Сила характера
классный час (9 класс) по теме

Сигодина Лариса Владимировна

 А трудно ли быть самим собой? Слышали ли вы когда-нибудь: «Не узнаю его. Он стал другим человеком» Бывает ли такое с вами? Эти вопросы встали перед ребятами на классном часе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sila_haraktera.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сила характера

Если б все, кто помощи душевной

 У меня просил па этом свете.

 Мне прислали б по одной копейке,-

 Стала б я богаче всех в Египте…

 Но они не слали мне копейки,

 А со мной своей делились силой.

 И я стала всех сильней на свете.

А. Ахматова

Ход занятия

Мотивационный блок: на доске слова:

Характер - это умение быть собой. (В. Г. Кротов)

Власть над собой - самая высшая власть, порабощенность своими страстями самое страшное рабство. (Сенека)

Вопросы классу:

1.  А трудно ли быть самим собой?

2. Слышали ли вы когда-нибудь: «Не узнаю его. Он стал другим человеком»

3. Бывает ли такое с вами? С чем это связано?

 Информационный блок

В первые дни Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в Москве из лучших спортсменов-добровольцев были созданы два истребительных батальона, из которых позднее сформировалась Отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН). Бойцы ОМСБОН проявляли чудеса героизма и мужества.

В одном из боев группа бойцов-спортсменов была отрезана карателями от основной группы войск, и лишь после затяжных боев ей удалось соединиться с партизанским отрядом Д.Медведева. Многократный чемпион Советского Союза по боксу Николай Королев стал адъютантом командира.

Однажды раненого Медведева несколько километров Королев нес на себе. А партизанский командир был ростом под два метра. Когда оба решили, что опасность уже позади, случилась беда. Миновав перелесок, они вышли прямо на немецкий блиндаж. Два солдата и офицер потребовали от Королева положить раненого на землю, поднять руки и подойти ближе. Королев поднял руки и пошел «сдаваться». Голову сверлила мысль (много позднее он рассказывал об этом автору): только бы понял командир, только бы не выстрелил в спину!

Подойдя к врагам, боксер отдал свой автомат офицеру. Тот спустился в блиндаж и стал звонить по полевому телефону. Королев нокаутировал солдат, вырвал из-за пояса у одного из них гранату и швырнул ее в блиндаж. Собрал оружие убитых, взвалил на себя Медведева, и через несколько часов они вышли к своим. За этот подвиг Н.Ф.Королев был награжден орденом Боевого Красного Знамени.

Конечно, физическая сила и спортивная закалка сыграли здесь свою роль. Но главное - характеры командира и бойца. Первый не принял скороспелого решения, второй, не колеблясь, вступил в неравную борьбу. Так могут поступить только люди с сильным характером.

Что же такое характер человека?

Характер - это совокупность основных наиболее устойчивых психологических и духовных качеств, свойств человека, которые проявляются в его поведении.

Характер - это совокупность устойчивых качеств личности, которые определяют типичный для данного человека способ поведения и способы  отношений.

Черты характера - это устойчивые формы поведения, которые возникают в  определенной ситуации с достаточно большой вероятностью. Так называемый прогноз поведения. Иногда, говоря о некоторых людях, черты характера которых проявляются ярко, мы используем слова, которые являются меткой и точной характеристикой этих людей (трудяга, трус и т. д.)

Человек с характером - волевой, твердый, а человек без характера - слабовольный.

В пословицах так говорят о характере: «Каков характер, таковы и поступки». «С виду тих, да характер лих». «Слово сказал, как узлом завязал». «Характер определяет человека».

Сила характера заключается в умении себя держать в любой ситуации.

Игровой блок

Учитель называет литературных героев, а учащиеся дают им характеристику с помощью одного слова: Татьяна Ларина (скромность, верность), Митрофанушка (инфантильность), Плюшкин (скупость), Чичиков (предприимчивость), Дореан Грей (чистолюбие, гордость, романтизм), Ассоль (доверчивость, доброта)

Информационный блок

Основные свойства характера человека.

Цельность - единство слова и дела, воля и целеустремленность, верность долгу и  идеалу.

Сила характера - способность достигать поставленной цели, умение преодолевать трудности, активность деятельности, умение отстаивать убеждения

Слабость характера - трусость, малодушие, неуверенность в себе.

Парадоксально, но факт, что исключительно требовательный к себе, упорный и настойчивый человек, немецкий ученый Иммануил Кант считал, что характер неизменим, нельзя в нем исправить ни единой черты. Развивая эту мысль, соотечественник И.Канта философ Артур Шопенгауэр утверждал, что можно добиться, чтобы человек сделал то, что тебе от него нужно, но изменить его характер невозможно. Можно, скажем, убедить начальника проявить внимание к подчиненному, но этот начальник не станет добрее, мягче, если эти черты не заложены в нем от рождения.

До сего времени нередко говорят о фатальной предопределенности характера. Задатки, и в первую очередь особенности нервной системы, сказываются на его проявлениях и влияют на формирование его индивидуальных особенностей. Но все-таки характер не врожденное явление. Два человека с сильным характером могут резко отличаться друг от друга. Один может быть горячим, порывистым, другой - спокойным, рассудительным, Характер проявляется и формируется в делах и поступках человека. Ни одна из идейных, моральных или волевых черт характера не является врожденной!

Представляет интерес результат опроса московских учителей физической культуры. Мнения (665 человек) о причинах спортивных успехов оказались неодинаковыми. Меньшинство(147 человек) считало главным не врожденные качества, а трудолюбие и прилежание, которые формируются при жизни. Большинство же были уверены, что природные данные определяют успех в спорте.

Конечно, природные качества, к примеру,  темперамент, влияют на дисциплинированность и обучаемость школьников. Но не они движут спортивными достижениями учеников. Прогнозируя развитие спортивных способностей детей, порой немалую ошибку допускают спортивные психологи: учитывают генетический фактор, контролируют динамику спортивных результатов, работоспособность, и игнорируют характер юного спортсмена. Надо ли доказывать, что при прекрасных показателях физического развития человек, не обладающий сильным характером, никогда не добьется успехов в спорте? Наш знаменитый конькобежец, четырехкратный олимпийский чемпион Е.Р.Гришин говорил: "Мой характер вот единственная причина успеха. Я дьявольски самолюбив. Отступить? По мне, лучше умереть».

Человек способен сформировать у себя любой характер. Надо убеждать школьников, что это возможно, и браться за дело надо сразу, не откладывая назавтра. Человек становится другим, приобретает сильный характер, когда осознает, что за свою жизнь, за каждый свой поступок отвечает он сам, а не другие люди, не случайные жизненные ситуации.

О характере человека часто можно судить по его позе, походке, жестам, мимике. Так привычка одну руку держать в кармане, другой жестикулировать и еще вскидывать голову говорит о высокомерии, надменности. Контактируя с таким человеком, лучше держаться с достоинством, уверенно, не раздражаться.

Если ваш собеседник сидит верхом лицом к спинке стула, скрестив руки и положив на них голову (занял «круговую оборону»), он необщителен, замкнут, агрессивен. Разговаривать с таким человеком лучше стоя, обращаться к нему сверху вниз. Можно встать сзади, вынуждая его выйти из «укрытия».

Если человек сидит или стоит прямо, внимательно слушает собеседника, не перебивая его, идет уверенно, твердо ставя ногу, не горбясь, не размахивая руками, можно предположить, что он воспитан, организован, дисциплинирован, уверен в себе. Об уверенности в себе также говорят прямой зрительный контакт, благожелательное отношение к словам собеседника.

У агрессивного человека взгляд напряженный, силовой. У подозрительного, недоверчивого - взгляд, искоса, украдкой.

 Сжатые, без нервных напряжений губы говорят об аккуратности. Губы поданы вперед, нервно подрагивают - демонстрация слабого характера, обидчивости, плаксивости. Нижняя губа опущена и выпячена, взгляд прищуренный, свысока - свидетельства брезгливости.

Если при улыбке морщится нос - человек кокетлив, сентиментален. Если, смеясь от доброй шутки, человек закрывает глаза, можно ожидать от него доброты, отзывчивости, готовности в трудный момент прийти на помощь.

 Человек  с сильным характером часто держит руку в кармане, оставляя большой палец снаружи. Такой человек бывает лишен чувства юмора. Контактируя с ним, лучше быть, подчеркнуто вежливым, сдержанным, не провоцировать его на скандал.

Сплетенные ноги сигнализируют о стеснительном характере. Чаще такой характер проявляют девочки. В общении с ними необходима мягкость, сердечность.

Конечно, оценивать характер по мимике и жестам следует очень осторожно. Для правильной оценки берется сумма признаков, и подкрепляется она внимательным наблюдением за поведением человека. Не следует забывать, что жесты не всегда говорят об одной и той же черте. Слабое, вялое рукопожатие может быть свидетельством слабоволия, неуважения, но может быть и следствием ссадины на руке!

Наконец, в разных странах и регионах жесты означают не одно и то же. Палец у виска в России и Голландии - «ты сумасшедший», в США ~ «я знаю,  что я сделаю», а во Франции - «ты говоришь умные вещи».

Так что внешние проявления не всегда однозначно говорят о чертах характера. У тихого, мягкого человека может быть железный характер, а у бравого, энергичного, с громким голосом - слабый, при котором он безропотно принимает чужие советы, не имеет своего мнения, недооценивает свои возможности.

Блок самооценки и саморазвития

Задание 1

Мой портрет

Черты характера,                                 Черты характера, которые

от которых я хочу избавиться               мне во мне не нравятся

Задание 2.

Учащимся предлагается прочитать стихотворение Парции Нельсон и определить свою жизненную позицию с помощью данного стихотворения.

1.Я иду по улице.

На дороге глубокая яма.

Я падаю.

Я пропал...

Я беспомощен

Я не виноват.

Я никогда не выберусь отсюда.

 2. Я иду по той же улице

 На дороге глубокая яма.

Я делаю вид, что не замечаю ее.

 И снова падаю.

Не верится, что я опять здесь,

Но я не виноват.

Все же долго выбираться отсюда.

3. Я иду по той же улице.

 На дороге глубокая яма.

Но падаю... по привычке...

Мои глаза открыты.

Я знаю, где нахожусь

Я сам виноват

И выбираюсь в миг.

4. Я иду по той же улице.

 На дороге глубокая яма.

 Я обхожу ее.

5. Я иду по другой улице.

Ребята высказывают свое мнение о стихотворении и о своей позиции, выраженной данным стихотворением.

Литература: Дереклеева Н. А. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся 6- 11классов»: Москва «ВАКО»; 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Сила и слабость характера Катерины.

Урок литературы в 10 классе. Сила и слабость характера Катерины по пьесе Островского "Гроза"....

Мотив превосходства "тургеневской" девушки в силе характера и решительности.

Последний урок в системе уроков по изучению повести И.С. Тургенева "Ася", целью которого является рссмотрение повести в русской критике....

Воспитательский час: Сила характера. От чего она зависит.

Воспитательский час: Сила характера. От чего она зависит....

Сочинение-рассуждение ОГЭ "Что такое сила характера?"

Сочинение-рассуждение "Что такое сила характера?". Сборник 2019 г. под редакцией И.П.Цыбулько, вариант 18....