Воспитательная программа формирования нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников
классный час (10 класс) на тему

Елена Ивановна Афанасьева

Использовала в 10 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnaya_programma.docx24.01 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная программа "Формирование нравственных ценностных ориентаций у старшеклассников"

Разработана классным руководителем 10  класса МБОУ «Тарусская Средняя общеобразовательная школа №1 имени  героя России М.Г.Ефремова»Афанасьевой Е.И.

Пояснительная записка.
  Нравственный человек - это человек, соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали, человек, выработавший определенную систему ценностей, соответствующую общественной морали.
Именно нравственное воспитание является стержнем воспитания, и классный руководитель именно в этом направлении должен организовывать, планировать и прогнозировать свою работу. Предлагаемая программа имеет своей целью формирование у ребенка устойчивой нравственной позиции, умения существовать в социуме.
Основная цель воспитательной работы - стимулирование самостоятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя, формирование классного актива, деятельность органов самоуправления, воспитание ответственности за порученное дело.
Решению данных задач могут способствовать следующие формы работы: классное собрание, деловая игра, конференция, анкетирование, беседа.
Планирование воспитательной работы в 10 – 11 классах осуществляется с учетом характеристики коллектива, сложившихся в нем взаимоотношений, традиций, интересов. Большое внимание уделяется инициативе учащихся в планировании и самостоятельности в проведении мероприятий. Роль классного руководителя проявляется в оказании практической помощи в организации коллективных дел, анализе результативности работы актива, состояния классного коллектива и личности ребенка. В связи с тем, что подростки данного возраста испытывают много психологических проблем, большое внимание уделяется индивидуальной работе с учащимися.
 Методологическими ориентирами в построении модели деятельности классного руководителя по воспитанию в классе нравственных ценностей являются такие подходы, как системный, деятельностный, проблемно-целевой, культурологический, аксиологический, личностный.
Ведущие идеи модели:
* приоритетом воспитательной системы класса является воспитание нравст¬венных ценностей как ядра личности;
* гуманистическая направленность воспитания - основа воспитания нравст¬венных ценностей старшеклассников, где личность выступает «мерой всех вещей»;
* воспитание нравственных ценностей «пронизывает» всю деятельность классного руководителя.
В работе определен следующий состав моделируемых компонентов воспитательной системы класса: 
ценностно-целевой, субъект-субъектный, содержательный.

Рассмотрим компоненты воспитательной системы класса.
1. Ценностно-целевой компонент включает в себя цели воспитания нравственных ценностей старшеклассников; приоритетные идеи построения воспитательной системы, ориентированные на формирование нравственных ценностей.
 Главными целями воспитательной системы класса являются:
• создание единой воспитательной направленности в становлении и развитии личности старшеклассников по воспитанию нравственных ценностей;
• удовлетворение национально-культурных запросов через систему нравственных оценок, поисков и поступков учащихся;
• воспитание потребностей к нравственному саморазвитию и самоактуализации.
  Исходя из целей, моделируемыми нравственными ценностями становятся: гуманность, доброта, любовь, милосердие, чуткость, толерантность. При конструировании целей классный руководитель ориентируется на:
• цель-идеал, к которому стремится общество, школа, классный руководитель; 
• цель-процесс, направленный на проектируемое состояние воспитательного процесса для воспитания желаемых нравственных ценностей старшеклассников;
• цель-результат как желаемый образ выпускника, который планируется достичь. 
Главная характеристика нравственных ценностей - ориентация на добро (во благо).
Рефлексивное управление
1. критерии и показатели эффективности управления воспитательной системой;
2. анализ и оценка результативности;
3. воспитательный анализ управления системой;
4. самоуправление

Процессуальные цели неразрывно связаны с результативными, т.к. они предусматривают изменения в воспитательном процессе, обеспечивающие достижение желаемого образа выпускника. Формулируем их следующим образом:
* приобщение учащихся к общечеловеческим нравственным ценностям и ценностям русской национальной культуры;
* повышение роли ученического самоуправления в планировании, организации и анализе жизнедеятельности в классном сообществе;
* участие родителей в подготовке и проведении ключевых воспитательных дел в классе для перспективного развития учащихся и классного коллектива.
В связи с этим вытекают задачи воспитательной системы класса, ориентированной на формирование воспитание нравственных ценностей:
* развитие детей на основе принципов гуманизма, личностно ориентированного воспитания;
* развитие духовно-нравственных ценностей и утверждение их в сознании и поведении старшеклассников через духовное возрождение народных обычаев, семейных традиций;
* создание условий для нравственного самовыражения личности;
* развитие и динамика становления субъект-объектных отношений между членами классного сообщества;
* педагогическая поддержка личности;
* построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, признания индивидуальности каждого члена коллектива.
2. Субъект-субъектный компонент включает в себя взаимодействие следующих субъектов: классного руководителя, учащихся класса, родителей класса, зна¬чимых взрослых (администрацию, учителей-предметников, психолога, социального педагога, библиотекаря и др.).
Особое место в воспитательной системе класса отводится классному руководителю как главному участнику и заинтересованному лицу в успешном функционировании воспитательной системы класса. Он разрабатывает как близкие, так и далекие цели воспитательной системы, прогнозирует результат своей деятельности по воспитанию нравственных ценностей старшеклассников, осуществляет индивидуальный подход к старшеклассникам.
Функции классного руководителя по разделу «Воспитание нравственных ценностей»:
* изучение приоритетных жизненных ценностей и ориентиров и нравственных ценностей;
* введение в практику тренинговых часов саморазвития с целью изучения учащимися собственных волевых качеств, нравственных убеждений;
* изучение с учащимися традиций и обычаев народов мира, своей страны, города, в котором проживают; традиций своей семьи, школы;;
* организация фестивалей, концертов, демонстрирующих примеры нравственности, образы освоения и преобразования нравственной культуры;

* развитие диалогического стиля мышления.

Задачами в деятельности классного руководителя по воспитанию нравственных ценностей являются: изучение личности учащихся, их склонностей, интересов с целью оказания помощи и поддержки в нравственном саморазвитии и самоопределении; создание гуманистической атмосферы в классе как условия воспитания нравственных ценностей учащихся. Основными направлениями в деятельности классного руководителя по развитию нравственных ценностей являются: индивидуальная работа с учащимися и родителями классного сообщества; организация эффективной коллективной деятельности; организация воспитывающей среды и оказание педагогической поддержки; взаимодей-ствие со всеми субъектами воспитательной системы класса и школы.
Вышеназванные задачи помогают адекватно выстраивать отношения со следующим участником субъект-субъектных отношений - учащимися класса. Учащиеся класса являются полноправными субъектами развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы класса. Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными особенностями, возрастом учащихся, влияющими на создание индивидуальной воспитательной системы класса. Особенностью возраста старшеклассников является вступление в период юности. Для них характерна потребность в диалоге, их интересует поиск решения проблем, не только с целью «найти истину», но и чтобы самоутвердиться. Ценнейшим психологическим приобретением юности является открытие своего внутреннего мира, которое равнозначно «для юноши настоящей коперниковской революции» (И.С. Кон).
Третьим важным компонентом в создании воспитательной системы класса являются родители. Они выполняют важные функции при создании воспитательной системы нравственной ориентации, принимая активное участие в построении модели класса, в составлении плана воспитательной работы классного руководителя, в событийной деятельности класса, ощущая нравственное единение со своими детьми и с классным руководителем.
Четвертый компонент - включение других значимых взрослых (учителей-предметников, администрацию, психолога и др.) в субъект-субъектный компонент моделирования воспитательной системы класса Наиболее плодотворным типом взаимодействия классного руководите ля, учителей-предметников, учащихся и родителей по воспитанию нравственных ценностей является сотрудничество, которое предполагает: объективное знание, взаимопонимание, опору на лучшие стороны друг друга; гуманные, доброжела-тельные и доверительные взаимоотношения; активность взаимодействующих сторон в установлении контактов и организации деятельности; совместно осознанные и принятые цели и правила действий; положительное влияние друг на друга, стимулирующее нравственный и творческий рост детей, родителей и самих педагогов.

3. Содержательный компонент моделирования воспитательной системы класса носит полиструктурный характер, он выполняет системообразующую роль и обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Основу содержательного компонента составляет совместная деятельность субъектов воспитательного процесса, ориентированная на становление у воспитуемых нравственных ценностей. Содержательный компонент выполняет следующие функции: ориентирующую (обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования); субъектно-личностную, основанную на выявлении ценностей существования себя и других людей; операционную - создание своей роли, понимание и осознание исторического прошлого и будущего; духовную - ориентация на духовно-нравственные общечеловеческие ценности, нормы и правила в поведении и поступках.
Воспитательная система класса строится на основе содержательной программы воспитания. 
Цели и задачи программы:
* воспитание нравственных ценностей старшеклассников на основе их ознакомления с правилами нравственного поведения, анализом нравственных ситуаций;
* ознакомление с правилами культурной жизнедеятельности и поведения в
различных жизненных ситуациях;
* формирование нравственной среды воспитания в классе и создание условий личностного нравственного развития ценностных ориентации.
Разработанная программа воспитания нравственных ценностей состоит из 35 тем. 
Программа реализуется в различных формах взаимодействия на классных часах, дискуссиях, беседах, тренингах, практикумах, факультативных занятиях.  Работа по программе раскрывает содержательную сущность данной модели, ориентированную на воспитание нравственных ценностей у старшеклассников.
Содержание программы по воспитанию нравственных ценностей у старшеклассников:

Раздел 1.Основы самопознания.

Раздел 2.Основополагающие этические понятия.

Раздел 3.Мотивационная сфера личности.

Раздел 4Этические понятия и опыт.

Раздел 5. Человек среди людей.

Раздел 6. Мир эмоций.

Раздел 7. Милосердие.

Раздел 8. Две половинки целого.

Раздел 9. Дорога к себе.

Раздел 10. Профессиональная успешность.

Раздел 11.Постскриптум.

Календарно-тематическое планирование  курса( 35ч.)

Тема

Кол-во уроков

Дата

Примечание

Основы самопознания.

1.

Самосознание личности

1

2.

Психологическая защита личности.

1

Основополагающие этические понятия

3.

Поиск смысла жизни.

1

4.

Наведение порядка внутри себя.

1

5.

Золотое правило нравственности.

1

6.

Совесть как внутренний нравственный закон.

1

7.

Десять заповедей

1

8.

Слово о родителях.

1

9.

Легко ли признавать свои ошибки?

1

10.

Саморазвитие личности.

1

Мотивационная сфера личности.

11.

Источники активности человека.

1

12

Направленность личности.

1

13.

«Я» крупным планом. (практикум)

1

Этические понятия и опыт.

14.

Эгоизм и альтруизм.

1

15.

Долг и свобода.

1

16.

Любовь к Родине.

1

Милосердие.

17.

Справедливость.

1

18.

Понятие о милосердии. Законы милосердных отношений.

1

Человек среди людей.

19.

Воспитание характера. Характер и общение.

1

20.

Конфликты в нашей жизни.

1

21.

Умение сказать «нет».

1

22.

Не судите –да не судимы будете.(о толерантности).

1

Мир эмоций.

23.

Эмоции и чувства.

1

24.

Удовольствие и счастье.

1

Две половинки целого.

25.

Идеал.

1

26.

Биопсихосоциальная природа любви.

1

27.

Нравственность и пол.

1

28.

Семья-это семь «Я».

1

Дорога к себе

29.

Спасти нельзя- можно спастись.

1

Профессиональная успешность

30.

Способности.

1

31.

У кого ума палата? (практикум)

1

32.

Развитие способностей.

1

33.

Темперамент.

1

34.

Построй свой дворец.

1

Постскриптум.

35.

Программа саморазвития.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций на уроках русского языка и литературы

В докладе представлен опыт работы по духовно-нравтсвенному воспитанию на уроках русского языка и литературы....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Актуальность данной работы заключается в том, что физическая культура для большинства учащихся ещё не стала  личной ценностью, уровень их образованности в этой сфере остаётся низким, многие из ни...

Доклад « Формирование нравственных ценностных ориентаций школьников во внеурочной деятельности"

В сообщении рассказывается об опыте внеурочной работы школы -интерната  №22 ОАО "РЖД"...