ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ
проект (5, 6, 7 класс) на тему

Тютина Гульсина Гелусовна

В статье отражен опыт воспитательной деятельности по формированию у младших подростков социальности, как интегративного нравственного качества личности. Процесс воспитания у младших подростков социальности будет эффективным, если школа будет формировать у подростка отношение к себе как субъекту социальной деятельности и расширять взаимодействие детей с различными социальными группами,  учитывать личный социальный опыт подростка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_tyutina_g.g.-_perm.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Тютина Г.Г,аспирант кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО «ПГГПУ» Пермь, Россия

ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ СОЦИАЛЬНОСТИ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ

Статья рекомендована к публикации

научным руководителем д.п.н., проф. Рогожниковой Р.А.

Аннотация.  В статье отражен опыт воспитательной деятельности по формированию у младших подростков социальности, как интегративного нравственного качества личности. Процесс воспитания у младших подростков социальности будет эффективным, если школа будет формировать у подростка отношение к себе как субъекту социальной деятельности и расширять взаимодействие детей с различными социальными группами,  учитывать личный социальный опыт подростка.

Ключевые слова: научное направление, внеурочная воспитательная деятельность, социальность как интегративное нравственное качество личности, информационно-коммуникационные технологии, мультимедиа технологии

Одной из главных характеристик нового общества, перспективности его существования является социальность граждан. Такой вывод прослеживается в исследованиях философов, социологов, экономистов, психологов и педагогов.

«Социальность представляет собой имплицитную характеристику «совместности» человеческой жизнедеятельности, непосредственное выражение этой совместности». При этом подчеркивается, что «социальность является выражением не всей и всякой человеческой жизнедеятельности, а именно тех ее проявлений, в которых образуются взаимосвязь и взаимозависимость между людьми» [1, с.24].

Важным становится изучение социальности на современном этапе развития общества, выработка педагогических представлений о понятии «социальность», уже исследованном социологией и психологией.

«Когда мы говорим, что у человека сформировано определенное отношение, надо видеть, что за каждым из этих отношений просматривается триада:

  1. сформированность у человека определенной системы взглядов;
  2. эмоциональное реагирование на каждую из социальных ценностей;
  3. воспитанность способов трудиться, общаться и т.п., ставших характерными для него» [5, с.31].  

Воспитание социальности предполагает педагогически ориентированную и целенаправленную систему критериев по созданию условий для успешной социализации и интеграции человека в социум.. Частные цели воспитания социальности можно классифицировать по признаку воздействия на сферы личности: цели формирования сознания личности – взглядов, убеждений; цели формирования эмоциональной сферы – ощущений и переживаний; цели формирования социальной активности в деятельности.

Социальность нами рассматривается как интегративное качество личности младшего подростка, возрастные особенности которого определяют личностные характеристики, в когнитивной сфере  осознание необходимости принимать активное участие в социальной жизни общества, в эмоциональной сфер  желание формировать этот опыт, в поведенческой сфере – умение данное личностное качество применять творчески.

Для того, чтобы провести диагностику социальности младших подростков, мы выделили уровни её сформированности: элементарный, формальный, уровень соблюдения нейтралитета, достаточный, оптимальный.

Элементарный  уровень, когда социальность не сформирована.

 Формальный  уровень, когда субъект проявляет социальную активность, исходя из эмоционального отношения к делу,  к человеку.

Уровень соблюдения нейтралитета  привычное исполнение норм. Социальность сформировалась как отношение: социальность рациональная, эмоциональная и поведенческие действия становятся едиными, автоматизированными, которые со временем, перейдут в привычки. Однако, если это отношение выступает противоречит личным интересам, подросток может отступить от привычных действий с нравственной мотивацией.

Достаточный уровень в котором сформирована социальность как качество личности. Движущей силой является желание помочь людям.

Оптимальный  уровень с высокой нравственной устойчивостью. Цели и интересы личности согласуются с общественными и характеризируются гуманистической направленностью. Субъект реализует собственные позиции, осуществляет возможности во имя саморазвития и развития людей.

Опираясь на анализ существующих педагогических технологий воспитания интегративных нравственных качество личности [7,28] и опыта воспитательной работы, мы определили этапы процесса воспитания социальности у младших школьников: демонстрационный, ритуальный, стереотипный, самореализация, осознанный выбор.

На демонстрационном этапе предъявляются образцы социальной активности. На ритуальном этапе формируется привычное исполнение норм. На стереотипном этапе создаются воспитывающие ситуации, направленные на закрепление привычного поведения с социальной мотивацией. Самореализация – этап, на котором раскрываются потенциальные качества личности, осуществляются знания, умения и способности субъекта. Осознанный выбор- этап самостоятельности, принятие на себя ответственности, создание собственных проектов, включение в процесс самовоспитания, саморазвития, самообразования.

С целью исследования эффективности воспитания социальности младших подростков общеобразовательной школы осуществлялась работа в 5-6 классах школ №1 и №6 г.Александровска Пермского края. Всего 105 человек.

Использованная на констатирующем этапе тестовая методика «Q-сортировка» показала, что младшие подростки в основном  готовы  к принятию групповых стандартов и ценностей (социальных и морально-этических).

У подростков преобладает тенденция к общительности, что свидетельствует о контактности, стремлении к эмоциональным проявлениям в общении как в группе, так и за ее пределами. В то же время у подростков ярко проявляется тенденция к «борьбе»  это активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более глубокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. Ребята не умеют находить компромиссные решения, но и не уходят от взаимодействия. Социометрия выявила аутсайдеров в 5 «а» классе МБОУ «СОШ №1» один ученик, в 5 «б» классе МБОУ «БСОШ №1» два ученика, всего три подростка, которые требуют особого педагогического внимания. Как показал анализ, классы были разделены на группы по интересам, в которых определились лидеры.

Для того, чтобы определить уровень развития эмоционального компонента отношения, была использована методика «Закончи предложение»:

«У меня возникает желание быть социально активным, когда…»

Приведем некоторые  примеры ответов:

«…когда мне все подчиняются»;

«…когда меня хвалит мама»;

«…когда мне обещают купить какой-нибудь подарок»

«…когда участвуют мои друзья» и т.д.

83% ответов свидетельствуют о чувствах школьника, связанных с личными интересами.

Результаты проведенного исследования показали, что школьники обладают поверхностными знаниями о социальности.

Подростки  положительно настроены к социальной активности,  но при этом сами не проявляют инициативы в социально значимых делах.

Таким образом, как показало проведенное исследование, есть необходимость в целенаправленной организации процесса формирования у младших подростков социальности как интегративного нравственного качества личности.

 «Младший школьный возраст – период впитывания, накапливания знаний, период усвоения по преимуществу. Разнообразие занятий, интересов является обязательным условием полноты развития ума ребенка, его способностей» [3,265].

Через опыт активного социального взаимодействия у подростка формируются социальные навыки и умения. 

Именно в младшем школьном возрасте необходимо воспитывать социальность через организацию совместной работы, распределение обязанностей, помощи окружающим, реализацию социально-значимых проектов и т.д. Такая групповая работа должна стать важной частью в урочной и внеурочной деятельности подростков.

Эффективным методом формирования социальности может стать ролевая игра. Ценность игры как метода воспитания в том, что в ней всегда есть долг, межличностные зависимости, социальные роли, в основу которых кладутся реальные ценности. Следовательно, несмотря на игровое основание, речь идет о серьёзных образованиях нравственного порядка, которые лежат в основе социальности.

Мы полагаем, что процесс воспитания у младших подростков социальности будет эффективным, если школа будет формировать у подростка отношение к себе как субъекту социальной деятельности и расширять взаимодействие детей с различными социальными группами, учитывать личный социальный опыт подростка. Процесс воспитания социальности должен обогащаться социальным содержанием традиционно существующих форм и методов воспитания, а также важно во внеурочной деятельности широко использовать информационно-коммуникационные технологии, в частности  возможности медиаобразования с использованием современных технических средств [4,27]. Их применение является наиболее эффективным средством воспитания, т.к. подростки активно осваивают программы фото- и видеомонтажа, издательские системы, основы операторского искусства и выражают свое видение мира через создание своих фото- видеосюжетов, роликов, презентаций, выпуск школьной газеты. В результате воспитания с помощью информационно-компьютерных технологий мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых знаний на самостоятельную активную познавательную деятельность.

Литература

  1. Волков Ю. Е. Базисные понятия и логика социологической парадигмы. //Социологические исследования.  1997. № 1.  С.22 -33.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В.  «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя» - М.: Просвещение, 2010.  223 с.
  3. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология.  2-е изд., стер.  М.: Академия, 2003  464 с.
  4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М.: 2000.  272 c.
  5.  Рогожникова Р.А. Профессиональная компетентность будущего учителя по формированию дисциплинированности школьника / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 1996. – 154 с.
  6. Рогожникова Р.А. Дисциплина и гуманизм в педагогическом процессе / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 1997.  258 с.
  7.  Рогожникова Р.А. Диагностика дисциплинированности школьника: педагогические методики: Метод, пособие / Перм. гос. пед. ун-т.  Пермь, 1997.  35 с.
  8.  Рогожникова Р.А. Определение уровня дисциплинированности школьников: Метод. пособие / Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 1998.  51 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-психологическая адаптация младших подростков к условиям обучения в среднем звене общеобразовательной школы

Социально-экономическое развитие вызывает необходимость адаптации как отдельной личности, организации, так и общества в целом. Сегодня, когда в стране идет внедрение ФГОС  второго поколения, школ...

Специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков

В статье описывается специфика профессиональной деятельности социального педагога в условиях образовательной организации по воспитанию толерантных отношений младших подростков.Предметом нетерпимости в...

Актуальность православных нравственных ценностей в воспитании детей и подростков

quot;Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где...

Организация деятельности социального педагога по патриотическому воспитанию младших подростков в пространстве школьного музея

Педагоги школы стремятся развивать в обучающихся чувство патриотизма, любви к Родине и работа руководителя музея в течение нескольких лет направлена на поиск подхода к процессу музейного воспитания уч...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...

Методическая разработка и проведение внеурочных занятий с детьми младшего школьного возраста по социальному и/или духовно-нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста

Конспекты по внеурочным занятиям были разработаны для целей социального и духовно-нравственного воспитания детей на такие темы: «Как научиться быть добрым», «Как стать трудолюбивым&r...