Разработка классного часа "Афганистан"
методическая разработка на тему

Хасанова Римма Борисовна

Патриотическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_afga.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка классного часа по теме «Солдат войны не выбирает»

Цель : Воспитание гражданско-патриотических чувств подрастающего поколения Задачи:

  • В годовщину вывода советских войск из Афганистана вспомнить события, предшествовавшие ему
  • Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе «зоркость сердца», не оставаться  равнодушными к чужому горю, чужой беде.

Оформление:

  • выставка книг об Афганистане
  • презентация «Солдат войны не выбирает (Афганская война 1979-1989 г.г.)»

Оборудование:

Компьютер, мультимедиапроектор, экран

Музыкальное оформление:

А.Розенбаум - «Монолог пилота «Черного тюльпана»;

Песня «Афганистан»

 

Ход классного часа

Ведущий 1

Мальчишкой был убит в Афгане.

 За что? Кого он защищал?

 И, закрывая рукой раны,

 Ты перед смертью “мама” прошептал.

 Она, безумная от горя,

 Прижавшись к цинку головой,

 Шептала, дав слезам всю волю:

 “Я так ждала тебя домой”.

 Ведущий 2. Афганская война. Героическая и трагическая, она длилась в два раза дольше, чем Великая Отечественная война. Никем и никому не объявленная

Ведущий 3.Что же это за страна – Афганистан?

              Афганистан – государство в юго-западной части Азии, граничащее с СССР.  Столица – Кабул. Площадь – 652,2 тыс.кв.м. Господствующая религия – ислам.

  • Территория Афганистана 647,5 тысяч кв. километров.
  • Население 15,5 млн. человек.
  • Более 20 народностей
  • Официальный язык – пушту и дари
  • Столица – Кабул
  • Господствующая религия – ислам
  • Долгое время – колония Англии
  • В 1919 году правительство Амануллы-хана провозгласило независимость
  • 27.04.1978 года в Афганистане произошла национально-демократическая революция. (слайд № 2)

            Много гор. Удивительная природа. «Там реки сказочно голубые, вода может быть такого небесного цвета… Красные маки растут, как у нас ромашки, костры маков у подножия гор.… У афганского народа свои поверья. Чай – непременный атрибут гостеприимства, которое высоко развито. Гость неприкосновенен. Это Восток

Ведущий 2: 1979 год.Декабрь-начало трагедии, вошедшей в историю нашей страны как Афганская война. Еще никто не догадывается, что продлится она долгие многие молодые жизни. В конце декабря  в Афганистан по договоренности с руководством введены советские войска. Поводом  стала  просьба президента Афганистана Хафизуллы Амина об оказании ему военной помощи для борьбы с антиправительственными силами.  25 декабря  1979 г. дворец Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Советское руководство приводит к власти в Афганистане  нового президента Бабрака Кармаля (слайд № 5)

              Ведущий 1.Поначалу в газетах писали, что наши солдаты в Афганистане строят мосты, сажают деревья, закладывая аллеи дружбы, что наши врачи лечат афганских детей и женщин. Одним словом,  официально считалось, что воины, находившиеся там, исполняют интернациональный долг.

             Со стороны моджахедов велась вначале в форме партизанских действий, затем стала приобретать все более организованный и масштабный характер. Настоящая пратизанская война. Несмотря на абсолютное техническое превосходство «Ограниченного контингента советских войск» (ОКСВ- «40-я армия») война стала затяжной. А тем временем в  Советский Союз, на Родину шли цинковые гробы. Афганцы оставляли от русских обрубки, в кишлаках закалывали солдат вилами и убивали мотыгами. "Уже в космос летают люди, а как убивали друг друга тысячи лет назад, так и  убивают. Пулей, ножом, камнем... В кишлаках наших солдат вилами  деревянными закалывали..."

Слово учителя

        «Черный тюльпан» - воздушный транспорт, предназначенный для «груза 200», т.е. для вывоза из Афганистана погибших воинов-интернационалистов. Цинковые гробы, о которых с 1979 года говорили шепотом, все чаще и чаще появлялись в крупных городах и отдаленных селах нашей страны…   

Учитель: Ребята как вы понимаете слова воины-интернационалисты?

Понятие воин-интернационалист начали использовать во время Гражданской войны 1918-22 годов, так называли иностранцев, участвовавших в конфликте на стороне советской власти. В СССР воинами-интернационалистами считались военные, которые участвовали в вооружённых конфликтах на территории других государств. Начиная с 1950 года, советские граждане побывали в более чем 15 "горячих точках". Воинов-интернационалистов посылали поддерживать иностранные политические движения, дружественные советскому режиму, при этом часто это делалось тайно, многие военные носили чужие имена. Одним из немногих конфликтов, участие советских солдат, в котором не скрывалось, стала Афганская война

 Ведущий 3.   

               Так продолжалось 10 лет, 2238 дней.

14 апреля 1988 года в Швейцарии министры иностранных дел Афганистана и Пакистана подписали Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА.  (слайд № 11). Советский Союз с 15 мая 1988 года начал вывод своих войск с территории Афганистана.     Операцией руководил командующий ОКСВ генерал-лейтенант Борис Громов. Последние войска выходили 15 февраля 1989 года через мост «Дружба» в г. Термез.

Ну, вот и кончилась война,

Которая была не наша…

 

Слово учителя:

Время и история всё расставит по своим местам. Афганистан не должен уходить из памяти. Более 15 тысяч погибших, пленных и пропавших без вести – 333. А те, кто остался жив, не очень охотно вспоминают страшные дни, не любят говорить об этом.  

 Такие воины-афганцы есть и у нас. Это воины-афганцы Сайфуллин Дамир Бахретдинович и Сайфуллин Руслан .

Сайфуллин Дамир Бахретдинович награжден орденом «Воин-интернационалист» и юбилейный орден «70-летию вооруженным силам СССР». Дамир Бахретдинович родился и вырос в Архангельском районе д. Тереклы. С  г. Проходил службу в одной из воинских частей, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан.

(видео)

 Сайфуллин Руслан (1 ученик)

Они прошли через ад и кровь. Восемнадцатилетние мальчишки неотступно смотрели смерти в лицо, долгие месяцы ежеминутно и были под вражеским прицелом. Они пережили гибель своих друзей, тяжелые болезни, нестерпимое пекло и песчаные смерчи. В свои 1й8 лет они видели так много, что груз их жизненного опыта порой оказывается непосильным для людей, намного старше их..

Послушайте что они говорили  воинов-интернационалистов:

-"Стрелял, не жалел никого. Мог убить ребенка. Ведь с нами там воевали все: мужчины, женщины, старики, дети. Идет колонна через кишлак. В первой машине глохнет мотор. Водитель выходит, поднимает капот... Пацан, лет десяти, ему ножом - в спину... Там, где сердце. Солдат лег на двигатель... Из мальчишки решето сделали..."

 -  "Там мне все казалось справедливостью, здесь я ужаснулась, вспомнив маленькую девочку, лежавшую в пыли без рук, без ног... Как сломанная кукла..."

Мы два года шагали с тобой

 По горячим дорогам войны,

 Нам знакомы и зной, и бой

 И тюльпан афганской вины.

 Ах, тюльпан прожженной земли,

 Вы как память тех огненных дней

 Алым пламенем вы проросли,

 Словно кровь наших русских парней.

-    А были ли у солдат сомнения: стрелять или не стрелять?

Поражает, что об этом почти никто не думал. Ненависть, месть и страх правили людьми. Человек переставал быть человеком.

 Ведущий 1.  Афганистан – это боль, скорбь, память. Это война, в которой наши ребята были просто солдатами…

За то, чтоб кто-то нес в руках цветы,
В своих руках они держали автоматы.
Не для войны рождаются солдаты,
А для того, чтоб не было войны.  

 

Зачем друг друга убиваем?

Чего добиться мы хотим?

Зачем?... Совсем не понимаю...

Зачем жизнь портим мы другим?

Ведь люди все-семья, едины,

Казалось в детстве мне давно.

Ведь жизнь людей невозвратима!

И не вернуть все, что прошло...

Зачем? Они же тоже люди.

Зачем же убивать друг друга нам?

Когда все кончится, и буде

 Распоряжаться жизнью каждый сам?

Рефлексия.

 

    Что нового открыли для себя 

 

 

 

    Нужно ли сейчас писать книги о войне?

 

"Я думаю, нужно. Надо писать правду, люди должны ее узнать. Многие с ней не согласятся, кто-то прочтет долгожданную правду о своей жизни на войне. Необходимо показывать всю жестокость и несправедливость войны. Надо писать так, чтобы люди задумались".

 

"По-моему, книги о войне должны писаться всегда. История повторяется. Любая книга о войне - это бесценный урок для нас. Книги о войне должны остановить человека от безумия ".

  

"Война всегда трагедия. И наука ненависти, и школа гуманизма. Нужно помнить об этом. Нужно изъять из словесного обращения, из человеческого общения само слово, саму мысль о войне.

С.Алексиевич ничего не приукрашивает, поэтому читать довольно трудно. Лично я так и не смогла читать, не останавливаясь. Обязательно к горлу подступал ком, глаза застилали слезы..."

Что греха таить,, существует мнение, что наши ребята напрасно погибали в горах Афганистана. Но наши парни пришли в Афганистан не для того чтобы поставить на колени чрезвычайно бедную, переживающую уже не одно десятилетие великие потрясения страну. В этой войне победило новое политическое мышление-ограниченный контингент советских войск выведен из Афганистана.

Домашнее задание: прочитать Алексиевич С. "Цинковые мальчики"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»

Классный час – телепередача  «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями.           2. Выявление профессиональных склон...

Методическая разработка классного часа в помощь классному руководителю "Урок - мира!"

Замечатеный материал для проведения классного часа 1 сентября....

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям"; Метод. разработка родительского собрания на тему: "Гармония семейного и школьного воспитания"; Метод. разработка праздника на тему:"Новый год к нам мчится"

Метод. разработка классного часа на тему: "Поможем, чем сможем нуждающимся в помощи пожилым людям" - Воспитание толерантного отношения между людьмиМетод. разработка родительского собрания на тему: "Га...

Разработка классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания"

План-конспект классного часа "Как воспитать силу воли" из цикла классных часов "Школа самовоспитания" для классных руководителей 6-х классов. Материал классного часа может быть использован и в 5, и в ...

Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,

В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...

"Белая ворона, чёрная овца" разработка классного часа методическое пособие для классных руководителей

Профессия медработника в современном обществе связана с серьезными физическими и моральными нагрузками и сопровождается определенным психо-эмоциональным риском. Больные люди - самая уязвимая категория...

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне», Тема классного часа: «Художники о войне"

Методическая разработка классного часа и внеурочной деятельности по изобразительному искусству: «Художники о войне»Автор методической разработки: учитель ИЗО, педагог ДО МБОУ г. Иркутска С...