Цикл сценариев классных часов для 5 класса по духовно-нравственному воспитанию
план-конспект занятия (5 класс) по теме

Синягина Светлана Альбертовна

Классные часы разработаны в рамках программы  "Духовно-нравственное воспитание школьника" и охватывают основные ценности человека: любовь к семье, взаимоотношения людей, нравственные качества: доброту, милосердие, скромность. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   С.А. Синягина

«Доброе братство милее богатства» (о взаимоотношениях детей)

(классный час для учащихся 6 класса)

Цель:

Воспитание  добрых отношений детей друг к другу.

Задачи: 

1.Познакомить школьников с разными понятиями «брат» и «сестра», понятиями «духовные братья», «крестные братья».

2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к родственникам.

3.Воспитывать потребность в проявлении любви к близким.

Оборудование: 

Выставка детских рисунков на тему «Мой брат и сестра»; портреты А.С.Пушкина и его лицейских друзей; рассказ И. Мосина «Муравьиный урок» (для каждого ученика); аудиозапись песни «Ты да я да мы с тобой» из к/ф «Тихие троечники» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского).

Ключевые понятия:

Брат, сестра, духовные братья, крестные братья, взаимопонимание, взаимопомощь.

Определения ключевых понятий:

Брат – 1. Сын тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. 2. Человек, близкий другому по духу, по деятельности, вообще кто-нибудь близкий. 3. Братья во Христе – христиане.

Сестра – 1. Дочь тех же родителей или одного их них по отношению к другим их детям. 2. Единомышленница, товарищ в каком-нибудь общем деле.

Крестные братья – окрещенные при участии одной крестной матери или крестного отца.

Взаимопонимание – взаимное понимание и согласие.

Взаимопомощь – взаимная помощь, помощь друг другу.

 (Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

                                      Ход занятия

     1. Вступительная часть

«Любовь братская – союз христианский», - так говорили на Руси. «Братская любовь пуще (лучше) каменных стен», - звучит пословица русского народа. Что же это такое – братская любовь? Каждый ли человек, имеющий брата или сестру, может похвастаться добрыми отношениями в семье, которые дороже любого богатства на Земле?

  1. Основная часть

Пословицы и поговорки о братьях и сестрах, о добрых отношениях между людьми (называют школьники). 

Примеры пословиц:

1. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

2.Доброе братство милее богатства.

3. Старый друг лучше новых двух.

4. Друзья прямые – братья родные.

5. Друг и брат  великое дело: не скоро добудешь.

6. Любовь братская – союз христианский.

7. Братская любовь пуще (лучше) каменных стен.

Вопросы:

-Почему так часто в русском фольклоре встречается упоминание о братьях и сестрах?

-Только ли о родственниках идет речь в них? (Нет. Часто слово «брат» звучит относительно неодушевленных предметов. Например: четыре братца под одной крышей живут (стол); Два братца пошли в море купаться (ведра и коромысло) и т.д.)

-Какие отношения связывают братьев и сестер? Приведите примеры из русских народных сказок. (Добрые отношения, любовь друг к другу, взаимовыручка: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», зависть, злорадство, способность на предательство: «Сивка-бурка», «Хаврошечка».)

- Почему по-разному русский народ повествует о родственных связях между братьями и сестрами?

 

Работа со словами «брат», «сестра». Разные смысловые значения слов.

Беседа о духовном родстве между членами одной семьи на основе книги для чтения Артемия Владимирова «Учебник жизни».                                          

Дружба, подлинная и выверенная временем, - несомненно, дар Божий. И тот, кто не имеет настоящих друзей, должен молиться о даровании их. Нелегко сказать, что делает людей друзьями, но, думаю, только тот дружеский союз будет крепким, который основывается на духовном единомыслии. Если у двух или у трех совершенно разные понятия о жизни, один верит в Бога и непреложность Его заповедей, а другой само слово «Бог» пишет с маленькой буквы, третьему же все безразлично, то не уподобятся ли они лебедю, раку и щуке из басни Ивана Андреевича Крылова?

      Вопросы:

- Согласны ли вы со словами «Жизнь, может быть, оттого так прекрасна, что в ней есть место дружбе»? Приведите примеры из жизни людей, для которых дружба  была превыше всего.

- Как вы понимаете слова из Евангелия: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»? (Готовность жертвенного служения близким по духу людям.)

Инсценировка сказки «Дружные братья» (участвуют три ученика).

В одном царстве давным-давно жили два дружных брата. Хотя их дома находились  по разные стороны горы, они жили дружно, в полном согласии, помогая друг другу.

Однажды осенью братья собрали урожай и поделили все поровну.

В ту ночь старший подумал: «Мы делили урожай пополам, но это неправильно, брат только начал обзаводиться хозяйством, ему нужно больше, чем мне».

Встал старший брат и ночью отнес младшему мешок своего зерна.

А в это время младший брат тоже лежит и думает: «нет, мы неправильно поделили урожай. У брата большая семья, и он старше меня, ему нужно больше, чем мне».

Под утро младший также украдкой отнес мешок зерна старшему. Утром братья заглянули в свои амбары и удивились: «Как это так случилось? Помню, вчера мешок зерна отнес брату, а зерна не убавилось». Они по несколько раз пересчитывали мешки и удивлялись: «Ну и чудеса…»

Как только наступила ночь, старший брат и младший, каждый, водрузив на спину по мешку зерна, вышли из дома навстречу друг другу.

Полная луна ярко освещала горку, и здесь у сосны встретились оба брата. Начал спрашивать старший:

 -А, это ты, куда так поздно?

 Младший сказал:

 -А, это вы, а вы куда?

 Они подумали и вдруг поняли, в чем дело. А после этого полюбили друг друга еще больше.

Вопросы:

-Какие отношения связывали братьев?

-Почему они помогали друг другу тайно?

-Чему можно поучиться у героев китайской народной сказки?

Работа со словами «взаимопонимание», «взаимопомощь», «братство», «духовное братство».

Рассказ о лицейских друзьях А.С. Пушкина: А. Дельвиге, И. Пущине, В. Кюхельбекере (на выбор школьников).

Вопросы:

-Можно ли назвать друзей А.С.Пушкина духовными братьями поэта?

- Кого вы можете назвать своими духовными братьями?

- Кто такие «крестные братья»? Есть ли у вас крестные братья и сестры?

Работа со словом «крестные братья».

Рассказ о «муравьиных братьях» в семье Л.Н. Толстого (рассказ ученика).

        В последние годы жизни Толстой неоднократно высказывал просьбу похоронить его в лесу Старом Заказе, на краю оврага, на «месте зеленой палочки». Легенду о зеленой палочке Толстой услышал в детстве от своего любимого брата Николая. Когда Николаю было 12 лет, он объявил семье о великой тайне. Стоит раскрыть ее, и никто больше не умрет, не станет войн и болезней, и люди будут «муравейными братьями». Остается лишь найти зеленую палочку, зарытую на краю оврага. На ней тайна и записана. Дети Толстые играли в «муравейных братьев», усаживаясь под кресла, завешанные платками; сидя все вместе в тесноте, они чувствовали, что им хорошо вместе «под одной крышей», потому что они любят друг друга. И они мечтали о «муравейном братстве» для всех людей. Уже старым человеком Толстой напишет: «Очень, очень хорошо это было, и я благодарю бога, что мог играть в это. Мы называли это игрой, а между тем все на свете игра, кроме этого». К мысли о всеобщем счастье и любви Л. Н. Толстой возвращался и в художественном творчестве, и в философских трактатах, и в публицистических статьях.

Историю о зеленой палочке Толстой вспоминает и в первом варианте своего завещания: «Чтобы никаких обрядов не производили при закопании в землю моего тела; деревянный гроб, и кто захочет, свезет или снесет в лес Старый Заказ, напротив оврага, на место зеленой палочки».

Вопросы:

- Откуда такое название взял Николенька и почему именно «муравьиным» он называет братство?

- Почему детская история о зеленой палочке, придуманная младшим братом Николенькой, так волновала всю жизнь Л.Н.Толстого?

Чтение рассказа И. Мосина «Муравьиный урок» (текст перед глазами школьников).

Однажды старый знакомый рассказал мне историю про муравья, попавшего в беду. Признаться, я просто не поверил. Конечно, чего не бывает на белом свете, но чтобы такое!.. И все же история эта не входила у меня из головы: а вдруг все правда? И вот в один субботний день взял я сынишку, налил в аптечный пузырек яблочного сиропа, и пошли мы в лес.

На краю светлой брусничной полянки нашли огромный, похожий на пятиведерный самовар, муравейник. Утрамбовали рядом небольшую площадку размером с консервную крышку, залили ее сиропом и затаились. Ждать пришлось недолго. Через минуту-другую появился черный усатый мураш. Он несколько раз обежал вокруг сиропной лужицы, затем смело ринулся в самую гущу.

Э-э, не тут-то было. Сироп густой, и бедняга, трепыхнувшись несколько раз, начал увязать в него все глубже и глубже. Нам было жалко храбреца, но мы терпеливо ждали, что же будет дальше?

Через некоторое время к сиропным берегам подбежал еще один муравей. Повертелся, заметил попавшего в беду товарища и минуты полторы что-то соображал. Затем осторожно макнул лапку в сироп, но не полез в него, а быстро уполз. Спустя некоторое время к сиропной площадке направилась целая ватага мурашей. Они внимательно оглядели место происшествия, потом образовали круг, словно хоккеисты перед матчем, и тут-то началось самое удивительное.

 Один смельчак шагнул в сироп. Другой по его спинке продвинулся еще дальше, а третий добрался по этому живому мостику к попавшему в беду товарищу и вцепился в него. Все муравьи держали друг друга за лапки. А те, что остались на берегу сиропного озерца. Стали дружно вытягивать цепочку и тянуть друг дружку совсем, как в сказке: дедка за репку, бабка за дедку…

Скоро вся компания осталась на твердой земле.

- А здорово они вытащили его! – удивился сынишка.

Я улыбнулся ему:

 - Муравьи живут по поговорке: «Сам погибай, а товарища выручай».

 Про себя же подумал: «Хорошо бы, и мой сын этот муравьиный урок на всю жизнь запомнил».

Вопросы:

- Почему рассказ называется «Муравьиный урок»?

- Почему отец не стал сыну растолковывать смысл этого урока?

- Были ли вы участниками подобных ситуаций, и как взаимовыручка помогала вам в жизни?

  1. Заключительная часть

      Песня «Ты да я да мы с тобой» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского) (исполняют школьники).

Действительно, если б жили все в одиночку, то давным-давно на кусочки развалилась бы, наверное, Земля! Живите дружно в семье, в классе, не забывайте, что мы все братья и сестры, дочери и сыновья, и пока существует взаимопонимание и взаимопомощь между людьми, есть надежда на то, что в мире будет доброта и справедливость.  

Литература

1. Акутина Н.Г.О духовно-нравственном воспитании младших школьников. // Начальная школа.-    2005.

2. Владимиров А. Учебник жизни. / Артемий Владимиров.- М.: Дрофа,  2001.

3. Каменева Е. Жить должно по законам нравственности: Час общения классного руководителя с классом // Сельская школа. – 2007. - №2. – С.25

4.Спутник классного руководителя. 5-7 классы / авт.-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2007.



Предварительный просмотр:

С.А. Синягина

«Всё тайное становится явным»

(классный час для 5 класса)

Цель:

Воспитание добрых отношений между детьми, основанных на правдивости и честности.

Задачи:

1.Познакомить детей с понятиями «правда», «честность», «ложь».

2.Способствовать воспитанию в детях честности и правдивости.

3.Воспитывать потребность отвечать за свои поступки самому, быть нетерпимым ко всякой лжи.

Оборудование:

Плакаты с пословицами и поговорками о правде и лжи; фрагмент видеофильма «Софи» (реж. И. Литвак); аудиозапись песни «О дружбе» (сл. Г. Поженяна, муз. А. Петрова).

Ключевые понятия:

Правда, ложь, обида, недоверие.

Определение ключевых понятий:

Правда – то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – намеренное искажение истины, неправда.

Обида – несправедливо причиненное огорчение, оскорбление.

Недоверие – сомнение в правдивости, подозрительность, отсутствие доверия.

 (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

Ход занятия

  1. Вступительная часть

Как часто в жизни мы слышим фразы: «Ты сказал правду?», «Он не обманул тебя?», «Говори честно, не лги!» Наверное, мы никогда не услышали бы этих слов, если бы свято выполняли Ветхозаветную заповедь о том, что нельзя лгать и обманывать. К сожалению, каждый из нас когда-либо говорил неправду.

    - Что  такое ложь? Чем так страшна ложь и что в человеке можно противопоставить лжи, чтобы от нее защититься? Ответим на эти сложные вопросы друг другу и самому себе.

  1. Основная часть

          Издавна на Руси люди относились с презрением к тем, кто лжет, называли их лгунами, а честность и правдивость в человеке ценили,  правдолюбцев уважали и относились к ним с почтением. Людей, живущих праведной жизнью, живущих по законам нравственности, называли праведниками. Вот почему много пословиц и поговорок о правде и лжи родилось в русском народе, и на каждый случай есть меткое словцо у русского человека.

Работа с пословицами о правде и лжи.

  1. Правда дороже золота.
  2. Дороги твои сорок соболей, а на правду и цены нет.
  3. Всякая неправда - грех.
  4. Без правды не житье, а вытье.
  5. Кто за правду горой, тот герой.
  6. Хлеб-соль кушай, а правду слушай!
  7. Кто правды ищет, того Бог сыщет.

Работа со словами «ложь», «правда». Подбор синонимов к словам, их осмысление:

Правда – истина; неправда – ложь, кривда.

Вопросы:

- Чем же так опасна ложь для человека?

- Какие люди привлекают вас в жизни: правдолюбцы или лгуны?

 Ложь опасна своими последствиями. Лгунов не уважают люди не только потому, что на них нельзя надеяться в трудную минуту, что они подведут, но и потому, что они могут стать причиной больших бед для человека, иногда даже трагических последствий. Страшнее всего то, что человек привыкает лгать, не замечая, что ложь становится  его сущностью. В русском народе сложилась пословица: «Как веревочка ни вьется, а конец всегда найдется».

Просмотр фрагмента «Разбитая ваза» из видеофильма «Софи».

Вопросы:

- Прав ли был Коленька, сказав дедушке о том, что его любимую вазу разбила Софи?

- Почему огорчилась Софи?

- Можно ли назвать мальчика честным человеком?

- Как исправился Коленька?

Люди, подверженные таким грехам, как ложь, становятся и сами подозрительными по отношению к другим, считая окружающих такими же грешниками. Своей подозрительностью, недоверием они наносят обиду близким.

Работа со словами «обида», «недоверие».

Рассказ В. Сухомлинского «Оксаны в хате уже не было» (читает учитель).

Молодая женщина Марина сидела у стола и вышивала. На столе перед ней лежали нитки, иголки. Среди стола – деньги, рублей двадцать.

К Марине пришла ее соседка Оксана – тоже молодая женщина. Их хаты стояли рядом, и дети учились в одной школе.

Оксана попросила у соседки нож для резки капусты. Нож был в погребе. Марина положила на стол шитье и сказала:

- Сейчас пойду в погреб, найду нож.

Она взяла со стола деньги, зажала их в руке и ушла за ножом.

Вернулась через минуту. В левой руке у нее был большой нож, которым в селе осенью секут капусту, чтобы сложить ее в бочку.

Оксаны в хате уже не было. Марина стояла, потупив глаза. Тяжелыми, медленными шагами она подошла к столу, села на стул, облокотилась. Из ее правой сжатой руки на стол выпали деньги.

Вопросы:

- Почему Оксана не дождалась возвращения соседки?

- Поняла ли Марина, какую обиду нанесла она Оксане своим недоверием к ней?

- Сталкивались ли вы в жизни со случаями недоверия к вам?

- Всегда ли вы доверяете своим друзьям?

  1. Заключительная часть

Настоящая дружба строится на доверии, честности. Ложь и недоверие подрывают добрые и хорошие отношения людей. Но, чтобы  найти настоящего друга, мало  знать эти истины и искать их в других, надо и самому быть честным и правдивым, требовательным к себе.

Звучит аудиозапись песни  «О дружбе» (сл. Г. Поженяна, муз. А. Петрова).

Литература

  1. Алексеева Р.П. Воспитательная программа «Я? Я… Я – гражданин

России».// http://festival.1september.ru/articles/505328/

2.  Маленкова Л.И.Я – человек! Москва, 1996.

3.  Никитина И.В. Классный час «Правда и ложь».//  http://21413s24.edusite.ru/p63aa1.html



Предварительный просмотр:

                                                                   С.А. Синягина

«Зачем и клад, коль в семье лад».

(cемейный урок в 6  классе)

Цель:

Воспитание  добрых  отношений в семье между детьми и взрослыми.

Задачи: 

1.Познакомить детей с традициями  русской семьи.

2.Способствовать  осознанию  ответственности детей за благополучие в семье; воспитывать потребность в развитии семейных отношений и создании своей семьи в будущем.

3.Воспитывать любовь к близким, терпение и умение прощать.

Оборудование: 

Аудиозапись песен: «Родительский дом» (сл. М. Рябинина, муз. В. Шаинского); «Отчий дом» (сл. А. Дементьева, муз. Е. Мартынова); праздничный стол (самовар, скатерть, вышитое полотенце, каравай); пословицы о семье; презентация «Моя семья».

Ключевые понятия:

Семья, будни, праздники, лад, любовь, терпение, прощение.

Определения ключевых понятий:

Семья – группа живущих вместе близких родственников.

Традиции – то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений.

Будни – не праздничные дни.

Праздники – дни торжества, установленные в честь или в память кого-чего-нибудь.

Лад – согласие, мир, порядок.

Любовь – чувство самоотверженной и глубокой привязанности, сердечного влечения.

Терпение – способность терпеть, т.е. безропотно, стойко что-то переносить.

Прощение – (простить) не поставить в вину чего-то, извинить.

(Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

                                      Ход занятия

  1. Вступительная часть 

Звучит песня «Отчий дом» (сл. А. Дементьева, муз. Е. Мартынова).

«Уголок России – отчий дом», - поется в песне. Сегодня мы поговорим с вами о доме, в котором живем, о семье, в которой растем и воспитываемся, потому что все самое лучшее в человеке воспитывается в семье вместе с мамой, папой, братьями и сестрами.

  1. Основная часть

Представление семей, присутствующих на занятии.

Загадка (читает учитель).

Мы - большущая семья,
Самый младший - это я!
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Глаша, Даша,
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем -
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас, в семье детей? (8)

Вопросы:

-Почему символом семьи всегда являются дети?

-Вспомните известные семьи, в которых было много детей. (Семьи русских писателей, художников.)

-Как вы понимаете значение слова «семья»?

-Расскажите о больших и дружных семьях ваших бабушек и дедушек.

Л.Н. Толстой говорил, что «счастлив тот человек, который счастлив у себя дома». Согласны ли вы со словами Толстого и в чем, по-вашему, рецепт счастья семьи? (Варианты на тему «Счастливая семья- это…»)

         Притча «Ладная семья» (читает учитель).                             

       Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более ста человек насчитывалось в ней. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли  больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

        Дошел слух об этой семье до самого владыки  страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

        Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень был силен в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: «Любовь», «Терпение», «Прощение». И в конце листа: «Сто раз Любовь», «Сто раз Терпение», «Сто раз Прощение». Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Вопросы для обсуждения:

-Согласны ли вы с таким рецептом счастливой семьи?

-Как вы понимаете значение слов «любовь», «терпение», «прощение»?

-Какие еще качества нужны человеку в семье?

-Почему притча называется «Ладная семья»?

Пословицы о семье и любви друг к другу в семье.

1.Где любовь да совет, там и горя нет.

2.Семья сильна, когда над ней крыша одна.

3.Муж без жены что гусь без воды.

4.Краса до венца, а ум до конца.

5.Слепой щенок и тот к матери ползет.

 6.В каждой избушке свои погремушки.

7.Кто родителей почитает, тот вовеки не пропадает.

8.Земля без воды мертва, человек без семьи -  пустоцвет.

9.Согласную семью горе не берет.

10.Семья человеку первую путевку в жизнь дает.

11.В хорошей семье хорошие дети растут.

Значение слова «лад» в пословицах «Зачем и клад, коль в семье лад», «Где мир и лад, там и Божья Благодать». Подбор родственных слов с корнем «лад», их толкование (ладно, ладить, ладушки, лады, ладненько, ладный).

Знакомство с традициями гостеприимства в русской семье (рассказывает ученик).

«В дом пришёл - всех вокруг собрал». Как вы думаете, про какой предмет так говорили? Разумеется, про стол. За столом собиралась вся семья и в будни, и в праздники. Угощение на столе – неотъемлемая часть любого застолья. А уж в Светлое Христово Воскресение на столе всякой всячины:  и куличи медовые, и яйца-крашенки, и пасха творожная. И у каждой хозяйки свой рецепт пирогов да сдобных булочек. Не даром говорится в народе: «Красна изба не углами, а пирогами».

Представление любимого блюда семьи, его истории.

  1. Заключительная часть

       Родные люди… Так называем мы тех, кто всегда рядом: наших родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек. От того, насколько мы умеем ладить с близкими людьми, прощать им, просить прощения за свои поступки, зависит счастье семьи. «Дом – это суверенное царство посреди целого мира… Дом – это место, где должны воцариться  - что бы ни творилось на земле – мир, тишина, радость, любовь, чистота, порядок, благоговение, послушание, традиции, а во всем этом счастье!..» (Д. Бонхеффер)

В семейном кругу мы с вами растём!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи!

Литература

  1. Владимиров А. Учебник жизни [Текст] / Артемий Владимиров.- М.: Дрофа, 2001.
  2. Прудникова Т. Семья как общечеловеческая ценность. // Воспитание школьников. – 2007. - №8.
  3. Скокова Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания. // Начальная школа. -2006. - №11.
  4. Чемекова С. Я не жертвую собой – я люблю! // Воспитание школьников. – 2007. - №8.



Предварительный просмотр:

                                                                     С.А. Синягина

«Если бы можно было рассказать себя...» Мой дневник

(классный час для учащихся 6 класса)

Цель:

Воспитание  уважительных отношений детей друг к другу через познание внутреннего мира человека.

Задачи: 

1.Познакомить детей с правилами ведения дневника, дать представление о самоанализе своих поступков.

2.Способствовать воспитанию уважительного отношения к личности каждого человека.

3.Воспитывать потребность совершать добрые  поступки, извлекать уроки нравственности из любого поступка: и хорошего, и дурного.

Оборудование: 

 Портреты Л.Н. Толстого, А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова; ксерокопии дневниковых записей, фотографии дневников писателей и поэтов; перо и чернильница, листы бумаги на столе для оформления уголка творческого человека.

Ключевые понятия:

Поступок, проступок, анализ, самоанализ.

Определения ключевых понятий:

Поступок – совершенное кем-то действие (хорошее или плохое). Решительное, активное действие в сложных обстоятельствах.

Проступок – поступок, нарушающий правила поведения, провинность.

Анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон.

Самоанализ – анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний.

(Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

                                      Ход занятия

1. Вступительная часть

Стихотворение А. Ахматовой (читает учитель).         

И если дальний путь мне предстоит,

Вот легкий груз,

Который мне под силу с собою взять,

Чтоб в старости, в болезни,

Быть может, в нищете

Припоминать закат неистовый,

И полноту душевных сил,

И прелесть милой жизни.

Что же это за легкий груз, который под силу взять с собой каждому человеку на любом отрезке жизненного пути, груз, помогающий возродить любовь к жизни, дающий силы в минуты уныния? Анна Ахматова пишет о дневнике. О разных дневниках пойдет речь сегодня. На примере дневника Л.Толстого мы попытаемся составить свои рекомендации по ведению дневника.

2.Основная часть

Записи  из дневников Л.Н. Толстого и комментарии к ним. (Сидя за столом, читают два  ученика.)

         Бог один знает, сколько разнообразных, занимательных впечатлений и мыслей, которые возбуждают эти впечатления, проходит в один день. Ежели бы можно было рассказать их так, чтобы сам бы легко читал себя и другие могли читать меня, как и я сам, вышла бы очень поучительная и занимательная книга.

           Так мечтал молодой Толстой; он стремился превратить себя в открытую книгу. Хотя он и подозревал, что “не достало бы чернил на свете написать ее и типографщиков напечатать”, это не помешало ему взяться за дело. Задуманный им в 1851 году полный отчет об одном прожитом дне — “История вчерашнего дня” — остался неоконченным, но на протяжении почти всей жизни, изо дня в день, Толстой писал “историю себя”: он вел дневник. Тома дневников Толстого отражают продолжавшуюся всю его жизнь борьбу с ограничениями возможности самоописания и самопознания, налагаемыми повествовательной формой.

Вопросы:

- Для чего нужен дневник человеку?

- Как может помочь дневник в сложной ситуации нравственного выбора человеку?

Работа со словами «анализ», «самоанализ», «поступок», «проступок».

Вопросы:

-Можно ли читать чужой дневник без разрешения? Почему?

- Что может человек доверить своему дневнику?

-Может ли дневник уберечь человека от плохого поступка?

Записи  из дневников Л.Н. Толстого и комментарии к ним. (Сидя за столом, читают два  ученика.)

        Толстой начал вести дневник  в возрасте восемнадцати лет. Попав в больницу, юноша, огражденный от внешних влияний, намеревался “взойти сам в себя”. В самонаблюдении он руководствовался практической целью, полагая, что с помощью дневника он сможет взять под контроль свою рассеянную жизнь. (В это время Толстому грозило исключение из Казанского университета за неуспеваемость.) Им руководил также и исследовательский интерес — поиски причин поступков во взаимодействии внешних обстоятельств и внутреннего состояния, а также в соотнесенности телесного и духовного. Цели были ясны, чего нельзя было сказать о способе их достижения. Первая трудность: о чем писать? Молодой Толстой заполняет страницы своего дневника пересказом прочитанного. Первая попытка вести дневник на этом и заканчивается.

Вопросы:

-Для какой цели Лев Толстой начинает вести дневник?

-Почему первая попытка становится безуспешной?

        Наряду с дневником в 1847 году Толстой вел “Журнал ежедневных занятий”. Основной его функцией были планирование и учет проведенного времени. Каждая страница журнала была разделена вертикальной чертой на две графы. В одной из них, озаглавленной “Будущее”, Толстой перечислял все то, что он намеревался сделать на следующий день; параллельная графа, озаглавленная “Прошлое”, содержала сделанные днем позже отметки о выполнении плана.

        Другая тетрадь “Журнал для слабостей”- содержала список моральных слабостей, упорядоченных по графам (как, например, “лень”, “лживость”, “нерешительность”, “тщеславие”), в которых Толстой отмечал выказанную в тот или иной день слабость крестиком. Он вел также и бухгалтерскую книгу — отчет о финансовых тратах. В целом, как можно судить по этим документам, состояние нравственного и денежного хозяйства молодого Толстого оставляло желать лучшего. Но больше всего Толстого беспокоила растрата иного капитала — времени.

      Каждая дневниковая запись отсылала к записи, сделанной накануне, которая завершалась подробным расписанием на следующий день (под завтрашней датой). Следующим вечером Толстой обозревал совершенное в течение дня и соотносил потраченное время с составленным накануне планом. Он также обозревал свои поступки, оценивая их по шкале нравственных ценностей. Запись заканчивалась планом действий и расписанием на следующий день. Вот такая запись была типичной:

       «Встал немного поздно и читал, но писать не успел. Приехал Пуаре, стал фехтовать, его не отправил (лень и трусость). Пришел Иванов, с ним слишком долго разговаривал (трусость). Колошин (Сергей) пришел пить водку, его не спровадил (трусость). У Озерова спорил о глупости (привычка спорить) и не говорил о том, что нужно (трусость). У Беклемишева не был (слабость энергии). На гимнастике не прошел по переплету (трусость) и не сделал одной штуки, оттого что больно (нежничество). У Горчакова солгал (ложь). Дома не занимался английским языком (недостаток твердости). У Волконских был неестественен и рассеян,  засиделся до часу (рассеянность и слабость характера).

Вопросы:

- Почему такой дневник становится необходимым молодому писателю?

-Чем помогает в жизни человеку дневник?

Составление рекомендаций по ведению дневника. (Работа в группах.)

  1. Веди записи ежедневно, выполняй их аккуратно, разборчиво.
  2. Старайся проанализировать не только поступки окружающих, но и свои, извлекай уроки нравственности из каждого поступка.

Вопросы:

-Можно ли обойтись без дневника?

- В чем же отличие школьного дневника от личного дневника?

- Какие правила нужно соблюдать при ведении школьного дневника?

Составление рекомендаций по ведению школьного дневника (работа в группах).

  1. Веди записи ежедневно, выполняй их аккуратно, разборчиво.
  2. Домашнее задание записывай строго в дневник на следующий урок.
  3. Планируй завтрашний день, и он не принесет неприятностей.

  1. Заключительная часть

Нужен личный дневник вам или не нужен, наверное, решит каждый самостоятельно, но учиться размышлять над прочитанным или пережитым, ставить цели и отслеживать их выполнение, анализировать поступки необходимо уметь каждому человеку в жизни. Только тот, кто сделал работу над ошибками, не допустит их в будущем. Школьный дневник – «лицо» ученика. Выполняй рекомендации исправно, и тогда дневник принесет тебе только положительные отметки и хорошее настроение.

Литература

  1. Владимиров А. Учебник жизни.- М.: Дрофа, 2001.
  2. Щуркова Н.Е. Система работы классного руководителя в современной школе (часть I – работа с 5-6 классами). // Спутник классного руководителя. -2008. - №4.



Предварительный просмотр:

                                                                   С.А. Синягина

«В музыке только гармония есть»

(музыкальный вечер для учащихся 6 класса)

Цель:

Воспитание  эстетических ценностей школьников через прикосновение к прекрасному.

Задачи: 

1.Познакомить детей с примерами воздействия музыки на человека.

2.Способствовать воспитанию трепетного отношения к музыке.

3.Воспитывать культуру внимательного прослушивания музыкального произведения, формировать интерес к классической музыке.

Оборудование: 

 Аудиозаписи музыкальных произведений (на выбор учителя), аудиозапись «Колокольные звоны России», портрет П.И. Чайковского, И.С. Баха, В.А. Моцарта, презентация «Музыкальные инструменты», презентация «Великие композиторы мира».

Ключевые понятия:

Душевность, задушевный, искренний, красота.

Определения ключевых понятий:

Душевный полный искреннего дружелюбия.

Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный.

Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный.

Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

(Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой).

Ход занятия

1.Вступительная часть

Мы сегодня тихо  сядем –

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде:

Разноцветном, расписном.

И раздвинутся вдруг стены –

Вся земля видна вокруг.

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой.

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

        Издавна люди прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. Музыка живет повсюду, проявляясь в разных звуках. Это звуки природы: шум дождя и вой ветра, щебет птиц и шелест листвы. Музыка заставляет биться сердце, когда оно влюблено, и страдать, когда человек скорбит, музыка дает возможность  задуматься о вечном, когда человек на перепутье судьбы. И в грусти, и в радости музыка вместе с нами.

     2. Основная часть

Чтение стихотворений (читают школьники).

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада.

Чуткая музыка всюду живет –

В шелесте трав,

В шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звучит флейта (исполняет ученик).

Чтение стихотворений на фоне флейты.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода.

Этой мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слезы свои ива роняет у брода.

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живет,

Только прислушаться надо.

Звучит «Серенада» Ф. Шуберта.

Вопросы:

- Что вы чувствуете, когда слышите музыку?

- Какие картины представляете?

- Что  вы изобразили бы на рисунке, если были бы художником?

       Трудно говорить о том, чего никто не может увидеть, никто не может почувствовать, но что есть лишь в музыке. Это душа. Прекрасная, страдающая, широкая, щедрая. О музыке тоже говорят: душевная, задушевная. Душевный полный искреннего дружелюбия. Задушевный – глубоко искренний, сердечный, сокровенный. Музыка будит чувства в человеке: радость и веселье, грусть и страдание. Она может поднять настроение и успокоить человека. Может, поэтому человека с большой душой тоже называют душевным. В самые разные периоды жизни человек слушает музыку, и не только тогда, когда ему грустно.

Звучит «Шутка» И.С. Баха.

Вопросы:

- Какие чувства вызвала музыка?

- Какое настроение передает автор через музыку?

      Легко и весело становится на душе от такой музыки, хотя слов нет совсем. Есть только чувство, рождающееся в душе человека после первых же аккордов. И не важно, на каком языке мы говорим: язык музыки понятен всем без слов. «Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душа»,- так сказал немецкий романист XIX века Бертольд Ауэрбах.

      Человек возвышается через силу и очарование музыки. Это духовное возвышение, которое происходит всегда, когда человек питает ее, радуясь доброму и красивому, прощая ближнего своего, наблюдая красоту природы и красоту человеческой души.

       Презентация «Великие композиторы мира».

       Певцом природы можно назвать композитора Петра Ильича Чайковского. Он родился в 1840 году в городе Воткинске. Им создано 6 симфоний, ряд симфонических увертюр: “Ромео и Джульетта”, “Франческа да Филини” и одна программная симфония – “Манфред”. Он написал 11 опер, среди них “Евгений Онегин”, “Пиковая дама”, “Орлеанская дева”, “Мазепа”, “Чародейка”, “Иоланта”, три балета (“Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Спящая красавица”), несколько концертных произведений и множество камерных инструментальных пьес и романсов. Искренность, свойственная его музыке, захватывает слушателя, покоряет сердце и душу.

Звучит «Времена года» П.И.Чайковского (на выбор учителя).

Презентация «Музыкальные инструменты».

Загадки о музыкальных инструментах (читают школьники).

Он по виду брат баяну,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану

Всем знаком ...     (Аккордеон)

У какого инструмента

Есть и струны и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это славный наш … (Рояль)

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны,

Мотив журчит издалека,

Поет про ветер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка,

Звучит мечтательный мотив.

Его названье …    (Скрипка)

Приложил к губам я трубку –

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий

Называется …  (Свирель)

На коленях я часто сижу,

Нахожусь постоянно в движенье,

Как живая, я дышу,

И все слышат мое пенье. (Гармонь)

Сверху кожа, снизу тоже,

На весь дом голосит барабан.

       Удивительный мир музыки открывается всем, кто хочет научиться ее понимать. Слышать ее в окружающей природе, как слышали русские и зарубежные композиторы: Вольфганг Амадей Моцарт, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Михаил Иванович Глинка, Модест Петрович Мусоргский, Людвиг ван Бетховен, Петр Ильич Чайковский.

       Презентация «Великие композиторы мира».

       «Люблю музыку больше всех других искусств», – говорил Лев Николаевич Толстой. Он любил слушать классическую музыку, особенно музыку Бетховена.

Звучит фоном «Лунная соната» Бетховена.

        После смерти Бетховена в ящике его старого письменного стола обнаружили тайник, в котором он хранил то, что было памятью его сердца: два женских портрета и несколько листков почтовой бумаги, исписанных рукой композитора. Из глубины страдавшего сердца молодого Бетховена вылились строки, обращенные к своей бессмертной возлюбленной...

        «Мы устроим с тобой неразлучную жизнь... Как бы ты ни любила меня, все же я люблю тебя сильнее. Лишь проснусь, мысли мои уже стремятся к тебе, моя бессмертная возлюбленная».

        Вольфганг Амадей Моцарт родился в 1756 году в австрийском городе Зальцбурге. В пять лет он с необыкновенным мастерством играл на клавесине, скрипке, органе. В 14 лет Моцарт стал членом академии. Путешествуя, Моцарт узнал музыку Италии, Франции, Англии, Бельгии, Голландии. Ему нравились народные напевы многих стран. В 26 лет он уехал из родного Зальцбурга и стал жить в Вене.

        Истинные любители музыки преклонялись перед его симфониями, сонатами, операми: “Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Волшебная флейта”. Умер Моцарт в расцвете творческих сил, когда ему не было еще 36 лет.  Музыка Моцарта, светлая и лазурная, бессмертна. Она вселяет веру в победу разума и справедливости.

        Звучит «Реквием» («Лакримоза») В.А. Моцарта.

        Когда же рождается  любовь к музыке? Среди первых звуков, которые слышит ребенок, появившийся на свет, - голос мамы, тихий и убаюкивающий, спокойный, мелодичный. Колыбельная матери – вот первая музыка, и пусть крохотный человечек еще не понимает слов,  он чувствует любовь и нежность родного человека, и спокойно спит, и видит цветные сны. В одной притче рассказывается о том, как колыбельная песня смогла напомнить взрослой дочери о материнской любви, которую та давно уже позабыла, находясь на воспитании в чужой семье, куда судьба ее забросила. Девушка проснулась утром и  вспомнила материнскую песню, возрадовалась своему откровению, обняла мать и попросила прощения у нее за холодное и бессердечное к ней отношение.

        Звучит колыбельная (на выбор учителя и школьников).

О чем звонят колокола?

Ты лишь услышь…

Сегодня, завтра и вчера?

О нас, малыш…

То музыка скорбящих дев

И зов на смерть.

То монотонна, как припев,

Жизнь - круговерть.

У колокола есть язык,

Так важен он.

Но пустословить не привык –

То не слова, то звон.

        Звуки колокола для русского человека тоже были музыкой. Эта музыка звала к обедне, оповещала о великом празднике, отпевала усопшего - созывала народ и в горе, и радости.

       Звучит пасхальный колокольный звон.

       Духовная музыка – это особый мир, к которому стремятся прикоснуться люди. Раскрывается душа человека, когда он слышит духовную музыку, потому что она настроена только на созвучие с прекрасным. В этой музыке все: и напевность, и искренность, и чистота, и многоголосие. Искренний – выражающий подлинные чувства: правдивый, откровенный. Такова и духовная музыка: правдивая и откровенная. А еще красивая. Красота – красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение. Может, о такой красоте говорят, что она спасет мир? Даже человек, далекий от музыки, придя в храм, с благоговением прикасается к святыням и с трепетом слушает песнопения, ведь в них вечное: жизнь и любовь. «В душе христианина просыпается отвращение и ненависть к греху в любых его проявлениях. Возрождение души, ее просветленное состояние передается и телу», - так говорит Артемий Владимиров о роли  молитвы для православного человека. Наверное, и духовная музыка тоже, как и молитва, возвышает, просветляет человека. Услышав церковное пение, русский поэт создает одно из лучших своих стихотворений.

Стихотворение А. Блока «Девушка пела в церковном хоре» (читает ученица).

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный тайнам, - плакал Ребенок

О том, что никто не придет назад.

      Звучит «Хоральная прелюдия» И.С. Баха «Взываю к Тебе, Иисус Христос».

3.Заключительная часть

Звучит скрипка (музыкальный фон). (Исполняет ученица).

Спасибо, музыка, тебе,

Ты так чудесна!

Пусть слов нет, только ты –

Не бессловесна!

В тебе душа, в тебе покой,

В тебе отрада!

Ты хочешь музыки другой?

Другой не надо!

Орган звучит со всех сторон –

Он не помеха!

А в храме  колокольный звон –

Блуждает эхо!

Пускай для каждого звучит –

Ты лишь послушай!

Всех музыка соединит -

Встревожит душу!

Литература

  1. Беседа на тему «Музыка и мы». // http://www.debryansk.ru/~lpsch/kl_ruk/
  2. Хайрварина Р.А. Мир души. Занятие по духовно-нравственному воспитанию. // ПедСовет. -2007. - №5.



Предварительный просмотр:

С.А. Синягина

«Забота о людях. Помощь ближнему»

(классный час для учащихся 6 класса)

Цель:

Воспитание  в школьниках доброты и милосердия по отношению к окружающим.

Задачи: 

1.Познакомить детей с понятиями «сочувствие», «душевность», «милосердие», «сострадание».

2.Способствовать воспитанию в детях сострадательного отношения к любому человеку, нуждающемуся в помощи.

3.Воспитывать потребность в усвоении нравственных принципов милосердного отношения к людям, терпимости.

Оборудование: 

Аудиозапись песни «Если добрый ты» (сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева); карточки с ключевыми словами; бумага, карандаши, краски.

Ключевые понятия:

Сочувствие, душевность, милосердие, сострадание, эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность.

Определения ключевых понятий:

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям  других.

Душевность –  душевный, полный искреннего дружелюбия.

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызванное чьим-либо несчастьем, горем.

Эгоизм – себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

Черствость – черствый, неотзывчивый, бездушный.

Равнодушие – безразличие, безучастие к людям, к окружающему.

Бессердечность – бессердечный, чуждый мягкости, сердечности; бездушный, жестокий.

(Толковый словарь русского языка  С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.)

                                      Ход занятия

                                                                             Без сострадания, милосердия

                                                                             невозможно жить в мире.

                                                                                                           Зигфрид Ленц

1.Вступительная часть

Звучит песня «Если добрый ты» (сл. М.Пляцковского, муз. Б. Савельева).

Так часто мы говорим о доброте. Конечно, с добрым человеком легко общаться, к доброму мы спешим за помощью, о добрых людях вспоминаем с благодарностью. Легко ли быть добрым? Сколько граней у этого простого слова «доброта»? Наконец, можно ли воспитать себя и стать добрее?

Об отношении к тем, кто окружает нас ежедневно и ежеминутно, наш разговор.

2.Основная часть

Работа со словами «сочувствие», «душевность», «милосердие», «сострадание». Работа над эпиграфом к занятию.

Вопросы:

- Что объединяет все эти слова? (Положительные нравственные качества человека, которые проявляются по отношению к другому человеку.)

- Вспомните самые короткие слова с теми же корнями. (Чувство, душа, сердце, страдать.)

- Изобразите их на бумаге красками или цветными карандашами. (Дети рисуют, как правило, яркими красками.)

- Каким вы представляете человека, обладающего хотя бы одним из этих качеств? (Улыбающимся, доброжелательным…) 

- Расскажите о таком человеке. (Примеры  из жизни детей.)

Люди, умеющие сочувствовать ближнему, то есть любому человеку, находящемуся в определенный момент рядом с ними и нуждающемуся в помощи, проявляющие милосердие, не задумываясь, спешат на помощь человеку. Они чувствуют, когда больно или плохо другому. Для них нет посторонних, поэтому относятся они к ближнему так, как хотели бы, чтобы относились и к ним тоже. Здесь уместно говорить об особом таланте человека – таланте доброты. На словах нам все понятно, а как же на деле?

Рассказ В. Сухомлинского «Пришли навестить больную» (читает учитель).

Марийка очень долго болеет. Лежит в кровати, не может подняться. Иногда приходят к ней подруги.

Вот и сегодня пришли к Марийке Оксана и Валя. Принесли две книжки. Рассказали о пионерском сборе, а потом замолкли и сидят возле кровати. Марийка тоже молчит, и ей очень неловко.

В минуту напряженного молчания из-за тучи выглянуло солнце. В комнате стало светло. Оксана и Валя обрадовались.

- Наконец-то солнышко пригреет, - защебетала Оксана. – Как только потеплеет – в лес пойдем, на речку.

- Может быть, и искупаемся, - радуется Валя.

- И цветов нарвем, и на лодке покатаемся, - продолжала свой веселый щебет Оксана.

Марийка смотрела на них, молчала, и из глаз ее на подушку капали слезы. Оксана и Валя увидели, что Марийка плачет, и удивились:

- Почему же ты плачешь, Марийка? Что у тебя болит? Может, тебе еще одну книгу принести? Вот мы пойдем в магазин и купим конфет…

- Не нужно мне ни книжек, ни конфет, - прошептала Марийка.

Вопросы и задания:

- Почему Марийка заплакала?

- Можно ли говорить о том, что девочки не проявили заботу о ближнем? (Нет, нельзя. Девочки пришли навестить больную подругу, попытались скрасить ее одиночество.)

- О каких человеческих чувствах забыли девочки? (О сострадании, милосердии. Они не подумали о том, что их слова больно ранят Марийку, напомнят ей о болезни и невозможности присоединиться к ним.)

Работа со словами «эгоизм», «черствость», «равнодушие», «бессердечность».

- Как можно охарактеризовать поступок девочек? (Девочки оказались равнодушными к чужому несчастью, ведь именно несчастьем для Марийки было одиночество в больничной палате).

- Изобразите эти нравственные качества  на бумаге красками или цветными карандашами. (Дети рисуют, как правило, темными красками.)

Сопоставление рисунков, комментарии  детей.

Наверное, Оксану и Валю не стоит винить в данной ситуации. Они не могут понять чужую боль, потому что сердца их закрыты, не восприимчивы к чужой боли. Ничего не случилось, скажете вы, девочка выздоровеет, и вместе с подружками побежит на речку купаться. А девочки? Никто не застрахован в жизни от неприятностей, от болезней. Забыв библейские слова о том, что человек должен относиться к ближнему, как к самому себе, они проявляют эгоизм и равнодушие. У русского народа всегда слово «любовь» было синонимом слову «жалость». Любить – значит жалеть человека. Проявление заботы о ближнем  - вот назначение каждого человека.

Рассказы детей о милосердии, сострадании (на примере литературных произведений).

Однажды замечательного хирурга, изобретателя принципиально новых аппаратов для излечения травматизма доктора Г.А. Илизарова спросили: "Вы так много работаете для других, а когда же вы работаете для себя?" Врач - целитель страшно удивился: "Живу так, а не иначе не потому, что должен, а потому, что хочу помочь большему количеству людей".

А рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор», в котором писатель повествует о великом докторе Пирогове, бескорыстно помогающем семье Мерцаловых? На слова благодарности упавших духом людей он махнул рукой: «Не стоит благодарности». Доктор не может оставаться равнодушным, так как от его участия зависит жизнь людей: больной девочки, потерявшего надежду отца Мерцалова, голодных и обездоленных детей семейства.

Много фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души в нашей жизни. Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Милосердие - традиционная черта россиян.

В 1890 - 1894 гг. в России расходовали на дела милосердные за год:

в Санкт-Петербурге - 1981327 рублей; в Москве - 1813060 рублей. А покупательная способность рубля была в те времена другая:

7- 9 рублей стоила корова;

3 - 5 рублей - костюм-тройка;

25- 40 рублей в месяц - зарплата квалифицированного рабочего.

В 1896 году благотворительных обществ, братств, попечительств насчитывалось по всей России 3555.

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года. Сердца людей распахнулись навстречу пострадавшим. Какие  яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека! 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства. Помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки для детей.

Памятка «Как стать  милосердным?»

1. Помни добро, и ты никогда не сотворишь зла.

2. Помоги ближнему, раздели беду - и твоя совесть будет спокойна.

3. Радость у кого-то - порадуйся за него. В твоей душе посветлеет.

4. Люби ближнего. Любовь как благодатный дождик, после него даже сквозь самую твердую почву обязательно травка пробьется.

5. Будь милосердным, готовым помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Отрывок из статьи С. Львова «Сострадание – активный помощник» (читает учитель).

Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не останется просто сочувствием, а станет действием. Содействием. Тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он и молчит, к нему надо приходить на помощь, не ожидая зова. Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. Если ее настроить на волну высокой чувствительности.

Вопросы для дискуссии:

- Что значит, по словам С. Львова,  настроить душу «на волну высокой чувствительности»?

- Можно ли прожить без милосердия и сострадания в  повседневной жизни? Почему?

- Для кого важнее быть милосердным: для самого человека или для того, кому оказываешь помощь?

- Почему сегодня так велик дефицит милосердия?

3.Заключительная часть

Стихотворение Т. Кузовлевой «Твори добро» (читает ученик).

И жизнью жертвуй,

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Когда кипишь,  судьбой униженный,

Ты от бессиья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой.

Остынь.

Поверь,  действительно,

Всё встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.

В стихотворении "Памятник" А.С. Пушкин подводит итог своего творчества:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Как бы ни трактовали последнюю строку, в любом случае, она есть прямой призыв к милосердию.

Литература

  1. Азбука нравственности. Сост. А. Алексеева.-М.: 1976.
  2. Беседа «О милосердии». // http: //school.vo.uz/load/3-1-0-33
  3. Дик Н.Ф. Лучшие классные часы в 5-7 классах.- Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – с.350.
  4. Приймак Е.И. Классный час в начальной школе «Что нам строить дом построить.// http://festival.1september.ru/articles/509732/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа. 11 класс "Противодействие коррупции и антикоррупционная политика"

Сценарий классного часа в 11 классеКлассный руководитель: Бондаренко Н.Т.Противодействие коррупции и антикоррупционная политикаЦели:Образовательная: просвещение, пропаганда и формирование у обуча...

Сценарий проведения педагогического совета "Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития,воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ"

Разработанный сценарий педагогического совета послужит помощью в подготовке и проведении педагогического совета по реализации Концепции духовно-нравственного развития.воспитания граждан России в совре...

Из опыта работы "Деятельность классного руководителя, направленная на привитие духовно-нравственной культуры обучающихся через гражданское, патриотическое воспитание".

Формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе....

Сценарий классного часа (7 класс) на тему: "День Матери-казачки"

Классный час (7 класс): "День Матери-казачки"...

Сценарий классного часа (8 класс) на тему: "О здоровом образе жизни"

Классный час (8 класс) на тему: "О здоровом образе жизни"...

Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте

Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...