Классный час "И помнит мир спасенный!"
классный час (5 класс) по теме

Чумакова Светлана Геннадьевна

Разработка классного часа по патриотическому воспитанию посвященного блокаде Ленинграда.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №26 г.ХИМКИ

Разработка классного часа по патриотическому воспитанию

на тему: «И помнит мир спасенный». 

Составитель: Чумакова Светлана Геннадьевна

Учитель английского языка

Классный руководитель 5 «Г» класса

г. Химки

2015 г.

Главная цель классного часа: 

содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отчеству, уважению к государственным Праздникам  России.

Задачи:

- формирование у школьников российской гражданской идентичности личности посредством изучения материалов Великой Отечественной войны 1941- 1945 г, осознание себя как гражданина российского общества, уважающего историю своей Родины и несущего ответственность за её судьбу в современном мире.

- развитие у школьников чувства гордости за Россию как многонациональную, поликультурную, поликонфессиональную страну, её многонациональный народ, являющийся единственным источником власти в стране, как уникальное пространство, на территории которого веками складывались отношения добрососедства, конструктивного взаимодействия, согласия и взаимопонимания представителей различных народов;

- формирование активной жизненной позиции школьников, создание педагогических условий для их гражданского самоопределения, стремления к самореализации в России;

- формирование понимания сущности и воспитание уважения к таким ценностям, как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей, здоровья, опыта гуманных отношений с окружающими, негативного отношения к жестокости, насилию, нарушению прав личности;

- мотивирование обучающихся к осознанному поведению на основе понимания и принятия ими морально-правовых регуляторов жизни общества и государства.

Специфические задачи:

- развивать у школьников чувство гордости за её многонациональный народ, являющийся победителем во второй мировой войне, спасший Европу от фашизма;

- формировать предметные и универсальные способы действий, составляющих основу первичного изучения Великой Отечественной войны, развития и воспитания обучающихся;

- закрепить знания учащихся о Великой Отечественной войне как о важнейшем

историческом событии в жизни нашего народа.

Ценностными ориентирами при подготовке классного часа являются формирование гражданской идентичности личности, патриотизма на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознания каждым школьником своей ответственности за судьбу своей

страны России, «большой и малой» Родины.

Формы организации единого урока могут быть самыми разнообразными,

главное, чтобы они соответствовали возрасту обучающихся, способствовали

формированию чувства гордости за историю страны и ее выдающихся людей.

Технические средства: проектор и экран для демонстрации презентации, телевизор для просмотра документального фильма.

Организационная часть.

Вступительное слово учителя:

«Все может родная земля:
Накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой.
Вот только защитить сама себя не может: 
Защита родной земли – долг тех, кто ест ее хлеб, кто пьет ее воду, любуется ее красотой».
А. Митяев

Годы Великой Отечественной войны уходят все дальше, прошло 70 лет со Дня Великой Победы, но из памяти народной никогда не изгладятся события тех великих, героических лет.

Наше отечество пережило дни и месяцы смертельной опасности, и лишь колоссальное напряжение человеческих сил, мобилизация духа помогли пережить эту грозную и смертоносную трагедию. Земной поклон всем нашим дедам и прадедам, отстоявшим наше право ЖИТЬ!

Ученик:

1418 дней и ночей продолжалась Великая Отечественная война.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно, 
И ею с тобой мы сильны.

Учитель

Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Все это и есть война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Ученик:

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

Основная часть:

Учитель:

27 января 1944 года - что это за дата? - Это дата полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда.

Что такое блокада?

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.

Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки – сыновья полков и юнги. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

8 сентября 1941 года, захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой.

Ученица:

Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. -  Ученица читает страницы из дневника Тани Савичевой

Учитель:

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

Мотивация: ПРОСМОТР ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ»

Учитель:

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев.

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Ученица:

Девочка руки протянула
Уснула,
А оказалось - умерла..
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова 
Уроки после похорон.  (Ю. Воронов)

Учитель:

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Ученик:

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб, 
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле 
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Учитель:

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Ученик:

И было, что на всем ходу
Машина задняя осела
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть, мотор заело.
Ремонт на пять минут - пустяк, 
Поломка эта не угроза,
Да рук не разомкнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора, 
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони. 
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари
Шестнадцать тысяч матерей 

Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам
О, мы познали в декабре:
Не зря священным даром назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь

Учитель:

Скольких людей спасла эта дорога! Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года. но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы.

Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15249 детей.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду!

13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 километров от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Ученик:

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим, 
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Минута молчания.

Завершающая часть.

Проводится беседа Учитель-Ученики в форме вопрос-ответ:

  • Как вы думаете, актуальна ли эта проблема в современном мире?
  • Как Вы думаете, можно ли в современном мире обойтись без войны?
  • На каких принципах, по Вашему мнению, должно строиться сотрудничество разных народов, чтобы трагедия ХХ века не повторилась?

Рефлексия.

Учитель организует беседу на тему, что нового учащиеся узнали в ходе урока, расширилось ли их представление о Великой Отечественной войне.

В заключительном слове учитель говорит о том, что идут годы, сменяются десятилетия, но подвигу народа в Отечественной войне суждено навсегда остаться в истории. Всё меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной войны остаётся среди нас, и мы должны бережно относиться к ним, не забывать о них и  помогать во всем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА Длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 г. (прорвана 18 января 1943) — 871 день.

Слайд 2

На момент установки блокады в городе находилось 2 миллиона 544 тысячи человек гражданского населения. Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков.

Слайд 7

Великий труд охраны и спасения города выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолетов, они потушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом.

Слайд 10

В осажденном городе работали 30 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе. Девочка руки протянула Уснула, А оказалось - умерла.. Никто не обронил ни слова, Лишь хрипло, сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Уроки после похорон (Ю. Воронов)

Слайд 14

Город не просто жил, он давал фронту танки и самолеты. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием детей-ленинградцев.

Слайд 17

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой.

Слайд 18

Маленькая записная книжка

Слайд 20

Мемориальный комплекс Дневник Тани Савичевой

Слайд 21

Прорыв и снятие блокады К 27 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов взломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили её основные силы и продвинулись на 60 километров в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. С освобождением Пушкина, Гатчины и Чудово блокада Ленинграда была полностью снята.

Слайд 23

Мы чашу горя выпили до дна. Но враг не взял нас никаким измором И жизнью смерть была побеждена И победили человек и город! Год сорок второй… Полгорода лежит в земле сырой Неугасима память поколений И память тех, кого так свято чтим, Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "... помнит мир спасенный?"

Разработка классного часа по патриотическому воспитанию в 6 классе...

Классный час: «И помнит мир спасенный…»

Классный час о патриотизме...

Классный час " И помнит мир спасенный...!" к 69 годовщине победы в ВОВ

Классный час "И помнит мир спасенный...!" к 69 годовщине попеды в ВОВВозрастная категория - 7 классОсновная цель: воспитание чувсва долга, ответсвенности, любви к своей Родине, ее защитникам....

Классный час на тему «И помнит мир спасенный….»

Классный час: "Города-герои" (ВОВ)....

Классный час "И помнит мир спасенный..."

Классный час, посвященный 70-летию Победы...

Сценарий классного часа “Помним всех поимённо”, посвящённого 76-летию битвы под Москвой

Сценарий классного часа , посвящённый 76-летию битвы под Москвой...

Разработка классного часа "И помнит мир спасенный"

Занятие проводилось в 9 классе, актуальность проведения в том, что обучающиеся 9 класса, согласно, рабочей программе по учебному предмету «История России. Всеобщая история», не изучают тем...