Поговорим о воспитанности
классный час на тему

Алимова Оксана Борисовна

классный час

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pogovorim_o_vospitannosti.docx34.5 КБ
Файл pogov._o_vosp.-kartochki.docx33.88 КБ
Файл s_ituatsii.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «Поговорим о воспитанности».

Цель: формирование навыков сопоставления внешнего поведения человека и его истинного характера, развитие общей культуры учащихся.

Оборудование: карточка для работы с ребятами с описанием жизненной ситуации, карточки со словами «Воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «выполнение правил этикета», «+», « - «, « =»; три  плитки шоколада: с симпатичной, яркой этикеткой; с бледной, неприметной этикеткой; с красивой этикеткой, но внутри нее пластилиновый шоколад.

Ход мероприятия.

« Все добродетели имеют

своим источником этикет».

Конфуций.

- Классный час  мы поговорим об очень важном качестве любого из нас- это воспитанность.

-Я прочту вам небольшой отрывок из книги Бушевлевой «Поговорим о воспитанности». Однажды Марк Твен рассказал о себе такую историю: «…я вышел в зал, где собралось уже немало гостей, приглашенных на прием. Через некоторое время я стал ощущать на себе взгляды присутствующих. Эти взгляды выражали не приветствие, а скорее говорили о том, что, глядя на меня, они видят нечто совершенно поразительное, непривычное и даже неприличное. Я не мог понять, что их так удивляет во мне. Я стал проверять, зашнурованы ли мои ботинки, застегнут ли пиджак, а когда мои пальцы привычным жестом должны были проверить, ровно ли надет галстук,- в этот момент в меня словно попала молния: - галстука не оказалось на месте! Я забыл его надеть! Теперь мне стали понятны взгляды людей. Но никто не смог бы понять мои чувства. Мне было и жарко, и холодно одновременно, я краснел и бледнел, я готов был провалиться сквозь землю. Тогда мне казалось, что я никогда не смогу вернуть себе прежнего уважения людей, что меня перестанут принимать в обществе, так как я сам того не желая, нарушил одно из правил этикета».

-Да, действительно, когда-то недопустимо было появляться в обществе без галстука. А какие на ваш взгляд правила этикета ушли из жизни и их больше не придерживаются в наше время.

(ношение париков, поклоны,.Раздельное обучение мальчиков и девочек в школе. Строгость в обращении мужчин и женщин. Воспитанный мужчина не мог себе позволить сесть, если рядом стоит женщина…)

-Действительно, правила эти ушли, но остались многие другие, о которых  у нас сегодня пойдет речь. Все мы хотим, чтобы нас уважали в коллективе, но для этого важно, чтобы сами мы хорошо, доброжелательно относились к окружающим, как думаем о них, как они нас воспринимают.

-В рассказе  прозвучало  слово «этикет».Что оно означает?

ЭТИКЕТ- это установленный порядок поведения где-либо.

-А сейчас проведем с вами небольшую анкету « По каким качествам  можно судить об уровне воспитанности человека?»

КАЧЕСТВА

Внешний вид                                                                     Готовность прийти на

                                                                                                             помощь

   Манеры разговора и дать     Не перебивай, если

 возможность сказать другомуговорят.

-Такие качества характера являются для вас визитной карточкой человека, его этикеткой. Кстати, есть что-то общего между словами «этикет» и « этикетка»? Этикетку все видели. Это яркая наклейка, цветной  ярлычок, который привлекает внимание и рассказывает о качестве предлагаемого предмета,т.е. маленький представитель той или иной вещи.

А этикет определяет, какой стороной человек поворачивается к людям, это его внешний вид, манера себя вести в обществе. Ведь  жесты, способы приветствий, приемы поведения за столом – все это тоже своеобразная этикетка, которая прежде всего бросается в глаза, и по ней судят о нас самих.

- Ребята у вас на столах лежат карточки с записанными в них жизненными ситуациями. Прочитайте их, проанализируйте поведение ребят и дайте им свою оценку.

Ситуация 1.

На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. бежит Ира: «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку». Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя: «Ну, что – собрались?»  «Где ты был? Мы тебя ждали»,-закричали ребята. Володя ответил:  «Видик смотрел».  «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?» - «Знаю, но так уж получилось».

(Идет беседа, ребята дают оценку поступкам Иры и Володи.

Вопрос:Кто из них проявил большую воспитанность? А в вашем классе такое случается?

-Существует правило «5 минут». Не стоит приходить на встречу очень рано – вы теряете свое время. Но и не опаздывай – цени время других. Людей, вовремя приходящих на назначенные встречи, называют пунктуальными.

Ситуация 2.

   Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка.

- Садитесь, пожалуйста!

- Ну что ты… Спасибо… Не надо.

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю.

Оживление на лице женщины гаснет.

Вопрос: Все ли правильно было в поведении этой девочки?

---Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, одна из них – тактичность. На этом примере видно, что вежливость и тактичность – не одно и то же. Вежливость у девочки есть, а вот такта маловато. Правила этикета не позволяют нам напоминать о возрасте женщины, сколько бы ей ни было, 25, 45 или 75…

У: К сожалению, среди людей есть и такие, которые подозревают, что все вокруг них глупцы, злюки, жадины. Имея такие мысли трудно быть воспитанным человеком. Дагестанский поэт Расул Гамзатов написал такие стихи:

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»-

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

-Чувствуете разницу? А ведь все просто. Один человек имеет доброе сердце и поэтому на всех глядит с любовью. А другой – видит мир в черном цвете.

В класс вносят три плитки шоколада. Представители групп выбирают по одной каждый и разворачивают.

Красивая этикетка и настоящий шоколад внутри.

Еще более красивая этикетка и пластилиновый шоколад внутри.

Некрасивая этикетка и настоящий шоколад внутри.

- Разверните упаковку и проверьте ее содержимое. А теперь поделитесь своими  чувствами.

-Вы наверное догадались, что этот сюрприз предложен не шутки ради. В ваших руках некий символ. Теперь, скажите. Глядя на свою «шоколадку», какой урок в отношениях с людьми она иллюстрирует?

-За красивой внешностью порой может скрываться что-то негодное. «По одежке встречают, по уму провожают».

Беседа о содержимом и об обвертке каждой из шоколадок.

Вывод: Какой урок вы извлекли в контексте разговора об этикете?

(Нельзя делать поспешных выводов о человеке.Непривлекательные черты могут скрывать доброту, самоотверженность, душевную красоту).

-Какой урок вы извлекли?

( Когда внешнее и внутреннее в человеке соответствуют друг  другу, когда они не идут вразрез с нормами этикета- это просто здорово.

- Кто из героев подходит под данное вами определение?( Ира на экскурсии).

-У вас на столах лежат карточки со словами «воспитанность», «этикетка», «знание этикета», «соблюдение правил этикета», «+», «-«, «=». Сложите из этих карточек формулу воспитанности и формулу этикета (по группам).

Ребята составляют две формулы и подводят итоги классного часа.

Вывод:Воспитанность заключается не только в знании правил этикета. Если человек, зная правила этикета, создает у окружающих видимость воспитанности, то он превращает себя в красивую этикетку, за которой скрывается холодная пустышка.

- Воспитанность и хорошие манеры на самом деле прочно связаны с внутренней культурой человека. Бывают случаи, когда человек выглядит воспитанным: он приветливо улыбается, вежливо здоровается, подает пальто, открывает перед старшими дверь… Но рано или поздно притворщик снимает маску, и все видят его настоящее лицо, злое и неприятное. В заключении желаю всем вам стать людьми истинно воспитанными и тактичными, чтобы у людей от общения с вами оставалось только хорошее впечатление, чтобы с вами было приятно дружить и общаться.

До свидания!

Ситуация 1.

Роли: автор, Ира и Володя, Саша и Женя.

( Саша и Женя стоят ждут Иру и Володю и смотрят по сторонам).

1.Автор:

На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. бежит Ира.

2. Ира:

 «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку».

3. Автор:

 Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя.

4. Володя:

 «Ну, что – собрались?»

5. Саша:

 «Где ты был? Мы тебя ждали».

6.  Володя:

  «Видик смотрел».

7. Женя:

  «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?»

8. Володя:

«Знаю, но так уж получилось».

Ситуация 2.

Роли: автор, девочка, женщина и мужчина.

  1. Автор:

Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка.

2. Девочка:

- Садитесь, пожалуйста!

3. Женщина:

- Ну что ты… Спасибо… Не надо.

4. Девочка:

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю.

5. Автор:

Оживление на лице женщины гаснет.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»-

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»



Предварительный просмотр:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

   

____________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

           

                                                                               

   

         



Предварительный просмотр:

Ситуация 1.

Роли: автор, Ира и Володя, Саша и Женя.

( Саша и Женя стоят ждут Иру и Володю и смотрят по сторонам).

1.Автор:

На экскурсию надо было выйти ровно в 11 часов. Все собрались. Пора идти, но еще нет Иры и Володи. Ребята смотрят по сторонам. На часах 11.05. бежит Ира.

2. Ира:

 «Здравствуйте, извините за опоздание. Мама задержалась в аптеке, я не могла оставить маленькую сестренку».

3. Автор:

 Все двинулись в путь. Тут из-за угла появился Володя.

4. Володя:

 «Ну, что – собрались?»

5. Саша:

 «Где ты был? Мы тебя ждали».

6.  Володя:

  «Видик смотрел».

7. Женя:

  «Ты разве не знаешь, что опаздывать некрасиво?»

8. Володя:

«Знаю, но так уж получилось».

Ситуация 2.

Роли: автор, девочка, женщина и мужчина.

  1. Автор:

Нарядная оживленная женщина в сопровождении подтянутого мужчины входит в трамвай. Увидев ее, поднимается девочка.

2. Девочка:

- Садитесь, пожалуйста!

3. Женщина:

- Ну что ты… Спасибо… Не надо.

4. Девочка:

- Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым и больным место уступаю.

5. Автор:

Оживление на лице женщины гаснет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Поговорим о воспитанности"

В презентации представлены непростые  жизненные ситуации, которые могут быть решены разными способами. Но как должен поступить воспитанный человек?...

Классный час в 7 классе «Поговорим о воспитанности»

Цели: способствовать воспитанию культуры поведения у учащихся; формировать умения отличать проявление воспитанности от невоспитанности; познакомить с книгой Д. С. Лихачёва «Письма о добром».Оборудован...

Поговорим о воспитании

Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни маленького человека. В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль. Именно в семье, еще до школы, формируются основные черты характе...

Поговорим о воспитанности

Цели:Формировать знания и представления о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости в необходимости их соблюдения.Создать мотивацию правильного поведения....

Поговорим о воспитанности.

Формирование  знаний и представлений о правильном общественном поведении, о социальных и культурных нормах, убеждённости, в необходимости их соблюдения....