Классный час на тему "Как избежать дорожно-транспортных происшествий" (беседа-диалог)
классный час (5 класс) на тему

Грибан Виктор Алексеевич

                           Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Как избежать дорожно-транспортных происшествий» (беседа-диалог).

 

Цели и задачи классного часа:

•  ознакомление учащихся с особенностями правил дорожного движения;

•  воспитание правовой культуры школьников;

•  профилактика дорожно-транспортных происшествий среди младших подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._kak_izbezhat_dorozhno-transportnyh_proisshestviy.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

                           Классный час по правовому воспитанию в 5 классе

 «Как избежать дорожно-транспортных происшествий»

(Беседа-диалог)

 

Цели и задачи классного часа:

•        ознакомление учащихся с особенностями правил дорожного движения;

•        воспитание правовой культуры школьников;

•        профилактика дорожно-транспортных происше¬ствий среди младших подростков.

Ход классного часа

Что такое ДТП?

Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся совершить еще одно путешествие по оживленным улицам крупного города.

Еще в начальных классах вы изучали Правила дорожного движения, и, тем не менее, ребята вашего возраста очень часто попадают в дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Почему? Это что — невыполнение Правил дорожного движения или незнание их?

Давайте разберемся в этой непростой ситуации.

Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.

Нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта влечет за собой дорожно-транспортное происшествие. Естественно, большая часть вины в ДТП лежит на водителе, так как дорожно-транспортное происшествие относится к преступлениям против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.

Все ДТП подразделяются на следующие типы: столкновение; опрокидывание; наезд; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, падение груза из кузова и т. д.).

Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц — пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.

При расследовании рассматриваемых преступлений обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются:

  • по объекту преступления — установление факта посягательства на безопасность движения и правила эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта;
  • по объективной стороне — установление, где, в какое время, каким образом и при каких обстоятельствах, какие правила движения нарушены; каковы причины и условия нарушения этих правил; какой ущерб причинен жизни и здоровью граждан или общественной и личной собственности; какова причинная связь между конкретными нарушениями правил и наступившими вредными последствиями;
  • по субъекту преступления — установление конкретного лица, нарушившего правила;

—        по субъективной стороне — определение формы вины: умышленно или неосторожно действовало лицо, нарушившее правило.

Если установлен умысел, то требуется раскрыть его содержание, мотив и цель преступления.

Уголовное дело возбуждается, как правило, по факту нарушения правил движения, если установлены последствия, определенные в законе.

Первоначальными следственными действиями по этим делам являются:

  • осмотр места происшествия;
  • осмотр транспортных средств;
  • розыск и задержание транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест происшествия;
  • допрос потерпевших и свидетелей;
  • допрос водителей;
  • освидетельствование водителя.

В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность первоначальных следственных действий может быть различной, но осмотр места происшествия, как ного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.

Все ДТП подразделяются на следующие типы: столкновение; опрокидывание; наезд; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на гужевой транспорт; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия, т. е. не относящиеся ни к одному из перечисленных видов (например, падение груза из кузова и т. д.).

Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия (или бездействие) других лиц — пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.

При расследовании рассматриваемых преступлений обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются:

  • по объекту преступления — установление факта посягательства на безопасность движения и правила эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта;
  • по объективной стороне — установление, где, в какое время, каким образом и при каких обстоятельствах, какие правила движения нарушены; каковы причины и условия нарушения этих правил; какой ущерб причинен жизни и здоровью граждан или общественной и личной собственности; какова причинная связь между конкретными нарушениями правил и наступившими вредными последствиями;
  •  по субъекту преступления — установление конкретного лица, нарушившего правила;

— по субъективной стороне — определение формы вины: умышленно или неосторожно действовало лицо, нарушившее правило.

Если установлен умысел, то требуется раскрыть его содержание, мотив и цель преступления.

Уголовное дело возбуждается, как правило, по факту нарушения правил движения, если установлены последствия, определенные в законе.

Первоначальными следственными действиями по этим делам являются:

  • осмотр места происшествия;
  • осмотр транспортных средств;
  • розыск и задержание транспортных средств и водителей, скрывшихся с мест происшествия;
  • допрос потерпевших и свидетелей;
  • допрос водителей;
  • освидетельствование водителя.

В зависимости от конкретных обстоятельств происшествия последовательность первоначальных следственных действий может быть различной, но осмотр места происшествия, как правило, предшествует всем остальным.

При ДТП требуется сначала осмотреть прилегающий дорожный участок, а потом само место происшествия, т. е. осмотр ведется от периферии к центру. Это объясняется тем, что следы и иные вещественные доказательства, находящиеся на дороге, могут быть уничтожены быстрее, чем находящиеся непосредственно на месте происшествия.

В зависимости от состояния потерпевших их допрос может производиться на месте происшествия. Допрос нельзя откладывать, так как потерпевшие могут сообщить важнейшие данные о случившемся. Если машина скрылась с места происшествия, прежде всего выясняются ее признаки, затем — причины происшествия, действия потерпевшего и водителя в момент происшествия, устанавливается, как развивались события по мнению потерпевшего. При допросе нужно установить, не страдает ли потерпевший какими-либо заболеваниями и нет ли у него физических недостатков, мешающих ему правильно ориентироваться в обстановке (плохое зрение, слух, хромота и т. п.).

При допросе свидетелей-очевидцев выясняют следующие основные вопросы: что именно произошло на месте происшествия, какой номер, цвет и иные признаки имеет скрывшаяся автомашина, какие действия предпринимались для избежания наезда, столкновения, что предпринимал водитель (водители) после происшествия, какие условия были на дороге (улице) в момент происшествия (освещение, погода) и какова скорость транспортных средств в момент происшествия.

Следует помнить, что в результате ДТП может наступить смерть потерпевшего.

Статья 109 «Причинение смерти по неосторожности» Уголовного кодекса РФ гласит:

«1. Причинение смерти по неосторожности — наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

  1. Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей — наказывается ограничением свободы на срок до трех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  2. Причинение смерти по неосторожности двум или более лицам — наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Как предотвратить ДТП?

Учитель: Ребята, как вы думаете, можно ли предупредить дорожно-транспортные происшествия? (Рассуждения учеников.)

Вы делаете правильные выводы — необходимо быть внимательным и осторожным на проезжих частях дорог, всегда и везде соблюдать Правила дорожного движения.

Участниками ДТП могут стать не только водители автомашин, но и мотоциклов, мопедов и велосипедов. А некоторые из вас частенько катаются на велосипедах и мопедах по дорогам. Вот почему нам необходимо вновь обратиться к Правилам дорожного движения.

Правила дорожного движения Российской Федерации

(Утверждены Правительства РФ от 23.10.1993 г. № 1090, в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 № 767, вступившего в силу с 01.01.2006)

(Извлечение)

<...> 15. Движение через железнодорожные пути

  1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине).
  2. При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).
  3. Запрещается выезжать на переезд:

  • при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);
  • при запрещающем сигнале светофора (независимо от положения и наличия шлагбаума);
  • при запрещающем сигнале дежурного по переезду (дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);
  • если за переездом образовался затор, который вынудит водителя остановиться на переезде;
  • если к переезду в пределах видимости приближается поезд (локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

  • объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства;
  • самовольно открывать шлагбаум;
  • провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные и другие машины и механизмы;
  • без разрешения начальника дистанции пути железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.

  1. В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться у стоп-линий знака 2.5 (в данном извлечении отсутствует. — Авт.) или светофора, если их нет — не ближе 5 м от шлагбаума, а при отсутствии последнего — не ближе 10 м до ближайшего рельса.
  2. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

—        при имеющейся возможности послать двух

человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;

  • оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
  • при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью — с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

16. Движение по автомагистралям.

16.1. На автомагистралях запрещается:

— движение пешеходов, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;

  • движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т далее второй полосы;
  • остановка вне специальных площадок для стоянки, обозначенных знаками 6.4 или 7.11 (в данном извлечении отсутствует. — Авт.);
  • разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;
  • движение задним ходом;
  • учебная езда.

  1. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил (в данном извлечении отсутствует. — Авт.) и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
  2. Требования данного раздела распространяются также на дороги, обозначенные знаком 5.3 (в данном извлечении отсутствует. — Авт.).

17. Движение в жилых зонах.

  1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22 (в данном извлечении отсутствует. —Авт.), движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
  2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
  3. При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения.
  4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории. <...>

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему данные правила необходимо знать как водителям, так и пешеходам? (Рассуждения учеников.)

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях — одна из наиболее частых бед, которыми человечество расплачивается за удобства, обретенные с техническим прогрессом. Как уберечься пешеходу от встречи с движущимся транспортом? Опыт полиции всех стран показывает, что лучший прием самозащиты от ДТП — соблюдение правил выживания на улицах:

  • автобус обходите сзади, а трамвай спереди;
  • не выпрыгивайте на дорогу из-за сугроба;
  • не переходите улицу на красный свет;
  • пользуйтесь подземными переходами.

Как это обычно бывает в системе личной безопасности, самые простые средства оказываются и самыми надежными. Психика страдает от постоянного ощущения опасности, поэтому не стоит, разумеется, воспринимать каждую легковушку как проносящийся рядом железный предмет весом не меньше тонны (хотя так оно и есть). Но для защиты собственной жизни каждому из нас необходимо выработать у себя рефлексы пешеходной дисциплины. Например,

  • при переходе улицы смотреть сначала налево, потом — направо;
  • в ожидании перехода не стоять у края тротуара;
  • на остановке автобуса не поворачиваться спиной к движущемуся транспорту;
  • любой вид транспорта может скрывать другой, движущийся с большой скоростью. Самый типичный случай, если пассажиры, нарушая правила, обходят автобус или троллейбус спереди: они практически не видят остального потока машин;
  • ходить можно только по тротуарам, а если тротуара нет, идти лицом к движущемуся транспорту — тогда не только водитель увидит пешехода, но и пешеход — водителя.

Стоит иметь в виду, что ДТП — это наезд не только автомобиля, но и велосипеда (и мотоцикла), а сами ведосипедисты — сильнейший источник напряженности для всех других водителей.

Особенно опасна дорога зимой. По данным милиции России, на зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года.

Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота. А в сутках самые сложные часы — с 16.00 до 20.00, за эти четыре часа происходит около 30% всех аварий и наездов.

Учитель: Ребята, дополните меня, как надо вести себя пешеходу на оживленных улицах населенных пунктов? (Возможные рассуждения учеников.)

Для тех, кто оказался свидетелем или участником ДТП, есть несколько обязательных правил:

  • ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи (оставление в опасности — уголовно наказуемое преступление);
  • бегство водителя, совершившего ДТП, с места происшествия, а также уклонение от освидетельствования, может быть наказано лишением прав на вождение до двух лет;
  • следует немедленно сообщить о происшествии в ГАИ (это не обязательно, если в ДТП нет жертв, а у водителей нет претензий друг к другу);
  • необходимо сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать объезд, водители обязаны составить схему расположения всех предметов и следов на дороге, подписать схему у свидетелей с адресами и телефонами и только после этого убрать машины с дороги);
  • став свидетелем наезда или аварии, при которой водитель скрылся, необходимо запомнить и тут же записать номер, марку, цвет и любые приметы машины и водителя, оказав помощь пострадавшим, передать сведения в ГАИ.

В завершение классного часа учитель обобщает все высказывания ребят и делает общий вывод о необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Литература: Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 43 – 51.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Как показывает статистика, сегодня в ДТП в нашей стране погибает 28-30 тысяч человек, 180 тысяч получают травмы. Из года в год растет количество ДТП с участие детей. Но цифры статистики сухи. А ведь з...

Классный час на тему: ПРАВИЛА дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

Классный час о ПДД  желательно провести на 1-й неделе учебного года.  Аудитория - учащиеся 5-8 кл....

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Данная  разработка позволяет изучить и закрепить тему "Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"...

Конспект разработки классного часа на тему: «Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Данная  разработка позволяет изучить и закрепить тему "Правила дорожного движения и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма"...

Методическая разработка профилактичсекого классного часа "Как избежать дорожно-транспортных ситуаций"

Пояснительная запискаМетодическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся 5-9 классов. Высокие требования предъявляются всем участникам дорожного движения...

«Работа классного руководителя по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»

Пропаганда ПДД занимает важное место не только в деятельности школы, но и классного руководителя и является неотъемлемой частью эффективного управления воспитательным процессом. Профилактика безопасно...

Классный час по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма «Улица полна неожиданностей».

Вы переступили  порог  дома и осознали  значение  слова – улица. По улицам  города вы  гуляете,  посещаете  магазины, идёте  в  школу....