Классный час"Совесть"
классный час (9 класс) на тему

Махмутова Алсу Ракиповна

Разработка,презентация классного часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_kl.chasa_.docx36.78 КБ
Файл propala_sovest.docx30.12 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_kl.chasa_.ppt1.63 МБ
Файл did.mat-l.docx14.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Верхнесуньская СОШ» Мамадышского района

Личностно-ориентированный классный час

«Совесть – это наш внутренний судья»

Разработала: Махмутова Алсу Ракиповна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Верхнесуньская СОШ»

2013-2014 учебный год

Личностно-ориентированный классный час

«Совесть – это наш внутренний судья» (П.А.Гольбах)

Цель: 

Помочь обучающимся в осмыслении важнейшего нравственного понятия  «совесть»

Задачи:

-формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку своих поступков,

-побуждать детей к самоанализу, к размышлению о себе, к поиску высоких нравственных идеалов.

Форма: личностно-ориентированный классный час - размышление.

Возрастная категория:8 класс

Оборудование и материалы: толковые словари В.И.Даля и С.И.Ожегова, карточки для групповых заданий и заданий в парах, записные книжки учащихся,  музыка для релаксации при выполнении заданий.

Ход классного часа

  1. Организационно-мотивационный момент.

Классный руководитель (читает начало стихотворения):

Однажды предрассветною порой                                        
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
– Что главное, скажите в человеке?..

Как бы вы ответили на этот вопрос? Что главное в человеке?

Ответы обучающихся: добро, любовь, терпение, уважение, заботу, сострадание, добродетель, честность, благодарность, милосердие, взаимопомощь, щедрость, трудолюбие,  скромность, тактичность и др. Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные      (по их мнению)качества и прикрепляют полоску к доске.Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали?

Классный руководитель (продолжает чтение стихотворения):

– Конечно, разум – первый мне ответил.                                
С ним каждый путь и правилен и светел. 
– Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: 
– Воля на пути,
Которой нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, – заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (
пауза)…
Невелика моя об этом повесть,                                              
Но главное у человека – 
совесть!

- Конечно всё, что вы назвали очень важно в человеке, но автор стихотворения считает главным в каждом – совесть. И наш разговор сегодня об этом важнейшем нравственном понятии. Оно является ключевым в иерархии нравственных ценностей. К очень многим поступкам, совершаемым людьми, имеет отношение совесть.

    Как обычно, в ходе нашего классного часа вы можете делать для себя записи в своих записных книжках.

    2. Актуализация первичного опыта.

Слово классного руководителя: Как вы понимаете значение этого слова?

(Свободные высказывания детей) Давайте обратимся к словарям.

Выступление учащихся, подготовивших сообщения по словарным статьям

словарей С.И. Ожегова и В.И.Даля.

1 ученик:В словаре С.И.Ожегова даётся следующее определение понятия «совесть»: совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми.

Слово классного руководителя:Согласны ли вы с таким определением? Что бы вы добавили? Чего в нём не хватает? (свободные высказывания учащихся).

2 ученик:В словаре В.И.Даля даётся более развёрнутое определение с опорой на народное мышление: «Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

  1. Актуализация обогащаемого опыта.

Слово классного руководителя:В словарной статье В.И.Даля приводятся  пословицы и поговорки, связанные с этим понятием. И неслучайно. В устном народном творчестве отразились народные представления о добре и зле. Какие пословицы и поговорки о совести, стыде вы знаете?

Учащиеся называют известные пословицы и поговорки.

Работа в группах:

Задание: собрать из кусочков пословицу и разъяснить ее смысл.

1. Как не мудри, а совести не перемудришь.

2. От человека утаишь, от совести не утаишь

3. Волосом сед, а совести нет.

4. Платье черненько, да совесть беленька.

5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет.

6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь.

7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека.

8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь.

9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится.

10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

11. Есть слезы - есть и совесть.

12. Говори по делу, живи по совести.

Слово классного руководителя: Вспомним уроки русского языка. Прошу вас подобрать однокоренные слова к слову «совесть». (Учащиеся называют слова: совестить, совеститься, бессовестный, совестно, бессовестно, совестность, совестный, совестливый, совестливо).На какие две группы можно разделить все эти слова по значению? (по наличию или отсутствию совести).

Давайте поразмышляем, насколько это понятие актуально в наши дни, не утратило ли оно своей ценности, ведь многие считают, что в современном мире нет ни Добра. Ни Совести, а на пути к поставленной цели все средства хороши. Нравственной личностью человек становится тогда, когда в его душе навсегда поселяются совесть, стыд, ответственность и долг. Эти нравственные качества тесно связаны между собой. Стыд и совесть почти синонимы,  и не зря в народе говорится: есть стыд, есть и совесть.

Чего, по-вашему, надо стыдиться в жизни? И почему вы так считаете? (Обращаются к записи на доске:

- бедность своих родителей;

- неряшливый вид;

- аккуратная, но не модная одежда;

- пренебрежение к окружающим;

- высокомерие;

- физические недостатки;

- некрасивые поступки;

- непрестижная работа родителей;

- твое «простое» происхождение;

- невежество, необразованность, безграмотность;

- вульгарная внешность;

-нецензурные выражения.

Чего-то ещё)

Вычеркните лишнее и дополните получившийся список. (Учащиеся дополняют список, делают записи в своих записных книжках).

А какие качества человеческого характера совместимы с понятием «совесть», а какие нет?

Работа в парах.

Классный руководитель организует работу в парах: учащиеся получают карточки с качествами характера: честность, трудолюбие, взаимопомощь, бескорыстие, милосердие, эгоизм, корыстолюбие, жестокость, равнодушие, леность, лживость, грубость и др. Учащиеся должны выбрать  те, что совместимы с понятием «совесть»

  1. Актуализация закрепляемого опыта.

Слово классного руководителя: У А. С. Макаренко есть слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести не тогда, когда его смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит и не узнаёт об этом». А что значит – поступать по совести?

Работа в группах.

Каждая группа получает карточку с описанной в ней ситуацией. Учащиеся обсуждают и аргументируют свою позицию по поводу данной ситуации:

Ситуация 1.  В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Ситуация 2.  Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2».Оцените действия мальчиков.

Ситуация 3.  Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.

Ситуация 4.  Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

Учащиеся представляют результаты обсуждений, высказывают свою точку зрения.

Слово классного руководителя: Вспомните теперь о таком случае из своей жизни, когда вы обидели друга или близкого человека,  и он вас простил. Как вы себя чувствовали, какой была ваша реакция? (ответы учащихся)

Какие чувства может испытывать человек, когда поступил по совести, а какие – когда поступил не по совести. Выберите эти качества, дополните их список.

Работа в группах.

Задание: полученные карточки с названиями чувств и их проявлением  разложите на две группы. Слова на карточках: умиротворение, радость, беспокойство, раздражительность, прямо смотришь людям в глаза, отводишь взгляд, неуверенность в себе, уверенность в себе.

  1. Рефлексивный этап.

«Я-задание» (не проверяется):

Проанализируйте свои чувства, которые вы испытываете, совершая хорошие или плохие поступки, заполните карточку.

Поступил хорошо

Я

Поступил плохо

Слово классного руководителя: Можно ли развивать свою совесть?.. Думайте, анализируйте, размышляйте о том, что вокруг и внутри вас. Продумывайте последствия ваших поступков. Тренировка совести – это глубокая работа ума и сердца. Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого из вас привычкой. Чтобы вы научились четко оценивать свои поступки, критически относиться к себе. Пусть ваш внутренний судья - совесть, помогает вам различать добро и зло.А в заключении послушаем притчу монаха Варнавы (Санина)(Притчу читает заранее подготовленный ученик).

Совесть

  Раз сказала совесть человеку, что он не прав, другой, третий... На четвертый он решил избавиться от нее. Да не на день или два - навсегда! Думал-думал, как это сделать, и надумал... 

- Давай, - говорит, - совесть, в прятки играть! 

- Нет, - говорит та. - Ты меня все равно обманешь - подглядывать будешь! 

Притворился тогда человек совсем больным и говорит: 

- Занедужил я что-то... Принеси-ка мне из погреба молочка! 

Не смогла отказать ему в этом совесть. Спустилась в погреб. А мужик прыг из кровати - и закрыл ее! 

   Позвал он на радостях друзей и с легким сердцем: одного обманул, другого обидел, а когда они стали обижаться, и вовсе выгнал всех вон. И никаких тебе угрызений, никаких попреков - хорошо на душе, спокойно. Хорошо-то хорошо, да только прошел день, другой, а чего-то стало не хватать человеку. И через месяц он понял чего - совести! И такая тут тоска на него навалилась, что он не выдержал и открыл крышку погреба. 

- Ладно, - говорит, - выходи! Только теперь не командуй! 

  А в ответ - молчание. Спустился в погреб: туда, сюда - нет нигде совести! 
Видно, и впрямь, избавился от нее навсегда... Зарыдал человек: 

- Как же я теперь без совести жить-то буду?

И вдруг слышит тихий-претихий голос. Не из погреба - в сердце: 

- Здесь я... 

Позвал человек на радостях друзей, извинился и такой им тут пир устроил! 
Все думали, что у него день рождения, и поздравляли его с этим. А он и не отказывался, и совесть не возражала. И совсем не потому, что боялась опять оказаться в подвале. Ведь, если разобраться, так всё оно и было!

Автор: монах Варнава (Санин)

Литература:

  1. М. А. Алоева, В. Е. Бейсова, Классные часы и родительские собрания в 7-9 классах, Ростов – на – Дону, Феникс, 2007.
  2. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный классный час: Особенности содержания и организации // Классный руководитель. – 2006. - №2.
  3. http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/klassnyy-chas-sovest-vnutrenniy-sudya-cheloveka


Предварительный просмотр:

Пропала совесть

Сказки Салтыкова-Щедрина М.Е

Пропала совесть. По-старому толпились люди на улицах и в театрах; по-старому они то догоняли, то перегоняли друг друга; по-старому суетились и ловили на лету куски, и никто не догадывался, что чего-то вдруг стало недоставать и что в общем жизненном оркестре перестала играть какая-то дудка. Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее. Легче сделался ход человека: ловчее стало подставлять ближнему ногу, удобнее льстить, пресмыкаться, обманывать, наушничать и клеветать. Всякую болесть вдруг как рукой сняло; люди не шли, а как будто неслись; ничто не огорчало их, ничто не заставляло задуматься; и настоящее, и будущее - все, казалось, так и отдавалось им в руки, - им, счастливцам, не заметившим о пропаже совести.

 Совесть пропала вдруг... почти мгновенно! Еще вчера эта надоедливая приживалка так и мелькала перед глазами, так и чудилась возбужденному воображению, и вдруг... ничего! Исчезли досадные призраки, а вместе с ними улеглась и та нравственная смута, которую приводила за собой обличительница-совесть. Оставалось только смотреть на божий мир и радоваться: мудрые мира поняли, что они, наконец, освободились от последнего ига, которое затрудняло их движения, и, разумеется, поспешили воспользоваться плодами этой свободы. Люди остервенились; пошли грабежи и разбои, началось вообще разорение.

 А бедная совесть лежала между тем на дороге, истерзанная, оплеванная, затоптанная ногами пешеходов. Всякий швырял ее, как негодную ветошь, подальше от себя; всякий удивлялся, каким образом в благоустроенном городе, и на самом бойком месте, может валяться такое вопиющее безобразие. И бог знает, долго ли бы пролежала таким образом бедная изгнанница, если бы не поднял ее какой-то несчастный пропоец, позарившийся с пьяных глаз даже на негодную тряпицу, в надежде получить за нее шкалик.

 И вдруг он почувствовал, что его пронизала словно электрическая струя какая-то. Мутными глазами начал он озираться кругом и совершенно явственно ощутил, что голова его освобождается от винных паров и что к нему постепенно возвращается то горькое сознание действительности, на избавление от которого были потрачены лучшие силы его существа. Сначала он почувствовал только страх, тот тупой страх, который повергает человека в беспокойство от одного предчувствия какой-то грозящей опасности; потом всполошилась память, заговорило воображение. Память без пощады извлекала из тьмы постыдного прошлого все подробности насилий, измен, сердечной вялости и неправд; воображение облекало эти подробности в живые формы. Затем, сам собой, проснулся суд...

 Жалкому пропойцу все его прошлое кажется сплошным безобразным преступлением. Он не анализирует, не спрашивает, не соображает: он до того подавлен вставшею перед ним картиною его нравственного падения, что тот процесс самоосуждения, которому он добровольно подвергает себя, бьет его несравненно больнее и строже, нежели самый строгий людской суд. Он не хочет даже принять в расчет, что большая часть того прошлого, за которое он себя так клянет, принадлежит совсем не ему, бедному и жалкому пропойцу, а какой-то тайной, чудовищной силе, которая крутила и вертела им, как крутит и вертит в степи вихрь ничтожною былинкою. Что такое его прошлое? почему он прожил его так, а не иначе? что такое он сам? - все это такие вопросы, на которые он может отвечать только удивлением и полнейшею бессознательностью. Иго строило его жизнь; под игом родился он, под игом же сойдет и в могилу. Вот, пожалуй, теперь и явилось сознание - да на что оно ему нужно? затем ли оно пришло, чтоб безжалостно поставить вопросы и ответить на них молчанием? затем ли, чтоб погубленная жизнь вновь хлынула в разрушенную храмину, которая не может уже выдержать наплыва ее?

 Увы! проснувшееся сознание не приносит ему с собой ни примирения, ни надежды, а встрепенувшаяся совесть указывает только один выход - выход бесплодного самообвинения. И прежде кругом была мгла, да и теперь та же мгла, только населившаяся мучительными привидениями; и прежде на руках звенели тяжелые цепи, да и теперь те же цепи, только тяжесть их вдвое увеличилась, потому что он понял, что это цепи. Льются рекой бесполезные пропойцевы слезы; останавливаются перед ним добрые люди и утверждают, что в нем плачет вино.

 - Батюшки! не могу... несносно! - криком кричит жалкий пропоец, а толпа хохочет и глумится над ним. Она не понимает, что пропоец никогда не был так свободен от винных паров, как в эту минуту, что он просто сделал несчастную находку, которая разрывает на части его бедное сердце. Если бы она сама набрела на эту находку, то уразумела бы, конечно, что есть на свете горесть, лютейшая всех горестей, - это горесть внезапно обретенной совести. Она уразумела бы, что и она - настолько же подъяремная и изуродованная духом толпа, насколько подъяремен и нравственно искажен взывающий перед нею пропоец.

 "Нет, надо как-нибудь ее сбыть! а то с ней пропадешь, как собака!" - думает жалкий пьяница и уже хочет бросить свою находку на дорогу, но его останавливает близь стоящий хожалый.

 - Ты, брат, кажется, подбрасыванием подметных пасквилей заниматься вздумал! - говорит он ему, грозя пальцем, - у меня, брат, и в части за это посидеть недолго!

 Пропоец проворно прячет находку в карман и удаляется с нею. Озираясь и крадучись, приближается он к питейному дому, в котором торгует старинный его знакомый, Прохорыч. Сначала он заглядывает потихоньку в окошко и, увидев, что в кабаке никого нет, а Прохорыч один-одинехонек дремлет за стойкой, в одно мгновение ока растворяет дверь, вбегает, и прежде, нежели Прохорыч успевает опомниться, ужасная находка уже лежит у него в руке.

 Некоторое время Прохорыч стоял с вытаращенными глазами; потом вдруг весь вспотел. Ему почему-то померещилось, что он торгует без патента; но, оглядевшись хорошенько, он убедился, что все патенты, и синие, и зеленые, и желтые, налицо. Он взглянул на тряпицу, которая очутилась у него в руках, и она показалась ему знакомою.

 "Эге! - вспомнил он, - да, никак, это та самая тряпка, которую я насилу сбыл перед тем, как патент покупать! да! она самая и есть!"

 Убедившись в этом, он тотчас же почему-то сообразил, что теперь ему разориться надо.

 - Коли человек делом занят, да этакая пакость к нему привяжется, - говори, пропало! никакого дела не будет и быть не может! - рассуждал он почти машинально и вдруг весь затрясся и побледнел, словно в глаза ему глянул неведомый дотоле страх.

 - А ведь куда скверно спаивать бедный народ! - шептала проснувшаяся совесть.

 - Жена! Арина Ивановна! - вскрикнул он вне себя от испуга.

 Прибежала Арина Ивановна, но как только увидела, какое Прохорыч сделал приобретение, так не своим голосом закричала: "Караул! батюшки! грабят!"

 "И за что я, через этого подлеца, в одну минуту всего лишиться должен?" - думал Прохорыч, очевидно, намекая на пропойца, всучившего ему свою находку. А крупные капли пота между тем так и выступали на лбу его.

 Между тем кабак мало-помалу наполнялся народом, но Прохорыч, вместо того, чтоб с обычною любезностью потчевать посетителей, к совершенному изумлению последних, не только отказывался наливать им  вино, но даже очень трогательно доказывал, что в вине заключается источник всякого несчастия для бедного человека.

 - Коли бы ты одну рюмочку выпил - это так! это даже пользительно! - говорил он сквозь слезы, - а то ведь ты норовишь, как бы тебе целое ведро сожрать! И что ж? сейчас тебя за это самое в часть сволокут; в части тебе под рубашку засыплют, и выдешь ты оттоль, словно кабы награду какую получил! А и всей-то твоей награды было сто лозанов! Так вот ты и подумай, милый человек, стоит ли из-за этого стараться, да еще мне, дураку, трудовые твои денежки платить!

 - Да что ты, никак, Прохорыч, с ума спятил! - говорили ему изумленные посетители.

 - Спятишь, брат, коли с тобой такая оказия случится! - отвечал Прохорыч, - ты вот лучше посмотри, какой я нынче патент себе выправил!

 Прохорыч показывал всученную ему совесть и предлагал, не хочет ли кто из посетителей воспользоваться ею. Но посетители, узнавши, в чем штука, не только не изъявляли согласия, но даже боязливо сторонились и отходили подальше.

 - Вот так патент! - не без злобы прибавлял Прохорыч.

 - Что ж ты теперь делать будешь? - спрашивали его посетители.

 - Теперича я полагаю так: остается мне одно - помереть! Потому обманывать я теперь не могу; водкой спаивать бедный народ тоже не согласен; что же мне теперича делать, кроме как помереть?

 - Резон! - смеялись над ним посетители.

 - Я даже так теперь думаю, - продолжал Прохорыч, - всю эту посудину, какая тут есть, перебить и вино в канаву вылить! Потому, коли ежели кто имеет в себе эту добродетель, так тому даже самый запах сивушный может нутро перевернуть!

 - Только смей у меня! - вступилась наконец Арина Ивановна, сердца которой, по-видимому, не коснулась благодать, внезапно осенившая Прохорыча, - ишь добродетель какая выискалась!

 Но Прохорыча уже трудно было пронять. Он заливался горькими слезами и все говорил, все говорил.

 - Потому, - говорил он, - что ежели уж с кем это несчастие случилось, тот так несчастным и должен быть. И никакого он об себе мнения, что он торговец или купец, заключить не смеет. Потому что это будет одно его напрасное беспокойство. А должен он о себе так рассуждать: "Несчастный я человек в сем мире - и больше ничего".

 Таким образом в философических упражнениях прошел целый день, и хотя Арина Ивановна решительно воспротивилась намерению своего мужа перебить посуду и вылить вино в канаву, однако они в тот день не продали ни капли. К вечеру Прохорыч даже развеселился и, ложась на ночь, сказал плачущей Арине Ивановне:

 - Ну вот, душенька и любезнейшая супруга моя! хоть мы и ничего сегодня не нажили, зато как легко тому человеку, у которого совесть в глазах есть!

 И действительно, он, как лег, так сейчас и уснул. И не метался во сне, и даже не храпел, как это случалось с ним в прежнее время, когда он наживал, но совести не имел.

 Но Арина Ивановна думала об этом несколько иначе. Она очень хорошо понимала, что в кабацком деле совесть совсем не такое приятное приобретение, от которого можно было бы ожидать прибытка, и потому решилась во что бы то ни стало отделаться от непрошеной гостьи. Скрепя сердце, она переждала ночь, но как только в запыленные окна кабака забрезжил свет, она выкрала у спящего мужа совесть и стремглав бросилась с нею на улицу.

 Как нарочно, это был базарный день; из соседних деревень уже тянулись мужики с возами, и квартальный надзиратель Ловец самолично отправлялся на базар для наблюдения за порядком. Едва завидела Арина Ивановна поспешающего Ловца, как у ней блеснула уже в голове счастливая мысль. Она во весь дух побежала за ним, и едва успела поравняться, как сейчас же, с изумительною ловкостью, сунула потихоньку совесть в карман его пальто.

 Ловец был малый не то чтоб совсем бесстыжий, но стеснять себя не любил и запускал лапу довольно свободно. Вид у него был не то чтоб наглый, а устремительный. Руки были не то чтоб слишком озорные, но охотно зацепляли все, что попадалось по дороге. Словом сказать, был лихоимец порядочный.

 И вдруг этого самого человека начало коробить.

 Пришел он на базарную площадь, и кажется ему, что все, что там ни наставлено, и на возах, и на рундуках, и в лавках, - все это не его, а чужое. Никогда прежде этого с ним не бывало. Протер он себе бесстыжие глаза и думает: "Не очумел ли я, не во сне ли все это мне представляется?" Подошел к одному возу, хочет запустить лапу, ан лапа не поднимается; подошел к другому возу, хочет мужика за бороду вытрясти - о, ужас! длани не простираются!

 Испугался.

 "Что это со мной нынче сделалось? - думает Ловец, - ведь этаким манером, пожалуй, и напредки все дело себе испорчу! Уж не воротиться ли, за добра ума, домой?"

 Однако понадеялся, что, может быть, и пройдет. Стал погуливать по базару; смотрит, лежит всякая живность, разостланы всякие материи, и все это как будто говорит: "Вот и близок локоть, да не укусишь!"

 А мужики между тем осмелились: видя, что человек очумел, глазами на свое добро хлопает, стали шутки шутить, стали Ловца Фофаном Фофанычем звать.

 - Нет, это со мною болезнь какая-нибудь! - решил Ловец и так-таки без кульков, с пустыми руками, и отправился домой.

 Возвращается он домой, а Ловчиха-жена уж ждет, думает: "Сколько-то мне супруг мой любезный нынче кульков принесет?" И вдруг - ни одного. Так и закипело в ней сердце, так и накинулась она на Ловца.

 - Куда кульки девал? - спрашивает она его.

 - Перед лицом моей совести свидетельствуюсь... - начал было Ловец.

 - Где у тебя кульки, тебя спрашивают?

 - Перед лицом моей совести свидетельствуюсь... - Вновь повторил Ловец.

 - Ну, так и обедай своею совестью до будущего базара, а у меня для тебя нет обеда! - решила Ловчиха.

 Понурил Ловец голову, потому что знал, что Ловчихино слово твердое. Снял он с себя пальто - и вдруг словно преобразился совсем! Так как совесть осталась, вместе с пальто, на стенке, то сделалось ему опять и легко, и свободно, и стало опять казаться, что на свете нет ничего чужого, а всё его. И почувствовал он вновь в себе способность глотать и загребать.

 - Ну, теперь вы у меня не отвертитесь, дружки! - сказал Ловец, потирая руки, и стал поспешно надевать на себя пальто, чтоб на всех парусах лететь на базар.

 Но, о чудо! едва успел он надеть пальто, как опять начал корячиться. Просто как будто два человека в нем сделалось: один, без пальто, - бесстыжий, загребистый и лапистый; другой, в пальто, - застенчивый и робкий. Однако хоть и видит, что не успел за ворота выйти, как уж присмирел, но от намерения своего идти на базар не отказался. "Авось-либо, думает, превозмогу".

 Но чем ближе он подходил к базару, тем сильнее билось его сердце, тем неотступнее сказывалась в нем потребность примириться со всем этим средним и малым людом, который из-за гроша целый день бьется на дождю да на слякоти. Уж не до того ему, чтоб на чужие кульки засматриваться; свой собственный кошелек, который был у него в кармане, сделался ему в тягость, как будто он вдруг из достоверных источников узнал, что в этом кошельке лежат не его, а чьи-то чужие деньги.

 - Вот тебе, дружок, пятнадцать копеек! - говорит он, подходя к какому-то мужику и подавая ему монету.

 - Это за что же, Фофан Фофаныч?

 - А за мою прежнюю обиду, друг! прости меня, Христа ради!

 - Ну, бог тебя простит!

 Таким образом обошел он весь базар и роздал все деньги, какие у него были. Однако, сделавши это, хоть и почувствовал, что на сердце у него стало легко, но крепко призадумался.

 - Нет, это со мною сегодня болезнь какая-нибудь приключилась, - опять сказал он сам себе, - пойду-ка я лучше домой, да кстати уж захвачу по дороге побольше нищих, да и накормлю их, чем бог послал!

 Сказано - сделано: набрал он нищих видимо-невидимо и привел их к себе во двор. Ловчиха только руками развела, ждет, какую он еще дальше проказу сделает. Он же потихоньку прошел мимо нее и ласково таково сказал:

 - Вот, Федосьюшка, те самые странние люди, которых ты просила меня привести: покорми их, ради Христа!

 Но едва успел он повесить свое пальто на гвоздик, как ему и опять стало легко и свободно. Смотрит в окошко и видит, что на дворе у него нищая братия со всего городу сбита! Видит и не понимает: "Зачем? неужто всю эту уйму сечь предстоит?"

 - Что за народ? - выбежал он на двор в исступлении.

 - Как что за народ? это всё странние люди, которых ты накормить велел! - огрызнулась Ловчиха.

 - Гнать их! в шею! вот так! - закричал он не своим голосом и, как сумасшедший, бросился опять в дом.

 Долго ходил он взад и вперед по комнатам и все думал, что такое с ним сталось? Человек он был всегда исправный, относительно же исполнения служебного долга просто лев, и вдруг сделался тряпицею!

 - Федосья Петровна! матушка! да свяжи ты меня, ради Христа! чувствую, что я сегодня таких дел наделаю, что после целым годом поправить нельзя будет! - взмолился он.

 Видит и Ловчиха, что Ловцу ее круто пришлось. Раздела его, уложила в постель и напоила горяченьким. Только через четверть часа пошла она в переднюю и думает: "А посмотрю-ка я у него в пальто; может, еще и найдутся в карманах какие-нибудь грошики?" Обшарила один карман - нашла пустой кошелек; обшарила другой карман - нашла какую-то грязную, замасленную бумажку. Как развернула она эту бумажку - так и ахнула!

 - Так вот он нынче на какие штуки пустился! - сказала она себе, - совесть в кармане завел!

 И стала она придумывать, кому бы ей эту совесть сбыть, чтоб она того человека не в конец отяготила, а только маленько в беспокойство привела. И придумала, что самое лучшее ей место будет у отставного откупщика, а ныне финансиста и железнодорожного изобретателя, еврея Шмуля Давыдовича Бржоцского.

 - У этого, по крайности, шея толста! - решила она, - может быть, и побьется малое дело, а выдержит!

 Решивши таким образом, она осторожно сунула совесть в штемпельный конверт, надписала на нем адрес Бржоцского и опустила в почтовый ящик.

 - Ну, теперь можешь, друг мой, смело идти на базар, - сказала она мужу, воротившись домой.

 Самуил Давыдыч Бржоцский сидел за обеденным столом, окруженный всем своим семейством. Подле него помещался десятилетний сын Рувим Самуилович и совершал в уме банкирские операции.

 - А сто, папаса, если я этот золотой, который ты мне подарил, буду отдавать в рост по двадцати процентов в месяц, сколько у меня к концу года денег будет? - спрашивал он.

 - А какой процент: простой или слозный? - спросил, в свою очередь, Самуил Давыдыч.

 - Разумеется, папаса, слозный!

 - Если слозный и с усецением дробей, то будет сорок пять рублей и семьдесят девять копеек!

 - Так я, папаса, отдам!

 - Отдай, мой друг, только надо благонадезный залог брать!

 С другой стороны сидел Иосель Самуилович, мальчик лет семи, и тоже решал в уме своем задачу: летело стадо гусей; далее помещался Соломон Самуилович, за ним Давыд Самуилович и соображали, сколько последний должен первому процентов за взятые заимообразно леденцы. На другом конце стола сидела красивая супруга Самуила Давыдыча, Лия Соломоновна, и держала на руках крошечную Рифочку, которая инстинктивно тянулась к золотым браслетам, украшавшим руки матери.

 Одним словом, Самуил Давыдыч был счастлив. Он уже собирался кушать какой-то необыкновенный соус, украшенный чуть не страусовыми перьями и брюссельскими кружевами, как лакей подал ему на серебряном подносе письмо.

 Едва взял Самуил Давыдыч в руки конверт, как заметался во все стороны, словно угорь на угольях.

 - И сто зе это такое! и зацем мне эта вессь! - завопил он, трясясь всем телом.

 Хотя никто из присутствующих ничего не понимал в этих криках, однако для всех стало ясно, что продолжение обеда невозможно.

 Я не стану описывать здесь мучения, которые претерпел Самуил Давыдыч в этот памятный для него день; скажу только одно: этот человек, с виду тщедушный и слабый, геройски вытерпел самые лютые истязания, но даже пятиалтынного возвратить не согласился.

 - Это сто зе! это ницего! только ты крепце дерзи меня, Лия! - уговаривал он жену во время самых отчаянных пароксизмов, - и если я буду спрасивать скатулку - ни-ни! пусть лущи умру!

 Но так как нет на свете такого трудного положения, из которого был бы невозможен выход, то он найден был и в настоящем случае. Самуил Давыдыч вспомнил, что он давно обещал сделать какое-нибудь пожертвование в некоторое благотворительное учреждение, состоявшее в заведовании одного знакомого ему генерала, но дело это почему-то изо дня в день все оттягивалось. И вот теперь случай прямо указывал на средство привести в исполнение это давнее намерение.

 Задумано - сделано. Самуил Давыдыч осторожно распечатал присланный по почте конверт, вынул из него щипчиками посылку, переложил ее в другой конверт, запрятал туда еще сотенную ассигнацию, запечатал и отправился к знакомому генералу.

 - Зелаю, васе превосходительство, позертвование сделать! - сказал он, кладя на стол пакет перед обрадованным генералом.

 - Что же-с! это похвально! - отвечал генерал, - я всегда это знал, что вы... как еврей... и по закону Давидову... Плясаше - играше... так, кажется?

 Генерал запутался, ибо не знал наверное, точно ли Давид издавал законы, или кто другой.

 - Тоцно так-с; только какие зе мы евреи, васе превосходительство! - заспешил Самуил Давыдыч, уже совсем облегченный, - только с виду мы евреи, а в дусе совсем-совсем русские!

 - Благодарю! - сказал генерал, - об одном сожалею... как христианин... отчего бы вам, например?., а?..

 - Васе превосходительство... мы только с виду... поверьте цести, только с виду!

 - Однако?

 - Васе превосходительство!

 - Ну,ну, ну! Христос с вами!

 Самуил Давыдыч полетел домой словно на крыльях. В этот же вечер он уже совсем позабыл о претерпенных им страданиях и выдумал такую диковинную операцию ко всеобщему уязвлению, что на другой день все так и ахнули, как узнали.

 И долго таким образом шаталась бедная, изгнанная совесть по белому свету, и перебывала она у многих тысяч людей. Но никто не хотел ее приютить, а всякий, напротив того, только о том думал, как бы отделаться от нее и хоть бы обманом, да сбыть с рук.

 Наконец наскучило ей и самой, что негде ей, бедной, голову приклонить и должна она свой век проживать в чужих людях, да без пристанища. Вот и взмолилась она последнему своему содержателю, какому-то мещанинишке, который в проходном ряду пылью торговал и никак не мог от той торговли разжиться.

 - За что вы меня тираните! - жаловалась бедная совесть, - за что вы мной, словно отымалкой какой, помыкаете?

 - Что же я с тобою буду делать, сударыня совесть, коли ты никому не нужна? - спросил, в свою очередь, мещанинишка.

 - А вот что, - отвечала совесть, - отыщи ты мне маленькое русское дитя, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони меня в нем! авось он меня, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он меня в меру возраста своего произведет, да и в люди потом со мной выйдет - не погнушается.

 По этому ее слову все так и сделалось. Отыскал мещанинишка маленькое русское дитя, растворил его сердце чистое и схоронил в нем совесть.

 Растет маленькое дитя, а вместе с ним растет в нем и совесть. И будет маленькое дитя большим человеком, и будет в нем большая совесть. И исчезнут тогда все неправды, коварства и насилия, потому что совесть будет не робкая и захочет распоряжаться всем сама.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Free Powerpoint Templates Четвертое декабря Классный час

Слайд 5

«Совесть –это наш внутренний судья» (П.А. Гольбах)

Слайд 6

Структура ФИНК-РАЙНТ-РАУНД РОБИН

Слайд 7

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми .

Слайд 8

Совесть – нравственное сознание, нравственное чутьё или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру; отвращающее от зла и лжи; невольная любовь к добру и истине; принуждённая правда, в различной степени развития».

Слайд 9

1. Как не мудри, а совести не перемудришь. 1 группа 2. От человека утаишь, от совести не утаишь 3. Волосом сед, а совести нет. 2 группа 4. Платье черненько, да совесть беленька. 5. Есть совесть, есть и стыд, а стыда нет, и совести нет. 3 группа 6. Деньги потеряешь - можно нажить, а совесть потеряешь - беду узнаешь 7. Без рук, без ног - калека, без совести - полчеловека. 4 группа 8. Совесть - не повесть: в архив не сдашь. 9. У кого совесть чиста, у того подушка под головой не вертится. 5 группа 10. Бывает и палач с совестью, бывает, и судья без совести.

Слайд 11

Однокоренные слова: СОВЕСТЬ совестить, совеститься, бессовестный, совестно, бессовестно, совестность, совестный, совестливый, совестливо

Слайд 12

бедность своих родителей; неряшливый вид; аккуратная, но не модная одежда; пренебрежение к окружающим; высокомерие; физические недостатки; некрасивые поступки; непрестижная работа родителей; твое «простое» происхождение; невежество, необразованность, безграмотность; вульгарная внешность; нецензурные выражения.

Слайд 14

бедность своих родителей; неряшливый вид; аккуратная, но не модная одежда; пренебрежение к окружающим; высокомерие; физические недостатки; некрасивые поступки; непрестижная работа родителей; твое «простое» происхождение; невежество, необразованность, безграмотность; вульгарная внешность; нецензурные выражения.

Слайд 15

М.Е. Салтыков – Щедрин. Сказка «Пропала совесть»

Слайд 18

СИТУАЦИИ Ситуация 1. В школьном коридоре Вадим нашел кошелек. Кроме Вадима, в коридоре никого не было. Как, вы думаете, он должен поступить?

Слайд 19

СИТУАЦИИ Ситуация 2. Накануне урока биологии Володе позвонил одноклассник Сергей, отсутствовавший на уроке, чтобы узнать у него домашнее задание. Володя ответил, что ничего не задали, хотя на самом деле сам не записал домашнее задание. На уроке Сережу спросили, а он не ответил. В итоге – «2». Оцените действия мальчиков.

Слайд 20

СИТУАЦИИ Ситуация 3. Летним жарким днём в битком набитом автобусе, следующем почти через весь город к реке, взгляд мой почему-то задержался на семейной паре. Молодая, полная, пышно одетая женщина и девочка лет тринадцати сидели на местах, над которыми висела табличка: «Для пассажиров с детьми и инвалидов». Мать примостилась с краю. Как на грех, в этом трясучем автобусе, видимо, управляемом неопытным водителем, скопилось на редкость много старушек. Вот им-то, обвешанным сумками, изнемогающим от духоты, приходилось особенно лихо. При всяком толчке их нещадно кидало взад-вперёд. А девочка, которая сидела у окошка, притворно спала себе, занимая сиденье, предназначенное как раз для этих старых и немощных людей.

Слайд 21

СИТУАЦИИ Ситуация 4. Вы покупаете в магазине молоко, расплачиваетесь сторублевой купюрой, и продавец по ошибке возвращает вам ваши 100 рублей и дает вам сдачу. Как вы поступите?

Слайд 22

СИТУАЦИИ Ситуация 5 . На весенние каникулы класс вместе с классным руководителем планирует поездку в лес. Идет бурная подготовка к веселому путешествию. Но внезапно в классе происходит ЧП: кто-то сорвал кран с огнетушителя и залил пеной весь пол в кабинете химии. Классный руководитель просит виновника признаться и привести класс в порядок. Но никто не признается. Тогда классный руководитель наказывает весь класс и поездка отменяется.

Слайд 23

Минута раскаяния

Слайд 24

«Совесть –это наш внутренний судья» (П.А. Гольбах)

Слайд 25

Притча монаха Варнавы (Санин)



Предварительный просмотр:

Учитель:

 - Да, у каждого из нас свой путь исканий, но чтобы этот путь был правильным, нужно соблюдать Законы совести. Каковы же они? Давайте послушаем, какие Законы нам предлагают ребята.

Ученики: (первая группа учащихся объявляет Законы совести, вторая – показывает оформленные литы законов). (см. Приложение № 3)

^ ЗАКОН «ПРАВДЫ»: Правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям!

Будь правдив!

 ЗАКОН «ДОБРА»:  Будь добр к ближнему, и добро вернётся к тебе!

Будь добр!

^  ЗАКОН «ЛЮБВИ»: Любовь – одно из древнейших и наиболее уважаемых чувств!

Цени любовь!

 ЗАКОН «МИЛОСЕРДИЯ»: Прежде чем требовать внимания к себе, прояви его к окружающим тебя людям! Помни об интересах, нуждах, потребностях ближнего!

Будь милосерден!

^ ЗАКОН «ЧЕСТИ»: Помни о своей духовной силе, долге, благородстве и достоинстве!

Береги честь!

 ЗАКОН «СМЕЛОСТИ»: Вчера ты струсил, но сегодня ты в коллективе!

Будь смел!

^ЗАКОН «ЭКОЛОГИИ»: Природа – твоя прародительница и помощница!

Охраняй природу!

 ЗАКОН «ОТЦОВ И ДЕТЕЙ»: Предки уважаемы у всех народов. Чти родителей своих и сохраняй всё сотворённое ими!

Родителям почёт и уважение!

^  ЗАКОН «ПАТРИОТИЗМА»: Народ, забывший свою историю, умрёт!

Будь патриотом!

 ЗАКОН «СВОБОДЫ»: Все рождаются свободными. Живёт свободно только тот,кто находит радость в исполнении своего долга!

Помни: не тебе должны, а ты должен!

КТО? – если не ТЫ?

Учитель:

 - Большое спасибо вам, ребята, за проделанную работу! Как вы думаете, должны мы следовать этим законам, стараться их соблюдать?

 (рассуждения учащихся)

Ученик: Не надо бояться густого тумана,

 Не надо бояться пустого кармана.

 Не надо бояться быть честным и битым,

 А надо бояться быть лживым и сытым.

 Сумейте всем страхам в лицо рассмеяться,

 Лишь собственной глупости надо бояться.

Не надо бояться тяжёлой задачи,

 А надо бояться дешёвой удачи,

 Не надо бояться ни горных потоков,

 Ни топей болотных, ни грязных подонков.

 Сумейте всем страхам в лицо рассмеяться,

 Лишь собственной трусости надо бояться.

Учитель: Давайте проведем разминку для души. Чувствует ли она добро и зло? Выйдите из-за столов и встаньте кружком. Разминка пройдет в форме игры "Добро и зло". Я буду называть различные слова. Некоторые из них вы услышите впервые. Если слово доброе, хорошее - вы поднимаете руки вверх, если означает что-то плохое, недоброе - опускаете руки вниз. Начнем: МИЛОСЕРДИЕ, МАЛОДУШИЕ, ПОСЛУШАНИЕ, ГОРДЫНЯ, ЧИСТОСЕРДЕЧНОСТЬ, ЗАВИСТЬ, САМОЛЮБИЕ, ГНЕВ, РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ (дети опускаются все ниже и ниже), ПЬЯНСТВО, КУРЕНИЕ, СКВЕРНОСЛОВИЕ (дети встают на четвереньки).

 Что с нами произошло? "Опустились", встали на четвереньки.

 На кого мы стали похожи? На животных. Так и бывает в жизни - творя все то, из-за чего мы опустились, человек перестает быть похожим на человека.

 Нравится вам так стоять? Удобно? Давайте вновь станем людьми.

 Помогайте мне и называйте слова, которые поднимут нас: ТЕРПЕНИЕ, ПОКАЯНИЕ, СМИРЕНИЕ, РАДОСТЬ, МИР... , ЛЮБОВЬ (детские руки взлетают вверх).

- Русский педагог В. А. Сухомлинский писал: « Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека. Не причиняй своими поступками, своим поведением боли, оскорбления, беспокойства, тяжёлых переживаний другим людям, умей поддержать, помочь, подбодрить человека, у которого горе. Помни, что такое же горе может прийти и к тебе. Не будь равнодушным. Равнодушие – одеревенение и окостенение сердца. Равнодушный – это душевно слепой человек».

 - Я хочу вам, ребята, пожелать быть совестливыми людьми. Я хочу, чтобы каждый из вас был Человеком в полном смысле этого слова, Человеком с большой буквы!

Познай себя, мой маленький друг,

 Узнай друзей и мир вокруг.

 Расти Человеком! Я помогу.

 К добрым делам тебя поведу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "О совести"

Разработка классного часа "О совести"...

Классный час "Как совесть Незнайку мучила..."

Классный час на тему «Как совесть Незнайку мучила…». Ребята вместе с классным руководителем  попытаются помочь Незнайке понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответст...

Классный час "Забота о родителях - дело совести каждого"

Классный час направлен на формирование у учащихся семейных ценностей, самоопредение в своей семье. Содержит презентацию....

Классный час "Совесть – внутренний судья человека»

Можно проводить в рамках месячника по профилактике правонарушений....

Личностно-ориентированный классный час «Совесть – это наш внутренний судья»

Личностно-ориентированный классный час в 8 классе на тему "Совесть - это наш внутренний судья" призван решить следующие задачи: - формировать умение критически относиться к себе, давать честную оценку...

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Классный час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»

Классный  час «Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей»...