Литературно-музыкальная композиция "Письма с фронта"
методическая разработка (7 класс) на тему

Аршинова Жанна Вячеславовна

Литературно-музыкальная композиция "Письма с фронта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturno-muzykalnaya_kompozitsiya_pisma_s_fronta.docx36.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПИСЬМА  С  ФРОНТА

Литературно-музыкальная композиция

Пояснительная записка

Проблема патриотического воспитания в современных условиях    обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.  

         Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школе уделяется особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну. Частыми гостями в школе являются ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла. Рассказывая о своей нелёгкой военной жизни, они становятся живым примером для подрастающего поколения.

Время всегда сложно для того, кто в нём живёт. Это старая истина, и не нам с ней спорить. Но бывают особенные времена, словно бы предназначенные для испытания людей на прочность, на мужество, на способность сохранить в себе достоинство и лучшие человеческие качества. Это – роковые времена. И, может быть, только на долю России, как ни одной другой страны мира, выпало такое невероятное количество потрясений и катастроф.

Вторая мировая война, ставшая для нашей страны Великой Отечественной войной, принесла всем её участникам много горя. Миллионы людей погибли, миллионы переживали последствия этой войны на протяжении десятилетий.

Всё меньше остаётся живых свидетелей этой трагедии.
Как не забыть всех тех, кто отдал жизнь за нашу возможность существовать?
Как оценить и осмыслить все события и последствия войны?
Очень хочется, чтобы человечество училось на уроках прошлого.
Об этой войне так много написано и сказано. И всё-таки каждый из нас должен открыть её для себя. Иначе и мы будем учиться на своих ошибках.

Цель данной работы:

- формирование будущего патриота.

Для достижения этой цели были поставлены задачи:

- воспитать у учащихся уважение к историческому наследию;

- осознать значимость принадлежности к своей Родине;

- способствовать воспитанию чувства уважения к людям старшего поколения.

Участники: 

учащиеся 9-11 классов, участники-ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла.

Формы и методы реализации: 

форма коллективной творческой деятельности, позволяющая ученикам самим принять участие в реализации этого мероприятия.

Подготовка:

Подготовить выступления учащихся.

Приглашение участников Великой Отечественной войны, тружеников тыла.

Подбор музыкального оформления, фотовыставки, мультимедийной презентации.

Оборудование: 

музыкальный центр, мультимедийный проектор, слайдовые презентации, стенгазеты учеников, посвящённые Великой Отечественной войне,  выставка книг о войне, экспонаты школьного музея (письма с фронта).

Слайд 1.

Ведущий 1: Четыре года шла война – это 1418 дней. 27 миллионов погибших людей! А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим: «Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья». Но 27 миллионов погибших… Вы представляете, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года!

Минута молчания.

Звучит песня «Священная война» музыка М. Блантера, слова В.И. Лебедева-Кумача.

Слайд 2.

Чтец 1: Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

              Стали тихими наши дворы,

              Наши мальчики головы подняли –

              Повзрослели они до поры,

              На пороге едва помаячили

              И ушли, за солдатом – солдат…

             До свидания, мальчики!

             Мальчики, постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад.

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:

Вместо свадеб – разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

           Сапоги – ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад…

До свидания, девочки!

Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Слайд 3.

Ведущий 1: Всё дальше от нас годы, опалённые войной. Уходят из жизни ветераны. Но в памяти народной и поныне живы страдания военных лет и бессмертное мужество народа. Фронтовые письма! Кому из людей старшего поколения не известны самодельные бумажные треугольники! Это завещания погибших героев живым!

Ведущий 2: Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко не отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее.

Ведущий 1: Это написанная кровью храбрых история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие её в том, что проходит она через сердце человека.

Ведущий 2: Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая даёт конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо ещё добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твёрдости и непобедимости.

Чтец 2: Фронтовое письмо, не молчи, расскажи

              О жестокой войне и о времени том,

              Как сражался солдат, как в окопах он жил,

              Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

Слайд 4.

Ведущий 1: В каждом письме с фронта нет не только печати обречённости, нет и тени этого, почти неизбежного перед лицом близкой смерти, душевного состояния.

Чтец 3: Я читаю письмо, что уже пожелтело с годами,

    На конверте в углу номер почты стоит полевой.

              Это в сорок втором мой отец написал моей маме

Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу».

Я читаю письмо и как будто все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет и биенье солдатских сердец.

Я читаю письмо, и сквозь годы отчетливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем отец.

Я читаю письмо, а за окнами солнце смеется,

Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

Я читаю письмо и уверен, что если придется,

Все, что сделал отец, я сумею всегда повторить.

Ведущий 2: Война – тяжёлое и жестокой испытание для души человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить в яростный, непримиримый бой со всем. 

Слайд 5.

Ведущий 1: Письма. Связь с домом, уверенность, что ты защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. 

Чтец 4: Кто был на фронте, верно, испытали,

    Что означают письма для бойца,

              Как эти письма биться заставляли

              В сраженьях огрубевшие сердца.

              Как их с волненьем люди ожидали,

              От них порою увлажнялся взгляд.

              Настанет день – придумают медали

              За ласковые письма для солдат!

 

Слайд 6.

Ведущий 2: Трудно выразить словами, сколько боли, горечи и слёз выпало на долю матерей в годы войны? Какая безмерная тяжесть легла на хрупкие женские плечи! Женщины самоотверженно работали у станков, на полях, вместе с воинами ковали победу, кормили и одевали защитников Родины.

Ведущий 1: А как переживали матери за своих сыновей, ушедших на фронт? Как поддерживали они любимых сыновей тёплыми, ласковыми словами в своих письмах.

Чтец 5: Слова в строке бежали ровно, прямо,

              И вдруг сквозь них далекий образ встал.

              Любимая, вся как живая, мама!

              Солдат в десятый раз письмо читал.

Заботы, беспокойства – как знакомо!

Вся мама, в каждом слове и строке.

Казалось: вот прижми письмо к щеке,

И ощутишь тепло и запах дома…

Слайд 7.

Ведущий 2: На свете не существует человека роднее и ближе матери. Её любовь к детям безгранична. От колыбельной песни до последнего вздоха мать дарит бескорыстную любовь, ласку, привязанность. А дети должны отвечать тем же – любовью, вниманием, заботой.

Ведущий 1: С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают её старость, дарят ей покой и радость.

Чтец 6: В одной станице под широкой грушей,

              Еще вчера слыхавшей гул «пантер».

              Писал открытку на крыле «катюши»

              Высокий черноглазый офицер. 

Пока еще не подвезли снаряды,

Есть время, чтоб открытку настрочить.

Он знал, как будет мама рада

Письмо от сына с фронта получить.

И верил я снова и снова,

Что в каждом конверте найду

Ее материнское слово,

Ее  сокровенное:  «Жду!»

Я знал в эти годы крутые,

Что  каждую строчку письма

С ней вместе писала Россия,

Россия, Россия сама!

Слайд 7.

Ведущий 2: В похоронках разные имена, фамилии, названия деревень, причины смерти: «ранен и умер от ран», «убит при бомбёжке», «убит, проявив геройство и мужество», «погиб», «убит при выполнении боевого задания», «ранен в грудную клетку и умер», «погиб смертью храбрых», «считать погибшим», «пропал без вести». Но суть одна – человека больше нет, и как жить без него – непонятно. 

Ведущий 1: В нашем музее есть копии извещений погибших на фронте или пропавших без вести. Лазебный Кузьма Тимофеевич, находясь на фронте, пропал без вести 1 июля 1942 года. Каунов Николай Григорьевич погиб 29 марта 1944 года в с. Старинно Витебской области.

Чтец 7: Когда я вижу, как убитый

              Сосед мой падает в бою,

              Не помню я его обиды,

Я помню про его семью.

Мне представляется невольно

Его обманутый уют…

Он мертв уже. Ему не больно,

А их ещё письмом убьют.

Слайд 8.

Ведущий 2: Письма  с  фронта шли  медленно, в виде бумажных треугольников. Конвертов не хватало. В школьном музее есть копии писем Прасолова В.И. и Анаприева М.Ф.  

«…Шлю вам всем, мои родные, горячий чистосердечный привет и желаю вам всего хорошего, дождаться меня домой…». «Привет от Васи своей многоуважемой жинке Поле…»

Ведущий 1: Письма с фронта… Как их ждали в годы войны! В них запеклась кровь событий. В них – память, которая нужна нам, не знавшим военного лихолетья.

Чтец 8: Здравствуй, папа,

              Ты опять мне снишься,

              Только в этот раз не на войне.

              Я немножко даже удивился,

              До чего ты прежний был во сне.

Папа!

Ты вернёшься невредимый,

Ведь война когда-нибудь пройдет.

Миленький, голубчик мой родимый,

Скоро майский праздник к нам придет.

              Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть, я тебе желаю всей душою

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб они наш край не разрушали,

Чтоб, как раньше, можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали

Обнимать тебя, тебя любить.

Слайд 9.

Ведущий 2: В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жён, любимых…

Ведущий 1: Популярным было стихотворение Константина  Симонова «Жди меня», посвящённое любимой женщине поэта – Валентине Серовой.

Ведущий 2: Написанное в 1941 году, уже в феврале 1942 года, когда под ударами советских войск гитлеровцы откатились от Москвы, «Правда» опубликовала это стихотворение, завоевавшее вскоре сердца читателей.

Ведущий 1: Солдаты вырезали его из газет, переписывали, сидя в окопах, заучивали наизусть и посылали в письмах жёнам и невестам. Его находили в нагрудных карманах раненых и убитых…

Чтец 9: Жди меня, и я вернусь.

              Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет.

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет:  «Повезло»

Не понять, не ждавшим, им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Слайд 10:

Ведущий 2: Прожить без веры в любовь и дружбу невозможно. Это горячо,  с яркой силой и выразительностью подтверждает своей лирикой Эдуард Асадов. Стихотворение «Я могу тебя очень ждать…» звучит как ответ на стихотворение «Жди меня».

Чтец 10: Я могу тебя очень ждать,

                Долго-долго и верно-верно,

И ночами могу не спать

Год, и два, и всю жизнь наверно!

Пусть листочки календаря

Облетят, как листва у сада,

Только знать бы, что все не зря,

Что тебе это вправду надо!

Я могу за тобой идти

По чащобам и перелазам,

По пескам, без дорог почти,

По горам, по любому пути,

Где и черт не бывал ни разу!

Все пройду, никого не коря,

Одолею любые тревоги,

Только знать бы, что все не зря,

Что потом не предашь в дороге.

Я могу за тебя отдать

Все, что есть у меня и будет.

Я могу за тебя принять

Горечь злейших на свете судеб.

Буду счастьем считать, даря

Целый мир тебе ежечасно.

Только знать бы, что все не зря,

Что люблю тебя не напрасно!

Слайд 11.

Ведущий 1: На солдатском поле, что находится в районе Городища, на въезде в Волгоград, стоит памятник девочке и солдатскому «треугольнику», расположенному у её ног. На этом «треугольнике» находится письмо девочке от её отца, капитана Д. Петракова, погибшего под Сталинградом.

Ведущий 2: «Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василёк. Представь себе: идет бой, рвутся вражеские снаряды, кругом воронки, и здесь же растёт цветок. И вдруг ещё один взрыв, василёк сорван. Я поднял его и положил в карман гимнастёрки. Цветок рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной волной…

«Случайный вальс. Ночь коротка» музыка М. Фрадкина, слова Е. Долматовского,  (танец в исполнении хореографического ансамбля).

Слайд 12.

Ведущий 1: Погибшие завещали нам беречь мир. В героическом прошлом Родины мы черпаем силы, чтобы бороться за мир. Примером нам служит подвиг дедов и прадедов, которые в своё время сделали всё, что смогли, для защиты и процветания России.

Чтец 11: Вы думаете, павшие молчат?

                Конечно, да – вы скажете. Неверно!

Они кричат, пока еще стучат

Сердца живых и осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь, а в нас.

За нас кричат.  Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

… Они кричат и будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была земля с пятью материками.

Великая! Она летит во мгле,

Ракетной скоростью до глобуса уменьшена.

Жилая вся.  И ходит по земле

Босая Память – маленькая женщина.

Слайд 13.

Ведущий 2: Кому довелось ездить по Воронежской трассе, тот наверняка обратил внимание на скульптурную композицию у околицы села Бобровы Дворы, неподалёку от Губкина. Это собирательный образ женщины, вдовы солдата. Но есть реальный прототип. Это Мария Фёдоровна Хорхордина, которая получила одно письмо с фронта от мужа Андрея. В этом письме он писал, их полк выступил на позиции, настроение боевое – врага бьём, дойдём до Берлина и скоро вернёмся домой… И всё – ни строчки больше ни словечка… Вскоре Мария получила извещение, что её муж Андрей Хорхордин «пропал без вести…». Только после войны, в результате многочисленных запросов пришла из военкомата справка, что Андрей умер в госпитале после тяжёлого ранения.

Звучит песня «Летят журавли» музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова.

Слайд 14.

Ведущий 1: Май есть и будет в нашем сознании соседством Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.

Ведущий 2: Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.

Ведущий 1: Обернитесь вслед скользящему над землёй облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего мая.

Ведущий 2: Задумайтесь о тех, кто будет встречать май без нас – после нас. Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы.

Ведущий 1: Это для них мы должны сохранить нашу Землю. Чтобы всегда летел над ней, лукаво холодя открытые детские лица и подгоняя перед собой невесомое облако нашей памяти, майский ветер.

Ведущий 2: Ветер Победы.

Ведущий 1: Ветер Мира.

Ведущий 2: Ветер Любви.

Слайд 15.

Чтец 12: Нас с каждым годом остается меньше,

                Прошедших сквозь свинец, огонь и чад.

Благословляю и мужчин и женщин

Сажать цветы, выращивать внучат.

Нет, не за тем, чтобы однажды снова

Земля стонала, заживо горя,

А чтоб война – то проклятое слово

Встречалась разве только в словарях.

Звучит песня «День Победы»   муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

Список использованной литературы

  1. Великий подвиг: вспоминают ветераны. – М.,АТ и СО, 2000.
  2. Лицом к Победе. Сборник стихотворений. М.: Современник, 1985.
  3. Они защищали Родину: Сценарий лит. – муз. композиции ко Дню Победы//  Жди меня, и я вернусь… – Мн.: 2004. Серия «Праздник в школе».
  4. Павлова Г. И Пусть поколения знают: Материал, посвящённый Великой Победе// Библиотека. – 2001. – №4.
  5. «Письма с фронта любимым…» И.М. Шульман / Барнаул «А.Р.Т.» 2007.
  6. «Поклонимся великим тем годам…» Сценарий литературно  – музыкальной композиции, посвящённой Дню Победы// Последний звонок. – 2003. – №1.
  7. Предвестье Великой Победы: сценарий литературного полигона// Школьная библиотека. – 2003. – №5.
  8. Силин А. Дорога длиною в 1418 дней: Фрагмент сценария клубного театрального представления// Молодёжная эстрада. – 2003. – №3/5.

 

1. Маяковский М. Памятник у дороги 11.04.2013. Белгородские известия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: belwesti.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

«Герои продолжают жить в нашей памяти» (литературно – музыкальная композиция, посвященная выпускникам Казанской средней школы, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны)

Литературно-музыкальная композиция для прведения школьной конференции старшеклассников, созданная на основе реальных событий из жизни учеников Казанской средней школы довоенных и военных лет. Традицио...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада».

СценарийЛитературно-музыкальная композиция «Был город-фронт, была блокада»....

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...