Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ- 2014 г.
консультация по теме

Юрченко Елена Фёдоровна

Выступление на родительском собрании по выбору модуля курса ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vybor_modulya.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

С 2012 года в 4-х классах всех общеобразовательных учреждений в Российской Федерации преподается комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Главная цель введения данного комплексного учебного курса —воспитание детей в школе с учётом культурных особенностей и потребностей семьи учащегося и самого ребёнка. Повсеместному введению курса с 2012 года предшествовала его успешная двухлетняя апробация в 2009-2011 гг. в 21 регионе России. В московской системе образования курс успешно преподаётся с 2012 года. Курс имеет предметно-модульную структуру и состоит из шести отдельных учебных модулей по выбору семьи учащегося, ориентированных на запросы основных мировоззренческих групп, народов России в современном российском обществе.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.

Согласно решениям органов государственной власти Российской Федерации (поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и др. и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации введено преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», состоящего из шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна. Особенностью преподавания основ религиозных культур и светской этики в школах России является то, что делается акцент на запросы и потребности социокультурных групп в российского общества. Поэтому, особую актуальность приобретает задача обеспечения в образовательном учреждении свободного, добровольного информированного выбора родителями несовершеннолетнего школьника модуля для изучения их ребёнком.

Этот выбор осуществляется в соответствии с семейными и общественными духовными ценностями, направленными на получение учащимися знаний об основах духовно – нравственной культуры народов России, об исторических и культурных традициях мировых религий.

Выбор осуществляется родителями в соответствии с Федеральным  Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, вступившем в силу с 1 сентября 2013 г.

1.Курс ОРКСЭ является обязательным в 4 классе, его изучение введено во всех общеобразовательных учреждениях Российской Федерации с 1 сентября 2012 г., 1 час в неделю.

2. Родителям необходимо выбрать только один модуль.

3. Курс ОРКСЭ вводится в учебный процесс за счёт часов школьного компонента, что не приведёт к уменьшению обязательного количества уроков по другим предметам, установленного федеральным базисным учебным планом, а также к увеличению общей учебной нагрузки школьников.

4. В учебном процессе образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, используются только учебники, включённые в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В настоящее время по разным модулям ОРКСЭ подготовлено уже много учебников, основные учебные комплекты представлены книгами ведущих российских учебных издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово».

5. Преподавать модули курса ОРКСЭ любые педагоги в школе (прежде всего, учителя-предметники по гуманитарным дисциплинам и учителя начальных классов), выражающие желание преподавать и успешно прошедшие соответствующую подготовку. Православные священники к преподаванию ОРКСЭ не привлекаются.

В то же время учитель может взаимодействовать со служителями культа, консультироваться у них, пригласить священника на отдельный урок или провести мероприятие в школе с его участием, если это целесообразно для достижения лучших учебных и воспитательных результатов. Такие встречи во внеурочное время, например в форме экскурсии в ближайший храм, могут проводиться с участием родителей учащихся, а также в качестве дополнительных, внеурочных занятий по курсу ОРКСЭ при желании школьников и также с согласия родителей.

1. Зачем вводится данный курс?

Существуют моральные и социальные причины. Прежде всего - это те изменения, которые произошли в современном обществе за последние годы: рост социальной напряженности, падение культуры и нравственности, несоблюдение правил общественного поведения, рост безнравственности и жестокости, недостаток гражданского, патриотического самосознания, снижение ценности труда, науки, творчества и образования, снижение физического, социального и психического здоровья населения, рост национализма при усилении миграционных процессов. Растет межнациональное разобщение молодежи. Это то, что является реалиями нашей жизни сегодня. Эти изменения ставят новые задачи перед школой, которая по - прежнему выполняет не только образовательную, но и воспитательную функции. Сегодня совершенно очевидно, что человек, вступающий во взрослую жизнь, должен владеть не только набором определённых знаний - это важно!, но, наверное, ещё более весомым является способность отвечать за свои действия и поступки, уважать закон и справедливость, окружающих людей, неукоснительно соблюдать принятые в обществе правила нормального поведения.

Курс ОРКСЭ - это курс воспитательной направленности.

Общая педагогическая цель школы – воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России (эта цель закреплена ФГОС).

Цель предмета ОРКСЭ - формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Задачи:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс содержит:

  • четыре модуля по основам традиционных религиозных культур народов России: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры»;
  • модуль «Основы мировых религиозных культур» направлен на ознакомление учащихся с историей и культурой основных религий, традиционных для народов Российской Федерации.
  • модуль «Основы светской этики» предусматривает изучение и освоение общепринятых в нашей стране норм светской или гражданской этики.

2. Почему именно в 4 классе?

Начнем с того, что это очень сложный период в жизни ребенка по разным причинам. 11-13 лет - возраст, когда происходит выраженное формирование моральных и нравственных ценностей ребёнка. Возраст, когда ещё существует возможность доверительного общения между ребёнком  и родителями, ребёнком и учителем, так называемы «пластелиновый возраст», когда можно и нужно грамотно и правильно направить, «слепить» маленького человека.

Итак, учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», включает 6 модулей: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. Родители (законные представители) школьников могут выбрать ОДИН из модулей для обучения своего ребенка.

Содержательная часть: Курс ОРКСЭ носит светский характер - у всех модулей единая методическая и методологическая основа, преподавать его может учитель, прошедший специальную подготовку. Данный принцип является один из основополагающих принципов в политике российского государства в сфере образования. Он зафиксирован в Конституции РФ и ряде федеральных законов Российской Федерации. Его суть состоит в том, что государственная и муниципальная системы образования и воспитания не преследуют цели формирования того или иного отношения к религии. Светский характер образования предполагает недопустимость в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обучения учащихся религии. Это означает, что в школе недопустимо религиозное или атеистическое воспитание в любых формах. Следует подчеркнуть, что светский характер образования не есть атеизм: атеистическая пропаганда в государственных и муниципальных школах, как и религиозная пропаганда должны быть исключены. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений. Говоря об исламе, христианстве или буддизме, мы не изучаем тесты молитв или обряды, мы говорим о роли той или иной религии в истории, культуре и современной жизни человечества и отдельных стран и народов. Эти знания необходимы образованному человеку для достижения высокого уровня культуры, широты кругозора, полноты усвоения духовно-нравственных ценностей, накопленных человечеством, в том числе принципов мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости.

Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской КУЛЬТУРЫ, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы и вопросы светской этики, с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес.

В основные задачи курса входит: формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры, воспитание толерантности, развитие способности самоопределения, осознанного выбора мировоззрения.

Данная задача решается путем включения в каждый модуль материалов по истории России и мира, литературе, музыки, живописи и изобразительному искусству, фрагменты биографий известных людей.

Организационное и методическое обеспечение:

Курс будет преподаваться 1 час (урок) в неделю (34 часа), за счет часов, предусмотренных на региональный компонент. Время, отведенное на основные школьные предметы, не затрагивается.

Учитывая возрастные возможности школьников 10-11-летнего возраста, учебные пособия по курсу нацелены на коммуникацию учеников, способствуя тем самым обмену мнениями, будут включать обширный иллюстративный материал, в том числе мультимедийные интерактивные материалы.

Таким образом, курс ОРКСЭ должен содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру; способствовать формированию широкого кругозора и осознанного нравственного мировоззрения граждан, что определяется в качестве основных задач содержания образования в законодательстве России.

Изучение данных предметов (модулей) направлено на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, формирование их мировоззрения и нравственной культуры на основе духовно-нравственных ценностей народов России, традиционных российских религий или на нерелигиозной мировоззренческой основе. В связи с этим выбор для изучения школьником основ определенной религиозной культуры, мировых религиозных культур, основ светской этики осуществляется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего учащегося, несущими по законодательству ответственность за его воспитание. При этом вы можете посоветоваться с ребенком, и учесть его личное мнение, если оно имеется.

Первые четыре предмета (модуля) ориентированы на запросы последователей соответствующих религий — православного христианства, ислама, буддизма, иудаизма и дают возможность изучения религиозной культуры, духовно-нравственного воспитания ребенка на основе соответствующих религиозных ценностей и традиций. Остальные два ориентированы на нерелигиозную часть общества. Один из них направлен на расширение знаний школьников о религии на основе нерелигиозных, неконфессиональных подходов. Другой по основам светской этики реализует нравственное воспитание ребенка на основе нерелигиозной этики и морали.

Все указанные предметы (модули) включаются в основную, обязательную часть школьной программы, поэтому отказ от изучения любого из предлагаемых предметов (модулей) по выбору не допускается.


Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

Совет 1. Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.

Новый предмет – хорошо продуманная педагогическая система. Ее задача – создание условий для духовно-нравственного развития школьника. Воспитание учащегося в школе будет осуществляться на уроках (средствами учебного содержания, через диалоги учителя и ученика, учеников друг с другом), в творческой деятельности (подготовка обучающимися итоговых творческих заданий), во внеучебной деятельности (проведение праздника накануне Дня народного единства). В воспитании ребенка, особенно в нравственном воспитании, обращенном непосредственно к ценностям, идеалам, духовным приоритетам исключительно важную роль играют родители. Самоустранение родителей из процесса нравственного воспитания учащихся, который сегодня впервые за много лет начинается в школе, сделает этот процесс малопродуктивным. На уроках педагоги будут беседовать с ребенком о нравственности, но если родители не проявляют интереса к духовности, моральным нормам общественно приемлемого поведения, не определяют для ребенка родительскую нравственную позицию, то все сказанное в школе не будет иметь для него особого значения. Новый, нравственно-ориентированный предмет открывает перед родителями дополнительные возможности для укрепления и развития отношений с ребенком. В младшем подростковом возрасте, когда ребенок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нем, он особенно нуждается в духовной связи с взрослым, родным для него человеком.


Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

Современные родители мало говорят со своими детьми. В среднем мать разговаривает с ребенком 11 минут в сутки, отец – еще меньше. Родители обеспечивают семью, решают производственные и домашние проблемы, устают после работы. Все так. Но есть еще одна причина, затрудняющая речевое общение детей и родителей, – недостаточно между ними общих тем, мало содержания для прямого личностного общения. Новый предмет позволяет заметно расширить содержание речевого общения родителей и детей, благодаря своему нравственно-ориентированному характеру. Родителям сложно общаться с детьми на темы решения математических задач или правильного выполнения упражнений на уроках физкультуры. Но у каждого взрослого человека есть уникальный опыт жизни, собственная жизненная история, знание добра и зла. Нравственные уроки жизни человека, народа и человечества как раз и составляют основное содержание нового предмета. 4Уделите время ребенку. Задайте ребенку несколько вопросов. Пусть он говорит, высказывается, раскрывает себя в вопросах духовности и нравственности. Пусть он видит, что это важно для Вас. Говорите и Вы с ним о жизни, о людях, об отношениях между людьми. Говорите как можно больше.

Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

Диалог – это доброжелательное, содержательно-наполненное общение знающих людей, направленное на достижение важного для них результата. Чтобы диалог состоялся, собеседники должны занимать разные позиции и, вместе с тем, стремиться услышать и понять друг друга. Для диалога между родителями и детьми есть все необходимые условия: они внимательны друг к другу, один понимает другого с полуслова, их общение направлено на решение общих проблем. Изучение детьми предмета «Основы религиозных культур и светской этики» расширяет содержание диалогического общения в семье: ребенок владеет знаниями о духовности и нравственности, усвоенными в школе, родитель – собственным жизненным опытом и известным ему опытом других людей. Чтобы сделать диалог более продуктивным, воспользуйтесь следующими простыми педагогическими правилами. Всегда сохраняйте доброжелательность к каждому детскому слову. Задавайте ребенку дополнительные вопросы. Иногда не соглашайтесь с ним. Высказывайте иную точку зрения. Время от времени ставьте под сомнение не только отдельные слова и мысли ребенка, но и собственные высказывания. Диалог – это игра двух умных, благожелательно настроенных друг к другу людей. Играйте с Вашим умным ребенком.

Если простая игра складывается, пробуйте ее усложнить. Содержание разных модулей отчасти согласовано по ценностям: Отечество, культура, семья, человек, общество и др. Приобретите дополнительно или ксерокопируйте в школьной библиотеке для себя еще один учебник по новому предмету. Познакомьтесь с его содержанием. И Вы сможете вступить в диалог с ребенком уже не только как родитель, за плечами которого большой жизненный опыт, но и как представитель другого мировоззрения. Например, Ваш ребенок изучает модуль «Основы светской этики», а Вы знакомы с содержанием учебника по модулю «Основы буддийской культуры». Это даст Вам возможность вместе с ребенком обсуждать мировоззренческие вопросы с разных точек зрения. Такой диалог очень продуктивен, но он требует от родителя подготовки. Не жалейте сил и времени для Вашего ребенка, учитесь вместе с ним.

Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

Деление учащихся одного класса на группы, изучающие разные модули, сопряжено с некоторыми рисками. Подростки очень восприимчивы к групповой идентичности, они легко образуют различные подростковые группы, в которых не допускают «чужих». Разработчики предмета сделали все, чтобы исключить возможность межгрупповых конфликтов. Учителя будут воспитывать школьников в духе толерантности, доброжелательности, уважения к человеку, чьи взгляды отличаются от их собственных. Но многое зависит и от родителей.

Не допускайте резких оценок, категоричных высказываний в адрес представителей различных конфессий или людей, не ориентированных ни на какую религию. Насторожитесь, если это делает ребенок. За этим скрывается большая нравственная проблема. Недоброжелательное высказывание человека в чей-либо адрес всегда свидетельствует о недостатке любви, доброты, сердечности в нем самом. Человек начинает терять моральное равновесие, склоняется к злу.

Если это происходит с Вашим ребенком, поговорите с ним. Обсудите эту проблему с классным руководителем. Вместе выясните причину и устраните ее.

Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.

Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый предмет, им же и завершается. Если этот вопрос, поставленный на первом уроке учителем перед всем классом, на последнем уроке ученик осознанно ставит перед собой, значит, он учился не зря. Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, часто не хватает целой жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребенок, спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.

И, все же, для чего нужны моральные нормы?

Своего ребенка, особенно, если он еще мал, Вы учите простым правилам безопасного поведения: нельзя трогать горячий утюг, выходить на улицу раздетым в холодную погоду, садиться за стол с грязными руками и т.д. Почему нельзя? Потому что такие действия приведут к ожогам, болезням, будут иметь плохие для физического здоровья последствия. Здесь все понятно, и мы знаем, как уберечь ребенка от поступков, которые могут причинить ему вред. Но здоровье человека – это состояние, которое зависит не только от его тела. Есть душевное здоровье, называемое также духовным, психологическим. Есть социальное здоровье, определяемое характером отношений человека в коллективе, обществе. Слово обладает огромной силой психологического воздействия на человека. Справедливо говорят, что доброе слово способно лечить, а злое - убивать. Личность человека живет в пространстве языка и общественных отношений. Отношения с другими людьми, которые складываются у ребенка в школе, у взрослого в семье и трудовом коллективе, определяют состояние его социального здоровья. О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

Нравственный человек ведет безопасный для окружающих и себя образ жизни. Он не причиняет зла другим и, тем самым, не вызывает негативное поведение других по отношению к себе. Нравственный человек способен к созиданию, потому что в мире творит только любовь. Нравственный человек не знает смерти: его душа обретает вечную жизнь (таков религиозный взгляд), а его личность живет в сознании тех, кого он любил, и кто продолжает любить его. Нравственный человек по-настоящему счастлив, потому что он здоров, любит и любим, питается от честных трудов своих и живет долго.

Будьте счастливы, и пусть будут счастливыми Ваши дети!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ».

С 1 сентября ученики четвертых классов начнут изучать новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Основная цель этого курса – возвращение духовно - нравственных ценностей в си...

Специфика воспитательных возможностей модулей курса ОРКСЭ

В данном докладе на педагогическом совете рассматривается важность нового курса ОРКСЭ в воспитании нравственности подрастающего поколения. В этом важном процессе огромную роль играет опыт, накопленный...

Выступление на родительском собрании по выбру модуля ОРКСЭ 16 марта 2017 года.

Выступление на родительском собрании по выбору модуля ОРКСЭ....

Выступление на родительском собрании (3 класс) предмет ОРКСЭ

Выступление на родительском собрании (3 класс)предмет ОРКСЭ...

Презентация для родительского собрания по выбору модуля Основы религиозной культуры и светской этики.

Презентацию можно использовать на собрании по выбору модуля Основ православной культуры....

Методическая разработка выступления на родительском собрании для родителей обучающихся 1 курса на тему "Адаптация студентов 1 курса"

В методической разработке представлена информация об особенностях адаптации студентов к учебному процессу в колледже, к специфике обучения в учреждениях среднего профессионального образования, даны ре...