Воспитательная система 8 класс (2015-2016)
материал (8 класс) по теме

Чернова Анна Петровна

Воспитательная система "Познай себя!" (8 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_8b_klass.doc716.5 КБ

Предварительный просмотр:

«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить».                                         

                     (Сократ).

Воспитательная система

8 «Б» класса

«Познай себя»

http://bilim-pavlodar.gov.kz/soch4/wp-content/uploads/sites/5/2015/08/4fdbd8dc05a0.png

Классный руководитель:

Чернова Анна Петровна


Пояснительная записка

Если человек не хочет стать

щепкой, бессильной в водах

несущего её ручья,

то должен сам стать ручьём,

стать сильнее влекущего

его течения – и пройти

путь от истоков до устья

на берегу моря.

Урсула Ле Гуин

Приоритетной целью модернизации образования является обеспечение высокого качества российского образования, которое сводится не только к высокому уровню обученности учащихся, набору знаний и навыков, но связывается с воспитанием, понятием “качества жизни”, раскрывающимися через такие категории, как: “здоровье”, “социальное благополучие”, “самореализация”, “защищенность”. Воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество учителя и детей в сфере их совместного бытия. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания воспитательного пространства, в котором ребенок развивался гармонично, умел решать жизненные проблемы.

Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением относиться к ее самым незначительным проявлениям, чтобы убедить, поддержать растущего человека в ценности, полезности и необходимости развития его индивидуальности.

Выбор направления развития классного коллектива осуществляется на основе государственного заказа, приоритетных направлений учреждения, диагностики определения уровня развития и интересов обучающихся.

Чтобы процесс обучения и воспитания проходил успешно, вокруг ребенка должна быть создана такая атмосфера, где ему будет хорошо и уютно, где его любят и ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет, интересен себе и другим.

Поэтому педагогическое кредо программы заключается в следующем: “В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить”. (Сократ).

Приоритетными направлениями программы развития классного коллектива являются: развитие интеллекта, самопознания, трудовой деятельности, общения, культуры здорового образа жизни, патриотическое воспитание.

Цели воспитательной системы класса

Для воспитателя:

-управление процессом развития личности;

-развитие исследовательской деятельности учащихся;

-взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

Для обучающихся:

-формирование коммуникативных и исследовательских навыков;

-самореализация;

-формирование активной позиции по отношению к окружающей действительности.

Для родителей:

-обучение социальным навыкам;

-адаптация к социуму.

Для школы:

-включение класса в воспитательную систему школы в качестве ее компонента.

Основные направления работы

Интеллектуальное развитие важно в любом возрасте.

Самопознание – ребенок должен знать себя и уметь управлять своими чувствами и способностями.

Труд - обучающиеся должны быть готовы к трудовой деятельности.

Общение важно подростку, когда усиливается влияние коллектива на личность.

Культура здорового образа жизни – сохранять и укреплять здоровье учащихся, формировать стремление к здоровому образу жизни.

Патриотическое воспитание - знать историю и культуру народов России.

Все направления взаимосвязаны. Если повышать интеллект, то нужно развивать самопознание, общение также зависит от многих факторов. В программе реализуется идея сотрудничества, которая способствует обогащению жизни детей, формирует психологический климат, укрепляет и развивает отношения во всем школьном коллективе. Программа разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям.

Цель: Создание условий для разностороннего развития личности, обогащенной научными знаниями, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной «поликультурной» среде,  обладающей  развитым чувством  понимания и уважения других культур, способного к самоопределению и самореализации через включение в многообразные виды творческой деятельности, культурой поведения, живущей в согласии с самим собой, с окружающей действительностью.

       

 Основные задачи:

  • воспитание гуманистической личности;
  • овладение школьниками культурами национальной, российской, общечеловеческой;
  • формирование и воспитание навыков толерантного поведения и сознания;
  • создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся;
  • формирование учебной мотивации;
  • совершенствование классного коллектива, способного к совместной творческой деятельности;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • проведение работы по профориентации и самоопределению будущих выпускников;
  • создание системы работы с родителями.

Год 1 «Утверждай себя»

Задачи:

1. Научить любить людей, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям.

2. Способствовать формированию основ построения межличностных отношений.

3. Формировать устойчивый интерес к знаниям, способности к самообразованию.

4. Формировать способность замечать, воспринимать, чувствовать, понимать и ценить окружающую действительность.

5. Формировать стремление к здоровому образу жизни.

Год 2 «Найди себя»

Задачи:

1. Формировать активную гражданскую позицию.

2. Формировать представление о том, что нравственные ценности – главное в жизни человека в обществе.

3. Воспитывать положительное отношение к труду и способствовать профессиональной самоопределенности.

4. Развивать интеллектуальные способности каждого ученика, способности целостно воспринимать физическую картину мира.

5. Способствовать занятости исследовательской деятельности во внеурочное время.

6. Продолжить формирование стремления к здоровому образу жизни.

Ключевые понятия: интеллект, самопознание, труд, общение, культура здорового образа жизни, патриотическое воспитание.

Диагностика

Задача классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности каждого ребенка, изучения личности, мотивов его поведения в различных ситуациях. Диагностика в педагогике определяет педагогическую деятельность, направленную на изучение и распознавание объектов воспитания в целях управления ими.

Изучение индивидуальных особенностей личности обучающихся

Изучение межличностных отношений

Формы диагностики

общие сведения

отношение в коллективе

Анкетирование

интеллект

взаимоотношение с коллективом

Тестирование

самооценка

Наблюдение

успешность в деятельности

Беседа

уровень воспитания

Работа с родителями

Темп нашей современной жизни усложняют взаимоотношения родителей и детей. Статистические данные говорят, что родители общаются с ребенком 20-30 минут в день. Некоторые родители, не могут найти времени, чтобы узнать, как и чем живет ребенок вне семьи. Классный руководитель и родители должны быть заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и реализации.

“Трудные” дети, так же как и дети “с комплексами”, “несчастные” - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Часто в подростковом возрасте возникают проблемы “отцов” и “детей”. В 12-15 лет у детей проявляются негативные черты характера, заложенные генетически, родители резко реагируют на проявление отрицательных качеств, но даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье. Поэтому встречаясь с родителями, разговариваем об успеваемости и поведении детей, анализируем проблемы или успехи, вырабатываем стиль общения. Одной из основных тем родительских собраний в моей практике является уроки-общения с ребенком.

Успешность воспитательного процесса во многом зависит от того, как складываются отношения между педагогами, обучающимися и их родителями. Норма отношений в школе задаются правилами и традициями. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными из трех, математики за нее не взялись бы. Родителям надо помочь решать эту задачу, насколько это возможно. Их надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с детьми.

“Ребенок учится тому, что видит у себя в дому”, - говорил известный философ И. Брант. Став взрослым, он переносит тот стиль общения, который был принят дома. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Но многие родители готовы серьезно трудиться для создания психологического благополучия своих детей и семей.

Задачи работы с родителями

1. Привлекать родителей к организации образовательной, воспитательной и исследовательской деятельности учащихся.

2.   Помогать родителям в решении наиболее актуальных проблем воспитания.

3. Способствовать повышению роли и значения семьи в гуманистически-ориентированном воспитании детей.

Самоуправление в классе

На становление жизненной позиций школьника особое влияние имеет такой компонент воспитательной системы, как детское самоуправление.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а если необходимо приходить к компромиссам, были творчески активными инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально педагогической задачей.

Создание ученического самоуправления определяет естественное сочетание социальных потребностей ребенка с возможностями образовательного учреждения.

Цель: привлечение каждого ребенка к участию в общественной жизни, повышение социальной активности, творческого и исследовательского потенциала детей.

Направления развития классного коллектива.

Интеллект

Цель: развитие познавательной активности.

Задачи:

  1. Выявить индивидуальные особенности и развивать способности каждого ученика.
  2.  Формировать самостоятельность мышления, навыки исследовательской деятельности.
  3. Развивать навыки и умения в учебной деятельности, работе с информационными    источниками.

Самопознание

Цель: создание благоприятной социально-психологической обстановки ученика и коллектива в целом.

Задачи:

1.    Развивать способности к самопознанию и самоанализу.

2. Формировать аспекты всех сторон личности (нравственной, эстетической, чувственной, духовной).

3.   Развить чувства собственного достоинства и умения уважать чувства других людей.

Специалисты определяют средний возраст, лежащий между детством и молодостью 13-18 лет, обозначив его понятием “юность”. Юность - ответственный период выбора человеком своего места в жизни, определения жизненного пути, изучения своего “я”, умению управлять своими чувствами. Поведение учеников характеризуется повышенной активностью и энергией в познании мира, жаждой романтики, дружбы, любви.

Труд

Цель: сформировать положительное отношение к трудовой деятельности.

Задачи:

1.   Развить стремление учащихся к самообслуживанию.

2. Сформировать ответственность за выполнение общественных поручений трудового характера.

3.   Развивать умения и навыки, необходимые в трудовой деятельности.

Все учащиеся занимаются выполнением трудовой деятельности. Конечно, каждый ученик имеет расположение к разным видам деятельности, но традиционные поручения для школы выполняют все, а другие - по желанию. В семье каждый ребенок имеет свои обязанности.

Общение

Цель: развитие умений и навыков в сфере общения.

Задачи:

1.    Обучить учащихся коммуникативным навыкам общения.

2.  Научить выбирать достойные способы общения в коллективе, основанные на уважительном отношении.

3.  Формировать у обучающихся знание, понимание и соблюдение правил законопослушного поведения.

Культура здорового образа жизни

Цель: формировать потребность в здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью.

2. Приобщить детей к здоровому образу жизни.

3. Обучить способам выхода из ситуаций, связанных с употреблением психотропных средств и риском для здоровья.

Патриотическое воспитание

Цель: развитие гражданско-патриотических и нравственных качеств;

Задачи:

  1. Знать историю своей Родины.
  2. Приобщить детей к организации памятных дат России и национальных праздников.

Портрет ученика:

  • уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям, уважает и почитает старших;
  • умеет понимать других людей и готов прийти на помощь нуждающемуся человеку
  • стремится к знаниям;
  • умеет отвечать за свои поступки и слова, его слова не расходятся с делом;
  • умеет уважительно относиться к культурным ценностям, воспринимать положительный опыт, накопленный человечеством;
  • соблюдает правила и нормы человеческого сосуществования;
  • уважительно относится к окружающей природе и труду других людей.

 

Этапы становления воспитательной системы класса (ВСК)

Постановочный этап

Изучение теоретических основ воспитательных систем.

Проведение диагностики.

Определение целей и задач воспитательной системы класса.

Теоретико–моделирующий этап.

Разработка воспитательной программы.

Отработка систематизирующей деятельности приоритетных направлений ВСК.

Использование индивидуальной программы в учебной деятельности и в системе дополнительного образования.

Формирование системы самоуправления.

Развитие интеграционных связей.

Завершающий этап

1) Проведение диагностики.

2) Корректировка деятельности.

3) Развитие системы самоуправления.

4) Развитие форм содружества в социуме.

5) Завершение установления воспитательной программы.

Прогнозируемые результаты реализации программы

I этап:

  • проявление уважительного отношения к старшим;
  • воспитание чувства гордости, любви к родному городу,
  • формирование негативного отношения к вредным привычкам;
  • расширение кругозора;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы

 

II этап:

  • испытание чувства гордости за свою страну;
  • владение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • повышение интеллектуального уровня;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.

Концепция

              Педагогические теории

•  педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)

•  концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.)

•  педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)

•  педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)

•  гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)

•  личностно-ориентированная педагогика(Якиманская Н.А.)

•  игровые технологии. 

Основополагающие образовательные принципы

•  Гуманизм во взаимоотношениях «учитель - ученик», «ученик - ученик», «ученик - родитель».

•  Демократизм, уважение ученика.

•  Индивидуальный подход.

•  Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

•  Преемственность и взаимодействие в воспитательном процессе.

•  Принцип целостности и системности.

•  Многовариативность и альтернативность.

 

Воспитание классного коллектива опирается на общечеловеческие нравственные ценности.

•  Земля – общий дом людей. Земля людей и живой природы.

•  Отечество – Родина человека, данная ему судьбой, доставшаяся от его предков.

•  Семья – человеческая общность ребенка, среда его развития.

•  Труд – основа человеческого бытия, вид деятельности, выделяющий человека из животного мира.

•  Знание – результат творческого труда, средство развития личности.

•  Культура – духовное и материальное богатство, накопленное в процессе развития человечества.

•  Мир – покой, согласие между людьми, народами, государствами, условие существования Земли и человечества.

•  Человек – ценность, цель, объект, результат воспитательной работы. 

Формирование видения образа своего класса

               (по результатам опроса учащихся)

1.Как жить будем?

           -дружно, весело, интересно, увлеченно.

2.К чему стоит стремиться?

            -хорошо учиться, выбрать профессию по душе, принимать участие во     всех делах, к  ЗОШ.

3.Какими хотите быть?

            -здоровыми, умными, творческими,  трудолюбивыми, жизнерадостными, разносторонне развитыми, активными.

4.Какой деятельностью будем заниматься?

           -соревнования, походы, экскурсии, вечера, встречи, конкуры, игры

.

5.Кто будет нашими партнерами?

           -родители, учителя, учащиеся    других классов, работники ДК, жители поселка, работники различных сфер.

Принципы организации деятельности в классном коллективе:

  1.  Движенье - это жизнь!
  2.  Помогай другому в учёбе!
  3.  Как можно меньше троек в дневнике!
  4.  Ничего без интереса, ничего формально!
  5.  Все дела - вместе и творчески!

Основные идеи:

  • идея здорового образа жизни
  • идея образования
  • идея КТД.

Ценности:

  • здоровье
  • знания
  • общение
  • коллектив
  • творчество
  • самостоятельность

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы. 5 класс. 2015-2016

Предлагаю вам готовый план воспитательной работы на 2015-2016 учебный год...

План - сетка воспитательной работы на 2015 - 2016 учебный год в группе 8, 9 классов

ЦЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащённой знаниями, готовой к созидательной, трудовой деятельности и нравственному поведению.ВОС...

План воспитательной работы 9р1 класс 2015-2016 учебный год

В плане дан краткий анализ воспитательной работы за прошедший учебный год, краткая характеристика класса, задачи на текущий учебный год, режим работы с классом, классное самоуправление, мероприятия,по...

План воспитательной работы на 2015-2016 учебный год (8 класс)

План воспитательной работы классного руководителя 8 класса на 2015-2016 учебный год...

План воспитательной работы в 10 классе 2015-2016 учебный год

План воспитательной работы на первое полугодие...

Перспективный план воспитательной работы на 2015-2016 учебный год для 6 класса

Перспективный план воспитательной работы на 2015-2016 учебный год для 6 класса...