Классный час "Я - человек!"
методическая разработка (8 класс) на тему

Клюшина Жанна Викторовна
Цель классного часа: 1. Способствовать развитию правильного выбора норм поведения; осмыслению нравственных ценностей; 2. Содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий; 3. Продолжить формирование навыков общения, делая акцент на законе отзеркаливания (мы отзеркаливаем отношение к нам других людей).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_chelovek.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

                        

КЛАССНЫЙ ЧАС «Я – ЧЕЛОВЕК!»

Эпиграф классного часа: 

«Истинный  показатель  цивилизации - не  уровень  богатства  

и  не величие  городов,

не  обилие урожая,

а  облик  человека воспитываемого  страной»

                                   Р. Эмерсон

ЦЕЛЬ: 

          1. Способствовать развитию правильного выбора норм поведения; осмыслению нравственных ценностей;

2. Содействовать формированию умений анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий;

3. Продолжить формирование навыков общения, делая акцент на законе отзеркаливания (мы отзеркаливаем отношение к нам других людей).

План классного часа:

1.Вступительное слово учителя.

2. Информационный блок.

3. Тестирование «Способны ли Вы решать свои проблемы».

4. Работа по группам с «Таинственной книгой».

5. Игра «Что такое человек?».

6. Закон общения.

7. Заключительное слово учителя.

8. Рефлексия.

Ход классного часа.

1. Вступительное слово учителя.

Что такое человек? Можно ли считать его уникальным созданием на Земле?

Какова природа человека? От чего зависят смысл и ценность человеческой жизни?

Для каждого важно вырасти гражданином и личностью, которая чувствует ответственность не только за себя, своих родных и близких, но и за свою страну. Каждый должен понимать, что от благополучия страны зависит и его собственное благополучие, счастье родных и близких. Каждому из вас рано или поздно обязательно предстоит встреча с человеком, о котором окружающие уважительно скажут: это – личность.

2. Информационный блок. Выступление учащихся.

 Личность: понятие, особенности личности;

 Личность Гражданина.

Задание учащимся класса. Выберите 3 чувства, которые по вашему мнению характеризуют Личность, а какие Личность Гражданина.

Запись на доске, выбранных чувств.

Скромность, чувство  долга, гуманность, чувство  чести, честность, чувство  справедливости, искренность, стыдливость, сочувствие, милосердие, чувство  вины. Возможные определения понятий (см. приложение 1).

3. Тестирование «Способны ли Вы решать свои проблемы». См. приложение 3.

Если человек считает себя личностью, то можно сказать, что он способен отвечать за свои поступки, решать самостоятельно свои проблемы. Предлагаем вам тест, который покажет вашу готовность к самостоятельности. Тест анонимный. Каждый вывод сделает для себя.

Резюме. Гераклит, древнегреческий философ, говорил «Всем людям свойственно познавать самого себя и мыслить». Каждому из вас есть над чем поразмыслить и сделать правильные выводы. Удачи.

4. Работа по группам с «Таинственной книгой».

Учитель. Арабский философ Абдулла Сарацин сказал: «В мире ничего нет более замечательного, чем человек». Человек Его жизнь, чувства, привычки, достоинства и недостатки, сила и слабость, то, что во все времена будило мысль и вызывало споры. Такие вопросы волновали наших далёких предков. Философы разных эпох и народов спорили и размышлял  на эти вечные темы. Давайте вместе с ними попробуем это сделать.

Работа по группам с «Таинственной книгой». См. приложение 2.

Цитирование дополненных фраз. Объяснение смысла фразы.

5. Игра «Что такое человек?». См. приложение 4.

Человек, считающий себя личность должен быть любознательным, эрудированным. Я предлагаю вам  проверить свою эрудицию.

 Цель игры: пробудить интерес к вопросам этики человеческих взаимоотношений, к проблемам развития личности. Игра проводится по типу телеигры « О, счастливчик!». Такая игра развивает любознательность и познавательную активность учащихся.

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

6. Закон общения.

Учитель. Сегодня мы говорим о человеке, что значит быть человеком с большой буквы: личностью, гражданином и человеком по отношению к своим близким, друзьям и просто посторонним людям. Ведь все мы живём в обществе. Как уникальное создание на Земле каждый человек достоинства любви, счастья, уважения. Без этого мы чувствуем себя никому не нужными, незащищёнными, легкоуязвимыми. Страдаем от одиночества. Мечтаем о том, чтобы нас наконец заметили и выделили из всех, признали, по достоинству оценили нашу индивидуальность, неповторимость. Ну а как мы сами относимся к людям? Всегда ли доброжелательны, открыты, приветливы, элементарно вежливы? У каждого из вас были ситуации в жизни, когда вы пытались обратиться к человеку с какой-нибудь просьбой, спрашивали что-то, а в ответ получали «ушат ледяной воды».

Вспомните каждый из свои чувства в этот момент.

Что же с нами стало? Почему отталкиваем друг друга, незаслуженно оскорбляем? Почему боимся раскрыться, продемонстрировать готовность понять, помочь? Одна из причин – неуверенность в себе. Боязнь, что нас не поймут, «поставят на место», «отфутболят». Мы всё время начеку, всё время готовы к отпору, как и окружающие нас люди. Вот тут и срабатывает «закон общения»: мы отзеркаливаем отношение к нам других людей». Получается замкнутый круг. Можно ли его разорвать?

Вопрос учащимся: каково ваше мнение?

Учитель. Ответ пришёл к нам из глубины веков, является народной мудростью. И звучит он так: «Как аукнется, так и откликнется». Люди над этой проблемой задумывались очень давно. Жаль, что в суматохе будней мы редко вспоминаем знакомые с детства поговорки, но ещё реже задумываемся над ними. Давайте попробуем взглянуть на процесс общения с другой стороны.

С простыми и действенными законами общения нас познакомит  Ф.И. ученика.

Совет первый: относитесь к другим людям так, как вы хотели бы, чтобы они относились к вам.

Совет второй: помните  о законе «отзеркаливания»; как вы к людям, так и они к вам.

Совет третий: предполагайте в людях только хорошее; во всех без исключения.

Совет четвёртый: полюбите себя, поверьте в себя.

Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может любить и уважать других». Нам, россиянам, есть, за что уважать себя, и свою страну. Что бы там ни было, разве мы утратили такие национальные качества, как доброта, душевность, всепрощение? Нам нельзя забывать о своём личном и национальном достоинстве. Любите себя! Верьте в себя!

Совет пятый: не обижайтесь. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным. Ведь обида разрушает жизнь.

Совет шестой: «И отходя ко сну, спроси себя, кого и чем порадовал ты за день».

7. Заключительное слово учителя.

Я желаю запомнить вам эти советы и руководствоваться ими в жизни. А если это так и будет, значит, наша беседа прошла не напрасно. Если у вас окрепло убеждение в том, что человек - самое замечательное, что есть в мире, и поиск смысла жизни – это самое увлекательное занятие, значит, беседа состоялась!

8. Рефлексия.

Какие открытия вы для себя сделали?

Что хотели обсудить на следующем классном часе?

Приложение 1.

Возможные определения каждого понятия:

Вежливость - качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.

Выдержанность - умение человека контролировать свои поступки, действовать сообразно своим целям, несмотря на трудности и препятствия.

Верность - качество, характеризующее отношение человека к другим людям в повседневном поведении.

Гордость - это нравственное чувство, которое отражает внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость - качество личности человека, которое характеризуется следующими признаками: отсутствие доброжелательности к людям, раздражительность, бестактность, невнимание к интересам других людей.

Доверие - это отношение к человеку или группе людей, основанное на убежденности в их правоте.        

Заносчивость - негативное отношение человека к людям, которое проявляется в высокомерии, неоправданной переоценке  своих личных качеств.

Искренность - качество, характеризующее человека и его действия.  Искренний человек честен с собой и другими людьми.

Любовь - чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему-либо.

Милосердие - принцип поведения человека, основанный на сочувствии, сострадании и готовности делать добрые дела.

Патриотизм - нравственный принцип, которым руководствуется человек, уважающий историческое прошлое своего народа, гордится его достижениями, небезучастен к интересам своего народа, считает независимость и свободу своей страны и личности главной ценностью.

Правдивость - это качество характера человека, которое проявляется в адекватной оценке людей и явлений окружающей действительности.

Способность к прощению - это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду и не ставить человеку в вину дурную мысль или плохой поступок.

Скромность - это качество характера человека, проявляющееся в умении адекватно оценивать свои личностные качества и не выпячивать их перед другими людьми.

Совесть - способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля,

Сострадание - это умение проникнуться чужим страданием и горем, соединенное с желанием помочь в его преодолении.

Трудолюбие - это качество личности, которое проявляется в отношении к трудовой деятельности. Оно характеризуется степенью проявляемого усердия, старания человека.

Тактичность - это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.

Честь - качество личности человека, требующее от него проявления принципиальности, правдивости, верности принятым обязательствам, искренности.

Приложение 2.

«Таинственная книга»

Юный  друг! Мудрецы оставили нам свои  мысли  о нас, о людях, но  со временем   бумага  истлела, и  концы   фраз   стёрлись. Попробуй   восстановить написанное.

1. « Тому, кто не постиг науки  добра, всякая  иная наука …».

                                                                                         М. Монтень

2. «Я не знаю, какой  выгоды  ждут  для  себя  те, кто  без  конца  лжёт  и притворяется; на  мой  взгляд, единственное, что их ожидает ….»  

                                                                                          М. Монтень

3. « Когда  его  однажды  хвалили   дурные  люди, он  заметил : …»

                                                                                               Антисфен 

4. « Существуют  четыре  типа  людей: человек, который  знает и знает, что знает, это -…; человек, который   знает, но  не  знает, что  знает …; человек, который  не  знает, но  уверен, что  знает, это - …; человек, который не  знает, и  знает, что не знает …»

                                                                                               Ибн   Габирол

5. « Нам  следует  только  опасаться, как  бы  не  скрыть  пороки  под  именем добродетели ; не  назвать  уныние … , жестокость … , зависть … , корыстолюбие … , угодливость …., шутовство …..»

                                                                                          Эразм   Роттердамский

КЛЮЧИ:

1. Серьёзность, строгость, ревность, хозяйственность, остроумие; вежливость

2. Мудрец, следуй  за  ним

3. Помоги   ему   оценить   свои   знания

4. Учи   его

5. Глупец, беги   от  него

6. Боюсь, не   сделал   ли   я   чего-нибудь   дурного

7. Так  это  то, что   если   даже   им   случится   сказать   правду, им   всё    равно никто   не   поверит

8. Злостный   обман

9. Приносит   лишь   вред

10. Молчание                                        

11. Глупость

Приложение 3.

Инструкции к тестированию. Из трех ответов на каждый вопрос нужно выбрать тот, который лучше всего отражает собственную точку зрения и с помощью знаков «+» или «-» вписать их в «Лист ответов».

Тест: «Способны ли Вы решать свои проблемы».

1. Рассказываете ли Вы о своих проблемах, неприятностях?

А. Нет, это мне не помогло бы;

Б. Да, если есть подходящий собеседник;

В. Не всегда, людям хватает своих забот.

2. Сильно ли Вы переживаете неприятности?

А. Всегда стараюсь не давать волю чувствам;

Б. Все зависит от обстоятельств;

В. Смиряюсь, ведь любой неприятности рано или поздно приходит конец.

3. Вы чем-то очень огорчены. Что Вы делаете в таком случае? 

А. Позволяю себе удовольствие, о котором долго мечтал;

Б. Иду к хорошим друзьям;

В. Жалею сам себя, отсиживаюсь дома.

4. Близкий человек обидел Вас. Как Вы поступите?

А. Постараюсь стойко пережить обиду,

Б. Потребую объяснений;

В. Расскажу любому, кто готов слушать.

5. В минуту счастья:

А. Не думаю о несчастье;

Б. Не покидает тревога, что счастье быстро уйдет,

В. Не забываю о том, что и огорчений в жизни немало.

6. Как Вы относитесь к своему здоровью?

А. Слежу за своим здоровьем;

Б. Обращаюсь к врачу, чтобы узнать о состоянии своего здоровья;

В. Тревожусь о своем здоровье, постоянно нахожусь под наблюдением врача.

7. Судьба, по Вашему мнению:

А. Благосклонна к Вам;

Б, Несправедлива к Вам;

В. Постоянно испытывает Вас.

8. О чем Вы думаете после ссоры с другом, когда гнев проходит?

А. О хорошем, что было у  нас в прошлом;

Б. Мечтаю о тайном мщении;

В. О  том, сколько вытерпел от него.

Лист ответов:

 п/п

А

Б

В

А

Б

В

1

5

2

6

3

7

4

8

Анализ результатов. Если наибольшее количество плюсов в столбце А, то учащийся способен решать свои проблемы самостоятельно, умеет верно оценить их и принять адекватное решение. Не склонен жалеть себя и переживать обиды, ищет выход из сложной ситуации.

Наибольшее количество плюсов в столбце Б означает, что подросток склонен «выплескивать» проблемы и неприятности на других. Ему нужны их сочувствие и совет в решении своих проблем.

Если же наибольшее число плюсов в столбце В, то этот учащийся с трудом справляется со своими проблемами. Ему постоянно нужны поддержка, опека. Нередко он замыкается в себе, жалеет себя, считает, что неприятности «подкарауливают» его.

Приложение 4.

Игра «Что такое человек?»

Задание  отборочного  тура

Расположите названия  книг  о  человеке по  времени  их  создания.

1.Библия                                

2. Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться»

3. « Поучения»  Владимира  Мономаха»

4. Гёте  « Фауст»

ВОПРОС  100  баллов
« Человек – это …»
а) венец  природы                        б) корона  природы
в) голова  природы                        г) шлем  природы

Вопрос  200  баллов

В  какой  книге   герои  спорили, что  важнее  для  человека : ум, сердце,

  смелость?

а) Ж. Верн  « Пятнадцатилетний  капитан»

б) А. Волков «Волшебник изумрудного города»

в) А. Дюма « Три   мушкетёра»

г) А. Линдгрен « Пеппи Длинный  Чулок»

Вопрос  300  баллов

В какой  повести  робот  захотел  стать человеком?

а) Е. Велтистов « Приключения    Электроника»

б) С. Лем  «Солярис»

в) И.Ефремов « Туманность Андромеды»

г) К. Булычёв « Тайна  третьей  планеты»

Вопрос 600 баллов

Придя  в  гости, войдя в  комнату , где много  народа , надо  поздороваться…

а) кивком  головы                                

б) сказать всем « Здравствуйте»

в) поздороваться со всеми , пожимая  руку

г) подать  руку только хозяину  и  хозяйке остальным  поклониться

Вопрос 1000 балов

О  какой   науке  идёт  речь?

« Глубоко  ошибаются  те, кто  изображает  её  недоступною  для детей, с  нахмуренным  челом, с  большими  косматыми  бровями. Кто напялил  на  неё  эту  лживую  маску. На деле же не сыскать ничего  более радостного»

а) психология                                б) информатика

в) политология                                г) философия

Вопрос 1500 баллов

У  кого  из  известных   полководцев воспитателем   был   философ Аристотель?

а) Наполеон                                б) Багратион

в) Македонский                                г) Цезарь

Вопрос  3000 баллов

Более  всего  чтите  гостя, откуда  бы  к вам  ни  пришёл, если  не  можете почтить его подарком, то пищей и питьём. В какой книге давались эти наставления?

а) « Домострой»                                

б) Владимир Мономах « Поучения»

в) Дорохов « Как  себя  вести»        

г) Пётр Великий   «Юности  честное  зерцало»  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Человек и обстоятельства" (6 - 7 кл.)

Классный руководитель учит своих подопечных достойно перенести жизненные трудности, неудачи и поражения. Не отступать от намеченной цели, ссылаясь на разные обстоятельства. При этом классный руководит...

Презентация к классному часу"Человек и обстоятельства" 6-7 кл.

Данная презентация поможет учителю в проведении классного часа "Человек и обстоятельства"....

Единый классный час "Человек-вселенная-космос"

Классный час был посвящён 50-летию первого полёта в еосмос и проводился в 6 классе....

КЛАССНЫЙ ЧАС «Человек, вооруженный знанием, непобедим»

Классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни....

Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"

Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....

презентация к классному часу "Человек рождён для счастья"

презентационное сопровождение к проведённому классному часу...

сценарий классного часа "Человек рождён для счастья"

успешно проведённый классный час для учащихся 9 класса...