«Души прекрасные порывы»
классный час (9 класс) на тему

Птицина Елена Михайловна

На занятии рассматриваются причины, которые воздействуют на различные душевные проявления. Также идет речь о том,  какие чувства могут наполнять душу человека и как это проявляется в его поступках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dushi_prekrasnye_poryvy.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на конкурс

«Души прекрасные порывы»

 

Цели:

  1. побуждать воспитанников к  разностороннему проявлению душевных качеств;
  2. включить обучающихся в активное познание   духовных ценностей;
  3. формировать качества духовно-нравственной личности;
  4. формировать компетентности в сфере творческой и  познавательной деятельности;
  5. развитие навыков работы в группе.

Прогнозируемый результат:  формирование умения видеть составляющие души человека, желания их проявлять, осмысление ценности красоты души для существующей действительности.

Формируемые УУД:

Личностные: гуманистическое отношение к окружающему миру; освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих ценностей.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Оборудование:  презентация, наглядный материал.

Форма проведения:  беседа с элементами квеста

 Эпиграф:

Моя душа — родник мой звонкий,

 Все, что имею, то для всех...

В. Коркина

Ход занятия:

  1. Мотивационный этап.
  1. Слово учителя:   Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елена Михайловна. Я рада видеть ваши добрые, светлые, чистые лица и приглашаю  поговорить по душам.

Что за субстанция – душа?

И если не материальна,

То почему болит?

А если хорошо тебе –

Родится может песня Леннона –

О, Йоко! И почему бывает,

Что душа вдруг говорит?

А то вдруг что-то на душе

Возьмет и екнет.

  1. Лучше всего о душе говорить стихами, поэтому неудивительно, что они будут сегодня звучать. Эти строчки написал поэт Ю.Матвеев, наш современник. Вам понравилось это стихотворение? В чем заключается загадка души человека?

(в ее проявлениях)  

Это стихотворение наводит вас на тему нашего разговора?

 (ответы обучающихся)

  1. Создание проблемной ситуации:                                слайд №1
  1. Классный руководитель: Я предлагаю вам поговорить не просто о душе, а о том, что ее наполняет. Тема классного часа «Души прекрасные порывы».

В качестве эпиграфа я предлагаю строчки из стихотворения В.М.Коркиной

Эпиграф:

Моя душа — родник мой звонкий,

Все, что имею, то для всех...

В. Коркина

  1. Я предлагаю начать разговор  с  просмотра небольшого видеоролика.
  2. Просмотр видеоролика на стихотворение  Марии Фурманской

"История одной души"

Осенний сад… Промокшая скамейка.

И листья подметает не спеша

Усталый дворник в ветхой телогрейке,

А под скамейкой съежилась душа…

Да, да - душа. Обычная, вот только

Промокла и от холода дрожит,

И вспоминает, как хозяин колко

Сказал: «Душа, ты мне мешаешь жить...

Болишь по каждой убиенной мошке,

Сжимаешься от плача малыша,

Мой завтрак отдаешь бездомной кошке -

Я больше не могу с тобой, душа…

Мои глаза давно устали плакать.

Прошу тебя, как друга, уходи».

Она ушла в сентябрьскую слякоть,

И вместе с нею плакали дожди.

Блуждала долго мокрыми дворами,

Заглядывала в окна и глаза.

Над нею осень хлопала ветрами,

И вслух с судьбою спорила гроза.

Осенний сад. Промокшая скамейка.

И листья снова падают, шурша…

Работу кончил дворник в телогрейке,

А под скамейкой умерла душа…

  1. Классный руководитель: Ребята, как вы думаете, что побудило автора к созданию такого ролика? Попробуем предположить этапы работы над ним.

 (сначала автор  прочитал стихотворение, строчки которого не оставили его равнодушным, затем он подобрал музыку, выражающую его настроение, фотографии, подходящие для сюжета, а потом все это объединил).

Что руководило его действиями? (душевные порывы)

Всем ли людям присуще проявлять душевные качества или только избранным?

  1. Давайте представим себе   человека, который так легко мог расстаться с душой.
  2. Приходилось ли вам встречать таких людей? В каких ситуациях они проявляют свое бездушие?  
  3. Что будет с миром, если его будут населять только равнодушные люди? Вам захочется жить в такой стране?
  4. Вывод: в настоящее время все чаще мы сталкиваемся с непониманием, равнодушием, проявлением агрессии, а это значит, неумение или нежелание показать свой внутренний мир, свое душевное наполнение являются проблемой 21 века. А с проблемой, что надо делать – ее следует решать. Поэтому, говоря сегодня о том, как формируются душевные узы, вспомним о тех прекрасных порывах, которые нужно дарить

Людям.

  1. Построение выхода из проблемной ситуации.
  1. Прежде всего вслушайтесь во фразу: души порывы. Что можно подразумевать под словом порыв? ( чувства, которые рвутся на волю изнутри)
  2. А теперь выясним, что притягивается к слову “душа” и создает его окружение. (это слова, жесты, цвета и даже звуки, которые помогают эти чувства выразить).

(Порыв души

Разговор по душам

Душевно посидели

Сделали с душой

Открытая душа

Душевные радости

Праздник души…)

  1. Что же воздействует на различные душевные проявления?

слайды №2-6

  1. Что же может наполнять нашу душу, какие душевные порывы, и в чем их прелесть? Прежде чем продолжить разговор,  предлагаю выполнить некоторые задания. Я просила вас разделиться на группы. Так вот сейчас каждая получит небольшое творческо-познавательное задание по теме классного часа, чтобы выяснить, как изменится жизнь, если в душе каждого будет порядок и умиротворение.

Задания:

А)  Разные люди по-разному представляют себе душу. Посмотрите на эти картинки, все они имеют одно название – «Душа». Конкретизируйте названия тех душевных качеств, которые на них запечатлены.

Б) А в этой душе хаос. Наведите, пожалуйста, в ней порядок, собрав воедино только то, что хотелось бы иметь самим. Возможно, здесь не хватает каких-либо качеств – пополните душевную копилку.

В) А вам я предлагаю составить поэтический коллаж, подчеркнув те слова, которые, на ваш взгляд, называют составляющие образа души. Выберете то стихотворение, где автор предлагает решение проблемы равнодушия.

Г) Ну, а этой группе никакой поэзии. Вам предстоит проанализировать поступки людей, о которых написано в газетных заметках. В чем прелесть чувств, проявленных ими?

      4)  Выполнение обучающимися заданий.

 4. Реализация построенного проекта.

1)  Демонстрация детьми выполненной работы.

2) Молодцы, вы все справились с поставленной задачей. Но у нас, я надеюсь, сегодня откровенный разговор, поэтому  хотела бы поделиться с вами своими мыслями о душевных порывах, изображенных на картинках.                                                                 Слайды №7-16

3) Итак, ребята, давайте сделаем вывод о роли названных вами душевных качеств. Нужно ли им давать волю, выпускать их наружу  или можно иметь их, но скрывать от других?

4) Предлагаю  проблемную ситуацию: вам сделал добро человек , которого вы не любите. Чем вы ответите на его поступок?

5) А теперь обратимся к эпиграфу.                                           Слайд №17

 Какая жизненная мудрость заключена в словах В.М.Коркиной? 

Моя душа — родник мой звонкий,

 Все, что имею, то для всех...

5. Рефлексия.

Классный руководитель:  Так, какие же душевные  порывы можно считать прекрасными? Связана ли духовность человека с его образом? 

( Душа человека проявляется в его речи, поступках, отношению к окружающему миру, а значит, она   самая главная составляющая в образе человека). Считаете ли вы полезными  беседы на такие темы? (ответы детей).                                                                        Слайд №18

Выдающийся персидский поэт Омар Хайям, живший в начале первого тысячелетия, завещал: «В темном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценивается». Я искренне желаю, чтобы ваш духовный мир состоял из таких порывов, которые наполнили бы жизнь светом, добром, пониманием, а значит, счастьем.                                                                          Слайд №19

А закончить нашу встречу мне хотелось бы «Молитвой» нашей землячки - Валентины Михайловны Коркиной:

…Да не обмелей, душа, как речка,

Да не стань холодной, словно лед,

Сохрани навек в себе местечко –

 То, где птичка певчая живет!

А всего важнее и дороже,

И необходимее всего:

Пусть в тебе  не смолкнет Голос Божий,

 Чтоб всегда я слышала Его…

15-летний житель Баварии Феликс Финкбайнер приехал сегодня в Казань, чтобы принять участие в проекте «Зеленый рекорд». Легендарный школьник стал родоначальником  движения по посадке деревьев в Европе, охватившего весь мир и ставшего движением за спасение планеты и улучшение экологии.

________________________________________________________________

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры     самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

_________________________________________________________________

В Челябинской области МЧС ищет парня, спасавшего пассажиров тонущей маршрутки.

Все уцелевшие после жуткой катастрофы на Шершневской плотине пассажиры уверяют, что своим спасением они обязаны одному из попутчиков, который умудрился сохранить спокойствие при аварии. После того как парень вытащил людей из уходящей под лед маршрутки, его больше никто не видел.

_________________________________________________________________________________

У писателя В. Солоухина одна из книг названа «Смех за левым плечом». Это связано с библейской притчей о двух началах за нашими плечами. «Ангел- хранитель у тебя за правым плечом стоит, его огорчать не надо. Он каждому твоему доброму делу рад, улыбается и смеется. А за левым плечом в это время стонет и корчится бес. Ему плохо от твоих добрых дел. А когда ты плохо поступаешь, бес радуется и руки потирает. Зачем же его радовать? Зачем вызывать смех за левым плечом?» 

Не храните эмоций- дайте вашей душе распахнуться!

Разожмите ладошки- пусть чувства свободно летят!

Ведь они, полетав, обязательно в душу вернутся,

Приумножив  всё доброе- в сто или тысячу крат…

 __________________________________________________________________

Плетёт природа кружева,
Но каждый год - одни и те же.
Мы ж ищем образ божества.

__________________________________________________________________

Важней всего души влеченье,
К себе подобным божествам,
Душа-любви предназначенье,
Свободный образ торжества.

__________________________________________________________________

Если вы не реализовали потенциал своей души
– вы потеряли ВСЕ.

__________________________________________________________________

Своей души не предавай,
На золото менять не надо
Любви, что лье
̈тся через край,
Как жизни вечная отрада.

Не надо душу убивать
И говорить, так будет проще,
В неи
̆ доброты святой печать
И счастья сказочные рощи.

Душа прекрасна и чиста,
Ты не забудь о том случаи
̆но,
В неи
̆ есть добро и красота,
Как жизни маленькая таи
̆на.

В душе сокрыта связь време
̈н,
Любви прекрасные порывы,
А тот кто Любит и влюбле
̈н
Тот и рожде
̈н с душой красивой.

Пускаи
̆ проходят времена,
Исчезнут имена и лица,
Но есть душа, что нам дана,
А значит, можем мы влюбиться.

Душа дана для тех кто жде
̈т,
Душа дана для тех кто Верит,
В неи
̆ нежности святой полёт
Средь жизни сказочных феерии
̆.

В неи
̆ нашей жизни вечный Рай,
Вся прелесть летних звездопадов,
Прошу, души не предаваи
̆ 
И убивать ее
̈ не надо.

Самоанализ классного часа

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 им. К.Д.Воробьева» г.Курска, 9 класс, Птицына Елена Михайловна

           Тема классного часа «Души прекрасные порывы».

Эстетическое направление в воспитательной системе, реализуемой   в моем 9Б классе,  является одним из приоритетных. Оно способствует развитию интеллектуального, нравственного потенциала школьника, формированию духовной личности. Поэтому при подготовке классного часа на заданную тему ставились следующие цели и задачи:

  1. побуждать воспитанников к  разностороннему проявлению душевных качеств;
  2. включить обучающихся в активное познание   духовных ценностей;
  3. формировать качества духовно-нравственной личности;
  4. формировать компетентности в сфере творческой и  познавательной деятельности;
  5. развитие навыков работы в группе.

Это предусматривает формирование универсальных учебных действий:

         Личностные: гуманистическое отношение к окружающему миру; освоение, усвоение и присвоение общечеловеческих ценностей.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Прогнозируемый результат:  формирование умения видеть составляющие души человека, желания их проявлять, осмысление ценности красоты души для существующей действительности.

             В основу построения данного классного часа легла  беседа с элементами квеста, в ходе которой реализовывались поставленные цели и задачи.

Учитывая возраст детей,    занятие начала с проблемной ситуации: они как будущие жители страны должны видеть или хотя бы иметь представление о путях решения проблемы равнодушия.

Путем воздействия на них примерами разных видов искусства, фактов из реальной жизни постаралась убедить обучающихся в необходимости  усвоения и проявления  общечеловеческих ценностей. Во время беседы дети высказывали разные мнения по теме разговора, соглашаясь или не соглашаясь в выводах.

        Работая в группах, ученики выполняли задания с элементами квеста. В ходе совместной работы они пришли к выводу, что самыми прекрасными порывами души являются любовь,  сострадание, милосердие, доброта и другие. А самое главное, убедились в необходимости проявления этих качеств по отношению к окружающим их людям.

На стадии рефлексии  вопросно-ответная форма  участвовала в формировании  гуманистического отношения  к окружающему миру,  умения строить речевое высказывание в устной форме.

          Используемые приемы   послужили способом  создания максимальных условий для активной мыслительной деятельности обучающихся. Выбранная  мною форма проведения занятия   соответствовала характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков девятиклассников.

        Для организации деятельности обучающихся во время классного часа применила различные формы работы с детьми:

  • фронтальная
  • групповая  

 Активность и работоспособность ребят  на занятии  хорошая. Психологическая атмосфера   характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством. Результаты оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план воспитательного мероприятия удалось реализовать.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная гостиная "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!"

Интегрированный урок английского языка и русской литературы в 7 классе...

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

Исследовательская работа «Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).У князя Сергея Григорьевича Волко...

Презентация.Часть 1.Часть 2.«Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы» А.С. Пушкин (Судьба героя Отечественной войны 1812 года Сергея Григорьевича Волконского).

У князя Сергея Григорьевича Волконского были две жизни, две эпохи - одна гражданская, другая военная, и более яркого контраста между ними трудно себе представить - князя и каторжника. С одной стороны...

Классный час «Отчизне посвятим души прекрасные порывы»

Предлагаю Вашему вниманию конспект и презентацию к классному часу «Отчизне посвятим души прекрасные порывы» , который проводила в рамках областного конкурса "Самый классный классный"...

Классный час "Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы"

Исторически – литературный классный час используется в качестве повторительно – обобщающего урока, и дает возможность дать общую характеристику сразу нескольким периодам отечественной истории с эмоцио...

"Души прекрасные порывы"

Праздник, посвященный окончанию изучения курса ОРКСЭ...

Сценарий районного фестиваля детско-юношеского творчества "Души прекрасные порывы"

Данный сценарий был использован на районном фестивале детско-юношеского творчества "Души прекрасные порывы", тематикой которого было творчество А.С. Пушкина, культура и русский язык. Фестиваль проходи...