Литературная гостиная "Солженицын - "самый великий человек современности"
методическая разработка (11 класс) на тему

На примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся умение отстаивать свою гражанскую позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _lopatina_g.v.literaturnyi_gostinaya_solzhenitsyn.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Лопатина Г.В.,

                                                                                          учитель  ОГА ОУ«Ступени»

Литературная гостиная

 «Солженицын - «самый великий человек современности...»

     Цели: познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и произведениями                                      А. И. Солженицына; на примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся нравственные качества, умение отстаивать свою гражданскую позицию.

     Оформление и оборудование:   цветы, горящие свечи, фотографии А. И. Солженицына, выставка книг писателя,  высказывания писателей, политиков, деятелей культуры о Солженицыне, компьютер, экран, проектор,  стихотворения А. И. Солженицына.

     Музыкальное сопровождение: классические музыкальные произведения в исполнении М. Ростроповича: 1. А. Глазунов. Концерт для виолончели и оркестра № 2, оп. 126. Солист: М. Ростропович, дирижёр: С. Озава.  2) С. Рахманинов. «Вокализ», оп. 34. Фортепиано: А. Дедюхин. Виолончель: М. Ростропович; 3) Д. Шостакович. Симфония № 5 ре минор  (дирижёр М. Ростропович);  

     

       Демонстрируется фотография А. И. Солженицына. Звучит «Вокализ» С. Рахманинова.

     Учитель. Ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память Александра Исаевича Солженицына, человека удивительной судьбы, выдающегося мужества и уникального литературного дарования.

       1 ведущий.

Солженицын… что мы знаем о нём? Ещё при жизни его называли  «самым великим человеком современности». Он прожил трагическую жизнь.

2 ведущий

 Человек, прошедший фронтами Великой Отечественной войны и арестованный в конце её как изменник Родины (за строки, написанные против Сталина).

1 ведущий

Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 году.

Смертельная болезнь – рак – и чудесное исцеление.

2 ведущий

Широкая известность в годы «хрущёвской оттепели» и замалчивание в пор «брежневского застоя».

1 ведущий

Нобелевская премия по литературе и исключение из Союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР.

Учитель

В 1994 году он триумфально вернулся в Россию, но остался неудобным для любых политиков и партий. Поэтому люди называли его совестью нации.

«Жить не по лжи», «не бойся, не проси», «не стоит село без праведника» - эти и другие жизненные принципы, казалось бы, очень просты, но все ли им следуют? И «Как нам обустроить Россию?» - ответ на этот вопрос знал Солженицын и говорил об этом в своих произведениях.

2 ведущий

Давайте вспомним, как же все это было...

1 ведущий

В результате революции и гражданской войны семья Солженицыных была разорена. Красное колесо, не пощадившее, кажется, никого в России, безжалостно проехалось и по семье Солженицыных.  Отец писателя, Исаакий Семёнович, учился в Харькове. В Первую мировую войну он  добровольцем пошёл на фронт и служил офицером, был награждён за храбрость.

     3-ий ведущий. Мать, Таисия Захаровна Щербак, была дочерью кубанского помещика. Она училась в ростовской гимназии, закончила учёбу с золотой медалью. Затем отец отправил дочь учиться в Москву. Здесь в 1917 году состоялось знакомство Таисии Захаровны и Исаакия Семёновича.

     Отец писателя погиб за шесть месяцев до рождения сына в результате несчастного случая: на охоте случайно выстрелило ружьё, ранение оказалось смертельным.

1 -ый ведущий

В школе Александр Исаевич подвергался насмешкам за ношение крестика, за отказ вступать в пионеры, он даже получил выговор за посещение церкви. Под влиянием школы в 1936 году Александр Исаевич  вступил в комсомол. Юный Солженицын – староста класса, любитель футбола, поклонник театра. Он увлекался историей и литературой,  писал короткие рассказы и стихотворения.    В 1936 году Солженицын окончил школу с золотым аттестатом и подал заявление о приёме в Ростовский государственный университет на физико-математический факультет. Он был зачислен в университет без вступительных экзаменов.

     

     2-ий ведущий. В университете Солженицын учился на «отлично», был сталинским стипендиатом, продолжал занятия литературой.К этому времени свой дальнейший жизненный путь Солженицын определил достаточно чётко - он решил стать писателем. Летом 1939 года  поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и истории  и все свободное время отдавал работе над рассказами, стихами, очерками.  В октябре 1941 года Солженицына призвали в армию, и после окончания артиллерийского училища в феврале 1943 года он в звании лейтенанта попал на фронт, был назначен сначала заместителем командира звуковой батареи, а затем ее командиром.

     Солженицын участвовал в наступлении на Орёл. За успешную и быструю подготовку личного состава, за умелое руководство по выявлению группировки артиллерии противника командир БЗР–2  А. И. Солженицын был награждён орденом Отечественной войны II степени, ему присвоили звание старшего лейтенанта.

     3-ой ведущий. В 1944 году за за взятие Рогачёва маршал К. К. Рокоссовский подписал приказ о присвоении Солженицыну звания капитана, Александр Исаевич  был награждён орденом Красной Звезды. В 1945 году во время контратаки немцев Солженицын вывел свою батарею из окружения. За спасение личного состава батареи и техники капитан А. И. Солженицын был представлен к ордену Красного Знамени.

 

Навещать меня, живые, как вчера...

Лица чистые, задумчивые сосны,

Русское протяжное “ура!”

Никогда я не любил войны,

Побеждал всегда я неохотно…

     1-ый ведущий. В переписке со старым другом Николаем Виткевичем Солженицын ругательно высказался о «Пахане», под которым угадывался Сталин. Письма вызвали подозрение военной цензуры, и в феврале 1945 года Александра Исаевича арестовали. Он был приговорён к 8 годам исправительно-трудовых лагерей.

Какой, однако же, могла быть судьба писателя в ту эпоху? Сколько  людей было расстреляно, уничтожено, замучено в лагерях! Каждую ночь в чьи-то квартиры приходили вооружённые люди и уводили сотрясённых жертв в неизвестность, нередко – навсегда. Но все хранили об этом молчание. И это молчание было кстати – легче всего было замкнуть глаза и слух и притвориться, что ничего не происходит. Годы спустя, вспоминая о том времени, Солженицын  напишет:

Не слышать, имея уши,

Не видеть, глаза имея, -

Коровьего равнодушья

Что в тебе, Русь, страшнее?

     2-ый ведущий. Сам же Александр Исаевич считал, что »всё, что  не убивает, делает нас мудрее и сильнее.»

Звучит музыка Д. Шостаковича. Симфония № 5 ре минор  (дирижёр М. Ростропович);  

3ведущий.

Дело в том, что свой первый год после лагерей и ссылок, 1956 год, Солженицын работал учителем математики  на Владимирщине – в Мезиновской средней школе Гусь-Хрустального района, а квартировал в деревне Мильцево у Матрёны Васильевны Захаровой.

О ней он написал свой знаменитый рассказ «Матрёнин двор».  

2 ведущий.

Во внешности нового учителя не было ничего примечательного – высокого, крепкого сложения молодой мужчина с ясным открытым лицом русского интеллигента. Правда за плечами его долгие годы тюрем и лагерей… Имя – отчество самые обыкновенные: Александр Исаевич. А фамилия ещё никому тогда неизвестная – Солженицын.

1 ведущий.

«Летом 1953 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию». Кто теперь не знает этих строк, открывающих ставший уже классикой рассказ Солженицына «Матрёнин двор». В рукописи, правда, указывался 1956 год, но, по совету Твардовского, Солженицын сменил дату – цензура не пропустила бы в печать рассказ, связывающий тяжёлую изнурительную жизнь русской деревни со временем правления Хрущёва.

2 ведущий.

К счастью, о жизни Солженицына в этот период мы можем узнать не только по рассказу «Матрёнин двор». Остались  и воспоминания его учеников.

3-ий ведущий

Вспоминает Валентина Птицына:

- Я училась у Солженицына в 4-5 классах: конец одного года и начало второго. Когда он приехал – в сорочке с поднятым воротником, в парусиновых штанах, туфли на ногах лакированные (он и по деревне всегда ходил одетым с иголочки), - мы его стеснялись поначалу. Всё-таки до этого нас только местные учили. Подход он к нам нашёл. Был педагогом не строгим, но требовательным. Заходил в класс, учебник и журнал даже не открывал. Помнил наизусть и страницу, и номер задачи. Сразу вызывал к доске двоих-троих. А потом остальным ученикам вопросы задавал. Но пятёрку никому не ставил! У нас была оценка «единица с плюсом», «двойка с плюсом». Высший балл – «четыре с минусом». Я, говорил, учитель, и то на четыре и пять не знаю!

Математикой наше общение с ним не ограничивалось. Александр Исаевич ходил с нами в походы, учил ориентироваться на местности. К нему можно было за любым советом подойти. Мог ответить на любой вопрос по любому предмету. В кружки Александр Исаевич нас записывал. Очень любил нас фотографировать. Когда уезжал наш любимый учитель из Мезиновского, с нами, учениками, тепло прощался!

Учитель

О  творчестве Солженицына можно говорить бесконечно, настолько оно многогранно. «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное колесо» - эти и многие другие произведения Солженицына издаются сейчас в России и за рубежом многомиллионными тиражами.

 А теперь давайте проверим, насколько  мы  хорошо знаем творчество Солженицына.

Вопрос первый:

1.После выхода одного за другим 3-х рассказов Солженицына К.Чуковский в те дни заметил: "У Льва Толстого и Чехова есть достойный продолжатель”. Когда это было, что это за рассказы; где и кто их опубликовал? (к. 1962 – н. 1963; "Один день Ивана Денисовича”, "Матренин двор”, "Случай на станции Кочетовка”, в журнале "Новый мир”, редактором которого был А.Т.Твардовский)

  1. О каком рассказе Александра Исаевича эти слова: "Он из рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса”. ("Матрёнин двор”)

3.Продолжите: Кошка была немолода, а главное - …” (колченога)

4.Продолжите: "У Матрёны было верное средство вернуть себе расположение духа - …” (работа)

5.Продолжите: "Боялась она пожара, боялась молоньи, а больше всего, почему-то - …” (поезда)

6.Где нашла смерть Матрёна? (на переезде)

  1.  Какой из рассказов Солженицына первоначально назывался

а) "Не стоит село без праведников”

б) "Щ – 854”

(а – "Матренин двор”, б – "Один день Ивана Денисовича”)

 8.О каком рассказе Александра Исаевича эти слова: "Он из рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса”. ("Матрёнин двор”)

     2-ой ведущий.  

         Последние годы жизни Александр Исаевич провёл в Москве и на подмосковной даче, продолжал заниматься творческой деятельностью. Вместе с женой Натальей работал над подготовкой и изданием 30-томного собрания сочинений.

В 2006 году Солженицын был награждён Государственной премией Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности. 12 июня 2007 года президент Владимир Путин посетил Солженицына и поздравил его с присуждением Государственной премии.

     

     1-ый ведущий. Александр Исаевич Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90-м году жизни, в своем доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила от острой сердечной недостаточности.

     Заупокойную литургию и отпевание 6 августа 2008 года в Большом соборе московского Донского монастыря совершил архиепископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), викарий Московской епархии. В тот же день его прах был предан земле в некрополе Донского монастыря.

     Звучит Концерт для виолончели и оркестра № 2 А. Глазунова.

      Зажигаются свечи. 1-ый чтец читает стихотворение А. И. Солженицына «Молитва»:

Как легко мне жить с Тобой, Господи!

  Как легко мне верить в Тебя!..

  Ты снисылаешь мне ясную уверенность,

  что Ты есть

  и что Ты позаботишься,

  чтобы не все пути добра были закрыты...

 

     Учитель. Александр Исаевич и для современников, и для потомков останется образцом внутренней свободы и человеческого достоинства.

    

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно- музыкальная композиция ко Дню Матери "Самый близкий человек "

Цель воспитательного мероприятия "Самый близкий человек": Поддержка доброжелательных и ответственных отношений в семье, любви к близким и родным людям....

Классный час "Великий информатор, великий человек.."

Классный час посвящен П.А.Столыпину. В материале представлены основные факты биографии, политической деятельности....

Литературно-театральный вечер (сценарий) по И.С. Тургеневу «Он был человеком – самым человечным человеком…»

ЦЕЛИ1. Дидактические: формирование системы знаний о биографии Тургенева; развитие познавательной активности. 2. Развивающие: развитие мышления, воображения; развитие мировоззрения, памяти; эстети...

Литературный вечер "О Великой победе в Великой войне"

Литературный вечер "О Великой победе в Великой войне"...

Уроки о Великой Отечественной Войне на английском языке. Образовательный проект "Самый важный человек. Урок памяти". Методическая разработка.

Урок о войне, песня о войне, сценка о войне, грамматические упражнения с военной тематикой. Описание цикла уроков английского языка для 8 класса общеобразовательных школ по программе "Спотлайт&qu...

Литературный вечер «О Великой победе в Великой войне».

Литературный вечер «О Великой победе в Великой войне»....