Личностно-ориентированный классный час: особенности содержания и организации.
статья на тему

Семилетко Марина Маратовна

Современных учителей волнует сегодня содержание и способы организации классных часов. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа - личностно-ориентированный. Именно о нем и пойдет речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный классный час:

особенности содержания и организации

 

Современных учителей волнует сегодня содержание и способы организации классных часов. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа - личностно-ориентированный. Именно о нем и пойдет речь.

Большинство специалистов под классным часом понимает специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.

Исходя  из названия и определений классного часа выделяют его характерные черты. К ним относят следующие:

- во-первыхэто форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

- во-вторыхэто форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

-  в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами.

-  в-четвертых, это форма общения классного руководителя и воспитанни-ков, приоритетную роль в организации которой играет педагог

Перечисленные сущностные характеристики стали основой при разработке определения понятия «классный час». Итак

Классный час - это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1)     обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

2)     формирование у детей умений и навыков мыслительной и практической деятельности;

3)  развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностно-смыслового ядра личности ребенка;

4)  содействие становлению и проявлению субъектности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

5)     формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Какое же место в этой системе должен занять личностно-ориентированный классный час? В чем заключается его основное предназначение? Получение ответа на эти вопросы позволяет более уверенно и осознанно осуществлять выбор цели, содержания и способов организации личностно-ориентированного классного часа. Мы полагаем, что главное его предназначение связано с решением четвертой задачи, то есть с содействием становлению и проявлению индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей.

Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения в целевой, содержательный, организационно- деятельностный и оценочный компоненты классного часа. В ходе опытно-экспериментальной работы выявили отличительные черты личностно-ориентированного классного часа. Они представляются очевидными, если сравнить данный вид классного часа с традиционным.  

После описания основных компонентов личностно-ориентированного классного часа целесообразно начать разговор о технологических аспектах его организации.

Технология подготовки и проведения

личностно-ориентированного классного часа

Сначала об алгоритме совместной деятельности классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа. Его можно представить в виде технологической цепочки последовательно выполняемых следующих действий:

1)    составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

2) уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

3)    выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов и разработка плана их действий;

4) индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

5)    составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

6)    проведение классного часа;

7)    анализ деятельности по его подготовке и проведению, оценка результативности классного часа.

Реализация данного алгоритма в практической деятельности предполагает использование некоторой совокупности педагогических приемов и методов. Назовем и рассмотрим их в последовательности, соответствующей порядку действий по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа.

Первый шаг - составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности учащихся.

При определении их тематики педагог должен не только опираться на психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в подростковом возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные -ориентации.

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методовпомогающих обеспечить субъектную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Перечислим некоторые из них:

1) Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:

Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?

На какой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

Какая тема классного часа будет интересной для большинства одноклассников?

Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

2)    Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за   небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

Самая главная проблема в нашем классе - это ...                   

Больше всего меня волнует проблема ...

Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить такую проблему, как...

3)   Методика «Строим новый классный дом». Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

4) Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микро группы учащихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов;

Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

Второй шаг -уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается липроблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классном часе с помощью методик экспресс-опроса учащихся.

Третий шаг - выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов.

Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности.

В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.

Форма классного часа и место его проведения могут быть различными - в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и деятельности. Первоначально  личностно-ориентированные классные часы проходили в форме мастерской общения, игры-путешествия, практикума самопознания, литературной гостиной, диагностической игры. Наиболее часто они проводились в учебных кабинетах, значительно реже местом их проведения становились лесная поляна, берег реки, сельский клуб, школьный двор, краеведческий музей. Будет уместным заметить, что в качестве педагогических целей этих классных часов выступали следующие целевые ориентиры:

1  содействовать формированию у детей умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

2  побуждать девочек к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства;

3 выявлять склонности детей к различным видам человеческой деятельности;

4 содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими людьми, осознавать схожесть и отличие своей личности;

5  способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей учащихся.

Четвертый шаг - это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. Разумеется, что не остается без дела и классный руководитель. Он не только готовит свое выступление о значении увлечения в развитии человека, но и выполняет роль консультанта и координатора совместных усилий по подготовке классного часа. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся действо было полезным и интересным для большинства учащихся, способствовало проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества.

Пятый шаг - составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Выступая категорически против классного часа как формы воплощения монтажа песен, стихов, танцев и отрепетированных высказываний учащимися своего личного мнения, считают неприемлемым и спонтанно-стихийный вариант организации классного часа, проводимого без какой-либо подготовительной работы.

Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1.      Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2.      Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3.      В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

4.      Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?

5.     Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?

Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий.

Шестой шаг - проведение классного часа.

Во вступительной части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию.

Главное назначение основной части - это создать для членов классного коллектива максимальное количество возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. На данном этапе можно провести конкурсы с творческим заданиями, презентацию интересов и увлечений учащихся, смотр их достижений в учебной, досуговой и других видах деятельности, психолого-педагогические тренинги умений и личностных качеств, упражнения Зля самопознания и саморазвития школьников. Правильно поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком-либо состязании.

Седьмой шаг — анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению. Существуют следующие критерии:

1)      комфортность, благоприятный психологический климат;

2)      возможность для проявления и развития индивидуальности и творческих способностей школьников;

3)      обогащенность жизненного опыта учащихся;

4)      духовно-нравственная ценность;

5) вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа. 

     Завершая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи и принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Такой классный час нельзя проводить по указке. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для созидания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.

Рекомендуемая литература

  1. Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.
  2. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2003.,
  3. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М., 2000.
  4. Титова Е.В., Если знать, как действовать: Разговор о методике воспитания – М., 1993.
  5. Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Классный час и его организация. – М., 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные особенности личностно ориентированного урока» доклад

Краткий доклад для выступления на педсовете....

презентация "Психологические особенности личностно-ориентированного урока"

Каждый ученик уникален и индивидуален, и задача учителя -найти эффективные пути для взаимодействия. Презентация позволит  педагогам взглянуть на своих учеников через призму психологии....

«Особенности организации личностно-ориентированной образовательной среды в рамках реализации инновационного проекта ДДТ»

Инновационный проект "ArtИде*Я"  является интегрированной сквозной программой по развитию творческих способностей учащихся, носит практико-ориентированный характер и объединяет многие д...

Личностно-ориентированный урок: теоретические и технологические аспекты его организации

Сообщение на МО ЕМЦ.Замысел личностно - ориентированного урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ученика. Его ос...