никогда!!!!!!!!  Героев- защитников нашей Родины, всех от мало до велика. Когда наш враг подошел к Москве  ударили сильнейшие морозы, и казалось сама природа пришла на помощь защитникам нашей столицы.

Сегодня в нашем устном журнале   мы расскажем о многих интересных случаях, когда  природа- растения, грибы, животные  помогали людям, на войне  .

Ученик.

Под  белым   халатом  не  спрячешь   погоны,
Эмблем  медицинских  не  скроешь  от  глаз.
Врачи  в  медсанбатах  в   тылу  обороны
Умело  спасают  от  гибели  нас.
Они  надевают  халат  и  перчатки,
И скальпели  острые  в  руки  берут.
Своё  мастерство  отдают  без  остатка,
А,  значит,  бойцы  ни  за  что  не  умрут.
Ведь  «бывших»  военных  врачей  не  бывает!
В  них  сразу  заметен    характер  бойца.
Они  нас  у  смерти  из  рук  вырывают,
И  будут   бороться  за  жизнь  до конца.

Ученик (историк)

«Война – это травматическая эпидемия», – говорил великий русский врач Николай Иванович Пирогов. Поэтому больше всего на фронте ценилась профессия хирурга. Врачи остальных специальностей в срочном порядке в начале войны проходили переквалификацию на кратких курсах, а потом становились помощниками хирургов или отправлялись на передовую линию. Именно там рядовой и сержантский состав понес основные потери – более 80% смертей. Всего во время войны погибли или пропали без вести 85 тысяч медиков.

На передовой был и майор медицинской службы Владимир Терентьевич Кунгурцев. Перед войной Владимир Терентьевич окончил медицинский институт в Новосибирске получив диплом врача общего профиля.

Сегодня Владимиру Терентьевичу 95, он живет в Москве, и накануне Дня Победы согласился ответить на несколько вопросов специально (для  нашего устного журнала).

( Ученик выступает в роли В Кунгурцева).

Корреспондент

В чем заключалась основная задача полевых хирургов?

В. Кунгурцев: Мы оказывали первую медицинскую помощь участникам боевых действий. Я занимался бойцами артиллерийской части, которые стреляли из пушек и минометов. Чаще всего я работал с раненными, которым необходимо было оказать первую помощь и отправить в медсанбат. Оттуда солдата переводили в госпиталь, если требовались полноценные хирургические операции.

«Здоровье-инфо»: Какие ранения были самыми распространенными?

В. Кунгурцев: Осколочные, пулевые.

Корреспондент

Какие ранения считались наиболее тяжелыми?

В. Кунгурцев: Осколочные раны, особенно, в конечности.

Корреспондент:

А какая была ситуация с обеспечением медикаментами?

Кунгурцев.

Медикаментов не хватало, все было по минимуму. И нам приходилось

 в условиях дефицита перевязочных средств, использовать в военных госпиталях сфагно-марлевые повязки для заживления ран, особенно гнойных.
Ученик (биолог)

Мох , сфагнум – это прежде всего стратегическое сырье в экстремальных условиях. Но, как показывает опыт, сырье действительно хорошее.

(Информация о сфагнуме) БИОЛОГ.

Сфагновый мох, содержащий фенольное соединение сфагнол, с давних времен применяют в медицине и ветеринарии как перевязочный материал с бактерицидным действием. Одна из особенностей сфагновых мхов – их антибиотические свойства. Кроме того, возьмите мох в руку, и вы почувствуете его необыкновенную мягкость – это позволяет использовать сфагны вместо бинта и ваты как перевязочное средство.

По абсорбционным свойствам, по способности впитывать воду и кровь сфагнум не уступает вате и лигнину. Исследователи показали, что одна весовая часть сфагнума может впитывать до 25 весовых частей воды. Это объясняется особенностями его микроскопического строения. Например, полости конопляных, льняных и хлопковых клеточных волокон закрыты от окружающей среды, поэтому всасывание гноя происходит лишь благодаря межклеточным пространствам. Целлюлозные волокна легко склеиваются гноем, он застаивается в наружном слое и не может проникнуть дальше. А вот у сфагнума принципиально другое строение. В его стебле содержатся полые клетки, предназначенные специально для накопления воды. Их стенка пронизана отверстиями, через которые внутрь клетки попадает влага. Поэтому стебель сфагнума хорошо пропускает и воду, и кровь, и гной, при этом он не теряет эластичности, а рана остается сухой.

Кунгурцев

    Старинным средством лечения ран считался лук репчатый (измельченный или печеный) и сок-алоэ. Во время войны гнойные, трудно заживающие раны с успехом лечили парами лука и соком алоэ.

Настой из березовых листьев успешно применялся как витаминный напиток при трофических язвах и длительно не заживающих ранах в качестве общеукрепляющего и стимулирующего средства, а также в случаях понижения общего питания при сыпном и брюшном тифах, туберкулезе легких, дизентерии, желудочно-кишечных заболеваниях.

Ученик ( биолог)

А мне бы хотелось рассказать еще об одном удивительном растении ПАРМЕЛИЯ

Пармелия (лишайник) — многолетнее растение из семейства пармелиевых, представляет собой симбиоз двух организмов, один из которых относится к группе грибов, другой — к зеленым водорослям. . В слоевище лишайников найдено высокое содержание углеводов, белков , жиров мало, но содержатся лишайниковые кислоты ( антибиотики).

Ученик (историк)

В годы войны врач военного госпиталя в г. Уральске Г. Свиридов применял пасту с порошком пармелии для лечения раненых и получил весьма успешные результаты.

В газете «Медицинский работник» от 27 декабря 1941 г. была помещена статья проф. Р. А. Лурия и проф. С. А. Саркисова «Война и фитотерапия», в которой авторы призывали возможно больше внимания уделять фитотерапии. Не только в тылу, но и на фронте приходилось прибегать к лекарственным растениям.

2 часть.

( на слайде « Живая вода» или « Королева пенницилина»)

Звучит « Сентиментальный вальс» ( Чайковский)

(Девушка вальсирует, изображает молодую Ермольеву).

Учитель

Когда на выпускном балу зазвучал ее любимый «Сентиментальный вальс» Чайковского, она, признанная «королева танцев», вдруг неподвижно застыла у окна. Боль пронзила сердце: ведь именно сейчас у нее дома, под подушкой, лежит книга об этом композиторе-чародее.

Ермольева

Гений... Расцвет таланта... И вдруг такой страшный, такой нелепый конец: черный гроб, залитый едкой известью. «Болезнь тяжелая, желудочная, плохо поддающаяся лечению», и мать Чайковского умерла от холеры. Но при чем тут смерть матери? Разве холера передается по наследству? Конечно, нет.

Учитель

История смерти Чайковского определила окончательный выбор Зинаидой Ермольевой своей будущей профессии: она станет врачом.

Во время Великой Отечественной войны раненые в глаза называли Ермольеву «Госпожа Пенициллин».

Фрагмент видео из документального фильма « Гении и злодеи» .

Ермольева.

Плесневые грибы из рода Penicillium широко распространены в природе. Особое значение имеет зеленая кистевидная плесень – пеницилл золотистый, так как используется для производства пенициллина.

Естественной средой обитания пенициллов является почва. Пенициллы часто можно увидеть в виде зеленого или голубого плесневого налета на разнообразных субстратах, в основном, растительных.

Многие из пенициллов обладают положительными качествами для человека. Они продуцируют ферменты, антибиотики, что обусловливает их широкое применение в фармацевтической и пищевой промышленности.

Ученик

Благодаря этому микроскопическому грибку , было изобретено «волшебное лекарство», которое на глазах изумленных свидетелей отменяло смертные приговоры, возвращало к жизни безнадежных раненых и больных», а может быть даже сыграло свою роль в исходе войны.

3 часть. Музыка

Ученик

Вторая Мировая Война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мира. В это страшное время народ, как на передовой, так и в тылу, проявлял немереную отвагу и мужество. Мало кто знает, что в то время бок о бок с солдатами гордо и отважно сражались братья наши меньшие.

Лошади, собаки, кошки и голуби, как и люди совершали подвиги. И гибли, как и люди. Как и Герои Великой Отечественной Войны, боевые животные спасли тысячи человечески жизней и помогли приблизить долгожданный День Победы.

...И стучат по планете копыта
Там где войн полыхает гроза.
Сколько бедных их было убито,
Человечьи их плачут глаза...
Лошади старались, как умели.
Вынесли героев из атак –
Чтоб герои в песнях прогремели,
Только не споют о лошадях.......

Ученик ( историк)

Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль. Конница всегда идёт по кратчайшему пути, через овраги и болота, форсируя реки и просачиваясь сквозь лесные чащобы. Быстрые и неутомимые, целые партизанские соединения иногда проходили незамеченными в нескольких метрах от фашистов.
Вот что рассказывал пленный немецкий генерал Гальдер:

(Ученик изображает пленного немецкого генерала)

Ученик

 «Мы постоянно сталкиваемся с конными соединениями. Они так маневренны, что применить против них мощь немецкой техники не представляется возможным. Сознание, что ни один командир не может быть спокоен за свои тылы, угнетающе действует на моральный дух войск».

Историк.
И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно.
В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи
.

Лошадь оставалась основной тяговой силой армии. На начало войны в армии их было без малого 2 миллиона – но их всё равно катастрофически не хватало. Лошадей использовали для перевозки боеприпасов, провианта и раненых.
Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов.

Ученик
В скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

4 часть

Ученик

В тяжелые годы рядом с солдатами на фронте воевали  братья наши меньшие -собаки. Им не давали орденов, они не получали званий. Они совершали подвиги, не зная этого. Они просто делали то, чему их научили люди – и гибли, как и люди. Но, погибая, они спасали тысячи человеческих жизней.

У нас уважают собаку недаром:
Собака на фронте была санитаром,
Связистом, сапёром. Порою собаки
На танки бросались во время атаки.
Да, на войне получалось и так,
Что «тигры», «пантеры» боялись собак.


ученик (историк)
Будучи верным другом человеку, собаки выполняли самые разные роли.
Собаки забирали с линии огня раненных и доставляли на поле боя боеприпасы.

Через самое пекло собаки-связисты доставали важные поручения (за годы войны ими было передано более 120 тысяч подобных поручений).
В лесах и болотах собаки отыскивали наших раненных солдат и приводили к ним медиков.

С помощью четвероногих было разминировано 303 крупных города и населённых пункта, среди которых – Псков, Смоленск, Брянск, Львов, Минск, Киев, Сталинград, Одесса, Харьков, Воронеж, Варшава, Вена, Будапешт, Берлин, Прага, а также 18394 здания и обнаружено свыше четырёх миллионов мин.

Ученик

Немецкая овчарка Джульбарс, служившая в период войны в 14-й штурмовой инженерно-саперной бригаде, стала единственной собакой, награжденной медалью «За боевые заслуги». Благодаря превосходному чутью этого четвероногого бойца, за период с сентября 1944 года по август 1945 года было обезврежено 7468 мин и более 150 снарядов на территории Австрии, Венгрии, Румынии и Чехословакии. Участвовал Джульбарс также в разминировании соборов Вены, замков Праги и дворцов над Дунаем. 

     В 1945 году четвероногий герой Джульбарс стал участником парада на Красной площади, посвященному Великой Победе. Раненого пса после коробки советских солдат пронес на своих руках командир 37-го отдельного батальона разминирования, а также кинолог и майор, Александр Мазовер. Во время парада Джульбарс был завернут в личный китель Иосифа Сталина, который и отдал такое распоряжение в знак уважения за заслуги пса перед Советской Армией.


Собаки-истребители танков – это не самая приятная собачья профессия. Этих собак готовили к одному-единственному заданию в их жизни – подрыву вражеских танков.

Ученик (историк)

Поздней осенью 1941 года, во время битвы под Москвой, произошло событие, которое не было отмечено в приказах Верховного Главнокомандующего, но заслужило право быть занесенным в военные хроники. Группа фашистских танков, пытавшихся атаковать советский рубеж, повернула назад, завидев…мчавшихся на них собак! Впрочем, испуг гитлеровцев был вполне обоснован — собаки взрывали неприятельские танки.
Диверсант Дина:

     Первой собакой диверсантом, участвовавшей в Великой Войне, а точнее в «рельсовой войне», проходившей в Белоруссии, стала овчарка Дина.

     19 августа 1943 года она успешно осуществила подрыв вражеского эшелона на перегоне Полоцк - Дрисса, в результате которого целых 10 вагонов противника были уничтожены, а большая часть железнодорожных путей выведена из строя.

     Отличилась Дина и при разминирования города Полоцка, в одном из госпиталей которого немецкие солдаты оставили для наших бойцов мину-сюрприз.


ученик (историк)

Таким способом за время войны было уничтожено около 300 вражеских танков. Причиной прекращения использования собак подобным способом стал тот факт, что такие собаки стали бросаться под гусеницы не только немецких, но и советских танков.

Ученик

Несмотря на то, что кошки не обладают выносливостью и силой лошадей, обучаемостью  собак, они также помогли людям пережить тяжелые годы войны.
Большую роль кошки сыграли в блокадном Ленинграде. Кошки защищали продовольствие и произведения искусства Эрмитажа от посягательств крыс. Известно, что кошки приносили свою добычу хозяевам, а сами умирали от голода. Кошки свои теплом согревали детей. А когда в Ленинграде закончилась провизия, то кошки сами становились едой для людей.

«3 декабря 1941 года. Съели жареную кошку, - пишет в своем дневнике десятилетний мальчик Валера Сухов. – Очень вкусно». Из костей животных варили столярный клей, который тоже шел в пищу. Один из ленинградцев написал объявление: «Меняю кошку на десять плиток столярного клея».

Воспоминания девочек-  блокадниц. Лены Мухиной и Веры Вологдиной.

Лена

Настало время, когда в Ленинграде не осталось ни одной кошки и город начали атаковать крысы. Интересно, что после прорыва блокады наравне с необходимым продовольствием в город ввезли более 5 тысяч дымчатых кошек, которые и спасли Ленинград от крыс.  

Вера

А, ты, помнишь во время блокады я жила с мамой и с дядей. Из домашних питомцев у нас был кот Максим и попугай Жаконя. В довоенное время Жако пел и разговаривал, но в блокаду, как и все, голодал, поэтому сразу притих, а перья у птицы вылезли. Чтобы как-то прокормить попугая, нам пришлось выменять ружье отца на несколько семечек подсолнуха.

Кот Максим тоже был еле жив. Он даже не мяукал, прося еду. Шерсть у кота вылезала клоками. Дядя чуть ли не с кулаками требовал, что кот пошел на съедение, но  мы с мамой  защищали животное. Когда мы с мамой уходили из дома, запирали Максима в комнате на ключ. Однажды когда  нас не было дома кот залез в клетку к попугаю. В мирное время кот бы непременно съел свою добычу.

Лена

Что же ты  увидела Вера?

Вера

 Максим и Жаконя спали, крепко прижавшись друг к другу в клетке, чтобы спастись от холода. С тех пор дядя перестал заводить разговоры про съедение кота. К сожалению, через несколько дней после этого случая Жако погиб от голода. Максим выжил.

Ведущий

Возможно, он стал единственным ленинградским котом, пережившим блокаду.  После 1943 года в квартиру Вологдиных водили экскурсии – посмотреть на кота. Максим оказался долгожителем и умер только в 1957 году в двадцатилетнем возрасте.

Лена

Да, много было всего…… Например, помнишь « Кот слухач», рыжий такой…

Он жил при зенитной батарее и точно предсказывал все воздушные атаки. Причем на приближение советских самолетов кот не реагировал. Командиры батареи очень уважали кота за этот уникальный дар, выделили ему паек и даже одного солдата в качестве охраны.

Ведущий

1 марта в России отмечают неофициальный День кошки. Для нашего города кошки имеют особое значение, ведь именно они спасли блокадный Ленинград от нашествия крыс. В память о подвиге хвостатых спасителей в современном Петербурге установили скульптуры кота Елисея и кошки Василисы.

Учитель

Вот прошло уже 70 лет с того дня, как закончилась Великая Отечественная война. Многое изменилось с тех пор, но мы с вами должны навсегда оставить в своей памяти подвиг, который совершил народ, ради женщин и детей, ради внуков и правнуков, то есть ради нас с вами, ради мира на земле. Мы должны помнить тех, кто погиб, дав нам возможность видеть чистое небо над головой. Но нужно вспоминать и добрых друзей человека, помогавших ему на трудном пути к победе, любить и охранять свою природу!

 « Основным законом природы, является сохранение человечества». Теперь, мы можем с уверенностью сказать, что природа в годы Великой Отечественной войны, выполнила свою миссию!

Ученик. Мир это лучшее слово на свете,

Взрослые к миру стремятся и дети,

Птицы, деревья, цветы на планете.

Мир – это главное слово на свете.

Любить этот мир, любить его свет…

За то, что в нём есть, за то, чего нет.

Любить просто так, за то, что живёшь.

За то, что берёшь и что отдаёшь.

Любить за свободу и за красоту.

Его совершенство, его простоту.

Любить в ожидании нового дня,

Который в ответ тоже любит тебя!

9 мая - весна, 9 мая - цветы.

И голубь летит в небеса

До самой высокой звезды.

Повсюду улыбок восторг,

Седые солдаты в строю.

Спасибо, родные, за то,

Что взяли победу в бою!

Песня  « И все о той весне…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устный журнал "Курение или здоровье - выбирайте сами"

Классный час в форме устного журнала. Проводится с целью способствовать воспитанию активной жизненной позиции, негативного отношения к курению, а также формированию положительных привычек....

Устный журнал "Берегите природу Алтая"

Устного журнал  «Берегите природу Алтая»       Устные журналы – эффективная форма внеклассной работы, способствующая популяризации географии. Эта форма внеклассной работ...

Устный журнал "Священная война - великая Победа"

Устный журнал "Священная война - великая Победа"...

Устный журнал "Живи, Природы красота"

Устный журнал «Душа Природы с нами говорит» является творческим проектом, призванным формировать у обучающихся ценностное отношение к миру людей и природе, дать эмоциональную установку на бережное и о...

Устный журнал на тему: «Самый лучший город на земле»

Устный журнал  «Самый лучший город на земле»   - методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно - нравственному воспитанию. В нём описываются самые значимые страницы истории гор...

устный журнал "Клады природы"

Материал устного журнала является результатом миниисследовательсой аботы по экологии. В нем представлены данные по результатам анкетирования школьников, а также интересные сведения о составе воздуха, ...

Сценарий устного журнала "Дорогами войны к Победе!"

Разработка может быть использована для проведения общешкольного мероприятия, классного часа повященного Победе в Великой Отечественной войне....