Методическая разработка профилактичсекого классного часа "Как избежать дорожно-транспортных ситуаций"
классный час (5, 6, 7, 8 класс)

Пояснительная записка

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся 5-9 классов. Высокие требования предъявляются всем участникам дорожного движения. Участники дорожного движения должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке, предвидеть развитие транспортных ситуаций. Задачей в процессе образования является не только обучение правильно себя вести на дороге, но также как действовать, если стал очевидцем или пострадавшим в ДТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час ДТП30.92 КБ

Предварительный просмотр:

МР «Кизилюртовский» РД. МКОУ «Новочиркейская СОШ №2»

Методическая разработка

 профилактического  классного часа

«Как избежать дорожно-транспортных происшествий»

Провела:

классный руководитель 8 б класса

Ильясова Хава Меджидовна.

С.Новый Чиркей 2019-2020 учебный год.

Пояснительная записка

Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для обучающихся 5-9 классов. Высокие требования предъявляются всем участникам дорожного движения. Участники дорожного движения должны уметь ориентироваться в дорожной обстановке, предвидеть развитие транспортных ситуаций. Задачей в процессе образования является не только обучение правильно себя вести на дороге, но также как действовать, если стал очевидцем или пострадавшим в ДТП.

Цели и задачи классного часа:

  • ознакомление учащихся с особенностями правил дорожного движения;
  • воспитание правовой культуры школьников;
  • профилактика дорожно-транспортных происшествий среди младших подростков.

План классного часа:

1.Организационная часть.

2.Беседа на тему «Что такое ДТП и как его предотвратить» с участием родителя – водителя и классного руководителя.

3.Консультация с участием школьного врача «Основные травмы при ДТП и первая мед. помощь при них»

Оборудование: брошюры ПДД, аптечка, презентация.

Возрастная группа участников: обучающиеся 8 класса

Ожидаемые результаты: воспитание законно – послушных участников дорожного движения, воспитание ответственности за свою жизнь и здоровье, но и окружающих; научить правильно, ориентироваться при несчастных случаях на дороге не паникуя; научить оказывать первую медицинскую помощь.

Ход классного часа:

1.Организационная часть.

Вступительное слово:

Учитель: Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. По данным Всемирного банка глобальные экономические потери составляют более 500 млрд. долларов в год. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. 

Учитель. Ребята, сегодня мы попытаемся совершить еще одно путешествие по оживленным улицам крупного  города. Еще в начальных классах вы изучали правила дорожного движения, и тем не менее ребята вашего возраста очень часто попадают в дорожно-транспортные происшествия. Почему? Это невыполнение правил дорожного движения или незнание их?  

   ДТП - это страшное слово!

И в глазах – вереницы машин.

«ДТП, - повторяю я снова,-

Жаль, что выжил только один!»…

То ли пьян, то ли скорость превысил.

Все одно – на дороге беда.

ДТП – это страшное слово…

Пусть не будет его никогда.

Давайте разберемся в этой непростой ситуации.

2. Беседа «Что такое ДТП и как его предотвратить» с участием родителя – водителя и классного руководителя.

Что такое ДТП?

Рост автомобилестроения приводит к повышению интенсивности движения на дорогах. В связи с этим значительно усложняются проблемы обеспечения безопасности движения.Дорожно-транспортное происшествие-это нарушение правил безопасности движения автомототранспорта и городского электротранспорта повлекшее за собой дорожно-транспортное происшествие (ДТП).Естественно большая часть вины ДТП лежит на водителе, так как дорожно-транспортное происшествие  относится к преступлениям против общественно безопасности, общественного порядка и здоровья населения. Определяющим моментом при квалификации названных правонарушений являются наступившие последствия: причинение смерти или телесных повреждений людям; повреждение транспортных средств; порча или утрата груза; причинение иного существенного материального ущерба. При отсутствии таких последствий наступает административная ответственность.Все ДТП подразделяются на следующие типы: столкновение; опрокидывание; наезд на препятствие (неподвижный предмет); наезд на пешехода; наезд на велосипедиста; наезд на стоящее транспортное средство; наезд на животное; падение пассажира; прочие происшествия , не относящиеся ни к одному из перечисленных видов ( например падение груза из кузова и т.д.)Большинство ДТП происходит в результате неправильных действий водителей или других работников транспорта. Их причинами могут быть и действия ( или бездействия) других лиц-пешеходов, велосипедистов, пассажиров, а также неисправности транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорог и др.

При расследовании рассматриваемых преступлений обстоятельствами , подлежащими доказыванию, являются:

-по объекту преступления –установление факта посягательства на безопасность движения и правила эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта;

-по объективной стороне- установление, где, в какое время, каким образом и при каких обстоятельствах, какие правила движения нарушены; каковы причины и условия нарушения этих правил; какой ущерб причинен жизни и здоровью граждан или общественной и личной собственности; какова причинная связь между конкретными нарушениями правил и наступившими последствиями;

- по субъекту преступления- установление конкретного лица, нарушившего правила;

-по субъективной стороне –определение формы вины: умышленно или неосторожно действовало лицо, нарушившее правило.

Если установлен умысел, то требуется раскрыть его содержание, мотив и цель преступления.

Уголовное дело возбуждается, как правило, по факту нарушения правил движения, если установлены последствия, определенные в законе

При ДТП требуется сначала смотреть прилегающий дорожный участок, а потом само место происшествия, т.е. осмотр ведется от периферии к центру. Это объясняется тем, что следы и иные вещественные доказательства, находящиеся на дороге, могут быть уничтожены быстрее, чем находящиеся непосредственно на месте преступления.

В зависимости от состояния потерпевших их допрос может производиться на месте происшествия. Если машина скрылась с места происшествия, прежде всего выясняются ее признаки, затем- причины происшествия, действия потерпевшего и водителя в момент происшествия, устанавливается, как развивались события по мнению потерпевшего. При допросе нужно установить, не страдает ли потерпевший какими-либо заболеваниями и нет ли у него физических недостатков, мешающих ему правильно ориентироваться в обстановке(плохое зрение, слух, хромота т .п.)

При допросе свидетелей-очевидцев выясняют следующие основные вопросы : что именно  произошло на месте происшествия , цвет и иные признаки имеет скрывшаяся автомашина , какие  действия  предпринимались для  избежания  наезда , столкновения ,что  предпринимал водитель (водители ) после происшествия , какие условия были на дороге ( улице ) в момент происшествия  ( освещение , погода )  и какова скорость транспортных средств в момент происшествия .

Следует помнить , что в результате ДТП может наступить смерть потерпевшего .

Как предотвратить  ДТП ?

Учитель: Ребята, как вы думаете , можно ли предупредить дорожно – транспортные  происшествия ?

(Рассуждение учеников .)

Вы делаете правильные выводы – необходимо быть внимательным и осторожным на проезжих частях дорог , всегда и везде соблюдать правила дорожного движения . Участниками ДТП могут стать не только водители автомашин , но и мотоциклов , мопедов и велосипедов . А некоторые  из вас частенько катаются на велосипедах  и мопедах  по дорогам .  Вот почему нам необходимо вновь обратиться к правилам дорожного движения .

Правила дорожного движения Российской Федерации от 23.10.1993г. № 1090, в ред. Постановления  Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 767 )

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

15.Движение через железнодорожные пути.

15.1. Водители транспортных средств могут пересекать железнодорожные пути  только по железнодорожным переездам, уступая дорогу поезду (локомотиву, дрезине)

15.2.При подъезде к железнодорожному переезду водитель обязан руководствоваться требованиями дорожных знаков, светофоров, разметки, положением шлагбаума и указаниями дежурного по переезду и убедиться в отсутствии приближающегося поезда (локомотива, дрезины).

15.3.Запрещается выезжать на переезд:

-при закрытом или начинающем закрываться шлагбауме (независимо от сигнала светофора);

-при запрещающем сигнале светофора (независимо от сигнала светофора);

-при запрещающем сигнале дежурного по переезду ( дежурный обращен к водителю грудью или спиной с поднятым над головой жезлом, красным фонарем или флажком, либо с вытянутыми в сторону руками);

-если за переездом образовался затор , который вынудит водителя остановиться на переезде;

-если к переезду в пределах видимости приближается поезд(локомотив, дрезина).

Кроме того, запрещается:

-объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства4

-самовольно открывать шлагбаум;

-провозить через переезд в нетранспортном положении сельскохозяйственные, дорожные, строительные  и другие машины и механизмы;

-без разрешения начальника дистанции железной дороги движение тихоходных машин, скорость которых менее 8 км/ч, а также тракторных саней-волокуш.

15.4.В случаях, когда движение через переезд запрещено, водитель должен остановиться  у стоп-линии , знака 2.5 (в данном извлечении отсутствует )или светофора, если их нет –не ближе 5 м. от шлагбаума, а при отсутствии последнего-не ближе 10м.до ближайшего рельса.

15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:

-при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000м.(если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезад;

-оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;

-при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.

Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки(днем с лоскутом яркой материи или каким либо хорошим видимым предметом, ночью-с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.

16.Движение по автомагистралям.

16.1.На автомагистралях запрещается:

-движение пешеходов, домашних животных, велосипедистов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;

-движение грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т.далее второй полосы;

-остановка вне специальных площадок для стоянки , обозначенных знаками 6.4 или 7.11 ( в данном извлечении отсутствует);

-разворот и въезд в технологические разрывы разделительной полосы;

-движение задним ходом;

-учебная езда.

16.2.При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство  в соответствии с требованиями раздела 7 правил (в данном извлечении отсутствует ) и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).

16.3.Требования данного раздела распространяются также на дороги , обозначенные знаком 5.3( в данном извлечении отсутствует ).

17.Движение в жилых зонах.

17.1В жилой зоне , т.е. на территории , въезды на которую и выезды с которой  обозначены знаками 5.21 и5.22 (в данном извлечении отсутствует ), движение пешеходов разрешается как по тротуарам ,  так и по проезжей части .В жилой зоне пешеходы имеют преимущество , однако они не должны создавать  необоснованные помехи для движения транспортных средств .

17.2.В жилой зоне запрещаются сквозное движение , учебная езда ,стоянка с работающим двигателем , а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных  знаками и (или) разметкой мест.

17.3.При выезде из жилой зоны водители должны уступить дорогу другим участникам движения..

17.4.Требования  данного раздела распространяются также и на дворовые территории .

Учитель : Ребята , как вы думаете, почему данные правила ,необходимо знать как водителям , так и пешеходам?

(Рассуждения учеников .)

Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях (ДТП)- одна из наиболее частных бед , которыми человечество расплачивается за удобство , обретенные с техническим прогрессом .Как уберечься пешеходу от встречи с движущимся транспортом ? Опыт полиции всех стран показывает, что лучший прием самозащиты от ДТП – соблюдение правил выживания  на улицах :

- автобус обходите  сзади, а трамвай спереди;

-не выпрыгивайте на дорогу из-за сугроба;

-не переходите дорогу на красный цвет;

- пользуйтесь подземными переходами;

Как это обычно бывает в системе личной безопасности, самые простые средства оказываются  и самыми надежными . Психика страдает от постоянного ощущения опасности , поэтому не стоит , разумеется , воспринимать каждую легковушку как проносящийся рядом железный предмет весом не меньше тонны ( хотя так оно и есть . Но для защиты собственной жизни каждому из нас необходимо выработать у себя рефлексы пешеходной дисциплины .Например:

-при переходе улицы смотреть сначала на лево ,потом направо :

-в ожидании перехода не стоять у края тротуара;

-на остановке автобуса не поворачиваться спиной к движущему транспорту;

-любой вид транспорта может скрывать другой , движущийся с большой скоростью .Самый типичный случай , если пассажиры , нарушая правила , обходят автобус или троллейбус спереди: они практически не видят остального потока машин ;

Ходить можно только по тротуарам , а если тротуара нет , идти лицом движущемуся транспорту-  тогда не только водитель увидит пешехода , но и пешеход – водителя .

Стоит иметь в ввиду , что ДТП- это наезд не только автомобиля , но и велосипеда ( и мотоцикла), а сами велосипедисты – сильнейшей источник напряженности для всех других водителей.

Особенно опасна дорога зимой .По данным милиции  России, на зимние месяцы приходится 60% происшествий всего года .

Среди дней наиболее рискованными являются пятница и суббота .А в сутках самые сложные часы –с 16.00 до 20.00ч,  за эти четыре часа происходит около 30% аварий и наездов .

Учитель: Ребята, дополните меня , как надо вести пешеходу на оживленных улицах  населенных пунктов ?

(Возможные рассуждения учеников )

Для тех, кто стал свидетелем или участником ДТП ,есть несколько обязательных правил:

- ни при каких обстоятельствах не оставлять пострадавшего без помощи (оставление в опасности-уголовное наказуемое преступление);

-бегство водителя, совершившего ДТП ,с места происшествия ,а также уклонения от освидетельствования , может быть  наказано лишением прав на вождение до двух лет ;

-немедленно сообщить о происшествии в ГАИ ( это не обязательно , если в ДТП нет жертв , а у водителей нет претензий друг к другу);

-сохранить все следы происшествия (если нельзя организовать объезд,водители обязаны составить схему расположения всех предметов и следов на дороге , подписать схему у свидетелей   с адресами и телефонами и только после этого убрать машины с дороги ).

 В завершении классного часа учитель  обобщает все высказывания ребят и делает общий вывод о необходимости соблюдать правила дорожного движения.

Консультация с участием школьного врача «Основные травмы при ДТП и первая мед. помощь при них»

При оказании первой помощи надо:

1. Немедленно вызвать врача, скорую помощь, полицию

2. Вывести пострадавшего с места происшествия.

3. Обработать поврежденные участки тела и остановить кровотечение.

4. Привести в неподвижное состояние места переломов.

При оказании первой помощи надо действовать быстро, решительно, но обдуманно. 

Заключительное слово: Часто минуты решают судьбу пострадавшего на дороге, если до прихода «скорой» ему не оказана необходимая помощь.

В какой бы вы не оказались ситуации нужно главным образом не паниковать, а быть рассудительным, от вашего правильного действия зависит не только ваша жизнь и ваше здоровье, но и виновность или невиновность человека.

Список используемой литературы:

  1. Классная книга классного руководителя 5-х классов/ Н.Ф.Дик.-Ростов н/Д: Феникс,2007.-307,[1] с.-(Сердце отдаю детям). Национальный проект «Образование» https://search.rsl.ru/ru/record/01000729895 
  2. https://infourok.ru/material.html?mid=159489 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дороги, которые мы выбираем»

Положение, методическая разработка, презентация, памятка помогут в проведении данного внеклассного мероприятия...

Классный час "Профилактика дорожно-транспортного травматизма"

Данный материал поможет активизировать знания детей в области правил дорожного движения, воспитывает навыки выполнения правил поведения на улице, дороге  с целью предупреждения детского дорожно-т...

Классный час на тему "Как избежать дорожно-транспортных происшествий" (беседа-диалог)

                         Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Как избежать дорожно-транспортных происше...

Методическая разработка занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Осторожно - скутер"

Сценарий викторины по профилактике ДДТТ, основное внимание уделено правилам езды на скутерах, мопедах...

Разработка документов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Эффективность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, с одной стороны зависит от активного взаимодействия всех субъектов, заинтересованных в обеспечении БДД, сохранения жизни детей и ...

Методическая разработка родительского собрания по предупреждению дорожно-транспортного травматизма «Азбука дорог -родителям»

Тема родительского собрания «Азбука дорог-родителям» очень актуальна в современном мире, дает возможность по-новому взглянуть на проблему по обеспечению безопасности детей, сделать выводы ...

Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Методическая разработка мероприятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Посвящение в пешеходы»с использованием методического комплекса «Лаборатория безопаснос...