Классный час "Великий информатор, великий человек.."
классный час (8, 9 класс) на тему

Аверьянова Юлия Сергеевна

Классный час посвящен П.А.Столыпину. В материале представлены основные факты биографии, политической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon klassnyy_chas_stolypin.zip1.41 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка классного часа,

посвященного 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина.

Тема: «Великий реформатор, великий человек…»

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/fb/Stolypin_by_Repin.jpg/200px-Stolypin_by_Repin.jpg

        «Я  верю в  Россию…»

             П.А.Столыпин.

Тема: «Великий реформатор, великий человек…»

Цель: Изучить основные биографические факты и основные направления деятельности П.А.Столыпина.

Задачи:

  • изучение определенных исторических фактов;
  • формирование на основе анализа фактов собственной позиции обучающихся;
  • формирование патриотизма и гражданственности;
  • формировать нравственные качества человека;
  • воспитывать бережное отношение к истории;
  • развивать устную речь.

Оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска).

Ход занятия.

Организационный момент.

 (Приветствие.  Настрой на положительную совместную работу).

Введение в тему: «Займи позицию».

Учитель:  Ребята, в начале классного часа я предлагаю вам выбрать себе позицию в соответствии с названием сегодняшней  темы. Не удивляйтесь, вы еще не знаете, о ком пойдет речь. Но вы должны выбрать, что вам интереснее на данном этапе: познакомиться с великим политиком, реформатором или узнать о нем, как о великом человеке. (Слайд №1)

 Класс распределяется на две группы. Свое отношение к теме обучающиеся записывают на контрольных листах. (Приложение 1, задание №1)

(В основном,  класс сразу разбивается на две группы, выражая свое отношение и не предлагая другого варианта).

Подводится итог, сколько обучающихся отнесли себя к первой группе, сколько ко второй.

Учитель: Почему вы сделали такой выбор? (Ответы могут быть разные, даже неожиданные)

 - Чем руководствовались?

Учитель:  В конце нашего занятия вам будет предложено сделать свой выбор еще раз. Возможно, что он будет другим.

История каждой страны уникальна великими талантливыми  людьми, создающими её. Мы гордимся, что Россия не исключение. Именно наша страна подарила миру таких гениев, как М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Д.И. Менделеев, М.Ю. Лермонтов, Л.Н.Толстой, К.Брюллов, которых вы, конечно, знаете. Помимо великих деятелей литературы, науки и  культуры, история Россия немыслима без имен выдающихся полководцев, политиков. Это и А.В.Суворов, и М.И. Кутузов, и А. Невский, и многие другие. Безусловно, имя нашего сегодняшнего героя тоже вписано в летопись нашей истории. (Слайд №2)

 -   Ребята, посмотрите внимательно на слайд и определите соответствия  в ваших  контрольных листах. (Приложение 1, задание №2)

А теперь поиграем в учителя. Поменяйтесь листами друг с другом, проверьте работы и поставьте оценку друг другу.

Возможно, что будет не лишним и этап самопроверки. (Слайд №3)

- Какие затруднения возникли на данном этапе работы?

Обучающиеся: Новое имя. Не нашли все соответствия.

Учитель: Ребята, мы проводим классный час, посвященный 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина. (Слайд №4). Сегодня мы с вами будем говорить о великом человеке и великом политике  Петре Аркадьевиче Столыпине.

Деятельность любого яркого политика всегда вызывает самые противоречивые оценки у современников, у историков, у обычных людей. Сегодня мы будем говорить об одной из самых ярких, но в то же время об одной из самых противоречивых фигур в истории России – о Петре Аркадьевиче Столыпине.

Безусловно,  достойна похвалы его стойкая жизненная позиция:

  1. Столыпин вел здоровый образа жизни. Он не курил, спиртное употреблял только в исключительных случаях, не любил игры в карты, считал это занятие пустым и даже опасным.  

Учитель:  О каких чертах характера свидетельствует  эта характеристика?

Обучающиеся: о силе воли, о нравственных и моральных принципах. Только по-настоящему сильный человек способен держать себя в обществе, отстаивать свою жизненную позицию, свое кредо. (Обратить внимание на лексическое значение слова «кредо»)

  1. Окружающие считали Петра Аркадьевича  радушным, веселым и остроумным. Он был  великолепно воспитан  и  всесторонне образован.   С ним было интересно общаться.

Учитель: Как мы называем такого человека?

Обучающиеся: «душа компании», коммуникабельный человек, интеллектуал.

  1. П.А.Столыпин был очень грамотным человеком, он говорил на правильном русском языке. Особый интерес у него вызывало изучение иностранных языков и точных наук. Прекрасно владел профессиональной речью. Почти всякая речь, произнесенная Столыпиным в Государственной думе, достойна быть образцом  российской политической мысли.

Учитель: Ребята, как вы считаете должен ли политик знать нормы русского языка?  Для чего он должен говорить правильно и профессионально?

Обучающиеся: Да. Политик  должен быть примером для народа.  Он представляет государство, Россию, является ее продолжением. На него смотрит мир.

Учитель: Характер человека, его целеустремленность, отношение к Родине, к народу формируется с детства.

Физ.минутка. Гимнастика для глаз.

 Род Столыпиных очень древний, известен с XVI века и связан со многими важными событиями и именами, составляющими гордость и славу России.

(Слайд №5) 

Отец Столыпина - А.Д.Столыпин - отличился во время русско-турецкой войны 1877-78 годов. Мать Столыпина происходила из знаменитого рода Горчаковых. Будущий реформатор родился в Дрездене, куда на отдых отправилась его мать. Детские годы Столыпина прошли в имении Колноберже, под Ковно.

Учился в гимназии сначала в Вильно, а аттестат зрелости получил уже в Орловской гимназии. (Слайд №6). Молодой человек уже в юности имел возможность видеть и сравнивать жизнь в российской глубинке, в Прибалтике и Европе. В 1881 году Столыпин поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета, где одним из его преподавателей был Д.И.Менделеев, который принимал у него экзамен по химии и поставил отлично.  

В 1884, после окончания университета, поступил на службу в Министерство внутренних дел. Через два года перевелся в департамент земледелия и сельской промышленности. В 1899 был назначен ковенским губернским предводителем дворянства. Вскоре П.А. Столыпин был выбран почетным мировым судьей. Так начинается карьера политика. П.Столыпин женился рано, но в браке он был счастлив. Они с женой прожили вместе 27 лет. (Слайд №7)

В 1902 назначен в Гродно губернатором. (Слайд №8)

 С февраля 1903 по апрель 1906 являлся губернатором Саратовской губернии. (Слайд №9)

По человеку судят о его поступках. Что же сделал губернатор для народа?

В то время началось строительство Мариинской женской гимназии, ночлежного дома, строились новые учебные заведения, больницы. Началось асфальтирование дорог, строительство водопровода, устройство газового освещения, модернизация телефонной сети.

Началась революция, и начинания губернатора были прерваны. Губернаторская должность для террористов была наиболее привлекательной мишенью, но, несмотря на это, Столыпин появляется на людях без оружия и без охраны. За четыре года губернаторства он переживает четыре покушения. В него стреляли, бросали бомбы, угрожали отравить младшего сына, трехлетнего Аркадия.  Волна террора накрывает его и в Петербурге.

                 В апреле 1906 г. по личной просьбе императора Николая II Петр Столыпин становится министром внутренних дел.     Министр внутренних дел являлся первым среди других министров Российской империи по своей роли и масштабу деятельности.  (Слайд№10)    Пост министра внутренних дел Столыпин занимал до конца жизни, совмещая его с постом премьер-министра.            

Учитель: Ребята, как  вы считаете, какие качества должны были преобладать в Столыпине для того, чтобы добиться таких результатов, не свернуть с цели, не струсить, испугавших за свою жизнь и жизнь своих близких?

Обучающиеся: Он был смелым, целеустремленным, бесстрашным. В поступках П.Столыпина проявляется не только политик, но и человек, не только «отец реформ»  и «отец семейства», но и «сын своей страны». Несмотря на то, что он очень любил свою семью и дорожил ими, Столыпин, прежде всего,  был патриотом. Он понимал, что главное для него – это исполнять свой долг до конца.

     П.А.Столыпин понимал, что основную массу населения России составляли крестьяне, экономика носила аграрно-индустриальный характер, основной вопрос, поднимаемый в Думе – аграрный вопрос. А значит, именно аграрная реформа должна была стать главной в программе Столыпина. Параллельно с этой реформой проводится целый ряд социальных и экономических вопросов. (Слайд №11).

    Реформы были настолько продуманы и полезны для общества и государства, что все слои общества должны были бы их поддержать. И, тем не менее, Столыпин оказался практически в одиночестве в своей реформаторской деятельности.

      К нему относились негативно не только на словах. В сентябре 1911 года произошло покушение и  убийство Столыпина. (Слайд №12)

    Столыпин был ранен двумя пулями, когда разговаривал у барьера оркестровой ямы с министром двора бароном В.Б. Фредериксом и земельным магнатом графом И. Потоцким. По словам киевского губернатора Гирса, «Петр Аркадьевич как будто не сразу понял, что случилось. Он наклонил голову и посмотрел на свой белый сюртук, который с правой стороны под грудной клеткой уже заливался кровью. Медленными и уверенными движениями он положил на барьер фуражку и перчатки, расстегнул сюртук и, увидев жилет, густо пропитанный кровью, махнул рукой, как будто желая сказать: «Все кончено!» Затем он грузно опустился в кресло и ясно и отчетливо, голосом слышным всем, кто находился недалеко от него, произнес: «Счастлив умереть за царя».

     Не все из задуманного Столыпину удалось реализовать до конца жизни.

Учитель: Ребята, давайте подведем итоги нашей беседы.

- Каким вы представили себе  П.А.Столыпина в начале классного часа и в конце?

-Какие черты характера политика вам импонируют?

- С чем бы вы не смогли примириться?

- Какие политические преобразования Столыпина вы запомнили ?

-О чем бы еще вы хотели узнать?

- Можете ли вы сказать, кем является для вас Столыпин теперь, политиком, великим реформатором или просто великим человеком?

(Обращаемся к таблице в приложении №1)

Обучающиеся приходят к выводу, что великие люди чаще всего совмещают в себе качества великой  и сильной личности  с чувством патриотизма, гражданственности. Нельзя говорить о П.А.Столыпине только, как о реформаторе или только, как о человеке. Он совмещал в себе все сильное и лучшее. Следовательно, узнать о какой-то одной стороне недостаточно, так как не раскроется сущность характера и роль для страны, народа.

Учитель: Если спросить школьника, знает ли он, кто такой Столыпин, то чаще всего можно услышать ответ, что Столыпин – это политик, который провел аграрную  реформу. Я хочу надеяться, что после нашей беседы вы  будете иметь собственное,  более широкое и объективное представление об этом великом человеке и реформаторе.

Приложение 1.

Контрольный лист обучающегося.

Фамилия,имя______________________________________________________________________________________________________________

Дата проведения мероприятия:______________________________________________________________________________________________________

Тема: «Великий реформатор, великий человек…»

  1. « Займи позицию!»

Политик, реформатор.

Человек, индивидуальная личность.

  1. «Найди соответствие».

1.  М.В. Ломоносов.

2.  А.С.Пушкин.

3. Д.И. Менделеев.

4. А. Невский.

5. М.И. Кутузов

6.  К.Брюллов.

7. А.В.Суворов.

8.   Л.Н.Толстой.

9.   М.Ю. Лермонтов

10.  ?

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

  1. Сделай вывод.

Политик, реформатор.

Человек, индивидуальная личность.

Свой вариант.

Аверьянова Юлия Сергеевна, МОУ «СОШ №2», г.УХТА.

Тема: «Великий реформатор, великий человек…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Великий человек в моей семье"

Слава наших предков братьев-близнецов Михаила и Дмитрия Кузьменко - великое знамя памяти, передаваемое в нашей семье из уст в уста, от потомка к потомку.......

Презентация к классному часу о Великой Отечественной войне "Поклонимся великим тем годам".

Даанная презентация содержит материал, который можно использовать при проведении классного часа или внеклассного мероприятия о Великой Отечественной войне в 5 - 6 классах....

Литературная гостиная "Солженицын - "самый великий человек современности"

На примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся умение отстаивать свою гражанскую позицию....

Телекоммуникационный проект «Реальный портрет великого человека»

В 2011 году нами был реализован телекоммуникационный проект «Реальный портрет великого человека», посвященный 150-летию со дня рождения П.А. Столыпина и 100-летию со дня его гибели. Проект проходил на...

Внеклассное мероприятие Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель.

Моя работа называется «Януш Корчак – Король Детей. Великий Человек и Великий Учитель». Она посвящена человеку, Доктору, педагогу, всего себя посвятившего себя. Он не побоялся смерти....

Творческая работа Именно в труде,и только в труде велик человек

Творческая работа учащегося "Именно в труде и только в труде велик человек"...