Конспект классного часа по нравственному воспитанию " Час доброты"
классный час (5 класс) по теме

Аюпова Светлана Петровна

Организация и проведение нравственного классного часа имеет свои трудности. Проводя его, педагог  должен понимать, что активное участие детей в обсуждении нравственной проблемы может идти довольно трудно, так как учащиеся не всегда могут рассуждать, делать собственные выводы, не всегда готовы участвовать в таком классном часу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx33.32 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект мероприятия по нравственному воспитанию "Час  доброты" 

Цель: 

-  формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

-   расширение знаний  о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

- формировать нравственные идеалы на положительных примерах;

- способствовать формированию гражданской позиции подростков в сложных жизненных ситуациях нравственного выбора;

- прививать воспитанникам такие качества личности как доброта, милосердие, любовь, добропорядочность и уважение к окружающим;

- развивать устную речь,мышление .

Оформление, оборудование, реквизит:

- дерево   ствол, ветки);

- карточки с пословицами, с ситуациями;

- презентация;

- карандаши, ножницы, клей;

Технические средства:

- интерактивный комплекс;

Ход занятия:

1. Вступительное  слово.

- Добрый день, ребята!                                                                                                                                                   - Сегодня  мы с вами поговорим об очень важном  для каждого человека…

(Ученик читает  стихотворение)

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Теплота и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважней,

Чем лица красота.                                                                                                                       Догадались, что это?

Сердец доброта!

- Доброта…. Что означает это слово? (высказывание детей)

- Это все хорошее, доброе, красивое.

- «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим»

- Какого человека можно назвать добрым? (высказывание детей)

- Добрый человек – это тот, кто любит людей и животных,  который  готов в трудную минуту прийти на помощь.                            

  - Добрый человек любит природу и бережёт её.      

- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

- Добрый человек старается быть аккуратным, быть вежливым и внимательным в общении с друзьями и взрослыми

 - Конечно, доброта, милосердие, радость переживание за других людей создают основу человеческого счастья. 

2. Когнитивное упражнение "Чаша доброты" (визуализация). 
Цель: эмоциональное развитие.
И.п. - сидя на полу. Инструктор: "Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку.
Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом другую чужую чашку, она пустая.
Отлейте в нее из своей чашки доброты.
Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще...
Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте!
А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты.
Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной.
Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: "Это я! У меня есть такая чашка доброты!"

3. Основная  часть.

       - Сегодня мы с вами попробуем вырастить дерево доброты. Для этого потребуется ваша любовь, доверие, откровенность. Вместе, дружно, сообща, мы вырастим это дерево.

Задание № 1

Учитель: Ребята, а пословицы о доброте вы знаете?

1.Жизнь дана на добрые дела.

2.Доброе дело и в воде не тонет.

3.Доброе слово лечит, а худое калечит.

4.Про доброе дело говори смело.

5.Злой не верит, что есть добрые люди.

6.Злом за зло не воздавай.

7.Учись доброму – плохое на ум не пойдёт.

8.За добро постоим, а на зло - настоим.

 9.Злой человек не проживет в добре век.

10.Не ищи красоты - ищи доброты.

11.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

12.Мир не без добрых людей.

13.Худо тому, кто добра не делает никому.

14.Не хвались серебром, а хвались добром.                                                                                               (ученику предлагается прикрепить  ветку  дерева к стволу  на магнитную доску)

Задание №2

 Учитель: Доброта – это всё положительное, хорошее, полезное.  А где же она живет?

Образовать новые слова в которых спрятано слово «добро».

Добро

душа

сердце

желание

сосед

порядок

совесть

нрав

= добродушный

= добросердечный

= доброжелательный

= добрососедство

= добропорядочный

= добросовестный

= добронравный

-Как вы понимаете эти слова?

(ученику предлагается прикрепить  ветку  дерева)

Задание №3

-А как вы думаете, добрый человек обязательно должен быть вежлив?

-Назвать слова вежливости или «волшебные  слова».

здравствуйте

до свидания

благодарю

разрешите

спасибо

простите

прощайте

(ученику предлагается прикрепить  ветку  дерева к стволу  на магнитную доску)

Учитель: Ребята, вы мне сказали, что добрый человек должен быть ещё и вежливым.

- Какого человека, мы можем назвать вежливым? (высказывание детей)

- А вежливые слова вы знаете?    

Игра «Вежливые слова».

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить….(спасибо)

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома,

Не молчите, не стесняйтесь

И немым не притворяйтесь,

Поздороваться спешите,

Громко…(здравствуйте) скажите.

Если просишь что-нибудь,

То сначала не забудь,

Разомкнуть свои уста

И сказать…(пожалуйста)

Если вы кого-то обидели случайно

Или наступили на ногу нечаянно.

Только не молчите,

Долго не тяните, а скажите…(извините)

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого…(спасибо)

- Зазеленеет старый пень,

Когда услышит…(добрый день)

- Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь…(здравствуйте)

-Когда нас бранят за шалости,

Говорим … (извините, пожалуйста)

-И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят …(до свидания)

(ученику предлагается прикрепить  ветку  дерева к стволу  )

Дети читают стихи.      

1. Придумано кем – то просто и мудро

При встрече здороваться и говорить

- Доброе утро! Солнце и птицы!

- Доброе утро! – Улыбчивым лицам!

И каждый становится, добрым, доверчивым
пусть доброе утро длится до вечера!

2. Не стой в стороне равнодушно.

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет

Твоя доброта, улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

3. А как нам добрые слова нужны!

Не раз мы в этом убедились сами,

А может не слова – дела важны?

Дела – делами, а слова – словами.

Они живут у каждого из нас,

На дне души до времени хранимы,

Чтоб их произнести в тот самый час,

Когда они другим необходимы.

(ученику предлагается прикрепить  ветку  дерева к стволу  на магнитную доску)

Задание №4

  - Вы молодцы, знаете много добрых, вежливых  слов. Ведь добрый человек  должен не только знать  вежливые слова, но и совершать добрые поступки.

Разбор  ситуаций

- Ситуация 1. Девочка возмущенно жаловалась маме: "Во дворе есть такой плохой мальчик - все время зовет меня Валькой". "А ты как его зовешь?" - спросила мама. "Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: "Эй, ты!

Права ли была девочка?

(Девочка сама должна звать мальчика по имени, показывая ему пример, а не кричать "Эй, ты!")

Ситуация 2.На день рождения имениннику неожиданно принесли в подарок две одинаковые машинки. На что мальчик сказал "Что мне делать с двумя машинками? Ведь у меня такая уже есть!"

Что бы вы сказали на месте мальчика, чтобы не обидеть гостя?

(Большое спасибо! У меня теперь две одинаковые машинки, можно играть вдвоем!)

Ситуация 3.

В школьном коридоре разговаривают 2 учителя. Среди них Катя увидела свою учительницу и вежливо поздоровалась только с ней: "Здравствуйте, Ольга Ивановна!" Правильно ли поступила девочка?

(Надо было сказать общее "Здравствуйте")

Ситуация 4.

Витя и Олег– друзья. Они вместе ходят в школу и из школы. Живут в одном доме. Вместе играют во дворе. Витя учится хорошо, Олег – не очень. Витя по-доброму относится к Олегу, регулярно дает ему списывать домашние задания. Наверное, это настоящая доброта.

Ситуация 5.

Петя гулял во дворе. Прямо перед ним на землю упал плюшевый мишка. Петя посмотрел наверх: было открыто окно второго этажа, но в окне никого не было. Петя поднял мишку. Игрушка ему очень понравилась, он давно мечтал о такой. Петя смотрел на мишку и думал. Как вы считаете, о чем думал Петя? И, наконец, он принял правильное решение. Какое решение принял Петя?

Ситуация 6.

Вите подарили щенка. Щенок был черный, с мягкой шерстью и голубыми глазами. Он радостно бегал по комнате, смешно тявкал и повизгивал.

– Совсем невоспитан, – подумал Витя, глядя, как щенок грызет ножку стула.

Витя занялся воспитанием щенка. Он требовал от него выполнения команд, а если щенок не исполнял их, бил его веревкой. Время шло, щенок превратился в большую злую собаку. Витя смотрел на выросшего щенка и ничего не понимал. Почему собака выросла злой?

 

– А какие добрые дела совершили вы для окружающих вас людей?

– Делая добро, какие чувства вы испытывали?

Задание №5

Упражнение «Пять добрых слов»

       Каждый участник  команды на листе бумаги обводит ладошку и в центре  пишет своё имя. Затем передает рисунок соседу справа, а сам получает рисунок от соседа слева. В одном из

“пальчиков” полученного чуждого рисунка каждый пишет какое-нибудь привлекательное качество, которое хотелось бы пожелать его обладателю  (например, “ты - добрый”, “ты - веселый”, “ты - остроумный” и т.д.). Рисунки ходят по кругу. Таким образом, все “пальчики” оказываются заполненными. Если пальчиков не хватит, можно писать и на самой ладошке вокруг имени участника.  В конце упражнения ладошки возвращаются к своим хозяевам и вы можете прочитать то, что вам пожелали ваши товарищи. (наши ладошки превратились в листочки на нашем дереве)

  Какое красивое дерево у вас получилось. Заботьтесь о нём и не позволяйте ему засохнуть, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.

Итог:

      Вы ещё дети, но впереди вас ждет много славных дел. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит: смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро, творить добро – это здорово. И по жизни вы должны идти Дорогою добра.

- Давайте закончим наше внеклассное занятие песней, которая так и называется:   

«ТВОРИ  ДОБРО». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка классного часа по нравственно-духовному воспитанию

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня,  не в развале экономики, не в смене политичес...

Разговор о письме. Занятие-практикум в системе классных часов по нравственному воспитанию учащихся 5-6 классов.

У современных людей слово "письмо" вызывает ассоциации с компьютером, Интернетом, электронной почтой. Всё реже мы берём в руки бумагу и конверт, как это было всего несколько лет назад. Электронная поч...

Конспект разработки классного часа на нравственную тему: «Этикотерапия»

Классный час на нравственную тему:  «Этикотерапия» продолжает работу по изучению  факторов, укрепляющих здоровье человека.  Здоровье – самое большое богатство на Земле. Самое естес...

Конспект разработки классного часа на нравственную тему: «Этикотерапия»

Классный час на нравственную тему:  «Этикотерапия» продолжает работу по изучению  факторов, укрепляющих здоровье человека.  Здоровье – самое большое богатство на Земле. Самое естес...

Конспект разработки классного часа на нравственную тему: «Этикотерапия»

Классный час на нравственную тему:  «Этикотерапия» продолжает работу по изучению  факторов, укрепляющих здоровье человека.  Здоровье – самое большое богатство на Земле. Самое естес...

Конспект классного часа "Урок доброты"

Цель:-формирование знания о категориях добра и зла;-выявление представления детей о том, что такое добро  и какими должны быть добрые поступки;-содействие формированию дружного коллектива.Задачи:...